Беседы с батюшкой. Эфир от 14 января

14 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Нам присылают достаточно много интересных вопросов, давайте сегодня на них ответим.

Вопрос: «Хочу водить автомобиль, но боюсь попасть на нем в ДТП. Какие святые могут спасти мне жизнь при аварии?»

– Необходимо такому молодому человеку прежде всего освоить практику вождения на «отлично», теорию вождения, сдать хорошо экзамены в дорожной инспекции.

– Честно сдать.

– Честно. Лучше с десятого раза честно сдать (если так бывает), но это будет уже непосредственно твой навык, твои умения, знания. Ну и конечно, молиться святому Николаю Чудотворцу, который все в жизни устраивает чудесным образом.

– Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

– Абсолютно, эта пословица хорошо сюда вписывается.

– Вопрос телезрительницы: «Мне бы хотелось узнать поподробнее о Серафиме Саровском, завтра день его памяти. Я читала, что он сам ушел жить отдельно от монастыря, а сегодня в программе по „Спасу“ сказали, что ему монастырь построил эту избушку, где его потом разбойники покалечили».

– Я думаю, сильно вдаваться в житие Серафима Саровского не будем, потому что по «Спасу» уже версию Вы послушали. Но здесь необходимо отметить, что Серафим Саровский ничего без благословения того монастыря, где он находился, не делал. Никогда ничего самочинно, самовольно не делал. Он прекрасно знал, что находится в церковном сообществе, церковной ограде, в монастыре, где необходимо жить по уставам этого монастыря. Братия, видя его желание быть в уединении, в особом молитвенном состоянии духа, разрешают ему идти туда, и он идет и делает этот подвиг молитвенного стояния, молитвенного делания. Но он там и трудится.

Важно указать и на тот факт, что ему приносили раз в неделю еду, необходимую для того, чтобы существовать, потому что он пшеницу не выращивал. Простую еду ему приносили, и ему этого хватало на неделю, на две (как они договаривались). Также необходимо отметить, что он приобщался Святых Христовых Таин регулярно. Приходил иеромонах и приобщал его Святых Христовых Таин. Об этом тоже не надо забывать. Я никогда не поверю, что монах может жить в монастыре и не соблюдать правила монастыря. А правила монастыря всегда зиждутся на апостольских правилах. Так вот, апостольские правила требуют, чтобы каждый христианин раз в неделю причастился. Там даже сказано, что если христианин не причастится три воскресенья подряд, то уходит в епитимью. На него налагаются определенные правила, обязанности, чтобы ему можно было  привести себя в духовный порядок и чтобы приобщение Святых Христовых Таин стало достойным его деланием. Поэтому здесь Серафим Саровский жил в исключительных духовных условиях, наложив на себя пост телесный, пост духовный, душевный, и следовал этому правилу в течение всего своего подвига.

– Вопрос телезрителя: «Старшая дочка поступила в школу, учится в первом классе. Девочка очень тихая, спокойная, добрая. Может быть, несовременный ребенок… Школа элитная, хорошая, предъявляются высокие требования. Но многие дети поступили туда по прописке, законно, а многие, к сожалению, по каким-то связям, с деньгами и так далее. Чувствуют они себя там более вольготно и ведут себя достаточно нагло, агрессивно. Ей достается и от мальчиков, и от девочек. Учителям безразлично это, потому что есть люди, которые им более важны. Что бы Вы посоветовали как священник и как психолог: как вести себя девочке в такой ситуации? Мы в свое время не могли себе позволить девочек обижать, а тут и то и другое… И никто не принимает никаких мер (администрация). Родителям тоже наплевать, потому что они считают, что раз их дети чувствуют себя уверенно, значит, они успешны».

– Здесь два выхода. Либо принять условия, либо поменять место обучения… Ребенок должен социализироваться. Потом, здесь уже сказано, что там существуют какие-то правила взаимоотношений между людьми, то есть дети понимают по-своему, родители понимают по-другому ситуацию, которая складывается в этом сообществе детей. Необходимо просто научить девочку правилам игры, правилам тех действий, которые в этом учебном заведении существуют.

Действительно, бывают какие-то безобидные игры со стороны детей. Взрослым людям кажется, что там творится какое-то безобразие и беззаконие, начинается ругань, даже применение силы, чтобы не было тех или иных игр. Ребенок в этом случае только пострадает, потому что он должен, во-первых, понять, что происходит в этом мини-сообществе с его друзьями, узнать, какие взаимоотношения. Это должны и дети делать, и психолог, который в школе находится, и преподаватель. Но говорят, что к преподавателю они обращаются, а преподаватель якобы не обращает на это внимания. Я думаю, обращает, но у него есть какая-то тактика воспитания этих детей. Сейчас люди к чему возопиют? Что там бездуховная ситуация, а у девочки, по всей видимости, есть духовные корни, всходы, и родители хотят, чтобы они развивались. Но если есть возможность, наверное, можно перевести ребенка в церковный лицей и там продолжать обучение, воспитание. Либо научить приспосабливаться к условиям окружающей среды. Только так.

– То есть специально учить ребенка правилам игры? А ребенок не сломается?

– Нет. Дело в том, что нельзя говорить: «Ты у нас одна такая хорошая, тебя все не понимают, только мы тебя понимаем». Получается, человек замыкается в коконе, начинает думать, что он особенный, неповторимый, что он маленький король, потому что родители вокруг него бегают. А дети, которые находятся рядом, этому ребенку ничего не должны. Даже если он заплачет, они не будут вокруг него бегать и спрашивать, что случилось. Мир вообще (и детский мир) жесток. Но вместе с тем надо научиться из этих ситуаций брать свое и приспосабливаться к этой ситуации. Надо самим изучать это все, изучать это общество, интересы, психологию ребенка. Тут большой процесс…

– Вопрос телезрительницы: «Как научиться смиряться с изменами мужа? У меня это постоянно, много лет. Тяжело».

– А вы венчанные?

– Телезрительница: «Да».

– Вопрос действительно распространенный. Здесь я могу также двойственно ответить. Первая ситуация – поставить на всем крест. По церковным канонам, законам с таким человеком есть основания развестись. Это первое.

– Батюшка, такое дополнение: зафиксирован ли факт измены, была ли измена…

– Да, если она доказана. Второе: что соединяет Бог, человек да не разъединяет. Здесь нужно подходить очень пластично, многогранно. Человек со стороны не может указать, как тебе жить. Понятно, нельзя сказать, что семья бездуховная, нет. Но молитвы там нет, конечно. Нет духовного тепла дома. Все построено на душевных взаимоотношениях. Духовной составляющей там, к сожалению, нет. Видимо, нет духовника, который бы регулировал духовную жизнь, давал бы какую-то духовную нагрузку. Люди бы исполняли то же самое молитвенное правило и получали бы помощь и благодать Духа Святого в своей жизни.

Почему я спросил, венчанные ли они? Потому что Церковь просила в молитвах, чтобы на эту семью прибыла благодать Духа Святого через таинство Венчания. Мы верим и знаем, что так происходит. Но человек не возгревает свою веру, когда не занимается духовным деланием. Как говорит апостол Павел, огонек веры надо все время поддерживать, возгревать, все время в эту топку подкидывать дровишки, чтобы огонь веры все время грел сердца, умы людей, чтобы молитва всегда была в этом доме. Здесь я подскажу, что делать. Начать молиться. Я вижу, что она не хочет бросать мужа, она его любит, привязана и душевно, и духовно к нему... Молиться ей надо прежде всего, за него молиться, не держать зла...

– Это нелегко, наверное.

– ... Любить своих детей. Тем, кто хочет поступить, допустим, на военный факультет или в военный институт, надо сдавать физкультуру, изучать предметы. Это тоже трудно, но когда ты это все освоил, тогда уже легче туда поступить. А когда  ничего не делаешь, то не поступишь точно. Так и в жизни: пытаешься, делаешь практические шаги к разрешению этого вопроса. Когда ничего не делаешь, только думаешь, только мечтаешь, но даже неправильных шагов не предпринимаешь, ничего не получится. Молитва – это большой труд. Говорят: батюшка, помолитесь за того-то. И думаешь: а ты знаешь, что такое молитва вообще? Это очень сложное, трудное дело. Когда молишься, ломаешь себя изнутри, строишь нового человека, выковываешь из массы неверия, вырисовываешь внутреннего человека, который пригоден для Царствия Небесного. Здесь надо молиться и уповать на милость Божию. Молиться Божией Матери. Самой измениться, не осуждать, любить. Как апостол говорит, любовь долготерпит, милует, сострадает, не унывает, не осуждает. Здесь многое нужно… Но, самое главное, найти духовника и окормляться у него.

– Наверное, здесь еще поправка. Мужу же тоже нужно молиться, ведь это страсть.  Подключать его как-то, вместе молиться?

– Заочно диагноз выставить невозможно, невозможно прописать лечение. Здесь общая картина. По общей картине надо поступать вот так: духовным путем разрешать ее. Самое главное – пойти к Врачу. Врач у нас Господь, но еще у Него есть помощники – священники. В прямом эфире мы дадим какой-то скорый ответ, скорую помощь, так скажем... Но здесь необходимо  духовное лечение долговременное, дорогостоящее. Не в плане денег, а в плане пожертвования своей любви и времени.

– Вопрос телезрителя: «Сколько раз в день нужно молиться православному человеку? Я знаю, что перед сном и утром, а как быть в течение дня?»

– Апостол говорит: непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Господа. Но Церковь нам указывает обязательно: утренние молитвы по правилу, вечерние молитвы по чину, молитвы в течение дня. Если человеку этого мало, есть Псалтирь. Чтением Псалтири надо свой ум занимать, чтением Священного Писания. Рекомендую, чтобы у каждого в библиотечке была настольная книга Издательства Московской Патриархии: календарь с кондаками и тропарями святым, которые указаны в этот день, с евангельским и апостольским чтениями; там бывают еще поучения Святейшего Патриарха, святых. Таким образом насыщается духовным временем жизнь каждого человека.

– Вопрос телезрительницы: «Я в этом году в первый раз исповедовалась. Но у меня позвоночная грыжа в поясничном отделе и сильные боли. Я понимаю, что  неправильно сделала, но больше не было сил терпеть, и я уехала к бабушке-целительнице. Получается, грех большой, но я не могла ничего сделать с этой болью. Что мне теперь делать?»

– Прежде всего запомните одно правило: нет никаких бабушек-целительниц, есть шарлатанки, мошенницы, которым нужны только Ваши деньги. Им даже душа Ваша не нужна, потому что они в душу не верят. Необходимо обратиться в специализированную клинику, где окажут специализированную помощь. Если один врач не помог, обратись к другому. У нас медицина  на таком уровне развития, что грыжу умеют лечить прекрасно, боль снимать еще лучше умеют. Необходимо найти врача, а не бабушку.

Конечно, необходимо обратиться и к своему духовнику, рассказать об этой ситуации и попросить у него епитимью. Это такая духовная таблетка, которую человек употребляет. И исцеляет свою душу. Потому что когда человек даже имеет намерение пойти к оккультистам, даже если он к ним не попадает, для Господа это неприятная ситуация. Человек крещен Его именем, Его кровью, просвещен Его именем, причащается… И когда он после всего этого идет в это духовное болото, Господу это очень неприятно. Мы всегда должны помнить об этом, иметь страх Божий, чтобы Бога не оскорблять, не обижать. Он нас хочет взять к Себе, а мы вот так плюем в Его сторону. Необходимо будет покаяться, понести епитимью и причаститься. И запомнить, что ни к каким бабкам ходить нельзя, никакие гороскопы читать нельзя, никакие сочинения астрологов и всех остальных шарлатанов не нужно слушать, потому что мы, православные христиане, живем словом Священного Писания. Господь в нашем сердце, Он приходит к нам через Таинство Святого Причастия, Господь наша сила, упование, надежда.

– Про молитву еще один вопрос; может быть, покажется слишком простым: «Обязательно ли при молитве стоять или можно и сидеть?»

– Если человек больной, то может даже и лежать. Молитва для кого нужна вообще? Надо определиться. Для человека. Богу наша молитва не нужна. Богу нужно наше сердце. Но молитва человека дисциплинирует. Молитва человека облагораживает, делает из человека ангелоподобное существо, если это исходит из сердца. Поэтому молитва нужна нам, она для нас, она необходима для того, чтобы человек приходил к Богу, и приходил к Богу правильно. То есть это определенный алгоритм для того, чтобы человек находил путь в Царствие Небесное. Если человек неправильно молится или молится своими словами, то это все равно что идти по лестнице: можно споткнуться, если неправильно по ней идти. Так и здесь. Молитва – это такая лесенка, которая тебя ведет мягко, плавно и приводит туда, куда надо. А если ты делаешь все сам, с кондачка или через прыжок, то можно просто повредиться. А Церковь предлагает выверенный, проверенный способ.

– Вопрос: «Можно ли читать Псалтирь вместо вечернего правила?»

– Можно, но дело в том, что в вечернем правиле – экстракт Псалтири, понимаете?

– Да, все богослужение.

– Да. Поэтому опять-таки какая цель замены? Молитвы надоели?

– Видимо, я так понимаю, человек считает Псалтирь более значимой книгой…

– Дело в том, что человека надо дисциплинировать. Даже в детский сад детки приходят: кто-то хотел бы творожок съесть, кто-то только котлету. Воспитательница что говорит?  «Борщик съешьте, потом макарошки с котлетой, потом компотик выпейте...» А если бы детки ели что хотели, они бы неправильно развивались, им не хватало бы микроэлементов, питательных веществ, они бы плохо росли, плаксивые были. Так вот, мы тоже дети. Священники как воспитатели. Они говорят: надо и это съесть сначала, и здесь помолиться, и вот это посмотреть. Все должно быть по церковному чину, по церковным правилам, чтобы человека дисциплинировать и сделать из него порядочного.

Если человек делает так, как хочет, это говорит о его разнузданности, у него все не по порядку. Сейчас он помолится, а потом скажет, что  устал, потом захочет вместо Псалтири почитать Евангелие, а потом вместо Евангелия – Ветхий Завет... А когда знаешь, что надо почитать утреннее правило, вечернее, прикладываешь силу воли, даже свои знания, потому что знаешь, как это делать и что делать. Настоящий православный человек так поступает.

– Иногда, готовясь к передачам, встречаешь вопросы, которые люди задают где-то на форумах или в социальных сетях (православных и не очень). Например, о молитве задержания. Вы что-то слышали такое?

– Конечно.

– Расскажите, пожалуйста, будет интересно.

– Дело в том, что молитва задержания, которая печатается в православных молитвословах, является келейной молитвой. Люди, которые находятся в критических ситуациях, стрессовых, безвыходных, могут такую молитву читать келейно. И пишется, что она читается «вне глаза и слуха человеческого», закрылся где-то в келье и помолился, попросил Бога усиленно. В принципе, там плохого ничего нет, в ее обращениях, образах. Что главное в молитве? Образы. Молитва нам раскрывает образы, мы понимаем и воспринимаем их, обращаемся к Богу в духовный виртуальный портал, понимаете?

Здесь тоже открываются какие-то образы, которые нам становятся понятны и успокаивают душу. Когда человек не ходит, не трубит и не предлагает всем молиться этой молитвой вместо утреннего и вечернего правила и она не заменяет Причастия для него, то ради Бога, пусть келейно использует ее. Но  нужно взять благословение у духовника. Если духовник одобряет такой твой ход духовных мыслей, то пожалуйста. Если он как-то препятствует этому и советует что-то другое сделать, то нужно послушать духовника и делать то, что он рекомендует.

– А молитва по соглашению?

– Я не знаю, что такое молитва по соглашению в современном понимании. Но знаю, что молитвой по соглашению называется литургия, когда все соглашаются прийти в определенное время в храм, помолиться по соглашению, вместе пропеть Символ веры и «Отче наш», послушать вместе молитвы, которые читает священник, и приобщиться Святых Тела и Крови Христовых. И тогда у человека все хорошо. То, что за церковной оградой, вся эта история с придумыванием каких-то правил, которые не прописаны у нас (или появляются новые), – считаю, что к этому надо относиться очень трезво.

Я не осуждаю тех людей, которые хотят помолиться, но не стоит человеку учить священника в агрессивной форме… Мы живем не в то время, когда существует духовный вакуум. Бывает, люди едут за тридевять земель, чтобы приобщиться к какому-то непонятному правилу, которое ты можешь  совершить здесь, когда можешь прийти к алтарю, к престолу и получить Тело и Кровь, самое главное в жизни человека. И спасаться здесь, где ты находишься. Возникает вопрос: зачем человек что-то придумывает для себя? Ты сделай хотя бы то, что Церковь тебе предлагает сейчас, на данный момент.

– Вопрос телезрительницы: «Каждый Новый год и после, когда мы встречаемся семьями в новогодние каникулы, выходит у нас такое смущение. Мы семья воцерковленная, стараемся жить жизнью храма. Конечно, для нас знаки Зодиака и символ года не имеют никакого значения, даже отрицательные чувства вызывают. Но среди наших родственников часто бывают такие подарки, наполненные этим смыслом. Или даже, приходя в гости к своим родственникам, получаешь из рук ребенка свинью или какой-то другой символ года. И каждый год такая печаль, вроде приходишь за радостью к своим родственникам, а получаешь в подарок эти символы. Боясь обидеть, я принимаю их, но потом выбрасываю или куда-то складываю. Всегда хочется знать, как правильно поступить, чтобы не предать Господа и не обидеть своих родственников».

Добавлю, мне буквально вчера подарили свинью-копилку. Думаю, оставлю, достаточно интересно, можно туда копейки складывать.

– Очень хорошо. Бывает мелочь по десять копеек, по пять; там ей место как раз.

Ответ на вопрос такой. Господа предать человек не может, если этого не захочет. Вот когда человек начнет свинье поклоняться как Господу, сотворит кумира, тогда будут проблемы. А здесь это в плане культуры нашего общества, а общество у нас, к сожалению, еще невоцерковленное. Не говорю, что непросвещенное, но невоцерковленное. Обиды никакой не должно быть, все эти символы не носят характера божества.

– Говорят: мы дарим тебе эту милую хрюшку, пусть она тебе принесет удачу в этом году.

– Посмеяться надо.

– А вдруг человек действительно вкладывает в это смысл; мол, древние придумали символы, знаки – и тебе обязательно повезет... Это же получается все-таки вера во что-то другое.

– Понимаете, когда апостол Павел пришел в Ареопаг, он ходил там даже среди языческих престолов. Он нашел там престол неведомому богу среди прочих и сказал: вот этому богу мы служим. То есть мы здесь видим, что он не плевался, не проявлял какой-то активности сверхортодоксальной.

– Ненависти…

– Да, ненависть он не показывал. Там не сказано, что он с уважением к этому относился, но мы можем только сказать о том, что апостол Павел не обращал на это внимание и не принимал это всерьез. Мудрый человек показывает свою мудрость, когда он мимо ушей что-то пропускает, как будто не заметил.

– Надо быть проще.

– Конечно. Потому что если человек настроен на что-то, надо, во-первых, подождать определенное время, чтобы он успокоился, принять то, что он говорит, послушать его, а потом, если он готов принять правильную информацию, сказать, что все от Бога. Поблагодарить. Здесь же самое главное, что человек от сердца это приносит. Прими, потом можешь передарить, можешь поставить куда-нибудь или еще что-то. Даже если это будет конфета в виде свинки, она человека не осквернит. Перекрестил ее во имя Отца и Сына и Святого Духа и съел (или угостил кого-то). Ничего страшного не будет. Не надо этому придавать определенный смысл. Когда смысла нет, тогда это всего лишь вещь. Когда смысл есть, тогда ты свое сердце открываешь для чего-то оккультного. Поэтому православный человек должен к этим знакам относиться очень аккуратно, настороженно. Человек православный знает, что эти знаки – условные обозначения, плод воображения.

– В том числе плод рекламного бизнеса, на котором зарабатывают деньги.

– …Когда появилась астрономия, там были уже другие правила, более научные. Но вот человек верит в созвездия… Но смысла как такового там нет. Это расположение звезд. Это все равно что идти и смотреть на пересечения пятидесяти трех дорог и придавать этому какой-то сакральный смысл. Вот есть Луна, Господь так сотворил, что она выполняет определенную функцию. Так и звезды, они просто так расположены.

– Вопрос телезрительницы: «Каждый день во время поста после утренней молитвы всегда читала канон, но я его читала еще и до поста. А после окончания поста узнаю, что его нельзя читать, когда поста нет. Это действительно так? Есть книжка, где все каноны – Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам, Иоанну Крестителю, на каждый день есть свой канон».

– Действительно, есть каноны, которые на повечерии читаются. Но канон может читаться и в любое время. В силу того, что в акафистах радостный подъем духа, в Великий пост, особенно в Страстную седмицу, их стараются не читать, потому что мы должны пребывать в состоянии духовного раздумья, духовного делания. А акафисты поднимают человеку настроение. Устав говорит: давайте сейчас это отложим, побудем немножко с усиленной молитвой, усиленными мыслями о Христе…

 Каноны читать можно в любое время, они читаются в Церкви постоянно, каждый день.

– Вопрос: «Почему батюшки поют во время службы, а не просто текст читают? Пение и говор – это же не одно и то же».

Почему так важно в Церкви именно петь?

– Когда люди поют, душа и сердце открываются. Тогда человек лучше запоминает и текст, и службу, лучше передается смысл, настроение, эмоции. То есть это комплекс «поливалентной» молитвы, когда все воздействует. Когда люди подключаются к этим молитвам, когда начинают уже петь, даже появляется определенный церковный дух. Даже когда что-то болит, какие-то страдания, невзгоды и люди придут и попоют в церкви вместе, все проходит. Это и психологическая разрядка, и уставная задача. Устав прописывает, где читается, где поется, где возглашается; это все информация. Церковь мудро человека кормит этой информацией, чтобы он ее усваивал и чтобы она давала определенные плоды человеческой душе. Так что это все нужно: и чтение, и пение.

– Вопрос телезрительницы: «Вопрос по поводу греха сребролюбия. Мы прекрасно знаем, что мы обращаемся к нашим врачам, и нам приходится не просто давать им деньги, но некоторые из них даже их вымогают. Во-первых, мы вынуждены давать деньги врачам. Грех ли это? И согрешаем ли мы, развращая наших врачей? Это по всей стране повсеместно, об этом все знают. Мало того, с нас их иногда даже вымогают. Каково Ваше личное отношение к этому вопросу?»

– Вы знаете, хороший специалист никогда вымогать деньги не будет, потому что он любит свою работу. Замечено так. Тот человек, который пришел на это место подзаработать, будет вымогать деньги, потому что он думает, что это в последний раз, последний день, побыстрее бы накопить… Я бы, может быть, нашел другого человека.

– Идти к другому врачу.

– Да, пошел бы к другому… Вот он просит деньги и говорит, что это столько стоит… А что там стоит, если мой организм при правильной поддержке сам поправится? От тебя что там может зависеть? Так что здесь это очень сложный вопрос… Церковь не поддерживает коррупцию. Но плохо, что у нас, если хочешь врачу что-то дать, не имеешь на это права, потому что его могут судить за взятку, еще что-то. Тут недоработки есть и с одной, и с другой стороны. Но если с тебя требуют деньги – не будет грехом, если ты пойдешь и пожалуешься. Такого не должно быть... Бороться с этим надо абсолютно всем. И правильно это делать.

Я считаю, государство должно врачей обеспечивать, чтобы они не нуждались... Но сейчас врач, в принципе, получает неплохую зарплату, если работает на ставку, на полторы ставки, занимает определенную должность, имеет категорию. Но вместе с тем врач не должен за один прием заработать себе на «Мерседес» или еще что-то. Это придет к нему со временем, со стажем, с мудростью.

– С количеством людей, которым помог.

– Да. Но если он будет заниматься обдираловкой, то пусть лучше Господь поставит туда нормального человека, который любит людей, любит лечить людей, дарить людям добро и здоровье.

– И есть компетентные органы, если такое происходит… 

– Да-да. Если помните, еще царь Соломон говорил, что Бог не любит неправильных весов – сломанных или подложенных. Бог не любит рабов, ставших господинами. Раб должен быть рабом, господин должен быть господином. Человек, который занимается коррупцией, должен знать свое место; место его в тюрьме, но не там, где люди надеются получить здоровье.

– Вопрос: «Почему Православная Церковь и Священное Писание отрицательно относятся к богатству и к богатым людям?»

– Церковь осуждает привязанность человека к этому. Осуждает страсть к власти, к богатству, к различным грехам. Вот это осуждает. А так  – ну дает Господь богатство человеку, Он же смотрит, что он с этим сделает. Для Бога богатство ничего не стоит. Килограмм золота, килограмм бриллиантов, килограмм платины… Для Бога это ничего не стоит. Но, бывает, для того чтобы научить человека, Он использует эти моменты. И смотрит, как ты этим распорядишься. А бывает, Господь план Свой так устраивает: ставит богатого человека, чтобы те люди, которые в нем нуждаются, тоже от него получали полезное, необходимое. Церковь призывает к тому, чтобы человек не создавал себе золотого тельца, не молился бы этому золотому тельцу, а знал бы, что наша жизнь временная, а если он ставится на определенное место, где может распределять эти богатства и блага, то с него будет ответ особый.

– Вопрос: «Можно ли усыпить домашнее животное? Не является ли это грехом?»

– Если животное находится в состоянии агонии, уже издыхает, уже невозможно поддержать его жизнедеятельность, то возможно, это и является способом решения этого вопроса. Но опять-таки есть же клиники, учреждения, где занимаются животными. Лучше посоветоваться, делегировать эту обязанность заведению, где обслуживаются эти животные. А если ты считаешь, что ты хозяин над ним, просто его уничтожить – это грех. Если же есть необходимость, то лучше отнести туда; решить этот вопрос вот таким образом.

– Вопрос от телезрителя: когда проходят святки, нельзя читать молитвы об усопших. Такое слышал мнение.

– Нет, можно читать дома, надо молиться. Даже когда священник совершает чин литургии (не саму Божественную литургию, а чин), он вынимает частичку за усопших. Все равно это церковная молитва. Другое дело, что она не возглашается, громко не молятся. Но панихида, если необходимо ее совершить в храме, совершается. Отпевания совершаются. Здесь просто-напросто цель святок – возвысить дух человека, духовно-эмоциональную сферу человека поднять до определенного уровня и показать, что мы живем надеждой на воскресение, на радостное. Когда мы молимся за усопших, мы все-таки вспоминаем огорчение от утраты и жалуемся Богу, что у нас такое состояние. Поэтому мы по церковному Уставу выполняем эти правила, которые там прописаны.

– Вопрос телезрительницы: «Я человек, склонный к аллергии, у меня аллергия бывает на любое лекарство. Мне очень трудно, когда я заболеваю. Выписывают врачи лекарства, но я из-за боязни, что будет вспышка аллергии, беру гаечку (как маятник; молюсь перед этим, читаю трижды „Отче наш“, Символ веры) и прошу мне подсказать. Можно так делать или нет?»

– Понятно. Не надо никаких маятников. Дело в том, что это опять-таки рудимент оккультизма. Надо покаяться. Хоть даже и «Отче наш» Вы читаете, но Вы обращаетесь не к Отцу, а к силе, которая должна раскачать этот маятник. Отец Небесный не занимается раскручиванием маятников. Поверьте мне. Ему это не надо.

– В первый раз такое слышу…

– Ни в коем случае этим не занимайтесь. Если есть аллергия, то Вы должны знать, на что она. Есть врачи-аллергологи, которые должны поставить Вам пробу, определить, какие лекарства Вам подходят. Если есть аллергия, значит, у Вас должна быть карта аллергика, один экземпляр ее Вы имеете у себя. Когда к врачу обращаетесь, всегда ему сообщаете об этом. У человека не может быть аллергии на все лекарства, потому что тогда он не жил бы.

– Спасибо Вам за эту беседу; мы поставили, наверное, небольшой рекорд: у нас восемь звонков было; мы ответили на вопросы телезрителей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы