Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

5 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках протоиерей Максим Кравченко.

– Сегодня мы будем отвечать на вопросы телезрителей.

Первый вопрос: «Когда я думаю и сожалею о грехах, то впадаю в уныние, так как понимаю, что грехов моих больше, чем я их замечаю на самом деле. Как сочетать раскаяние в грехах с надеждой на милосердие Божие?»

– Мы живем в такое удивительное время, когда святоотеческое предание, назидание, проповедь доступны каждому человеку. Сейчас не атеистические годы, когда люди не имели возможности свободно и спокойно прочитать даже Новый Завет (церковно-духовная литература была недоступна). Поэтому о таких понятиях, как Иисусова молитва, борьба с помыслами, искушения, совмещение христианского подвига с обычной жизнью в миру, знали единицы; наверное, только монахи, духовники, наставники. И они, конечно, как могли, пытались этому научить людей, передать им духовные знания, духовный опыт.

Сейчас нам достаточно открыть письма Оптинских старцев; почитать, к примеру, что писал святитель Феофан Затворник о покаянии, о молитве; открыть «Письма духовным чадам» игумена Никона (Воробьева) – замечательные назидания духовного человека, который жил в 20–30-е годы прошлого столетия. И вот там как раз на все эти вопросы, недоумения есть советы и ответы.

Конечно, можно о многом спросить своего духовника, это самый простой способ, и, возможно, именно с этого и следует начать. И он, зная Вас лично, исходя из каких-то Ваших личных особенностей, ответит Вам, учитывая Вашу индивидуальную ситуацию, черты характера. Может быть, укажет Вам: то, что Вы считаете грехом или ставите себе в великую вину, на самом деле не заслуживает того, чтобы из-за этого так уж сильно убиваться и тем более впадать в уныние, которое само по себе является смертным грехом.

Но если ответить в общем на Ваш вопрос, сразу и сейчас, то можно вспомнить наставления замечательного святого, преподобного Силуана Афонского, нашего соотечественника, который подвизался на Святой Горе Афон. Он очень кратко для себя все это сформулировал так: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Он говорил, что христианин должен считать себя уже осужденным грешником, считать, что он за свои грехи находится в аду, но при этом не отчаиваться, зная, что над ним еще не вынесен окончательный приговор и что милосердие Божие неограниченное и неизреченное.

Поэтому когда мы осознаем свои грехи, не надо делать так, как Иуда Искариотский. Он раскаялся, но не покаялся, бросил сребреники и сам себе сказал, что предал кровь неповинную, но не пошел каяться, как апостол Петр, оплакивая свой грех, а пошел и удавился. И вот до такого состояния отчаяния ни в коем случае  нельзя себя доводить, нельзя этому поддаваться. Нельзя здесь идти на поводу у бесов, которые  не дают человеку осознать свой грех. А если человек над этим задумался, то они начинают представлять ему грех настолько  ужасным, что уже нашептывают, что человек и спасения не достоин. Это тоже неправильно.

Осознавая свои грехи и благодаря Бога за то, что Он открывает нам глаза на них, дает нам познание своей греховности, тут же надо Бога просить о том, чтобы Он не позволил, не попустил нам впасть в уныние, отчаяние,  депрессию или, напротив, в какое-то саможаление, в обвинение во всех своих поступках окружающих, что вот «виноваты те», «если бы не такая ситуация, я бы так не поступил»… Все это неправильно. Правильно –принести Богу покаяние, сказать: «Господи, я согрешил». Так блудный сын в евангельской притче осознал то, что с ним произошло, понял, что он дожил до общения со свиньями, и сказал: «Я виноват, пойду к отцу моему». То есть он не впал в уныние, не повесился, он пошел обратно, вернулся к своему отцу, вернулся в отчий дом и получил и прощение, и возвращение сыновнего достоинства. Вот так и мы с вами должны поступать.

Подчеркну то, с чего я начал. Обязательно нужно читать святоотеческую литературу: письма Оптинских старцев, проповеди, воспоминания, жития современных святых, жизнеописания, из которых тоже очень многое можно почерпнуть. Как эти люди жили; как они не унывали, осознавая полностью свое человеческое недостоинство, какие-то свои грехи молодости, оплакивая эти грехи; как они ухитрялись не унывать и не терять присутствия духа, например, когда сидели в лагерях за веру во Христа, когда находились в атмосфере отчаяния, среди убийств, сквернословия. Там, где многие люди сходили с ума, многие, наоборот, несли свой подвиг исповедничества веры и молитвы до конца. И многие после того, как выходили из лагерей (мы читаем об этом в их воспоминаниях), говорили: «Там я молился по-настоящему».

Одних людей обстановка ломает, а других, как ни странно, делает крепче и сообщает их вере новые высоты. Поэтому, пользуясь тем, что нам сейчас можно о многом прочитать совершенно свободно и спокойно (раз человек, слава Богу, задумался над чем-то), надо посмотреть, как это должно быть осмыслено с точки зрения наших духовных наставников, с точки зрения Предания, жизни и практики нашей Церкви.

– Да, тем более в наше свободное время абсолютно все доступно.

– Это бесплатные электронные библиотеки в Интернете, приходские библиотеки... И мы с вами не в первый раз здесь встречаемся, дорогие телезрители... И я всегда говорю, что у каждого человека должен быть свой духовный отец, должен быть тот священник, который Вас видит не в первый раз, знает Вас, о Вас молится.

– Вопрос телезрительницы: «Я только начинаю воцерковляться, и получается, что я многое только познаю. Пусть меня батюшка поправит, если что-то не так скажу. У Патриарха Кирилла посох как бы обвивают два змея. У нас есть полис обязательного медицинского страхования, где такое же изображение. Я хотела бы узнать, что это значит».

– Знак этот относится к разряду христианской символики. Толковать такие знаки можно по-разному. Например, у нас на храмах под крестом нередко изображено то, что многие люди считают полумесяцем и толкуют как победу христианства над мусульманством. Однако такое толкование многих мусульман обижает, даже оскорбляет. Хотя на самом деле изображаемый под крестом знак не полумесяц. Это стилизованный якорь. Крест – как якорь, как основа нашего спасения.

Теперь о змеях на архиерейском посохе. Изображение их в церковной символике восходит еще к Моисееву жезлу, когда он поразил змея в пустыне, как мы знаем из слов церковных песнопений. Посмотрите эти события в Книге Исход. На архиерейском посохе, с которым архиерей совершает богослужение, змея является символом мудрости. Это знак того, что этому уже не просто монаху, не просто игумену или архимандриту, а архипастырю Господь вместе с его саном дарует ту мудрость, которая помогает ему пасти своих пасомых. Это чисто символическое изображение и с медицинскими аллюзиями никак не перекликается. Это именно символ той мудрости, которой обладает человек, и окружающие его, старшие собратья, рукополагая во архиерея, сочли его достойным, достаточно мудрым, чтобы править паствой Христовой.

– В продолжение темы об исповеди у нас есть вопрос. Человек боится признаться в некоторых грехах на исповеди, потому что город маленький и страшно (несмотря на то, что человек понимает, что есть тайна исповеди), и перед батюшкой стыдно. В итоге идет причащаться, не сказав всего до конца.

– Если Вы доверяете священнику, который в Вашем городе несет пастырский труд, пастырский крест (что непросто в маленьком городе), то надо все исповедовать, естественно, без утайки. Есть свои особенности в служении в деревне, в маленьком городе или в столице. Везде свои трудности, свои нюансы.

Любой священник знает, что за разглашение тайны исповеди (что само по себе является огромным грехом, даже если об этом никто не узнает), в случае, если такой факт станет известен, его просто лишат сана. То есть он прекращает быть священником, идет в дворники, в таксисты… И любой священник знает (даже если не из совести, не из своего личного благочестия и веры во Христа, а просто из страха потерять сан), что он, конечно, никогда такого не сделает. Поэтому такие случаи маловероятны. Я бы даже сказал, нереальны. Но если Вы очень боитесь и у Вас нет доверия к батюшке, поезжайте в любой монастырь и вместе с другими богомольцами повинитесь в своем грехе другому священнику. Пусть даже так, но это лучше, чем подходить к Причастию, скрыв какой-то грех. Если совсем коротко, я бы так ответил на Ваш вопрос.

– Бывает такое, что некоторые священники, даже святые, в своих воспоминаниях или письмах описывают некоторые ситуации из своей практики исповеди, но не называют, конечно же, имен, не привязывают это к какой-то личности. Как к этому относиться?

– Когда мы рассуждаем о нашей пастырской практике безотносительно к конкретному человеку, то здесь надо следить только за тем, чтобы даже по косвенному описанию того, что произошло, никто не понял, о ком идет речь. То есть чтобы никто не понял, что речь шла об этом конкретном человеке, об этой конкретной женщине. Тогда это не разглашение тайны исповеди. В случае сомнений желательно  поговорить с тем священником, который  имеет у своих прихожан, у своих духовных детей добрую славу.

Напрашивается такая аналогия. Например, у Вас какая-то болезнь, не дай Бог серьезная, и Вы стремитесь попасть на прием не к первому попавшемуся врачу, а записаться к знаменитому профессору, пойти в известную клинику, где именно по этой болезни есть узкая специализация, где трудятся опытные специалисты. Точно так же можно рассмотреть ситуацию и с храмами, монастырями,  обителями.

– Вопрос телезрителя: «Есть ли различие между понятиями “рай” и “Царство Небесное”? Если различия нет, почему названия разные? Допустим, евангелист Матфей называет “Царство Небесное”, Лука называет “Царствие Божие”, а на Кресте Господь говорил разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43)»

– Различие небольшое, поэтому можно даже сказать, что нет никакого различия, это слова-синонимы. Но если говорить более предметно, более конкретно, то когда мы говорим «рай», мы подразумеваем райский сад – место, которое представляем некой материализованной средой обитания. То есть как райский сад, как Эдем. А Царствие Божие – это общее понятие, это не просто место, а то состояние, то духовное единение с Богом, которое наступит после Страшного Суда для всех праведников. Но, в принципе, это синонимы.

– Следующий вопрос: «Если человек вследствие провала вступительных экзаменов не смог поступить в духовную семинарию, может ли он поступать туда заново?»

–  Поступать заново можно, можно поступить не в эту семинарию, а попробовать свои силы в другой. Но вообще у нас порядок в семинариях таков, что на поступление должно быть благословение, причем не только своего духовника и человека, который пишет рекомендацию, а еще и правящего архиерея. Поэтому разговор о повторном поступлении в духовное учебное заведение надо начинать именно с ними: с теми, кто писал рекомендацию, и с владыкой, который благословлял это поступление в конкретное духовное учебное заведение нашей Русской Православной Церкви. И дальше уже посоветоваться с ними, взять их благословение.

– Помню, когда я поступал в семинарию, были те, кто не поступил с первого раза, но многие пытались со второго, с третьего, а кто-то даже с пятого-шестого раза поступал. Но, видимо, нужно как-то свою жизнь менять либо действительно задуматься о некоторых вещах. Может, все это не просто так.

– Иногда просто нужно лучше подготовиться, больше почитать и помолиться еще год, походить в храм поалтарничать, узнать лучше последовательность и устав богослужения, почитать на церковнославянском языке. То есть стать уже более подготовленным человеком.

– Вопрос телезрительницы: «Кто записан в Книгу жизни?»

–  В Книгу жизни записаны те, чьи имена знает Господь Бог. Больше я ничего сейчас сказать не могу, это ведомо одному Господу Богу. Так же, как и день кончины мира, о котором Христос сказал Своим ученикам: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). Поэтому и имена, записанные в Книгу жизни, ведомы только одному Богу. Наша с вами задача – стремиться туда попасть, стремиться оказаться среди стоящих одесную, по правую сторону от Спасителя.

– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как правильно на исповеди описать свои грехи?»

– У исповедников (людей, которые стоят в очереди на исповедь и исповедуются) проблема – как правильно исповедоваться. А у нас (священников, эту исповедь принимающих) тоже иногда возникают проблемы. Как успеть всех исповедовать, особенно в большие праздники (например, перед пасхальной службой или в день Великого Четверга на Страстной седмице Великого поста)? Как при этом принять у человека его покаяние, чтобы и сам человек осознал, что его выслушали?

С позиции священника я бы просил не говорить ничего лишнего (каких-то незначительных подробностей, не надо иногда даже называть имен). Поймите, что все, что нужно, священник спросит сам, если в этом есть необходимость.

То есть Вы подходите и говорите: «Батюшка, на предыдущей неделе снова ссорился со своей женой, гневался, допустил даже сквернословие, каюсь. Не читал как положено регулярно утренние и вечерние молитвы, каюсь. Ругался за рулем, когда меня подрезали, не сдержался, каюсь». Все, исповедь состоялась. А если что-то нужно дополнительно священнику спросить, он у Вас спросит сам.

Немаловажный момент. Если Вы чувствуете, что Вам нужно у священника спросить какой-то совет и прочее, – подойдите к нему в будни, подойдите во время вечерней службы, но не в самый день праздника, не в воскресенье. В эти дни стоит на исповедь и толпа детей, и толпа причастников, и часто приходят на первую исповедь (по незнанию). И конечно, таким людям священник будет уделять больше внимания, ему иногда придется и о чем-то расспросить их, что-то им объяснить. Поэтому если Вы не в первый раз приходите в церковь и уже немного знакомы с расписанием богослужений, с тем, как в Вашем храме (или в том, в который Вы пришли) совершается исповедь и в какие часы, если вам нужно больше времени, – постарайтесь подходить к священнику тогда, когда у него меньше исповедников. Это мое пожелание.

– Или иногда просто реально договариваться о встрече…

– Да, к нам же иногда подходят люди и говорят: «Батюшка, я хочу с Вами обсудить  сложившуюся жизненную ситуацию. Когда с Вами можно присесть на лавочку и поговорить минут пять-десять, пятнадцать?» Священник Вам сам назначит время, и это уже будет не только исповедь, но и беседа, разговор, какой-то духовный совет.

– Я думаю, что нужно еще не бояться подходить к священнику посоветоваться, потому что многие вопросы возникают из-за того, что  стесняются просто подойти и что-то спросить.

– Нет, стесняться не нужно. У нас сейчас (особенно в больших городах) при каждом храме есть дежурный священник, ответственный, например,  за поступающие телефонные звонки. Если позвонят и пригласят к умирающему, священник сразу готов ехать, его не надо вызывать откуда-то из дома. Поэтому обратитесь в храм, попросите телефон дежурного священника, позвоните сначала по телефону; или подойдите к нему, если он в храме дежурит или стоит молится. Подойдите с ним поговорить. Во всех крупных городах это сейчас совершенно не является проблемой.

– Вопрос телезрительницы: «Я из глубинки, у нас три храма в округе, во всех совершается литургия, все причащаются, народу не очень много. Но вечерней службы не бывает. Никто на вечерних службах не бывает, только приходят на литургию и причащаются. Это соответствует правильной уставной жизни Церкви?»

– К сожалению, это частое явление в нашей глубинке, когда священник и рад бы совершать вечернюю службу, но никто не приходит или приходят один-два человека. И в таком случае эта вечерняя служба (вечерня, утреня, часы) переносится на утро. Поэтому Вам нужно подойти к настоятелю храма и уточнить, совершается ли в храме вечернее богослужение с утра. В таком распорядке, конечно, нет никакого нарушения, никакого греха, особенно если это совершается с ведома благочинного и правящего епархиального архиерея.

Я думаю, в тех храмах, о которых Вы говорите, вечернее богослужение частично или даже полностью, без сокращений, бывает утром, а потом совершается и литургия. И пока идет часть этого вечернего богослужения, перенесенная на утро (например, начало службы в семь-восемь часов), священник исповедует, готовится к совершению литургии в алтаре, совершает проскомидию... В этом нет ничего страшного, но этот момент нужно уточнить у настоятеля храма.

– Бывает такое, что священник что-то не успевает, когда он один на много храмов. В одном храме получается совершать вечерню, а в другом нет.

– Это все уже индивидуально, по-разному бывает…

– А что делать прихожанину, если он хочет причаститься в воскресенье, но в субботу не может попасть на всенощную, потому что физически это просто нереально?

– Предупредить об этом батюшку, который является у него духовником, взять у него благословение на такое невольное нарушение, объяснить ему, как долго это будет продолжаться... Мы все-таки должны быть в субботу вечером на всенощной, а в воскресенье утром на литургии, поскольку это две части одного богослужения, которое раньше совершалось всю ночь (да и сейчас в монастырях так; это одно целое богослужение).

Но это было бы очень долгое, обременительное богослужение для современных людей (особенно семейных, тех, у кого работа, кому надо прийти домой и приготовить ужин для своих домашних). Поэтому это единое богослужение разделили на две части: на вечернее (всенощное бдение в субботу вечером) и собственно литургию утром, когда мы причащаемся. Но мы должны стремиться быть и на вечернем богослужении, и утром в воскресенье, это наши святые часы, минуты, которые мы посвящаем Богу хотя бы раз в неделю. Это наша обязанность, если мы как-то хотим Богу послужить, поблагодарить Его, о чем-то попросить... Это наш храм, мы его прихожане.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, как часто можно причащать детей? Не станет ли частое причащение для них чем-то обычным?»

– Опять же это индивидуальный вопрос. Его надо задавать тому священнику, который Ваших детей знает, видит, исповедует. Может быть, вы даже дружите семьями, может быть, он одной семье скажет чаще причащать детей, а другой – реже. Но в целом причащение не станет для ребенка чем-то сильно привычным, если он будет видеть, что люди вокруг него (и в первую очередь его родители или бабушка, дедушка) сами относятся к причащению с благоговением. Причащение – это праздник, это не рядовой элемент воскресного дня, а событие, перед которым все молятся, просят друг у друга прощения, стараются прийти в храм в праздничной, нарядной одежде. И когда ребенок спрашивает, почему так, объясняют, что это все ради причащения. Мы идем причащаться, а это величайшее таинство на земле. И когда ребенок будет со временем понимать, что и как, тогда я не думаю, что он привыкнет. В любом случае частота причащения как ребенка, так и взрослого индивидуально решается с Вашим духовником, с Вашим священником.

– Вопрос телезрительницы: «Как молиться за некрещеных усопших родственников?»

– Вопрос горький. За некрещеных усопших родственников мы можем в храме на канун (это особый столик, где ставятся свечи за упокой) поставить свечу, поскольку свеча – символ нашей молитвы. За некрещеных родственников (если, конечно, речь не идет о самоубийцах) мы можем молиться дома, в домашней молитве. Мы можем поминать их, приходя на их могилки на кладбище, помолиться о них на кладбище. Но, к сожалению, за некрещеного человека мы не имеем права подавать записки в алтарь, писать его имя в синодике. К великому и глубокому сожалению, это так. Поэтому единственное, что мы можем, – это молиться за человека про себя, молиться за него в храме, но не подавая его имя на поминовение в алтарь, не записывая его в синодики (в особые поминальные перечни); можно поставить свечу за этого человека. Насколько мне известно, это все.

– А как быть с поминовением, если не знаешь, крещен человек или нет?

– Очень просто. Мы пишем имя этого человека в записке об упокоении, но в скобочках добавляем: аще крещен. Или можно даже по-русски написать: если крещен.  И священник, поминая это имя, понимает, о каком человеке идет речь.

– Обычно, когда человек умирает, читается Псалтирь. И вот вопрос от телезрителя. Брат взялся читать Псалтирь по новопреставленному, но в этот момент чувствует какие-то нападки, недомогания. Как  правильно к этому относиться?

– Во-первых, на чтение Псалтири по усопшему обязательно необходимо брать благословение у священника, потому что это подвиг. И если этот усопший был не совсем праведной жизни, если у него были грехи, которые стоит вымаливать, то бесы могут начать мстить самочинным молитвенникам. Поэтому на чтение Псалтири по нашим сродникам, фактически на вымаливание их надо обязательно брать благословение своего духовника, объяснить, что это за человек, как он жил, кто он вам. Тогда таких моментов, когда душа начинает испытывать страх, тревогу, беспокойство, какие-то страхования (выражаясь языком церковного предания), уже не будет, поскольку человек не сам взял на себя такой подвиг, а несет его как послушание, по благословению.

– Еще такой интересный вопрос: «Скажите, почему женщине нельзя входить в алтарь? И почему надо иметь определенные одеяния, ведь для Господа мы все едины?»

– Я начну со второй части вопроса. Знаете, даже когда люди идут в гости, они стараются как-то одеться. Когда у людей какой-то праздник, они стараются одеваться соответствующим образом. Если человек военный, то он обязан носить форму, особенно если он на службе, а не дома с друзьями или в лесу, на рыбалке. Если человек священник, то он тоже в алтаре не имеет права ходить и совершать службу без соответствующего одеяния. Это аксиома, это не должно вызывать не только удивления, но даже вопроса.

Что касается того, почему женщина не входит в алтарь… В редких случаях входит, особенно в женских монастырях, по особому благословению. Но в целом не входят даже маленькие девочки. Единственным исключением была Пресвятая Богородица, это событие – Введение Ее во храм; почитайте, пожалуйста. Ведь Ее фактически ввели во Святая святых, то есть первосвященник ввел Ее в алтарь, поскольку он Духом Святым увидел в Ней необычную девочку.

В алтарь женщина не входит потому, что это место для священнослужителей. А наша Православная Церковь женского священства не знает и не знала никогда, поэтому алтарь – для священников, а священником у нас может быть только мужчина. По этой причине женщинам в алтаре просто нечего делать, это место, где женщине никак нельзя себя проявить, это место для совершения священнодействий. Единственное исключение есть в женских монастырях, где монахиням по особому благословению разрешается прислуживать при богослужении (при крайней необходимости).

– Вопрос телезрительницы: «В момент поминовения усопших на панихиде всем раздают поминальные записочки, чтобы все присутствующие их тоже зачитывали. Некоторые имена непонятны, не будет ли грехом, если мы их не произносим?»

– Бывает, батюшка, совершающий литию, чувствует, что он никак уже не справляется или просто переутомился, и он просит присутствующих помочь: раздает им записки, чтобы они помогли ему их прочесть. Благословляет их на это, сам читает. И с ситуацией, когда при этом попадается неразборчиво написанное имя, сталкиваются все, даже священники. Мы очень хорошо разбираем почерки людей, но иногда бывает так, что имя невозможно прочесть. Тогда надо поступать очень просто, без всякого смущения сказать: «Господи, помяни этого человека, имя которого Ты Сам знаешь». И всё. Читаем дальше те имена, которые понятны. Но у священников всегда есть просьба – писать разборчиво.

– Еще интересный вопрос: «Я понимаю, что испытания даются за грехи, но как справиться, не впасть в уныние, если ребенка-подростка надо лечить? У самой был инсульт, я одна в городе. Молюсь о прощении, но понимаю, что этого недостаточно. Что еще нужно сделать, чтобы получить Божью милость?»

– Жизненные ситуации у всех людей разные: одни живут, что называется, счастливо (внешне, конечно, потому что без испытаний, без скорбей, даже каких-то попущений Божиих ни один человек жизнь свою не проживает), а другие люди всю жизнь мыкаются и не могут иногда даже понять, за что им это. «И куда Бог смотрит? Как Он вообще все это попустил?» Понимаете, не всегда испытания, которые с нами происходят, даются человеку за грехи. Не надо представлять, что Бог сидит и каждому отвешивает на небе меру горя, тяжести, скорбей или меру счастья…

Во-первых, надо начать с исповеди, надо поговорить со священником, объяснить ему  ситуацию: больной ребенок, Вы одна в чужом городе. Надо, чтобы священник вошел в эту ситуацию и указал, где были не правы Вы, где был не прав тот, кто бросил Вас в чужом городе одну с ребенком. И что дальше делать? Влиться в приход, в коллектив. Может быть, этот священник посоветует Вам знакомого врача или даже поможет материально, потому что у нас сейчас каждый приход призван нести определенную социальную помощь, работать не только с молодежью, но и с больными и престарелыми людьми. Одним словом, не надо замыкаться в себе, не надо заниматься самоизоляцией и уж тем более впадать в уныние.

Вообще есть такая поговорка: мир не без добрых людей. Мы должны понимать, что у каждого из нас есть (или, по крайней мере, должен быть) приход, храм. Мы приходим туда не просто свечи поставить и уйти. Это храм, где мы исповедуемся, причащаемся, где мы, прихожане, знакомимся друг с другом, где священник (настоятель прихода) создает крепкую семейную общину. И эта община уже знает, что заболела такая-то бабушка, надо ее навестить, а батюшка идет ее причастить. Эта община знает, что есть семья, где ребенок инвалид, – помогают чем могут: советом, вещами, продуктами, деньгами.

Поэтому мой Вам совет: обратиться в храм, поговорить со священником и попросить у него даже не столько помощи в первую очередь, а именно совета: «Батюшка, может быть, я что-то в своей жизни делаю или сделала не так, объясните, подскажите, как мне попробовать изменить свое положение». Но начинать надо в любом случае с исповеди и Причастия, с покаяния в своих грехах.

– Вопрос телезрительницы: «У меня пьет сын, и мне посоветовали читать акафист перед иконой "Неупиваемая Чаша". Это нужно самостоятельно делать или нужно брать благословение батюшки?»

– Сочувствую Вашему горю, потому что алкоголизм не простое явление. Он вызывает очень много слез и приносит всем много горя. Акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» читать можно и нужно. Но и на чтение этого акафиста, конечно же, нужно взять благословение того священника, у которого Вы исповедуетесь, который Вас знает.

Спросите его, что еще можно сделать, чем еще можно помочь Вашему сыну. Потому что есть агрессивные алкоголики, которые не желают признать, что они алкоголики, а есть люди, которые смиренно понимают, что они гибнут, но сделать ничего не могут или не хотят. И было бы очень хорошо нам всем помнить, что поскольку алкогольная зависимость – это болезнь (химическая зависимость от алкоголя и его компонентов), то здесь хорошо бы помочь не только душе человека, читая о нем акафист. То есть отвести человека (если он, конечно, не против) на лечение в специализированный центр, сначала, конечно, разузнав, что это за центр, не является ли это какой-то сектантской ловушкой или просто центром, где над этими бедными, несчастными людьми издеваются, из их родных вытягивают деньги, но человека фактически не лечат, держат там в одурманенном состоянии. Надо узнать, где есть более-менее нормальный центр. И если алкоголик, понимая, что с ним происходит, не против лечиться, то, конечно, его нужно лечить. Многим это помогало. Не всем, но многим.

– Такой вопрос: «Как правильно расставить приоритеты: работу, учебу, дела по дому, общение с мужем? Должен ли муж помогать в делах по дому? Мой муж приходит поздно с работы, я одна не справляюсь, а у нас даже еще детей нет».

– Я бы Вам посоветовал опять же начинать с разговора со священником. Если Вы воцерковлены (судя по Вашему вопросу на наш телеканал, для Вас ответ священника имеет какую-то значимость) и муж не против поговорить со священником, то надо это сделать. Если он не очень хочет идти в храм, то я бы Вам посоветовал обратиться в службу психологического консультирования, в этом нет ничего страшного, постыдного. Единственное, было бы хорошо, если б этот психолог-консультант был при этом верующим человеком. Есть служба православной психологической помощи (можно поискать в Интернете), служба православного семейного консультирования. Есть это в Вашем городе – обратитесь туда сначала одна или, может быть, сразу придите вместе с мужем. И там уже Вам ответят, как  быть, о чем Вам стоит просить мужа, а о чем нет. Это все индивидуально.

Но когда Вы перечисляли приоритеты, я бы в этот перечень добавил и поставил на первое место слово «молитва». Давайте научимся все делать с молитвой. Понимаете, ведь это очень просто. Встал утром – «Господи, благослови», приучил себя это говорить – уже началась молитва. Одеваешься – «Господи, помоги». Чистишь картошку – читай «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Вот и молитва. Идет человек по улице и молится: хорошая погода – поблагодари Бога за погоду, плохая погода – попроси Бога, чтобы Он не попустил тебе простыть. Вспомнил какого-то человека – помолись о нем, не просто думай о нем или переживай, а помолись.

То есть христианин должен уметь все, что с ним происходит, превращать в молитву. И тогда будет совсем другое настроение, тогда эти домашние повседневные дела будут восприниматься по-другому. Потому что мы прекрасно знаем, что даже суп, сваренный добрым человеком с молитвой, будет иметь совсем другой вкус, чем суп, который жена варила, будучи обиженной на своего мужа или чуть ли не проклиная его, а бесы радовались... Поэтому надо все научиться делать с молитвой. И, возможно, многие Ваши проблемы рассосутся сами собой.  

– Еще интересный вопрос: «Слышал, что читать Евангелие не на старославянском –неправильно. Правда ли это?»

– Нет, не правда. Не надо впадать ни в какие языковые ереси, не надо считать один язык более священным, чем другой. У нас совершенно адекватный перевод Евангелия на русский язык, выверенный, сделанный с великим прилежанием. Поэтому для начала человеку, который только знакомится с Новым Заветом и со Священным Писанием, конечно, надо читать на русском языке. Англичанин, житель Америки или Великобритании, конечно, будет читать по-английски. И в чем здесь грех?

Но если Вы хотите почитать Евангелие в подлиннике, на греческом – пожалуйста. Но нужно выучить греческий язык, хотя в подлиннике это вообще арамейский язык. Евангелие на старославянском языке более близко к греческому тексту, чем на русском. Получается, что русский перевод был переводом с перевода. Поэтому иногда Евангелие душой и сердцем более тепло и глубже воспринимается именно тогда, когда его читаешь на старославянском языке. Поэтому у нас в храмах и читается Евангелие на старославянском языке, он более близок к греческому, более глубок, не настолько обыденно воспринимается нашим подсознанием, как русский.

Русский мы слышим дома, в быту, в семье, всюду... Зашли в храм – и тут русский язык. Для начинающих это может быть и хорошо, но читать Евангелие по-старославянски, конечно, полезнее. Но чтобы понять, что мы читаем, перед этим нужно выписать непонятные церковнославянские слова, перевести их с помощью словаря, понять, что то или иное  слово значит. То есть в любом случае начинать чтение Евангелия надо на русском языке, и никакого в этом нет греха, ошибки или проблемы.

– Есть даже издания, где параллельно идут  и славянский, и русский тексты.

– Да. Я читал так Псалтирь, будучи студентом семинарии. Мне очень нравилось ее читать, но я многие слова не понимал, поэтому открывал русский псалом, читал его, а потом читал тот же самый псалом уже на славянском. После этого читал Псалтирь только на славянском, потому что она уже была для меня понятной.

– Да, кстати, вопрос понимания тоже очень важный, иногда читаешь как мантры, а что читаешь – непонятно. Это не совсем правильно.

Я хотел бы, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям с заключительным словом; может быть, что-то пожелали...

– Я хотел бы всех вас попросить молиться о событиях, происходящих на Украине, и хотел бы попросить всех вообще молиться. Молитву мы очень часто недооцениваем. Мы не видим ее, когда о нас молятся, не слышим, но на самом деле молитва – это великая сила, великий подарок нашим близким от нас. Поэтому что бы мы с вами ни делали, давайте приучать себя молиться: за рулем, за столом, даже лежа в постели, уже отходя ко сну. Можно молиться своими словами, можно читать Иисусову молитву, можно читать тропарь, кондак перед любимой иконой Божией Матери, которую особенно почитает сердце, но молиться нужно.

И второе – чтение святоотеческой литературы. Не надо сразу начинать с Симеона Нового Богослова, с его трудов или сразу ставить  цель перечесть все тома святителя Иоанна Златоустого. Начнем с простого – с Оптинских старцев, с игумена Никона (Воробьева), с воспоминаний о тех людях, которые жили совсем недавно: это отец Павел (Груздев), отец Иоанн (Крестьянкин), покойные лаврские старцы – архимандрит Матфей, отец Кирилл, отец Наум и многие другие подвижники. Потому что когда мы читаем то, что писал святой человек, – этот святой человек в это время на небе о нас молится. Поэтому, читая Оптинских старцев, мы заручаемся тем самым их молитвенной поддержкой. Молитва и чтение – это то, чего хотелось бы пожелать прежде всего самому себе и всем нашим телезрителям.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать