Беседы с батюшкой. Начало Великого поста

3 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Сегодня тема нашей передачи – «Начало Великого поста». Что такое истинный пост?

– По словам Серафима Саровского, истинный пост – когда ты хотел что-то съесть, но отдал это голодному, который рядом с тобой. Истинный пост – такой комплекс духовных упражнений, который должен нам помочь в деле духовной жизни. Это очень значительная помощь. Некоторые, к сожалению, воспринимают пост как тяжелую обязанность и даже расстраиваются: «Вот пост грядет, опять в чем-то придется себе отказывать». Нормальные христиане ждут пост – как жених ждет невесту. Это особое время, когда мы можем заняться наконец своей духовной жизнью более плотно. Мы, люди, достаточно инертные, нам нужен все время какой-то волшебный пинок, какие-то особые условия, когда мы сможем наконец более-менее реализовать себя. И Церковь, как заботливая мать, выделила сорок дней в память о посте Господа нашего Иисуса Христа. Мы сорок дней пытаемся побороть себя, в чем-то себе отказать, чтобы что-то приобрести. Вот это истинный пост – отказ от чего-то для приобретения чего-то большего.

– Что можно приобрести в течение поста?

– Например, Марк Подвижник говорил, что пост и молитва – это две подруги, которые друг без друга не ходят. Если человек хочет научиться молиться, без поста это не получится сделать. Когда ты объелся, хорошо себя чувствуешь, то хочется итальянской сиесты – лечь поспать, отдохнуть или включить телевизор. Монахи-подвижники давно заметили: когда вообще не ел или съел только пару фиников, молитва лучше идет,  больше сил; когда делаешь земные поклоны, нет проблемы встать, нет этой тяжести, тяготения физического. Поэтому, конечно, воздержание нам помогает в таком важном деле, как молитва, то есть в общении с Богом. Немного в чем-то себя ущемил, где-то себя поприжал – и получил большую легкость, большую подвижность в плане молитвы, например.

У Иоанна Кронштадтского, замечательного пастыря конца XIX – начала XX века, есть очень интересные слова. Он сказал, что пост – это возможность в себе что-то увидеть. Он говорит: когда вода грязная, то не совсем понятно, что там. Часто бывает, что человек наступил в грязную воду и поранился; не потому, что он дурак, а потому, что не увидел разбитую бутылку на дне. Когда пруд грязный, это опасно – мало ли что там есть. А когда вода начинает очищаться, мы замечаем, что там есть стекло, консервные банки, какие-то змеи ползают, еще что-то, – и мы туда не пойдем.

То же самое происходит во время поста. Когда человек начинает себе в чем-то отказывать, он обнаруживает свои страсти: «Во мне, оказывается, столько всего, а я-то думал, что я владею собой и что мое тело подчинено моей душе и моей личности, что все-таки главный во мне – это я сам, а не какие-то мои животные порывы. А тут обнаруживается, что нет: оказывается, я не могу отказаться даже просто от бутерброда с колбасой или не могу пройти мимо палатки с шаурмой, не могу себе в этом отказать.

Некоторые христиане в пост стараются не употреблять алкоголь. Современный человек вообще очень редко готов признаться себе в том, что у него есть эта проблема. То есть люди пьют каждый день, не дожидаясь пятницы, и жены об этом знают, приходят мне каяться на исповеди: «Тяжело переживаю, что муж пьет». А муж вообще этой проблемы не видит, он даже не говорит о ней на исповеди, потому что для него ничего особенного в этом нет, он же не все время пьет, а только вечером (или пьет не целую бутылку, а только половину). И человек не осознает это как проблему.

И вот в пост ты себе это «отрубил» – и тяжело, больно, оказывается, что без этого жить не можешь. Иоанн Кронштадтский подметил замечательно: в пост обнаруживаются в нас наши страсти, о которых мы даже и не думали.

– Наверное, не только гастрономические привязанности обнаруживаются в пост.

– Очень серьезные вещи вылезают. Иоанн Златоуст говорит о воздержании очей, рта, то есть всего в комплексе. Начинаешь отказываться, например, от телефона, чтобы бесконечно в него не смотреть, не прокручивать ленту новостей, отказываться от информационных потоков, от музыки, которую привык слушать (я уж не говорю, чтобы отказаться от осуждения).

У меня есть знакомый батюшка, монах, практикующий священник, к нему приходят женщины на исповедь, и он говорит им: «У меня такая для вас епитимья: сегодня за день никого не осудить. Будете следить: если только осудите, придете заново каяться». И человек приходит, говорит: «Нет, батюшка, у меня не получилось». Один день не осуждать!

– Осуждение – такая тонкая вещь, что можно ее в себе и не заметить. Кажется, что человеку даешь совет, но на самом деле это осуждение.

– Человек, который регулярно читает Евангелие и как-то привык у Бога спрашивать мнение о себе, конечно же, будет прислушиваться к внутреннему голосу, совесть подскажет. Она скажет: «Подожди, здесь не идет речь о том, что ты кому-то совет хочешь дать, и твой совет не особо-то нужен, ты просто хочешь показать себя». Наша гордыня, конечно, вылезает. Во время поста гордыня лезет изо всех щелей, и человек, уже очнувшись, говорит: «Ах, вот оно что!» Человек приходит к врачу и говорит: «Что-то болит, не могу понять что». И не видно. Вроде здоровый человек... Начинают делать УЗИ, смотрят и говорят: «Да у тебя в кишечнике вот такой червяк!» Но этого не видно, пока тебя не просветили.

Пост  и есть такой просвет. Смотришь на себя уже другими глазами. Оказывается, я и здесь повязан, и здесь не могу удержать свою руку, чтобы не шлепнуть своего сына. Это плохо, над этим нужно работать. И, ужаснувшись, ты уже начинаешь говорить: «Вытащите из меня эту гадость»; врачу говоришь: «Я не хочу, чтобы у меня в животе червяк жил, давайте это как-то исправим». То же самое во время поста. Человек говорит: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми». Все. Начинается эта работа. Молитва Ефрема Сирина говорит о работе. Человек вытаскивает это из себя, говорит: «Господи, я сам не могу, Ты вытащи из меня это все. Ну как можно так жить?»

– Какие есть части Великого поста? Как правильно распланировать пост и что можно успеть в течение Великого поста?

– Чтобы нормально, хорошо прочувствовать Великий пост, нужно поставить себе такой минимум: побывать на постовых богослужениях. Они совершаются только раз в год, это особые богослужения. В остальное время они для нас недоступны, не читается Великий канон Андрея Критского, нет литургии Преждеосвященных Даров. Да, по времени они дольше, но они духовно очень содержательные. И во время поста нужно сказать себе: «Если я раньше плохо посещал церковь Божию, мало упражнялся в молитве, то сейчас самое время это сделать». То есть нужно проявить инициативу как минимум и в эти воскресные дни. Торжество православия. Вы православные? Да. А почему не торжествуете? Что вы делаете дома или с друзьями? Идите в храм и там торжествуйте. Первая седмица Великого поста закончилась – конечно, нужно быть в храме. И потом все остальные седмицы: святителя Григория Паламы, Марии Египетской, Иоанна Лествичника. Для нас это должно быть некими флажками: прошел очередную седмицу.

Во время поста совершается таинство Соборования. Человеку с душевными и телесными ранами обязательно надо на нем побывать, попросить у Бога исцеления. Я всем советую обязательно, хотя бы один раз за пост, побывать на литургии Преждеосвященных Даров, а если есть возможность, то бывать и чаще. Они совершаются каждую среду и пятницу всего поста (еще иногда дополнительно бывают). В некоторых храмах они служатся вечером, как и положено. В древности литургия Преждеосвященных Даров присовокуплялась к вечерне, поэтому она совершалась вечером. И есть много другого, что во время Великого поста нужно успеть прочувствовать.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «В одном из писем о христианской жизни Игнатия (Брянчанинова) есть такая цитата: "Они, занимаясь Иисусовой молитвой, хотят немедленно ощутить ее духовное действие, хотят наслаждаться ею, не поняв, что наслаждению, которое подает один Бог, должно предшествовать истинное покаяние. Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое благодать, которое, повторяю, подаст един Бог в известное Ему время". И заканчивает этот отрывок Игнатий (Брянчанинов) такими словами: "Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их". И у меня вопрос. Скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам в наше время видеть пример такой верности, собранности, которая бы проявлялась в действиях и поступках среди пастырей? Может, среди Ваших духовных учителей, а может, просто среди мирян. И в чем это проявлялось?»

– Это евангельская заповедь: верный в малом и во многом будет верен. Если человек научился преодолевать какие-то небольшие дистанции, то потом у него есть возможность уйти и на большие дистанции. Поэтому, конечно, прежде чем ставить себе очень большие духовные цели и задачи («хочу научиться молитве или достигнуть истинного покаяния, почувствовать Царствие Божие»), нужно понять, что это очень хорошие цели, но достигаются они маленькими шагами. Это стиль Иоанна Лествичника, в его бессмертном произведении «Лествица» как раз описано, что шаг за шагом, потихонечку человек начинает идти в этом направлении. Например, человек учится себе в чем-то отказывать. То есть хотел рассердиться очередной раз – смолчал; был с коллегами разговор, кого-то обсуждали, перемывали кости – не стал в этом разговоре участвовать; сын или дочка клянчат, обычно на них раздражался – теперь постарался удержаться и в этот раз не наказал. Все начинается с этого.

Начинается с того, что среда и пятница – постные дни. В среду мы вспоминаем, как Христа предали, в пятницу – как Его распяли. То есть мы стараемся в эти дни в чем-то себе отказать (необязательно только в пище), как-то скромнее себя вести в эти дни; меньше развлечений и больше духовного делания. Начинается все с воскресного дня, в который православный человек оказывается в храме. Человек, считающий себя православным христианином, воскресный день проводит в храме. Это как дважды два – четыре. Это абсолютно естественно и понятно. Как то, что на 9 Мая бывает парад, а на Новый год покупают елку.

Воскресный день для христианина – это поход в храм, потому что Господь сказал: шесть дней делай дела, седьмой посвящай Богу. И даже не целый день, а только его часть – и то у нас с этим проблемы. То есть с таких вещей надо начинать. Просто хотя бы каждое воскресное богослужение начать для себя отмечать. И у меня есть такие примеры, что прихожане, не стремясь в высшую лигу, начинают просто воплощать в жизнь те заповеди, которые дал Господь: накормить голодного, обогреть холодного, посетить больного, отказать себе в гневе, в удовольствии на кого-то орать, пользуясь своим служебным положением, унижать кого-то и так далее. То есть воплощают в жизнь христианские заповеди. Это не всегда очень ярко происходит, тысячи фотографов не сбегаются, и камер тоже нет, но эти люди начинают быть христианами. Это сыновья и дочери Божии. И с них, конечно, нужно брать пример. У них потом появляются и духовные дарования.

У нас все хотят духовных дарований без этого. Мы как-то сразу хотим стать как Серафим Саровский. Подождите, Серафим Саровский молился сколько дней! На камне стоял,  всячески упражнялся в любви к ближним, старался кого-нибудь поддержать, утешить. Когда разбойники пришли, он не стал им отвечать злом на зло. То есть ты подожди, стань хотя бы просто человеком приличным, а потом  уже можешь стать христианином.

– Хорошо ли, если человек получает удовольствие от поста? И не является ли это скрытой опасностью?

– Тут две вещи. Удовольствие от поста я получаю всегда, я очень люблю постовые службы, мне очень нравятся постные песнопения, Канон Андрея Критского. И то, что нас ограничивает, мы любим, потому что понимаем, насколько для нас это важно. Моя супруга меня периодически мотивирует к здоровому питанию, даже иногда запрещает мне что-то есть. Мне, конечно, не нравится, но я ее очень люблю за это, она ведь заботится обо мне. Мама тоже заботится обо мне. Пост тоже о нас заботится. Он нам что-то запрещает, и мы иногда ворчим, но в целом понимаем, что для нас это очень здорово.

Нормальный, адекватный человек будет любить пост и в какой-то мере даже получать от этого удовольствие. Другой вопрос, что иногда люди вне поста объедались курицей, наступил пост – они стали объедаться креветками. То есть какая разница? Тогда ты этим объедался, а теперь этим. Смысл-то не в том, что раньше ел одни продукты, а теперь буду есть тоже много и очень вкусно, но другие продукты. А смысл в том, чтобы отдать другому то, что хотел сам съесть. Обычно ты покупал продукты на пять тысяч рублей, а стал покупать на три тысячи, а эти две тысячи взял и перечислил в Фонд борьбы с раком детей или отдал нуждающемуся человеку, которого ты знаешь. Не просто первому встречному, а подумал, кому и чем помочь, может быть, еду купил и отвез (или купил медикаменты).

Сейчас социальных служб просто огромное количество во всех городах. Есть сайт «Милосердие.ру», есть фонд «Подари жизнь», много всяких фондов. При каждом храме есть своя служба милосердия. У меня при храме она есть. И если человек хочет кому-то помочь, мы всегда скоординируем, найдем, кому помочь. Например, многодетная мама осталась одна с детьми, ей нужна помощь. То есть сейчас огромные возможности. Допустим, я стал есть не просто другие продукты, более дорогие, а, наоборот, стал есть что-то более дешевое, а разницу взял и потратил на дела милосердия. Без дел милосердия  не пост.

Я прочитал у Василия Великого суровые слова: если человек постится так, что только не ест какие-то продукты, но ничего больше не делает (не воздерживается от гнева, никому не помогает), то он похож на дьявола, потому что тот вообще ничего не ест и остается злым.

– Пост дан человеку для того, чтобы он стал лучше. Зачем человеку становиться лучше и где критерии этого, так сказать, улучшения?

– В том-то и дело: если мы не будем развиваться, будем деградировать. Человек как мяч, который находится на склоне. Я детям всегда рисую в школе такой склон, на котором мячик. Вариантов нет: либо он скатывается, либо тяжело, но движется вперед. Если человек не ищет Царствия Божия и правды его, если не стремится к какому-то развитию, то будет скатываться. Нельзя зафиксироваться: я чуть-чуть хороший, но и не совсем плохой, как бы середнячок.

У Иоанна Богослова есть в Апокалипсисе такие слова: «О, если бы вы были горячими или холодными! Но вы теплые». То есть ни туда, ни сюда. В этом, конечно, опасность – человек довольствуется тем, что есть. Вроде бы чуть-чуть попостился, где-то что-то сделал, но какого-то там развития не хочу, я зафиксировался. И в семейных отношениях это нельзя делать, всегда нужно идти вперед, искать, как бы мне еще заново влюбиться в свою супругу, заново понять своих детей, подружиться с ними, работать над этим. Нельзя это бросать, оставлять, это как костер: пока подкидываешь дрова – он горит, если нет –  тухнет. Поэтому пост нас развивает. Каждый год мы себе ставим какую-то задачу. В этот раз я хочу прищемить хвост своей гордыне, в этот год я хочу больше уделить внимания чтению духовной литературы или поехать в какой-нибудь детский дом.

– Где критерии того, что человек стал лучше?

– Это очень сложно. Если мы сами себя будем оценивать, то, конечно, себе десять баллов поставим. Сам себя человек не обидит. Как говорит апостол Павел, человек никогда свою плоть не ненавидит, но питает и греет ее. К себе мы достаточно заботливо относимся. Поэтому оценивать самим себя не стоит, с этим есть определенные проблемы. А искать оценки у людей тоже как-то неправильно. Христос говорит, что когда постишься, люди не должны об этом знать. Наоборот, надень что-нибудь нарядное, не посыпай голову пеплом при всех, выгляди нормально и милостыню давай тайно, чтобы Господь, видя тайное, воздал явно. То есть нельзя это делать напоказ.

Если будешь искать оценки у людей, это тоже не подходит. У себя – нет, у других людей – нет; наверное, тогда у Бога надо искать. А как нам понять, угоден ли пост Богу? Господь дает Духа Святого людям, просящим у Него. Это ощущение благодати, духовной радости. Для светских людей, может быть, это какие-то пустые слова или абстрактные понятия, а для любого практикующего христианина вещи понятные. Господь на тебя подействовал – ты был никем, а стал вдруг кем-то. Ты чувствовал себя униженным, а тут стал сыном Божиим по усыновлению. Господь тебя возвел из ничего, из праха земного в достоинство. Это ощущение значит, что ты все правильно делаешь. Это ощущение радости, близости Бога к тебе, улыбки людей вокруг тебя. То есть ты помогал, постился нормально – и больше счастливых глаз вокруг тебя стало. Вот эти критерии: счастливые глаза и ощущение благодати.

– Что такое истинное самоукорение? Как правильно понимать это слово?

– Самоукорение и самокопание – это разные вещи. Копаться в себе, заниматься психологическими изысканиями (интроверт я или экстраверт, что у меня болит, к чему я более склонен) – это все-таки игры разума. Самоукорение – это когда мы себя можем пнуть и сказать: друг, ты не прав, что-то ты неправильно себя оценивал.

Есть такая добродетель – смиренномудрие. Это правильное понимание себя, Бога и окружающего мира, со смирением, с любовью, без прелести. Потому что можно себя по-разному воспринимать, говорить: я очень-очень плохой, я хуже всех, я самый грешный… Но в этом ничего нет, это просто слова. Либо, наоборот, человек считает себя абсолютно правым, что может еще и указывать другим, как жить. То есть это гордыня и тщеславие.

А если человек адекватный и более-менее ведет духовную жизнь, он может себя периодически ущипнуть, сказать: «Что же ты сделал?» В принципе, в нас это заложено. Ты что-то своему ближнему сказал – и внутри как-то нехорошо стало: зачем ты это сказал? И вот оно – самоукорение, ты себе говоришь: «Слушай, ну что ты сделал? Попроси прощения». Это все происходит внутри, стыдно, неловко, не хочется.

Вот я, например, священник. Что я – буду прощения, что ли, просить? Естественно, если ты более-менее адекватный человек, то будешь просить прощения. Если у тебя головы вообще нет, конечно,  будешь думать: я всегда прав, я всегда правильные вещи говорю. Не важно, крест на человеке или у него седые волосы, он может сморозить глупость, может сказать что-то, что обидит ближнего. Нужно уметь извиняться. Самоукорение – это здорово.

– Почему важны первые дни поста, первая седмица поста? И давайте немного поговорим о великопостной молитве Ефрема Сирина. Вы как раз сказали о духе целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

– Первая седмица – как начнешь, так и пойдет. Главное, хорошо начать. Помню, когда я учился в музыкальной школе (играл на фортепиано), мне учительница говорила: «Ты начни, а дальше пойдет нормально». Ты трясешься, боишься, а начнешь – и пошло. То же самое и здесь. Сразу начал нормально: на богослужение пошел, помолился, минимально что-то поел (стало бодренько, хорошо, сразу внутренние силы появились, потому что организм перестал постоянно перерабатывать много не особо полезной пищи) – и все, пошла первая седмица.

Первый день, второй, Канон Андрея Критского, призывы к покаянию. «Душе моя, восстань, что ты спишь?» – очень важный призыв. Когда человек на морозе лежит и засыпает, может умереть. Приезжает скорая помощь, бьет его по щекам, будит: «Проснись». То же самое и душа. Вот ты совсем свою душу убаюкал и сказал: «Все в порядке, спи. Мне нужно на техобслуживание машину свозить, отложить денег на отпуск, поэтому мне сейчас не до тебя. Я не буду заниматься твоим развитием. Мне некогда заниматься тем, что тебе нравится. Тебе нравится с Богом общаться? У меня нет времени на общение с Богом, так что спи». А тут в пост человек говорит такие важные вещи: «Восстань, душа, что спишь? Конец приближается».

Молитва преподобного Ефрема Сирина – девиз Великого поста. В ней смысл, призыв, основные установки и тезисы. В этой молитве мы просим: «Целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви даруй мне, рабу Твоему». Это добродетели, которые нам необходимы вообще по жизни, тем более для нормального проведения поста. Целомудрие – некая целостность, собранность, потому что разврат, любые грубые, пошлые вещи нас разбивают, растаскивают. Мы просим целомудрия, чтобы собрать себя. Целомудрия, смиренномудрия, правильной оценки себя, терпения и любви. Без терпения невозможно стяжать ни одной добродетели. Это кропотливый труд. Как можно научиться любить без терпения? Никак. Твой маленький ребенок ночью кричит – как можно научиться его любить, если ты его не терпишь? Ребенок подрос и начинает капризничать: как его любить, если ты его не терпишь?

Супруга что-то не так сделала – как ее любить, если нет терпения? Супруг домой не возвращается, задерживается – как его можно любить без терпения? Терпение универсально. Любовь без терпения невозможна. Милосердие без терпения невозможно. Как ты будешь за больным ухаживать? Он ругается, капризничает, тут ему не так, лежится плохо, он не хочет, чтобы ему укол делали. Принес ему покушать, он говорит: «Я это есть не хочу». Как к нему милосердие проявить без терпения? Никак. И какой пост без любви? Что толку, если ты себе отказал в чем-то, что-то не ешь и стал злющим? На всех кричишь, и все думают: лучше не постился бы. Пост без любви – страшная вещь. Это, наверно, какое-то вегетарианство.

– Вы сказали, что человек иногда элементарно не находит времени, чтобы заниматься своей душой. Как человеку все-таки найти время, выкроить какие-то минуты, найти возможность, чтобы почитать духовную литературу, больше помолиться, побыть в уединении, тишине, чтобы все-таки глубоко и плодотворно пройти поприще Великого поста?

– Для этого нужно понять, что это важно и нужно. Если для меня это не нужно, то я этому не буду уделять время. Сейчас люди достаточно прагматичны: тайм-менеджмент и все остальное. Мы очень много времени экономим на переезде. Раньше пока на конях доскачешь до Ростова, пройдет несколько дней. Сейчас сел в самолет: два часа – и уже там. Сейчас мы очень сэкономили время на звонках – письма не надо писать, ждать, когда их голубь или почтальон принесет. Сейчас всё в твоем телефоне. Мы много времени себе сэкономили, а времени нет ни на что: ни на жену, ни на мужа, ни на детей, ни на Бога.

Что-то неправильно делаем. И сейчас, в современном мире, люди уделяют время тому, что им нужно. Я недавно осознал, что занятия спортом – это очень важно. Мне доктор об этом говорил раз десять. Когда сталкиваешься с какими-то проблемами, тогда понимаешь: мне это надо. Поэтому я буду этому уделять время. То же самое и тут. Нам важно общаться с Богом. Если ты христианин, для тебя это один из самых главных вопросов в жизни – найти  Бога, понять Его волю о тебе. Понять, кто ты такой в этой жизни.

Поэтому, конечно, Богу надо уделять время. Нужно уделять время духовному развитию, чтению Священного Писания. В Евангелии написаны слова Бога, обращенные ко мне. А я хочу узнать, что Бог от меня хочет. Пожалуйста, прочти Евангелие. У тебя 80 % вопросов вообще отпадет. Просто прочти Евангелие на русском языке, сейчас с этим нет проблем: на любом языке, любым шрифтом, в телефоне есть специальное приложение. Толкования святых отцов – пожалуйста. Времени нет, потому что желания нет. Будет желание – время найдется.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас идет Великий пост. Если на пост выпадает какое-то семейное торжество, например юбилей, и не все родственники соблюдают пост, можно ли как-то это отметить? И как это сделать? И еще один вопрос. На соборовании мы получаем масло. Как правильно  использовать его? Просто все по-разному говорят. Если с прошлого года немножечко осталось, что с ним можно сделать?»

– Первый вопрос, по поводу праздников. У многих людей день рождения всегда выпадает на Великий пост. Так у моей сестры. Здесь не надо сильно расстраиваться. В конце концов, не надо быть фарисеями. Если праздник в будни Великого поста, то это не очень удобно, потому что никто не может приехать. В субботу, воскресенье послабление поста, это дни более радостные: совершается литургия, можно причаститься. Если у вас юбилей или какой-то праздник выпал на будние дни, было бы логичнее передвинуть их на субботу, воскресенье, чтобы легче было всем собраться, потому что это выходные дни (это просто практический совет). По поводу стола: если это какое-то большое празднество и у вас  будут люди, которые не постятся, то их нужно накормить. Если вы приготовите, например, все рыбное, может быть, никто и не обидится. Можно все это очень вкусно приготовить. Но это технический вопрос. Потому что напиваться и лезть в драку нельзя даже вне поста. Это не значит, что во время поста что-то делать нельзя, а пост закончился  – и «гуляй, Вася».

Потакать своим страстям никогда нельзя: хоть идет пост, хоть не идет. Просто во время поста мы стараемся более духовно проводить время. Если вы соберетесь с близкими, они поздравят вас или вы поздравите того, у кого юбилей, что в этом плохого? Может, наоборот, это проявление милосердия, о котором мы говорили, внимания к своему близкому? Старайтесь не объедаться, сдержанно себя вести. Не пропускать из-за этого службу, не забыть помолиться перед едой и после еды. Если у вас неверующие родственники, просто про себя помолитесь: «Благослови, Господи, трапезу сию». Не надо быть начетчиками. А если праздники выпали на Страстную седмицу, лучше на Пасху все перенести. Я помню, у меня день рождения был 3 мая, а Пасха – 5 мая, и мы не праздновали. На Пасху собрались и заодно и день рождения отпраздновали. Очень удобно и радостно.

По поводу второго вопроса о соборовании. Масло, которое раздают после соборования,  используют, когда человек болеет (когда болит какая-то часть тела, можно помазать ее, или когда болеет весь человек, можно помазать ему лоб). Этот освященный елей некоторые употребляют в пищу. Если с прошлого года масло осталось,  заплесневело или с ним что-то произошло, его нужно вылить в непопираемое место. При храме обычно есть непопираемый колодец. Или просто вырыть ямку, слить, закопать. Если оно не испортилось, перелить в новую бутылочку. Но в основном это масло сохраняют и используют, когда человек болеет. Оно не само по себе дает помощь. Помощь дает помазание маслом с молитвой и покаянием. Соборование – это покаянное таинство, в котором человек кается в своих грехах, молится и помазуется маслом, чтобы задействованы были: тело, душа и дух – все вместе.

– Почему возникла традиция собороваться Великим постом?

– Это была форма покаяния, через которую возвращали людей, отпавших от Церкви: еретиков или просто тяжко согрешивших. Обычно шесть или семь священников помазывали, а в конце помазывал епископ. И это было в основном на Страстной седмице, насколько я помню. Я надеюсь, что историки, изучающие историческую литургику, меня не осудят.

То есть соборование – это особенное покаяние с врачеванием тела и души. Оно не совершалось часто. Исторически оно было заложено в Великом посту, а потом уже стало совершаться часто. Сейчас оно имеет такое распространение потому, что логично во время покаяния в дни Великого поста, помимо исповеди и причастия, приступить еще к таинству Соборования для более полного покаяния.

– Потому что именно покаянный момент был заложен изначально?

– Конечно. В конце соборования читается разрешительная молитва, которая, возможно, использовалась и как исповедальная молитва. Это связано с покаянием. В конце люди каются в своих грехах, и священник читает им разрешительную молитву (как на исповеди, чтобы Бог простил им грехи).

– Как лучше организовать свои внешние дела во время Великого поста? Как должны распределяться дела по количеству и качеству?

– Тут нужно расставить приоритеты: что важно в Великий пост? В Послании апостола Иоанна Богослова говорится: если ты говоришь, что любишь Бога, а ближнего своего ненавидишь, ты лжец, лицемер. В пост нужно развернуть свое лицо от зеркала, телефона на ближних, посмотреть, кто с тобой рядом. Накормить голодного, обогреть того, кто замерзает, посетить больного. Сместить фокус. С другой стороны, нужно обязательно найти время для посещения богослужений. Это очень важно. Если хотите нормальный, полноценный пост, то сначала дела милосердия, молитва, покаяние, а потом еда.

Еда должна быть на пятом месте – это не самое сложное. Не есть мясо – не самое сложное. Есть неверующие люди, которые из других соображений не едят мясо. Самое сложное другое. Именно из тех других пунктов пост должен и состоять. Время должно быть заточено под выполнение этих пунктов. Я себе поставил некий план. Хочу раз в неделю обязательно быть на богослужении; хочу посетить Канон Андрея Критского (если получится – несколько раз, не получится – хотя бы один); хочу обязательно сходить на литургию Преждеосвященных Даров; хочу обязательно съездить к своему больному дедушке, которого я тысячу лет не посещал; хочу позвонить своей больной бабушке; хочу каждый день перечислять какую-то сумму, которую я сэкономил на продуктах, в какой-то фонд, на дела милосердия. Нужны конкретные дела. У нас с разговорами все хорошо. Разговоры мы любим. В том числе мы, батюшки. Нужны дела, конкретные поступки. Тогда начнется какая-то жизнь. Когда мы научимся свою веру транслировать в свою жизнь.

– Какую духовную литературу Вы могли бы посоветовать почитать именно Великим постом?

– Великим постом нужно обратить внимание прежде всего на богослужебные тексты. Богослужебные тексты во время Великого поста просто потрясающие. Я сегодня был на богослужении и слушал стихиры, которые пелись утром, потом на вечерне. Там очень глубокие мысли, очень важные тексты, на которые никто в большинстве случаев не обращает внимания. Это просто некий фон – чтецы читают, хор поет, а я в своем анабиозе пребываю в храме и жду, когда наконец это закончится.

Как-то это не очень правильно, давайте вникать. Возьмите книжки. Сейчас вся Постная Триодь есть в Интернете. Есть перевод Постной Триоди на русский язык. Участие в богослужении может быть совершенно другим, на новом уровне. Давайте этим займемся. Когда мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, хорошо бы почитать «Лествицу». Когда вспоминаем Григория Паламу, потрясающего делателя умной молитвы, можно вспомнить его произведения. У него очень много замечательных произведений, в том числе об исихии, молитве Иисусовой.

Можно и нужно читать Игнатия (Брянчанинова), который очень близок к нам. Это автор XIX века, и у него достаточно доступный язык. Человеку, который хочет научиться молиться и живет в России, святителя Игнатия нужно читать обязательно. Есть современные книги. Сейчас очень много проповедников, издается много православной литературы – с этим сейчас проблем нет. У нас проблема с желанием. Лежат книги, красивые, новоизданные, даже переизданные – мы на них смотрим, но не читаем. Давайте читать и, прочитав, пытаться это применить в жизни, стараться следовать тем ценным советам, указаниям, которые нам показывают святые отцы. Они были опытные, они были спринтеры, у них много что получалось. Многое и не получалось, они об этом тоже написали. Поэтому давайте пользоваться их опытом; может, у нас что-нибудь получится.

– Спасибо Вам, отец Николай, за беседу. Прошу подвести итог нашей сегодняшней темы.

–  Дорогие мои, у нас сейчас есть большой промежуток времени, в который мы можем сделать что-то наконец по-настоящему ценное. Не ставьте себе огромной задачи. Поставьте какие-то минимальные задачи, которые сегодня мы озвучили в передаче. Постарайтесь их соблюдать и сфокусироваться на делах милосердия. Поверьте мне, когда человек начинает творить дела милосердия, у него самого сердце начинает радоваться, и Господь посылает ему незабываемые ощущения. И дай Бог, мы с вами пройдем Великий пост и придем к светлому празднику Пасхи Христовой.

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать