Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Пасхальные дни, но я вынужден начать эфир с очень горькой новости, которая всех нас ошарашила: скончался настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин, на сорок девятом году жизни. Он был добрым другом нашего телеканала, участником многих наших программ. И, конечно же, был достаточно известным человеком для нашей аудитории и всей Церкви. Казалось бы, сейчас можно рассуждать, сколько он сделал и сколько еще впереди... Я знаю, что Вы были с ним хорошо знакомы, часто сослужили ему в соборе. Давайте эту программу начнем с памяти о нем.

– Действительно, я с большой скорбью, болью в сердце узнал эту новость и расплакался как мальчишка; этот человек был для меня как старший брат; он меня называл младшим Александром. И наш жизненный путь действительно складывался очень похоже, параллельно, потому что какое-то время мы несли послушание в одном месте, в п. Переделкино, он был там помощником старосты, комендантом, потом стал дьяконом, потом пришел я, занимался теми же делами. И он всегда говорил, что я иду его путями.

– Это были 90-е годы?

– Да, потом 2000-е, когда при патриархе Алексии он стал дьяконом в д. Федосьино, потом – в Храме Христа Спасителя, а потом я пришел, тоже занимался реставрационными, строительными работами в п. Переделкино. Он часто приглашал меня в Храм Христа Спасителя, когда был протодьяконом, приглашал на трапезу, всегда были добрые беседы. Но когда стал настоятелем Богоявленского кафедрального собора, то всегда с любовью приглашал меня послужить вместе с ним. И действительно, на протяжении 2016 года я был очень частый гость на его службах, всегда любил служить вместе с ним, отмечать торжественные события, он всегда благодарил за помощь, поддержку, которую я в силу своих возможностей мог ему оказывать. Самые теплые, самые сердечные воспоминания остались у меня.

Я анализирую его уход, его безвременную кончину и уверен, что этот человек был святой жизни. Как бы кто ни копался в его жизни, к чему бы ни старался придраться, но я знал его богослужебную жизнь, его отношение к службе, к людям, своим обязанностям, к Святейшему Патриарху Кириллу (он очень был предан ему), священноначалию. И, конечно, это тепло, этот пример жизни останутся в нашей памяти, в наших сердцах. Царство ему Небесное, он ушел на Светлой седмице; я верю, что он обязательно попадет в рай.

– Да, сейчас очень трудное время. Вы, как медик, на многие вопросы сможете ответить. Какова роль священников сейчас? Ведь, получается, они остались без нашей физической поддержки. Давайте попытаемся объяснить ту ситуацию, которая есть, с церковной точки зрения, как правильно вообще к этому относиться. Многие до сих пор ропщут, что в храм нельзя ходить. Много разных ситуаций возникает, болеют священники; к сожалению, уже есть умершие. Давайте проясним ситуацию по этому вопросу.

– Дело в том, что мы сейчас столкнулись с таким явлением, как  коронавирус. Очень часто нам приходилось слышать о нем, особенно в зимнее время, когда в Китае этот процесс начинал разгораться, достигал апогея. Мы очень несерьезно относились к этому явлению, потому что думали, во-первых, что это до нас не дойдет, Китай далеко... Но самолеты летают быстро, и люди начинают привозить эту заразу. И столкнулись мы прежде всего с таким явлением, что эта вирусная частица обладает очень сильными заразительными качествами.

Это очень маленькая частица, она в тысячу раз меньше, чем человеческий эритроцит. Это все равно что человек стоит рядом с высотками «Москва-Сити» – примерно такое же соотношение с эритроцитом. И эта частица связывается с определенными белками, рецепторами в организме и обладает определенной тропностью к легочной ткани. Это пневмотропный вирус.

Мы знаем другие коронавирусы, другие инфекции ОРЗ, когда вирус попадает на слизистую носа, ротоглотки, происходит воспалительный процесс, поплевались, посморкались – и все прошло. Коварство же этого вируса заключается в том, что он реализует свою дикую программу: попадает в организм человека, связывается с  рецепторами и начинает дико размножаться. Клетка поражается одна, потом в этой клетке вырастают миллионы вирусных частиц, все это раскрывается на поверхность легочной ткани – и начинают заражаться другие нормальные эпителиальные клетки, которые выстилают легки изнутри. Там происходит газообмен. И когда происходит такое заражение, человек просто-напросто теряет способность нормально дышать, то есть легкие не выполняют свою функцию газообмена, потому что кислород, который попадает в легкие, не передается по определенным механизмам в кровь, человек задыхается. Так вирус, когда попадает в организм, творит это беззаконие (если сказать нашим церковным языком) и приносит очень большое зло.

 И люди должны понимать это. Поэтому очень хорошо, что у нас в стране введена сейчас самоизоляция. Это как способ разрешения проблемы, но не полностью. Этим можно отсрочить инфицированность населения, потому что клиники, больницы, которые у нас есть, не справятся с нагрузкой. Если поступит сто человек, еще как-то система здравоохранения может работать, а когда тысячи – захлебнется. Поэтому люди должны понимать: не правительство у нас плохое...

– …а что сидя сейчас дома спасешь жизнь другому.

– Сам себя спасешь. Здесь надо, наверное, уже и к эгоизму взывать, человек сам погибнуть может. Говорят: «Ах, ничего не будет», – и в метро ездят. Проехались, заразились, латентный период прошел – и началась температура, встречай болезнь. Мы должны относиться к этому очень серьезно.

Святейший Патриарх очень правильно сказал, что мы должны воздержаться от посещения храма, он отметил, что с болью в сердце это говорит, ведь он больше пятидесяти лет говорил о том, что, наоборот, надо идти в церковь. А здесь говорил обратное: побудьте дома. Ему доложили об этой ситуации, все разъяснили, он в шоке был, что такое может быть. Поэтому мы должны слушаться своего Предстоятеля Церкви, слушаться своей совести и санитарного врача.

У нас нет такой позиции, чтобы людей разогнать из церкви. Но мы должны как бы принять и осознать тот факт, что кварцевание, дезинфекция, глубокая дезинфекция – это такие мероприятия, которые эффективны только один раз. Придет человек, который является носителем инфекции, оставит там запас вируса – и вся работа по дезинфекции, которая провелась, насмарку... Поэтому вводятся такие ограничительные мероприятия, которые помогают приостановить этот рост. И так в России каждый день пять тысяч людей только выявляется. А тем, кто попадает в реанимацию, страдает от этого недуга, – помоги Господи, потому что не дай Бог столкнуться с этой ситуацией, «помочь» этому вирусу распространяться. Многое зависит от нас.

– Вопрос телезрителя: «Почему Пасха отмечается каждый год в разную дату?»

– Дело в том, что мы зависим от лунного календаря и еврейской пасхи. По апостольским правилам мы должны праздновать нашу православную христианскую Пасху, которая является самой верной, после иудейской. Но из-за того, что иудейская пасха в связи с лунным календарем имеет подвижный характер, то и наша православная имеет такой же характер, потому что мы вычисляем ее по определенным календарям, с поправкой на то, чтобы слово Божие и апостольские постановления и благословения соблюдались.

– Такие правила, так сложилась тысячелетняя история Церкви. Сейчас мы все дома, особое внимание – домашней молитве (мы неоднократно об этом говорили), и вместо утренних и вечерних молитв у нас пасхальные часы. Как правильно сотворить молитву дома?

– Для людей, которые привыкли мало молиться или по правилу Серафима Саровского, это хорошее время. Потому что здесь «Христос воскресе» читается трижды, потом пропеваются часы (кто пропевает, кто прочитывает), потом стихиры Пасхи, а если люди хотят еще помолиться, побыть с Богом, прочитывают канон Пасхи (это, например, монашествующие). До субботы мы будем молиться по этому пасхальному чину и таким образом будем соблюдать пасхальную седмицу. Потом совершается особенное богослужение, праздников праздник повторяется, и уже со следующей недели вместо «Царю Небесный» будут читать «Христос воскресе из мертвых», в конце – «Ангел вопияше» вместо «Достойно есть». И молитвенное правило уже будет входить в привычную колею.

– Яства освящались в воскресенье по особому чину (было разработано особое правило, как это делать на дому). Вот сейчас телезрители спрашивают, как быть, если заново печешь кулич; снова нужно освящать?

– Окропить святой водичкой, поблагодарить Господа и съесть с радостью.

– То есть на самом деле освящение куличей – это не что-то особенное, это всего лишь благословение еды?

– Да, это благословение. Дело в том, что вообще пасхальные куличи принято освящать после пасхальной литургии.

– То есть ночью?

– Ночью. А не так, что приходишь в субботу вечером освятить, а на Пасху не идешь в храм Божий и уже ешь куличи, когда телевизор включаешь…

– А как быть в нынешней ситуации, когда младенцам необходимо крещение? Может быть, кто-то на смертном одре, кому-то нужно причаститься. Сейчас невозможны привычные для нас правила, когда можно было просто позвать священника. Как быть сейчас, когда действительно нужно участие в таинствах?

– Страха ради смертного, если происходит какое-то событие, обратиться можно. У нас в Москве создана комиссия, есть священники, которые обучены правилам поведения и нахождения в тех домах, где есть риск заражения этой опасной инфекцией. Поэтому люди обращаются по телефону в храм, где уже знают, куда обратиться в случае острой необходимости. И таким образом можно реализовать духовную потребность, можно соборовать, причастить либо крестить. А если вызывают не ради страха смертного, значит – ожидаем лучших времен, изучаем Закон Божий, читаем Священное Писание и готовимся к принятию таинств.

– Вопрос телезрительницы: «Могу ли я при жизни заказать себе “вечную память”?»

– Конечно, можете. Допустим, живет человек рядом с храмом Божиим, приходит и видит, что иконостас незолоченый, и говорит: «Батюшка, хочу оставить о себе вечную память: позолотить иконостас или купить для храма определенную утварь или полный комплект облачений, чтобы за меня молились». И священник, думаю, обязательно найдет определенный объем «памяти», который необходим для храма. И когда заполните этот объем «памяти», обязательно будет вечное поминовение.

– Так все просто?

– Очень.

– Есть вопрос по нынешней ситуации, когда в храмы не рекомендовано ходить, и многие люди обеспокоены: не сейчас ли наступают последние времена?

– Дело в том, что последние времена всегда наступают с такими событиями, когда что-то меняется в обществе, в политическом, экономическом курсе, когда с природой происходят какие-то катаклизмы. Конечно, люди хотят найти какое-то объяснение происходящему. Самое простое – сказать, что подходят последние времена. Может быть, и так, но, судя по Священному Писанию, еще не произошло того, что должно произойти. Антихрист еще не пришел. А там есть определенные параметры, условия для прихода антихриста, для его правления.

Конечно, есть люди, которые знают: если запах пороха, то где-то что-то горит. Но нельзя льстить самому себе, своей гордыне, потому что под запахом пороха мы можем учуять какие-то другие, обманывающие нас запахи. Поэтому настраивать себя на апокалиптический лад не стоит. Мы, конечно, должны помнить о том, что обязательно встретимся с Господом на частном суде, поэтому должны думать прежде всего о себе, а в апокалиптическую панику, я думаю, впадать не стоит.

– Как отличить настоящую веру от ложной, основанной на мнительности и запуганности? Где эта грань?

– Дело в том, что запуганность, мнительность – это признаки неврозов, психологических отклонений, которые человек пытается компенсировать поиском чего-то, что могло бы ему помочь, когда он запутался в духовной ситуации, в духовной обстановке. Ложная вера всегда будет ложной, если она не основана на истинности веры. Если там нет Иисуса Христа, нет Царства Небесного, понятия жизни вечной, нет стремления попасть в Царство Христа, быть со Христом, то эта вера ложная. Если есть признаки того, что я верю в Иисуса Христа по Символу веры (нет ничего проще, как посмотреть Символ веры и протестировать себя, верю ли я в то, что написано в нем), если принимаю это, хочу следовать за этим учением, то моя вера истинная. Если я начинаю придумывать какие-то объяснения, приплюсовывать что-то или отмежевывать от Символа веры, значит – это не вера и надо работать над собой духовно, богословски, читать литературу, изучать Закон Божий.

– Такой вопрос: «Как в пасхальную неделю молиться за усопших?»

–  В келейном, домашнем правиле можно применять и молитвы за усопших; и после «вечной памяти» прочесть «Христос воскресе из мертвых» трижды и кондак Пасхи.

– Пишет телезритель из Уфы: «Как бросить курить, если курю уже почти сорок лет по три пачки в день? Что только не пробовал – ничего не помогает».

– Есть духовная зависимость, а есть душевная зависимость.

–  Может быть духовная зависимость?

– Да, от духов злобы поднебесной. Амвросий Оптинский говорил, что курить – это бесам кадить. Это не душевное качество, а духовное. Поэтому человек должен определиться, кому он хочет служить: бесам кадить или ангелам служить? Здесь есть духовная составляющая… Конечно, может быть, стоит пойти к наркологу, неврологу и выяснить, какие есть проблемы со здоровьем: либо психоэмоциональная сфера немного шатается, либо есть какая-то наркологическая зависимость...  Здесь есть успокоительный эффект, и люди курят потому, что существует такая потребность. Надо разобрать эти механизмы, потому что это может быть и не духовная проблема, а чисто физическая – дефект гена, какая-то генетическая поломка. Она может проявляться вот так, когда человек начинает очень много курить или пить. Если есть дефект гена, то надо медикаментозно подходить к этому и помогать таким людям – исходя из причины, которая вызывает то или иное состояние.

– То есть надо найти причину прежде всего?

– Да. 

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос воскрес почти две тысячи лет назад, но почему-то мы каждый год в течение сорока дней об этом все время вспоминаем. Потом это все куда-то уходит, забывается до следующего года, затем мы снова повторяем это сорок дней. Так Христос один раз воскрес и навсегда или Он воскресает каждый год по-разному?»

– Дело в том, что в православном церковнославянском языке (а его могут использовать и филологи, языковеды, не понимающие духовного смысла этого языка) «Христос воскресе» – это продолжающееся действие, оно незавершенное. Мы живем в эпоху Воскресения Христа, мы говорим не «Христос воскрес», а «Христос воскресе». Как в русском языке обозначить эту форму? Никак. Только церковнославянский язык может эту полноту подчеркнуть. Поэтому мы говорим: «Христос воскресе!» Подчеркиваем это действие, этот акт Воскресения Христова, в котором мы сейчас живем.

Мы живем в эпоху восьмого дня. Священное Писание исполняется. Мы живем в алгоритме спасения человека. От чего это зависит, мы  рассмотрели раньше, с календарем. Памятное событие, которое является очень важным  для всех православных христиан, –это Воскресение Христово как свершившееся, но не завершенное.

– Следующий вопрос: «Являюсь приемной матерью, собираюсь крестить приемную дочь, но не могу найти крестную. Сама я, насколько знаю, крестной быть не могу. Как поступить в данной ситуации?»

– Мне кажется, торопиться не нужно, потому что крещение – это не просто акт, это прежде всего образ жизни. Ребенка нужно воспитывать в православной вере.  Люди часто крестят, а потом не занимаются духовным воспитанием, возрастанием своих подопечных крестных. Поэтому здесь не надо ни в коем случае спешить. Надо сначала стать прихожанкой православного храма, приобщиться к духовной жизни, а потом Господь пошлет человека, который откликнется, и вопрос сам собой решится.

И нужно, чтобы ребенок выучил «Отче наш», Символ веры, «Богородице Дево, радуйся», 50-й псалом. То есть он должен знать это как стишок. Нужно, чтобы ребенок понимал заповеди блаженств, заповеди Божии, – надо с этого начинать. А крещение совершится как акт, и Господь пошлет человека, который будет родной по духу.

– Следующий вопрос: «Куда попадают души тех людей, которые имеют другую веру? Ведь они считают, что они правильные, а мы считаем, что наша вера правильная».

– В Православной Церкви этим вопросом занимается догматическое богословие, которое это объясняет, растолковывает на основе учения святых отцов и Священного Писания. Здесь мы можем констатировать: когда человек умирает, он обязательно встречается с Богом на частном суде.

Нам не дано знать, что там происходит, это будет открыто при Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Если человек совсем неверующий, но жил по закону совести, то, по словам апостола Павла, такой человек и судиться будет по закону совести. Это высшая правда Божия, которую нашим человеческим скудоумием не понять, а вот Господь по Своему человеколюбию и усмотрению разрешает этот вопрос очень быстро.

– Следующий вопрос: «Я читала, что только Бог знает наши мысли, ведает нашими помыслами и видит наше сердце. Больше никто. Когда я молюсь про себя, получается, Бог меня слышит, а святые угодники не слышат?»

– Молитва – это не нечто физическое, это духовное состояние, и оно подчиняется духовным законам. Если человек  находится даже в свинцовом саркофаге либо в подводной лодке, Бог его слышит, когда он молится, и святые его слышат. Все, к кому направлена молитва, его слышат. Не нужно болтать, когда молишься… Поэтому святые отцы говорят: «Положи, Господи, хранение устам моим». Чтобы уста были в сомкнутом состоянии, а молилась душа, сердце, дух человеческий.

– Следующий вопрос: «Батюшка, как быть, если молишься и чувствуешь, что в тебе нет искренности? Отвлекаешься, думаешь о чем-то другом».

– Объясню очень просто. Когда человек собирается серьезно заниматься спортом, он начинает с неумелых подходов к гантелям, штанге, турнику. Если он хочет заниматься атлетикой, сразу же никакие пируэты на перекладине не сделает? Никаким образом не покажет высоту спортивного мастерства, если сразу будет сдавать какие-то нормативы… Надо потихонечку приучать свою душу к молитве. Если думаешь, что накупил книжек, молитвословов, открыл – и молитва полилась, то нет… Искушения начнутся. Надо делать все постепенно, планомерно. Если взялся за плуг, то, как Христос говорит, назад не смотри, а иди вперед.

– Вопрос телезрительницы: «Я верую в Господа нашего Иисуса Христа, но вера без дел мертва. Я читала Григория (Лебедева), он говорит, что многие надеются только на милость Божию. И я также надеюсь. А он говорит, что надо что-то делать, но у меня не получается. Я взвешиваю свою жизнь: ничего не сделала, но все равно надеюсь на Божью любовь. Как быть?»

–  Когда человек боится поскользнуться, он держится за перила. Перила в нашей жизни – это Церковь, церковное учение. Поэтому держитесь за эти перила, за эти стены. Без Бога спастись невозможно. Апостол спросил у Господа: «А как спастись, если даже богатому невозможно войти в Царство Небесное?»  И Господь ответил: «Человеку это невозможно, но возможно Богу».

Поэтому мы должны уповать на эту милость. Мы должны помнить о том, что Господь – Милосердный. Если душа появилась на свет, если она пришла ко Христу осознанно, то Господь никогда не оставит такого человека. Как бы мы ни боялись, какие бы страхования  ни испытывали, все равно Господь нас знает и далеко не отпустит.

Житейское море – это сложное пространство, где можно без Бога утонуть. Но если ты с Богом, если находишься на церковном корабле, то  Господь  выведет. Главное, не отходите от Русской Православной Церкви Христовой, приобщайтесь Святых Христовых Таин, выполняйте благословения духовника, слушайте нашего Патриарха, наше священноначалие, тогда и Господь вас встретит в свое время с превеликой радостью.

– Мне прислали информацию. Григорий (Лебедев) – это епископ Русской Православной Церкви, который в 1937 году закончил свой путь как новомученик. В 2005 году был канонизирован.

– Новомучеников тысячи, всех мы не можем знать, но если это священномученик, нужно это указывать...

– Следующий вопрос: «Почему на Страстной и Светлой неделях происходит много искушений? А когда начинаются самые главные праздники, начинаются скорби?»

– Какие, например?

– Сейчас понятно, какая скорбь. Но бывает так: большой праздник, готовишься к причастию – и обязательно что-то произойдет, идешь уже с другим настроением. Как здесь быть?

– Когда маленькому ребенку конфетку показываешь, он обо всем забывает, бежит, под ноги не смотрит, лишь бы эту конфетку схватить... Господь дает нам голову, ум, сообразительность. Мы должны ориентироваться в пространстве, не забывать, что живем на этом свете, мы не ангелы, не летаем. Следовательно, если хотим получить эту духовную сладкую конфету, не должны забывать, что когда идем к ней, можем споткнуться. Когда человек помнит об этом, он просит у Бога духовной помощи, поддержки. Если не находится в духовной прелести. Потому что когда человек готовится к причастию, он как будто находится в духовной прелести.

Ты причастишься, конечно, но все остальные законы химии, биологии работают. Это тоже Божье попущение, благословение. Поэтому человек должен помнить об этом. Тогда он будет не в состоянии прелести, а в таком, что сможет дать отпор: такие люди воспринимают нападки лукавого более естественно.

– Следующий вопрос: «Как правильно исполнить заповедь "кесарю – кесарево, а Богу – Божие" в связи с настоящей ситуацией карантина?»

– Я не думаю, что человек, который об этом спрашивает, каждый день посещает храм Божий. Не знаю, откуда нашлось столько активистов, что все страдают… Я хожу в монастырь, в приходские храмы, в обычные дни есть захожане, в праздничные дни есть прихожане. На большие праздники много людей.

– На выходных все выезжают на дачу...

– Сейчас начнется лето, ситуация с этой заразой немножечко уляжется, и кто за храм будет что-то говорить? Да, если храм есть на даче, может, люди и сходят туда. Но надо быть осторожным. Эта зараза есть, не надо это проверять. Помните, показывали по телевизору человека из исламского мира, который не совсем дружит с правилами гигиены? Он облизал решетку и погиб. Зачем?  

Государство тоже выполняет добрую службу – не хочет, чтобы люди гибли. Говорят: «Воздержитесь, соблюдайте определенные правила». Господи, помилуй! Давайте сделаем так даже из послушания нашему Святейшему. Даже если бы этого ничего не было, а ради послушания мы должны так сделать. И не спрашивать: почему, зачем? Не тянуться в храмы и не проверять, сработает Божья благодать или не сработает. Мы начинаем сравнивать теплое с пушистым. Это абсолютно разные вещи. Вирус – это тоже творение, он обладает определенными свойствами. Поэтому надо воздерживаться. Если говорят, значит – нужно соблюдать.

– Вопрос телезрительницы: «Христос воскресе! Два-три года назад моя уже взрослая дочка переболела туберкулезом. Раньше она причащалась, ходила в церковь. А после болезни стала бояться и уже года два живет без Причастия. И она переживает, и я переживаю, мы не знаем, какой найти правильный выход. Батюшка, посоветуйте, пожалуйста».

– Дай Бог, чтобы это были психологические проблемы, потому что если корни глубже, то это уже психиатрическая проблема. Надо сходить к неврологу либо к медицинскому психологу и выявить корень этой проблемы. Тогда будет найдено решение; может быть, медикаментозное, будут назначены какие-то легкие препараты. Нужно пройти этот курс и  солидаризировать себя с церковным миром уже в нормальном состоянии.

– Следующий вопрос: «В храме начинаешь плакать, когда любое соприкосновение с чем-то Божественным вызывает чувство умиления...»

– Это очень хорошее душевное качество. Бывает, так в грехах закоснеешь,  читаешь Священное Писание – и плачешь навзрыд.

– То есть это нормально?

– Абсолютно. Даже на страницах Священного Писания говорится: радость через слезы.

– Как-то был такой вопрос: на исповедь подходит женщина, говорит грехи и начинает плакать, и исповедь не получается.

– У меня очень часто такое бывает. Люди плачут. Ничего, справляемся. Быть может, моя психологическая подготовка дает свои результаты.

– То есть Вы совмещаете священнический опыт с психологическим?

– Да, обязательно, потому что здесь надо оказать и психологическую поддержку, и пастырскую, духовническую. Может, кому-то и врачебную. Когда знаешь физиологию, психологию человека, то проще работать и оказывать полноценную, квалифицированную пастырскую помощь.

– Что за явление – панические атаки? Духовное, душевное?

– Это болезнь мегаполисов – там, где между людьми много душевного, информационного напряжения. Конечно же, верхушка – духовное. Корни могут быть в душевном. А фундамент может быть психиатрический. Здесь надо иметь хорошего духовника, чтобы справиться с духовной верхушкой, хорошего врача или психолога, чтобы справиться с душевной составляющей. Если возможна помощь высококвалифицированного психиатра, то, конечно, надо и с ним общаться.

Назначаются такие препараты, которые помогают человеку жить, потому что такой человек очень сильно страдает. Он мучается, находится не в своей тарелке, в  неестественном состоянии. Он  неправильно оценивает окружающую реальность, действительность, может навредить себе. Таким людям надо помогать.

– Батюшка, давайте подытожим. Очень много скорбных и важных тем про коронавирус. Все уже устали от этой информационной повестки. Очень тяжело смотреть новости.

– И устали от вранья. Непонятно, кто составляет эти новости. Если вы запугиваете народ, напишите: «Мы вас запугиваем». Я как врач знаю, что такое медицинская статистика, патологическая анатомия, почему человек может умереть, почему не может. Напряжение у людей очень большое.

Дорогие друзья, я хотел бы в эти светлые пасхальные дни пожелать вам крепости, душевных и духовных сил, чтобы вы помнили, что основная радость, которая сейчас существует, которой мы живем, – это радость о воскресшем Господе Иисусе Христе. Мы должны надеяться на Него, верить Ему и знать, что Христос нас никогда не оставит. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​