Беседы с батюшкой. Доброжелательность

30 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– С наступающим Новым годом, уважаемые телезрители! Сегодня тема нашей передачи – «Доброжелательность».

Канун Нового года – особое время, когда люди расположены к доброжелательности, к поздравлениям. Давайте взглянем на явление доброжелательности духовным взглядом и разберемся, что же такое доброжелательность и добро с духовной точки зрения.

– Добро – наверное, это пожелание Самого Бога, чтобы человек имел это качество. Это такая черта человека, которая определяет его пригодность для Царствия Небесного. Текст Священного Писания (особенно в церковнославянском варианте Священного Писания Ветхого Завета), когда говорит о том, как Господь творит, подчеркивает творение как добро. Это превосходная степень всего наилучшего, что можно было бы создать, и Создателем  является Бог Творец.

Человек устроен по образу и подобию Творца. Следовательно, он может творить. Человек, как и Господь Вседержитель, должен творить добро во всех его проявлениях. Но добро нельзя делать просто так, если нет такого важного качества, как любовь. Это жертвенное служение, жертвенная жизнь ради определенной цели. Бог любит людей безусловно. Любовь проистекает из Него, Он хочет делиться ею с человеком, чтобы человек, осознавая, понимая цену любви, мог также делиться этой любовью, этой радостью с окружающими его людьми.

Добро имеет и физические формы, которые человек особенно воспринимает в качестве эмоций. Добро для людей духовных, церковных также имеет и духовные корни. Нет большего добра, особенного, радостного состояния, чем быть в Царствии Небесном, рядом со Христом. Духовное добро должно подкрепляться и нашими земными добрыми делами, потому что Господь нас учит, показывает на страницах Священного Писания, что человек попадает на брачный пир, когда делает особенные добрые дела, которые прописаны в Книге жизни, о которых говорили пророки через Священное Писание и Священное Предание.

Эта тема имеет и мистические корни. Но вместе с тем это радостное состояние человека, когда он может творить добрые дела и в реальной жизни.

– Можно ли сказать, что иметь способность творить добро, быть добрым человеком – значит быть духовным?

– Бывают такие состояния, когда человек может творить добрые дела, но не быть духовным. Многие люди будут, наверное, смеяться, но, помните, были в Америке Бонни и Клайд? Ужаснейшие преступники. Они были невысокие, довольно щупленькие, довольно миловидные по внешним качествам. У нормальных окружающих людей могли вызвать только положительные реакции, потому что их качества душевности, их борьба с банками, которые устроили засилье в Америке во время депрессии, импонировали людям. Им казалось, что эти два преступника делают для них доброе дело, грабя банки. На фотоснимках Бонни – молодая девушка (ей было около 23 лет), с зайчиком, очень миловидная, радующаяся, творящая добро девушка. Духовная она была или нет?

– Думаю, что нет.

– Вот здесь и ответ на вопрос… Очень часто бывает так. Мы вспоминаем Великую Отечественную войну. Офицеры Вермахта были довольно-таки образованные люди, воспитанные, имели собачку или кошечку, очень любили их кормить, гладить, улыбаться. Но в день они расстреливали по нескольку сотен, а то и тысяч человеческих душ. Добрые они люди или нет – решать вам. Я считаю, что нет. Это преступники, которые понесли (или должны нести) определенную ответственность.

Духовные качества человека и душевные – две разные составляющие, два разных вектора. Хорошо бы, если бы душевный вектор и духовный шли в одном направлении, рядом. Тогда это большая ценность для каждого человека, каждой личности. Все мы, люди верующие, знаем, что, имея определенные положительные характеристики и качества, человек может достигнуть Царствия Небесного.

– Вы привели пример Великой Отечественной войны. Бойцы Красной Армии не были формально верующими людьми.

– Я Вам скажу больше. Было очень много верующих людей. Есть даже изречение одного очень мудрого философа, военного историка, который сказал, что на войне неверующих нет. Там все верующие, потому что каждый день видят смерть, страх; видят то, что нормальный человек, наверное, не смог бы вместить в своем уме и сердце. Когда они сталкиваются с такими страшными картинами, естественно, в них просыпаются даже глубоко лежащие духовные зачатки, и человек начинает верить и молиться.

– Формально они были гражданами атеистического государства, но по своим поступкам многие из них были истинно верующими людьми, жертвовали собой ради других, душу свою положили за други своя.

– Да. Из истории Церкви мы помним, что государство Римское было первое время языческим, до принятия эдикта о том, чтобы вера христианская имела государственный статус. Вместе с тем в Римском языческом государстве очень часто воины, которые были на службе у кесаря, были верующими, хотя сам царь был язычником и требовал поклонений и приношений идолам от своих подчиненных и воинов. Люди, которые не выполняли требования царя, положили свои жизни на престол спасения, получив венцы спасения из рук Христовых. Так что в государстве, состоящем из множества неверующих людей (или исповедующих антирелигиозную пропаганду), было очень много людей, которые исповедовали Христа распятого и воскресшего.

– Исповедовали Его своей жизнью, своими поступками.

– Да, своей кровью. И сделали очень большое дело в деле спасения многих людей, потому что показали им путь. Своим жертвенным служением они показали дорогу в Царствие Небесное, показали своим служением, что людям не нужно бояться временных испытаний, трудностей. В конце концов Христос, Который очень часто являлся таким людям, принимающим мученическую кончину, успокаивал их и обнадеживал: «Не бойся, ибо сегодня будешь вместе со Мной в Царствии Моем».

– Зачастую рука об руку с доброжелательностью идет похвала. Люди собираются накануне Нового года вместе, желают друг другу всего самого лучшего и хвалят друг друга. Как хвалить человека, чтобы это не принесло ему духовного вреда?

– Очень часто бывает, что у людей рождается много искушений. Бывает, из людей, которые не искушены в жизненных обстоятельствах, мало-мальская похвала делает гордецов. Люди, которые не имеют законных или фактических оснований, чтобы  быть облагодетельствованными, или которых похвалили за какие-то труды, понесенную работу, очень часто воспринимают похвалу не так, как надо.

Конечно, если исходить из монашеского опыта, к похвале, как и к проклятиям, нужно относиться одинаково. Когда ты к ним относишься одинаково, не переживаешь, что тебя поругали. Или похвалили, а потом опять поругали. Когда человек пользуется этими эмоциональными приманками, он себя очень часто ставит в неловкое эмоциональное положение и очень часто страдает после этого. Вот сделал я доброе дело, меня должны похвалить. Меня не похвалили: какой я бедный-несчастный, не заметили мои труды! Кто страдает от этого? Сам человек, который раскрыл свой карман для похвалы.

Очень хорошо, когда человек понимает, что делать добро, быть доброжелательным он должен прежде всего для себя, делать это ради Бога, чтобы быть достойным войти в Царствие Небесное. Если он делает это для формальной похвалы – может быть, для него хорошо, что его похвалили, заметили его труды; но он свою награду получил здесь и сейчас. Человек не воспитал свою волю, свою душу должным образом, потому что она у него уязвлена. Такой человек при изменившихся условиях может потерять ориентиры даже в христианском жизненном пути. Скажут, что Бога нет, что они разочаровались в Церкви, в людях, которые ходят в Церковь. Вот они меня не похвалили, не заметили моих трудов, а я столько положил здоровья, времени и сил, чтобы быть полезным, замеченным, а меня определили на такое место, которое недостойно меня. Кто страдает в конце концов?

– Сам человек.

– Да. Мы должны помнить, что похвала должна твориться на трезвую голову. Как правило, она должна подчеркивать реальные дела. Сделал человек хорошее – молодец, дай Бог тебе здоровья, твори  дальше, чтобы всем было хорошо. Не сделал – надо человека поддержать, помолиться за него, чтобы Господь дал ему сил, средств, возможностей, чтобы в будущем человек мог реализовать себя с доброй и положительной стороны. Православный человек должен воспринимать эти «приманки» для души очень спокойно. Нужно готовить себя к Царствию Небесному. Добрые дела – это как одежда для брачного пира, как сказано в Евангелии, и надо готовить свое сердце к тому, чтобы принять в него Христа, научиться получать духовную радость и делиться этой радостью духовной. Тогда для человека и жизнь на земле будет комфортна с духовной точки зрения. Он будет приспособлен ко всем духовным состояниям, душевно тоже будет подкован, потому что его никто не сможет обидеть, в чем-то упрекнуть. А если и упрекнут, то человек правильно оценит это и сделает соответствующие выводы, будет правильно себя вести.

– Сам человек, который идет духовным путем, готовит себя к Царствию Небесному, должен ли воздерживаться от похвалы другим людям? Не создаст ли он искушения своими похвалами?

– Православный христианин должен здесь исходить прежде всего из той предпосылки, что он должен относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Тебе приятно, когда тебя похвалят? Ну и ты тоже похвали иногда. Приятно, когда тебе сделают доброе дело? Так и ты делай доброе дело. Если  получается похвалить человека, то это надо уметь, чтобы не ущемить его. Бывает, так похвалишь человека, что даже оскорблять не надо. Это надо сделать правильно, вовремя и в срок, чтобы это было поддержкой для человека; чтобы это было не только слово, но и дело. Когда человек получает незаконную плату, кто в этом виноват? И тот, кто дает, и тот, кто получает. Такой человек слабеет, перестает выполнять свои главные функции, понимает, что можно ничего и не делать, все падает с неба.

Мы должны ко всем этим явлениям душевного характера подходить правильно не только с душевной, но и с духовной точки зрения. Правильно оценивать те состояния, которые могут проистекать из того или иного явления. Сделал хорошо – значит, должно что-то хорошее получиться. Человека предупредил о чем-то, уберег от плохого – значит, чего-то плохого не произошло. Доброе это дело? Доброе. Доброжелательность это? Да.

Важно не просто ходить, натянув на себя голливудскую улыбку, показывая всем свои белоснежные зубы, а сердцем, душой, умом не проникать в Божий план спасения, Божьего делания на этой земле. Мы должны иметь сердце мыслящее, трезвое, чтобы относиться ко всему, что происходит вокруг нас, с христианской точки зрения.

– Вы сказали, что иногда человек внешне изображает доброжелательность, но внутренне ее не чувствует. Почему это происходит, как исправить эту ситуацию?

– Потому что прежде всего этими качествами пользуются манипуляторы. В нас заложено то доброе, тот след, когда человек имел опыт общения с Богом. От Бога человек никогда не ждал подвоха, чего-то плохого. Бог – свет, радость, любовь, забота. Человек оставил этот след прописанным у себя на генетическом уровне. Он ждет человеческой эмпатии. Образ Божий, то есть образ запечатленного на генетическом уровне Бога, когда человек с Ним соприкасался, видел Его в раю, имеет эту печать. Человек хочет увидеть эту доброжелательность и с теми, кто с ним встречается. У человека лучше контакт, когда он видит того, кто улыбается, кто без агрессии, с лучезарными глазами, с определенным расположением духа. Человек это все чувствует. Это и духовные характеристики, и эмоциональные. Слепые люди, например, чувствуют, стоит перед ними злой человек или добрый.

– Даже не видя его.

– Да, то есть это духовные характеристики. Множество различных факторов, которые определяют настроение человека по отношению к собеседнику. Мы должны об этом помнить и знать, что у человека должны быть определенные внешние проявления доброжелательности, но прежде всего человек должен также уметь и анализировать, дифференцировать, настоящая ли это доброжелательность. Или такая: ты стоишь на вокзале, ожидаешь транспорта, к тебе подходит человек, улыбается, отвлекая тебя, лезет к тебе в карман и ворует бумажник с деньгами или какую-то вещь. Очень часто бывает так, что духи злобы поднебесной, зная нашу эмоциональность, нашу потребность в том, чтобы рядом были добрые люди, которым можно довериться, пользуются этими уловками и обманывают многих людей. Человек должен быть трезвомыслящим, задавать себе здравые вопросы и здраво отвечать на них.

– В чем корень того, что человек хочет изображать добро, но его не имеет?

– Это попытка манипулировать сознанием человека, когда что-то хочется от него получить.

– Как исправить эту ситуацию?

– Надо работать над собой, молиться Господу Богу, Матери Божией, святым угодникам, чтобы они невидимо пребывали с человеком. Невидимые ангелы-хранители, невидимые силы небесные ограждают от всякого зла. Это духовная работа над собой. Когда человек предает свою жизнь Богу, служению Ему, очень часто бывает так, что он проходит по минному полю и остается цел. А вот человек, который прошел школу саперов, специалист по разминированию, подрывается на первом шагу. Это мистический опыт, мистическое состояние, явление, когда человек сталкивается с миром невидимым, который реально, в этой видимой жизни, оберегает человека от всякого зла.

– Как связаны молитва и доброжелательность?

– Когда мы хотим помолиться, мы должны свое сердце приготовить, чтобы быть доброжелательным, направленным в сторону Бога. Бог есть Дух, Бог есть Личность. Бог – Личность, Которая ни в чем не нуждается, но вместе с тем Бог наделен человеком антропоморфными свойствами. Бог радуется, негодует, отворачивается, презирает, помогает, участвует в жизни человека. Это почти все те же действия, которые приписываются человеку. Это свойство антропоморфности мы приписываем Богу. Потому что мы в нашем генетическом коде имеем «печать» общения с Богом. Мы не просто это придумали, это был реальный опыт, и он запечатлен в нас. От этого проистекают различные поведенческие реакции по отношению к Богу. Священное Писание пишет нам как бы памятку, закон, правило, как мы должны обращаться к Богу: со страхом (бояться Его обидеть, оскорбить, недостойно к Нему подойти); чтобы наше сердце было очищено.

Когда мы принимаем Бога, причащаемся Святых Христовых Таин, мы должны очистить свои мысли, душу от грехов. Чтобы Бог, Который входит в нас, сжигая грехи, не попалил и наше естество человеческое. Человек, который недостойно приобщается Святых Христовых Таин, наносит очень большой вред самому себе. Грязь греха пропитала ткань нашего естества. Бог, как могущий сжигать грех, сжигает его, но ткань нашего естества, пропитанная грехом, прожигается тоже. Грех пытается сгореть, и повреждается наше естество человеческое. Мы болеем, даже умираем, если недостойно причащаемся.

Что такое таинство Исповеди? Это когда грехи по всем закоулкам нашей души собраны в определенную «кучку» и приготовлены к сожжению пришедшим Господом. Все это образно, чтобы человек понимал. Часто он не понимает, что значит «попали терние всех моих прегрешений». А здесь Церковь условно, понятно, схематично показывает, что происходит с человеком, с его грехами, когда он приходит в храм Божий, приобщается к церковным таинствам, принимает Господа Иисуса Христа в виде Тела и Крови Его.

Мы знаем эти принципы, правила, нам и жить легче. И с духовной точки зрения, и с душевной. Человек не болеет психическими болезнями, не страдает такими психологическими состояниями, как депрессия, уныние, усталость, неврозы. Бог – источник благодати. С греческого языка «благодать» переводится как «энергия». Эта благодать, как написано в священных текстах, питает человека. У нас есть образ телефонной батарейки, которая все время разряжается, ее надо подзаряжать. Это очень примитивный образ, но он подчеркивает необходимость быть рядом с источником энергии. Батарейка с источником энергии через переходник получает энергию, заряжается, передает ее на необходимые функции телефона. И здесь Господь так участвует в жизни человека, особенным образом, посредством Божественной благодати. Не Бог будет делать за тебя твою работу. Он даст тебе энергию, а ты будешь реализовывать это. Твое тело – это творческое деяние Бога. Твоя душа – творческое деяние Бога. Через это творческое деяние Бога ты реализуешь Божий план.

– Если я правильно понимаю, чтобы человеку быть по-настоящему, искренне доброжелательным, благодарным, нужно припасть к этому великому источнику добра (для доброжелательности) и благодати (для благодарения). Человек сам по себе не может быть доброжелательным без связи с Источником добра.

– Да.  Одно из качеств Бога – Он добр. Мы призываем Бога участвовать в нашей жизни реально, через определенные действия, которые связаны с творческой функцией Бога. Бог сделал землю, сотворил небо (видимый и невидимый мир) и увидел, что это добро. Это результат Его творческой деятельности. Это Божественная деятельность, которая заключается в определенных качествах, угодных Богу. Добро, которое человек делает по отношению к другому человеку, угодно Богу.

Вот приходит раненый человек к врачу, а тот будет ему улыбаться. Он ему добро делает или зло?

– Если он ему не помогает, какой смысл?..

– А какого Вы выбрали бы врача – который вам улыбается или того, кто берет скальпель, делает разрез, выпускает гной, очищает рану, накладывает лекарственное средство, потом рана затягивается – и человек становится полноценным с точки зрения здоровья? У него нет ограничений, он может нормально ходить, функционировать. Какого выберете врача?

– Я выберу того, который и улыбается, и реально помогает.

– Вот видите, хотелось бы, чтобы сочеталось и заложенное Богом умение творить добро, и видение в источнике помощи, которую мы получаем, и внешнюю доброжелательность. Это потребность человека, которая имеет определенную печать в генетическом коде. Человек имел возможность видеть Бога, Бог был таким. Он не был суровым (понятно, с суровым человеком и не хочется говорить), Он был доброжелателен. И остается таким, просто человек отвернулся от Него, стал жить своей жизнью, потерял с Ним связь. Люди очень часто теряют связь с Богом. Молитва призвана наладить эту связь, чтобы человек встал на путь спасения и обожения.

– Если я правильно понимаю, доброжелательность – это свидетельство Божественной печати, которая содержится в каждом человеке, его причастности к Богу.

На Новый год часто можно слышать пожелания достатка, изобилия. Эти пожелания касаются материальной сферы жизни. Ничего плохого в этом нет, но что делает пожелания не материальными, не светскими, а духовными? Что делает праздник не светским, а духовным?

– Это когда человека не склоняют к греху. Когда он не склоняет ко греху своего ближнего, это уже очень большое дело. Чтобы на застольях не было распития спиртных напитков. Как правило, все это заканчивается не очень хорошо. Только что тебе улыбались в лицо, а через десять минут после приема алкогольных напитков  вспомнят, что ты неправильно делал, какой ты нехороший, все твои косяки, и человек очень часто теряется, идет по пути гневливости, сам тоже что-то вспоминает. Начинается перепалка. У человека это вызывает животные инстинкты самосохранения, он начинает оправдываться, проявлять агрессию по отношению к собеседнику, другу, родственнику.

Чтобы этого не было, надо садиться за трапезу с молитвой, благодарением, но не принимать спиртных напитков. Сам Господь говорит, что это для человека неполезно. «Не упивайтесь вином, в нем блуд, разврат и тяжкие прегрешения». Мы должны помнить об этом. Хорошее событие? Да, хорошее. Хороший праздник, добрая традиция. Но вместе с тем надо соблюдать определенные правила, чтобы праздник не превращался в такой, который отдаляет человека от праздника.

– Естественно желать добра своим друзьям, близким. Очень сложно желать добра своим недоброжелателям, врагам. Как этому научиться?

– Над этим надо очень много работать. Когда человек имеет отрицательный опыт общения со своими врагами, он становится замкнутым, начинает сам страдать. Чтобы избавиться от этого состояния, этого чувства, нужно прежде всего духовно работать над собой. Нужно, чтобы не было этой греховной рутины, когда человек все время пытается оправдаться, вспомнить своему обидчику его дела. Надо от этого избавляться посредством упорной работы над собой – душевной, духовной; посредством молитвы. Просить Бога о помощи. Господь дает Божественную благодать, и человек меняется.

– Идет Рождественский пост. Иногда люди, когда ограничивают себя в пище, начинают чувствовать беспокойство, внутренний дискомфорт и от этого впадают в негатив, недоброжелательность. Как этого избежать?

– Когда человек накладывает на себя бремена неудобоносимые, нужно помнить, донесешь ли ты их. Это раз. Второе: какая будет тебе польза от этого бремени? Третье: не надорвешься ли ты? Человек должен помнить, для чего нужен пост – чтобы с радостным сердцем, чистой душой встретить Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Для чего несется это бремя? Для того, чтобы человек обуздал свои страсти, попытался избавиться от них, измениться в лучшую сторону, сделать себя более достойным того, чтобы войти в Царствие Небесное. Чтобы внешние признаки поста не уводили человека от сути поста. Очень часто бывает так: приходит человек, говорит: я пощусь. А ведет себя очень постыдно. Вменится ему этот пост в оправдание? Нет, не вменится.

Господь говорит: когда поститесь, не делайтесь как книжники, фарисеи, лицемеры. Умойтесь, причешитесь, помажьте волосы ароматным маслом и будьте радостны, чтобы люди, когда видят вас, вспоминали бы радость и торжество Царствия Небесного. Не делайте лица угрюмые, унылые. Почему Христос это говорит? Неужели Он не знал, что человек, который не вкушает пищу, может быть угрюмым и унылым? Конечно, знал. Христос говорит об особой работе над собой. Эти проявления недостатка пищи будут сказываться и на нашем внешнем облике. Христос как бы дает совет через Священное Писание, чтобы человек не поддавался своим природным инстинктам. Вот ты не поел, ты злой, это естественное состояние. Казалось бы, что это я буду работать над собой, почему  должен? Почему я буду ходить умываться? У меня нет желания. Это проявление нашей низшей природы. Да, человек – существо и физическое, очень многое в нас от животного мира. Инстинктивность тоже прописана в нас (инстинкт самосохранения прописан в нашем генетическом коде). Такое душевное состояние необходимо нивелировать. Христос говорит нам как? Да, ты будешь испытывать определенные неудобства, внутренний дискомфорт. Но будь добр, борись с этим. Проявляй это и внешне. Можно в пост ходить в немытом платье, в нестиранной рубашке, быть грязнулей. Как на тебя посмотрят? Да мне все равно…Господь говорит: нет. Причешись, умойся, приведи свою одежду в порядок, свои чувства в порядок. Держи над собой контроль. Христос все это видел, и Он дает нам правила, как и что нам делать.

Христос обращает внимание на эти внешние признаки, и Он говорит, что нам надо молиться. Не хочется молиться – да, понимаю, что ты не хочешь молиться, но будь добр, удели время молитве. Поработай над собой. Если не хватает времени помолиться – сделай более важное дело. Молитва – это более важное дело, нежели сделать салат оливье. Если его надо сделать для семьи – конечно, сделай, но с молитвой, и это вменится тебе в молитву. А если ты будешь его делать с руганью, причитаниями, оскорблениями, он не будет полезен никому –ни тому, кто его делает, ни тому, кто его ест. Здесь есть духовно-душевная, нравственная грань, которую надо соблюдать. Человек должен быть благоразумным, чтобы уметь находить золотую середину, чтобы маневрировать в том, что называется взаимоотношениями людей.

– Если человек чувствует приступ недоброжелательности, негатива, как ему быть? Есть ли какие-то методы сиюминутной «скорой помощи» в такой ситуации? Как человеку мгновенно преодолеть негатив, что нужно сделать в первую очередь?

– Прежде всего надо работать над собой – и тому, кто является источником этого негатива, и тому, кто является рецептором негатива. Человек должен знать, как он поведет себя, если его оскорбят. Прорабатывать такие состояния и никак не обнаруживать это на своем лице, в своем поведении, в эмоциях. Сказали тебе – ну сказали… Как будто не тебе. Когда ругаются на другого человека, ты обращаешь внимание? Кто-то обзывает муравья, что тот не так бежит, тебе какое дело до этого муравья? Надо выработать такие установки, такие ответные реакции к факторам внешнего воздействия, чтобы не быть активным рецептором негатива. Когда человек работает над этим, он к этому относится очень спокойно.

Бывает, священник проходит мимо людей, которые недоброжелательно относятся к Церкви, к священнослужителям. Начнут они его обзывать, кидать что-то – что священник должен делать? Уйти, спокойно удалиться, чтобы не быть источником для раздражения толпы. Кто для нас является примером? Христос. Когда толпа пыталась Его побить, хотели Его скинуть с кручи, Он каким-то образом уходил… Апостолы делали то же самое. Если толпа агрессивно настроена, они не выставляли грудь вперед: мол, мы вот какие, давайте бейте нас. Нет, они старались убежать, скрыться, не гневить людей. В том, что человек хочет уйти и сгладить острые углы, ничего плохого нет. Даже если со стороны будет казаться, что он трус, слабак. Кто судья? Судья – Бог. В глаза Божиих человек, который попытался усмирить конфликт, не дать ему развиться, оправдан. А тот, который все время пытался кого-то спровоцировать, задирался, в глазах Божиих не очень хорошо выглядит.

– Как усилить атмосферу доброжелательности вокруг себя?

– Самое главное – не надо эту атмосферу делать искусственно. Когда человек молится, призывает благодать Духа Святого в свой дом, свою семью, когда он пытается жить с Богом, с Его святыми угодниками, с Божией Матерью, с силами небесными, он находится под колпаком Божественной благодати, защиты Божией. Да, такие люди очень часто проходят искушения. Когда человек молится, на него очень часто налетают. В таком случае он закаляется. Он должен знать, что если железо кладут в печь, оно должно нагреться, потрескаться, обгореть, но оно становится крепче. Так и человек должен к себе относиться. Он должен знать, что станет крепче, что эти искушения носят временный характер, они пройдут, а человек закалится. Для чего закалится? Душа закаляется для Царствия Небесного. Поэтому когда человек знает, что он делает, куда идет, когда есть и моральная, и духовная, и физическая, и эмоциональная подготовка, тогда человек крепкий. Он успешно добежит до конца дистанции и обретет Царствие Небесное.

Призываю всех людей больше молиться, призывать силу, благодать Духа Святого на свою семью, в свой дом, на все свои дела. Делать все ради Бога, с любовью, с чистым сердцем, чистыми мыслями. Тогда человек будет называться поистине сыном Божиим.

– Несколько добрых пожеланий для наших телезрителей.

– Дорогие друзья, пусть Божье благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца будут со всеми вами в этом наступающем Новом году.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Любовь ко Христу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы