Беседы с батюшкой. В чем смысл жизни

17 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

Тема сегодняшней передачи – «В чем смысл жизни». Наверное, этот вопрос задает себе каждый человек, который хотя бы немножко начинает осознавать себя в этом мире. Вряд ли ребенок 5–6 лет задается именно этим вопросом, но все мы помним себя в юности, когда нам этот вопрос казался самым главным и самым животрепещущим. Потому что впереди жизнь, и как прожить эту жизнь, которая должна принести тебе, может быть, радость, может быть, горе? Мы тогда  думали, что только радость, только великий смысл в моем существовании должен быть.

Но чем старше мы становимся, тем больше отмечаем нюансы этого вопроса, и этот вопрос мы продолжаем себе задавать и в 20, и в 40 лет, и в более старшем возрасте. Задаю себе этот вопрос ежедневно и ищу на него ответ: в чем смысл жизни? Если биология как наука определяет нас некими мыслящими животными, то тогда какой смысл в нашем существовании? Есть, пить, размышлять каким-то образом? Но, может, в этом никакого смысла нет? Если бы Вас попросили ответить на этот вопрос за одну минуту, что бы Вы сказали?

– Я бы сказал так, как говорили в этой ситуации, – в обожении. В том, чтобы приблизиться к Богу, чтобы уподобиться Богу через стяжание Святого Духа.

– Довольно сложный ответ, ведь если мы говорим об обожении, то, наверное, нас к этому ведут такие беды в жизни или такие радости, которые мы должны каким-то образом осознавать. Так вот, каким образом человек может осознавать себя в этой жизни как личность, которая ходит, что называется, пред Богом? Как осознать себя и каким образом в этой жизни не стать скотом?

– Священное Писание говорит нам, что человек должен жить в любви к Богу и ближним своим. Если эта жизнь в любви есть, то человек живет осмысленно. Жизнь является соработничеством нашему Творцу и Создателю. Здесь, на земле, человек имеет возможность развиваться и духовно, и физически и достигать больших высот. И для человека, который таким образом живет с Богом на земле, жизнь в радость. Так ощущали жизнь многие наши великие соотечественники, которые на слуху. Но мы знаем и о многих других людях, которые имели настоящую повседневную христианскую жизнь, и они верили в то, что Господь с ними, что они на земле готовятся к жизни вечной. И этот процесс приготовления напрямую связан с тем, что человек пытается обожиться. В этом отношении очень большое значение для человека имеет Церковь, когда человек приходит в православный храм, молится за Божественной литургией, причащается Святых Христовых Таин. В Церкви совершается таинство, человека крестят, совершают другие священнодействия… И все это дает человеку возможность обожиться, стяжать благодать Святого Духа.

Для верующего человека подобного рода слова являются вполне нормальными и естественными. Но, к сожалению, таких людей на сегодняшний день не так уж и много. Нельзя сказать, что тех, кто выбирает сознательно такую жизнь с Богом, было во все времена очень много, и Господь говорит о том, что это малое стадо. И малому стаду не надо бояться иметь такую жизнь, которую они выбрали для того, чтобы подготовить себя к жизни вечной. Это большой труд – соработничество с Богом. И это труд повседневный, когда человек, с утра просыпаясь, славословит Бога, молится и так проводит целый день. Вечером, уже перед тем, как отойти ко сну, тоже славословит Бога и говорит очень важные слова: что он предает себя в руки Божии и просит Господа, чтобы Господь его благословил. Так может говорить, безусловно, человек, который действительно осознает, что эти слова являются не каким-то пустым звуком, а действенными.

– Бывает, что иногда мы сравниваем свою повседневную жизнь с той жизнью, которую либо видим вокруг себя, либо она навязывается, например, средствами массовой информации и так далее. Когда я еду в метро, то с ужасом вижу, что из шести человек шестеро сидят в телефонах… И у меня возникает очень странное ощущение, что я сейчас займусь ерундой, а потом уже начну молиться, начну настоящую жизнь, а сейчас это не очень важно. Потом займусь. С понедельника начну нормальную жизнь или через пару часов – а сейчас в «ВКонтакте» посижу… Потом буду нормальным человеком…

– Мы вспоминаем о том, что первым человеком, который с Христом вошел в рай, был разбойник. Он на кресте в последние минуты своей жизни попросил Господа о том, чтобы Господь его помянул, обратил на него внимание. Произошло некое преображение внутри этого человека. Такая милость Божия произошла с ним, но не у каждого человека будет такая возможность. Бывает так, что смерть приходит внезапно к тем или иным людям, и люди совершенно не думают о том, что пройдет сейчас еще какой-то миг – и их жизнь на земле закончится, а они не подготовились.

К сожалению, многие совершенно не понимают и не осознают важность того, что с ними происходит на земле; причем, к сожалению, это те люди, которые имеют определенное образование (и высшее, и даже философское, богословское). И здесь многое зависит от того, был ли человек воспитан в христианской православной семье. Я считаю, что мне в этом отношении очень повезло, потому что я воспитывался в православной семье, и мне уделяли достаточно внимания, чтобы я рос человеком,  воспитанным в духовно-нравственных традициях нашего народа. Но не всем так повезло, хотя надо сказать, что в нашем городе, общаясь со своими сверстниками, я слышал и видел, что для многих христианство не было чуждым, во многих семьях вера в Бога сохранялась, многие молились, в том числе приходили в храмы. Во всяком случае, некие представления имелись…

 Одни для себя приняли решение жить так, чтобы их жизнь была с Богом, а другие решили жить как люди совершенно свободные, которым все дозволено. Я помню, как некоторые (даже мои одноклассники) закончили свою жизнь, к сожалению, печально – они погибли в автокатастрофах; это молодые люди, которые могли еще жить и жить, но произошли трагические события – и их жизнь прервалась. Они неплохие были люди, но их жизнь не была жизнью с Богом, то есть они ушли в мир иной, совершенно не подготовившись. И на сегодняшний день мы наблюдаем, как многие люди гибнут в автокатастрофах, самолеты разбиваются, еще какие-то трагические события происходят – и люди внезапно лишаются этой жизни, которую они провели не так, как могли бы провести, если бы ставили перед собой задачу подготовиться к встрече с Богом.

На сегодняшний день к нам в храм приходит много людей, которые заболели онкологией, и многие приходят со словами: «Батюшка, нам осталось мало жить, не предъявляйте к нам каких-то серьезных требований, мы пришли – и слава Богу, что пришли. Мы тут записку подадим, сорокоуст закажем, свечку поставим, на акафисте можем постоять, помолиться Всецарице… И хватит, у нас и так тяжелое состояние». И после того, как начинаешь  с человеком общаться, человек уходит из храма окрыленным, у него появился вкус к жизни, несмотря на будущую смерть, которая предстоит каждому из нас. Тем не менее я каждому говорю: «Если вручите себя в руки Божии, то уже Господь будет управлять тем, сколько вы проживете. Вы проживете именно столько, сколько Господь сочтет нужным для того, чтобы вы подготовились к вечной жизни. Если вы для себя приняли такое ответственное решение, тогда проживете такую жизнь, которая будет уже качественно иной». И слава Богу, что появляются такие люди, которые об этом не жалеют перед лицом смерти. Немало людей прислушались к моим словам и до своего последнего вздоха провели жизнь вот так – подготавливаясь. И жизнь их действительно преобразилась, она стала качественно иной, они уходили в мир иной как православные христиане, у них был мир и покой в душе, была такая жизнь, которая была наполнена смыслом. Если до этого смысла в их жизни не было, то именно после того, как они пришли в Церковь, их жизнь преобразилась.

– Я часто слышу такую фразу, что смысл жизни в самой жизни, то есть в самом существовании,  только мне иногда кажется, что слово «существование» совершенно разнится со смыслом слова «жизнь». Довольно сложно иногда понять, в чем состоит жизнь. Биологическое существование – это тоже одно из проявлений жизни, жизнь со Христом – это тоже жизнь. Объясните это понятие. Как Вы об этом думаете?

– Вчера мы совершали память святого праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского. В своей жизни он показал, как человек действительно может от рождения и до своего последнего вздоха прожить со Христом. Эта жизнь была совершенно яркой; более того, она была чудесной во всех отношениях с момента его рождения, когда Господь излил Свою милость на него. И Господь всегда отвечал ему такой  любовью, что ниспосылал ему все, что было необходимо для того, чтобы он мог на земле осуществлять свое служение. И то здоровье, которое ему давалось, давалось ему в том объеме, какой был необходим, чтобы он ежедневно совершал свое служение.

Также мы знаем о многих других угодниках Божиих. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Господь даровал ему такое духовное разумение и он овладел такими знаниями, что помогал людям и духовно, и еще как врач. Более того, Господь ему давал силы совершать каждый день операции, в то же время после операции приезжать в храм и еще молиться за тех людей, которым он сделал операцию, чтобы Господь помог этим людям в жизни. Тоже совершенно удивительный пример. Более того, у него оставались силы еще для того, чтобы преподавать. На сегодняшний день остались еще свидетели того, как он приходил на лекции и преподавал. То есть Господь давал реально необходимые силы для того, чтобы человек мог осуществлять свое служение, ведь это колоссальная нагрузка: врачу-хирургу стоять многие часы и совершать операцию так, чтобы рука не дрогнула, и он никакому человеку не навредил. Нужна определенная выносливость организма. А приезжать в храм и совершать службы – это тоже большая нагрузка, и Господь ему давал такие силы. Как и читать лекции. Те, кто читал лекции, имеет представление, что это очень тяжелый труд.

 Господь таким действительно дает силы, потому что они служат Богу и людям, пребывают в любви к Богу и  людям. На этих примерах мы хорошо видим, как любой человек, который идет сознательно на жизнь с Богом, получает от Бога ту помощь, которая ему необходима. С другой стороны, бывает и такое, что сила Божия и в немощи совершается, и у нас немало святых угодников Божиих, у которых было немощное тело. Мы 1 января совершали память Ильи Муромца преподобного, почивающего в Киево-Печерской лавре. Мы знаем о том, что на протяжении длительного периода времени он не имел возможности ходить. Но он жил с такой крепкой верой в Бога, так молился и так над собой работал, что Господь, видя его постоянство, его твердость, дал ему силы дальше осуществлять свое служение так, что это служение осталось на все времена примером, достойным подражания.

– Почему же так получается, что не слышат многие призыва Божия? Просто нет желания или это какая-то духовная глухота? И можно ли вообще человека от дивана отодрать каким-то образом так, чтобы человек все-таки очнулся и задумался, в чем смысл жизни?

– Господь дает человеку свободу выбора. И если жизнь совершенно без Бога, она проводится так, что человек духовно не совершенствуется, духовно над собой не работает. Но бывают такие случаи, когда человек находится на диване по каким-то физическим немощам. И у него на сегодняшний день есть возможность и духовную литературу читать, и наш телеканал «Союз» смотреть, какие-то другие духовные передачи, духовные фильмы в том числе – он может и на диване над собой работать. Здесь вопрос выбора человека. Он выбирает то, что пойдет ему на пользу? Или, наоборот, выбирает то, что ему никакой пользы не принесет, а зачастую  может и усугубить его состояние, потому что те или иные передачи способствуют душевному расстройству, очень отрицательно воздействуют на нервную систему…

– Когда мы думаем о жизни, то так или иначе думаем о смерти. Тогда вопрос о том, в чем смысл жизни, приобретает очень острый характер, потому что мне нужно срочно ответить на этот вопрос, ведь не за горами уже смерть. И вот в такой скорости нашей жизни насколько важно выбирать не только чтение, не только то, что смотреть, но и общение с людьми? Может быть, имеет смысл не сидеть в обществе нечестивых? Может быть, уже имеет смысл ограничить себя в общении? Или это перебор какой-то?

– Я вспоминаю свою семью. У нас в семье отходили все в мир иной со спокойной, тихой радостью. Потому что были верующими людьми и знали, что отходят в мир иной к Господу, Которому они верили. Надеялись на то, что Господь их не оставит, и в этой жизни жили по заповедям Божиим. Поэтому переход в жизнь иную был без какой-либо раздражительности, гнева, осуждения, без каких-то негативных проявлений. И многие прихожане, которых я исповедовал, причащал, соборовал перед смертью, тоже уходили в мир иной с тихой радостью. Не было в этом никакой трагедии.

И бывает наоборот. Люди жили без Бога и столкнулись с такой ситуацией, когда смерть уже действительно на пороге по тем или иным обстоятельствам – автокатастрофа произошла или еще какие-то события. И человек должен через некоторое время отойти в мир иной. Для таких это действительно трагедия, потому что они не подготовились к вечной жизни. У них в душе раздрай, внутреннее нестроение, им очень трудно обрести мир и покой в своей душе. Не каждый может, как разбойник, обратившись к Господу, попросить Его, чтобы Он его помянул. Для этого тоже нужно определенное внутреннее духовное состояние.

– Может быть, имеет смысл как-то ограничить свой круг общения, если видишь недостойное поведение? Этого достаточно для того, чтобы ограничить круг общения с этими людьми.

– Все люди живут по-разному. Если мы говорим про православных христиан, у которых есть, например, духовник, то всегда есть возможность испросить у него благословение. И если раньше человек жил по благословению духовника, так и надо продолжать. Если у человека не было и нет духовника, тем не менее он является верующим, старается жить по заповедям Божиим, то он уже сам для себя принимает решение. То общение, которое он ведет, пойдет на пользу его душе или нет… Потому что каждый раз человек стоит перед выбором: навредит он своей душе или нет?.. Вопрос очень непростой, и в каждой ситуации нужно рассматривать его отдельно. Нельзя сказать обо всех случаях.

В том-то жизнь и представляет определенную сложность – человек постоянно находится перед выбором. Как ему выбрать жизнь именно с Богом,  правильно поступить... Потому что иногда совершить тот или иной поступок очень сложно. Не совсем понятно, пойдет  этот поступок на пользу душе человека и окружающим или нет.

Может быть, человек настолько духовно богат и грамотен, что он может прийти и прочитать какую-то хорошую лекцию – и кто-то из этих людей обратится к Христу. А может быть, у человека и нет таких определенных дарований, и он, наоборот, может вызвать гнев и раздражение у других людей, осуждение, укорение и так далее. И люди будут грешить таким образом. И сам человек расстроится, может впасть в уныние, в печаль, тоску, отчаяние и тем самым будет грешить и вредить своей душе. Здесь возможны совершенно разные варианты.

– У нас, к сожалению, часто происходит так: нам кажется, мы идем правильно. Но если мы этот путь не соотносим с Евангелием, с Богом, со своей жизнью во Христе, со старанием жизни во Христе, то, конечно, все очень сложно.

 Как жить? Это не отвлеченный вопрос, а очень бытовой, конкретный. И тогда возникает еще один вопрос. Я прихожу в церковь, в храм Божий, в дом Божий, чтобы найти мир в своей душе. Но  мир поселяется в нас, к сожалению, ненадолго. Слава Богу, если еще хотя бы несколько часов после причастия мы несем в себе этот мир. А потом набрасывается на нас другой мир… Неужели мы можем жить без богослужения? А в Бога верить в душе... Жизнь литургическая – это необходимая жизнь.

– В любом случае вера является действенной. Человек верит и  знает, что Бог есть, и он старается жить по своей вере. И он может быть так сильно загружен, что у него не так уж и много возможностей посещать храм.

Я знаю некоторых преподавателей (школьных, высших учебных заведений), они загружены всю неделю. С утра до позднего вечера. Постоянно у них ученики, постоянно пишут какие-то  статьи, посещают читальные залы, работают в тех или иных архивах. Они очень сильно загружены, у них не так уж много времени, и они не так уж и часто посещают храм. Но у них есть твердая, крепкая вера. И они в соответствии с этой верой живут.

А есть, наоборот, те люди, которые говорят, что у них есть вера, но эти слова у них ничем не подкрепляются. Люди могут в той или иной ситуации поступить совершенно по-разному, совершить такие деяния, которые являются нарушением заповедей Божиих. Господь сказал: «По делам их узнаете их».

И если человек говорит, что он православный христианин, значит – он берет на себя определенную ответственность, он должен соответствовать этим словам.

– Ваши прихожане задают Вам вопрос: как жить?

– Прихожане – нет, потому что мы общаемся на протяжении длительного периода времени, они все посещали воскресную школу, в подавляющем большинстве  посещали наши приходские или епархиальные катехизаторские курсы.

Когда они только пришли в Церковь ко Христу, с ними проводились духовные беседы. В начальной стадии это беседы, которые должны были помочь объяснить и ответить на те духовные запросы, которые у людей были. Сейчас необходимо объяснять те или иные ситуации, которые являются очень сложными. Потому что человеку нужно получить благословение на ту или иную деятельность. И здесь идет соответствующая духовная беседа.

А для людей, которые приходят со стороны, есть много таких вопросов, которые являются для них совершенно непонятными, потому что они не знакомы с нашим вероучением, со Священным Писанием. Как прихожанам, так и захожанам, как и людям, с которыми я общаюсь вне Церкви, предлагаю ознакомиться с нашим вероучением и читать Священное Писание Нового Завета. Слава Богу, некоторые люди к этому прислушиваются, знакомятся с нашим вероучением, открывают духовные книги и пытаются для себя в каких-то вопросах разобраться. Но, к сожалению, таких людей не очень много.

– Вспоминается, сколько же праведников нужно для того, чтобы город не был уничтожен. Наверное, все же Вы делаете все, чтобы этих праведников было достаточно, чтобы православная вера держалась.

 Я знаю, что Вы духовно окормляете не только здоровых физически и нравственно людей, но и людей, которые нуждаются в особом окормлении. Это дети и взрослые, которые находятся в психоневрологическом диспансере.

– Мы посещаем детский психоневрологический диспансер. Там мы пытаемся общаться и с подростками, и с юношами, девушками, рассказывать об основах нашего вероучения. И вот уже на протяжении многих лет, почти двух десятилетий, эта деятельность  является очень насыщенной. Это еженедельное общение. Слава Богу, некоторые дети вместе с родителями потом приходят и в храм. И некоторые родители приходят в храм, общаются со священнослужителями, пытаясь преобразить свою жизнь и познакомиться с нашим вероучением, разобраться в той ситуации, которая сложилась с их детьми, и помочь детям.

В этом отношении, слава Богу, наше государство дает возможность лечить больных детей, выделяет на сегодняшний день для этого достаточно средств. Детям дается хорошая, грамотная  медицинская помощь. Также есть и психологи, которые пытаются помочь как детям, так и родителям. У нас есть чтец, преподаватель в школе основ православной культуры, тоже каждую неделю туда ходит. Имея профессиональное образование, он пытается помогать как подросткам, так и юношам, девушкам иметь такие знания, которые помогут им в их дальнейшей жизни.

Мы окормляем и Дом ветеранов. И некоторые ветераны на сегодняшний день уже находятся в почтенном возрасте. Мы помогаем им убирать помещения, в которых они находятся, а также в их духовных запросах. Читаем им духовную литературу, Священное Писание. Когда это необходимо – исповедуем, причащаем, служим молебны, панихиды, устраиваем духовные концерты. То есть стараемся помочь людям настолько, насколько это возможно в тех условиях, в которых они находятся.

Так и в онкодиспансере по мере сил и возможностей уделяем людям максимально такое внимание, чтобы каждый человек почувствовал, что на земле он должен подготовиться к вечной жизни. Слава Богу, что на сегодняшний день у нас есть такая возможность. Мы трудимся в этом направлении не покладая рук. Но, к сожалению, у нас духовенства все-таки не так много для такого большого города, как Санкт-Петербург, чтобы удовлетворить все те запросы, которые есть у людей. У нас на это чисто физически не хватает времени. Я скажу, что духовенство нашего прихода, служа на приходе каждый день, еще посещает те или иные заведения, в которых нужно помочь людям. Задействованы все по самому максимуму. Более того, мне зачастую приходится ехать к людям, которые умирают, даже ночью; исповедовать и причащать в реанимации, когда уже люди отходят в мир иной.

– Слава Богу, что эта возможность все-таки есть. А было время богоборчества, когда не только нельзя было священнику выйти за пределы храма, но и говорить о вере, проповедовать на стороне...

 Я спросил о детском психоневрологическом диспансере. Вопрос очень острый; ведь мы зачастую отказываем таким людям в разуме и, соответственно, говорим, что смысла жизни в их существовании нет. Еще говорим: если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума. Насколько возможно утверждать, что смысл жизни человека только в разуме? Имеется в виду – в нормальном функционировании головного мозга.

– Если человек действительно живет в любви к Богу и людям, то Господь такого человека не оставляет, Он его просветляет. Те люди, с которыми я общался, были до последнего своего вздоха в полном разуме. И в полном разуме они уходили в мир иной. Но бывают, конечно, исключения, когда у людей прогрессирует то или иное заболевание и человек незадолго до смерти впадает в очень тяжелое состояние. Но, несмотря на это, перед этим он был в разуме и твердо верил в Бога, исповедовал Бога, исповедовался и причащался. И вокруг него, в православной семье (если эта семья православная), все знают, что человек был верующим, православным.

Но, к сожалению, иногда бывают такие заболевания, когда у людей происходят определенные нарушения. Тем не менее люди уходят в мир иной именно как настоящие православные христиане.

– Еще один вопрос. Насколько полезны для человека изыски ума, философские размышления, ведущие не к размышлению о Боге, а к некоему философствованию?

– Все люди разные, у каждого разное образование. Иногда бывает, что у человека действительно горе от ума. У человека так много знаний, что он предается таким размышлениям, которые являются совершенно пустыми; они никак не помогают ему. Таких людей не очень много, тем не менее они есть.

И в то же время немало и тех людей, которые не умеют в определенный момент сказать себе «стоп»; у них начинается словесный поток, который превращается в празднословие. Оно вредит человеку. Надо сказать, что на сегодняшний день очень многие люди  много говорят, зачастую без умолку. И о том, чего они совершенно не понимают. Им бы лучше разобраться в тех или иных вещах, а потом уже беседовать. Но многие считают, что чем больше они говорят, тем лучше. На самом деле этим они себе вредят, впадая в грех многоглаголания и празднословия, вредят своей бессмертной душе.

Возлюбленные братья и сестры, давайте будем стараться следить за своими словами, чтобы то, что мы говорим, никоим образом (прежде всего нам) не навредило.

– И последний вопрос, связанный со смыслом жизни. Есть на неких телеканалах, скажем, «духовные передачи»: о всяких пророчествах, гадалках и прочем. И все это подается под околодуховным соусом. Насколько мы должны включать здесь цензора?

– К сожалению, на телевидении сегодня немало передач, которые режиссируют какие-то пророчества, но на самом деле эти передачи совершенно деструктивны и имеют своей целью зомбирование населения.

– То есть нам нужно сторониться этого?

– Да, нам надо стараться сторониться этого, потому что нам на сегодняшний день пытаются рекламировать людей, говоря, что это пророки, провидцы, ясновидящие. Но на самом деле здесь очень много шарлатанства.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Любовь ко Христу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы