Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

– Сегодня мы ответим на присланные ранее вопросы, которые не успели озвучить в прошлых передачах.

«Прошу Вас разъяснить такой момент, который меня очень смущает. Вечернее правило завершается молитвой исповедания повседневных грехов, "яже содеях во все дни живота"».

Человек не понимает, что это значит. Эта молитва является самой настоящей исповедью и Господь ее принимает как исповедь (там перечисление грехов)? Объясните этот момент.

– Исповедь – это таинство, и как это происходит, никто не знает. Но мы знаем, что нужно для того, чтобы исповедь произошла, каким должен быть наш настрой. Наш настрой должен быть таким – глубокое покаяние в своих грехах. Если человек приходит на исповедь и в этот момент только начинает вспоминать свои грехи, по-настоящему исповеди не произойдет. Работа над исповедью начинается в момент, когда вы отошли от исповеди и готовитесь к следующей. И это перечисление грехов, может быть, тоже исповедь. Как это по-другому назовешь? Это тоже исповедь.

– Невольно узнаешь и себя, перечисляя грехи.

– Да, перед Богом. Более того, мы с вами знаем пример Марии Египетской. У нее было не так много исповедей в жизни: две в начале ее пути и две в конце. Тем не менее сугубая молитва на протяжении семнадцати лет о прощении грехов сделала ее святой. Поэтому любая молитва, вне всякого сомнения, если мы в это верим, – это взаимодействие с Богом. И на любую молитву, если в ней присутствует покаяние, Бог дает ответ, в том числе и через прощение грехов. Но особое, сугубое прощение грехов происходит именно в таинстве Исповеди. Поэтому молитва таинство Исповеди не заменила, даже для Марии Египетской, для такой подвижницы, которая уже в этом мире жила как ангел. Даже для нее понадобилось все-таки четыре исповеди, если я не ошибаюсь.

Да, надо молиться каждый вечер, и в каждой молитве должно быть изливание души перед Богом, а не просто вычитывание какого-то текста. А потом приходите на исповедь, и если молились от всей души, то и исповедь произойдет совсем по-другому, не так, как простое перечисление грехов. (Один батюшка строго называл это «отчетом о проделанной работе».) Это будет не просто отчет: здесь согрешил и здесь. А будет глубина покаяния. И Бог на исповеди прощает грехи именно в той степени, насколько глубоко ты каешься в своих грехах.

– То есть священник прочитал разрешительную молитву, но не всегда прощаются при этом грехи – так?

– Священник-то всегда прощает грехи, а вот как Бог решит – мы не знаем. Бог-то всегда готов простить грехи, но для этого нужно покаяние. Возьмем нас с Вами, грешных. Вот мы с Вами поссорились, я к Вам прихожу и говорю: «Сереж, да ладно, что я тебе такого сделал? (А сделал, может быть, что-то страшное.) Да ты сам виноват на самом деле». И Вы подумаете: «Что-то отец Александр прощения-то не просит. Я, конечно, прощу по-христиански, куда денешься (на словах), но вижу, что он не кается передо мной, не просит прощения (потому что прощение перед человеком – это тоже покаяние перед ним)». Так и перед Богом. Если человек не кается перед Богом, то не происходит изменения души. Ведь исповедь – это не просто уход от ответственности, исповедь – это перерождение, преображение души. Поэтому когда мы хотим уйти от ответственности, тогда перечисляем грехи; перечислили, чтобы грешить дальше.

– Или причастились – как шлагбаум подняли.

– Да, а потом можно «нормально» грешить: не так, чтобы уж очень сильно, но как все. То есть у человека нет желания измениться, преобразить свою душу, избавиться от грехов, просто есть желание уйти от ответственности за грехи. И такая исповедь несостоятельна. А если человек кается и с покаянием приходит к Богу, то здесь происходит именно преображение души, потому что сама душа хочет расстаться с грехом, она даже об этом плачет, и сердце вопиет к Богу. Насколько это в нас присутствует в момент исповеди, настолько Господь прощает грехи. Почему? Потому, что мы их не хотим повторять, и Бог идет навстречу нашему желанию, которое, естественно, совпадает с Его желанием, чтобы мы стали святыми.

– Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: «В 1992 году церкви были закрыты, и мы с мужем крестили свою дочь в армянской церкви Сурб Хач в Ростове-на-Дону. Она в церковь не ходит. Я православная, могу ли я о ней записки писать на проскомидию в православной церкви? Я у разных священников консультировалась, и они говорят по-разному».

– Об этом столько мнений, сколько батюшек. Свое мнение могу сказать. Человек может быть разной степени воцерковленности. Перед революцией причащались раз в год даже очень благочестивые люди.

Читаешь «Лето Господне» Шмелева: люди очень благочестивые, жили церковью, молитвой, тем не менее причащались раз в год. Для нас, не очень воцерковленных, и то это не так, многие чаще причащаются: на Пасху, Рождество, на свои именины – три-четыре раза в год. У каждого человека свои отношения с Богом. Вот разбойник – ходил ли он в ветхозаветный храм? Мы не знаем. Скорее всего нет, а может, даже нельзя было туда зайти, его бы арестовали, что в конечном счете и произошло. Но он первым вошел в Царство Небесное. Поэтому мы не можем судить о вере человека. С моей точки зрения, если человек крещеный и не говорит, что он атеист, но в церковь ходить у него не получается, Христа он признает, Церковь признает, Святую Троицу тоже признает (уж не знаю, как он Ее понимает), Символ веры признает, значит – можно за него подавать записки. Это с моей точки зрения. Знаю, что есть намного более строгий подход.

– Мне кажется, наоборот, за такого человека нужно больше молиться.

– Да, главное, чтобы он не был атеистом или иноверцем.

– Заклеймить, сказав, что он предатель, «иди с Богом, мы тебя не знаем» – это тоже, наверное, неправильно.

– Да, да… Вот атеисты говорят: «А ваш Христос – Кто Он такой? И вообще вы все обманщики; и Церковь ваша – мафия». Понятно, что человек это отрицает, и подавать записки за него нельзя.

У меня был интересный случай. Я освящал квартиру одной прихожанки (это было, наверное, лет пятнадцать назад), и она мне говорит: «Мой муж не ходит в церковь». Потом она ушла на кухню, мы остались с ее мужем вдвоем (чай пили), и он сказал: «Знаете, я хожу в церковь, но ни за что жене об этом не скажу». У них свои какие-то особые отношения, там были взаимные обиды, еще что-то, но он ходил в церковь.

Недавно моя дочь сдавала экзамен в МГУ и рассказала, сколько там студентов, про которых она никогда бы не подумала, что они имеют какое-то отношение к православию. Друг говорит: «А вот я пошел в церковь, свечку поставил, молился». (Они все не в Москве были, а в своих городах, где, может, не такой строгий режим посещения храмов, а через Zoom сдавали экзамен, как сейчас у студентов положено). И она говорит, что просто поразилась. Да, как в окопах нет неверующих, так и на экзаменах тоже. Поэтому кто верующий, а кто неверующий – Бог будет судить. Раз человек верит, Бога признает, Церковь признает, значит – за него надо молиться.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии Христос рассказывает много притч о Царствии Небесном. Одна из таких про то, как один человек насадил добрые семена, а ночью, когда все спали, пришел враг рода человеческого и посеял плевелы. Из притчи получается, что Царство Небесное – это не беззаботная благодать, куда все так стремятся, а нечистый и там продолжает свои темные дела».

– Нет, конечно; слава Богу, так уже не будет. На самом деле эта притча о мире. Если Вы почитаете внимательно Евангелие, там говорится, что поле – это мир, семена – люди, дьявол – тот, кто сеял плохие семена, а собирать будут ангелы. Господь эту притчу толкует достаточно подробно. Эта притча объясняет, почему Господь не наведет порядок и всех плохих людей сразу не уберет. Почему вдруг и плохие, и хорошие рядом живут, в чем дело? Сегодня я вспоминал разбойника. Он был ужасный человек – и он покаялся. Это тот плевел, который стал чистой пшеницей. То есть подобное не только о плохих и хороших людях можно говорить, но даже и об одном и том же человеке в разный период его жизни.

Например, у меня есть хороший знакомый, он священник, большой подвижник, ночи не спит, молится, для людей старается. Он бывший партработник, был секретарем райкома партии в советское время.

– Я не думаю, что если такая должность, то это значит, что он вредитель был.

– Нет, он не был вредитель, тоже для людей старался, но формально-то он был против веры, атеизм был государственной верой.

И таких людей много. Хотя бы Савл (самый известный пример), который стал апостолом Павлом. Он был убийцей и гонителем христиан – и стал первоверховным апостолом. Конечно, речь идет в притче об этом мире, в том мире уже все будет разделено, и мы там будем блаженствовать, если, конечно, достигнем его.

– У нас есть такой интересный вопрос: «Как соблюдать заповедь Божию "чти родителей своих", если родители лишены прав и не хотят заботиться о своих детях?»

– Какими бы они ни были, они дали нам жизнь, и это никуда не денешь.

– За сам факт рождения мы должны быть благодарны?

– Мы через них получили жизнь. Мог бы быть аборт, но они нас родили, как-то выходили, заботились, пусть не очень хорошо, как в некоторых семьях. Поэтому если мы не будем их чтить, то у нас блага не будет. «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Если мы не будем чтить родителей, какими бы они ни были, нам блага не будет, и в нашей семье может повториться то же самое, что было у наших пап и мам, которые были не очень хорошими, раз их даже лишили прав. Если мы хотим быть лучше их, быть хорошими родителями своим детям, мы должны чтить своих родителей.

– А если родители приемные, например, тоже включается пятая заповедь?

– Конечно. Это люди, которые взяли ответственность за чужого ребенка. Очень часто  дети не знают, что родители приемные, они считают, что они родные. Но если усыновляли (удочеряли) в возрасте четырех-шести лет, ребенок, конечно, помнит, что он не родной. Но есть русская пословица: не тот отец, кто родил, а кто воспитал.

– Такой вопрос: «У меня три внука, и все ходят без крестика. Что делать?»

Скорее всего они крещеные.

– Молиться за них. Но не требовать этого к ближайшему понедельнику. Надо за них молиться, и Господь в какой-то момент начнет их приводить к Себе. Это может быть в двадцать, двадцать пять, тридцать, сорок лет. Наше дело молиться, а Господь уже будет действовать. И не надо отчаиваться.

Один человек мне рассказывал (ему уже было примерно лет сорок пять), что его к вере привела бабушка. Она водила его в храм в советское время (сейчас ему уже за пятьдесят, он мой ровесник). Потом она умерла, он перестал ходить в храм, и в какой-то момент у него что-то щелкнуло, ближе к сорока годам он вдруг вспомнил все, что было у него с бабушкой в храме, и пошел в храм. Как проросли эти ростки?

– То есть, даже не осознавая этого, человек просто это запомнил?

– Даже психология признает, что наше сознание – только верхушка айсберга. Поэтому что происходит, когда благодать входит в душу человека, особенно ребенка, только Бог ведает. Но это краеугольный момент, не зря Христос называет Себя камнем. Как это все происходит, когда может взойти? Это может взойти, если присутствует в душе, если человек сознательно это не затопчет, не отвергнет Бога. В том числе и молитва бабушка – это сеяние семян.

Мне один человек рассказывал. Он отдыхал на Кубе, заплыл в океан, лег на спину и начал смотреть в голубое небо. И вдруг стал осознавать, кто он, откуда, пошли такие интересные мысли при созерцании этого бездонного неба, и он обратился к православию. То есть какое-то семя вдруг взошло.

– В самом неожиданном месте.

– Да. Молитва никогда не пропадет, надо верить. И если в человеке есть хоть что-то, за что можно зацепиться, в какой-то момент это прорастет. (Может быть, мы этого не увидим и уже отойдем в тот мир в силу возраста и болезней.) Человек может прийти к Богу в шестьдесят, семьдесят лет. Мой папа воцерковился в семьдесят два года.

– А сколько Вам было лет?

– Я уже был священником.

– Расскажите, как это было. Было у него какое-то противление?

– Противления не было. Когда я воцерковился (примерно в девяностом году), тогда была какая-то настороженность. Почему-то все родители думают, что если человек стал ходить в церковь, то уйдет в монастырь.

– Или с головой не все в порядке.

– Нет, у меня был мягкий, хороший вариант: уйдет в монастырь. Куда еще? Есть такая логика, к сожалению. Как есть такая логика: если пожилой человек заболел и ему предлагают причаститься, значит, он скоро умрет. Как будто мамы не водят детей к причастию.

Я воцерковился, стал ходить в храм, потом стал дьяконом, священником, и мой папа к этому стал положительно относиться. Но сам в храм еще не ходил. А потом в какой-то момент стал ходить.

– Он был крещеный?

– Его дед был священник, репрессированный в 20-х годах. Поэтому, наверное, молитва обоих дедушек помогла. Одного расстреляли очень быстро, еще до рождения моего отца, а второго деда он знал, даже помнил, как он в 1943 году служил Пасху, когда пошло послабление от Сталина. Служил в избе, в которой собрались женщины (батюшка отсидел десять лет в лагере), а мой отец был на печке (ему было в то время тринадцать лет). В какой-то момент у него это все проросло, и сейчас уже семнадцать лет, как он воцерковленный человек. Молится, изучает Священное Писание.

– То есть он здравствует?

– Да, 2 апреля ему исполнилось девяносто лет.

– Дай Бог здоровья! Очень интересно. Получается, в Вашей жизни в уже осознанном возрасте Вы могли почувствовать то, что происходит на крещении. Младенцы этого, наверное, не понимают.

– Я почувствовал.

– А эту благодать можно «потрогать»? Это какое-то изменение? Это чувствуется на физическом уровне?

– У меня было немного смешно. Я занимался тогда карате, и одновременно у меня был процесс прихода к христианству. Я тогда уже Евангелие начал читать, еще даже до крещения. И подумал, что пошла энергия из космоса. (Смеется.)

– То есть крещение было ради энергии, получается?

– Крещение было ради поиска истины, но не теоретической, научной, а в таком плане: чем жить? Жить нечем, смысла жизни нет. Если нет Бога – жить нечем, то есть у меня было вполне осознанное крещение.

– Сколько Вам было лет?

– Двадцать два года.

– Я в двадцать два года оканчивал семинарию.

– А я только крестился, пришел в Церковь и был один мужчина на весь храм. Храм достаточно большой, в советское время работал. Там кроме меня были одни бабушки. Было очень легко молиться – они все маленькие, и все было видно. Но прошло несколько лет, и уже все стало по-другому.

Конечно, время осознанного прихода в храм (что, кстати, может быть и у крещенных в детстве, но которых Господь призвал уже в зрелом возрасте) – это особое время. Даже не знаю, с чем сравнить… наверно, со святостью – когда живешь только в духовном мире, обрел это и этим дышишь.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что когда уверовал в Бога, ему хотелось бегать по Парижу, хватать людей за руки и говорить: «Знаете, Бог-то есть!» Вот это некое подобие удивительной радости, легкости, ясности – причем сам еще ничего не понимаешь.

– Как в Пасхальном каноне: …веселыми ногами…

– Да-да, хочется танцевать.

Как человеку узнать, что есть благодать Божья, Царство Небесное? Надо человеку это показать. И вот людям показывается благодать, Царство Небесное. Это не умствование, когда посидел, подумал, книжки почитал. Хотя это тоже нужно, но не это главное, это уже верхушка айсберга.

Главное: ты обрел Бога. Его можно «пощупать», как Фома хотел пощупать раны, вложить перст в ребра Христовы (конечно, в нашем случае если образно говорить). Но в такой период ты это чувствуешь. Потом это, к сожалению, уходит, и надо уже самому работать, самому подходить к этому.

– Поддерживать огонек.

– Да. Но то, что ты это вспоминаешь, а в какие-то моменты жизни, если хорошо каешься, это повторяется – хотя бы у некоторых,  это тебя поддерживает. Кстати, у святых тоже написано: воспоминание о том, как Бог посетил, может поддерживать тебя долгие годы. Ты видел, что Бог есть, ты Его не вычислил – ты с Ним жил.

– А когда происходит священническая хиротония, епископ читает молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая…», тоже что-то чувствуется?

– Я рыдал. У меня была задача, чтобы не видели мои слезы, – это было в Храме Христа Спасителя. Я весь облился слезами, когда меня рукополагали.

– Это, наверно, тоже радость была?

– Скорее потрясение. И да, чувствуешь себя старцем, ощущаешь благодать, но Господь, конечно, быстро смиряет – с первым же духовным чадом обламываешься, понимаешь, что ты никто и ничто.

– Сразу легче становится?

– Нет – из-за гордости. Ощущать себя старцем, конечно, очень легко: «Я не такой, как все». Оказывается, ты как все, только задачи перед тобой очень серьезные стоят. Зато когда тебя посещает какое-то смирение – хотя бы иногда  (а где смирение, там и любовь), вот это дорогого стоит.

Некоторые считают, что христианство – это взрыв радости, и все. Нет, конечно. Это работа, работа и работа. Но в ней присутствует радость, которую ни с чем не сравнить – ни с каким-то наркотиком, ни с тем, что дает славу, – потому что это Бог. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Хороший пример в Евангелии: драгоценная жемчужина. Ради того, чтоб ее купить, человек все продал.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли обращаться за лечением к чувствительным людям? Лечение биоэнергией и гипнозом – это только от дьявола? Бывает ли это Богом данный талант? Способность психиатра гипнотизировать – от дьявола?»

– Не надо все смешивать. Психиатрия – это наука, область медицины, есть люди, которые в ней нуждаются; например, больные шизофренией. А что касается гипноза, Церковь против этого, потому что неизвестно, что это такое, как работает, с чем взаимодействует. Здесь явно происходят какие-то духовные процессы, и не факт, что христианские.

Поэтому от гипноза надо воздержаться. Конечно, бывает очень интересно, иногда смешно, когда людей гипнотизируют и те что-то творят на сцене. Но лучше с этим не играть, так как неизвестно, чем это потом обернется.

Ко мне в храм приходила одна женщина и рассказывала: ее муж тоже сходил к такому «чувствительному» человеку, тот что-то сделал… Короче говоря, муж был пьяница, алкоголик, а после этого пить бросил. Кажется, все замечательно. Но женщина мне говорит: «Лучше бы он пил». Когда муж был пьяницей, с ним было тяжело, но в трезвом состоянии он был хорошим, нормальным, добрым человеком. «А сейчас, – говорит эта женщина, – я боюсь, как бы не пришлось развестись, потому что он настолько злобный, черствый, прожженный эгоист! И притом постоянно – раньше-то протрезвеет и становится нормальным. Но теперь с ним очень тяжело». Вот пример. Да, произошло избавление от недуга, но какой ценой! Не зря в европейских сказках, когда дьявол помогает, он берет взамен у человека душу. Вот и здесь дьявол взял у человека добро из души. Только, к сожалению, это не сказка.

– Все-таки есть традиционная медицина, есть молитва.

– Есть и нетрадиционная медицина – остеопаты, гомеопаты, массажисты, травники. Но если в их методах не присутствует всякая биоэнергетика и тому подобное, то это нормально. Медицина – это физика, химия, биология.

Мы, современные люди, очень странные: если услышим якобы научный термин, сразу успокаиваемся. А что за этим термином стоит? Биоэнергетика: что, как, почему? Обычные вопросы человека, который имеет нормальное критическое мышление. Но порой бывает так: раз «научный» термин, значит – все хорошо.

– При этом с недоверием относятся к обычным врачам: «в больнице залечат» и так далее. Сейчас многие начали понимать, что это не так. И еще есть случаи, когда под видом какого-то необычного лечения из людей просто выкачивают деньги.

– Бывает, что люди, которые выкачивают деньги, и сами обманываются, сами верят в то, о чем говорят. Бесы ведь могут обмануть и своего приспешника. И тот, кто им искренне верит, будет даже лучше работать, чем тот, кто играет.

– Вопрос телезрителя: «Была в одном храме, видела, как на службе священнику помогала монахиня. Меня немножко смутило это. Ведь женщинам нельзя заходить в алтарь».

Кстати, на просторах Интернета есть фотография из Сербии – девочки в алтаре.

– По поводу девочек не знаю, а вообще-то есть канон: я сейчас точно не помню, но, кажется, больше 60 лет должно быть женщине, чтобы она могла прислуживать в алтаре. И, как правило, это как раз монахини. Вот в женских монастырях так происходит. В храме, где я начинал свою алтарническую деятельность, была старая монахиня – ей было уже лет 80. Мы, алтарники, приезжали, она говорила: «Ой, пономари молодые приехали! Я могу помолиться». А так она там алтарничала, жила при храме – монастырей в начале 90-х было еще мало.

Даже был институт вдов, о котором мы можем прочитать в посланиях святых апостолов. Апостол Павел говорит, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей и не ходили по домам смущать людей, а вот пожилые и благочестивые (хотя бывают пожилые и сварливые, иная похлеще молодки будет языком трепать), молчаливые, вдумчивые – почему не могут служить? Все-таки во Христе нет уже иудея, ни язычника… нет мужеского пола, ни женского.

– Вопрос  телезрителя: «Антоний Великий сказал: не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом. А к людям, с кем грешил, тоже не возвращаться? Лучше с ними не общаться? Правильно ли я понимаю?»

– Это нельзя так универсально понимать. Вот человек обратился к Богу, а у него семья, работа, круг, который он не может просто так сменить. Человек может быть адвокатом, инженером, врачом, много кем. Могут быть люди, с кем не просто общался и дружил, а именно осознанно грешил, пил, блудил, еще что-то, то есть у вас было общение на основе греха. И было бы безумством думать: «Если я обратился к Богу, это все пройдет мимо меня, я человек уже твердый в своих убеждениях».

Много раз люди говорили: «Батюшка, все нормально, все хорошо, все под контролем». А приходит через неделю женщина, которая такое говорила, и беременная, но не от мужа. Поэтому, как говорят святые отцы, лучше все-таки себе не доверять. Раз считаешь, что способен пойти на грех, то не надо себя искушать. Если любил выпить, не ходи в пьющую компанию; если любил блудить, не общайся с женщинами легкого поведения, со своими бывшими любовницами и так далее. Многие батюшки говорили: «Мы себя не знаем».

– Да, это очень важное замечание. Вопрос Натальи из Самары: «Как правильно молиться о детях, о своих близких? Краткой Иисусовой молитвой? Или есть какие-то еще молитвы?»

– Так, как Бог на душу положит. Кто-то любит читать акафисты, кто-то – каноны, кто-то с Псалтирью не расстается, кто-то – делатель Иисусовой молитвы (ими бывают не только монахи, но и миряне, даже самого светского вида). Вот как душа расположена, так и молитесь. Вопрос не что читать, а как. Если будете молиться от всего сердца, то форма молитвы не играет решительной роли.

– Вопрос телезрителя: «Как снова уверовать в Бога? Как не впасть в крайность в вере? Очень часто слышу, что верующие перекладывают ответственность за свою жизнь на Бога. Получается вера в магическое чудо: Бог за меня все сделает».

– Кто так перекладывает, тот очень быстро поймет, что Бог за него ничего не делает.

– Есть пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай».

– Да. Бог нас без нас не спасает – есть такая формула святоотеческая. В 20-х годах протоиерей Валентин Свенцицкий, известный богослов, духовный деятель, давал такой образ: вот лежит камень, который поднять нельзя; подхожу, напрягаю все силы, у меня темнеет в глазах, но я все равно рву этот камень наверх, и он движется. Я понимаю, что своими силами ни за что бы его не сдвинул, – его сдвинул Бог. Но если бы я все свои силы не израсходовал, то Бог этот камень тоже не сдвинул бы.

Бог к нам приходит на помощь тогда, когда мы все свои силы направили на то, чтобы выполнить Его волю. Господь дал нам разум, тело, волю, сердце, эмоции, чтобы мы искали Его, чтобы сознательно исполняли Его волю. По-другому никак не получится.

– «Апостол Иоанн говорит, что нужно молиться за других людей, но делает такую оговорку: молиться за человека нужно, если он не согрешает грехом к смерти. Объясните, пожалуйста, как это понять. Ведь смертных грехов много».

– Очень непростой вопрос. Если понимать буквально, то получается, что ни за кого молиться нельзя. Кто у нас без гордости? А гордость – смертный грех. Мы ведь в какой-то степени сознательно гордимся – обижаемся, еще что-то. «Да, я обиделся – что же он такое сделал?» Получается, если кто-то лопатку почесал или чихнул лишний раз – только за такого человека можно молиться, то есть когда речь идет о каких-то мелочах. А все грехи – серьезные.

Что такое «смертный грех»? Это грех, который может привести к духовной смерти. А к ней может привести любая из восьми страстей. И все восемь страстей в нас присутствуют. Возможно, у апостола Иоанна речь идет о том, что человек сознательно отвергает Бога. То есть это сродни хуле на Духа Святого, которая не простится ни в этом веке, ни в будущем. То есть когда человек знает, что есть Бог, есть Христос, есть добро, и отказывается делать добро – не только Христа не признает, но любовь и добро не признает, сознательно выбирает зло.

Своим прихожанам я говорю, что надо молиться, но за сознательных колдунов, экстрасенсов (к сожалению, они есть) я бы молиться опасался – могут быть искушения. Ведь эти люди находятся под сугубым влиянием бесов, более того, в неком союзе с бесами – бесы через них действуют эффективно, действительно могут сделать что-то, о чем такой человек просит, но только это не в направлении любви. И если ты за такого человека будешь молиться, то встретишься с некой бесовской силой.

Расскажу маленький сюжет из моей жизни. Мне дали посмотреть фильм католический, про экзорцистов – тех, которые изгоняют бесов, и попросили прокомментировать. Фильм сделан хорошо, чувствуется даже, что на реальном материале. Некий католический семинарист теряет веру – не совсем атеистом становится, но чувствует, что не может стать священником. Его отправляют к экзорцисту, говорят, что это опытный священник. И вот там происходит изгнание бесов.

Я фильм посмотрел, мне он не очень понравился, конец там вообще ужасный с точки зрения православия. Смотрел я поздно вечером, один, все дети спали, матушка занималась хозяйством и даже не заглядывала – она не любит такие вещи. Я смотрел из чувства долга, так как меня попросили. После просмотра  диск сломал (тогда еще диски были) и выбросил на помойку, чтобы кто-то еще, не дай Бог, не посмотрел.

В фильме был момент, когда мальчика во сне кусал красный бык – мальчик просыпался, и у него были следы укусов. И к нему вызвали экзорциста изгонять беса. Вот я посмотрел. А утром моя дочь просыпается – ей тогда было лет 10 – и говорит: «Мама, меня всю ночь кусали красные драконы». И показывает руку, синяки. Вот как это объяснить? Фильм она не смотрела – спала. Но вот так было – я свидетель. Поэтому с такими вещами лучше не иметь дела. Видите, это был только фильм, не какой-то реальный человек, и то это вызвало такое явление в моей семье.

 Однажды я молился за одного психически больного человека – ему было страшно, меня попросила об этом прихожанка. Я прочитал акафист, звонит прихожанка, благодарит, закрываю молитвослов, исполненный чувства, что сделал доброе дело. Заходит моя дочка – другая – и говорит: «Папа, мне страшно». Потом она месяц спала с иконами и с включенным светом. Искушение. Но не просто искушение, а связанное с конкретной ситуацией. Бесовская сила все-таки существует. Не зря Оптинские старцы говорили, что люди, которые в бесов не верят, не спасутся.

– Батюшка, у нас осталось не так много времени, не хочется на этой теме заканчивать. Все-таки еще продолжаются пасхальные дни. Как бы то ни было, Христос воскрес. Все равно радость есть. Прошу Вас коротко закончить нашу программу какими-то добрыми словами в адрес наших телезрителей.

– Сейчас мы, священники, читаем одну ектенью о том, чтобы развеялась эта зараза, а вторую – о том, чтобы не бояться (так я воспринимаю это прошение). Не бойтесь: волос не упадет с головы человека без воли Божьей. Если есть Христос и Он воскрес, не должно быть никакого страха. Со Христом воскресшим мы сильнее даже смерти. Нам надо вдуматься в то, что Христос воскрес, и вздохнуть свободно, без страха – соблюдая карантин, масочный режим, все, что нужно. Но внутренне нужно быть свободным человеком, потому что Христос воскрес.

– И нужно уверенно отвечать, что Он воистину воскрес.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать