Беседы с батюшкой. Страстная седмица

22 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня тема нашей передачи – Страстная седмица. Расскажите, пожалуйста, о значении и смысле Страстной седмицы.

– Страстная седмица – последняя седмица святого поста, которая в богослужебном круге стоит особо. Вместе с тем она является как бы усиленным продолжением поста, потому что по Типикону, по церковным уставам и правилам эта седмица требует от человека особенных духовных сил, чтобы встретить воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Она идет сразу за Цветоносной неделей и имеет название еще Великой седмицы, потому что именно в эти дни Страстной седмицы включается вся наша надежда на воскресение.  Проживается вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа, когда Он проходил Свое Божественное послушание, учительство; когда Он Своею плотию добровольно взошел на крест... Проходит определенное время, указанное в Священном Писании, и Он воскресает, являет победу жизни над смертью.

– Расскажите о значении каждого дня Страстной седмицы. Не случайно они названы Великими днями.

– Действительно, это дни подготовки, особенной усиленной молитвы, особенного состояния и содержания духа каждого православного человека. Божественные дни, страстные дни наполнены каждый своим смыслом. Следует отметить, что в понедельник, вторник и среду совершается литургия Преждеосвященных Даров; в четверг совершается литургия Василия Великого; в пятницу литургия не совершается. В Великую Субботу также совершается литургия Василия Великого. Это уставные особенности. Люди, которые будут приходить в храм Божий, могут участвовать в богослужениях, подготавливаться особенным образом и принимать Святые Христовы Таины. Частота принятия Святых Христовых Таин зависит от людей, которые будут подходить к этой святыне, и, конечно, от благословения их духовника.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, который был продан своими братьями (как прообраз страдающего Иисуса Христа). Также вспоминается евангельское повествование о проклятии Иисусом Христом смоковницы. В этом евангельском повествовании является образ, символизирующий душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник такой суточный круг богослужения – и смысл наполнен именно этими воспоминаниями.

В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом Христом фарисеев, книжников. В богослужении мы используем главу 23 Евангелия, а также притчи, которые были произнесены Иисусом Христом в Иерусалимском храме. Первая притча – о дани кесарю (когда Иисуса Христа искушали); притча о воскресении мертвых; о Страшном Суде; о кончине мира; о десяти девах; о талантах.

Великий Вторник наполнен именно жизнью Божественного нашего Учителя Господа Иисуса Христа, когда Он безбоязненно, открыто учил людей, проявлял любовь, заботу о душах тех, кому проповедовал; призывал людей к покаянию. Люди, к которым Он пришел сначала, Его не приняли, не узнали. Многие не узнали. А те, кто узнал, решили предать Его.

Великая Среда. Православные христиане с очень скорбной душой и сердцем воспоминают решение ученика Господа Иисуса Христа Иуды Искариотского о предательстве своего Учителя за тридцать сребреников. Мы знаем, какая судьба была у этого ученика. Это мы читаем в Евангелии от Матфея. Также в этот день воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, приготовила Его таким образом к погребению. Мы помним, что когда Христос принял действие этой грешницы, Он сказал: где бы ни было проповедано Евангелие, это действие узнают все люди. Действительно, где проповедуется Евангелие, где говорится о жизни Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, мы видим образ и само действие, которое было совершено этой грешницей по отношению к Божественному Господу Иисусу Христу.

– Образ этой грешницы, наверное, противопоставляется образу Иуды, который говорил, что эти деньги можно было бы раздать нищим.

– Конечно, в Евангелии об этом сказано. Каждому православному человеку дается возможность осмыслить и взвесить в своем уме, своем сердце свою жизнь: что праведного делаю я, как я грехом перекупаю праведность; что я должен сделать хорошего, чтобы спастись. Но по своей немощи, гордыне, своему суемудрию я делаю наоборот, не иду в сторону Господа Иисуса Христа, а занимаюсь своей греховной жизнью. Поэтому Евангельское повествование говорит о том, чтобы человек прежде всего обратил взор в свое сердце.

Великий Четверг. Православные христиане воспоминают четыре очень важных события: это Тайная Вечеря; омовение Христом ног Своим ученикам-апостолам; молитва Христа в Гефсиманском саду; предательство Иуды. Готовится Плащаница, которая полагается на гробнице.

Следующий день – Великая Пятница. Очень насыщенный богослужебный день, день скорби. Каждая душа христианская, все православные люди воспоминают событие, когда Божественного Учителя нашего, Господа  Бога и Спасителя Иисуса Христа осуждают, избивают, ведут на смерть и по своему жестокосердию, высокоумию убивают Его позорной смертью.

– Наверное, это самый скорбный из дней Страстной седмицы.

– Устав предписывает вообще воздерживаться от пищи. Если люди могут вместить это в себя. Конечно, те, кто будет участвовать в богослужении, кто будет смотреть трансляцию наших православных телеканалов, могут присовокупиться к общей когорте верующих и по возможности держать пост ради солидарности, ради любви к Господу нашему Иисусу Христу.

В пятницу мы вспоминаем о суде, распятии и крестной смерти Спасителя, которые описываются в Евангелии от Матфея. Богослужебный день очень насыщен; читаются особые Евангелия – Двенадцать Евангелий Страстей Христовых. На вечерне выносится Плащаница и поется канон о распятии Господа «На плач Пресвятой Богородицы». Это очень торжественное, праздничное богослужение, которое выражает и скорбь, и радость. Мы видим Христа для поклонения, для созерцания. Для того, чтобы мы могли этот образ построить у себя и в голове, и в сердце и этим образом выместить из сердца все то, что неполезно для него: скорбь, злобу, ненависть, различные мысли... Когда этот большой образ Плащаницы вмещается в наше сознание, это помогает нам избавиться от всякой скверны и нечистоты.

Очень часто много православных христиан приходит в этот день в храм Божий, чтобы поучаствовать в особенном действии – крестном ходе, когда Плащаницу обносят вокруг храма. Это событие действительно и скорбное, и радостное. Мы как бы идем за Христом, под сенью Христа, как бы участвуем в той процессии, когда божественные ученики снимают тело Христа со креста, когда омывают Его, заворачивают в плащаницу и несут во гроб. Люди, ходившие за Христом, видевшие эти страдания, слышавшие о них, пришли, чтобы на них посмотреть; старались присовокупить себя к этому спасительному действию, очень желанному, душевному и вместе с тем и духовному... И каждый человек в этот день старается помолиться, поучаствовать в крестном ходу, послушать божественные песнопения, службу, попросить у Бога прежде всего благословения и помощи в спасении.

Также мы должны помнить, что Великая Пятница – это день особый, скорбный. В этот день лучше воздержаться от просмотра телевизора, от прослушивания новостей, которые могут нас увести в сторону. Людям, которые называют себя православными, но участвуют в каких-то спорах, в житейских делах, отвлекающих их от Церкви Христовой, от воспоминания о страданиях Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, праведности в сердце это не прибавляет. Это уводит душу от святости, к которой мы шли на протяжении всего Великого спасительного поста до встречи воскресшего Господа Иисуса Христа.

В Великую Субботу мы воспоминаем погребение Господа Иисуса Христа. Мы можем прочитать об этом в Евангелии от Матфея. Воспоминаем пребывание Его тела во гробе, сошествие Его душою во ад и возвещение пребывающим там о победе над смертью. Для многих людей, не верящих в Бога, в воскресение, это действие как переломный момент, поломка их ума, если хотите. Они не понимают, каким образом это все происходит. Они не понимают Божественных вместилищ, где пребывают души. Для них жизнь человека –  отрезок времени от рождения до смерти. Тело распадается, больше ничего не существует. О душе, духе они слышать ничего не хотят. Если и прочитали что-то, услышали об этом, то не воспринимают это серьезно.

А мы, верующие люди, потому и называемся верующими, что верим в воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы верим в то, что Он нам предвозвестил нашу судьбу, что будет потом, после нашей смерти, после всеобщего Суда и воскресения, когда мы будем вместе с Господом нашим Иисусом Христом, как об этом пишет божественный апостол Павел. Для нас, верующих людей, эти особенные, спасительные дни, которые напоминают нам о судьбе и жизни Богочеловека Господа Иисуса Христа, имеют большую практическую духовную ценность. Поэтому Церковь выделяет эти дни в особенный недельный круг богослужений. Совершается особая усиленная молитва, особое действие происходит в эти дни, когда душа человеческая стремится к тому, чтобы измениться, «отформатировать» себя для того, чтобы попасть в Царствие Небесное.

В субботу мы должны вспомнить вот что. У нас в студии не случайно изображение Иерусалимского храма. В этот день мы всегда ожидаем одного важного чуда для всех православных людей – схождения Благодатного огня, которое происходит в Великую Субботу. Когда человек получает эту радостную весть, он всегда особенно настроен предпасхальным чувством и совершает сретение Пасхи с этим Благодатным огнем. Он думает, и знает, и верит, что Господь снова оказал человечеству милость и благословил Своим Божественным покровом, Божественным благословением весь человеческий род, призывая нас ко спасению и открывая нам врата Царствия Небесного, чтобы мы посмотрели все эти красоты.

– Вы сказали, что в Великий Вторник читается Евангелие о Страшном Суде. Я подумал, что еще до начала поста одна из подготовительных недель посвящена как раз Страшному Суду. Получается, что Евангелие о Страшном Суде как бы обрамляет Великий пост – оно в начале и в конце поста.

– В течение всего Великого поста, если использовать весь предложенный арсенал богослужебных текстов, который предлагает нам богослужебный Устав, присутствует идея о сошествии в мир Спасителя, Его проповеди, Его Божественном воскресении, вознесении и обещании, что Он придет с определенной миссией, когда будет вершить Страшный Суд. На протяжении всего Великого поста естественным образом есть эта мысль, идея, эта программа, если хотите, для того чтобы мы перепрограммировали себя, свой грешный ум, свои мысли. Это все существует именно для того, чтобы настроить человека, информировать, известить его, чтобы достучаться до каждого сердца, до каждого ума… Бог-то человека не может изменить, если человек не хочет измениться. Господь предлагает ему это еще и еще раз, зная о нашем устройстве, о нашей неспособности все время жить так, как Господь прописал в Своем Божественном Промысле. Нам все время нужно напоминание, уверение. Надо поддерживать свою веру (как говорит апостол Павел: как подкидывают дрова в печь, чтобы очаг веры не гас).

Так что если мы думаем, что встретили эту Пасху, что подготовились к ней, над какими-то грехами поработали, изменили свое сердце, свой ум и дальше уже грешить не будем, то мы очень сильно ошибаемся. Почему существуют годичные круги богослужения, недельные, праздники подвижные и неподвижные? Для того, чтобы все время человек об этом не забывал. У нас есть такая способность, функция – забывать, что-то упускать, охладевать. Апостол призывает к тому, чтобы не охладевать в вере. Нам все время надо возгревать нашу веру чтением Священного Писания, Священного Предания. А все богослужение – это, если хотите, Писание и Предание в действии. Нельзя сказать, что это какое-то театральное представление. Это прожитая Церковью жизнь и выработанные ею в течение двух тысяч лет определенные действия, помогающие нам более совершенно воспринимать ту информацию о спасении, которую нам предлагает Церковь.

– Расскажите об особенностях богослужения во время Страстной седмицы. Что такое пассия?

– Пассия совершается четыре раза за весь пост, со второй по пятую седмицы Великого поста. Это особое богослужение, которое имеет позднее возникновение, но вместе с тем призывает человека к тому, чтобы душа и сердце его понимали, что происходит в Великом посту. Это особенно важно для современного человека, потому что прочитывается Священное Писание, Евангелие, читается особый Акафист Страстям Христовым, особые Страстные Евангелия, которые также будут повторяться в определенный день. Пассия – от слова «пассио»  («страдать»).  Совершаются они обычно в воскресные дни после вечернего богослужения, там есть уставные особенности. Цель пассии – чтобы мы все время находились в духовном напряжении, таком духовном состоянии, чтобы все дни Великого поста проживать вместе со Христом, чтобы изменить в себе грешного человека, изменить свое греховное естество. Потому это очень важное, очень красивое богослужение.

Со временем церковные композиторы создали особые напевы, особый стиль песенных изложений этого богослужения. Оно навевает не скорбь, не тревогу, не тоску; оно как бы направлено внутрь человеческого сердца, в центр человеческой души, чтобы человек радостнее отнесся к идее Господа Спасителя исцелиться от своих грехов. То есть это такое духовное действие, духовное лекарство, которое необходимо каждому человеку.

– Страстная седмица – дни особого духовного напряжения, особой духовной работы, дни покаяния и молитвы. Каковы плоды настоящего покаяния и настоящей молитвы?

– Хотелось бы, чтобы эти плоды были реальными, действенными, видными и благодатными, поэтому когда Церковь предлагает нам особый ритм, особый темп богослужебного делания, она надеется на то, что особые изменения произойдут и в человеке. Мы можем говорить об изменениях в нашем греховном сознании тогда, когда перестаем грешить, совершать ошибки, греховные действия. Когда мы стараемся при помощи интенсивной богослужебной жизни настроить себя на определенную тональность, чтобы, находясь в узких вратах (ведь в посту мы отсекаем все лишнее, ограничиваем себя во всем), идти «туннельным» путем к спасительному Свету, Который есть Господь Иисус Христос…

В психиатрической практике состояние туннельного мышления рассматривается как патология. Но в данном случае это состояние, когда мы отсекаем от себя все лишнее, это является способом достижения цели. Мы избавляемся от лишнего груза, от ненужных вещей, ненужных эмоций, действий, когда живем по-церковному. Если хотите, мы можем для внешнего мира даже стать несколько неинтересными. Говорят: «Почему ты такой угрюмый, грустный?» (хотя Христос и говорит: когда поститесь, не надевайте на себя маску лицемера, не будьте как лицемеры, а помажьте свою голову елеем, чтобы являть миру радость о воскресении). Если мы ученики Господа нашего Иисуса Христа, то должны определенным образом показывать, что мы не какие-то актеры, которые имеют бледные лица. Кстати, были даже такие моменты в жизни нашей Церкви, когда люди с пунцовым лицом, чтобы придать ему серость, особенно в дни Великого поста, дышали над серой. Происходил спазм сосудов, и люди выглядели уныло, немножко «запостившимися».

– Специально, чтобы произвести впечатление.

– Да. Мы должны избавляться от такого. Но вместе с тем мир узнает нас, православных людей, православных христиан, когда мы немножко не такие, как все. Там, где пошлятинка, где непонятно что творится, мы это не воспринимаем или к этому не имеем никакой причастности. Нас это не интересует, мы от этого не смеемся. Наоборот, хотим удалиться, уединиться от всего веселящего, смешного, напыщенного, ненастоящего. Потому эти дни Страстной седмицы на каждого православного человека накладывают определенный эмоциональный отпечаток. Так что удивляться здесь не стоит. Если нас будут осуждать или говорить, что мы какие-то православные святоши, – ну и слава Богу. Мы не должны этого бояться. Нужно перекреститься, улыбнуться и поблагодарить людей за то, что они очищают нас своим осуждением, своим роптанием. Но вместе с тем мы не должны что-то делать как книжники и фарисеи, которые на площадях молились, особенно размашисто руки воздевали к Богу. Вместе с тем мы не должны бояться, если нам скажут, что мы не такие, как все. Да, мы действительно иные.

– Что может помешать в дни Страстной седмицы провести время с духовной пользой, глубоко, насыщенно, по-настоящему?

– Враг рода человеческого не дремлет, всегда будет искать особенные моменты, чтобы как-то зацепить человека, обозлить его, отодвинуть от святыни, от святости, взбудоражить в нем эмоции. Мы не должны удивляться этому явлению, но должны просить у Бога, чтобы Он давал нам сердце чистое, сон легкий, как говорится в молитве, чтобы душа наша была спокойной, сердце умиротворенным, мысли собранными. Когда мы будем думать о Спасителе, в нашей голове не будет места для лукавого. Молитва Иисусова имеет такое особенное действие – помогать избавляться от злых, недобрых мыслей, от того, чтобы мы не отвлекались на посторонние стреляния лукавого.

– А если эти стреляния происходят от близких людей?

– А близкие люди всегда имеют самые сильные стрелы дроковы, как написано в Священном Писании Ветхого Завета, в Псалтири. Это особенные стрелы. Если ими попадали, допустим, в солому или деревянное жилище, то они воспламеняли это жилище, потому что несли в себе угольки. Чтобы эти стреляния дроковыми стрелами от близких не имели такого разрушительного действия, мы должны умиротворить свое сердце. Может быть, на некоторое время разойтись по разным комнатам, пожить своей жизнью, насытить свой день особенными молитвенными действиями. Поэтому Церковь призывает людей приходить в храм Божий и проводить там максимальное время – молиться, быть с общиной, с Богом, вспоминать о Боге.

Этот момент из общесемейной жизни немножко исключен. Каждый занимается своим делом. Кто хочет к Богу – идет к Богу, кто хочет посмотреть телевизор – ну, пусть смотрит. Конечно, христианская дипломатичность должна быть в семье, чтобы не было ссор на почве веры, на почве твоего жизненного христианского делания. Хочешь помолиться, попоститься – надо уметь дома сказать о том, что это имеет для тебя особенное значение, примерно такое же, как для другого имеет значение что-то важное в его жизни. Такая христианская дипломатия должна иметь место. Мы должны помнить, что лукавый дремать не будет, обязательно будет что-то происходить. Вместе с тем просите у Бога милости, помощи и поддержки.

– Если во время Страстной седмицы появляется масса дел, начинают звать куда-то, объем обязанностей на работе возрастает, как с этим справиться?

– Как говорил Христос: кесарю кесарево, а Богу Богово. Если это необходимо для того, чтобы выполнить определенный объем твоих послушаний, рабочих обязанностей, – делай, только проси у Бога помощи, поддержки, благословения. Если ты сам хочешь себя нагрузить работой – выбери, что для тебя главное. Для меня церковь главное, я могу от одного отказаться, от другого, от приглашения в гости. Сказать: «Я пойду в церковь, пойдем со мной. Помолимся, Евангелие почитаем, послушаем богослужение».

– То есть проявлять инициативу и «заражать» людей…

– Конечно. Как общество может нам что-то предложить, так и мы можем свои предложения открыть для общества.

– Что Вы посоветуете нашим телезрителям, чтобы они могли глубоко, по-настоящему почувствовать пасхальную радость? Как провести дни Страстной седмицы, чтобы пасхальная радость была настоящей?

– Просите у Бога помощи, поддержки, чтобы Он давал силы пронести свой крест, молитвенное правило, наши мысли, надежды с особым достоинством. А Пасха… Наверное, каждый человек ее почувствует, потому что Господь, мне кажется, посылает в атмосферу какое-то духовное вещество, которое чувствуется всеми людьми примерно одинаково и радостно: что происходит что-то новое, что Господь особым образом действует эмоционально на сердца и верующих, и неверующих людей. Дай Бог, чтобы каждый человек имел потребность в Боге. У человека, который имеет потребность в Боге, все с помощью Божией получается. Человек, который не имеет потребности в Боге, обязательно по своей человеческой слабости где-то запинается, спотыкается, падает.

– Может быть, какие-то особые смысловые моменты из событий Страстной седмицы Вы хотели бы подчеркнуть? Напомнить нашим телезрителям моменты, которые несут особый актуальный духовный смысл…

– Конечно, я хотел бы обратить внимание, чтобы люди, которые работают, имеют дачи, домашние обязанности и проблемы, во главу угла поставили все-таки не поездку в эти святые дни на дачный участок (посмотреть, как там подснежники цветут или тюльпаны завязались), а обратили внимание на то, чтобы прийти в храм Божий и уделить время своей душе. Взять своих детей (верующие они или неверующие), пойти в храм Божий, окунуться в эту духовную атмосферу, чтобы получить определенный, если хотите, заряд благодати, чтобы получить эту Божественную энергию, благодатную силу в Церкви, в особенном месте, где пребывает Христос и святые особым образом. Где молитва доносится до Бога особенным образом и с особенной скоростью, если хотите.

Дома нас многое отвлекает; на даче, участке, в других хозяйственных делах и послушаниях мы очень часто рассеиваемся. Мы не можем свое сердце настроить на тон божественной любви, пребывать в ней не можем. Поэтому всех призываю пойти в церковь, особенно в пятницу обязательно надо сходить в храм Божий. В субботу обязательно идти в храм Божий, поклониться Плащанице.

Конечно, многие люди будут готовиться к Светлому Христову Воскресению и готовить пасхальные куличи, яйца. Но мы должны помнить, что не это главное. Мы должны помнить, что главное – не освятить в субботу яйца и куличи. Мы должны прийти в субботу поклониться Божественному Спасителю, нашему Учителю Господу Иисусу Христу за то, что Он произвел великую Жертву – искупил все человечество Своей честной Кровию. Поклониться Плащанице, облобызать на ней Божественные ноги Спасителя, Его руки, Евангелие... И, конечно же, настроить свое сердце на принятие Христа воскресшим, восставшим, чтобы в дальнейшем обнадежить себя и жить измененной праведной жизнью.

Всех людей хотел призвать к этому действию, потому что мы очень часто задаем вопрос: почему наша вера ослабевает, традиции уходят в никуда? А потому, что каждый человек начинает жить своей жизнью, понятной только ему одному... Мы должны вместе радоваться, воспевать, славословить воскресшего Спасителя. А у нас получаются какие-то собственные домашние дела, которые перекрывают всю святость идеи Церкви: чтобы человек изменился и в дальнейшем имел надежду наследования Царства Небесного. Поэтому особенно в эти дни нам нужно перебороть ветхого человека. Не должен побеждать нас какой-то маленький хозяйственник, мы все равно этих вопросов не решим за эти дни. Но если мы уделим в эти дни особенным образом внимание нашей душе, нашему духу, нашему сердцу, то получим от этого огромнейшую пользу – духовную, сердечную, душевную. Я верю и знаю, что Господь, когда мы просим Его войти в нашу жизнь, входит в нее и освящает ее. И жить со Христом становится легче.

Пусть Божье благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать