Беседы с батюшкой. Послушание Девы Марии

7 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы (близ Боткинской больницы) протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Всех сердечно поздравляю с праздником Благовещения, желаю духовной радости и утешения от нашей Царицы Небесной.

– Тема сегодняшней передачи – «Послушание Девы Марии». Сегодняшнее евангельское чтение, которое совершалось утром в храме, заканчивалось Ее словами: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему. Таким образом, Она приняла то, что Ей сказал Бог через архангела: Она будет Матерью Бога. Могла ли Пресвятая Богородица от этого отказаться?

– Вся жизнь Пресвятой Богородицы, с самого младенчества, –  подготовка к этому моменту, к этой встрече с архангелом, к принятию воли Божией. Более того, как говорил византийский богослов святой Николай Кавасила, в лице Матери Божией все человечество дало согласие, дало ответ Богу на Его призыв к спасению. Безусловно, многие поколения людей, которые жили до этого момента (благочестивые, праведные, святые люди), своей жизнью подготавливали этот момент, подготавливались к появлению на свет Той, Которая ответила: «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему».

Наверное, если теоретически рассуждать, могла Она отказать или нет, можно по-разному отвечать, но сама направленность жизни Пресвятой Богородицы говорит о том, что Она всю жизнь готовилась к этому ответу, к этой встрече. Это не просто Ее встреча с архангелом. Можно сказать, это встреча человечества с Богом. Это ответ всего человечества на призыв Божий. Если бы этого ответа не было, то Господь, конечно, не мог бы ни воплотиться, ни спасти людей. Спасение совершается свободной волей человека. Эту свободную волю всего человечества в Своем ответе выразила Царица Небесная.

– Доступно ли послушание Пресвятой Богородицы сейчас для простого человека – христианина, который ходит в церковь, соблюдает все правила, предлагаемые Церковью, участвует в таинствах? Может ли человек достичь такого послушания?

– Нам себя очень трудно сравнивать с Царицей Небесной. Не зря мы Ее воспеваем как Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Она нас превосходит во много раз – и по Своему благочестию, и по Своей святости, и по Своей любви к Богу. Но в какой-то степени каждый человек может подражать этому послушанию воле Божией. И не просто потому, что это хорошо, нужно, а потому, что это и есть источник блага для человека. Если человек поймет, что послушание воле Божией для него благо, тогда он и будет принимать волю Божию, хотя она может быть для него непонятной.

Подвиг Пречистой в том, что Она тоже до конца, как человек, не могла понять тайну воплощения, не могла принять, как может Бог стать Человеком, да еще через Нее. Но Она доверяет Богу. Господь знает, как это устроить. Она не пытается  это как-то объяснить, истолковать. Она просто принимает то, что Ей было возвещено.

Безусловно, каждый человек в какой-то степени может подражать этому послушанию. В нашей жизни часто случаются события, не совсем понятные, порой даже ужасные. В одной из молитв мы говорим: «Благодарим Тебя, Господи, творящаго с нами великая и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа». У нас постоянно случаются такие события. Сейчас идет испытание для всей нашей страны, для всего мира. Мы не совсем понимаем, почему Господь это попускает, с какой целью. Тем не менее, когда мы испытываем в жизни что-то непонятное, даже ужасное и странное для нас, мы должны понять, что Господь каким-то образом приходит в нашу жизнь, нас посещает. Не зря в народе есть изречение, что период болезней, скорбей, испытаний – это посещение Божие.

Господь входит в нашу жизнь, к нам приближается, чтобы нам сообщить благую весть. Не для того, чтобы наказать, как-то смирить, или унизить, или подвергнуть испытаниям, а для того, чтобы мы, пройдя через эти испытания, ощутили благую весть от Бога, что-то хорошее. Поняли, что мы должны делать дальше, как должны дальше жить. Это, безусловно, Божье благословение. Любое испытание, если оно правильно понято, с послушанием, с молитвой, со смирением, может стать благословением Божьим. Человек увидит, к чему Господь его призывает, что ему надо исправить в своей жизни, что ему мешает быть по-настоящему полноценным человеком, который умеет любить. Поэтому в какой-то степени каждый человек может и должен подражать этому послушанию Царицы Небесной. Просто каждый в своей степени, в своей мере, но мы все к этому призваны, чтобы в какой-то момент своей жизни Богу ответить: «Да, я раб Божий, да будет мне по глаголу Твоему. Я это принимаю, хотя не до конца понимаю».

Думаю, каждый человек, если оглянется на свое прошлое, вспомнит такие моменты. Вдруг что-то меняется, мы недоумеваем, но в то же время понимаем, что сейчас происходит что-то очень важное – и мы должны это принять и смириться. И смотреть, как Господь будет в нас действовать. Безусловно, для такого послушания воле Божией необходима подготовка, необходимо чистое и смиренное сердце. Если мы не привыкли смиряться, если привыкли настаивать на своем, ставить свой разум выше всего остального, мы никогда такое послушание не сможем проявить. Мы никогда не сможем согласиться с тем, что Бог нам предлагает, мы всегда будем спорить, недоумевать, смущаться, спрашивать: как же так, мы же всё правильно понимали, это совсем не укладывается в наши планы… Так человек может пропустить этот призыв или от него отвернуться, и таким образом он остается без Божьего благословения.

Конечно, это вопрос очень серьезный. Каждый из нас должен об этом задуматься: не призывает ли меня Господь сейчас к чему-то, что очень важно для меня, к каким-то переменам? К событиям, которые должны что-то изменить в моей жизни?

– Вопрос телезрительницы: «Богородица настолько доверяла Господу Богу, что приняла все, что Ей было сказано. Она не знала, какая будет потом жизнь Ее Сына, Которого Она родит. Если бы Она знала, что Он будет поруган, оплеван и распят, согласилась бы принять Его во чрево и родить?»

– Об этом тяжело рассуждать теоретически, потому что любовь к Богу, которая была и есть в Ее сердце, исключает другой ответ. Любовь идет до конца, она не ищет своего. Любовь долготерпит. Собственно, Ее ответ – это свидетельство такой любви, когда готов на все ради послушания воле Божией. Я думаю, можно только очень условно говорить, может такое быть или нет, но вся жизнь Пречистой убеждает нас в том, что Она согласилась бы. Когда Архангел Гавриил явился Царице Небесной, Она как раз размышляла о тайне воплощения Бога, думала над словами пророка Исаии (Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог). Наверное, в Ее сердце тоже появлялись какие-то ощущения, что это непростой путь, что это не путь славы и радостей, а больших скорбей. Вскоре Она в этом убедилась, когда, после рождества Христова, старец Симеон сказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу». У таких людей, которые живут любовью (наверное, это было всегда, и в Ветхом Завете, и в Новом), обостряется чувство духовной интуиции. Человек лучше чувствует и понимает, что происходит, что должно произойти с ним и с окружающими его людьми. Безусловно, Она предчувствовала те скорби и страдания, которые придется испытать Ее Сыну и Ей Самой.

– На этот вопрос можно посмотреть шире. Если мать знает, что ее сын будет мучиться в течение жизни, будет ли она его рожать?

– Она, безусловно, понимала, что родит Сына, Который будет не просто страдать, а страдать за спасение всего человечества. Она же понимала, что это Мессия, Христос, Который через страдания должен прийти к славе. А если говорить в обычном, житейском плане, будет ли мать рожать сына, даже если знает, что он обречен на болезни и скорби, наверное, все равно будет, потому что любовь ее будет подвигать к этому. Тем более что во всем действует Промысл Божий. Любой человек, понимая, что есть Промысл Божий, соглашается с этим. Наверное, любая мать соглашается: пускай придет человек в мир, пусть он родится, а дальше пусть Господь Сам устраивает его судьбу.

– Когда архангел явился Деве Марии и сообщил Ей эту весть, каково Ей было узнать, что Она – избранная для такой миссии?

– Есть предание Греческой Церкви, о котором нам рассказывали во время паломнической поездки в Назарет лет пять тому назад. Оказывается, Архангел Гавриил явился Ей дважды. Первое явление было около источника, где Она брала воду. Когда он явился Ей в первый раз, Она очень испугалась. Вообще увидеть ангела в Ветхом Завете – это вестник скорой смерти, это было страшно. Она испугалась и побежала домой. Второе явление было дома, где Она жила. Тогда уже Она говорит эти слова: Се, Раба Господня... Во всяком случае, есть такое предание. Понятно, что Она испытывала и трепет, и ужас. Но, несмотря на это, все равно готова была дать такой ответ.

Любой человек, конечно, когда сталкивается с непонятными вещами, бывает сначала поражен. Но потом его сердце начинает ощущать присутствие какой-то благодати посещения Божия. В этот момент сердце откликается на призыв, который Господь дает человеку. Она ведь сознательно к этому Себя готовила, Она совершала подвиг, который раньше никто не совершал, – посвятила Себя девству. Она воспитывалась в храме Божием, чтобы всю жизнь провести в послушании воле Божией. Ее предшествующая жизнь подготовила Ее к этой встрече. Наверное, простая женщина вообще бы не смогла разговаривать с ангелом. А Пресвятая Богородица, подготовленная Своей жизнью, смогла дать ответ Архангелу Гавриилу.

– В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые Архангел Гавриил говорит Деве Марии, что Ее Сыну даст Господь Бог престол Давида, отца Его. О каком престоле Давида идет речь? Дал ли Бог этот престол Сыну Марии, то есть Иисусу Христу?

– Безусловно, речь идет как раз о мессианском служении Христа. В Ветхом Завете неоднократно были пророчества, что из семени Давида родится Мессия, Христос Спаситель. Когда архангел говорит, что Господь даст Ему престол Давида, это значит, что это и будет Тот Самый Мессия, о Котором говорили пророки. Это будет Тот Самый Христос, Помазанник Божий, Который должен был прийти и спасти Израиль. Поэтому и говорится о престоле Давида. Действительно, Христос сел одесную Бога Отца, Христос придет судить живых и мертвых, Христос – Победитель смерти; Тот, Кто воскрес. Это ветхозаветное пророчество исполнилось, его ожидали ветхозаветные праведники. Оно исполняется в тот момент, когда Архангел Гавриил является Деве Марии.

Момент благовещения – судьбоносная точка вообще в истории всего человечества, начало совершенно новой эпохи. Это новое состояние человечества.

– Можно ли считать это началом Нового Завета?

– Безусловно, это начало Нового Завета. Это начало спасительного подвига Христа, когда Господь Бог приходит к людям. И в некоторые годы праздник Благовещения может совпадать с Воскресением Христовым, Пасхой. Это событие называется Кириопасха. И два события очень связаны между собой: Архангел Гавриил является Матери Божией, говоря, что Бог воплотится, чтобы спасти людей. Этот момент спасения совершился в момент Воскресения. Когда два этих праздника соединяются, это особое торжество для Церкви, особая радость. Подчеркивается связь этих событий.

– Дальше архангел говорит, что Сын Марии будет царствовать над домом Иакова. С престолом Давида мы разобрались, а о каком доме Иакова идет речь и царствует ли Христос над этим домом сейчас?

– Апостол Павел говорит, что Израиль спасется, остаток Израиля уверует во Христа. Это и есть – царствовать над домом Иакова. Это значит, что Христос пришел прежде всего к Своим, к Божьему народу избранному, к евреям, чтобы спасти их. И хотя не все приняли Христа как Мессию, как Спасителя, но существует пророчество, что в последние времена еврейский народ, избранный народ Божий, также уверует во Христа. Таким образом, Христос будет владычествовать и над домом Иакова, приведет всех к спасению: и народ Божий, и язычников, которые не знали Истинного Бога. Все будут таким образом объединены, будут призваны к вечной жизни.

– Можем ли мы предположить, что дом Иакова – это дом избранных Богом? Таким образом, Церковь и есть дом Иакова, над которым Христос царствует?

– Действительно, Церковь является как бы наследницей ветхозаветного народа Божия. Говорится, что ветхозаветный избранный народ Божий был избран Богом, а Церковь Новозаветная является продолжательницей того избрания. Это и есть то, куда Господь всех призывает, та благодатная жизнь с Богом, жизнь в таинствах, которая дается в Церкви. Можно и так толковать, что Церковь – это дом Иакова. Но не просто дом Иакова в ветхозаветном понимании, в качестве просто почетного избранничества. Церковь – это еще и полнота духовных дарований, полнота благодати Божией. Церковь заключает в себе все, что нужно человеку для спасения. В этом отношении она намного превосходит ветхозаветное человечество, ветхозаветный дом Иакова.

Вопрос телезрителя: «Какая бы святая ни была женщина, но она женщина, и родить она может только человека. Как можно родить Бога, когда Он существовал еще до того, когда Марии вообще не было? Получается, когда Она Его родила, то до этого Его не было вообще? Как мог Бог родиться, когда Он существовал вечно?  Рушатся все догматы. Это некорректное название – Богородица. Она родила человека, и архангел Ей сказал: „Родишь Сына, Он будет велик, и все будут называть Его Сыном Всевышнего“. Но так называли многих; например, пророков. И мы все сыновья Всевышнего».

– Этот вопрос транслирует несторианскую ересь, потому что человеку трудно понять, как Бог может стать Человеком. Это настолько великая тайна, непостижимая, что многие умы сомневались: как женщина может родить Бога? Это, конечно, непостижимо, непонятно. Но это данность, которая проявляется во всем, что мы видим в Евангельской истории. Родился именно Бог, Богочеловек. Да, Христос всегда был, Он Бог. Но в момент благовещения Он еще и принимает человеческую ипостась, становится Богочеловеком. Он рождается как человек, смиряется, принимая зрак раба, то есть образ человека. Это великая тайна и великая милость, великий подвиг, который Бог совершает для нас. Он смиряет Себя до человеческого облика, до немощного, ограниченного человека, при этом оставаясь Богом. На этом зиждется все церковное учение, вся догматика. На этом основано все учение о спасении. В том и заключается смысл Боговоплощения, что Бог Сам становится Человеком, чтобы в Самом Себе победить грех, победить смерть, тление человеческое и воскреснуть.

Есть крылатая фраза святых отцов: что не воспринято, то не уврачевано. Григорий Богослов говорит: если Бог не воспринял человеческое естество, то как Он может его исцелить от тления, смерти? Как может Бог даровать человеку бессмертие? Поэтому Бог воплощается, становится Человеком, Богочеловеком, чтобы человека сделать по благодати богом, чтобы человек имел путь к вечной жизни.

– Архангел говорит Марии и такие слова: «У Бога не останется бессильным никакое слово». Как нам правильно понять эти слова?

– Речь идет о пророчестве. Пресвятая Дева читала пророка Исаию. Конечно, Она могла недоумевать, как может Дева родить Сына. Архангел и говорит, что у Бога не остается неисполненным никакое слово. «То, что Ты читала у пророка, сейчас и исполняется, это исполнится, не смущайся, только веруй во всемогущество Божие». Видимо, об этом идет речь – о пророчестве, которое было очень трудно постичь, трудно было это уяснить, в том числе Пресвятой Богородице. Точно так же и для нас, когда мы читаем Священное Писание, есть моменты, которые приводят нас в недоумение. Как это может быть, правильно ли это, вообще для нас ли это написано? В какие-то моменты мы смущаемся и недоумеваем. Нам очень важно услышать эти слова: «у Бога неизможет никакой глагол». Раз это сказано, написано, обязательно сбудется, исполнится. Бог силен все сделать, каким бы это необычным, невозможным и странным ни казалось.

– Следующий вопрос: «Кого нам надо слушаться и зачем, чтобы подражать послушанию Пресвятой Богородицы? Какой результат мы можем ожидать от нашего послушания?»

– Очевидно, что всякий человек, желающий жить полной жизнью, к которой он призван, должен слушаться Бога. Как совершается послушание Богу? Разными путями. Но прежде всего через чтение и понимание Священного Писания. Это та книга, в которой нам открыта воля Божия, в которой излагаются заповеди Божии, то, что мы должны исполнять.

Кроме того, у нас есть сердце, которое помогает ощутить и интуитивно почувствовать, как нам эти заповеди правильно исполнить. У нас есть совесть, она тоже передается голосом Божиим, который мы должны слушать. И все это в сочетании (слово Божие, наше сердце, совесть, люди, которые нас окружают) дает нам понимание, в чем состоит воля Божия.

Прислушиваясь к этому, исполняя волю Божию, мы находимся в послушании у Бога. Конечно, бывает трудно понять: а что правильно? Формально заповеди понятны, но в каждой отдельной ситуации сложно оценить, надо это делать или не надо, что надо говорить, а что не надо говорить. Заповеди не описывают подробно всю нашу жизнь. Надо сравнить наши обстоятельства и заповеди – и то, что ближе к заповеди, не нарушает заповедь, то и выбрать.

– Следующий вопрос: «Зачем нам выбирать послушание Богу?»

– Человек создан Богом для полноты жизни. Все, что у него есть: его бытие, способности, то, что его окружает, – это дар Божий. Чтобы жить полной жизнью, быть счастливым, человек должен слушаться своего Творца. Творец является для него источником всякой благости.

Мы, конечно, можем не слушаться Бога, но тогда мы чувствуем, как начинаем страдать, как в нас умаляется жизнь, как мы вступаем в противоречие с самими собой. Жизнь превращается в мучение, страдание, постоянную борьбу каких-то противоречий. Тогда наступает момент, когда человек вообще уже не хочет жить, отказывается от жизни, потому что такая жизнь для него невыносима. Жизнь без Бога невыносима. Нам нужно слушаться Бога, чтобы жить полной жизнью, быть счастливыми, причастными Божественной благодати.

– Следующий вопрос: «Согласившись на Боговоплощение, Пресвятая Богородица послужила спасению множества людей, которые потом уверовали в Ее Сына и сейчас спасаются в Церкви. Каким образом мы сейчас можем послужить ближним? Это ведь тоже будет подражанием подвигу Девы Марии, как и послушание?»

– Безусловно. В Евангелии от Матфея есть такие слова: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Наша жизнь принадлежит не только нам самим. Она является еще неким свидетельством перед другими людьми о том, как должен жить человек. Если христианин исполняет заповеди Божии, живет в послушании Богу, то не только сам спасается, но через него спасаются другие люди. И наоборот: если он нарушает заповеди, то через него погибают другие люди, он их соблазняет своей жизнью.

Если мы находимся в послушании воле Божией, творим дела, которые нам заповедовал Господь – дела любви и милосердия,  то таким образом мы привлекаем многих людей к Богу, даем им возможность увидеть благость Божию. Как можно человека привести к вере? Только примером: показать ему красоту этой жизни с Богом, красоту милосердия, любви. И тогда окружающие люди, увидев это, сами захотят так жить, быть послушными Богу, потому что почувствуют, увидят, как это красиво, хорошо. Таким образом, один человек может спасти вокруг себя много-много людей просто своим послушанием воле Божией. Об этом говорил Серафим Саровский известной фразой: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

– Вопрос телезрителя: «В Послании Святейшего Патриарха Кирилла призыв молиться за весь мир, за всех людей на планете. Но есть же некрещеные, которых Церковь не признает, есть явные противники религии, шаманы. Я понимаю, что в записках надо писать только своих родных и близких. А за этих не молиться? Просто желать им добра перед именем Христовым? Но среди них по всему миру ведь есть страшные люди. Разъясните это».

–  Я хочу напомнить, что Церковь всегда молилась и молится за весь мир: и за членов Церкви, и за тех, кто гонит Церковь, и за тех, кто не пришел к вере. Церковь за всех молится, потому что всякий человек призван к жизни с Богом, к счастью, к вечности. Поэтому мы должны молиться за всех. Просто форма для этого разная.

Есть верные члены Церкви, которые вошли в церковное сообщество, за которых мы совершаем проскомидию, пишем записки. Есть противники Церкви. Мы молимся о том, чтобы Господь вразумил их, помог им познать истину. Есть люди, которые в чем-то заблудились. Мы просим, чтобы Господь помог им найти правильный путь жизни.

Поэтому, безусловно, за каждого человека можно молиться, просто форма молитвы разная. Каждому Господь желает спасения, и любой христианин, если он христианин и пребывает в любви, готов эту любовь источать на всех, за всех переживать, за всех молиться. Известно, что святые молились не только за всех людей, весь мир, они молились даже за падших духов, потому что настолько скорбело их сердце о том, что эти существа погибают, что они оторваны от Бога... Они даже за них молились – так сердце, исполненное любви, всем желает спасения, блага. Поэтому говорить, что за этих мы будем молиться, а за тех – нет, это противоречить духу Церкви, не пребывать в полной любви, которая всем желает блага, спасения.

– Вопрос телезрителя: «Как понять, находишься ты в послушании Богу или нет?»

– Есть внешний признак, а есть внутренний. Внешний: соответствуют ли твои поступки заповедям Божиим? Если соответствуют, ты находишься в послушании Богу. Есть еще внутренний признак – мир в сердце. Обычно когда человек исполняет заповеди Божии, он испытывает чувство внутреннего мира, равновесия, гармонии. Нет страха, есть любовь, радость;  может, у него не все получается, но он старается быть с Богом. И от этого человек испытывает внутреннюю тишину, внутренний мир, и таким образом он убеждается, находится в послушании Богу или нет.

Стоит отступить от воли Божией, согрешить, сделать какой-то поступок, который противоречит заповедям Божиим, и человек сразу теряет этот мир, сразу приходит тревога, страх, беспокойство. И человек начинает думать: «Что же стало причиной этого беспокойства?» Надо искать это в себе, приносить Богу покаяние, чтобы опять вернуть мирное состояние души.

– Следующий вопрос телезрительницы с Украины. На Украине закрыты храмы на карантин, но священники пускают после богослужения исповедоваться, причаститься. Телезрительница спрашивает, является ли непослушанием воле Божией то, что она желает ходить в храм. Ведь храмы закрыты на карантин.

– Воля Божия в том, чтобы мы любили Бога. Эта любовь проявляется по-разному. В какие-то моменты она проявляется в том, что мы идем в храм и участвуем в богослужении. В какие-то моменты она проявляется в том, что мы, оказывая послушание священноначалию, в чем-то себя смиряем, понимая, что это вынужденная мера, и остаемся дома, чтобы помолиться дома. Но все равно это все продиктовано любовью к Богу. Любовь приводит человека к послушанию. Если ты любишь, ты готов слушаться того, кого любишь. Если есть любовь, то человек найдет возможность эту любовь как-то выразить.

Помню, когда я был студентом, я не имел возможности как раз на Благовещение пойти в храм Божий. Этот день запомнился мне на всю жизнь, потому что мне очень хотелось быть в храме, а я не мог. И я представил, как же там сейчас хорошо: народ молится, благодатно, радостно. Это чувство праздника не покидало меня весь день, хотя я был далеко от храма. И это запомнилось на всю жизнь как самый яркий праздник в моей жизни.

Можно быть на расстоянии от храма, но ощущать праздник. Мысленно ощущать, как хорошо в храме. Может быть, если мы какое-то время не будем иметь возможность быть в храме, мы начнем больше ценить это, потому что не секрет, что люди, приходя на богослужение, не всегда внимательно молятся, не всегда слушают то, что читается или поется. Они не всегда ценят богослужение, часто даже опаздывают и приходят к половине службы.

Сейчас эта вынужденная мера (то, что ты вынужден посидеть дома), может быть, согреет любовь к храму, и ты будешь потом бежать со всех ног и пользоваться каждой возможностью, чтобы посетить богослужение. Может быть, это тоже неплохо, промыслительно…

– Следующий вопрос телезрительницы: «Кому мне подражать: Иисусу Христу или Пресвятой Богородице?»

– Вопрос не совсем корректно поставлен. Нельзя себя даже сравнивать ни с Богом, ни с Пречистой Божией Матерью. Ведь даже детей не называют именем Пресвятой Богородицы. Когда мы называем девочку Марией, то не в честь Божией Матери, а в честь других святых, потому что Она настолько превосходит всех людей, что мы себя даже и близко не можем с Ней поставить.

Как можно сказать, что мы будем подражать солнцу или звездам? Не можем. Поэтому лучше со смирением сказать, что мы будем подражать тем святым, которые старались угодить Богу, Пречистой Божией Матери, которые любили Бога, Пресвятую Богородицу, и тогда мы, может быть, как-то приблизимся к этому. А говорить, что мы будем подражать Богу, мне кажется,  вообще безрассудно. Бог настолько превосходит человека, что так ставить вопрос, наверно, неправильно.

– А кому же подражали святые апостолы и поколения святых?

– Нигде в Евангелии не сказано, что апостолы подражали непосредственно  Христу. Они исполняли то, что им заповедал Бог. Они старались исполнять заповеди Божии, которые Господь им говорил. В свою очередь ученики апостолов подражали своим учителям – апостолам. Но я нигде не встречал в Священном Писании, чтобы было сказано: давайте будем подражать Богу и Пресвятой Богородице.

– Но ведь перед апостолами Иисус Христос все равно был примером. Они смотрели на Его жизненный путь, и Он их вдохновил на те подвиги, которые они понесли, и на проповедь. Наверно, они все равно совершали свое дело с какой-то памятью о Нем?

– Конечно, они вспоминали это и передавали своим ученикам из уст в уста. Но подражать – это считать, что я могу сделать так же. Подражать – это считать, что я близок к этому человеку. А вот сравнить себя, поставить рядом с Христом Богом, наверно, никто из людей не может. Точно так же с Пречистой Божией Матерью.

Вряд ли будет корректно говорить, что они подражали Христу. Они Его слушались, изумлялись Им, порой были в недоумении от Его слов, не могли их даже понять и принять. Даже первоверховный апостол Петр не всегда понимал то, что Господь ему говорил. Помните, мы недавно читали в храме этот эпизод, когда Христос говорит о страдании, что надлежит идти в Иерусалим пострадать, а апостол Петр говорит: «Господи, да не будет Тебе этого». А Господь отвечает: «Отойди от меня, сатана; ты думаешь не про Божье, а про человеческое».

Они часто не понимали даже того, что Христос им говорил. Они не могли себя рядом с Ним поставить. Поэтому вряд ли корректно слово «подражать». Наверно, надо как-то по-другому это выражать, потому что все-таки это пропасть – Бог и человек. Безусловно, Бог общается с нами, посещает нас Своей благодатью, не покидает нас. Но сказать, что мы можем Ему подражать, наверно, не совсем правильно.

– Следующий вопрос: «На Благовещение существует традиция выпускать голубей, и я столкнулся с мнением (видимо, народным), что голуби полетят к Богу, чтобы доставить Ему человеческую молитву. Насколько это мнение имеет право на жизнь?»

– Любая церковная традиция, если она появилась, имеет какую-то духовную основу. Безусловно, голубь – это символ Святого Духа, благодати Божией. С одной стороны, Господь ниспосылает благодать людям. Как символ Духа Святого, голубь должен спускаться к людям. Когда люди отпускают голубей и те садятся на крест или здание, люди говорят: «Вот образ Святого Духа»… С другой стороны, голубь взлетает вверх. Действительно, молитва человека, как ответ на благодать Божию, восходит к Богу. С одной стороны, человек получает благодать от Бога. С другой – в ответ на эту благодать приносит свою благодарность, молитву, устремленность служить Богу, исполнять Его заповеди.

– Вы не знаете, когда эта традиция появилась и с чем связана?

– Честно говоря, не знаю, когда она появилась, но знаю, что эта традиция особенно распространена на Украине – выпускать голубей на Благовещение. Благовещение – это как раз: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. То есть Господь воплощается не просто по слову архангела, Он воплощается действием Святого Духа. Святой Дух действует на Деву Марию. Через Святого Духа происходит Божие воплощение. Поэтому здесь очень важен это символ, образ Духа Святого, что народ изображает в виде голубя.

– Следующий вопрос: «Благовещение – это начало Боговоплощения. В этот день Бог воплощается в Деве Марии и через девять месяцев рождается. Сегодня у нас был вопрос, как Бог стал Человеком. Давайте немного продолжим эту тему, поговорим о Боговоплощении. Каким образом Бог мог стать Человеком?»

– Вопрос очень сложный для рассуждения. Это тайна. Мы можем говорить только об истинности этого воплощения, его плодах, цели воплощения. Бог становится Человеком, чтобы человека спасти, обожить, привести к вечности. Каким образом? Об этом можно спорить до бесконечности и так и не прийти ни к какому ответу. Это тайна, и порой, наверно, не следует дерзать раскапывать эту тайну. Нужно остановиться в благоговении, страхе, осознать свою немощь перед величием Божиим, сказать: «Это великая тайна, перед которой я благоговею, но познать ее не могу. Я могу ее только принять».

Эта тайна дает нам некий призыв. Если Бог становится Человеком, приходит к нам, в наш мир, становится таким, как мы, то это призыв к тому, чтобы мы тоже, осознав это, как-то устремились навстречу к Богу. Если Он к нам пришел, значит, мы должны выйти к Нему навстречу. Мы тоже не должны остаться безучастными, потому что это совершилось не просто так, а для нашего спасения, лично для каждого человека.

Праздник Благовещения – это призыв к каждому из нас, чтобы мы тоже откликнулись, дали Богу ответ, чтобы мы тоже согласились, что Господь хочет нас спасти. Да, Господь каждому желает спасения, но не все согласны это принимать, не все осознают, что это нужно. Наша задача: понять и осознать, что Бог выходит к нам навстречу, и мы должны принять то, что Господь нам дает. Мы должны последовать за Христом, и тогда мы начнем жить не только временной жизнью, но будем ощущать себя в вечной жизни.

– Следующий вопрос: «Не углубляясь далеко в тайну Боговоплощения, что можем сказать еще о Богочеловеке Христе? Каким образом в Нем соединились Бог и Человек?»

– Святые отцы много об этом писали, Соборы принимали догматические постановления и правила об этом. Самый известный Четвертый Вселенский Собор говорит о том, как Божество соединяется с человечеством: неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. С одной стороны, Божественное и человеческое не сливаются в какую-то смесь, ни Божественное естество не меняется, ни человеческое.

Бог неизменяем. Богочеловек, воплотившись, всегда остается Богочеловеком. Даже после Воскресения Господь, когда сел одесную Бога Отца, все равно остается Богочеловеком. Это говорит о том, что Бог так возвысил человеческую плоть, природу. Человеческое естество – это не просто состояние немощи, которого надо стесняться, что человек должен быть только духовным, но не телесным.  Бог возвысил, освятил, обожил и нашу человеческую плоть; таким образом, наша плоть достойна вечной жизни и Царства Небесного. Мы спасаемся не без плоти, а с плотью. Как мы жизнь проживаем: тело и душа вместе – так же с плотью и наследуем вечную жизнь. Поэтому очень важно помнить: когда Божественное и человеческое естество соединяются, потом они не разлучаются. Иисус Христос так и остается Богочеловеком, Который нас спасает.

– Батюшка,  хотел бы попросить Вас пожелать что-то нашим телезрителям и кратко подвести итог нашей программы.

– Праздник Благовещения начинается архангельским словом: «радуйся». Я хочу всем пожелать радости. Сейчас время сложное, и многие находятся в печали, скорби, даже страхе, смущении. Но даже среди всего этого смущения мы должны понимать, что Господь нас призывает к радости. А как может быть эта радость? Когда мы поймем волю Божию и на нее откликнемся. Когда мы поймем, что сейчас должны делать, чтобы исполнять волю Божию.

Мы все сейчас очень заняты проблемами и думаем о том, как защитить себя, свою семью, своих близких. Но мы должны подумать о том, что есть много людей, которые нуждаются в молитве, которые одиноки, страдают. Мы должны сейчас быть особенно милосердны друг к другу. И это посещение, испытание, которое Господь нам послал, – проверка нашей доброты, любви, человечности друг к другу, нашей веры, упования на Бога, насколько мы доверяем Богу.

Я думаю, это испытание может дать нам огромную пользу, если мы его достойно пройдем с верой и молитвой к Богу. Не только сами пройдем, но и сможем помочь тем людям, которые далеки от веры, потому что они, видя нашу веру, любовь к Богу, друг к другу, тоже почувствуют, насколько важно пребывать с Богом, слушаться Бога.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Маргарита Попова и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать