Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Батюшка, ответьте, пожалуйста, на один из вопросов, которые нам прислали ранее: «Почему в церкви все платно – начиная с крещения и заканчивая отпеванием?»

– Церковь рекомендует определенные пожертвования в определенном виде. Люди сами спрашивают: сколько мы вам должны за то и за то? Выводится какая-то средняя цифра, приемлемая в том или ином регионе. Но это не значит, что если у вас денег нет, то вас не будут ни крестить, ни отпевать, ни венчать – это абсолютная неправда.

К сожалению, возмущаются те люди, которые до конца не понимают, как Церковь устроена и как она живет. И когда люди приходят за водой на Крещение, жертвуя 10 рублей, а унося два ведра воды, они же не думают, что в Москве, московских храмах на ту же холодную воду стоит счетчик, а потом счет выставляется не как в обычные дни, а немножко по-другому.

Помимо всего прочего храм надо содержать. Нужно проводить реставрационные работы, которые проводятся за счет храма. Если это серьезный памятник архитектуры, то там может быть и помощь города, но это если брать Москву. Но если не брать Москву, а рассматривать регионы, то отопление требует оплаты. Также уборка храма. К сожалению, сегодня у людей сложное положение. Если раньше люди были более жертвенные, приходили в храм и готовы были трудиться, убирать в храме бесплатно, то сегодня хотя и добровольцы есть, но они же не каждый день могут помогать. А если богослужения совершаются каждый день, то храм надо каждый день убирать.

И надо какое-то материальное вспоможение оказывать тем людям, которые помогают. Потом есть ряд социальных программ, которые есть в каждом храме; их тоже надо выполнять. Мы находимся на полном самообеспечении, поэтому вынуждены указывать сумму пожертвования, которая рекомендуется для того или иного действия. Без этого, наверно, Церковь не может существовать. Почему возмущаются люди? Наверно, потому, что людям сейчас тяжело жить.

У людей, к сожалению, нет денег – это беда. Мы это чувствуем и понимаем, потому что нам тоже тяжело, как и всем нашим телезрителям. Это не значит, что им тяжело, а мы купаемся в роскоши. Нет, мы тоже переживаем  те же самые трудности.

– Есть случаи не очень  хорошие, когда попросили какую-то фиксированную сумму или сказали: «Идите креститься в другой храм».

– К сожалению, это зависит уже от конкретных людей. И Церковь земная – не совершенная, потому что она состоит из нас с вами и из тех людей, которых воспитывает современное общество. Мы же идем в храм и думаем: вот сейчас переступим порог храма и ощутим святость отношений и прочее. Наверно, так и должно быть, и это было бы хорошо.

Но мы, пришедшие в храм, не задумываемся, что мы сами несовершенны. Почему нас должен окружать совершенный мир? В 20-е годы в Москве служил епископ. Он был обновленец, но был очень хорошим проповедником. И однажды во время проповеди он говорил о монашестве, о том, что на монашество нападают. Он сказал: «Вот вы осуждаете монахов, а они хотя бы раз в жизни, но хотели быть лучше. А вы?»

Хотим ли мы становиться лучше хоть раз в жизни? Все мы разные. К сожалению, есть разные священники. Я знаю, что священноначалие не одобряет таких поступков. И когда становятся известны подобные случаи, мы пытаемся проводить какие-то внушения тем людям, которые считают, что бесплатно это делать нельзя, а только за деньги.

Иногда говорят: «Я в церковь не хожу, потому что денег нет». Но вам же не нужны деньги, чтобы прийти и помолиться Богу? С вас никто не берет денег, если вы идете на причастие. С вас никто не берет денег за то, что вы идете на исповедь. Если вы хотите что-то пожертвовать и можете что-то пожертвовать, пожалуйста. Никто не заставляет вас покупать свечу за какие-то безумные деньги. Пожалуйста, можете поставить маленькую свечку – это будет ваша жертва. Мы помним евангельское событие о женщине, которая две лепты принесла – малую сумму. Господь сказал, что она дала больше всех, потому что дала все, что у нее было. Все давали от своего богатства, а она давала от своей нищеты.

В общем, так и получается. Когда приглашают совершить какую-то требу, то часто более благодарными бывают те люди, которые малоимущие. Они благодарят батюшку, даже неудобно бывает порой брать те пожертвования, которые они дают. Но они обижаются, когда их не берут. А те люди, которые могли бы пожертвовать больше, жертвуют гораздо меньше.

– Да, это актуальный вопрос на сегодня. Но я думаю, что те, кто задает эти вопросы, будут более рассудительными, поймут, что в наше время совершенно по-другому все устроено.

– Но это не только в наше время. Это существовало во все времена. Почему строились на Руси эти великолепные храмы, монастырские комплексы? Не потому, что Церковь была богата, а потому, что люди жертвовали для Бога последнее, что у них было. Благодаря этой любви к Богу, которая была у людей, и сохранился народ.

У нас в Церкви любят рассуждать о конфликте между преподобным Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Конфликта, в общем-то, не было между ними, потому что каждый занимался делом спасения себя и окружающих людей, которые к ним приходили.

– Это спор скорее, а не конфликт.

– Даже спора между ними не было. У каждого была своя точка зрения. Потом уже ученики, как у нас это любят делать, пытались доказывать правоту своих учителей. Этот прав, а этот не прав. А правы-то оба были. Нет единого пути спасения. Господь дал направление, а дальше вы смотрите сами. Почему преподобный Иосиф считал, что монастыри должны иметь крепкие хозяйства, даже крепостных крестьян, принимал пожертвования большие, в виде деревень и еще чего-то? Потому, что это помогало ему совершать социальное служение. Сами монахи при монастыре жили в бедности. Приходили люди не из простых крестьян, а там люди были состоятельные. Приходили, оставляя все, жили в нищете, не имели двух ряс – в одной рясе ходили. И в неотапливаемом храме зимой молились. А тогда зимы были посуровее, чем сегодняшние. Но в голодные годы до несколько тысяч человек ежедневно монастырь кормил за свой счет. Под свою ответственность он занимал деньги и покупал хлеб у того, у кого он был, чтобы потом мог рассчитаться с ним и прокормить нуждающихся, которые приходили.

– Во время войны Церковь собирала деньги и помогала. Мы все знаем эти примеры.

– Да. Поэтому храмы у нас были богаты. Но это не значит, что Церковь сама по себе богата.

– Были разные времена, разные трудности, и Церковь никогда не была безучастной к жизни своего народа.

Вопрос телезрителя: «Заключительным творением Божиим был человек. В настоящее время Бог продолжает что-то творить или нет?»

– Мы не можем этого знать. Господь нам приоткрывает какие-то тайны: творения человека, мира. Мы знаем, что Дух Святой дышит где хочет. Поэтому мы не можем Ему ни указать, ни показать что-то. Господь может творить, если Он этого захочет. О Своих желаниях Господь нам не всегда рассказывает. Как и мы не всем рассказываем о тех желаниях, которые есть в нашем сердце, поэтому мы благодарим Бога за то, что Он нам приоткрыл какие-то тайны мироздания, и радуемся тому, что нас Господь поставил венцом Своего творения.

К сожалению, мы не всегда оправдываем то назначение, которое Господь нам дал. Как Он радовался, когда сотворил человека, и как потом сердце Его скорбело, когда Он видел Сына Своего на Кресте, распятого за нас с вами. Достойный ли мы венец этого творения? Мы несовершенны, но в глубине нашей души есть начало Божественное – Дух, что Господь вдохнул. Мы должны стремиться к тому начальному добру, к той начальной любви, которой является Господь. Мне хотелось бы, чтобы огонечек в нашем сердце все-таки был и иногда воспламенялся в нас, давая понять, какова цель нашей жизни, как мы должны пройти свой жизненный путь. Это очень важно.

– Вопрос телезрителя: «Грех ли, если христианин примет мусульманство?»

– А если человек скажет: «Мне не нравится моя мать, мой отец. Я приму другого отца и другую мать»? Но жизнь этому человеку дали его отец и его мать, родные, какие бы они ни были: плохие или хорошие. Они подарили жизнь. Так и со своей религией. Если ты родился и был воспитан в среде православия, если крещен, то, переходя в другую религию, ты как бы забываешь своих родителей, предаешь их, обращаешься к чему-то другому.

В чем еще бывает наша беда? В том, что мы, не изучив и не познав основ той веры, в которой родились, пытаемся искать что-то новое на стороне. Мы знаем притчу о блудном сыне, и, принимая что-то другое, мы уходим в страну далече, пытаемся найти там рай для себя, а находим злую мачеху и злого отчима, которые не всегда нас любят. Грех всегда заманчив, всегда манит. Знаете, говорят: «Не путайте туризм с постоянным местом жительства».

Постарайтесь сначала вникнуть в то, что близко Вам, Вашему сердцу на сегодняшний день, в то, где Вы родились, а потом уже, если захотите, в чем-то попытаться разобраться. Мы, к сожалению, не задумываясь, меняем религию, считаем, что это – просто рутина, а потом с большими душевными травмами рано или поздно возвращаемся к своим истокам. Когда у человека есть чистый источник воды, он не ищет себе большую реку со всеми ее примесями и гадостями, он пьет из чистого источника. Вот нам Господь дал тот чистый источник, из которого мы пьем жизнь вечную, воду живую для жизни вечной. А уж если человек решил – мы никого не неволим, мы можем только скорбеть, как тот отец, который скорбел о потерянном блудном сыне, молиться о том, чтобы Господь, может быть, как-то вразумил и вернул его. Но невольник – не богомольник. Заставить кого-то быть в лоне Церкви мы не можем. Конечно, Господь дает человеку свободную волю выбирать – тем более мы не можем ограничивать человека в этой воле.

Вопрос телезрителя: «Можно ли деньги на пожертвования давать непосредственно батюшке? Не будет ли это для него соблазном? Или лучше деньги бросать в ящик для пожертвований, делать это втайне? Как лучше поступить?»

 – Поступайте так, как Вам подсказывает сердце. Если Вы хотите пожертвовать – жертвуйте и не думайте о том, как это сделать. А если Вас вводят в сомнения какие-то очередные вопросы, то, может быть, Вы просто не готовы сейчас пожертвовать. Это касается не только жертвы на храм. Знаете, как говорят, жертва в руке должна запотеть – вот иногда и хочет человек пожертвовать, а все выбирает, какому нищему подать, который ему симпатичнее будет, пытается решить, нуждается человек или не нуждается.

Вас попросили – дайте, если можете. А Господь уже Сам примет Вашу жертву и Сам разберется, достоин был человек этой жертвы или нет. Но главное, чтобы Вы потом не сожалели об этом. Если Вы хотите пожертвовать на храм, не важно, каким способом Вы это сделаете: перечислите деньги на счет храма, принесете эти деньги и опустите в кружку или, допустим, передадите  пожертвования через священника.  Главное, чтобы это было от чистого сердца, чтобы не было никакого соблазна подумать о чем-то нехорошем в этот момент. Так что делайте так, как Вы считаете нужным, а любая Ваша жертва примется. Святитель Николай, совершая дела милосердия, делал это втайне. Но мы-то люди, и часто у нас бывает человеческое тщеславие: мы хотим не просто пожертвовать, а чтобы все видели, что это мы пожертвовали, чтобы нас потом еще и благодарили за наше пожертвование. Делайте так, чтобы это прежде всего не смущало Ваше сердце.

Вопрос телезрителя: «В храм хожу пять лет, исповедуюсь, причащаюсь, но нет у меня живой веры – присутствует некое смущение; наверное, маловерие. Мне 68 лет. Меня мучают мысли о прошлых грехах».

– Вы знаете, 68 лет – конечно, это достаточно большая прожитая жизнь. Конечно, она, как у каждого из нас, бывает несовершенна, с ее плюсами и минусами,  радостями и скорбями, с духовными взлетами и духовными падениями. Мучают прошлые грехи – но почему мучают? Наверное, потому, что наше покаяние в них было не совсем искреннее или это тот грех, который до сих пор повторяется в жизни. Если мы искренне покаялись и исправились от того или иного греха, в котором принесли покаяние, то, наверное, наше сердце где-то успокоится. Наверное, совесть напоминает нам это чаще всего для того, чтобы мы не совершали тот или иной грех, чтобы помнили о том, как от этого противно. Но иногда бывает, что (к сожалению, грех-то сладок) услада, воспоминание о том или ином грехе не дают нам покоя. Нет внутреннего духовного мира в нашем сердце, поэтому надо стремиться молить Бога, просить, чтобы Господь дал внутреннее духовное успокоение, чтобы страсти наши улеглись, чтобы их было как можно меньше. Но жизнь – борьба, и это радостно, что все-таки в нашей жизни есть борьба, потому что если бы все было легко и просто, тогда и заслуги нашей в этом никакой не было бы.

Вопрос телезрителя: «Я подарила дочери цепочку с крестиком – она впала в ярость, со злостью швырнула крестик, закричала, что в Бога не верит. Что с ней? В ней бес?»

– Ну что ж искать сразу беса в своей дочке... Надо было просто взять этот крестик, встать потом дома на молитвы и поплакать: «Господи, прости меня за то, что я такая нерадивая! Воспитала свою дочку, недодала ей в свое время, может быть, где-то любви, не дала ей христианской закалочки, не воспитала ее в любви к этому крестику, который я ей подарила, – к тому кресту, на котором Господь страдал за каждого из нас, в том числе и за нее. Не привила ей любовь к Церкви. Виновата! Виновата! Но виновата, наверно, в том, что сама тогда еще не ходила в храм, сама Бога не познала». Поэтому не надо ее в этом упрекать, надо ее пожалеть в этот момент, может быть, не показывая, слезно помолиться о том, чтобы Господь вразумил ее, проявлять любовь. Глядишь, и сердечко ее потихонечку через Вашу молитву         , через Вашу любовь умягчится, и когда-нибудь, конечно, она осознает, что поступила не совсем хорошо, обидев самого дорогого человека, который есть в жизни, отвергнув подарок, который был сделан из глубины души, с чистым сердцем.

Но еще часто бывает – мы провоцируем людей. Мы знаем отношение к Церкви наших близких, еще что-то, но начинаем всячески пытаться их как-то к этому обратить: то книжечку подсунуть, то иконочку подарить, то еще что-то. Видя, что это вызывает в них раздражение, мы все равно продолжаем это делать. Может быть, надо все-таки другой путь показать? А часто бывает так, что мы сами не являемся примером христианской жизни для наших близких, а от них хотим, чтобы они были внутри Церкви.         Исправьтесь сами, измените что-то внутри себя. Ну а если боль причинили, помолитесь, попросите Господа. Главное, искренне молитесь за своих детей, потому что надо не забывать об этом каждый день, а не только тогда, когда вот такая боль, еще какие-то проблемы в жизни наших детей случаются. Молитесь за них каждый день, слезно просите, чтобы Господь не дал им погибнуть, чтобы Господь дал им силу преодолевать невзгоды, которые встречаются на их пути, и прежде всего дал мудрость познать Господа и принять Его в свое сердце. Потому что жизнь очень скоротечна, очень быстро пролетает.

– Может быть, это капризы в силу возраста, еще что-то. Мы не знаем возраст этой девочки, поэтому, может быть, не все так страшно.

– Если маме 68 лет, то это уже не совсем девочка, уже взрослый человек. Да, мы не знаем их взаимоотношений. Может быть, даже не столько крестик этот раздражал, а само действие – здесь масса причин может быть. Но не надо ее упрекать, не надо из этого делать проблему.  Как Господь говорит: «Приходите в дом, говорите: мир дому сему». Приняли вас – будьте в этом доме. А если не приняли, то уходите из этого дома. Вы сделали это искренне, от всего сердца – слава Богу, если это было так. Если это было по-другому – вот и результат такой получился.

Вопрос телезрителя: «Говорят, что Бог посылает испытания по силам человека, правильно? И вот пример: человек зависимый, больной пытался избавиться от этой страсти. Во время реабилитации умирает. Получается, испытание ему было не по силам? Почему ему не был дан Богом ни один шанс? Он просто умер – теперь исправить ничего нельзя. Я не думаю, что он был самым великим грешником на этой земле, а без воли Бога даже волос не падает, как говорят. Почему такой результат?»

–  Объяснить волю Божью и не всегда возможно. Почему Господь в тех или иных ситуациях так поступает? Почему умирает младенец, который еще совсем не согрешил, который, в общем-то, только пришел в этот мир? Почему люди умирают в юности    или совсем молодыми? И наоборот – бывают старики, которые живут много-много лет и никак умереть не могут. Почему Господь продлевает эту жизнь  – это тайна Божия. Но уже человек пошел на реабилитацию. Наверное, сначала он, по крайней мере, принес покаяние в том, что совершил тот или иной грех, и в сердце своем имел желание исправиться от него. Господь знает сердце каждого из нас. Ведь Господь знает, что должно было быть дальше. Может быть, вот это был как раз пик его духовной жизни, которая даст ему возможность преодолеть мытарства и наследовать Царствие Божие. А если бы он остался жив, может быть, прошел бы реабилитацию, но кто знает, как глубоко мог бы пасть потом, и неизвестно, чем  бы все это закончилось.

Мы, к сожалению, на земле живем измерением сегодняшнего дня и сегодняшней нашей жизни здесь. Христианин же живет немножко другими ценностями: он живет Промыслом Божьим и надеждой на жизнь вечную. Здесь же все равно временно – независимо от того, как долго или коротко мы будем здесь. Для Бога вообще человеческая жизнь на земле – это мгновение, а потом есть вечность. Поэтому не надо искать причины, почему Господь это сделал, а принимать волю Божью, как бы тяжела она ни была. Действительно, нет неисполнимого перед Богом. Господь дает человеку силы, Господь укрепляет, и крест, который мы несем, не может быть меньше тех сил – Сам Господь об этом говорит.  К сожалению, нам не всегда так кажется. Мне очень нравится притча, когда один человек, идя по пустыне, видел рядом с собой еще одни следы. Это Господь шел рядом с ним, потому что тот верил. Но вдруг ему стало плохо и тяжело, и он не увидел этих следов. Он начал роптать: «Как же так, Господи? Когда мне хорошо, Ты был рядом, шел рядом. Когда мне стало плохо, Тебя рядом со мной не оказалось». И Господь сказал: «Глупый ты человек! Когда тебе было хорошо, Я шел рядышком, а когда было плохо – нес тебя на руках».

 Если мы верим в Бога, если стремимся жить с Богом, то преодолеваем любые несчастья, любые невзгоды, любые трудности, встречающиеся на нашем пути. Если мы живем без Бога – это, конечно, сложнее. Я в своей жизни для себя точно знаю, что с Богом нет безвыходных ситуаций. С Богом бывают временные трудности, какими бы сложными они ни были, как бы иногда, может быть, они ни затянулись, но это все равно временно. Рано или поздно тем или иным образом все разрешится. А неверующий человек, к сожалению, впадает в депрессию, в уныние и иногда очень нехорошо от этого кончает свою земную жизнь, потому что не верит в Бога и понимает, что в данной ситуации выхода у него нет, исправить он ничего не может, сделать ничего не может. И жить он так больше не может и не хочет. А дальше уже возникают те проблемы, которые, к сожалению, и близкие чаще всего исправить уже не могут, и остается надеяться и уповать только на милосердие Божие.

– Но мы, православные, увы, тоже часто падаем, иногда даже больнее.

– Мы падаем, но у нас все-таки есть надежда на то, что Господь нам даст возможность встать. А когда такое уныние возникает в безвыходной ситуации, это уже показатель нашей веры. Тут мы должны задуматься, насколько все-таки мы верующие. Господь говорит: «Не заботьтесь – Я забочусь о вас. Я птиц питаю, цветы одеваю». Если мы жизнь свою проанализируем, увидим, что действительно Господь-то всегда ведет нас. Вот только нам хочется по-другому. Поэтому и по старцам бегаем. К одному идем, к другому идем: «Батюшка, благословите!» А потом прибегаем к приходскому священнику и говорим: «Вот меня старец благословил, а я этого выполнить не могу. Что мне теперь с этим делать?» Но если ты не хочешь выполнять то, что тебе говорят, зачем  спрашиваешь? Мы хотим жить так, как мы хотим; плюс ко всему считать, что мы с Богом, мы верим в Бога, пока у нас все хорошо. А другие наоборот: пока у них все хорошо, о Боге не задумываются, а когда начинаются какие-то проблемы, тогда начинают вспоминать Бога, приходить в церковь, вначале обвиняя Бога: «Как же так, Господи? За что Ты мне это сделал?»  А если сердце пришло к Богу, то Господь человека укрепляет, помогает пережить порой даже самые сложные ситуации в жизни.

 – Вопрос телезрителя: «Часто слышу, что правильно молиться святым, чтобы не отвлекать Бога. В дни памяти святых принято обращаться к ним. Миллионы православных приносят свои нужды к святому – тот, соответственно, молит Бога о миллионах нужд. А какая разница в молитве Всемогущему Богу напрямую и человеку, хоть и святому?»

– Разницы, в общем, никакой нет.

– Первый момент такой: чтобы не отвлекать Бога.

– Что значит: мы отвлекаем Бога? Бог принимает молитву каждого, если эта молитва идет из глубины сердца, если это искренняя молитва. Почему мы молимся святым угодникам? Мы опять же не молимся всем подряд, а тем, которые близки нашему сердцу, как-то вошли в нашу жизнь, которых мы, может быть, наиболее прочувствовали.

И не святой дает нам то или иное просимое у него, а по его молитвам Господь дарует нам то или иное, в зависимости от того, с чем мы обращаемся к святому или к Богу. Поэтому главное – молитва, а не то, к кому она обращена. Знаете, иногда проще поговорить с заместителем, чем обратиться к начальнику. Легче и проще, потому что, может быть, до конца сердце начальника мы не познали, а с заместителем у нас сложились добрые отношения. Поэтому Бога-то мы любим, но побаиваемся иногда, что он нас где-то накажет, иногда лишний раз боимся, но просим-то чаще всего житейское. Просили бы терпения, смирения, кротости, любви ­– вот тогда чего побаиваться? А святой – живой, он был такой же, как мы. Понимаем, он достиг святости, но все равно был тоже грешным человеком, поэтому он нам близок, и мы просим его, чтобы он за нас помолился, укрепил нас. Своей молитовкой пытаемся усилить молитвы этого святого. Поэтому главное – чтобы молились, а уж как мы молимся, через кого свое сердце открываем Богу – это не самое главное.

 Главное, что хочу сказать: не надо святых ставить на один уровень с Богом. И когда мы молимся перед иконой того или иного святого, мы молимся первоначальному образу, то есть Самому Богу, образу Которого мы является подобны. И Господь Своею благодатью дает возможность быть ходатаями за нас тем или иным угодникам Божиим.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос к празднику святителя Николая Чудотворца. Все прекрасные прошения есть в акафисте: «Радуйся, Никола, великий Чудотворче!» Каких чудотворений мы можем просить у него? Понятно, что в первую очередь, наверное, прощения грехов. А в житейских нуждах?»

– Спасибо за вопрос. Вот опять Вы хотите, чтобы прямо по пособию. У нас много всяких сайтов, на которых рассказывается, какому святому в каких обстоятельствах надо молиться, у кого что просить.

Слышит Господь любого, кто искренне обращается к Нему, а не между делом. Почему молятся святителю Николаю? В чем помогал святитель Николай? Помогал немощным, неимущим. Когда от греха надо было избавить человека, который не имел возможности дать приданое своим дочерям и должен был их пустить на блудное жительство, Господь через святителя Николая посылает три узельца злата, которые дали возможность девушкам сохранить чистоту свою и выйти замуж. Мы знаем, что при кораблекрушении обращались с молитвой к святителю Николаю, чтобы по его молитвам Господь даровал покой морю. Он невинных людей от заключения, от смерти спасал – и здесь ему молятся. Почему его угодником называем? Потому, что через него Господь угождает нам. Обращаться можно со всем, с чем хочет обратиться к Богу наше сердце, только надо думать, на пользу нам это идет или не на пользу. Не надо сразу список создавать: святитель Николай, ты мне сейчас вот это дай, потом это дай, а потом это дай – надо еще самому для Бога что-то делать: отдавать свое чистое сердце, вести праведную жизнь.

– Батюшка, есть продолжение вопроса про крестик, который выкинули: «Дочь замужем уже восемь лет, Бог не дает им детей, врачи говорят – бесплодие. Я посоветовала ей сходить в церковь, исповедоваться, покаяться – ни в какую не хочет. Может, это наказание за отношение к Богу в ее жизненной ситуации?»

– Не надо рассуждать, что это такое, надо принимать это как факт. Вы молитесь, живите своей христианской жизнью, дочка уже выросла, воспитывать ее и вразумлять уже поздно, можно только являть собственный пример для нее. Как она будет нести свой крест, какой выход из положения будет находить – это ее дело. Мы знаем, что император Николай долго наследника не имел – молились, и в паломничество ездили, и к преподобному Серафиму ходили. Пришло время, и Господь дал им наследника. Совсем недавно мне звонил знакомый, просил помолиться, говорит: «Мы 15 лет вместе жили, у нас ребенка не было, сейчас жена беременная, ждем ребенка – помолитесь». Дай Бог, чтобы Господь их укреплял. Господь пошлет, если это нужно, но мы же иногда хотим быть Марфушенькой-душенькой: хочу, хочу, хочу, сейчас хочу, в этот момент… А готов ли ты в этот момент?

 Часто бывает, что по молодости не хотим детей, хотим для себя пожить, и когда Господь дает нам детей, мы от них избавляемся тем или иным образом. А когда мы созрели, тот лимит, который Господь нам отпустил, к сожалению, закончен. Почему Церковь не приветствует добрачные отношения между людьми? К сожалению, добрачные отношения приводят к тому, что женщины убивают часто своих детей в утробе, а потом родить не могут – это уже последствия… Не бойтесь рожать, когда Господь вам это дает, а уж если Господь дает понести крест, то со смирением понесите этот крест, а если уже понимаете, что надежды нет, – все равно отчаиваться не надо: сколько обездоленных детей, которым вы могли бы дать частичку своей любви... Имейте надежду, имейте веру, живите по-христиански, тогда и Господь, может быть, по-другому будет смотреть на вас.

– Я инвалид-колясочник, каждый день молюсь дома перед образами, не имею возможности побывать каждое воскресенье в храме. Я пребываю в грехе в этом случае?

– Нет, родной; укрепи Вас Господь в Вашем делании. Уже счастье, что Вы молитесь каждый день. Сейчас практически в каждом доме есть если не компьютер, то телевизор, и в воскресный день всегда можно найти телеканал «Союз» или «Спас», на которых транслируется богослужение. Если мы не имеем возможности побывать в храме Божием, то ничто не мешает нам сосредоточиться на молитве дома. Знаете, можно и в храме проспать и не быть на службе, а можно быть далеко от храма и быть с Богом рядышком. Главное, не забывайте, что необходимо причащаться;  когда наступает такая потребность в Вашем сердце, призывайте священника, чтобы он приходил к Вам домой и причащал Святых Христовых Таин,  потому что это та благодать, которая укрепляет, помогает нам на протяжении всей нашей жизни, каждую минуту, каждую секунду. Потому что Сам Христос в этот момент входит внутрь нас, мы принимаем Его. Нет большей благодати в Церкви, чем Евхаристия.

– Как увидеть свои грехи? Хожу на исповедь, причащаюсь, исповедую грехи, а все кажется, что-то упустила.

– Потому что живем, не задумываясь, грехи упускаем, не помним. Живем по накатанному: как-то идет и идет... Привык человек материться и матерится, не задумываясь над этим. Надо уметь себя контролировать. Наверное, до конца нет этого осознания, что что-то в нашей жизни неправильно. В вечерних молитвах есть повседневное исповедование, но мы все это проговорили и даже не вслушались, в чем вообще согрешили-то. Как раз в этот момент надо и задуматься над тем, как я сегодня днем прожил, что совершил, где был не прав, где нарушил закон Божий… Не просто: «во всем грешен» (проще сказать – во всем). Мы не задумываемся над своей греховной жизнью (и вообще над духовной жизнью), поэтому не видим своих грехов и к исповеди так готовимся: «Ах, я завтра пойду причащаться, вот в этом согрешил». Список грехов почитал – там все есть. А начинаешь спрашивать – не во всем, милые мои. У каждого есть конкретный грех, в чем нужно принести покаяние. Серьезнее надо относиться к себе. Мы же следим за своим телом, следим за своей внешностью, за своей одеждой – так должны и за своей духовной жизнью следить.

– Всегда ли полезна милостыня для людей, которые стоят у храма? Мне говорят: «Этим не давай, они пропьют», а я даю. Что делать?

– И давайте. Главное, чтобы ваше сердце было чисто. Вы даете Богу – ради Бога,
мы сегодня об этом уже говорили.

– Скажите, отец Алексий, как можно найти священника, который согласился бы стать духовным отцом?

– Молитесь, просите, общайтесь со священником, не окунайтесь сразу же в восторг… Походите к священнику, исповедуйтесь у него. Прикипит, откроется ваше сердце для него – ну и будьте рядом с ним, не откроется – ну что ж, может быть, не ваш путь, не ваше место, поищите другого,  но особо не бегайте. Все равно закончится одним – все священники практически одинаковы:  все мы служим Богу, все мы властью, данной от Бога, прощаем и разрешаем те или иные грехи. Молитесь. Нет пророка в своем отечестве – мы все ищем старцев, какой-то святости, а рядом с собой находящихся священников, добрых, хороших, искренних, не замечаем; нам надо, чтобы всеобщая молва была, тогда туда бежим. Главное, не стоять на пути, ходить на исповедь, исповедоваться, причащаться – Господь Сам подскажет вам, сердце ваше подскажет, ваш это человек или не ваш.

– Батюшка, вот что самое главное в деле спасения? Меня как-то один монах в лавре спросил об этом, я начал перечислять: любовь, терпение – еще много всего. Он говорит: главное – не тормозить.

– Не останавливаться, конечно, на этом пути. Но притормозить иногда бывает полезно, останавливаться нельзя.

– Видимо, «не тормозить» было в хорошем смысле этого слова.

Благодарим Вас за то, что сегодня были с нами, благодарим наших телезрителей, которые задавали свои вопросы.

– Спасибо, дорогие телезрители, за то время, которое вы сегодня провели вместе с нами. Хочу поздравить вас с днем памяти  великомученицы Варвары, что завтра совершает Церковь, с грядущим днем святителя Николая. Чтобы по его молитвам и по молитвам великомученицы Варвары Господь укреплял всех вас. Чтобы в эти дни Рождественского поста мы все-таки помнили о том, что идем  Рождественским постом, готовя себя к великому празднику Рождества Христова. Помощи всем Божией.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать