Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Сегодня у нас в гостях настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове архимандрит Алексий (Вылажанин).

Батюшка, нам вопросы приходят не только по телефону, но также в социальных сетях и так далее. Достаточно разные вопросы; может быть, покажутся смешными, но раз людей интересует, постараемся ответить.

Вот такой вопрос: «Если девушка показывает молодому человеку свой характер и свое поведение – это гордость или гордыня?»

– Интересный вопрос. Как сказать? Ну и слава Богу, что она показывает такое поведение своему молодому человеку, а не своему уже состоявшемуся супругу. Потому что у нас, к сожалению, бывает другая беда, когда поведение с молодым человеком одно, а вступают в брак, и начинается совершенно другой тип поведения: теперь ты мне попался, никуда не денешься, теперь я могу быть такой, какой хочу. Это неправильно.

– Надо сразу быть честными.

– Ну да, лучше быть изначально честным, а уж потом каждый для себя делает выбор: что ему нравится, что не нравится. Кто-то и Царевну Несмеяну тоже любил.

– Следующий вопрос: «Стоит ли конфликтовать с мамой из-за того, что она развелась с моим отцом? И как мне к этому сейчас относиться?»

С мамой конфликтовать не надо, маму надо любить. Потому что второй мамы не бывает. Надо любить и своего папу. Если есть за что их любить, родителей своих, если они достойны уважения. А то, что между ними произошло, пусть для Вас будет опытом, чтобы в своей личной семье не допустить такой трагедии, как развал семьи. И не надо вмешиваться в их взаимоотношения, надо постараться их понять, где-то даже простить. Ну, все бывает в жизни. Бывает, к сожалению, мы совершаем непоправимые ошибки. Но ни в коем случае нельзя ни злиться, ни сердиться, ни обижаться на своих родителей. Надо их просто любить.

– Даже если, допустим, ты знаешь, что развод родителей произошел по вине кого-то из них, как к этому относиться?

– Не бывает так, что виноват кто-то один. Всегда виноваты оба. Где-то прошла, как говорят, любовь, потому что взаимоотношения часто строятся на влюбленности, а не на истинной жертвенной любви. Прошла любовь, а взаимоуважения не было изначально.  Соответственно, в процессе совместной жизни они его не смогли нажить. Ради ребенка – да, наверное, до какого-то момента они мучились, но потом в конце концов расстались. Беда, трагедия? Да, трагедия – распадается малая церковь. Мы переживаем из-за этого всегда.

Может быть, есть возможность у них как-то еще сойтись... А бывает, что уже  у кого-то из них налаживается  другая семья, и ломать  там – тоже ничего хорошего из этого не получится. Не зря говорят – в одну реку два раза не входят. Может быть, это немножко цинично и нехорошо, но, к сожалению, в жизни так происходит. Но дети должны своих родителей любить, какие бы они ни были. Как Родину свою мы должны любить, так и родителей, какие бы они ни были: больные, немощные.

Хорошо любить человека достойного, имеющего только какие-то положительные черты, –и заслуги тут нашей никакой нет. Как в Евангелии Господь говорит: «Какая польза в том, что вы даете в долг, когда знаете, что вам отдадут или какую-то выгоду вы с этого получите?» Так и здесь: какая польза любить того, кого есть за что любить? А вот полюбить того, у кого, может быть, есть какие-то недостатки, любить, несмотря ни на что, – это жертва. Ведь Господь нас любит такими, какие мы есть. С нашими плюсами, с нашими минусами. Только и страдает, и переживает за то, что мы не хотим порой быть рядом с Ним. Но принимает нас такими, какие мы есть.

– Вопрос телезрителя: «Мой духовник лет пять назад спросил: как вы думаете, где было самое большое количество абортов? И кто-то ответил – в Москве, кто-то – в Америке. Он потом сказал, что самое большое количество абортов было в Восточной Европе. И на территории Украины. И не просто Украины – на территории Донецка и Луганска. Это факт, это мой духовник сказал, которого я очень уважаю. Может быть, из-за этого страдает украинский народ? В частности, идет братская война. Может быть, из-за этого? То, что там такое количество абортов.  И второй вопрос: расскажите коротко о житии какой-нибудь святой, которая победила страсть блуда. Но не про Марию Египетскую, а про другую. Потому что про Марию Египетскую знаем. Спасибо».

– Определенной статистикой я, к сожалению, не обладаю. Мне сложно сказать, насколько в Донецке и Луганске больше абортов и почему они страдают. Но, насколько я понимаю, люди страдают за свои убеждения…Это политика. Но мы, к сожалению, сегодня видим, что и церковную жизнь пытаются притянуть к политике. И сегодня Луганск будет стоять не только за какие-то свои убеждения, но и за свою веру, когда сегодня пытаются отторгнуть Украинскую Церковь как часть Матери Церкви Русской Православной от общения с ней. Поэтому это трагедия.

Я думаю, что у нас абортов делается не меньше. Это, к сожалению, норма современной жизни, против которой в России, по крайней мере, еще поднимают голос и говорят о том, что это ненормально, неестественно. Для западных стран это совершенно нормально, совершенно естественно; как они говорят – это право выбора женщины: давать жизнь или не давать жизнь. Но это право она себе не приобрела, это право дано ей от Бога – быть матерью. 

Так что,  думаю, не надо искать в этом причину проблем в Малороссии. Проблем вообще хватает – как в Украине, так и в России, так и в других странах, как нам кажется порой, благополучных. В западных странах их не меньше.  Да, может быть, нет пока еще такого зримого конфликта, но все равно смотрим новости, видим, какие проблемы там существуют: и людей убивают, и теракты тоже совершаются. И природные катаклизмы совершаются – вот где, наверное, все-таки больше Промысл Божий. А здесь глупость людская чаще всего бывает.

­ Мария Египетская – это для нас, наверно, самый сильный пример христианской жизни, исправления от греха к святости, причем она-то эту святость не видела и не осознавала. У нас как бывает в жизни? Мы ничего еще не сделали, а уже нос кверху: мы уже достигли определенного духовного уровня, становимся такими гуру, что стараемся научать окружающих нас людей. Как вот Зосима: ему показалось, что он уже достиг совершенства и больше ему трудиться не над чем. И вот тут Господь спасает его от этой гордыни – посылает его в монастырь на Иордан, чтобы он встретился с Марией Египетской и увидел, до какого совершенства может дойти человек. Причем осознавая свою греховность, считая себя самым греховным человеком в мире. Это самый яркий пример.

Таких примеров, наверно, в Церкви немало. Взять жития – особенно древних святых. Когда они от неправедной жизни (и не только блудники, но и разбойники) приносили покаяние и становились святыми, исправляя свою жизнь. Вспомнить тех же севастийских мучеников…

Можно вспомнить, например, князя Владимира, крестителя Руси.

– Нас больше просили вспомнить про женщин…

Все-таки не так просто сейчас вспоминать древние патерики, простите.

– Не древние. И в недалеком прошлом наши новомученики, как и прихожане, при своей жизни не всегда вели идеальный, может быть, христианский образ жизни. И мы знаем, насколько к Церкви было негативное отношение в начале XX века. Наверное, она была сама тоже в чем-то виновата. Но вот в эти кровавые годы репрессий люди шли на жертву ради Христа, независимо от сословий, от половой принадлежности. Страдали за Христа. И все вот эти недостатки были им прощены тем же верующим народом. И совсем другое отношение к ним было уже тогда, когда они терпели свои страдания за Христа. И сегодня мы прославляем их в лике святых.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог создал ангелов как служителей. Можно ли поклоняться ангелам? Потому что они исполняют чужую волю. Не будет ли это считаться многобожием?»

– Поклоняйтесь только Господу Богу своему. А к ангелам мы обращаемся как к помощникам, ходатаям, предстателям перед Богом. Вот Господь создал их помощниками, они и помогают нам, предстательствуют за нас у Престола Божия.

– Следующий вопрос, тоже практического характера: «Можно ли ослушаться духовника и что может произойти впоследствии?»

 Тут некое  обрядоверие. На грани: «что будет, если…»

– Ослушаться, наверно, можно. Произойдет ли от этого что-то страшное? Смотря в чем ослушался, во-первых. Во-вторых, знал ли человек о том, что он является Вашим духовником? Ведь отношения духовника и пасомого прежде всего заключаются на доверии. То есть здесь не насильственно кого-то кому-то вручили и этот человек должен подчиняться безоговорочно – человек сам находит себе духовного водителя, в руки которого он отдает свою волю. И, конечно, надо слушать духовников. В жизни было много разных примеров, когда люди пытались поступить по своей воле, но ничего хорошего из этого не получалось.

У нас, к сожалению (не в моем личном опыте), было, когда один человек, семинарист, пытался определить свой путь (с Украины, кстати). Был на Афоне, был у разных старцев, все благословляли на монашество, но он к монашеству как-то был не готов, не хотел. Поэтому благословения, которые ему давали, он не исполнил, приехал домой, женился. И во время уборочной, буквально через какое-то время после свадьбы, он трагически погиб на поле. Это ужасно было. И смерть ужасная, и трагедия ужасная.

Следствие это непослушания или стечение обстоятельств? Ну вот, наверное, если бы он выбрал путь, который ему благословляли, может быть, в жизни было что-то по-другому. Может быть, как раз это и предвидели старцы, когда благословляли идти по монашескому пути, что отвело бы, может быть, от этой трагедии. Это не говорит о том, что дальнейший путь его был бы легким и гладким. Путь христианина тернист, он пробивается через тернии, но мы приходим к звездам, то есть к Солнцу Правды – к Христу. Поэтому выбирайте прежде всего себе духовника разумного. А уж если выбрали, то старайтесь выполнять те послушания, которые он  дает.

Вопрос телезрителя: «У меня некоторое непонимание, когда говорится: "Отец и  Сын и Дух Святой". То есть я говорю: "Господи! Благодарю Тебя за этот день!" Или же говорю: "Иисус! Спасибо Тебе за этот день!" Или же: "Отец! Спасибо Тебе за этот день". «И Дух Святой, спасибо тебе за этот день". Объясните,  что значит  Отец и Сын и Дух Святой? Как Вы молитесь сами?»

«Исповедую Троицу Единосущную и Нераздельную». Тайна Пресвятой Троицы – в слитности и нераздельности, поэтому тут для нас не все открыто и не все понятно. Есть легенда о том, как это объяснял Спиридон Тримифунтский на Соборе, когда он взял черепицу, сжал ее в руке, и вниз потекла вода, а вверх ударил огонь, в руках же осталась глина. Все это было как бы единое, но имело три составляющие. Так и для нас: когда мы молимся и благодарим Бога, мы благодарим Пресвятую Троицу.

Даже если обращаемся к отдельным Лицам Пресвятой Троицы, все равно благодарим Единого Бога. Если мы молимся Иисусу Христу, то ни в коем случае не умаляем в этот момент два остальных естества Бога Слова –  Бога Духа Святого и Бога Отца. Поэтому мы исповедуем прежде всего Пресвятую Троицу, у нас нет трех богов – Бога Сына, Бога Отца и Бога Духа Святого. Мы исповедует Бога, Единого в Троице. Это целая богословская программа, надо приглашать хороших богословов, которые, может быть, как-то доступно это объяснят. Но это очень сложно, надо принять сердцем, не умом найти себе ответ на этот ответ, а принять своим сердцем.

Часто пытались как-то изобразить Троицу... Например, знаменитая рублевская Троица в виде трех Ангелов.

– Ну, это по Ветхому Завету.

Но опять же эти прообразы всегда есть. Мы их можем видеть, ощущать.  В той мере, которую  Бог нам дал, мы можем это понимать.

Все равно в полноте мы не можем этого осознать, потому что здесь все равно видим три фигуры – они как бы разделенные. А принять сердцем, что это Единица в Троице и Троица в Единице, очень сложно. Еще раз говорю, что не будем сегодня, наверно, углубляться, дорогие братья и сестры, в богословие, потому что тогда не хватит  программы. И мне богословского опыта, наверное, не очень хватит для объяснения этой темы.

– Такой тоже вопрос практический: «Кому нужно молиться, чтобы молодой человек покрестился?»

Такое даже дополнение: «Нужно ли молиться сорок раз, пятьдесят»? Нужны ли какие-то молитвенные правила и так далее? Или все-таки для Бога неважно число молитв, которые мы вознесем за того или иного человека, ожидая какого-то результата? В данном случае крещения молодого человека.

– В Священном Писании Господь нам приводит одну молитву – «Отче наш». Молитва Господня нас учит не многословию, а краткости и искренности. Искренне скажите: «Господи, помилуй!» Как тот мытарь, который говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он был услышан Богом, потому что это искренне исходило из его сердца. А много-много слов, сказанных в храме фарисеем, были абсолютно не услышаны Богом. Поэтому когда молитесь, старайтесь молиться искренне – своим сердцем, своей душой.

Очень сложно открыть Богу сердце, очень сложно найти этот момент. Но поэтому это и подвиг, надо стараться. Ничего в Церкви, в жизни христианина просто не бывает. Не даются просто дары какие-то, все надо заслужить от Бога. Но не ради получения того или иного дара, а ради того, чтобы почувствовать присутствие Божие. А Господь уже Сам даст вам то, что считает нужным. Поэтому можно и сорок раз перекреститься и поклонов положить, а проку никакого не будет – потому что, кроме гордыни, в нашем сердце ничего не возникнет: я вот сорок поклонов положил за этого человека! А можно искренне перекреститься один раз, сделать поклон – и Господь это примет.

– В продолжение темы крещения: «Мой молодой человек тоже некрещеный».  Молиться, чтобы он покрестился? И еще вопрос в том, стоит ли ему постоянно напоминать, что ему нужно покреститься? Либо все-таки ситуацию отпустить и ждать, когда он сам примет крещение?

– Ну, во-первых, для этого надо будет самой быть не просто крещеной. Если Вы крещены и не ходите в храм, то разница между Вами и Вашим некрещеным молодым человеком, наверно, не очень-то и большая. Разница в одном, что ваши родственники могут за вас молиться, в храме Божием подавать за Вас записочку. А за него, к сожалению, могут только молиться своей молитвой… Хотя и Церковь может тоже молиться, мы молимся об оглашенных… Но человек должен вступить на этот путь.

Вы должны не просто ходить в храм, а должны жить церковной жизнью, соприкасаться с церковными таинствами – Покаянием и Причащением. Если это Ваш образ жизни, то Вы будете искренне молиться за своего молодого человека, потому что ведь проблема-то не в том, что он не крещен. А проблема в том, что, не имея святого крещения, он лишает себя жизни вечной, жизни будущей. Можно ли человека заставить верить? Невозможно заставить верить. Можно заставить человека лицемерить. Заставить, чтобы у него появилась искренняя вера, нельзя.

Поэтому надо молиться за него, чтобы Господь открыл его веру. И если он уже встречается с Вами, видя, что Вы человек церковный, верующий, то, наверно, он не совсем уже погибший для Христа человек. Раз уже это его не отторгает от Вас, значит, он потихонечку придет к Богу. Сегодня он, может быть, к этому не готов.

Напоминать ему об этом часто не надо. Больше своими делами, своей христианской жизнью ему об этом рассказывайте. Знакомьте со своими христианскими друзьями, которые у вас есть, чтобы он видел, что это нормальные, хорошие люди, с которыми интересно не только молиться, но и, может быть, встречаться в небогослужебное, в немолитвенное время. И потихонечку Господь приведет его. Каждого Господь ведет своими путями. А настаивать?.. От того, что мы говорим «сахар», слаще не становится.

– Такой же вопрос в продолжение темы: «А стоит ли расставаться с молодым человеком, который не принимает крещение? Уже год вместе».

Может ли это быть причиной расставания?

– Я думаю, это повод для расставания, а не причина. Значит, каких-то искренних и хороших отношений между людьми за этот год не сложилось, они ищут повод расстаться. Возвращаясь к святым первой христианской Церкви, мы видим, что эти семьи были абсолютно разные: муж верующий, жена неверующая, язычница; или, наоборот, что чаще было: она православная христианка, а он язычник. Но они же не разбегались, а жили вместе, потому что любили друг друга, молились, и если это была искренняя любовь и искреннее свидетельство, то вторая половина всегда, как правило, принимала Христа.

А если Вам человек не очень нравится, Вы ищете предлог, чтобы от него избавиться… Ищите прежде всего того, кто близок Вам будет по духу. Потому что Вам, особенно с человеком, с которым Вы планируете прожить всю свою жизнь, надо искать не только внешнюю симпатию, а смотреть еще и на внутреннюю составляющую. Может ли жить, допустим, человек одной религии с представителем другой религии? Может. Может жить, но не будет все так просто. И той, и другой стороне будет очень нелегко.

Для этого должно быть взаимное уважение, для этого должно быть взаимное прощение и взаимная терпимость. А для этого, конечно, большая любовь, любовь Христова, жертвенная любовь, должна присутствовать в сердце и того, и другого. Тогда, преодолевая какие-то религиозные несогласия и разногласия, они будут сохранять свой брак. Таких примеров в жизни и в истории было достаточно много. Но при всем том, конечно, проще и легче, когда супружеская пара дышит «едиными устами и единым сердцем». Поэтому не ищите это как причину для расставания, а решите для себя, насколько Вам этот человек дорог и насколько Вы готовы за него бороться.

– Вопрос: «Нужно ли слушаться своего молодого человека или послушание возможно только в браке?»

– Слушать надо друг друга прежде всего. Слушаться молодого человека в чем?  Если молодой человек Вас зовет в церковь, то, наверно, надо послушаться. Если молодой человек приглашает на какую-то безумную пьянку, на которую Вам не очень хотелось бы пойти, тут, может, даже и поспорить с ним и привести свои доводы, объяснить, почему Вы этого не хотите делать. Если вас молодой человек зовет в театр на хороший спектакль, какой-нибудь приличный, или в музей пойти посмотреть открывшуюся хорошую выставку, то, может быть, здесь не надо спорить со своим молодым человеком, а пойти с ним.

А если он Вас зовет куда-нибудь в непотребное место, посетить и посмотреть что-то, может быть, не очень хорошее, то тогда есть смысл постараться объяснить (не поспорить!) своему молодому человеку, почему Вы этого не хотите. Но это должны быть не капризы, которые исходят из нашего самодурства, а должна быть наша с вами жизненная позиция. Мы должны уметь объяснять, почему мы не хотим то или иное делать, а не потому, что вот у меня сегодня нет настроения...

–  Да, батюшка, это вечная тема. Я считаю, что здесь должно быть рассуждение и совет, даже до брака. Потому что если до брака ничего нет, то что же в браке-то будет?

– Я еще раз говорю, должны друг друга уметь не только слушать, но еще и слышать. Потому что мы часто говорим, но не хотим слушать доводы второй стороны. А уж если вы этого не умеете делать до брака, до брака не научились взаимопониманию, то и в браке, поверьте мне, ничего хорошего не получится.

– Там ничего по щелчку пальцами не произойдет.

–  Нет, абсолютно.

– Следующий вопрос: «Я с детства серьезно болею психиатрическим заболеванием. Стоит ли унывать и говорить, что я много лет в храме, но до сих пор не исцелилась? Если я так думаю или говорю, значит, это недоверие к Богу? Или это маловерие?»

– Наверное, и то, и другое – и маловерие, и недоверие к Богу. И надо принимать несение креста, который Господь дал. Благодарить Бога за то, что Он дает нам возможность ходить в храм, причащаться Святых Христовых Таин. Видите, значит, не настолько сильное психическое заболевание, если Вы это понимаете и об этом говорите. Старайтесь исповедоваться, старайтесь причащаться, не ждите чуда. Нужно будет дать чудо – Господь даст чудо. Живите церковной жизнью, а во всем остальном положитесь на волю Божию. Вот тогда, может, в вашей жизни что-то начнет меняться.

– Вопрос: «Начинаю в этом году впервые соблюдать Рождественский пост. Никогда не соблюдала. С чего начать и как быть в дальнейшие дни поста? Духовника у меня пока нет, обратиться не к кому».

– Замечательное благое намерение. Укрепи вас Господь. Помощи Божией в этом добром начинании. С чего начинать? С внутреннего духовного настроя. Ради чего Вы хотите это делать? Ради Бога. Не потому, что некоторые хотят подкорректировать свою фигуру... Нет, тогда точно ничего не получится. А вот я хочу ради Бога родившегося потрудиться немножко в преддверии Его рождения и как бы себя чуть-чуть подготовить к этому великому празднику. Тогда и Господь Вас будет укреплять.

Пост Рождественский не очень строгий, и рыбку вкушать разрешается. Но нужно просто подготовить себя, морально для этого созреть. Если Вы к этому готовы, то когда человек чего-то хочет, он этого добивается. Поверьте мне, все не так сложно. Единственное,  может быть, мы не настолько еще укрепленные в вере. Как правило, искушением во время Рождественского поста бывает не то, что нельзя что-то есть, а празднование Нового года. Это бывает самое большое искушение Рождественского поста. Когда люди постились, постились – и вдруг сваливается праздник практически в конце самого поста, за неделю до Рождества, когда вроде бы все празднуют и не хочется выбиваться из общего числа. А с другой стороны, христианская внутренняя сущность подсказывает: «Ну как же? Сейчас пост идет».

Пост, еще раз говорю,  радостный, не очень строгий. Но строго надо относиться к себе и делать свой выбор. Можно и Новый год отметить, не нарушая поста. Мы с прихожанами в прошлом году совершенно замечательно отслужили ночную литургию, а потом вышли на улицу, вместе с ними выпили по бокалу шампанского. Люди были очень довольны, и для всех был праздник. Мы и помолились, и отметили наступление новолетия. Поэтому, думаю,  ничего страшного в этом тоже не будет, и Господь Вас укрепит, если Вы имеете искреннее и благое желание.

Вопрос телезрителя: «Как переносить болезнь?»

– Мы уже отвечали сегодня на этот вопрос, хотя, может быть, мимоходом. Со смирением, с терпением и с принятием воли Божией. Господь для чего-то нам посылает немощи. Но переносить все наши немощи надо абсолютно без уныния. Потому что когда мы начинаем унывать, пускаем в свое сердце отчаяние, то болезнь начинает нас пожирать. Любая болезнь, какая бы она ни была, даже, может быть, самая простая и самая маленькая. Если мы в этот момент отчаиваемся, то она начинает съедать нас изнутри, и, к сожалению, последствия могут быть не очень хорошие. Надо принимать все как волю Божию. Наверное, почему-то мы должны это были претерпеть. Может быть, даже не всегда за наши грехи, может быть, для какого-то назидания, еще для чего-то. Здесь Промысл Божий может быть абсолютно разный. Надо принять это и уповать на волю Божию. Стараться прежде всего (еще раз хочу сказать) жить по-христиански.

– Батюшка, есть вопрос. Человек интересуется: во время молитвы вне храма или дома, допустим, в общественном транспорте, хочет помолиться и так далее – как сосредоточиться, чтобы молитва была действительно полезной и угодной Богу? Нужно ли представлять в уме иконы Богородицы, Спасителя, Распятие? Какие есть способы, чтобы молиться вне храма?

– Если есть желание молиться в дороге, молитесь Иисусовой молитвой. Представлять надо Бога. А Бог у нас в сердце. Можно и перед иконой читать молитвы, и это ничего не даст. А можно и не имея перед глазами ничего, иметь в сердце своем Бога и обращаться к Нему. Но здесь, может быть, имеется в виду, можно ли правила вычитывать, когда мы находимся в дороге... Да нет, надо просто чувствовать ту молитву, которую вы читаете. Если вы ее будете чувствовать и пропускать через себя, то тогда будете ощущать присутствие Божье в этот момент, разговор ваш с Богом. Так что, дорогие мои, можно молиться и в транспорте. Но это должно быть все не показное, а внутреннее.

– Батюшка, тоже такой практический вопрос: «Нужно ли брать благословение на чтение Псалтири?»

– Я думаю, да. Потому что мы часто, бывает, не научились еще складывать два плюс два, а уже пытаемся заниматься высшей математикой. Мы еще не каждый день читаем утренние и вечерние молитвы, мы забываем помолиться перед едой, а уже хватаемся за Псалтирь.

– На самом деле не каждый еще прочитает ее, не каждый поймет.

– Не каждый прочитает, не каждый поймет. С другой стороны, может быть, человек, начав читать Псалтирь, потом обратится к другим молитвам и станет большим молитвенником, такое тоже возможно. Но еще раз говорю: все надо стараться делать с благословения. В духовном плане самостоятельное плавание очень опасно. Даже очень маленькая волна может нашу лодочку перевернуть, не говоря уже о большой буре, в которую мы часто можем попасть.

Поэтому когда есть хороший лоцман, который пытается нас вести и знает нас, то он, наверное, решит, когда можно приступить к чтению Псалтири. Или, может быть, надо с чтения Псалтири именно начать, потом приложится все остальное. Поговорите со своим батюшкой, к которому Вы ходите исповедоваться, и постарайтесь все-таки взять благословение на это.

–  Есть определенные правила, как читается Псалтирь в храме во время богослужения. А как дома ее нужно читать? Нужно читать какие-то молитвы?

– Точно так же; все есть в следовании Псалтири. Там есть все молитвы, которые читаются и после каждой кафизмы, и между кафизмами.

– То есть ими пренебрегать не нужно?

– А зачем? Конечно, там какие-то указания относятся к священнику, к священнодействию. А все остальное человек, конечно, должен стараться совершать.

У каждого свое правило. Кто-то просто читает полностью Псалтирь, кто-то читает по кафизме, каждую кафизму заканчивает. Поэтому и надо получить благословение, чтобы объяснили. Но по правилу  на «славах» некоторые делают поминание даже о здравии, за упокой. А потом, уже в конце кафизмы, читается молитовка. Тут у каждого – свое правило.

– Вопрос традиции все-таки.

Вопрос телезрительницы: «Моя старшая дочь вышла замуж. А младшая потом стала жить с его братом, гражданским браком. Старшие повенчались. А можно ли создать семью младшей моей дочери с его братом? Нам говорят, что они теперь являются духовными родственниками».

– Вообще по церковным правилам, к сожалению, нельзя. Потому что это близкие родственники, между которыми браки запрещены. Вступая в брак друг с другом, люди вступают уже не только в духовое, но и в кровное родство.

– То есть, по сути, происходит кровосмешение?

– Да.

– Бывают некоторые случаи, когда, может быть, родство очень близкое. Но если вот этого кровосмешения нет, то по благословению архиерея. Но тут уже этот случай совсем вопиющий.

– Два брата на двух сестрах… это в индийских фильмах так бывает. Но у них немножко другая, не православная традиция. Поэтому давайте все-таки придерживаться наших традиций.

– Следующий вопрос: «У моего тестя мама колдунья, она все время проявляла как-то себя по всей жизни, страшно ненавидела и жену, и дочь, и в семье был очень большой разлад. И она умирает через какое-то время, и получается, как это бывает обычно, что эти, так сказать, дарования бесовские перешли к ее сестре. Эти молодые люди бегут от этой сестры и как-то постоянно страдают от этого. Что делать, чтобы уберечь себя от этих бесовских наваждений и таких людей?»

– В церковь ходить, Богу молиться и в Бога верить больше, чем в колдунов. Иногда бывают люди просто с тяжелым характером, а им уже приписывают и колдовство, и другое. Верьте в Бога. Если вы верите в Бога, ни один колдун, ни одна сила не сможет на вас повлиять. Если вы будете чувствовать присутствие Бога в вашей жизни. А когда вы сами без Бога живете, то начинаете искать причину в ваших неурядицах и проблемах в окружающих вас людях. Может, конечно, она и была колдуньей. Не знаю и давать такие оценки не очень готов. С чего вы вдруг сделали такие выводы? Потому, что она кого-то невзлюбила? Может быть, у нее был такой характер. Но если с вами Бог, то кто против вас? Живите по-христиански и не бойтесь никого, кроме Бога.

– Люди верят в сглаз; например, мол, младенцев нельзя показывать.

– Значит, люди не верят в Бога. Значит, люди являются суеверными. Значит, недостаточно веры в Господа в нашем сердце. Поэтому прежде всего – преодолейте свои суеверия. Обретите веру, общение с Богом, и тогда многое-многое из вас уйдет. Я еще был мальчишкой, когда начинал ходить в храм. Двоюродная сестра, ныне покойница, задала мне вопрос: на меня наколдовали, говорит, спроси у батюшки, как и что. И я тогда своему батюшке задал вопрос, ничего не скрывая: как она мне задала, так и я его спросил. Он мне очень просто ответил: «Кто против нас, если с нами Бог?» Вот это со мной и осталось. Поэтому моей сестре надо было где-то, наверное, исправить свою личную жизнь и обратиться к Богу, а не думать о том, что кто-то где-то порчу навел и наколдовал. А мы хотим так: не делать ничего, в церковь не ходить и с Богом не быть, но чтобы никто еще гадостей нам никаких не делал.

– Действительно, так бывает. Наверное, Вы здесь правы, я с Вами соглашусь, потому что чем меньше ты участвуешь в таинствах, тем слабее твоя защита. Священники об этом говорят часто.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, семья – муж и дети – православные, а жена из семьи староверов... Как быть? Она тоже как православная  или ей принять православную веру? В связи с тем, что муж у нее и дети принадлежат к семье православной».

– Если для них нет внутри семьи никаких проблем и они живут счастливо и любят друг друга… Главное, чтобы она была крещена во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это, по крайней мере, первая ступень. А дальше, если у нее есть внутреннее желание и стремление быть до конца вместе со своими домочадцами, мужем и детьми, которые исповедуют православие, то, может быть, есть смысл прийти к православию. Если у нее нет каких-то, скажем, убеждений. Но я не думаю, что есть какие-то убеждения против православия, потому что выйти за православного замуж – это уже нонсенс для старообрядцев. Значит, старообрядка она номинальная.

– Что-то случилось, видимо, большая любовь...

– Мы знаем пример: великая княгиня Елизавета Федоровна выходила замуж за Сергея Александровича, будучи не православным человеком. И только после совместной жизни, после какого-то периода она, познакомившись с православием, поняв  благодать, присутствующую в православии, полноту и красоту веры, приняв Бога всем сердцем – именно по учению Православной Церкви, добровольно приняла православие.

Если там и отец, и дети живут православной жизнью, а не просто считают себя православными на бумаге, то тогда, наверное, и она потихонечку вольется с ними в это. Потому что надо ходить вместе с детьми в храм. Если семья вся ходит, то, наверно, и мать вместе с ними пойдет. Тогда все и управится. Но они должны разобраться внутри своей семьи, и ни в коем случае Вам не надо вмешиваться в их личные отношения и говорить, что вот «ты должна сделать»... Они должны сами разобраться внутри своей семьи. Тем более у них есть дети.

– Батюшка, на этом наша передача практически подошла к концу. И я попрошу Вас нашу сегодняшнюю встречу как-то подытожить, обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогой Сергей, дорогие телезрители! Сегодня вопросы больше житейские были. Мы очень часто в своей жизни пытаемся все усложнить. Не ищите сложности, ищите простоты, не зря говорится: где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Поэтому и Господь – в простоте, Господь – не в мудрености. Мудреность человека часто приводит к заблуждениям, ересям, падениям. А простота приятия Бога ведет к Царствию Божию. Ищите прежде всего этой простоты, и Господь будет укреплять всех нас на нашем жизненном пути.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы