Беседы с батюшкой. Православное образование

8 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского мужского монастыря.

– Сегодня мы поговорим о православном образовании – в день Святого Духа, так сегодня совпало.

– Символично.

– Хочу первый вопрос задать. Среди апостолов образованным был только Матфей. Он был сборщиком налогов и, кажется, был образован в своей области.

– Был еще лекарь апостол Лука.

– Но если говорить о ближайших двенадцати, то из них один. Получается, чтобы проповедовать Евангелие, образование не нужно?

– Мы знаем о том месте в духовной жизни каждого человека, которое занимает Святой Дух. Святой Дух просвещает всякого человека, уповающего на это просвещение и идущего Христовым путем. Можно привести далеко не один пример этого из истории Церкви, даже из Деяний апостольских.

Но самый близкий для нас сегодня пример Марии Египетской. Ее путем мы следовали весь великий пост и пасхальный период. Она ушла в пустыню, не будучи сведущей в Священном Писании. А потом, беседуя со старцем Зосимой, она рассказывала ему о смыслах жизни, опираясь на текст Священного Писания. То есть Дух Святой, Который вел ее в пустыню на подвиги духовной жизни, просвещал ее, давал ей, не знавшей глубоко эти тексты, познание Священного Предания и Священного Писания.

Так что основой всякого духовного роста – просвещения самого себя и миссионерской деятельности – является проникновение сквозь все существо человека Святого Духа, Который наполняет его, дает ему силы, знания, умения идти путем Евангелия в своей личной жизни и нести слово Божье людям.

– Вы упомянули Марию Египетскую, но это как раз, наверно, самый показательный пример того, что Святой Дух может даровать человеку знания без обучения в семинариях, академиях. А нам сейчас как быть?

– Думаю, что пример относительный. Сегодня историки считают, что Мария Египетская имела определенные познания в Священном Писании, поскольку происходила из страны, где христианство тогда доминировало, так что она могла слышать в том числе и богослужебные тексты.

Но если мы говорим по существу о том, может ли человек просвещаться Духом Святым, не изучая Писание, то не следовать слову апостола, который призывает научаться из Писания, – это путь в погибель. Если человек считает себя христианином, то даже, по слову Спасителя, он должен научаться из Писания, исследовать Писание.

Каждый из нас прекрасно понимает, что Откровение Бога о Самом Себе, о человеке и о мироздании содержится в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Более того, Новый Завет открывает нам путь личного спасения, следование по стопам Христовым.

Поэтому изучение Писания – это не только изучение истории сотворения Богом мира, истории еврейского народа, деяний апостолов. Священное Писание – это, во-первых, проникновение в тайны, в Откровение Божье и через это соучастие в изучении вместе со всеми христианами этих путей в каждом из нас.

Ведь, изучая Писание, каждый из нас понимает, в чем его призвание, в чем Промысл о нем, и может сверить свою жизнь со словом Христа. Поэтому для нас, сегодня живущих в этом мире христиан, невозможно спасение без исследования Писания, без научения из Писания тому, как надлежит жить.

– Вы еще сказали о просвещении, и это, кажется, один из даров Святого Духа. Можно подробнее об этом?

– Просвещение – это и дар Святого Духа, и плод Святого Духа – с какой стороны посмотреть. Конечно, понимая для себя новые смыслы бытия Божьего через Откровение Бога о Самом Себе в Писании, научаясь тому, как жить, как следовать тому или иному слову Писания, поступку Спасителя, апостола или ученика кого-то из апостолов, мы видим, каким образом каждый может пройти дорогой жизни, достигая Небесного Царства. А просвещение в этом смысле – способность человека раскрывать эти зерна в Священном Писании.

Покойный владыка Антоний (Блюм) интересно рассказывал о Святом Духе, приводя яркий и простой пример: вот группа людей у камина – они греются, наблюдают этот свет, согревающий и освещающий пространство. Они испытывают все, что испытывает обычный человек, находясь возле огня. А другие люди стоят за окном, на улице – они видят камин, но не чувствуют тепла и даже не освещаются светом этого огня.

Вот так же можно читать Священное Писание, не будучи просвещенным Святым Духом, не призывая Его на помощь и не раскрывая смыслы Писания. А можно искажать Писание, надеясь на свой собственный ум. Поэтому просвещение, если мы говорим об исследовании Писания, – это присутствие Святого Духа, Который помогает человеку проникать в смысл читаемого текста. А потом, применяя в своей жизни каждое слово Священного Писания, ты получаешь и дары, и благословенное участие Духа в осуществлении слов, прочитанных тобой в Священном Писании.

Мало читать Писание – надо исполнять всякое его слово. И когда ты исполняешь слово Писания, когда имеешь опыт, упражняешься в подражании Спасителю, апостолам, жизнь твоя становится как парус, который движется по жизни, надуваясь порывами Святого Духа – появляется ускорение, динамика жизни в Духе Святом.

– Вопрос телезрителя Игоря: «Начал читать Новый Завет. Что означают те или иные строки?»

 Видимо, речь в целом о строках Священного Писания: на что стоит обратить внимание, открывая Ветхий или Новый Завет?

– Я не уверен, что понял вопрос. Много раз встречал, когда люди, открыв Священное Писание, рассчитывают, что найдут подсказку для того или иного дела. Есть люди, которые нуждаются в поддержке слова Божьего, и поступают так. Порой Господь подсказывает тем или иным текстом, как им нужно поступить, вдохновляет, поучает.

Как Вы знаете, нечто подобное происходит, когда в семинарии постригают в чтецы: епископ дает читать Священное Писание, чтец открывает книгу… и потом долго вспоминает прочитанные слова. Очень многим это дает подсказку, на что обратить внимание в этой жизни – кому-то на покаяние, кому-то на стяжание даров Святого Духа…

Не думаю, что эта практика должна быть повсеместной. Господь нам дает все необходимое, чтобы мы своим умом улавливали знаки Промысла Божьего на нашем жизненном пути и без того, чтобы, открывая Писание, искать подсказку в более буквальном смысле.

Может быть, я неправильно понял вопрос и смысл его был в другом: что означают вообще строки Священного Писания? Писание – это Откровение Божье. В семинарии мы рассуждали с профессорами о том, что есть Писание в человеческом понимании. Это  текст, содержащий исторические отрывки, в том числе отрывки из жизни отдельных людей и непосредственные послания Бога человеку, и мы видели, что Писание – это пятьдесят на пятьдесят: и Откровение свыше, и понимание человеком того, что Господь через него посылает другим. В нем есть и человеческое, и Божественное. Что строки Писания несут каждому человеку? Во-первых, они дают понимание, в чем смысл Жизни с большой буквы, в которой нет ни смерти, ни дня сегодняшнего, ни завтрашнего.

И если в Писании мы находим основу для выбора нашего жизненного пути, то там же мы находим и верстовые столбы, указывающие, как нам надлежит жить. Есть заповеди Божьи. Есть очень яркие рассказы о том, как Господь показывал апостолам, что означает заповедь в жизни конкретного человека.

– Вы говорили про упражнение в чтении Писания. Как начать упражняться в чтении Писания? И что тогда будет происходить? Писание будет мне со временем больше открываться? Как понимать строки Священного Писания в процессе упражнения в чтении его?

– Есть замечательная традиция, с которой я познакомился, придя в Церковь: читать каждый день хотя бы по одной главе из Евангелия и одной главе из Апостола. Во-первых, проходя в течение года неоднократно текст Евангелия и апостольских посланий, а по возможности и Ветхого Завета тоже, начинаешь раскрывать новые и новые смыслы – тут Вы правы совершенно.

Порой не слышишь за тем или иным текстом подтекста, не слышишь даже прямого указания и нуждаешься в повторении. Когда читаешь Писание регулярно, постоянно, это происходит – текст открывается по-новому. Но, конечно, этого недостаточно. Просто читать Писание в одиночестве, без подсказки, бывает опасно – начинаешь толковать по-своему – так рождаются различные искажения смысла Священного Писания.

Поэтому есть еще Священное Предание – то, чему учили везде и всегда святые отцы. Мы знаем, что по поводу отдельных строк Писания велись споры на протяжении веков христианской истории. Были отпадающие – еретики. И главным оценочным фактором, какое толкование истинное, было именно согласие отцов – то как (начиная с апостольских времен) отцы понимали тот или иной отрывок.

Поэтому обычная практика – чтение толкований Священного Писания. Сегодня есть замечательные православные издания, которые можно приобрести, скачать в Интернете – в помощь каждому из нас тексты древних и современных отцов, объясняющие даже самые сложные места.

– Давайте потом еще вернемся обязательно к святым отцам. А сейчас у нас есть звонок. Вопрос телезрительницы Елены: «Когда я читаю Священное Писание, меня всегда поражает, что Христос знает все наши немощи, все наши грехи. Две тысячи лет прошло, а мы всё с теми же грехами. Как Он может знать нашу натуру? И еще у меня вопрос: почему иногда употребляется название “лавра”, а в других случаях говорят просто о монастыре, почему иногда говорят “собор”, а иногда просто “храм”? В чем отличие?»

– Замечательные вопросы. Наверное, следует сказать, что Священное Писание, как мы уже об этом упомянули, является богочеловеческим текстом и показывает в том числе и понимание человеком Откровения Божьего о нем. Когда мы встречаем в словах псалмопевца Давида описание наших переживаний, борений и покаяния, то тоже задаемся вопросом, как тысячи лет назад Давид мог так точно говорить о сегодняшних страстях.

Если уж человек Давид так тонко понимал существо другого человека исходя из понимания самого себя, то, конечно, Богочеловек, Который является Творцом всего и проникает в суть всех вещей, прекрасно понимает природу нашего грехопадения. Вместе с тем, будучи Человеком безгрешным, Он показал нам путь к преодолению греха.

Ведь в чем один из замыслов Бога в воплощении Сына Человеческого? В том, чтобы, безгрешно войдя в нашу плоть, освятив ее, дать каждому надежду на спасение. Если после грехопадения и до прихода Спасителя все люди были лишены жизни вечной, то после распятия и Воскресения Господа, преодоления препон адовых двери райские открываются тем, кто пройдет путем Спасителя, обретет Духа Святого, искореняющего грехопадение и его последствия.

Конечно, Господь видит каждого человека. Потому так легко, аккуратно показывал тем, кто Его слышал (и апостолам, и тем, кто поначалу не веровал в Него), в чем смысл жизни и искажение этого смысла, разбирал те или иные грехи и другие поступки.

Думаю, каждый из нас находит в Писании определенное Откровение именно для себя, обращает слово Писания к себе. Это важно понимать. Если звонившая нам христианка сверяет свою жизнь со словом Спасителя, адресует к себе Его укоры – это правильный духовный путь. К сожалению, бывает и иначе, когда люди, читающие Писание, начинают судить других – «этот делает так, этот делает иначе»…

– «Вот это настоящий фарисей…» И так далее…

– Конечно, Господь и об этих людях сказал: …что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Если мы видим в Священном Писании себе укор, вдохновение или ободрение, это знак, что мы правильно Писание читаем.

Что касается названий – «лавра, «монастырь», «собор» или «храм», эти слова показывают место данного монастыря или храма в жизни Церкви. Лаврами называются главнейшие монастыри, которые являются флагманами монастырской жизни в той или иной Церкви. Эта традиция есть, например, и на Афоне, и в России. Собором по определению является главный храм епархии, в котором служит правящий архиерей. Бывают храмы, называющиеся соборами условно; например, собор митрополита Петра – это главный храм в нашем Высоко-Петровском монастыре. Но главными храмами нашего города являются Успенский собор Московского Кремля и Елоховский собор, который так называется с советского времени.

– Вопрос телезрительницы: «Несмотря на простоту Евангелия, в душе оно у меня как-то не откладывается, не отвечает на мои вопросы. А вот псалмы Давида – на русском языке – мне импонируют. Может,  я очень грешная, что мне ближе покаяние царя Давида? Или я бестолковая?»

– В деле познания Писания все мы бестолковые. Нам всем не хватает и понимания текстов Священного Писания, не хватает, конечно, и помощи Святого Духа, потому что мы Его плохо молим об этой помощи, надеемся на свой ум. Но естественно для нас находить в Писании любимые тексты.

И, конечно, с древности псалмы Давида являлись основой и богослужения, и домашней молитвы – именно потому, что они не просто понятны, они выражают глубину покаянного чувства царя и пророка Давида, его истинное переживание своей греховности, его искреннее и сердечное понимание, что он нуждается в помощи Спасителя.

Самый главный смысл псалмов Давида: благодаря им люди впервые начинают понимать, что нуждаются в помощи свыше, в спасении, а значит, в Спасителе. Вообще псалмы Давида – удивительная дорога к пониманию Евангелия. Ведь мы не напрасно именуем Господа Спасителем – мы понимаем, что без Него ничего сделать не можем.

Об этом постоянно говорит Давид. Он ищет опоры, упования, переживая отсутствие собственных сил, отсутствие фундамента для покаяния, для изменения собственной жизни, и находит опору в Боге, а мы – в обещанном Мессии, в Спасителе, Которого Давид ожидал всей душой. Поэтому псалмы так отзываются в душе христианина сегодня – они христианские по духу, они об обещанном Мессии, о Помощнике, о Спасителе нашей жизни, исправляющем наш путь.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия четко описано, что Эдемский сад находился на земле, описано, какие реки оттуда вытекали, и так далее. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, Бог поставил там охрану, но сам Эдемский сад Он не уничтожал. Где сейчас находится это место, куда оно испарилось? Оно же должно было сохраниться».

– Есть разные мнение о месте расположения на земле Эдемского сада. И сегодня эти споры не утихают. Но мы знаем: был всемирный потоп, которым лицо земли было полностью изменено. Так что сегодня мы не можем утверждать, где именно находился Эдемский сад, рай.

Но мы судим об этом по разным источникам, в том числе и по святым отцам, которые указывают древние земли и Палестины, и Африки. Мы можем лишь предположить, где он находился. Очень многие святые отцы, рассуждая о месте расположения Эдемского сада, говорили, что самое главное его место – сердце человека, что переживание богообщения и есть Эдем.

Ведь главным смыслом пребывания в раю Адама и Евы было богообщение, а не поедание чего-либо, того же плода с дерева познания добра и зла. Поэтому сегодня можно сказать в переносном смысле, что каждый человек, который ищет Бога, молится Ему, чувствует в своей жизни Его присутствие, находится в Эдеме.

– Царствие Небесное внутри нас.

– Да, так красиво сказал Спаситель.

– Давайте вернемся к святым отцам. Некоторые из них – например, Василий Великий и Григорий Богослов – получали светское образование. Тогда, вероятно, не было системы богословского образования, и святые Василий и Григорий ездили в Афинскую академию, где получили высшее по тем меркам образование. И после этого они стали крупными богословами Православной Церкви. Чтобы рассуждать о Боге, богословствовать, понимать Священное Писание, все-таки нужно, например, светское образование?

– Сегодня мы описываем наше понимание Бога, мироздания, смысла жизни при помощи терминов, которые нам оставили святые отцы, в том числе Василий Великий, Григорий Богослов и многие другие. Термины эти пришли в язык греческого, эллинского богословия из античного мира. Мы очень часто сегодня используем эллинские термины при описании тех или иных свойств Божьих, многие догматы и каноны Церкви записаны при помощи этих терминов. И, конечно, такие термины – результат работы человека над языком, попыток сделать эти истины понятными современникам…

Когда юный человек, отслужив в армии, поступает, допустим, на философию, юриспруденцию, а потом в духовную семинарию, по-моему, это разумно, в каком-то смысле дает возможность молодому человеку испытать себя перед поступлением в семинарию, но вместе с тем дает и главные основы, азы понимания современной жизни, языка современной культуры. Сегодня включены в образовательные процессы и философия, и информатика, и в том числе история культуры – это необходимо для современного молодого человека, идущего на поприще священнослужения. Он должен понимать людей, слышать их и уметь им объяснить азы богословия.

Сегодня сложилась очень стройная система образования в Церкви. Есть духовное образование – оно служит подготовке кадров для Церкви. Это священнослужители, церковнослужители, духовенство, регенты, певчие церковных хоров, иконописцы, ученые, будущие преподаватели духовных учебных заведений, богословы, филологи и так далее.

Вместе с высшим духовным образованием есть еще и светское образование, имеющее в себе компонент ценностно-ориентированного образования: это либо теология в составе общегуманитарного цикла, либо азы, основы христианского знания. Наиболее яркими вузами сегодня являются: Свято-Тихоновский университет и наш – Российский православный университет. Два вуза в Москве дают светское образование с государственным дипломом; конечно, хорошего качества, на уровне бакалавриата или магистратуры, аспирантуры. Вместе с тем за первые годы обучения приобщают поступивших студентов к пониманию текстов Священного Писания, истории Церкви, христианской антропологии и психологии. Поэтому сегодня есть такое светское религиозное образование. Это странно звучит, тем не менее ребята, девчата получают светскую профессию, светские знания по будущей своей деятельности, но вместе с тем основы теологии и религиоведения. Есть и такой путь тоже. Многие его избирают сегодня.

– На сайте Российского православного университета я нашел, что когда-то раньше (не знаю, есть ли сейчас) существовал факультет экономики.

– Да, такой факультет был в 90-х годах. Очень яркий, его возглавлял профессор Афанасьев. В ту пору коллеги собрали на факультете ярких преподавателей по этому профилю. К сожалению, в нулевых годах факультет стал потихонечку сворачивать свою деятельность. Его основатель, профессор Афанасьев, скончался. Сегодня у нас из этой сферы основной акцент сделан преимущественно на юриспруденцию. Тогда развивались два факультета, потом они объединились, был факультет экономики и права, в итоге осталась юриспруденция.

– Святые отцы в IVV веках осваивали философию и на ее основе формировали богословие. Что можно сделать в таком случае с юриспруденцией и экономикой? Они тоже становятся какими-то православными науками, как-то проникает православие в них?

– Сегодня не стоит вопрос, как он стоял в III, IV, V веках, о нахождении терминов для изложения высокой богословской мысли и богословских смыслов современным языком. Сегодня есть вполне доступный нам современный язык, на него переведено Писание, есть даже новейшие переводы. Есть для понимания богослужебных текстов переводы на современный язык, поэтому есть возможность каждому человеку, изучающему Священное Писание и богослужебные тексты, понять, о чем идет речь, проникнуть вглубь смыслов и богослужения, и Священного Писания.

Если же мы говорим о совмещении светского образования и богословских знаний, то скорее о другом должна идти речь: как стать юристом и сохранить христианскую идентичность, остаться приличным человеком; или как получить экономическое образование и нормы хозяйствования применять в дальнейшей своей деятельности по-христиански – не обманывать, не обворовывать, не способствовать этому. Как готовиться к государственной службе и оставаться при этом честным человеком, открытым, добрым и порядочным. Думаю, сегодня речь идет о том, как на практике, будучи разносторонним человеком, посвящая себя светской профессии, оставаться христианином, как не изменить своим христианским идеалам. Думаю, сегодня православные университеты Москвы, о которых я говорил, этому должны научить молодого человека, приходящего учиться, получать светскую профессию, пройдя годы обучения, сформировать характер, который бы стал стержнем и основывался на христианских основах, чтобы в дальнейшем молодым человеком преодолевались любые перипетии жизни.

– Это актуально особенно для экономистов, юристов, если они получают образование.

– Психологов.

– Про психологов я как раз хотел дальше спросить: ведь православная психология включает, наверно, в себя не только методы психологии, но и какие-то христианские методы берет; может быть, богословские. Как это приходится совмещать?

– Без понимания души не будет никакой психологии. Понимание души есть основа науки психологии. Поэтому не может быть психологии в неверующей среде. Должна быть основа – вера, что душа существует. Поэтому в чистом материализме психологии быть не может – может быть психиатрия, но психология едва ли. Сегодня в действительности (это не будет преувеличением) единственным центром православной психологии в России является факультет психологии Российского православного университета. Факультет был основан давно протоиереем Андреем Лоргусом. Сегодня факультет возглавляет один из светил отечественной психологической науки профессор Московского университета Борис Сергеевич Братусь – декан нашего факультета психологии. Он же возглавляет Школу христианской психологии, действующую в Москве на базе нашего факультета. Там коллеги реализуют сегодня и бакалавриат, и магистерские программы, и программы дополнительного образования.

Конечно, основным содержанием этого курса является стандарт, который предписывает сегодня государство к реализации в вузах, имеющих аккредитацию, то есть выдающих государственный диплом. Но вопросы содержания – в смыслах: слова можно по-разному толковать. Конечно, замечательные преподаватели нашего психфака дополняют обычный стандарт необходимыми темами по христианской антропологии; это понимание человека и его души в текстах Священного Писания, святыми отцами. Эти курсы просто удивительны. У нас сегодня, когда приходят поступать в магистратуру психологии выпускники других профилей подготовки из московских вузов, многие предпочитают поступать не сразу в магистратуру, а пройти нулевой курс перед магистратурой, который дает философскую терминологию в области психологии, теологии, чтобы потом прийти в магистратуру на христианскую психологию уже подготовленными. Там обучают сегодня шестьдесят человек, которые приходят по вечерам, после окончания рабочего дня, и до полуночи находятся в аудиториях – это удивительно занимательный процесс. Психология, конечно, для поступившего к нам студента – это, во-первых, вопрос к себе: кто я. Вначале наши студенты разбираются в себе, а потом уже переходят к вопросу помощи другим.

– Вопрос телезрительницы: «Мне непонятна молитва святого Иоанна Дамаскина, такие слова: “Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь”».

– Это очень интересный текст. Он вскрывает в словах святого понимание вообще жизни человека, которое, если тот христианин, идет в согласии с Промыслом Божиим. Мы отчетливо понимаем, что милость Божия, Промысл Божий, Его снисхождение к нашим немощам превышают нашу греховность. Если бы Господь нас судил по нашим делам, то не было бы ни одного живого человека на земле – это же очевидно; мера беззакония каждого из нас и в совокупности всего человечества  на самом деле превосходит всякие допустимые границы, но Господь так любвеобилен и милосерден, что покрывает Своей любовью каждую немощь в отдельности и всю нашу греховность вместе. Поэтому святой Иоанн и говорит об этом в молитве. Он просит Бога, чтобы Господь покрыл Своей любовью любую величину его греховности, чтобы Господь дал возможность человеку, испытав себя, покаяться и до времени встречи с Богом очистить свою душу. А очищение проходит через самое главное качество человека – через сердце, имеющее начало покаяния.

Когда человек кается, получает первый опыт, испытывая свою совесть в изменениях, он приобретает удивительное свойство – начинает видеть сладость покаяния, понимает, что, исправляя свою жизнь, он восстанавливает связь с Богом. И опять же, читая Священное Писание, мы встречаем слова, которые произнес Господь, укоряя иудеев, что всякий грех простится человеку, даже хула на Сына Человеческого – Христа, но не простится хула на Духа Святого. Что это означает? Здесь, как говорят святые отцы, находится основа в понимании и покаяния, и смысла происходящего. Под названием духовная жизнь. Хула на Святого Духа – это сознательный отказ человека в принятии в его жизни очевидных действий Промысла Божьего.

Когда Господь сказал эти слова о хуле Святого Духа? Когда иудеи, видя чудеса, видя чудо изгнания беса из человека, сказали Ему: Ты изгоняешь его силою бесовскою. Очевидное чудо, Господь изгоняет беса из человека, который был одержим, и иудеи обвиняют Его, что Он делает это силою бесовскою. Тогда Господь вынужден был их обличить, сказать, что именно грех очевидного противоборства, противостояния Святому Духу является непростительным. Грех против своей совести, обличающей греховность, является непростительным. Поэтому в этой молитве есть самое главное для покаяния. Святой учит нас пониманию того, что наша греховность превышает допустимые меры, но Господь любовью покрывает любую греховность человека, вместе с тем учит видеть его эту греховность и начало своего собственного покаяния. Мы должны ощущать в себе призыв совести к покаянию, исправлять свой жизненный путь поступками, новой мыслью, освящающей наш жизненный путь, – тогда мы не погрешаем против Святого Духа.

– Мы говорили про Российский православный университет, я хотел в связи с этим спросить: существовали ли раньше православные университеты?

– В советское время были подпольные православные университеты. В каком-то смысле были семейные школы. А если мы говорим вообще об образовании в нашем государстве, то как в Киеве, так и в Москве первые высшие школы – это христианские школы, основанные Церковью. В Москве была основана Церковью Славяно-греко-латинская академия; в согласии, конечно, с государственной властью. Этот первый церковный университет в дальнейшем дал начало и МГУ, который был основан гораздо позднее. Уже более трех веков существует высшая школа в стране, большую часть времени (более двух веков) она была христианской, был небольшой разрыв на светский период, но сегодня постепенно в жизнь приходят эти замечательные сочетания, когда верующие люди преподают с профессорской кафедры, делятся жизненным опытом, пониманием смысла жизни. Это происходит и в светских вузах. Сегодня неотделим процесс воспитания от процесса образования – это целое. Сегодня, слава Богу, многие это понимают. В нашем же университете это происходит изначально в тесном сочетании, когда образовательный процесс сопряжен с воспитательным.

– Вопрос телезрителя: «Господь сказал в Священном Писании: блажен, кто не соблазнится о Мне. Как понимать эти слова Спасителя? Еще такой вопрос: чем отличается преподобный от праведного?»

– Давайте начнем с определения категорий святости, если можно так выразиться. Есть язык понятий, который Церковь использует для удобства: наименование тех или иных святых. Мы именуем монашествующих (игуменов, иеромонахов, прославленных в лике святых) преподобными. Обычно преподобный – это монах. Сергий, Серафим и многие другие – это преподобные отцы, те, что, приняв иноческий постриг, стали «к Небу устремленными», в подражание ангелам, в попытке стать подобными Богу. Мы прославляем в лике святых монашествующих, которых прославила Церковь, называя их преподобными.

Праведными именуют обычно тех святых, кто прославился, будучи женатым, в браке: праведный Иоанн Кронштадтский и другие. Конечно, это весьма условные наименования, потому что Богу подобен и святой Иоанн Кронштадтский, и святой Серафим Саровский, но это условное наименование позволяет нам понять: если праведный, то в прошлом женатый священник (до канонизации, до своей кончины), преподобный –монашествующий.

Первый вопрос. Господь очень многое из сказанных слов апостолам говорит в предзнаменование Своего крестного страдания.  Блажен, кто не соблазнился о Нем, – это, конечно, относится к тому, что Господь видел и чувствовал трепет апостолов, их неготовность принять предательство Иуды, Его смерть на Кресте, поэтому Он говорил об этом. И мы знаем из Писания, что многие соблазнились. Только апостол Иоанн Богослов остался у Креста, остальные апостолы в страхе бежали, оставив Спасителя. И даже первоверховный апостол Петр от Него отпал, то есть соблазнился. Апостолы не могли понять, как Христос, Который учил людей, воскрешал мертвых, исцелял, оказался предан людьми. Они не могли вместить, как Он позволил быть преданным людьми, потому что ждали Мессию, царя, а увидели избитого Человека, их Учителя. Соблазн вошел в их душу, но потом пришло покаяние и понимание, они вспомнили слова Спасителя и поняли, что так надлежит Мессии – и пострадать, и воскреснуть из мертвых.

– Они это поняли только после того, как Он воскрес, хотя это странно: с одной стороны, апостол Петр первый исповедовал Христа Сыном Божиим, а потом сам же от Него отвернулся.

– Это называется жизнью, хотя и духовной – в жизни все меняется, поэтому и апостолы менялись, переживали новые чувства, новые качества своей жизни. Но изменило всех одно – причастность Воскресению Спасителя и сошествию Святого Духа.

– Если говорить о чинах святости, они как-то различаются по дарам Святого Духа?

– Мы можем встретить в житиях святых очень часто, что один святой исцелял (святой целитель Пантелеимон или Агапит Безмездник Киево-Печерский), другой святой являлся прекрасным проповедником, вел красивым, красноречивым словом апостол Павел, допустим, людей ко Христу, хотя он и совершал чудеса тоже.

Дары Святого Духа проявляются в каждом по-своему; и каждому свойственны свои качества. Господь действует в каждом человеке в рамках той возможности, которую мы Ему даем. На самом деле очень интересный факт, когда святые отцы обсуждают разные ощущения присутствия Святого Духа. На одного Он действует, полностью увлекая в совершенно удивительные прозрения, как апостола Иоанна Богослова, Симеона Нового Богослова; другие переживают веяние Святого Духа более прозаично, более буквально. Что это означает? Только одно: Дух Святой подается не частями, а полностью человеку, но человек, в силу возможностей и невозможностей, принимает Его насколько может.

– Мы говорили сегодня об образовании и Святом Духе, поскольку сегодня день Святого Духа. Хотелось бы подвести итог и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Очень важно ежедневно читать Священное Писание, научаясь из него основам духовной жизни. Пожелать всем нам я хочу одного сегодня, в день Святого Духа: чтобы Дух Утешитель подал каждому из нас необходимое в настоящий день. Храни вас Господь.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Кедысь

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать