Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках города Москвы протоиерей Андрей Овчинников.

– Вопрос: «Часто слышу, что Господь всем даровал различные таланты. Я в себе ничего не нахожу достойного, ничего у меня нет. Мне 38 лет, я инвалид по слуху, имею проблемы с людьми. Как обнаружить в себе таланты и как можно послужить Господу в творении добрых дел?»

– Наверное, нужно внимательнее посмотреть и увидеть, что людей, которые несут крест, очень много. Много разных крестов – болезни, страдания, одиночество. Это не случайно, все это дается Богом. Если Господь Вам дал такой крест, значит, для чего-то это нужно. Многие святые (да и мудрые люди) говорили, что в жизни нет ничего случайного. Вы не можете помочь кому-то так, как может помочь здоровый человек, но, во-первых, больной человек может со смирением и терпением принять свой крест. Нести крест болезни – подвиг не менее важный, чем служить Богу, молиться, соблюдать посты, делать добрые дела. То, что делает с человеком болезнь, когда она принимается с покорностью, – это великое благо. Она «переквашивает» внутреннюю человеческую гнилость. Апостол Петр сказал, что страдающий плотью перестает грешить.

Видите, какое важное средство в духовной жизни – болезнь. Не нужно переживать, что Вы не можете активно помогать людям, не можете делать что-то видимое, что может себе позволить здоровый человек. Больной человек, помимо терпения болезни, может учиться молиться. За каждого человека можно возносить молитву, даже лежа на больничной койке. В Церкви было немало святых, которые болели, например преподобный Амвросий Оптинский. В последние годы жизни он вообще не вставал. Святая блаженная Матрона Московская была инвалидом с детства, но ее молитва доходила до небес и помогала людям. Я думаю, если Вы отнесетесь к таким добродетелям с верой, Вы скажете, что терпение тоже великий дар, который Вам дает Бог, – терпеть свою немощь. В терпении человек может научиться смирению, а смиренного человека Бог слышит. Вот еще одно дарование. А третье – это молитва, которая может звучать от Вас, когда Вы не можете что-то делать.

Самое главное – не падать духом, не унывать. Бог рядом, легких путей на небо нет. У каждого свой крест. Думаете, здоровые люди не страдают, не терпят обиды или жизненные проблемы? Еще больше, чем больные. Самое главное – примите крест с покорностью воле Божией и молитесь Богу, чтобы Он вам указал, каким путем Вам двигаться к главной цели – к Царствию Небесному.

– Вопрос: «Как не осуждать наших правителей? Я за них молюсь, но чувствую, что делать это мне тяжело».

А ведь в Церкви молятся за правительство, о властях. Как быть нашему телезрителю? Кстати, ему 69 лет, и к вере он пришел совсем недавно, в 60.

– Во-первых, не оставлять молитву.

– Даже если тяжело.

– Да, потому что это прямая заповедь Божия. Апостол Павел об этом говорит в Послании к Римлянам, которое, кстати, было адресовано жителям столичного города Римской империи, они тоже по-разному относились к властям. Во времена апостолов власти вообще были не просто безбожными, они были врагами христианства. Апостол Павел говорит прямо: нет власти, которая не от Бога. Существующая власть установлена от Бога. Поэтому молиться за власти – наша прямая заповедь. А дальше мы должны понять очень важный момент. Власть, несмотря на то что мы часто бываем ею недовольны, сохраняет мир от хаоса. Апостол Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам, которое называется эсхатологическим (говорящим о последних временах), говорит о некотором «удерживающем». Антихрист не придет до тех пор, пока не будет взят удерживающий. А вот удерживающий, по толкованию многих святых отцов, – это как раз власть, которая сохраняет мир от полного беспорядка, от хаоса.

Не мне учить уже немолодого человека, но, мне кажется, мы живем не в самые плохие времена. Все-таки порядок в нашей жизни присутствует... Думаю, власть дана от Бога, за нее нужно молиться и все-таки быть благодарным Богу, что власть у нас пока стабильная и достаточно устойчивая, что тоже важно. Президент уже почти двадцать лет управляет страной. Это великое благо, когда управляют страной не временные правители, а, можно сказать, хозяева.

– Вопрос телезрительницы: «Вопрос по Евангелию от Луки, притча о неверном управителе. „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители“. Как это понять?»

– Да, эта притча – одна из самых сложных. Этот стих вызывает  много вопросов. Люди не понимают его. Человек проявил смекалку, использовал так называемые «откаты», дал взятку своим помощникам и на этом вышел из трудной ситуации и даже заслужил похвалу хозяина. Дело в том, что никакие евангельские притчи нельзя воспринимать буквально. В каждой притче есть зерно, есть назидание, есть важная мысль, которая нам полезна. В этой притче основное внимание нужно обратить на то, что люди, живущие в миру, для достижения своих земных целей (корыстных, властолюбивых) преодолевают необыкновенное сопротивление со стороны мира. Многие люди, которые хотят раскрутить бизнес, работают без выходных, без отпусков, спят по три-четыре часа. Человек хочет достичь цели, и как он к ней движется! Как работают спортсмены, музыканты, политики, ученые, кто достигает вершин! Значит, для нас, православных христиан, которым обещана не земная награда, не земные цели, а вечная жизнь с Богом, нужно хотя бы подражать тем людям, которые предпринимают всевозможные способы, в том числе смекалку, сообразительность, чтобы достичь своей цели.

Конечно, нельзя говорить, что всякая цель оправдывает средства, но если эта цель благородная, высокая, если она касается спасения души, именно в этом смысле средства оправданные. Об этом говорили древние мудрецы. Мы живем в спокойное для Церкви время, а когда в советское время священникам нужно было выживать, нужно было спасать храмы, какие только средства не предпринимали настоятели или старосты! Например, у нас около дома есть маленький кладбищенский храм, который сохранился чудом. Уже была подогнана техника, вокруг строили огромный микрорайон. Староста прямо перед входом сделал захоронение усопшего, и чтобы снести храм, трактор должен был проехать через эту могилу. Он не смог это сделать, и администрация отказалась от сноса храма. Вот смекалка, которая помогла сохранить церковь. До сих пор прямо у входа в храм находится могила, напоминающая о том, как храм был спасен.

Я служил в храме в Хамовниках. Около храма проспект делает большой поворот. А когда в советское время планировали городские магистрали, Комсомольский проспект должен был проходить прямо по центру нашего храма, мимо алтаря. Когда Хрущев проезжал по Комсомольскому проспекту, он видел этот храм, который был спасен усилиями одного архитектора. Архитектор встал на заседании правительства и сказал: «Нет, проспект нужно сместить на 50 метров в сторону и сделать поворот». За это, конечно, пришлось поплатиться и должностью, и уважением, но такой ценой человек защитил святыню Москвы. Думаю, этот храм знают очень многие – по чудотворной иконе «Споручница грешных» и по обилию древних икон в этом храме. Так что и простому православному человеку надо тоже быть смекалистым, сообразительным и ради сохранения своей веры идти на некоторые приемы, которые допустимы с точки зрения совести. Эта притча учит: свою веру надо разумно защищать, свою душу нужно спасать, прибегая к тем средствам, которые нам дает наш разум и наша смекалка.

– Что это за кладбище такое, что за храм?

– Это храм в Южном Бутове, Чернинское кладбище. Храм Рождества Христова – начала XVIII века.

– Да, когда-то был спасен собор Василия Блаженного. Сколько таких историй...

– Да. Но не смогли спасти Воскресенские ворота и Иверскую часовню, потому что вокруг Исторического музея, который стоит при входе на Красную площадь, шли колонны техники. Ни Воскресенские ворота, ни Воскресенская часовня не позволяли проезжать танкам и пушкам, поэтому ворота и часовню пришлось демонтировать, как и Казанский собор на Красной площади. Не удалось спасти. Но, слава Богу, всё восстановили, мы сейчас видим эти святыни воссозданными.

– Вопрос: «Зачем мы освящаем квартиры и можно ли повторно освятить квартиру?»

– Освящаем квартиры мы для того, чтобы жить по-христиански. Если мы после освящения не живем так, как положено, никакого смысла в освящении нет. Повторное освящение не требуется: освящайте квартиру своей молитвой, чтением Священного Писания, добрым и благочестивым семейным поведением, которое привлекает к этому месту благодать Божию. Порой в квартире люди позволяют себе всякие непотребства (просмотр грязных фильмов, матерщину, пьянство).  Поднимаешься домой в подъезде, и иногда из лифта слышно, какие страшные слова люди произносят, как ругаются. Часто и полиция приезжает по вызову. Главные преступления совершаются на кухне. Основная часть заключенных в тюрьмах – как раз те, что совершили бытовые преступления в своих квартирах. Нужно понять, что освящение от священника, который совершает его с помощью святой воды, молитвы, каждения, – это одно. А жизнь ваша, что может эту благодать или приумножить, или изгнать, – гораздо важнее, чем то, что делает священник. Приглашать батюшку каждый год потому, что мы не умеем жить мирно, думаю, не стоит.

– Можно и другого батюшку попробовать; может, он сильнее. (Смеется.)

– Да. То же самое касается машин. Люди освящают машины. Я давно не освящал машины (не знаю, по какой причине), но тоже говорю: во-первых, не нарушайте правила движения; во-вторых, совершайте краткую молитву до начала поездки и после.

– А что за молитва?

– Перед тем как поехать, хотя бы «Царю Небесный» прочитайте, «Достойно есть» – в конце поездки. Если есть магнитола, что вы слушаете? Можно слушать беседы, Евангелие, церковную музыку или народную... Мы можем поговорить об этом. Человек курит, ругается, и вся благодать, которая была ниспослана на «колесницу», уходит, потому что Дух Святой и благодать не могут быть там, где грех, сквернословие, где происходят непотребные вещи. Все это очень серьезно и важно.

– Бывает, при покупке новой квартиры, даже если она раньше была освящена, все равно зовешь священника. По сути, обряд освящения квартиры происходит заново. Получается, ты освящаешь ее для себя?

– Думаю, строгих правил нет. Это же не храм освящать. Если он был изначально построен, его освятили на века, а потом он был закрыт и разрушен, его восстанавливают и освящают повторно. Что касается жилья, квартира или дом – это тоже как храм для семьи. Думаю, начинать свою жизнь в новом жилище с освящения – это правильно. У меня был интересный случай. Молодая семья долго искала квартиру. Как Бог им указал: среди продавцов оказался дьякон, священнослужитель. Они сразу поняли: это наш вариант. «Тут жил батюшка, поэтому мы эту квартиру покупаем». Люди там жили правильно, молились.

Так что когда вы покупаете жилье, наведите справки, кто продавец, кто в ней жил и чем занимался. Мне кажется, это один из факторов, который может помочь решить проблему.

– В истории моей семьи тоже есть случай: купили дом и обнаружили там икону.

– Замечательно.

– Эта икона до сих пор у нас есть. Так она случайным образом у нас оказалась. Сейчас, наверное, такого уже и не встретишь.

Вопрос: «На исповеди священник выслушал грехи, ничего не говоря, порвал записку и молча накрыл епитрахилью, спросил имя, перекрестил и отпустил. Что это было?»

Видимо, вопрос от не очень искушенного прихожанина.

– Если человек с верой прошел это действие, то все произошло, не надо сомневаться. Но мы опять возвращаемся к теме духовника. Дорогие мои, давайте все-таки находить себе священников, которым мы доверяем, которые нас не вводят в такие соблазнительные мысли. Думаю, каждый из нас, кто имеет духовных чад, ответственно подходит к таинству Исповеди. Я знаю, что многие батюшки во время исповеди молятся. Они просят Бога, чтобы Господь принял покаяние. Иногда они просят ответа, который нужно сказать человеку. Если кающийся ничего не спрашивает, то священнику можно и не отвечать. Таинство совершилось через чтение молитвы и желание человека исправиться.

– То есть не стоит забивать себе голову.

– Конечно. Еще раз говорю: ищите себе духовных наставников. Нам, священникам, очень хочется, чтобы люди определились с приходскими батюшками или теми, кто служит в монастырях. Много священников приходит на исповедь. Когда к тебе в первый раз приходит незнакомый человек, это непростое действие – сначала наладить духовную беседу, а потом уже – помощь в покаянии. Когда к врачу в первый раз приходит пациент со сложным заболеванием, нужно очень много времени, чтобы узнать причину, историю, иногда семейные проблемы. И нам нужно сначала с вами познакомиться, не за одну встречу, только потом уже давать советы. Поэтому займитесь поиском духовника, начните с молитвы.

– Допустим, к Вам обратился прихожанин (или «захожанин»), которого Вы видите впервые, и просит, чтобы Вы стали его духовником. Как Вы определяете время, когда Вы можете стать его духовником, а он Вашим чадом?

– Сразу не отвечаю, готов или нет. Приглашаю приходить ко мне, регулярно исповедоваться (раз в неделю или раз в две недели). Когда начинается знакомство, узнавание человека более серьезно и глубоко, когда я вижу, что человек будет не просто меня слушать, но и исполнять то, что я говорю, тогда уже речь идет о более близком духовном взаимодействии.

– Исполнять, слушать… В наш век гордых людей это очень сложно. Что Вы можете сказать своему прихожанину, чтобы он исполнил Ваши слова?

– Согласен, может быть, я сказал категорично. Вообще священник должен, конечно, советовать. Сейчас никому приказывать нельзя, это очень дерзко и неправильно.

– Даже не потому, что время такое, а вообще?

– И время такое. Люди слабые, они приходят с разными проблемами. Надо давать совет доброго друга. Но иногда есть принципиальные вещи, с которыми нельзя играть, нельзя договариваться, компромиссов быть не может. Скажем, человек живет вне брака, имеет связь. Как здесь договариваться? Здесь мы говорим категорически нет. Или так, или так. Есть вещи менее страшные, но тоже ненужные. Например, рукоприкладство, пьянство, матерщина. Христианину не подобает жить так, поэтому надо человеку сразу говорить: «Дорогой мой, давай с этим будем заканчивать. Это не нужно, это будет только отравлять и портить твою жизнь». Если человек не может, не желает исправляться (не может, привык так жить), тогда уже разговариваем по-другому. Наверное, вам нужно поискать другого священника, который с вами другими словами поговорит. Мне хочется, чтобы был процесс воспитания. Как с детьми дома, как учителя с учениками. Ты для этого идешь – учить. Ты идешь служить священником, чтобы человека возрождать, поднимать из ямы греха. И процесс этот должен быть взаимный: ты помогаешь, а человек тебе идет навстречу, он тебя слушается. Понятно, что степень послушания сейчас должна быть очень скромная, но все-таки нужно стараться.

– Вопрос: «Меня смущает образ Божией Матери на просфоре. Как к этому относиться? Получается, мы его разрезаем».

– На просфорах есть и изображения святых. На любой просфоре изображен крест. Разрезаем, да… Если Вас смущает такая просфора, можно посоветовать ее поставить на полочку, чтобы она стала сухой, и у Вас будет облик Богородицы, Которая будет все время на Вас смотреть.

– Все просфоры не спасешь.

– Да. Значит, берите в храме по маленькому кусочку, целую не берите. Будем разрезать – но мы же потребляем это.

– Не выбрасываем.

– Да, это остается в нас. Кстати, я слышал совет по поводу старых икон, как их можно утилизировать. Не везде их можно сжигать, но один из способов – их дробят на мельчайшие фрагменты. То есть мы уже не видим никакого образа, остаются просто маленькие кусочки или даже что-то вроде пыли, и все это мы можем с благоговением высыпать под дерево или в колодец. Получается, что образа уже нет. Так и со священными текстами. Если вас беспокоит, например, православная газета, которую вы не можете сжечь, или порванный полиэтиленовый пакет, на котором изображен храм, как быть? Возьмите ножницы, разрежьте на маленькие кусочки, соберите все это и аккуратно утилизируйте в какое-то место, не попираемое ногами.

– Так решается проблема.

– В городе – да.

– Вопрос телезрителя: «Могут ли закрыться церкви из-за коронавируса?»

– У нас в стране?

– Телезритель: «Везде».

– Если Вы следите за обстановкой в христианском мире, в Испании, Португалии, Латвии (а может, это уже больше стран и регионов) правительство пошло на эти санкции. Эти страны, конечно, не такие православные в масштабном понимании, но там есть наши приходы, в Испании, Латвии. Как будут решать эти вопросы на местах – наверное, это задача правящего архиерея, который должен договориться с властями. Может быть, это будут ограниченные посещения храмов. Скажем, в Вене по пятьдесят человек за богослужением.

– Сейчас, кстати, согласно указу мэра Москвы 50 человек максимум могут собираться в одном месте.

– Да. В Вене, в этом соборе, сделали сразу четыре воскресных литургии; молодцы. Двести человек «порционно» могут приходить на службу… Будем молиться, чтобы Евхаристия продолжалась, чтобы она нас всех укрепляла, поддерживала наши силы.

Интересно будет обратиться к дореволюционному опыту. Москва часто подвергалась страшным эпидемиям. Знаю, что святитель Филарет своим примером участия в крестных ходах так повлиял на императора Николая I, что тот сам стал посещать холерные бараки и оказывать помощь заболевшим. У нас в районе Арбата есть храм Успения Божией Матери в Могильцах. Рядом с ним был Мертвый переулок (сейчас его переименовали), Чистый переулок. Все эти названия говорят о том, что это место было связано с погребением, с дезинфекцией: на этом месте был источник воды, там омывались гробокопатели, извозчики, там хоронили усопших, молились за болящих. После того как совершали чин отпевания и погребения, выезжали на Пречистенку, в Чистый переулок. Там уже была новая станция очистки телег, карет, возничих. Так люди жили.

Сейчас нам всем нужно понять, что любая эпидемия – это какое-то предупреждение людей. Надо больше каяться, больше молиться и за себя, и за близких, и за людей, которые живут неправильно. Что-то происходит, что такими ударами Господь хочет до нас достучаться. Не надо паниковать, бояться, надо изучать опыт того времени, когда люди проходили эти испытания, что они делали.

– Да, очень интересно – Мертвый переулок.

– Раньше там даже ходил автобус или троллейбус, и люди спрашивали: «У Мертвого выходите?»

– Вы москвич?

– Да. Москва вообще интересный город. Сорок тысяч улиц! Если про каждую написать маленькую книжечку, то жизни не хватит все прочитать.

– Удивительно. Думаю, что священноначалие разберется в этой ситуации. Может быть, найдут какие-то способы, чтобы Евхаристия совершалась. Простите, врачи же ходят по больницам, посещают инфекционных больных.

– Был у меня однажды случай. Подошла женщина и попросила причастить родного брата, который был болен открытой формой туберкулеза... Давайте успокоимся. Я не могу говорить точные данные, но людей, у которых есть туберкулез, немало, в том числе в Москве. Не больше, чем тех, которые заражены сейчас коронавирусом. Отцы собрались и стали совещаться, как это сделать. Все-таки человек – носитель болезни, туберкулезной палочки. Мы решили его причастить отдельной чашей, по типу болящего, отдельной частицей.

– Как это понять – отдельной частицей?

– Мы взяли запасные Святые Дары и причастили его как болящего, так, как священник, который приезжает на дом к болящему. Мы взяли маленькую лжицу и потом ее обработали специальным раствором. Я его причащал. Прошло уже лет шесть или семь, все в порядке. И мы знаем, то наши батюшки несут послушание в больницах, где лежат эти люди. Да и в любом тюремном храме заключенные приходят на богослужение, а процент заболевших туберкулезом там огромный. Тем более скученность, там все это передается очень быстро. Мы просто не знаем, как мы жили и как нас Бог хранил.

– Все время оказывается так. Хотя Москва – огромный город.

– Да, три миллиона человек только на метро ежедневно перемещаются. А когда вы видите людей неопрятных, бомжей, которые сидят на сиденье, а потом вы на него садитесь, вы же не знаете, какие там инфекции и вирусы присутствуют… До этого жили и не боялись; слава Богу, переживем и это.

– Так еще совпало сейчас – весна духовная, Великий пост. Оказывается, еще и вирус какой-то ходит… Уже по-особенному на жизнь смотришь.

– Конечно.

– Как Вы говорите, надо больше молиться и причащаться.

– Да, и без глупостей.

– Следующий вопрос. Классическая ситуация: в пост приходишь в гости, хозяин начинает тебя угощать. Из года в год одни и те же вопросы, но все-таки как не обидеть человека?

– Я думаю так: или мы в гости не ходим и храним пост…

– Просят родственники. Всякое бывает.

– Все равно можно себя строже держать. Вообще каноны про пост говорят очень строго. Мы об этом не любим говорить, но несоблюдение поста есть очень серьезное каноническое нарушение в духовной жизни, и за это полагаются прещения, сопоставимые с серьезными грехами…

– Уместно ли сказать: «Прости, друг, я пощусь»?

– А есть ли смысл идти в гости, если вы будете отказываться, извиняться, ставить в неловкое положение хозяев дома? Что это за гости, когда нельзя ни рюмку выпить, ни пирожок съесть, ни тортиком полакомиться? И что там делать, сухарики с чаем пить?

– Строить из себя святого...

– Да. Мне кажется, уж лучше не ходить. Немножко осталось до Пасхи, уже две недели прошло, третья неделя идет…

– Вопрос телезрителя: «Во 2-й Книге Паралипоменон есть такие слова: „И сделался Аса болен ногами, и болезнь его поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей“. Получается, что к врачам обращаться не надо в болезни, надо искать Господа? Как Вы относитесь к этим словам, как поступать человеку, особенно сейчас?»

– Не будем вырывать цитаты из Священного Писания. В данном случае: «взыщите Господа, и жива будет душа ваша». А в другом месте притчи говорится, что врач послан от Бога. Мы знаем святых, которые были врачами. Великий святитель Лука (Войно-Ясенецкий) один из святых, к которому люди идут с верой в исцеление. Он не только молитвой лечил, но был еще великим профессором медицины. Кстати, по его учебнику гнойной хирургии сейчас обучаются студенты медицинских вузов.

Все нужно делать, не оставлять ни того, ни другого. И обращаться к врачам, которым Бог дает знания и необходимые средства, но не забывать о том, что нужно молиться. Обратите внимание, почему население планеты сейчас по сравнению с началом ХХ века выросло почти в три раза? Одна причина: открыли антибиотики. Мы научились побеждать тяжелые, страшные, гнойные заболевания. Скажем, Пушкин умер от перитонита. Простая причина: не было антибиотика. Второй момент – роды, которые тоже уносили очень много жизней матерей и детей.

– Детская смертность была высокая.

– Да. Вот две причины. Когда открыли антибиотики, люди смогли победить огромное количество болезней. И дальше медицина развивается. Жизнь продолжается не до сорока лет, а гораздо дольше. Врачи – это люди, которые благословлены Богом. Недаром врач – как священник, он тоже служит.

– Да, я очень редко слышу, чтобы священник запрещал ходить к врачам.

– Я 12 лет страдал одной болезнью, очень неприятной. Она мне очень мешала жить, служить, это постоянная боль, недомогание. Я решился на операцию, и уже четырнадцать лет  чувствую себя просто прекрасно. Я благодарен врачу и молюсь за него, за раба Божьего Леонида, который меня поставил на ноги.

– Вот ответ на все вопросы касательно этой темы.

Вопрос более житейский, насущный: «Муж верующий, мы венчаны, но в воскресенье, в крупные праздники он в храм не ходит, аргументируя это тем, что верит в душе. И не хочет рано вставать. Как же его подтолкнуть к тому, что в храм нужно ходить, при этом сильно не навязываясь?»

– Пусть поспит. Вы идите на раннюю службу, потому что надо возвращаться домой к 10 часам, когда муж будет просыпаться. А то у нас есть такие благочестивые женщины, которые, будучи замужем, уходят не только на литургию, но потом идут и в воскресную школу, остаются в храме слушать беседы, помогать убирать. Нужно понять: замужняя женщина должна спасти своего мужа. Как спасти? Не только молитвой, но и своим добрым сердцем. У меня есть много  трогательных примеров, когда неверующие мужья, не ходящие в храм, сидят дома в воскресенье, смотрят телевизор, не завтракают, даже чай не пьют, ждут жену, когда она придет, чтобы вместе с ней позавтракать (или пообедать).

Дорогие наши женщины, давайте об этом помнить. Вы нужны мужу. Если между вами богослужение будет в виде клина, который расколет вашу семью, ошибка будет с вашей стороны. Всем женщинам, которые ходят в храм и у которых муж в церковь не ходит, я благословляю ходить только на раннюю литургию в воскресный день. На раннюю службу – и бегом домой.

– К мужу.

– Да. И все, что он скажет,  делайте.

– Вопрос: «У меня есть внучка, ей 4 года, она некрещеная. Я напоминаю об этом снохе, но у нее всегда находятся причины, чтобы этого не произошло. Внучка сама хочет креститься, просит крестик, потому что ее брат его носит. Можно ли ей подарить крестик? Может, это поможет маме найти время, чтобы крестить девочку?»

– Да, можно подарить крестик, можно водички давать. Если ребенок хочет, все произойдет, все случится, со временем придет час.

– Интересный момент. С одной стороны, получается вмешательство в жизнь семьи. Как быть? Ведь можно даже нарушить здесь спокойствие.

– Об этом мы многократно говорили. Если бабушка хочет воспитывать внучку, почему не воспитала своего сына или дочку? Время воспитывать уже ушло. Бабушки должны быть рядом и ждать, когда их позовут, попросят, пригласят. Когда попросят, может быть, сводить внучку в храм. Такое тоже бывает. Я согласен, что не нужно это навязывать, читать лекции, привозить книги, раздражать молодую семью этим. Семья уже живет своим укладом, она сама определяет, как относиться к Церкви, к вере, к молитве, к крещению, венчанию. Если обстановка позволяет, сказать надо. Доброжелательно, по-доброму, спокойно. Если эти беседы вызывают разногласия, возникает неудобное, тяжелое молчание, какой смысл заниматься такими разговорами?

Есть молитва. Молиться надо за своих внуков, детей, родственников, за невестку и  зятя. Молитва вообще великая сила. В данный момент надо почувствовать, что правильно. Если после отъезда бабушки сноха стала высказывать мужу, какая у него мама «замечательная», это никому не понравится.

– Вопрос: «Священник не делает замечания, когда дети бегают по храму и шумят, аргументируя тем, что это дети, не надо их трогать. Дети мешают молиться. Правильно ли это?»

– Сейчас не знаешь, как поступать. Сейчас педагог попробует сделать замечания – телефон доверия, психологи, жалобы… Видимо, священник не настоятель. Наверное, надо решать вопрос с начальством, с руководством. Настоятель должен определить, как себя здесь правильно держать священнику. Если дети не могут стоять в храме, разумно им погулять на улице. Я слышал от старых священников, еще советского времени, как воспитывали детей в храме. Никогда не приводили детей на всю службу.

– В советское время?

– Когда еще была плеяда того духовенства, которое было связано с традицией. Это не совсем советское время; скажем, восьмидесятые... Я знал такие семьи, где было много поколений священства, духовенства… Пусть ребенок придет на двадцать минут, скажем, к Евангелию и до «Отче наш», до Причастия и постоит как положено. Эти 25–30 минут – самая большая и самая важная часть. В нашей семье детей было много, и они все приезжали кучкой. Тоже все было, хотели кого-то ущипнуть, выйти, спрятаться, поиграть. Прошло время, подросли, и лет с 15 уже серьезный разговор. Уже и всенощное бдение посещают, и с нами в храм придут, когда надо, и на Покаянный канон... Тут надо понять. Не надо сейчас из них делать солдатиков.

– Они потом вообще туда ходить не будут.

– В том-то и дело. Ребенок в воскресный день и вообще во всякий день, когда он в храме, должен чувствовать от этого праздник. Родители, добавляйте радости к богослужебным переживаниям ребенка. Сделайте какую-нибудь покупку, сходите в парк, после обеда можно и в цирк сходить, погулять где-то. Допустим, семья выезжает с окраины Москвы в центр. В центре сейчас много интересного. Москва украшена, красивые бульвары, переулки. Подготовьтесь к прогулке, посмотрите, какие есть мероприятия для воскресного дня.

– Оденьтесь по погоде.

– Да. Но сейчас у нас время немножко другое, массовые мероприятия не рекомендуется посещать.

– Увы. Но будем молиться…

Хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие мои, Великий пост – удивительное время. Правильно проведя его, мы можем освятить наступающий год. Мне всегда нравится об этом напоминать. Правильно проведя пост, можно получить прощение всех грехов, которые мы совершили за год. И настрой на молитву, на покаяние, на серьезную жизнь, на добрые отношения с нашими близкими пусть продолжится после праздника Пасхи. На такой волне давайте сегодня попрощаемся.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать