Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

29 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

– Мы встретились в эти радостные предновогодние и, можно сказать, предрождественские дни. Уже послезавтра начнется новое десятилетие. Удивительно, что так быстро идет время. Батюшка, как Вы собираетесь встречать Новый год? Как это вообще у священников происходит?

– У священников происходит по-разному. Но есть замечательная традиция, которая своими корнями уходит еще во времена распространения христианства в Римской империи. Потом она была востребована тысячу лет назад, после Крещения Руси, когда различные нехристианские праздники напоялись христианским смыслом. Мы знаем:  Иван Купала стал днем памяти Иоанна Предтечи.

Точно так же – Новый год, в котором на самом деле ничего дурного нет. У нас есть новогодний молебен, но по уставу его положено совершать в сентябре, причем первого сентября по старому стилю (условная дата от сотворения мира). Уже все привыкли, что новогодний молебен совершается вечером 31-го числа, обычно в семь часов. И во многих храмах по нашему округу, я смотрю, его совершают.

Бывает, в храмах, где редко проходят службы (то есть по выходным), иногда новогодний молебен служат в ближайшее воскресенье. Я знаю, в некоторых маленьких храмах служили новогодний молебен сегодня. Это благодарственный молебен за прошедший год и просьба к Господу благословить год грядущий.

Новогодний молебен совершается накануне новолетия – и на нем появляются даже некоторые «захожане», которых обычно в храме не увидишь. Они точно будут праздновать с алкоголем, непостным столом, но хоть до этого зайдут в храм, чуть-чуть помолятся – и им потом захочется прийти на Рождество.

Действительно, на Рождество батюшка исповедует очень многих людей, потому что приходят те, кого не было весь Рождественский пост. Зачастую с Пасхи не появлялись люди в храме, но все равно Христос рад всем – соответственно, я тоже им всем рад.

Замечательная традиция, освящающая Новый год, – это Божественная литургия, и ты встречаешь Новый год, принимая Евхаристию. Есть пословица: как Новый год встретишь – так его и проведешь. Поэтому лучший способ встретить Новый год – это встретиться со Христом.

Мы служим ночное богослужение, причем это коротенькая служба, не торжественная (как на Рождество), достаточно камерная. На нее много народа не приходит, хотя двери храма открыты. Нередко бывает, что люди выходят просто запустить фейерверки: «Ой, храм! Окошки горят! Давайте-ка зайдем!»

– Погреться…

– Пусть даже и погреться. Но в итоге помимо тела еще и душа согревается. Многие люди, может, в храм ходят, свечки ставят, но всегда между службами; а тут зашли, смотрят – уютно, все свои, нет никакой толкучки. Я и рад бы был, чтоб храм был битком на Новый год. Но нет…

Люди заполняют храм на новогодний молебен. Коротенький молебен. Покропили святой водичкой, всех  благословили – и люди разошлись по своим семейным торжествам.

А здесь мы все-таки собираемся, служим богослужение. После этого мы выходим и радуемся, что Господь дал нам прожить на этой грешной земле еще один год (в этот раз – целое десятилетие). Мы радуемся, запускаем фейерверки, есть даже немного шампанского… Это вполне по уставу, потому что если ты был на Божественной литургии, причастился, то, по монастырским меркам, тебе надо несколько чашечек вина выпить.

Мы, конечно, не монахи, поэтому не дерзаем пить в таком объеме, но тем не менее у нас всегда есть шампанское для прихожан. Люди радостно причастились Христовых Таин, вышли, запустили фейерверк, выпили шампанского – и пошли домой к своим близким, которые все это время смотрят «Голубой огонек», едят оливье… Стандартная какая-то программа.

Они возвращаются домой и, надеюсь, своей неформатной радостью добавляют искру к домашнему празднику. Как Господь это и задумывал в отношении всех христиан. Потому что Господь сказал апостолам: вы – соль земли. Наша страна – вроде христианская держава, но настолько невоцерковленная, что люди (пост, не пост – все равно) Новый год празднуют напропалую. Но если верующие воцерковленные люди возвращаются с богослужения с радостью и этой радостью наполняют других, то это уже по-настоящему соль земли.

Однако главная задача– не пересолить. Ты вернулся – и такой: «Ой, фи! Я молился, а вы “Голубой огонек” смотрели!» Или: «Ой! Где мои три корочки хлеба? Я тут, как Буратино, только это заказывал! Я вот такой великий постник! А вы – вот: какие-то салаты!» Нет. Если ты, воцерковленный человек, придешь и будешь портить своим близким настроение – захотят ли они обратиться к Христу? По-моему, ответ абсолютно очевиден.

Поэтому, даже если в вашем храме нет ночного новогоднего богослужения (в том числе потому, что батюшка хочет встретить Новый год с семьей или посмотреть обращение президента), можно подсказать батюшке такую идею. Я думаю, если будет группа поддержки, священник тоже загорится такой мыслью.

А помимо этого, если не будет ночного богослужения и придется (правда, надеюсь после новогоднего вечернего молебна) сидеть перед телевизором, общаться со своими близкими, не  нужно сидеть ни в коем случае с кислым видом, чтобы никто не говорил: «А что это он у вас такой? Он что, болеет? Или в детстве головой ударился?.. А, это он у нас православный!»

– Грустный и унылый…

– Да. Это будет поругание Христа. Что написано на книге, которую мы должны брать в руки каждый день? «Евангелие» написано. Евангелие – Благая Весть. Поэтому мы должны, если живем по-евангельски, всегда нести Благую Весть, радость.Чтобы Новый год запомнился нашим близким тем, что рядом сидел верующий человек и его шутки были не глупыми, а смешными, его замечания были уместными, он никого не поучал, а только радовался со всеми – и всем рядом с ним было хорошо.

– Что-то у нас нет звонков, батюшка…

– Я скажу в оправдание наших телезрителей: сейчас люди закупаются подарками, в том числе к Рождеству.

– Чтобы завтра пробок не было.

–  Да. И еще многие воцерковленные люди закупаются сейчас, потому что в первые дни января ничего не работает. Мы с женой тоже все рождественские подарки для детей заранее заказали, потому что в первые дни января ничего уже не найдешь: все закрыто. Если начнется война, то это будет 1 января, когда Россия точно будет не готова. Поэтому тоже будем настороже, на всякий случай. Но лучше на молитвенном...

Я напоминаю, если кто-то из телезрителей  смотрит на экран и думает: «Ой, лучше я посмотрю передачу канала “Союз”, а близких обделю подарками», – ни в коем случае! Обязательно постарайтесь хоть что-то подарить. Необязательно какую-то вещь. Хоть какую-то песенку спеть, стишок прочитать по-детски. Вроде такой пустяк – но все равно радость принесет. Потому что если угрюмое настроение, Новый год вызывает аллергию, а будет какой-то маленький подарочек, невоцерковленные близкие не обидятся.

– Вопрос: «Как возник старый Новый год?» Это из серии: «почему мы празднуем Рождество не 25 декабря, а 7 января?»

– Надо понимать, что в момент перехода Европы на григорианский календарь Россия в своем гражданском делопроизводстве (не только в церковном календаре!) жила по юлианскому календарю, по старому стилю, вплоть до революции. И до революции никакой разницы между церковным и гражданским календарями не было. Надо помнить, что и сейчас мы празднуем Рождество не 7 января, а 25 декабря, просто по старому стилю.

Разница в 13 дней будет еще в ближайшие 80 лет. В 2100 году разница вырастет. Она будет уже 14 дней, и нам, по сути, придется праздновать Рождество 8 января. Либо будет какое-то соборное решение об установлении другой даты. Слышал оригинальную идею: установить Рождество на Новый год. В принципе, идея вполне здравая, потому что мы ведем наше летоисчисление от Рождества Христова.

– Так можно будет легко оправдать непостный стол.  Да, батюшка?

– Мы же ведем наше летоисчисление от Рождества Христова! Было бы странно, что летоисчисление началось, а Рождество нет. Странно и обратное: если летоисчисление еще не началось, а Христос родился. А что там пять дней ждать? Мы же все-таки не тормозим: «О, Христос родился! Все, начинается новый год!»

Поэтому старый Новый год – это некоторая коллизия послереволюционной поры, когда Церковь жила по старому календарю, государство – по новому календарю. Если человек пережил ампутацию, у него бывают фантомные боли и даже радостные фантомные ощущения, то есть он может сгибать и разгибать пальцы (нервные окончания ему подсказывают), хотя у него уже нет руки.

Точно так же вспоминается и старый Новый год как Новый год, который был, как и положено по календарю до революции, после Рождества. Почему «старый Новый год»? Прежде всего потому, что русские люди просто любят праздновать. А для православного человека это – абсолютная норма, потому что каждый день календарь открываешь – праздник. У нас каждый день – праздник: память какого-то святого.

Если мы такие любители праздновать, надо использовать эти государственные выходные, чтобы не только в воскресенье и на Рождество прийти в храм, но и в один из этих дней, когда храмы будут почти пустыми… В эти дни у нас в храме служба будет каждый день. Кроме того, удобно будет исповедоваться, чтобы потом не толкаться во время рождественской всенощной. И в том числе немножко позаботиться о батюшках, чтобы они тоже почувствовали радость Рождества, а не только стояли и бесконечно выслушивали поток: «Ой, батюшка, ел салат оливье». И так потом сто человек подряд подходят – и говорят об одном грехе.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Второзаконие, в последней главе, пророк Моисей очень подробно описывает свои похороны. Но Бог не открывал Моисею, как он умрет. Единственное, что Он открыл Моисею, – это то, что он не ступит на землю обетованную. Как же он в мертвом состоянии написал эту последнюю главу? Если его душа что-то и видела – она писать на пергаменте не умеет. Получается, что эту главу писал не он».

– Абсолютно верно. Очень приятно, что некоторые наши телезрители так глубоко изучают Священное Писание. Я всегда очень жду от них вопросов, потому что лучше говорить о Священном Писании, чем о какой-то чепухе.

Большинство наших телезрителей со Второзаконием, может, не настолько знакомы, но Псалтирь все-таки все худо-бедно читают, хотя бы какие-то псалмы. Говорят: «Псалтирь царя Давида». Но надо понимать, что царь Давид не писал всю Псалтирь. Мы открываем ее – и видим, что многие псалмы имеют другое авторство, не царя Давида. Это даже под сомнение не ставится.

То же самое и с книгами Ветхого Завета. Не все места во Второзаконии написаны пророком Моисеем, некоторые места были написаны после. В этом нет ничего страшного. Конечно, Пятикнижие пророка Моисея сосредоточено на фигуре пророка Моисея. Но нет ничего странного в том, что описываются некоторые события.

Например, Моисей поднялся на гору Синай, а что внизу происходило? Моисей в этот момент созерцал, как Господь творил мир (Господь показал ему за семь дней, как Он творил наш мир на протяжении миллионов лет). Потом показывал, как первые люди жили в раю, как произошло изгнание из рая, допотопную историю. Моисей всему этому внимал, а кто же фиксировал события, которые происходили внизу? Явно, даже если Моисей их и записал, он их не видел. Мы видим, что даже при жизни Моисея у него были соавторы.

В этом ничего страшного нет, потому что и в Новом Завете ситуация такая же: были соавторы. Иоанн Богослов говорит: «Я думаю, что и весь мир не вместит всех книг, которые написаны о Христе». Он, в отличие от других апостолов от 12, не принял мученическую смерть, потому что  был готов стоять у Креста со Христом и пойти с Ним на смерть уже тогда. И Господь не стал испытывать его этим.

Кстати, всем на заметку. Если ты боишься, что Господь пошлет какие-то испытания, лучше пойти на опережение: помогать, не стесняться, не сдаваться. И тогда Господь, может, и оградит.

Так вот, уже все апостолы давно пострадали, а Иоанн Богослов (он был самым младшим) живет – и все крупицы собирает. Конечно, он пишет Святым Духом, но собирает все возможные сведения. Точно так же и в Пятикнижии, и во всех книгах Ветхого Завета собираются все возможные сведения.

Мы знаем, что некоторые события в Ветхом Завете описаны в разных книгах дважды, то есть в Книге Царств – подробно, а в другом месте – уже тезисный пересказ. Это тоже входит в канон Священного Ветхого Завета. Когда отцы Первого Вселенского Собора разбирались с каноном священных книг (надо помнить, что именно Церковь определяет, что входит в Священное Писание, а что нет: нет какой-то книги, в которой написаны все нюансы), они подумали – и отсекли некоторые книги Ветхого Завета, которые почитались, в том числе и у иудеев. Они сказали: «Мы их почитаем, но как часть церковного Предания. Мы не можем признать, что Святой Дух хранил каждое слово».

Для нас самое главное в книгах Ветхого Завета – именно богодухновенность. Это богословский          термин. В отличие от Нового  у Ветхого Завета авторов больше, потому что он составлялся на протяжении тысячи лет. Поэтому на протяжении этих многочисленных столетий, кто бы ни брался за Ветхий Завет, кто бы ни прикладывал к нему свою руку, свое усердие, что-то переписывал, Дух Святой хранил каждую буковку, чтобы ничего наносного, ничего дурного туда не залезло. Это не должно нас смущать.

Если мы уже по-взрослому изучаем библеистику, мы не можем ориентироваться на книжку «Закон Божий», которая написана для деток, чтобы они учили это в воскресной школе. К сожалению, много литературы по библеистике не переведено на русский язык. И даже подозреваю, что есть отбор, потому что: «Ой, написали католики!» Или: «Написали протестанты…» Мы не от хорошей жизни эти католические или протестантские книжки о современных исследованиях Библии можем прочесть.

Просто в ХХ веке наша Церковь подверглась таким гонениям! А потом ее – за «железный занавес». Под коммунистический режим и другие православные страны попали. На Ближнем Востоке, где жили и творили богословы, подняли головы фундаменталисты…

В ХХ веке, когда в библиотеках, монастырях, на Афоне открывались рукописи, откапывались где-то в пустынях, надо было их исследовать и понимать: наука о Библии ушла вперед. Мы, православные люди, можем брать передовые исследования кабинетных протестантских и католических ученых. Но нам и так уже все дано в откровении Духа Святого. Мы знаем, что отцы Первого Вселенского Собора скажут: «Не волнуйтесь!» Если бы открылось, что такую-то страницу написал не Моисей, а кто-то еще, какую-то половинку страницы еще кто-то написал, а какую-то строчку добавил вообще переписчик спустя век, если Церковь на Первом Вселенском Соборе утвердила именно этот текст, то не надо бояться. Значит, Церковь, движимая Духом Святым на Первом Вселенском Соборе, признала: кто бы руку ни приложил, именно через этот текст говорит Сам Господь.

– Вопрос телезрительницы: «Для чего нужен духовник?»

– Так проще попасть в Царствие Небесное. Можно попасть в Царствие Небесное и без духовника. Более того, мы знаем такой путь спасения, как отшельничество, когда человек спасается даже не в монастыре, а уходит в некий затвор, на столп поднимается – и, понятно, у него никакого духовника нет. Правда, если мы посмотрим жития святых столпников, они вначале подвизались все-таки в монастырях, несли какой-то духовный подвиг.

Бывает еще ложное понятие духовника. Духовник как какой-то гуру, как у йогов, индуистов, буддистов... Они загораживают свободную волю человека. Нет, таких «духовников» надо беречься. Недаром и покойный Святейший патриарх Алексий высказывался о так называемом младостарчестве, и Святейший Патриарх Кирилл предупреждал на последнем Епархиальном собрании, что священнику надо больше слушать человека, а не поучать его. Возникает здравый вопрос: зачем мне человек, который будет навязывать мне свою волю вместо моей свободной воли?

Духовник не может нам стать даже отцом. (Отец у нас – Бог.) Но он может стать старшим другом, товарищем, путеводной звездой. Нам очень тяжело воспринимать критику каких-то своих недостатков со стороны людей, которых мы не любим и которые не любят нас. Но если у тебя есть человек, которого ты сам очень любишь и уважаешь, если ты знаешь, что у него о тебе тоже искренне болит душа (и именно таким должен быть настоящий духовник!), то тогда тебе будет легче воспринять неприятную истину о себе. Ты привычно каешься в грехах…

Зачастую люди (особенно если не так давно воцерковились) могут так искренне стараться каждую неделю приходить на исповедь, что даже приходится их притормаживать: «Нет, каждую неделю надо причащаться, исповедоваться лучше реже, чтобы нормально к этому подготовиться, не формальный отчет сдавать». И человек уже приносит не список с перечислением грехов, а описывает некую ситуацию, подсказывает, что его к этому подтолкнуло, вместе со священником пытается разобраться, где корень греха.

Потому что для нас опасен ядовитый плод греха. Мы стараемся его искоренить: и срезаем, и плод выбрасываем, и листики, однако если корешки сорняков не выдергивать, то новые листики быстро вырастут. Конечно, эффект есть и от срезания. Сорняки будут хуже расти, если у них постоянно листики срезать. Но чтобы было наверняка, надо и корень выдергивать. И зачастую этот корень самому человеку выдернуть невозможно, потому что он не видит его со стороны. А священник в этом может помочь через наводящие вопросы или просто пользуясь каким-то пастырским опытом (необязательно быть седобородым старцем, потому что лукавый примитивен, его мышление примитивно; он очень мощный, но абсолютно предсказуемый).

– Просто есть определенная практика душепопечения.

– Да, ты просто уже сталкивался с этим неоднократно. Вот я, молодой священник, помню некоторые советы и наводящие вопросы других батюшек. Меня, когда я каялся, будучи подростком, один священник (даже не мой духовник) кое о чем спросил, а потом привел пример, иллюстрацию – и я этот прием, можно сказать, взял на вооружение. Потому что я что-то в себе обнаружил (взаимосвязь между какими-то страстями, грехами, которые на первый взгляд не связаны). Потом я это осмыслил, продумал, посмотрел, увидел. Не выдвигаю это как некую истину. Я говорю: «А вот давайте посмотрим: может, есть взаимосвязь. Попробуйте вот в этом строже быть – и авось будет с каким-то грехом проще». Священник (духовник) может стать помощником.

Другой вопрос: а почему нельзя у разных священников исповедоваться? При необходимости можно и у разных священников. Господь Сам, когда исцелял тела, говорил: тело и душа все-таки сходны. Есть история болезни. И поскольку есть тайна исповеди, ни один священник не может взять и обсудить с другим: вот мы знаем такого-то грешника, давай о его грехах поговорим. Нет. Да, и у этого священника исповедовался, и у другого. Но тем не менее, если у нас, двух священников, болит душа о каком-то нашем прихожанине, который встал не на ту дорожку, мы можем обсудить, как ему помочь, но не можем обсудить его исповедь между собой. Хотя оба знаем, о каком грехе речь. Это не передается.

Хорошо, если священник действительно знает человека (причем и его сильные стороны – через что человек может исправиться, на что он может сделать ставку в своем возрастании ко Христу, любви; и, наоборот, слабые стороны). Человек, может, совершил очень тяжелый грех 20 лет назад – и он, в принципе, на нем никак не сказывается, а потом, 20 лет спустя, у человека начинаются какие-то искушения… Например, сейчас он крепкий семьянин, а у него была разгульная молодость. И вот его начинает  что-то раздирать. И священник говорит: «Так, аккуратно… Помнишь, 20 лет назад...» Причем это не значит, что священник 20 лет назад его исповедовал. Священник, может, еще в начальную школу ходил. Но он уже, по крайней мере, представляет душу человека…Ты пришел к другому священнику – он тебе советует то же самое, что и тысяча и один батюшка до этого. Это просто первичный совет.

Поэтому обязательно старайтесь найти духовника. Будет проще и священникам, и вам. И если чувствуете, что кто-то начинает вам диктовать свою волю вместо того, чтобы дать что-то для собственного решения, то чуть-чуть отстраняйтесь от такого священника. Духовник обязательно поможет. «Духовник», который пытается заслонить Христа, помешает. В этом есть риск, но это не повод не искать хорошего духовника.

– Вопрос: «Причащаются обычно натощак. Как быть с евхаристическим постом 31 декабря, если готовишься пойти на ночную литургию?»

– У нас есть некоторый опыт ночных литургий, более привычных для нас: на Рождество, на Пасху... Мое частное богословское мнение: можно вернуться с новогоднего молебна, часов в восемь поесть – и пойти причаститься…

Поэтому спокойно. Всему свое время. Вечерняя трапеза – после вечернего богослужения. Новогодний молебен в семь часов вечера – это вечернее богослужение.

– Это у вас – в семь часов вечера…

– Это, в принципе, очень распространено. Во многих храмах, знаю, в семь часов вечера. В шесть часов рабочий день закончился – и у людей есть час с работы добраться. Понятное дело, в разных регионах может быть по-разному. Но это некий ориентир. Правда, 31 декабря – короткий рабочий день. Но обычно люди еще куда-то успевают зайти. Пока добрались, домой заскочили – тоже, может, какое-то время пройдет.

Даже если у вас новогодний молебен не в семь часов вечера, а в восемь – действуйте точно так же. И даже если в девять. Но если  новогодний молебен прямо перед литургией, то тут уж не стоит так рассуждать: «Ой, батюшка по каналу “Союз” сказал – значит, пока часы не начались, а молебен закончился, дай-ка я что-нибудь съем».

– То есть обсуждайте все это с вашими священниками на местах.

– Конечно. Спросите. И даже если батюшка, например, скажет не есть до этого два дня,  необязательно сразу сдаваться. Скажите: «Батюшка, дайте мне послабление. Давайте хоть день не буду есть».

– Уж слишком, мне кажется!

 Вопрос телезрительницы из Чувашии: «Я хочу поздравить всех-всех союзников с наступающим Новым годом. Всем Божией помощи, чтобы канал процветал. Очень полезно и спасительно для всех нас. Я слепой человек – и все время вас слушаю. Помоги вам Господи! Передаю привет и поклон своим родителям в Москве. Люблю их, целую, помощи Божией.

А вопрос у меня такой: моей бабушке 81 год. Но вот я пришла к вере, слава Богу, – а бабуля нет. Стоит ли мне в этом настаивать? Или все-таки это будет ей неполезно, если я буду ее не то чтобы насильно, но тянуть в храм причащаться?»

– Поклон этой замечательной земле. Знаю, в Чувашии очень много воцерковленных людей. Если посмотреть процент воцерковленных москвичей и процент воцерковленных людей в Чувашии, то, конечно, выигрыш будет отнюдь не за столицей. Некий форпост православия – в Чувашии. Всегда радостно получить оттуда привет, поклон…

Что касается пожилых людей и попыток привести их ко Христу... Кажется, правда: времени совсем мало; когда Господь призовет? Уже возраст такой солидный... Нужно ли поторопиться? Конечно, торопиться нужно. Потому что Господь очень часто еще дает человеку пожить, чтобы он имел возможность лучше ответить на Страшном Суде. И чтобы кто-то из близких (в том числе с пользой для своей души), возможно, смог бы этого человека повести за собой.  Пастырь добрый не тот, кто идет и подгоняет, колет своим посохом овечек... Это тот, кто идет впереди, сквозь вьюги, бураны, сквозь жару, сквозь мороз. И за ним уже овечки идут. Как говорит апостол Павел: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу. И апостол Павел тоже никого не запихивал: «Ну-ка, идите креститься». Нет, он давал некий пример христианской жизни, христианской любви, но никогда не сдавался и старался Христа проповедовать.

Поэтому надо тоже подходить к этому творчески. Например, мы всегда должны помнить, что причастие Святых Христовых Таин – это некий пик христианской жизни. Воцерковленный человек, можно сказать, – это такой профессиональный духовный альпинист. Для него этот пик христианской жизни каждую неделю – норма. И слава Тебе, Господи! Но человека, который только идет ко Христу, нельзя сразу привести к Причастию. Надо начинать с малого.

Если бабушка хоть немножко верит, надо об этом говорить: о Христе, что-то рассказывать, чуть-чуть прочитать ей Евангелие, вместе перед едой спеть «Отче наш» (или Вы пойте – а она послушает). Или сказать: «Бабушка, давай вместе акафист почитаем». Потому что пожилые люди рады какому-то вниманию. «Бабушка, давай телевизор переключим с какого-то глупого сериала (или передачи), посмотрим  православный канал». И так далее. То есть мягко идти...

Кроме того, еще очень хороший метод. Когда мы были студентами, преподаватель нашего богословского факультета Свято-Тихоновского университета отец Андрей Близнюк возил нас по Русскому Северу, по отдаленным деревням, где нет своих храмов, нет священников... У нас везде было мало времени, мы нигде не могли даже литургию послужить. Нам в один день надо было объехать несколько деревень и везде как-то с людьми пообщаться. Но мы очень часто начинали с того, что собирались именно на панихиду. Потому что когда человек чувствует, что не может пообщаться с кем-то из своих любимых, кто уже умер, то тут уже без Господа не обойдешься.

Поэтому обязательно начинайте вместе с бабушкой молиться о ее родителях, братьях, сестрах – кого она любит, о ком вспоминает. Начинайте с молитвы дома, потом предложите вместе пойти в храм, тоже помолиться. За усопших помолиться, потом за живых, за родителей, которые сейчас, как я понимаю, в Москве, – чтобы у них там, в столице, все было хорошо. То есть надо начать с домашней молитвы с Вами, продолжить общую молитву с Вами в храме вне богослужения (то есть в спокойной обстановке: человек пожилой, вышла – а тут какой-то храм, толкотня). Третья ступенька – вместе ходить в храм и на службу, а потом уже: «Бабушка, а может, заодно исповедуешься?» И батюшку предупредить, чтобы он не просто на бегу, а чуть-чуть ей внимания уделил (в какой-то будний день, возможно, подойти). И потихонечку, шаг за шагом, Вы и сможете ее к Причастию подвести. Но действовать обязательно надо. Поэтому начинайте не с конца, а с самого начала. И Господь поможет Вам вместе с бабушкой на эту лесенку взойти.

– Вопрос юного телезрителя из Воронежской области: «С наступающим Новым годом и Рождеством! Как Новый год и Рождество празднуют в монастырях?»

– Монастырь – это бегство от мира. Поэтому Новый год в монастырях, конечно, празднуется только в той степени, насколько это нужно для прихожан монастыря. То есть если монастырь стоит где-то в отдалении, то там можно о Новом годе (гражданском новолетии) особо не вспоминать.

Однако в московских монастырях как раз проводились одни из самых первых богослужений ночью на Новый год. Я помню, даже в моем детстве это было. Это был Сретенский монастырь. В Сретенском монастыре в Москве началась такая практика, которая потом распространилась и по столице, и по стране. За рубежом тоже уже начали эти новогодние службы служить. Мы видим, что монахи в чем-то прорываются вперед.

Зачастую и враги православия, и многие люди, которые вроде считают себя православными, описывают монахов как закоснелых, негибких людей, которые только противятся всему новому, ничего не хотят… Нет, монах – это тот, кто действительно сосредотачивается на общении со Христом. Поэтому в монашестве, наоборот, очень много нового, прорывного, прогрессивного. Были такие разговоры – не поверите! – и нынешнего митрополита Тихона (Шевкунова), тогда еще архимандрита, и его братию обвиняли, говорили: «Митрополит Тихон – обновленец». Митрополит Тихон – такой столп православия! Ну какой же он обновленец?! А его в этом успели обвинить. И если бы какой-то батюшка на приходе начал на Новый год служить службу, его бы начали всячески ругать. Но все-таки когда монахи, которые известны своей стойкостью в вере, начинают что-то, мы с радостью к ним присоединяемся, подхватываем и развиваем эту идею. Здесь вопрос задан с беспокойством: а как монахи относятся к новогодним службам? Очень хорошо относятся.

– Батюшка, в эти дни проходят новогодние корпоративы (наверно, уже где-то и прошли), елки и так далее. Это отнюдь не скромные мероприятия: это очень весело, празднично и, можно сказать, непостно. Как быть в этой ситуации? Нельзя же детей лишить праздника…

– Ну, про детей вообще речь не идет. Если что-то для детей – обязательно идти, вести их... Конечно, руководство организует корпоративы; не потому, что так любит сотрудников, а просто для некоторой сплоченности коллектива. Но все-таки я очень благодарен тем руководителям, что делают такие корпоративы, на которые можно прийти со своими супругами. Жена может позвать мужа, муж – жену (поэтому они даже на два корпоратива сходят). Потому что зачастую бывает некоторая обида в семье (я уж не говорю о том, что, не дай Бог, какие-то измены или еще что-то): человек ушел на корпоратив, а домашние сидят и беспокоятся, что уже за полночь… Единственное, что православный человек может этому противопоставить: очень крепкую любовь, надежду на то, что «порадуется без меня, отдохнет», что можно с детьми как-то хорошо провести время. Но тем не менее надо, например, говорить (и это вполне здоровая просьба):  не засиживайся совсем до утра, возвращайся пораньше.

Не всегда корпоративы приносят радость даже тем, кто в них участвует. Зачастую там попсовая музыка, которую человеку с хорошим музыкальным вкусом не очень просто слушать. Но к этому тоже можно с юмором подходить. Помню, как с корпоративов возвращался папа (он у меня всегда работал на светской работе в крупных международных компаниях – и там были корпоративы со звездами шоу-бизнеса, собирались тысячи сотрудников гигантских предприятий). И у него обычно была какая-нибудь смешная история. Но смешная не в смысле, что кто-то по-глупому шутил… Можно возмутиться: как это мне, такому культурному, православному человеку – такую чепуху, совсем «непостное» что-то дают? А можно к этому отнестись с юмором… Причем не нужно, чтобы со стороны это выглядело так: «Ой, вы все такие плебеи с низкими вкусами…»  

Я желаю всем, кто ходит на новогодние корпоративы, повеселиться там, но избегать крайностей – в том числе крайностей в выпивке. Господь не против вина. Рождественским постом по уставу в большинство дней вообще разрешается вино. Надо избегать тупого юмора, но постараться порадоваться. Очистить от шелухи то ценное, что вы можете из этого вынести: общение. С коллегами наконец-то поговорить по душам. Пусть вокруг грохочет музыка, есть какие-то глупые конкурсы и так далее. А ты  наконец-то разговорился с человеком, узнал по-настоящему, как он живет. К тому, с кем никогда ни словом не обмолвился, подошел. Можно сказать, познакомился с человеком, с которым несколько лет рядом работаешь, – и вот узнал, чем он живет, в чем его интересы. Используйте эти моменты, потому что для того корпоративы и делаются: чтобы люди сдружились. Можно реализовать задачу руководства. Тут будут все зайцы одним выстрелом убиты: и руководство будет радо («коллеги в чем-то стали и друзьями»), и мы найдем новых друзей и товарищей. Может, наоборот, найдем единомышленника, которому тяжело на корпоративе. И скажем: «Приходи со мной в храм на Рождество! Я тебе покажу, что такое ночная служба. Поймешь, где по-настоящему тяжело, но при этом радостно».

– Значит, в театр можно пойти с супругой?

– Конечно. Будет очень хорошо и правильно, если мы вспомним Российскую империю. В Российской империи во время Великого поста закрывались театры (было межсезонье), закрывались мясные лавки – но не закрывались во время Рождественского.

Кроме того, Рождественский пост никогда таким длинным не был. Только если монахи константинопольских монастырей принимали деревни по завещанию на помин души. То есть богатые спонсоры, византийские олигархи им говорили: «Я вам завещаю деревни с крестьянами, они будут монастырю приносить какой-то доход – и вы в честь этого поститесь не три или семь дней, а две недели». А у самых молитвенных монастырей, особенно у знаменитого Студийского монастыря, оплота иконопочитания, несколько сотен лет были самые богатые спонсоры. Как, в принципе, и сейчас. Примерно та же самая картина. И они говорили: «Так, недостаточно: поститесь 40 дней».

Проблема: когда Русь крестилась, кто поехал ее просвещать? Сейчас, бывает, батюшку с семьей засылают в какую-то глухую деревню, на Крайний Север и так далее. Конечно, тогда посылали именно монахов. Самых лучших и образованных монахов где можно взять? В Студийском монастыре. А там постились  по 40 дней. Какой-то византийский олигарх завещал – а у нас с тех пор все бедные миряне пытаются на эту планку выйти. Но Господь, правда, так устроил, что даже в идеальные, как нам кажется, времена Российской империи никто (в принципе, каждое воскресенье в храм ходило абсолютное большинство населения) никогда не постился настолько строго – кроме Великого поста. Потому что там даже богослужение другое. Там надо чуть-чуть строже к себе быть.

– А как в Греции сейчас с этим постом?

– А сейчас в Греции тоже интересная ситуация. Пост тоже по богослужебным указаниям, потому что устав-то монастырский, у нас приходского устава нет. По факту он есть, но де-юре там постится минимум особо ревностных людей. Но большинство людей, которые приходят каждое воскресенье на службу, конечно, Рождественский пост 40 дней не соблюдает. Могут  несколько дней попоститься. Хотя есть подвижники веры и благочестия. Поэтому процент населения в России, держащих Рождественский пост, как ни странно, возможно, даже чуть-чуть выше, чем в Греции, хотя, в принципе, воцерковленных людей в Греции (пусть это маленькая страна, но именно в процентном соотношении) значительно больше. Все-таки там страшных гонений не было.

– Вот поэтому и говорится: русское православие – особое явление в христианском мире...

– Особенное явление, если нет хорошей дешевой рыбы и морепродуктов. Греция – вокруг море, острова… Там тебе и рыба, и морепродукты. А у нас вроде тоже вокруг море, но почему-то на цене рыбы это не сказывается…

– Вопрос: «Как Вы считаете: возможно ли в будущем объединение дат празднования Рождества во всех конфессиях?»

Наверно, речь о христианских конфессиях и некоторых Православных Поместных Церквах. Ведь кто-то празднует и 25 декабря.

– Возможно это объединение. Более того, сейчас все православные конфессии празднуют 25 декабря (просто кто-то по старому стилю, кто-то по новому – кому как удобнее). В некоторых Церквах бывают разные приходы, им благословлено по-разному жить.

Например, маленькая Албанская Церковь. Помню, лет 15 назад, когда я еще был  студентом, приезжал владыка Анастасий. Очень интересная беседа. Сейчас ему уже почти 90 лет, наверно.Тоже держится, на него очень давит Константинополь, чтобы признал украинских раскольников, но он не сдается. До того, как стать албанским митрополитом, он был миссионером в Африке. Рассказывал, как плясал там вокруг костра с негритянскими племенами, говорил, что просвещал их через это, привлекал к православию и действительно многих обратил ко Христу. Вот настоящий проповедник, миссионер! И он радостно вспоминал: «О, очень здорово: я по одному календарю на Рождество послужил, потом – по-другому календарю».

У нас в Русской Православной Церкви есть епархии за рубежом, где праздничные богослужения (не только Рождества, а на протяжении всего года – то есть и Преображения, и Успения) совершаются по новому стилю. В частности, Венгерская епархия. Митрополит Марк, ныне Рязанский, до этого заведовал зарубежными приходами. И я тоже работал под его началом в Управлении Патриархии по зарубежным учреждениям. Я помню, ему по графику нужно было подписывать какие-то документы. К 25 декабря по новому стилю он уже уезжал в Венгрию (помимо общего управления зарубежными приходами он управлял Будапештской и Венгерской епархией и Венской и Австрийской). И он ехал в Венгрию – и встречал Рождество в Венгерской епархии. Потом возвращался в Москву. Тоже как раз был период, когда можно было какие-то документы подписать (до Нового года, до официальных праздников). И потом уже владыка ехал 7 января (то есть 25 декабря по старому стилю) в Вену. Я спрашиваю: «Владыка, вот Вы празднуете Рождество, по сути, дважды в году. И как Вам?» Конечно, владыка везде радовался. Я говорю: «А как с постом?» Он говорит: «Поскольку я все-таки начал поститься отнюдь не по новому стилю (потому что по новому стилю не только Рождество, но и пост-то раньше начинается), то мне, конечно, какую-то рыбку готовят. То есть я ничего непостного не ем на этом праздничном столе (благо его от души готовят православные венгры и наши русские, кто живет в Венгрии и вместе с венграми молится). Такое застолье, что можно обойтись и без каких-то непостных вещей. А когда приезжаю в другую свою епархию, Австрийскую, собираются мигранты из России, Украины (и некоторый процент православных австрийцев тоже есть) – там уже, конечно, разговление и наступает».

Поэтому нам, может, в чем-то стол можно и ограничить, но главное, чтобы у нас всегда была радость. Если мы встречаем человека, который празднует Рождество 25 декабря по новому стилю, нам не нужно от него отворачиваться и говорить: «Ой, я по старому стилю…» Надо разделить с ним радость. И при этом вовсе необязательно с ним вместе какой-то хот-дог жевать. Достаточно поделиться радостью, улыбнуться ему – а разговляться уже потом, 7 января.

– Батюшка, Ваши пожелания телезрителям на Новый год и Рождество.

– Дорогие телезрители, желаю вам в наступающем 2020 году, который открывает целое десятилетие, духовно возрасти за это предстоящее десятилетие – и начать это уже сейчас. Можно сказать, следующий год дает каждому из нас возможность чуть-чуть приблизиться к Царствию Небесному, как и каждый предыдущий год.

Но поскольку человек живет сегодняшним днем, надо помнить, что искушения будут еще до Нового года. И если мы хотим сделать какое-то доброе дело, проявить свою любовь, не надо ждать конца следующего года. Начинайте уже в январе. Не надо ждать даже боя курантов 1 января: начинайте уже сейчас.

Кроме того, конечно, любое доброе дело вы можете распространить чуть шире – и поддержать строительство нашего Крестовоздвиженского храма; он перед Новым годом оказался с долгом в 450 тысяч рублей за систему отопления, которую мы уже тоже почти доделали, в том числе благодаря вашей поддержке. Поэтому заходите на наш сайт «Крест над Москвой» – можете сделать новогодний подарок всему нашему приходу, а не только своим близким. Господь за это вас вознаградит, а мы тоже за всех вас обязательно помолимся.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать