Беседы с батюшкой. Что такое счастье

4 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

– Сегодня тема нашей передачи – «Что такое счастье». Что же такое счастье и как оно связано с блаженством?

– Очень многие хотели бы узнать доподлинный ответ на этот вопрос. И этот ответ, на мой взгляд, существует. Он есть в Библии, в Православной Церкви, но нам придется к нему подбираться медленно и, может быть, не так просто. Хотелось бы начать наш разговор с самого простого, самого общего и, может быть, даже светского определения, что такое счастье. Мне кажется, самым общим определением счастья может быть признана такая формулировка: счастье – это субъективное ощущение вседовольства, удовлетворенности.

– Почему же всего лишь ощущение?

– Представим себе, что есть какие-то критерии. Например, у тебя есть работа, машина, квартира, зарплата, ты вроде бы здоров – ты же должен быть счастлив. Подойдем к человеку и скажем: «Слушай, что ты  жалуешься? Ты счастлив – и всё, я тебе предлагаю критерии счастья». Это если мы предположим, что счастье – некий набор критериев, набор каких-то приобретений, которых человеку достаточно для того, чтобы быть по-настоящему счастливым. Вот мы подойдем к такому человеку, скажем: все у тебя есть. А может быть, он год назад был директором завода и его обманули, от него отвернулись все друзья, родные, близкие и у него осталась только одна машина, на которой он работает в такси и зарабатывает считанные гроши. Да, у него есть машина, квартира, работа, зарплата, здоровье, но разве он счастлив?

Или другой пример. Человек является миллиардером, но у него болезнь, которая заставляет его питаться только какой-то измельченной кашицей, принимать ее через трубочку. И получается, что вся жизнь этого человека, который обладает миллиардами, – одно сплошное несчастье. То есть критерии счастья мы вывести не можем, это именно внутреннее переживание человека. Человек внутри себя счастлив или несчастлив, он ощущает это или не ощущает. И это тоже, на мой взгляд, очень важно понимать, что иногда мы пытаемся кого-то заставить быть счастливыми, требуем от них, чтобы они были счастливы, или думаем, что они счастливы, но счастье – это именно внутреннее состояние. Чтобы достигнуть счастья, человек должен глядеть в себя. Это первая практическая рекомендация: чтобы достичь счастья, нужно смотреть в себя.

– И это субъективное ощущение?

– Да. На мой взгляд, это ощущение очень субъективно, потому что то, что является счастьем для одного человека, может быть абсолютным несчастьем или какой-то глобальной скорбью для другого человека. Для кого-то, например, попасть на госслужбу или получить высокооплачиваемую работу с командировками – это великое приобретение. Для меня это было бы несчастье, потому что я люблю заниматься семьей, наукой, я люблю молиться, ходить в храм. Если бы меня всего этого лишили, даже дали взамен какие-то баснословные богатства, для меня это было бы несчастьем. Мне не хотелось бы, чтобы это со мной произошло. А для другого человека, может быть, это его самая главная мечта. Поэтому получается, что у каждого счастье немного разное, каждый стремится к чему-то своему изначально.

– То есть это субъективные ощущения удовлетворенности?

– Да. Мне кажется, это слово тоже является ключевым, когда мы говорим о счастье. Удовлетворенность – это когда человек ощущает, что он достиг того, что поставил перед собой в качестве цели. Когда человек чувствует, что он имеет именно то, к чему внутренне стремится. Даже я бы не стал тут ограничиваться какими-то определенными вербальными целями: «хочу проснуться в 8 утра»; или: «хочу выучиться на пятерку»; или: «получить такую-то работу». Не совсем так. У каждого человека есть какое-то внутреннее стремление, некое внутреннее (может быть, неясное) представление о своем собственном предназначении, о цели своего бытия, о цели своей жизни. И когда его жизнь приходит в согласие с целью этого бытия, тогда-то его и посещает это субъективное яркое  и колоссальное ощущение счастья.

Тут мы выходим на еще одну очень важную тему. Каково же предназначение, какова же цель человека в целом и каждого человека в отдельности?

– Вопрос телезрителя: «Меня зовут Иван, мне 11 лет. Я бы хотел задать вопрос: почему жиды так мучили Иисуса Христа, что Он им такого сделал?»

– Спасибо за интересный вопрос, он лежит в контексте евангельской тематики. Прежде всего, чтобы на него ответить, нужно открыть Евангелие и почитать. Для мальчика в 11 лет, я думаю, этот совет был бы самым первым, самым главным. Ванечка, я тебе рекомендую взять в руки Евангелие и почитать его. В Евангелии есть ответ на этот вопрос.

Евреи (жиды) предали Иисуса Христа на казнь, на распятие из зависти, потому что они завидовали Ему и боялись Его. Завидовали тому, что Он делает и что у Него получается. Он проповедует с властью, Он повелевает духам нечистым, болезням, природе, и Его слушаются люди, уважают Его. Жиды (фарисеи, саддукеи) чувствовали, что их так не уважают, что у них нет такой власти, таких прав, такой возможности. И они решили убить Христа.

Очень ярко об этом говорит притча, которую Спаситель рассказывает в Страстную седмицу, – притча о злых виноградарях. Богатый человек насадил виноградник и отдал труженикам, которые его возделывали бы. А потом посылал к ним за урожаем своих слуг. Но труженики убивали всех слуг господина. В конце концов господин послал сына своего для того, чтобы те отдали ему урожай. (Урожаем является наша любовь по отношению к Богу.) А те решили завладеть виноградником сами, управлять людьми, миром, получать богатства здесь без Бога. И для этого они решили убить сына хозяина, рассчитывая, что таким образом они избавятся от конкурента и получат в собственность все, что видят вокруг себя.

Но, приобретая мир, эти безумные люди никогда не приобретут самого главного – Бога и благословения Божия. Здесь тоже такая тема счастья: можно всем обладать, но тем не менее эта жизнь никогда не будет счастьем. Те люди, которые убили Христа, которые надругались над Ним, – конечно же, в высшей степени несчастнейшие люди. Такие и сегодня продолжают путь христоубийц.

– Давайте вернемся к нашей теме. Вы говорили, что человеку необходимо знать цель жизни, свое предназначение в этом мире.

– Да, потому что достижение этой цели (конечное или постепенное) является основанием счастья для человека. Какова же цель жизни человека, какова цель его бытия? Иногда мы беседуем с разными людьми, приходящими на катехизаторские беседы, лекции. Я спрашиваю: «Какова цель вашей жизни, для чего вы живете сегодня?» Люди по-разному отвечают. Кто-то говорит, чтоб машину купить, кто-то – кредит выплатить, вылечить какую-то болячку. Каждый человек что-то полагает своей целью. Я им говорю: «Я понимаю, что сейчас для вас эта цель важна, но ведь жизнь не заключается в этой цели. Наверняка для того, чтобы ваша жизнь удалась, вам надо достичь чего-то большего. Как вы думаете, что Бог о вас промыслил? Для чего Бог вас создал, для какой цели?» И люди часто теряются в этом.

Для чего же Бог создал человека? Какое предназначение Бог вложил в каждого из нас? Ответить на этот вопрос на самом деле не так просто, поскольку в Священном Писании мы не встречаем прямых указаний на это. Но, открывая Библию, мы находим, во-первых, первые главы Книги Бытия, повествующие нам о жизни первых людей в раю. Бог создал человека. Для чего Он его создал? Для того, чтобы человек жил в раю. Это как бы начальная цель жизни человека.

В другом месте (это Апокалипсис) – конец бытия мира и то, что Бог уготовил для человека: Царство Небесное, Царство Бога Отца, Царство Божие – Иерусалим, сходящий с небес, светящийся город, в котором Бог отрет всякую слезу. И уже не будет ни смерти, ни стона, ни вопля, ни плача, потому что все это прежнее, все это миновало. Вот для чего Бог создал человека: для рая. И даже больше – для Царства Небесного, уготованного для всех, соблюдающих заповеди Божии.

Цель жизни человека – это соединение с Богом. Если говорить проще, то цель жизни человека – это счастье и блаженство в бытии с Богом, в единении с Богом. Вот такова цель нашей жизни – быть с Богом и быть от этого счастливыми. Почему так? Потому, что мы знаем о Боге, что Он является Всеблагим. Из православной догматики это означает, что Бог обладает всей полнотой благ и абсолютным вседовольством. И это является не приобретенным, случайным свойством, а некой характеристикой, неким описанием Его сущности.

Таким образом, Всеблагой, Всеблаженный Бог создает человека для того, чтобы с человеком поделиться этим блаженством, не отделить его от Себя, а дать ему насладиться тем Божественным блаженством, которое Он имеет в Себе по естеству, по Своей Божественной природе.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы сказать, что для меня счастье. Мне 72 года, мое счастье в том, чтоб все мои внуки и дети были только с Богом. Я всегда говорю: Господи, помоги моим внукам. Моему внуку 22 года, я ему говорю так (может быть, неправильно): “Если ты будешь с Богом, то полетит в тебя пуля, но пролетит мимо; если будешь без Бога – полетит мимо, а попадет в тебя”. Правильно ли я объясняю? Я очень люблю своих внучат и хочу им счастья, но счастье только с Богом».

– Действительно, именно об этом мы и говорим, что счастье с Богом, что именно соединение с Богом дает человеку настоящее счастье, настоящую полноту жизни, настоящую удовлетворенность. И это связано прежде всего с тем обстоятельством, что целью жизни человека является соединение с Богом и достижение божественного блаженства. Можно ли его достичь на земле? Можно ли быть абсолютно счастливым на земле? Ответ отрицательный. Потому что полноты единения с Богом человек достигает не по своим трудам, не по своим действиям, а исключительно по благодати, по дару Божию. Господь дает человеку приблизиться к Себе.

– Вы сказали: чтобы приблизиться к Богу, соединиться с Ним (что является целью человеческой жизни), человек должен соблюдать заповеди. Все знают, что в Евангелии есть девять заповедей блаженств. Как связаны заповеди блаженств с достижением счастья?

– Конечно же, самым непосредственным образом. Надо отметить, что слова немного разные. «Счастье» в греческом языке обозначается двумя словами: ευτυχία либо εὐδαιμονία. А в Евангелии Христом используется другое слово – «макариос», то есть блаженство в некоем особом значении. Использование этого слова наводит на определенные размышления, потому что ευτυχία означает некое случайное происшествие, случайное счастливое стечение обстоятельств (конечно же, это не может дать полноты счастья человеку); εὐδαιμονία – это вообще очень интересное слово, которое дословно переводится как «хороший демон». Это значит, что у человека какой-то хороший небесный покровитель, который его ведет по жизни и направляет куда-то. И это тоже не совсем счастье.

«Блаженство», используемое в Евангелии, определяется из контекста евангельского повествования прежде всего, из того, что говорит об этом слове Христос: блаженны нищие духом, блаженны алчущие, плачущие, блаженны миротворцы. Все эти люди, казалось бы, далеки от блаженства по своим обстоятельствам. Казалось бы, их обстоятельства должны делать их несчастными. Но при этом эти люди названы Богом блаженными. Почему?

Потому, что эти особые состояния, которые переживает человек, могут дать ему близость с Богом. Блаженны нищие духом – то есть те, кто взыскует Бога, пытается найти Бога; словно милостыню просит своей жизнью, взыскуя Бога через всю свою жизнь. И если человек ищет Бога через всю свою жизнь, он в самом этом поиске приобретает блаженство. Если он чувствует недостаток Божественной милости по отношению к себе и просит у Бога помощи для себя, то это делает человека блаженным. Блаженны плачущие – те люди, которые плачут о своих грехах. И здесь тоже мы можем найти величайшее Божественное утешение: Господь обещает тем, кто плачет о своих грехах, блаженство и утешение вечное; не сиюминутное, не временное.

Заповеди блаженств являются как бы некими ступенями, некими перекладинами лестницы, которая ведет человека к этому счастью. Но неверно было бы сводить заповеди Евангелия только к девяти заповедям блаженств. Мы могли бы посмотреть в Евангелии и найти много других наставлений, что Господь говорит человеку, которые тоже могут быть отнесены к заповедям Евангелия: молитесь друг за друга; не судите, да не судимы будете; раздавайте милостыню – просящему у тебя дай (независимо от личности просящего).

На самом деле я бы сказал так: заповедью Евангелия, которую человеку необходимо соблюдать для того, чтобы быть блаженным и счастливым, является Сам Господь Иисус Христос. Если в Ветхом Завете мы видели десять буквенных, словесных заповедей, то в Новом Завете мы видим фактически одну заповедь: эта заповедь – Сам Господь Иисус Христос, живая заповедь, которую необходимо соблюдать для того, чтобы быть с Богом.

Вот цель нашего бытия – быть с Богом. А как быть с Богом? Где Он находится? Как к Нему приблизиться? Можно взять самолет и полететь куда-нибудь, где, может, встретимся с Богом... В Иерусалиме, может быть, встретимся, или в Греции, на Афоне. А может быть, не встретимся. Или на ракете полетим куда-нибудь в космос, там поищем… Но Православная Церковь говорит о том, что Бог пребывает вне времени, вне пространства, за пределами этого бытия, за пределами времени. Какая ракета нас туда доставит? Я думаю, тут уже ученые точно разведут руками, и добраться нам туда не получится.

А как же к Богу приблизиться? Невозможно человеку, но возможно Богу. Потому что Сам Бог протянул руку помощи человеку в этом вопросе, Сам Бог приблизился к человеку, стал Человеком, Христос воплотился здесь, на земле. Бог, приблизившись к нам, ожидает, чтобы и мы приблизились к Нему.

Как? Во-первых, нужно начать с того, чтобы прочитать о Нем, хотя бы узнать о Нем, открыть Евангелие, Библию, прочитать, что же там написано о Христе. После того как человек открывает Евангелие, он должен его читать не просто какими-то своими мысленными рассуждениями, не только как текст. Он должен постараться читать Евангелие жизнью, то есть постараться жить в соответствии с тем, что прочитал в Евангелии, жить в соответствии с той самой заповедью – с Иисусом Христом, идти вслед за Ним.

И когда человек начинает жить вслед за Иисусом Христом, он и начинает становиться нищим духом, он идет за Христом, Который обнищал ради нас. Следуя за Христом, человек приобретает плач о своих грехах, как Христос плакал о растлении мира, о растлении человеческой природы при гробе Лазаря. Вслед за Христом человек стремится быть милостивым по отношению к другим, взыскует, алчет правды, старается нести мир всем вокруг. И, идя этим путем, казалось бы, совершенно странным, обозначенным в этих заповедях блаженств и в Евангелии (ведь путь Евангелия – это крест), человек вдруг начинает в себе открывать таинственное счастье, таинственное блаженство. Это действительно чудесно и непонятно, когда человек приходит в храм (едет куда-то за тридевять земель, переживает, как добраться, приезжает, стоит там два часа на холодном полу), слушает, может быть, не очень стройное песнопение и, выходя из храма, вдруг ощущает счастье.

Казалось бы, все, что вокруг него происходило в течение последнего времени, никак не должно провоцировать в нем счастье. Вот пойти куда-то в увеселительное заведение и там повеселиться, попрыгать, а человек выходит оттуда и чувствует себя несчастным, опустошенным. Или выходит из храма, где его никто не развлекал, и чувствует себя счастливым. Почему? Потому, что во втором случае он идет путем Христа, а в первом случае путем дьявольским.

– Вопрос телезрителя: «В начале передаче мы говорили, что человек счастлив в жизни, когда он живет в соответствии со своим предназначением. У меня в связи с этим два вопроса. Каким образом найти это предназначение? Если Богом суждено, чтобы человек был нищим и больным и через него другие спасали свои души, то в таком состоянии он должен быть счастлив? Я все правильно понимаю?»

– Как найти предназначение? Предназначение человека, как мы уже сказали, – быть счастливым, блаженным с Богом. Это предназначение каждого человека. Как именно этого достичь? Следование по пути Христову, чтение Евангелия, молитва, жизнь Церкви в таинствах – именно это позволяет человеку приблизиться к Богу. Живя с Богом, человек может раскрыть свое внутреннее предназначение. Быть больным и несчастным – это не то предназначение, которое Бог уготовил для Вас или кого бы то ни было.  Конечно, здесь неверно говорить о каких-то критериях. Тем не менее, даже если человек болен, несчастен и находится в нищете, цель его жизни совершенно не в этом. Цель его жизни в общении с Богом. Вот Вы говорите о нищете и болезнях. Как это связано со счастьем или несчастьем человека? Да, никто из нас не хочет, чтобы наши близкие или мы сами болели, чтобы близких или нас постигла нищета. Никто этого не хочет.

Но посмотрите на пример православных святых. Кем был преподобный Серафим Саровский, к которому мы обращаемся чуть ли не каждый день с просьбой о помощи? Он был нищим и больным. Он был нищим и больным, его избили разбойники, пытаясь отнять то, чего у него нет, он болел от этих побоев – и именно этот период жизни является апогеем его святости. Как он жил? Может, у него было золото, серебро или бриллианты? Похлебка самая простая, и то в некоторых случаях; он питался травой. Кто из нас травой питается? Бог милостив, мы не питаемся травой. Но сказать, что преподобный Серафим Саровский был несчастлив, – думаю, это неразумно. Он обладал внутренним глубоким счастьем. Посмотрите на преподобного Сергия Радонежского, преподобных отцов александрийских, египетской пустыни, преподобного Савву Освященного – все эти люди жили в крайней нищете. Зачастую терпели страшные болезни и при этом были счастливы.

Мы видим, что предназначение человека не связано напрямую с внешними обстоятельствами жизни. Предназначение человека – быть с Богом. Ни нищета, ни болезнь чаще всего не мешают человеку быть с Богом. Нам мешают быть с Богом гордость, самолюбие, себялюбие, саможаление. Вот именно это не дает человеку быть с Богом, быть благодарным Богу. Дай Бог, чтобы у Вас, Алексей, и у всех наших телезрителей, православных людей (и всего мира) как можно меньше было болезней, нищеты.

Нам, православным, надо стремиться к этому и понимать: может ли человек быть абсолютно счастлив, если вокруг все несчастны? Очевидно, здесь нет прямой связи. Но в любом случае человек, имеющий настоящее блаженство, будет стремиться поделиться им с другими. Ведь и Бог так же поступает. Он не остается замкнутым в Своем блаженстве. Он приводит в бытие различные твари, создания, весь этот мир, чтобы тот тоже наполнился блаженством и счастьем.

Так и человек, который имеет в себе блаженство и счастье, стремится дать другим людям счастье, сделать все возможное, чтобы люди рядом с ним могли быть счастливы. Человека нельзя сделать счастливым, но мы можем сделать все возможное, чтобы дать возможность людям быть счастливыми. В этом задача любого православного христианина. Нам (каждому на своем месте) нужно стараться изо всех сил. Священник поставлен на то, чтобы проповедовать, говорить, наставлять. Цель наставления – помочь каждому стать счастливым, найти свое собственное предназначение, цель своей жизни. Если человек не может полноценно трудиться, его постигла болезнь, я думаю, это указание на то, что цель жизни человека в молитве, больше всего ему нужно делать упор на молитву.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли стать и быть счастливым человеком после содеянных грехов? Грешим же каждый день».

– Однозначно – да. Наш Бог спасает нас через прощение. Он дарует нам прощение и покаяние. Удивительно, что Господь именно нам, православным христианам, дарует таинство Исповеди – возможность получить прощение в грехах. Да, мы грешим каждый день, но мы обращаемся к Богу в таинстве Покаяния и получаем прощение своих грехов. Это даже странный вопрос для православного человека. Что значит: после содеянных грехов? Если в Вашей жизни был какой-то тяжелый грех, который не дает Вам покоя, то нужно понимать, что недостаточно только на исповеди сказать:  согрешил тем-то и тем-то, сделал то-то и то-то. «Сотворите дела, достойные покаяния». Какие это могут быть дела? В прошедшее воскресенье мы читали Евангелие о Закхее: как Закхей-мытарь воровал и обманывал многих людей. В дом его пришел Христос, и Закхей сказал: «Верну каждому, кого обидел, в четыре раза больше».

Это ветхозаветный закон, даже не евангельский. Если украл – верни тому, у кого украл, в четыре раза больше. После этого пойдешь на исповедь, и на исповеди Господь загладит грех, который ты совершил. Потому что грех совершен, даже если человек вернул в четыре раза больше (он же украл, и, может быть, тому человеку деньги нужны были тогда в однократном размере, а не сейчас в четырехкратном). В любом случае это будет грехом (не перед человеком, так перед Богом), потому что запретил воровать Господь, а не люди.

«Сотворите дела, достойные покаяния». В некоторых случаях для того, чтобы загладить грех, люди берут на себя какие-то подвиги (дополнительные молитвы, чтение Покаянного канона, какие-то труды). Но тут, конечно, нужно советоваться с духовником. Одна женщина рассказывала мне, как она пришла в церковь, стала воцерковляться и вспомнила, что у нее в жизни было три аборта. Когда стала воцерковляться, осознала глубину своего греха, что убила троих своих детей – ради своих удовольствий, эгоизма предала смерти безвинных деток. Это очень тяготило ее совесть, она молилась, просила Бога о прощении.

Шли годы ее жизни в церкви под тягостным грузом греха, хотя она его исповедовала. И тут однажды ее позвали быть крестной мамой. Она очень трепетно относилась к своим обязанностям крестной. И когда крещение прошло, ее вдруг посетила одна очень интересная мысль. Она стала крестной мамой в третий раз,  у нее стало трое крестных детей. Эта возможность заботиться о своих крестных детях в дополнение к покаянным молитвам стала для нее успокоением. Она поняла, что может загладить свой грех, который необратим ни в коем случае, но она может его загладить своим поведением, добрыми делами.

Цель жизни человека – в соединении с Богом. Цель жизни раскрывается в Евангелии, по мере жизни человека в Церкви, участия в таинствах. Господь дал человеку исповедь и причастие, другие таинства для того, чтобы человек не был одинок в этом искании. И если мы чувствуем пустоту в себе, непонимание своего предназначения, то, думаю, на этом пути нам может помочь искренняя молитва, внимательное и благоговейное участие в таинствах Церкви, внимательное чтение Евангелия и святых отцов. Беседы с духовником, старцем, умудренным годами, молитвой, опытом, могут помочь человеку обрести путь своего предназначения. В целом, если мы говорим о том пути, которым ведет нас Евангелие, – это путь жертвенный (жертвовать собою ради другого). Не путь требования для себя чего-то, а путь поиска того, что я могу дать другому человеку. В этом поиске человек действительно способен обрести счастье.

– Счастью препятствует гордыня, неспособность быть благодарным Богу. Как научиться быть благодарным?

– Очень важная тема – благодарение... Мы должны просто быть благодарными. Наше современное общество, жизнь постепенно учат быть неблагодарными. Все в нашей жизни настраивает нас быть неблагодарными. Почему? Мы обладаем огромным количеством благ. Зачастую этих благ настолько много в нашей жизни, что мы начинаем их не замечать. У нас есть возможность взять телефон и поговорить с мамой, супругой, детками – услышать просто знакомый голос. И мы не совсем благодарны за это, потому что это уже обыденность. Мы можем зайти в магазин, увидеть на полках ягоды зимой, яблоки круглый год. Раньше люди такого изобилия пищи, разнообразия не видели и были бы в восторге, если бы оказались в нашем времени. Мы имеем другие цивилизационные возможности.

Над нашими головами не взрываются ракеты, рядом с нами не разрываются снаряды, как это было с нашими дедами и прадедами. А ведь это было не так давно. И они даже находили минуту счастья в этом состоянии. Они были бы настолько счастливы оказаться в нашем времени, когда мир находится в состоянии мира (по крайней мере, внешнего)! То же самое в отношении наших отцов и дедов, которые жили в советское время, испытывали на себе репрессии атеистов, богоборцев. Как бы они были счастливы увидеть наше время, когда мы свободно можем проповедовать Евангелие, читать Священное Писание и ходить в храмы. Мы этого не замечаем, мы переполнены обыденными благами. Не замечаем, как красиво небо, как прекрасна метель, как хорошо быть рядом со своими родными и близкими.

Вот здесь открывается тема благодарения. Нам нужно быть благодарными Богу, людям, всему, что нас окружает. В этом смысле назидательным является название нашего самого главного богослужения – Евхаристии. Во время Евхаристии мы прежде всего благодарим. Изо дня в день, посещая Божественную литургию, люди почему-то все равно иногда оказываются в состоянии неблагодарности. Казалось бы, Божественная литургия должна была бы нас тренировать в навыках благодарения. За Божественной литургией мы прежде всего благодарим Бога за те благодеяния, которые Он нам даровал: за этот мир, за то, что Он пришел в этот мир, воплотился, пожертвовал Собою для того, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Мы благодарим Бога за Церковь, возможность жить в Церкви, за возможность жить в принципе.

Интересным является толкование преподобного Максима Исповедника на Символ веры. В своей «Мистагогии» преподобный Максим говорит о том, что означает совместное пение или чтение Символа веры за Божественной литургией. Он даже называет его немного по-другому – Символ благодарения. Это довольно древний период Церкви. Мы не задумываемся, что делаем за Божественной литургией, когда поем: «Верую во единого Бога Отца, Сына Божия Иисуса Христа, Бога истинна от Бога истинна, и в Духа Святого, от Отца исходящего… Верую во единую Святую, Соборную, Апостольскую Церковь и воскресение мертвых».

Что же такое мы делаем? Неужели мы красуемся друг перед другом, говоря: «Вот я православный». Или, может быть, мы говорим кодовое слово, благодаря которому  можем присутствовать за Божественной литургией? Слова преподобного Максима Исповедника в этом плане гораздо более подходящие и уместные. Он говорит, что мы перечисляем, напоминаем себе те пункты, за которые нам необходимо благодарить Бога.

Представляете? Ведь сколько в мире миллиардов людей, которые не имеют такой веры. Для них Бог не Отец. Для них слово «Бог» вообще не существует. Они не верят ни во что. Они потеряны для жизни с Богом. «Я верую в Сына Единородного, Который воплотился и жил рядом, жил по-человечески». Какой же это дар, какой великий подарок всему человечеству!

И жил Он не для того, чтобы просто покрасоваться и быть рядом. Он жил для того, чтобы нас спасти. Это еще один дар. Он распялся на Кресте за нас, то есть пошел до самого предела, Он в ад сошел Своей бессмертной душой для того, чтобы нас спасти, нас вывести из ада. Умерев за нас, воскреснув, Он не оставил нас одиноких и отлученных от Себя. Он оставил здесь Церковь Свою. Церковь – как собрание Своих учеников, когда мы можем служить Богу Небесному, Который за пределами пространства всей этой вселенной, всех галактик. Этому Богу мы можем служить здесь через служение Церкви. Это колоссальный подарок.

Мы радостные, у нас есть жизнь, Сын Божий, Церковь, в которой мы можем служить. Кроме того, Господь нам обещает всеобщее воскресение, жизнь вечную, блаженную, которой не будет конца. Все эти пункты мы перечисляем за Божественной литургией. Вот за что мы благодарим Бога. А еще благодарим Его за то, что в Церкви есть святые. Те люди, через которых явно Господь показывал, как нам нужно жить, как должно достигать святости. Каждый день, каждое воскресенье мы благодарим Бога за такие величайшие поступки, деяния.

Я рекомендую нашим слушателям (нашим прихожанам часто даю благословение): «Возьмите себе за правило две-три минуты каждый вечер благодарить Бога за конкретные вещи. Прямо перечисляйте». Я вот сегодня ехал на передачу, и была пурга и метель, опасная дорога. «Господи, я Тебя благодарю, что доехал, все хорошо, никаких аварий не случилось, никаких опасностей, чудесным образом даже пробок не было: такая метель, а пробок практически не было. Я надеюсь, что с Божией милостью приеду в семью сегодня вечером и буду рядом со своей супругой, со своими детками. Я благодарю Бога за то, что сегодня имел возможность быть рядом со своей семьей. Я благодарю Бога за то, что Господь дает мир с родными, близкими, вообще вокруг меня».

Рекомендую искать как можно больше  таких поводов для благодарности. Я твердо уверен, что если человек начнет с трех минут благодарности, то скоро дойдет до 15 минут, а потом ему полутора часов будет не хватать, чтобы просто перечислить все то, за что он благодарен Богу. Дорогие друзья, братья и сестры, искренне желаю вам быть счастливыми, благодарными, быть с Богом в этой временной жизни и в вечности – всегда.

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать