Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

25 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

– Батюшка, в первую очередь от лица телеканала и от лица наших телезрителей хочется поздравить Вас с 25-летием священнической хиротонии. Целая четверть века! Хочется пожелать Вам Божьей помощи в этом кресте, который Бог Вам даровал. Расскажите, как пролетели эти годы. Не разочарованы ли Вы тем, как они прошли?

– Да, серебряный возраст… Когда-то у каждого человека все бывает в первый раз. В этот день 25 лет назад совершенно безусый и безбородый юноша подписал поздравительную открытку своему брату, которому тогда исполнилось двадцать лет. С днем рождения, Дима! Дай Бог тебе крепкого здоровья и крепкой веры. В открытке я написал, что у меня сегодня тоже особенный день, и поехал в храм Иоанна Предтечи на таинство Священства. В этот день я впервые прошел через царские врата, впервые прикоснулся к престолу Божьему, впервые служил как священнослужитель.

Ни разу не пожалел об этом дне. Это правда один из самых счастливых, самых прекрасных дней жизни, благодаря которому Господь допустил меня до священнослужения, до священнодействия. Через руки епископа Никона (пусть Господь благословит владыку Никона в его служении, послушании) Господь передал священническую благодать.

Самое главное, что все это продолжается, что есть возможность служить, есть возможность молиться, есть возможность принимать участие в литургии, служить Господу. Литургия совершается Самим Христом, а священник Ему служит. Священник говорит слова Господа, но таинство всегда совершается Самим Богом. И самое прекрасное, что за это время не потерялось и не вошло в привычку желание молиться, желание участвовать в богослужении. Это то, за что я больше всего Богу благодарен.

Недавно услышал слова одной матушки-игуменьи. Она с сокрушением сказала, что пятьдесят лет несет это служение, послушание, за это время много чему научилась: управлять монастырем, строить, соблюдать устав, но так и не научилась молиться. Да, можно прожить жизнь в Церкви, вроде внешне все соблюдать (как положено по уставу, по порядку) и не научиться молиться. Но молитва – это самое дорогое сокровище, которое человек должен обрести. Собственно, в этом и состоит духовная жизнь: чтобы жить Христом, Им дышать, Его чувствовать, ходить перед Ним. Если человек не приобретает навык молитвы, опыт молитвы, если не ищет этого делания (Господь говорит: ищите, просите – и дастся вам), то и духовная жизнь теряет смысл.

Например, есть лампада, смысл которой – огонек на вершине. Конечно, есть определенное условие, без которого этого огонька быть не может, но если лампада повреждена, в ней не может сохраниться елей. Поэтому очень важно беречь сосуд своей души от повреждения грехом. Для церковного человека это становится порядком жизни – беречь себя от смертных падений. Очень важно, чтобы в лампаде был елей. Елей – это благодать Духа Святого, которую мы стяжаем разными усилиями: и через таинства, и через дела милосердия, и через чтение Священного Писания. Но если не будет этого огня, то какой толк в лампаде? Смысл – в огне.

Молитву, конечно, нужно искать, ее нужно выпрашивать у Бога. И обязательно нужно трудиться, быть постоянным в молитвенном труде, искать, просить, стучать. Очень хочется пожелать в этот замечательный день, чтобы каждый христианин нашел молитвенное делание, нашел жажду к молитве, нашел жизнь с Христом. Потому что молитва – это жизнь во Христе.

– Не так давно видел картинку, на которой изображена некая шкала. Есть человек, образно названный новичком (первый уровень). Когда он поднимается по шкале в своем стремлении, его мысли: я все могу, я все сумею, я классный, я научился много всего делать, у меня много новых навыков; то есть собственная ценность повышается. Проходит какое-то время, человек как бы скатывается в яму, его мысли: я ничего не могу, я ничего не понимаю, еще столько всего неизвестного! Я-то думал, что все легко и просто. Это человек опытный. Дальше шкала снова поднимается, там изображен человек, который сидит на диване, рядом с ним еще одна фигура, и он говорит: «Да не обращай на них внимания!..» И вот этот третий человек назван экспертом. Это не состояние, когда ему все безразлично, а состояние, когда он может реально оценивать, что умеет, что ему еще предстоит узнать и так далее.

Вы, образно говоря, как эксперт можете рассказать нам о главных итогах пройденного пути?

– Невозможно, чтобы лампада сохраняла елей без послушания. Если говорить о качествах, которые необходимы для того, чтобы был какой-то результат, нужно научиться слушать. Слушать волю Божию, слушать людей, слушать старших, слушать Церковь. Без послушания невозможно приобрести смирение, а без смирения невозможно приблизиться ко Христу.

Очень важен разумный авантюризм, чтобы идти туда, куда Господь зовет. Не просто ждать, когда на тебя снизойдет Святой Дух, а искать. С жаждой, с надеждой искать людей, не бояться экспериментировать, не бояться делать ошибки. Очень важно научиться выходить из ситуаций ошибок, ибо избежать их невозможно. Часто мы сидим в неуверенности, мол, лучше ничего делать не будем, чем ошибаться, когда будет все плохо. Лучше все-таки делать ошибки, каяться и их исправлять, чем быть кабинетным специалистом. Все-таки опыт борьбы, опыт войны приобретается на войне, а не в кабинетах над географическими картами. Путешественники становятся опытными, когда преодолевают шторм, волны, восходят на вершины, а не просто просчитывают маршрут или прочитывают о нем в книгах.

Обязательно нужно читать книги. Наш век вытеснил книгу из нашей жизни, нас приучили к клиповому мышлению. Человеку сейчас трудно освоить большой текст и не забыть, прочитав 30–40 страниц, что было в самом начале. Книги нужны, и духовные книги особенно, потому что они являются пищей для молитвы. Если человек не читает святоотеческой литературы, у него ничего не получится с молитвенным трудом.

И, конечно, нужно любить Церковь; любить ее такой, какая она есть. Как любят мать (хотя, бывает, мать болеет или говорит то, что тебе не нравится; или кажется, что это неправильно). От любви к Церкви в сердце рождается любовь ко Христу, Который есть Глава Церкви. Очень хочется, чтобы мы, проживая жизнь внутри Церкви, восходили на вершину, а не просто ходили вокруг горы.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У нас в деревне умерла близкая родственница. Сороковой день приходится как раз на Пасху, 19 апреля. Как помянуть? Потому что в деревне собираются близкие, бабушки, обычно делают обед. Как это можно сделать?»

– Поминание – это когда в первую очередь мы собираемся для молитвенной памяти. А для молитвенной памяти очень удобно собраться в Великую Субботу, когда Господь почил во гробе. Собраться в храме или на дому для того, чтобы помолиться Богу об упокоении души. Сороковой день – важнейший для усопшего: это определение души до Страшного суда; частный суд, после которого душа человека находится в предощущении вечных мук или в предощущении вечной радости. Конечно, этот день нужно провести не столько за столом, сколько собрать максимально близких людей и совершить заупокойную службу, попросить батюшку, чтобы он помолился.

А в воскресный день, когда вся вселенная ликует, мы и так соберемся за столом, и радости нашей никто не отнимет у нас. Можно в этой пасхальной радости также поделиться какими-то добрыми воспоминаниями о близком человеке, вспомнить вместе прожитое и порадоваться, что в такие святые дни душа человека перешла в вечность. Дай Бог, чтобы душа по-христиански перешла в вечность, чтобы этот важнейший момент перехода был освящен таинством Причастия, таинством Покаяния, примирением с родными и близкими. Вот таким образом проявить любовь к своему близкому.

– Вопрос телезрителя из Беларуси: «Вы сегодня произнесли определение “смертный грех”. Что такое смертный грех? Дайте, пожалуйста, конкретное определение, потому что многие трактуют это по-своему».

– Это выражение мы берем из Священного Писания, это слова апостола Иоанна Богослова, что есть грех не к смерти, а есть грех к смерти. Этим выражением определяется, что есть поступки, которые убивают душу, разрывают связь человека с Богом, отсекают его от Церкви. Смертных грехов много; каждая страсть в своей самой низшей степени всегда имеет проявление смертного греха. Например, пьянство, когда человек злоупотребляет алкоголем. Страсть – чревоугодие, а смертный грех – пьянство. В блудной страсти множество смертных грехов: измены, прелюбодеяния. То есть это то, что убивает человеческую душу.

Душа – это все-таки крепкая система, и не сразу грех может ее разрушить. Есть грехи, которые царапают, ковыряют, но не пробивают, не разрывают душу изнутри. Например, ненависть, когда человек ненавидит и не хочет идти на примирение, – это смертный грех. Невозможно жить с грехом пополам и с Богом. С грехом ненависти человек не может принимать таинство Причастия. Сказано: прежде примирись с тебя опечалившим; то есть перед тем, как подойдешь к Чаше, все-таки примирись.

Смертный грех – отчаяние, когда человек теряет надежду на Бога, когда возникают разные мысли и желания. В гордости огромное количество смертных грехов, потому что это самая тяжелая, въедливая, самая сильная из всех страстей, которая держит человеческую душу. Смертный грех отлучает человека от Христа. Например, в гордости есть такие грехи, когда человек пытается зайти в духовную жизнь с черной двери: через магию, через разные эксперименты, ворожбу, гадание, астрологию. Это черная дверь, которая вводит человека в сообщение с духами злобы, и потом разорвать это сообщение достаточно сложно.

В Церкви есть такое понятие, как епитимья, то есть не сразу врачуются тяжелые повреждения души. У Никодима Святогорца есть такой образ: чтобы душа исцелилась, вернулась к жизни, необходимы три определенных действия. Первое действие – вычистить из смертной раны грязь, второе действие – срезать мертвую кожу, третье – положить целебную мазь. Тогда происходит исцеление раны. Если это перевести на духовный язык, грязь вычищается таинством Исповеди, мазь – это таинство Причастия, а мертвые края убираются епитимьей, осознанным покаянным трудом.

Есть грехи, которые необходимо выстрадать, выболеть, вымолить перед Богом. Например, если человек так или иначе обращался к потусторонним силам через колдовство, ворожбу, тогда восстановление жизни происходит через епитимью. Причем это же не юридические законы, когда судья, основываясь на законе, определяет дальнейшую участь человека. Правила канонов – это органические законы, они связаны непосредственно с нашей человеческой природой. Церковь (в лице святых отцов, которые на своем опыте испытывали, что есть человек и как его привести к Богу) определила, что есть вещи, которые врачуются длительным отлучением от Церкви, и это является врачеванием. Ведь сразу положить целебную мазь нельзя – рана все равно не закроется. Вот примерно так.

– Батюшка, сейчас неспокойное время. Хотя, наверное, рано или поздно всегда становится неспокойно. Спокойствие – это все-таки больше внутреннее состояние, чем то, что происходит внешне. Сейчас везде звучит информация о пандемии коронавируса, карантине, самоизоляции. Сегодня вечером выяснилось, что для большинства жителей нашей страны следующая неделя президентом объявлена нерабочей. В таком состоянии, хочешь или не хочешь, появляется паника, к которой постепенно приобщаешься, хотя можешь быть и спокойным человеком. Как Вы смотрите на всю эту ситуацию? Что с этой паникой делать? Как сохранять спокойствие?

– Я не хотел об этом вообще говорить. Какая паника? Сейчас идет Великий пост, все нормально. Даже по улицам сейчас передвигаться очень удобно. Как говорил профессор Преображенский, «не читайте советских газет – от них портится пищеварение». Можно также сказать: не смотрите телевизор и не живите в Интернете, от этого портится не только пищеварение, но и настроение, сердцебиение, дыхание и возникает много других побочных эффектов.

Насладитесь жизнью. Весна идет, солнышко светит. Великий пост. В храмах Крестопоклонная неделя. Надо учиться жить и в радости, и в горести, и в здравии, и в болезни и из всего извлекать пользу. Замечательно, что сейчас такое время. Я не говорю про ситуацию с вирусом. Я говорю, что все эти изменения нашей жизни надо обратить на пользу, ни в коем случае не нарушая привычного образа жизни.

Кстати, не помню на своем веку такого всеобщего, всемирного ажиотажа. Конечно, были и 90-е годы, когда сложно жилось, трудно работалось, были ограничения во многом, в том числе с питанием. Но мы это пережили, стали крепче. Наши дети воспитаны в комфорте, им кажется, открыл холодильник – и у тебя жизнь продолжается. Два поколения прожили без напряжения. Господь дает нам возможность немножко взбодриться, выйти из неги, где-то потуже подвязать пояса.

А вообще нужно обратиться к Богу с молитвой, потому что любые всемирные или всероссийские потрясения – не без Промысла Божьего. Не надо забывать, что волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Господь все видит, все знает, все происходит в рамках Его Промысла. Если с Ним связь не терять, то не будет никакой паники. Ну, вирус, болезнь. Мало ли этих вирусов вообще в человечество приходило, уходило? Но люди жили. То, что умирать придется всем, – это обычная истина. Важно, чтобы это совершилось по-человечески, в идеале – по-христиански, чтобы человек, когда придет этот момент, не потерял образ Божий и образ человеческий. Не надо кричать о том, что катастрофа, корабль тонет... Принимаются определенные меры, действия, проверяется наша готовность, наша человечность, наша собранность.

Второй момент: надо на себя оборотиться. Может быть, мы давно не читали книг? Может, давно не общались со своими родными и близкими? Представляете, на такое длительное время люди окажутся лицом к лицу со своими детьми, со своими супругами в своем доме.

Помню, мы как-то на машине поехали в отпуск с детишками. Первые сутки были просто какой-то катастрофой, потому что мы в одночасье оказались в замкнутом пространстве – и у каждого какие-то свои интересы: кто-то хочет петь, кто-то читать, кто-то спать, и все это нужно как-то увязать.

Представляете, мы обретем удивительную возможность вложиться в свою семью, в свои семейные отношения. На столах появятся настольные игры, книги, которые можно совместно читать. Много чего можно придумать. Сейчас огромное количество разных культурных, образовательных организаций предоставляют доступ к разным программам, сайтам, и можно, находясь дома, пройти какие-то курсы обучения дистанционно. Жизнь продолжается, и она очень интересная, мы такого еще не проживали.

Помните, как начинается фильм «Властелин колец»? Время изменилось, и так, как было раньше, уже не будет, наступают новые времена. Да, наступает какая-то новая эпоха, новая страница жизни, новая страница отношений. Мы не знаем, какой она будет, но точно старой жизни уже не будет.

– Действительно, множество серверов предоставляют возможность обрести какие-то полезные навыки не выходя из дома. В одночасье стали очень популярны различные площадки, которые осуществляют такой доступ, и это очень удобно. Не так давно видел прямую трансляцию из государственной филармонии – концерт Дениса Мацуева. Концерт должен был быть при полном зале, при полном аншлаге, а так он в гордом одиночестве за роялем, вокруг никого, но при этом тысячи зрителей смотрели эту трансляцию и в дальнейшем могут пересмотреть этот концерт. Вообще, конечно, опыт очень интересный.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, могу ли я дома читать литургию и всенощное бдение? У меня есть такая книжечка».

– Гораздо удобнее смотреть и молиться за литургией вместе с телеканалом «Союз», который регулярно показывает прямые эфиры. Потому что книжечка – это пособие для глубокого понимания литургии, но скорее всего она не полная, а для мирян. И точно это будет не то проживание, не то впечатление, как если бы вы слышали голос диакона, возгласы священника и следили за ходом литургии. Поэтому лучше все-таки находить прямые эфиры и быть в сообщении с Церковью.

– Мы говорили о том, что полезного можно получить, находясь в изоляции во время карантина, когда ты дома со своей семьей и начинаешь узнавать своих родных и близких. Одно дело – просто находиться рядом, и другое дело – вновь узнавать друг друга. Эта тема породила множество различных мимов. Например, на первом дне карантина человек спрашивает, что это за женщина рядом, а в конце делает вывод, что это не просто домработница, а...

– ...вообще-то жена.

– Эта тема, мне кажется, хорошо перекликается с проектом «Супружеские встречи», о котором мы систематически говорим в нашем эфире, но которому не так уж много времени уделяется в церковном пространстве, что, на мой взгляд, плохо. Потому что такие супружеские встречи учат выстраивать диалог, общаться, разговаривать. Идея проекта в том, чтобы оказаться со своим супругом один на один где-то и проходить определенные практики. Оказывается, выстраивание диалога и попытка снова создать доверительный контакт – это на самом деле не так уж и просто и очень дорогого стоит.

– В конце апреля в Екатеринбурге по благословению нашего владыки будет очередной выезд в рамках проекта «Супружеские встречи», когда муж с женой на два дня предоставляют друг другу возможность быть самими собой. После одного из выездов одна семья делилась переживаниями по итогам прожитого, сделав вывод, что они за 18 лет совместной жизни столько времени друг другу не посвятили, как за эти два дня. Потому что общение-то ведь разное может быть, и, как правило, оно весьма поверхностное, мы не соприкасаемся душами, у нас не возникает душевной близости. У нас общение обычно формально-бытовое: как дела? как на работе? что нового? Какой вопрос – таков и ответ: все хорошо, да ничего, потихонечку работаем. И все – на этом дневная доза общения исчерпывается, каждый идет заниматься своими делами. Обычно эти дела связаны с погружением в сеть и отключением от реальности. И так изо дня в день, из года в год.

Пока дети маленькие, мы живем проблемами детей, их уроками, их конфликтами, школьными задачами. Потом дети вырастают, и мы вдруг осознаем, что рядом с нами вообще незнакомый человек, которого мы не знаем, не понимаем. И мы не знаем, как себя дальше вести. «Супружеские встречи» – это своего рода перезагрузка, возможность обновить отношения. Как компьютер: когда он зависает, нажимают на определенную кнопку, что-то происходит – и все программы снова начинают работать.

Недавно приходила одна семейная пара, живут вместе более десяти лет; у них абсолютный дисконнект: муж говорит одно, жена другое. У того и у другого масса претензий друг к другу и абсолютно отсутствует взаимопонимание. Я сказал бы, что это неумение выстраивать диалог. Потому что в диалоге же есть принципы. Например, принцип: слушать прежде, чем говорить. А мы все время говорим, все время хотим, чтобы нас слушали, чтобы наше слово было последним.

Еще нужно понимать, а не оценивать. Как часто мы слышим от собственных детей: «Вы меня не понимаете». Конечно, мы не понимаем наших детей, потому что считаем, что уже прожили жизнь, знаем, что у них в голове. Мы тоже были 14–15-летними, знаем, какие процессы происходят внутри, снаружи. Ребенок спрашивает: «Пап, можно мне пойти к подруге с ночевкой?» (Или что-то подобное.) И мы даже не слушаем до конца, сразу говорим: «Я знаю, что там будет». Мы сразу оцениваем и этим блокируем процесс доверия и вообще любой процесс.

Нужно делиться, а не спорить – следующий принцип диалога. Мне важно передать собеседнику то, что я чувствую, как переживаю эту историю, а не убедить его в чем-то, подмять под себя, загнать в свои рамки. Мы все время хотим что-то доказать, но истина в споре не рождается. И прежде всего нужно прощать. Вот эти принципы работают не только в семье, но и в отношениях с друзьями, коллегами, сотрудниками. Но мы часто не умеем быть в диалоге.

– Вопрос телезрительницы Валентины из Норвегии: «У меня ситуация повторяется, из года в год одно и то же. И я не знаю, что происходит, я растерялась в этой жизни. Гонения на работе. Кажется, нахожу удачную работу, можно сказать, какой-то счастливый случай, фактически без усилий, но проходит испытательный срок, все благополучно, все довольны, а потом обязательно что-то меняется: приходит другой начальник – и начинаются придирки, недовольства. Вот сейчас я опять стою у той же самой черты, в той же самой ситуации. Я растерялась. Я молюсь, прошу Господа открыть мне Его волю, но не понимаю, что же делать. Это очень расстраивает и отражается, конечно, на семье. Как быть?»

– Давайте помолимся за рабу Божию Валентину, воздохнем от всего сердца всей многомиллионной аудиторией: Господи, спаси и помилуй рабу Божию Валентину и дай ей сил, крепости. Помоги ей найти работу по душе и коллектив, в котором она смогла бы свои Богом данные таланты возвращать Богу и людям. Пусть у нее все настроится. Валентина, помоги Вам Господи. Как сказал классик: бороться и искать, найти и не сдаваться. Все обязательно устроится, поверьте.

– Вы сказали про принцип: слушать прежде, чем говорить. Как думаете, наше неумение слушать или попытка сразу дать определенную (часто категоричную) оценку связаны с тем, что мы часто и себя не умеем слушать? В том смысле, что не можем понять, там ли мы находимся, где хотели...

– Я думаю, это связано с шумом, который находится и внутри нас, и вокруг нас. Шум информационный, шум эмоциональный. Мы не умеем жить в тишине, не умеем слушать тишину. Мы не умеем молиться Богу. Очень важно научиться слушать тишину, потому что Бог говорит в тишине. Для этого нужно прилагать усилия к молитве – только через молитвенный труд человек может прийти к слышанию воли Божией.

Мне очень хочется донести мысль, что молитва – это не просто какая-то привычка читать правило; в молитве есть бесконечное совершенство. Молитва низводит Бога в наше сердце. Молитва открывает Царствие Божие, которое внутри нас есть. Под молитвой мы прежде всего подразумеваем внутреннее делание. То есть это не просто чтение акафистов и Псалтири. Молитвой называется труд, который именуется внутренним деланием. Если мы будем Господа призывать снова и снова, чаще и чаще, у нас появится навык слышать то, что Господь нам говорит. Конечно, в первую очередь нужно научиться слушать Бога, с Ним быть в контакте. А у нас и с Богом нет контакта, и с собой нет порядка, и ближних мы не умеем слышать.

– Вопрос телезрителя из Минеральных Вод: «Очень интересно всегда слушать отца Евгения. У меня вопроса нет, просто хочу попросить его молитв о Борисе, сроднике. Еще далеко от меня, в Челябинской области, живет мой крестник, раб Божий Димитрий, родители у него невоцерковленные. Просьба: помолитесь за него, потому что у него сложная ситуация. Я ответственность чувствую, но повлиять на него не могу. Когда-то отец Иоанн Кронштадтский говорил: я радуюсь радовать. Батюшка, всегда радостно Вас слушать. Спаси Вас Господи».

– Мы в прошлом году были в Минеральных Водах, проезжали этим путем в святую землю Грузии. Помоги Вам Господи. Недалеко от вас великие святые: Гавриил (Ургебадзе), преподобные ассирийские святые отцы, которые в Грузии много потрудились. Пусть Господь благословит Вас и младенца Димитрия.

– Спасибо, отец Евгений, за то, что пришли сегодня в студию, за великопостные напутствия, полезные каждому из нас. Есть над чем задуматься, поразмышлять о своих взаимоотношениях с супругами, с самим собой, с Богом...

– Главное – не надо сильно заморачиваться. Все будет хорошо. Старайтесь чаще улыбаться, быть приветливыми, внимательными к пожилым людям, к молодым людям. Не проходите мимо, если человеку нужна помощь. Скажите доброе слово, а иногда, может быть, и строгое слово молодежи, но с любовью, без нравоучений, а по-отечески. Берегите друг друга. Старайтесь обращать внимание на сердце своих детей, своих близких, супругов. От сердца к сердцу, от души к душе. Сейчас время особое, время очень интересное, время, в которое Господь становится ближе, потому что труднее становится жить. Будьте со Христом. И пусть Христос пребывает со всеми нами.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Пресвятой Богородицы п. Бугры Выборгской епархии священник Игорь Лысенко. Тема беседы: «Ответственность православного христианина в современном мире».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​