Беседы с батюшкой. О труде

1 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Казанской иконы Божией Матери в городе Раменском протоиерей Алексий Огарев.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня мы говорим о труде. Скажите, пожалуйста, всякий ли труд полезен для души?

– Труд – это изначально служение Богу, поэтому он, наверное, полезен, просто важно понимать его смысл. Часто на исповеди ко мне подходят люди и иногда каются: «Батюшка, суета одолела, все время провожу в суете». Я часто даже пресекаю такое покаяние, так как считаю, что в этом даже каяться грех, потому что человек называет суетой те труды, которые Господь ему дает исполнить. Здесь очень важно это понять, принять и трудиться с молитвой, с пониманием, что Господь тебе дал это дело и ты через это служишь Богу. Тогда этот труд полезен для души. А если по-другому, то он действительно превращается уже в суету.

Многое в нашей жизни зависит от наполнения. Иногда бывают разные проявления одного и того же явления. К примеру, человек может что-то показывать, делиться: он может внутри хвастаться, а может делиться радостью, к примеру. Или, как написано у аввы Дорофея, один инок на вид был смиренным, никогда не противился злу, его ругают, а он покорно все принимает. Его спрашивают: «Как же ты достиг такого смирения, такой покорности?» Он говорит: «А чего я буду обращать внимание на этих собак?»

Так и с теми трудами, обязанностями, которые мы исполняем. Мы можем действительно удовлетворять свою гордыню, можем служить противнику Божию через это, а можем служить Богу, когда понимаем, что Господь это нам дал, и исполняем это как свое служение на том месте, на которое Господь нас поставил.

– Каким образом можно любое дело превратить в служение Богу?

– Пониманием, что Господь это дал, я это исполняю с покорностью, послушанием,  молитвой, с любовью к Богу и ближним.

– Дух любого дела с этим пониманием меняется?

– Меняется.

– То есть можно мыть посуду и понимать, что ты служишь Богу.

– Да, и эта посуда может тебя отдалять от Бога, если будет раздражение: «Как мне надоели эти дети со своей грязной посудой!» И это превратится тогда в какую-то суету, в круговерть. А когда с пониманием, то получается уже совершенно другой результат, который не отдаляет, а именно приближает тебя к Богу.

– Что говорится о труде в Священном Писании?

– В Священном Писании есть  много мест, где говорится о том, что человек должен трудиться, там есть и много примеров. Апостол Павел, к примеру, дает нам образец, что он, будучи великим проповедником христианства, находясь в каких-то местах со своей проповедью, не гнушался плести палатки, корзины, чтобы не обременять местных жителей, которым он хотел бы донести истину.

Начать стоит с того, что в Священном Писании конкретно говорится: когда Адам и Ева отпали от Бога, то Господь им дал во исправление труды. Так они тоже были при деле, тот же райский сад должны были возделывать, но это все было Богом насаждено и, наверное, не требовало слишком больших усилий, у них больше времени и сил оставалось для того, чтобы молиться Господу, прославлять Его, радоваться и радовать друг друга. А когда человек отпал от Бога и разрушение вошло в его жизнь, Господь дал человеку труд (возделывать в поте лица сад, а Еве рожать детей), чтобы тот не предавался каким-то похотям, Он желал оградить его от дальнейшего падения. У женщины свое служение, у мужчины свое: он добывает хлеб, она в идеале должна быть дома, вести хозяйство, быть хранительницей очага, обязательно воспитывать детей. И если мама все время проводит на работе, то какое же внимание она может уделить детям?

Здесь, наверное, можно поговорить о пользе и вреде труда. Бывает, что человек увлекается трудом и забывает, для чего он исполняет эти обязанности. И тогда действительно это все разрушительно. Хотелось бы обратить на это внимание. Сейчас, по сути, такая ситуация. Это катастрофа, когда родители, добывая какие-то деньги, пропитание, считают, что делают это для блага детей (создать им достойные условия жизни, чтобы квартира была побольше, питание было правильное, идеальное, досыта). Увлекаются этим. А потом, когда дети вырастают, они увлекаются другим, потому что родители в свое время были увлечены работой и не смогли научить их правильным вещам. И родителям приходится продавать квартиру, чтобы лечить детей – наркоманов или игроманов. Это сейчас достаточно серьезная проблема, показывающая, к чему приводит неправильное понимание труда.

– Вы сказали, что родители должны увлечь ребенка. Как увлечь ребенка трудом?

– И трудом, и правильной жизнью. Научить этому очень важно. Важно, чтобы мама была дома с ребеночком, занималась воспитанием, и тогда она сможет действительно ребенка и побуждать к тому, что нужно, и ребенок будет видеть, что мама дома трудится, и все это вместе, дружно, с любовью. Наверное, увлечь этим, просто заставляя, неправильно, здесь обязательно должно быть совместное действие, буквально сотрудничество.

– Сама семейная атмосфера должна быть пропитана любовью к труду и любовью друг к другу.

– И дальше труд уже становится необременительным, потому что это и есть как раз исполнение любви, деятельное ее проявление.

– Вы сказали, что Адаму было заповедано трудиться в поте лица. Всегда ли труд должен быть таким изнуряющим? Труд – это что-то тяжелое, в поте лица? Или, если человек не преодолевает что-то, это уже не труд?

– Наверное, это тоже труд, но «в поте лица» – это тоже по-разному может восприниматься. Если труд нелюбимый, то он очень сильно тяготит. С другой стороны, если это любимый труд, то и пот бывает сладок, когда понимаешь, для чего он нужен, что это твое служение Богу. К сожалению, действительно в последнее время так бывает, что люди занимаются не тем, чем нравится (может быть, вынужденно, может быть, это неправильное восприятие).

Во-первых, без Бога действительно сложно что-то понять и раскрыть в себе таланты, которые Богом заложены. Потому что в таком случае начинаются проявления гордыни, и человек мыслит так: «Я хочу заниматься этим делом, потому что оно приносит больший доход». То есть хочет этим заниматься не потому, что Господь дал ему какой-то талант, а по своему усмотрению, как-то это аргументируя. Тогда действительно труд доставляет какие-то неестественные тяготы.

В то же время здесь есть такой интересный момент. Даже если человек занимается делом малодоходным, но увлеченно, служит Богу на своем месте, то, мне кажется, даже в финансовом плане Господь это вознаградит, все потребное ему даст, если он не будет распыляться и проявлять неблагодарность Богу за свою профессию.

– Наверное, ни за какие деньги невозможно купить это внутреннее горение, которое человек испытывает, занимаясь любимым делом. Что Вы могли бы посоветовать людям, которые занимаются нелюбимым делом, которые, может быть, тяготятся своим трудом?

– Прежде всего очень важно, чтобы это все было в Боге. Наверное, мог бы посоветовать молиться, чтобы Господь помог раскрыть талант. Может быть, не бояться браться за какие-то другие дела, осваивать другую профессию, потому что часто останавливает страх. Вроде бы здесь все налажено, при этом твоя профессия тебе не нравится, она тебя тяготит, но ты боишься ее оставить: «Вот я дожил до такого возраста и больше ничего не могу». Наверное, эти опасения надо оставить, но с упованием на помощь Божию. Только в Боге это можно раскрыть, потому что все остальное получается по гордыне. А гордым Господь противится, смиренным дает благодать. И если с такой любовью к Богу просишь у Него что-то, то и Он ответит на твою любовь и как-то направит. Это один момент.

А еще один момент есть, который достаточно сложен. Есть ведь профессии, которые в лучшем случае граничат с грехом, а есть и откровенно сопряженные с грехом. Например, акушер-гинеколог. Есть хорошие врачи, профессионалы, но, к сожалению, они вынуждены участвовать в убийстве детей. Как такому человеку что-то посоветовать? Даже не знаешь, как-то теряешься. Конечно, с одной стороны, надо оставлять эту профессию, искать что-то другое. А с другой стороны, если все хорошие врачи уйдут, то тогда женщины останутся без профессиональной помощи. А такая профессия очень многих православных врачей тяготит.

– Как сочетаются труд и молитва? Как они дополняют друг друга?

– Человек – целостное существо. Он есть целостность духовного (духовная надстройка, которая отвечает за наши взаимоотношения с Богом), душевного  (любование природой, чем-то прекрасным, через которое человек может видеть Божий мир) и телесного. Все должно быть задействовано. Труд должен быть посвящен Богу. Тогда получается, что физический труд даже одухотворяется. А духовный труд – молитва; это, наверное, как-то тоже закрепляется, когда ты еще и занимаешься какими-то практическими делами. Это просто необходимо.

Когда я начинал служить в селе Григорьевском в Луховицком районе, я был там настоятелем, поэтому мог регулировать что-то и направлять. Великим постом много молитв, длинные службы, а посередине вставляешь труд. Храм же надо восстанавливать, трудишься физически сам несколько часов, потом ощущаешь, что тебе это помогло молитву усвоить. То есть это взаимодействие телесного, духовного и душевного просто необходимо.

– Почему труд и молитва являются спасительным путем?

– Молитва – это наше устремление к Богу, наше понимание, наше хождение в присутствии Божием. А труд – это подтверждение любви в более понятном для человека материальном проявлении.

– Почему именно физический труд особенно полезен для души?

– Так как мы духовно еще несовершенны, не умеем правильно, в полной мере проводить свой досуг (духовно, душевно) и по своему неумению могли бы уклоняться куда-то, труд нас несколько ограждает от этого. Есть такая поговорка: лень – мать всех пороков, которая действительно показывает, что человек, не занятый делом, может во что-то уклоняться по своей несколько испорченной природе. Очень важно понять, что во всем нужен отдых, в том числе в духовном и в душевном делании. Мы не можем все время находиться в молитвенном напряжении, поэтому должны чередовать его с трудом, и в этом польза физического труда.

– Знаю, что святитель Спиридон Тримифунтский до последних дней не оставлял физического труда, хотя имел на это право, занимал высокий пост, будучи епископом. Как Вы думаете, почему святой не оставлял именно физический труд, будучи в высоком сане?

– Тут надо сказать, что у каждого есть какие-то свои таланты. Господь ставит на разные места, потому что действительно бывают какие-то кафедры, которые просто не оставляют времени для физического труда, настолько поглощает там служение близким, самоотверженное управление епархией. Благо, что у Спиридона Тримифунтского было немного по-другому все устроено. То есть это не должно являться обобщающим примером, как мне думается. Конечно, гнушаться трудом не то чтобы не должно, а им, наверное, и не гнушаются. Потому что отсутствие труда приводит и к разрушению Богом данного нам тела. Сложно сказать, настолько все индивидуально, что обобщать просто даже неправильно было бы.

– В молитве Ефрема Сирина мы молимся о том, чтобы Господь не дал нам духа праздности в первую очередь, а потом уже идет перечисление всех остальных пороков. Почему дух праздности стоит в этом списке на первом месте?

– Праздность вообще развращает. Когда человек не занят чем-то (не имеем мы еще такого духовного опыта, чтобы быть все время собранными), праздность позволяет каким-либо свойственным нам порокам развиваться. Если нет какого-то ограждения, ограничения, наши пороки  начинают усугубляться, разрастаться как раковая опухоль. Поэтому очень важно не оставаться праздным и трудиться. Духовное делание может быть сопряжено с душевным, душевное перемежается с телесным. Когда человек находится в праздности,  уже может допускать какие-то греховные мысли. А как мы знаем, от прилога уже может быть сочетание с мыслью и ее реализация. То есть это все очень чревато, опасно и несколько развращает, человек может разлениться.

Я в своем священническом служении часто встречаю близких родственников таких людей, которые делятся со мной и говорят: «Мой зять (или любимый ребенок) был буквально месяц без работы, а теперь ему уже очень сложно устроиться на работу». Я знаю много таких случаев: за месяц или два наступает буквально деградация, когда человек находится без работы. Поэтому очень важен деятельный труд. Лень – действительно мать всех пороков, а праздность способствует развитию лени.

– В молитве Ефрема Сирина после духа праздности говорится о духе уныния, празднословия, любоначалия. Почему из праздности вытекает уныние, празднословие? Казалось бы, особой связи тут нет, ее трудно проследить. Вроде бы человек ничем не занимается, он находится в праздности, но у него возникает любоначалие, он любит начальствовать. Почему возникает такая связь?

– Когда человек не занят, у него снимаются ограничения и начинают разрастаться пороки, греховные увлечения, а они не всегда могут быть удовлетворены.  Соответственно, возникает уныние, потому что я хочу чего-то, а мне это не дается. Потому что рядом есть другие люди, которые тоже это хотят. И выходит, что я препятствую им хотеть, они препятствуют мне хотеть, и все получается не по-моему. К тому же Господь как-то нас ограничивает, ограждает, не дает нам до конца пасть и ведет нас потихонечку, направляет. Но происходит все равно все не по-нашему, а по-Божьему или по воле наших ближних. Мы с этим не согласны, от этого начинаем расстраиваться, упорствовать в своем желании, при нашем упорстве все равно ничего не достигаем; естественно, поэтому возникает уже уныние.

А за унынием, наверное, следует любоначалие как апофеоз, когда человек начинает несколько деградировать и хочет, чтобы все служило ему, его страстям. И он начинает уже и от близких требовать, чтобы ему угождали, служили. А когда человек трудолюбивый, он работает, трудится, все у него правильно в этом плане настроено, ему приятнее что-то сделать для ближнего. А когда он немного разленился и лежит на диване, то, соответственно, ему тяжело встать с дивана, и он уже любимой супруге может сказать: «Подай-ка мне попить». Вместо того чтобы послужить ей или ближнему. Требовательность возрастает. Это такое примитивно-бытовое любоначалие, конечно. Все связано, но Ефрем Сирин просто хотел охватить разные грани в этой молитве, помочь нам это понять.

– Что бы Вы могли посоветовать человеку, который не может устроиться на работу, хочет работать, но по разным обстоятельствам не может начать?

– Обстоятельства бывают разные. Я тоже с этим очень часто, к сожалению, встречаюсь, когда мне говорят, что человек не может устроиться на работу (чаще слышу это от близких этого человека). Начинаешь сначала сочувствовать, а потом оказывается, что этот человек не очень-то и хотел устроиться на работу. Он был некоторое время без работы, и у него возникает некоторое расслабление, ему уже сложно найти работу, потому что он, по сути, и не хочет этого. Ему предлагают какую-то работу, а он начинает находить какие-то отговорки. Фактически уже есть работа, его берут, он говорит: «Нет, здесь меня не устраивает должность, я был на другой и на такую пойти не могу». Или: «У меня там была лучшая зарплата, я набрал под это кредит и не хочу идти на более низкую зарплату». Вот такие проблемы возникают .

Я в таких случаях часто советую (правильно или неправильно – не знаю, конечно) в ближайшее время после потери работы, пока не нашел более подходящую, браться за любую работу, чтобы не наступила расслабленность, чтобы сохранить жизненный, мужской тонус (мужчина должен чувствовать ответственность за тех, кто за его спиной).

Из своей священнической практики я знаю людей, которым всегда что-то было не так, и они вынуждены были устраиваться на еще более худшую работу. Господь просто это посрамлял.

– Что делать в таком случае?

– Делать выводы: нужно понять, что в дальнейшем надо быть более покорным воле Божией, ничего не бояться, трудиться.

– То есть если человек принимает волю Божию, то, наверное, его положение со временем улучшится?

– Да.

– Может ли труд быть чрезмерным, вредным для человека?

– Наверное, может. Мы часто говорим о лени, а есть другая крайность – трудоголизм. Эта крайность, может быть, более опасна. Когда человек ленится – это, очевидно, плохо; когда он увлечен трудом – это кажется нормальным, но, бывает, переходит некую грань, и труд становится разрушительным для человека. В первую очередь в духовном, душевном плане, потому что человек отдает все силы, время этому, более примитивному, труду: духовный труд более тонок, требует большей собранности, внимания.

Выполнять какие-то другие работы бывает проще, поэтому человек часто увлекается этим трудом для того, чтобы поменьше задумываться о смысле жизни, раскрытии своей духовной, душевной сущности. Это становится страстью и, как любая страсть, помрачает ум, душу. Человек становится омраченным страстью, неадекватным. Ему сложнее воспринимать какие-то вразумления от Бога: он черствеет, как любой человек, помраченный страстью (будь то пьянство, сребролюбие – что угодно).

– Как помочь такому человеку? Допустим, если он сам не видит в себе этой страсти, как близкие могут ему помочь?

– Это очень сложный вопрос! Как мы сказали, это сродни любой другой страсти. Мы прекрасно знаем, с каким трудом лечатся наркомания, игромания, алкоголизм. Поэтому помощь должна быть с разных сторон. Господь помогает. Сложно говорить, чем мы можем помочь, кроме молитвы, деликатной заботы.

Если Господь (часто достаточно серьезно) вразумляет человека, страдающего какой-либо страстью, а тот этого не видит, что мы можем сделать? Быть рядом, любить.

– Может быть, человеку не хватает любви?

– Может быть, не хватает любви.

– Тому, кто так отчаянно трудится.

– И он находит отдушину, утешение в этом труде. Бывает и такое. К этому многое приводит. У митрополита Антония Сурожского есть в проповеди на венчании такие замечательные слова: «Если мы видим, что близкий делает что-то не так, то мы должны стараться продолжать его любить, проявлять еще больше свою любовь». Я не помню дословно: очень давно его читал. Смысл в этом: проявлять свою любовь более открыто. И близкий человек, видя нашу любовь, постарается стать более достойным этой любви.

– Как мудро! Сегодня мы уже говорили о том, что Адаму было заповедано трудиться в поте лица. В то же время в Евангелии есть слова о птицах небесных, которые не трудятся, не сеют, не жнут, но Господь дает им все, что нужно для жизни. Нет ли здесь противоречия: между трудом в поте лица и теми птицами небесными, которым должен подражать христианин?

– Конечно, противоречия нет. Бывает, мы в свое оправдание что-то пытаемся трактовать так, как нам удобнее. Здесь есть два важных момента. В первую очередь мне подумалось (если говорить о птицах): мы должны брать с них пример, быть такими же преданными Богу. Птицы прославляют Бога своим пением. Господь их создал. Но в то же время есть очень интересный момент: существует некоторая разница между птицами, которые поставлены нам (как и весь тварный мир) на служение, и человеком как вершиной творения. Все остальное существует ради человека, в человеке, в зависимости от него. У нас есть кормушка на участке: мы заботимся о птицах. Кота кормит хозяин. В общем, забота о животных лежит на человеке.

Здесь говорится о принятии воли Божией. Но так как мы ответственны за этот мир, мы должны много трудиться. Я недавно слушал запись богослова Николая Пестова, который цитировал кого-то из святых; не помню дословно, примерно так звучит цитата: «В бытовом смысле живи так, как будто будешь жить до ста лет, а в духовном смысле – как будто ты сегодня вечером умрешь». Это очень важный момент: не увлекаться планами на будущее (как птицы небесные, мы здесь трудимся, не уповаем на построенные большие амбары, чтобы сложить пшеницу, которая дала урожай на несколько лет, и успокоиться).

Господь дал нам разум. Мы должны его использовать, чтобы правильно предусмотреть что-то в будущем. Например, мы учимся в школе, заканчиваем 11-й класс. Должны бы поступать в институт. Мы же готовимся к поступлению в институт в школе? В институте мы будем учиться для того, чтобы получить интересную профессию, служить Богу, приносить пользу своим ближним. При этом ученик 1-го класса сейчас учит арифметику (она для него актуальна), но конструкция для получения хорошей специальности все равно выстраивается.

Естественно, все это всегда делается с оговоркой: сейчас я, будучи в 6-м классе, не зная полноты жизни, разных специальностей, хочу быть, допустим, милиционером, а потом, к 11-му классу, захочу стать космонавтом. А поступив, допустим, в химико-технологический институт, я пойму, что нашел свое. Почему это все происходит? Талант постепенно раскрывается. Раньше ты жил не в иллюзиях по поводу дяденьки милиционера, а просто еще чего-то недопонимал. Потихонечку Господь помогает, способствует раскрытию твоего таланта. Поэтому мы должны планировать будущее, но при этом самоотверженно трудиться в данный момент там, куда нас Господь поставил, и исполнять те обязанности, которые Он нам дал. Вот это и будет простотой.

– Если я правильно понял, надо планировать свою жизнь, выстраивать ее разумно, продумывая как бы на сто лет вперед, но в данный момент жить так, будто близок конец.

– Да. Это способствует самоотверженности в труде, потому что ты трудишься, обустраивая свой быт, создавая что-то (например, космический корабль; при этом ты же не знаешь, как и когда он полетит). Это твое послушание Богу. В этой простоте ты прославляешь Господа. И, как птица небесная, осуществляешь это как умеешь, на своем месте.

– Спасибо, отец Алексей. Еще вопрос: что такое молитвенный труд и какова его польза?

– Святые отцы говорят: «Молиться – кровь проливать». Это непростой труд. Я, например, однажды поймал себя на мысли о том, что молиться для меня самого очень сложно, хотя, мне кажется, я вкладываю в это достаточно много сил (времени – недостаточно, наверное, но стараюсь).  Я, священник, выполняя с молитвой в алтаре какие-то необходимые по службе действия, однажды понял, что собранная молитва понемножку уходит. Действительно,  как это тяжело! Ты думаешь, что служишь Богу, выполняя определенные действия, при этом читаешь молитвы, но собранности, наверное, все-таки недостаточно. Должно быть еще больше поглощающей собранности. Это немалый труд. Когда я попробовал собрать ум, оказалось, что это очень непросто.

– То есть молитвенный труд – это труд внимания, собранности прежде всего?

– Да. Профессор А.И. Осипов, например, говорит, что когда кто-то просит помолиться о ком-то или о себе, то можно сказать ему: «Давай я помолюсь, а ты иди поле вспаши». Допустим, полгектара. (Смеется.) Человек часто не понимает: это труд – это не труд; недооценивает какой-то труд, к сожалению. Очень-очень важно понять, что это такой же труд, как и другой. Часто бывает: незнающие люди обвиняют монахов в том, что они бездельники, даже не учитывая, как много у иноков бывает физических трудов. Если кто-то думает, что монахи только молятся и в храме сидят, то он не понимает, какой это колоссальный труд. Даже любое делание начинается с молитвы. Мы говорили о служении Богу, правильном выполнении любого дела. Дело начинается с молитвы, дальше – твое физическое выполнение, которое, по сути, является молитвой (это раскрытие молитвы вовне).

– Какова польза от молитвы для человека и его окружающих?

– Здесь мы не пользу ищем, наверное. Молитва – это общение с Богом, самоотверженное обращение к Нему. Важно понять, что молитва должна быть горением. Это начальное (которое потом разрастается) проявление любви к Богу и ближнему.

– Какова роль труда в деле воспитания добродетелей? Как труд и трудности (однокоренное слово)  «шлифуют» человека?

– Мы уже говорили о том, как человек пресекает разрастание своих страстей, которые могут легко выйти из-под контроля, если он не будет себя ограничивать. Как масса воды водохранилища, от которой дамба ограждает город, так же и наша душа (русская, безразмерная, безграничная): если она не будет ограничена трудами, трудностями, данными Богом, то может «разлиться», что будет иметь самые непредвиденные последствия. Это действительно «шлифует», как Вы правильно, Денис, сказали, помогает нам сглаживать шероховатости, которые являются проявлением нашей гордыни, произрастают внутри.

– Не являются ли плодом гордыни стремления к идеальному результату и достижениям в труде?

– Как мы уже говорили, бывают разные проявления одного и того же действия. Здесь может быть тоже так или иначе. Если твое стремление выполнить все приближенно к идеальному продиктовано пониманием того, что Бог дал тебе это дело и ты его выполняешь, чтобы послужить, проявить через это свою любовь к Богу и ближнему, то, наверное, это правильно. Если это необоснованный перфекционизм на грани психического заболевания (потому что это уже страсть, а наличие страстей в основном этим и заканчивается), то это плохо.

Православный христианин должен выполнять все ответственно. В этом есть очень интересный момент. Однажды меня спросили: «Батюшка, что Вам подарить?» В то время телефоны были проще (сейчас у меня все в телефоне: ежедневник, расписание и что-то посмотреть-почитать) и была потребность в ежедневнике. Мне дарят ежедневник. И на нем написано: «Православный ежедневник». Я сразу насторожился: что-то будет не так. Кладу его в рюкзачок, в скором времени опускаю за ним руку – и царапаюсь об угол этого ежедневника. Понял, что не так.

К сожалению, бывает такое понимание: я православный – значит, мне больше ничего не надо. Я не должен уже особо трудиться: меня за то, что я православный, Господь спасет. Забывается, что на православном лежит еще большая ответственность, чем на человеке, который не понимает, что он служит Богу на своем рабочем месте. Регулярно встречаешься с тем, что православный человек оправдывает себя: он должен пойти помолиться, поехать куда-то в паломническую поездку, поэтому может не радеть о других обязанностях, которые возложены на него Богом. Такой перекос есть, и здесь можно пожелать стремления к идеальному исполнению обязанностей. (Смеется.)

– Я слышал, что некоторые подвижники благочестия намеренно свою работу оставляли невыполненной до конечного результата, чтобы их не хвалили. Можем ли мы, простые православные христиане, это практиковать?

– Да. А еще святые советуют не лечиться до конца, чтобы болезнь немножечко оставалась, угнетала тебя и помогала не возгордиться, не вознестись: «Я такой сильный, мощный». При этом бывают разные ситуации, обязанности, служения прежде всего. Каждый человек на своем месте должен это учитывать. Если монах может допустить наличие у себя многих болезней, то человек, живущий в миру, на котором лежит ответственность за супругу, детей, содержание дома, допускать болезнь позвоночника (или другую болезнь, не позволяющую ему в полной мере исполнять обязанности служения на этом месте) не должен. Ему надо стараться исцелиться с Божией помощью, с помощью врачей от Бога. Недоделывание является особым путем, подвигом: человека укорили, может быть, за это, не похвалили.

– Как здраво воспринимать похвалы за сделанную работу?

– Богу относить. Все, полностью, потому что Господь дал тебе эту работу, ты ее выполняешь. Даже если ты, как мы сейчас говорили, идеально ее выполнил, тебя могут похвалить за нее: ты выполнил то, что должен был выполнить. Более того, ты еще можешь укорить себя за то, что не всегда идеально выполняешь свою работу. Ты всегда должен выполнять ее правильно и хорошо. А ты так делаешь не всегда: тебя похвалили, потому что это редкое исключение (что ты сделал все правильно).

– Спасибо Вам, отец Алексей. Прошу Вас подвести итог нашей сегодняшней беседы: может быть, какие-то важные мысли еще раз подчеркнуть или дать какой-то совет нашим телезрителям.

– Хотелось бы пожелать правильного понимания труда: чтобы те труды, которые нам дает Господь, не превращались в суету, выполнялись совершенно, идеально, но без греховного фанатизма. Желаю, чтобы Господь дал сил на выполнение этих трудов. А трудов у нас немало! Если порой не хватает трудов, то это только потому, что мы стараемся их избегать. (Смеется.) Нужно стараться не избегать труда, но при этом необходимо, чтобы он не превращался в страсть и не поглощал наш ум, а, наоборот, помогал оттачивать его и устремлять к Богу; чтобы труд был служением Господу и ближним.

– Спасибо Вам большое за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Господь благословит наших телезрителей на труды духовные, душевные и телесные, чтобы не было ни уныния, ни праздности, приводящей к развращению и разрушению нашей души.

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать