Беседы с батюшкой. Всякие ли видения от Бога?

4 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Господь да благословит вас, друзья, на все доброе. Призываем всех усугубить молитвы о здравии одного из выдающихся современных пастырей иерея Валерия Духанина. Как вы все, наверное, хорошо знаете (по крайней мере, постоянные зрители нашего замечательного телеканала), отец Валерий очень нуждается в молитвенной, моральной, а порой и материальной поддержке, так как проходит сейчас поприще тяжелого недуга. Он уповает на Бога, борется по мере сил. Давайте не останемся равнодушными. Помолимся усердно за дорогого пастыря отца Валерия, замечательного и талантливого церковного писателя, чтобы Господь простер Свою руку, исцелил отца Валерия, чтобы он подольше на земле совершал поприще своего пастырского служения на радость всем нам, своим близким, своей семье, своей пастве.

На экране вы видите адрес социальной службы Троице-Сергиевой лавры – lavra.tv. Там вся информация и о состоянии здоровья отца Валерия, и о том, какая помощь необходима ему. Кстати, и многим другим, в том числе многодетным семьям; социальная служба лавры ведет достаточно обширную работу помощи людям, которые находятся в нужде.

– Тема нашей сегодняшней передачи – «Всякие ли видения от Бога?» Почему Вы эту тему выбрали?

– Каждый год в конце января Святая Церковь чтит память преподобного Антония Великого. В эти праздничные дни после святок невольно мысленный взор верующих обращается к опыту святых, память которых чтит Святая Церковь. Их богатейшее сокровище духовного опыта, которое они стяжали и которым поделились в своих творениях, актуально в том числе и в наше время. Хотя мы живем в эпоху самых разных информационных технологий. Это создает у современных людей иллюзию, что они всё знают, если имеют возможность легко погрузиться в море информации, имея в руках смартфон. Буквально несколькими нажатиями пальцев ты погружаешься в мир самой разной информации, которую порой даже не успеваешь переварить. Некогда даже вспомнить о Боге, о своей собственной душе, о своем предназначении, о том, для чего Бог нас создал, к чему мы должны стремиться, для чего живем на земле, с чем должны бороться на самом деле (со своими страстями), о том, как стяжать добродетели.

 А люди, жившие в предыдущие века, когда не было таких информационных технологий, таких скоростей, такой суеты, как сейчас, имели реально большие возможности позаботиться о своей душе. Опыт святых, которые жили в предыдущие века, слава об их подвигах, их пример быстро распространялись среди людей. Люди старались научиться доброму примеру, то есть искали добрые, светлые, позитивные примеры, а не негативные, как порой бывает в наше время.

Жизнь преподобного Антония Великого, несмотря на то, что нас отделяет от него уже много веков, поражает именно глубочайшим самоотвержением. Он возлюбленного Господа, Христа, всегда видел перед своими духовными очами. Именно распятого Спасителя, Который пролил Свою кровь за спасение всего человеческого рода. Это лицезрение перед собой Христа – Бога, ради нас ставшего Человеком, понуждало многих подвижников тех веков на бескомпромиссную борьбу с миром, плотью и дьяволом. Преподобный Антоний Великий – как бы яркое знамение той эпохи. На него равнялись в то время все – сановники (даже святой император Константин Великий равноапостольный о нем знал), архипастыри, в частности выдающийся святитель той эпохи Афанасий Великий, чье произведение я бы рекомендовал всем, дорогие друзья (в частности, третий том). Хотя бы один раз в жизни почитайте житие преподобного Антония, которое написал его ближайший ученик и очевидец – святитель Афанасий Великий. Его жизнь не может не зажигать внутренней ревностью в подражании его подвигам.

Что мы знаем, помним о преподобном Антонии? Родился он в богатой, знатной семье египетских христиан в те времена, когда еще было гонение на Церковь. Но получил дома начатки христианского воспитания. Рано – в возрасте 18 лет – он остался сиротой. Его родители скончались, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Он стал обладателем достаточно обширного по тем временам имения. Казалось бы, можно было жить в свое собственное удовольствие, служить своим собственным страстям. Но в храме за богослужением преподобный Антоний услышал евангельское чтение, которое читается в 30-ю неделю по Пятидесятнице (совсем недавно мы слышали, в прошлый воскресный день, это евангельское чтение), где Господь, обращаясь к богатому юноше, задавшему вопрос, что делать, чтобы иметь жизнь вечную, говорит: «Если хочешь быть совершенным, раздай имение твое – и будешь иметь сокровище на небесах».

Услышав этот призыв, юноша, будущий преподобный Антоний, воспринял это как глас Божий лично к нему. Малолетняя сестра еще нуждалась и в заботе, и в материальной помощи, он оставил ей значительную часть. Все остальное же продает и уходит подвизаться недалеко от селения. В те времена (это как раз на заре монашества в Египте) далеко в пустыню еще не уходили, а недалеко от селений подвизались по двое-трое, иногда по одному. Подвижники изучали Священное Писание, упражнялись в непрестанной молитве,  рукоделии, послушании друг другу. Более опытные руководили менее опытными. Преподобный Антоний, как мудрая «пчела»  (так описывает святитель Афанасий Великий его житие), у каждого из подвижников той эпохи собирал «нектар», брал именно то, что необходимо ему для духовного возрастания.

Весьма скоро враг нашего спасения, видя такую ревность, такое стремление к добродетельной жизни, очень жестоко  восстал на этого подвижника. Как мы вспоминаем слова святого апостола Павла из Послания к Ефесянам, наша брань, наша настоящая борьба не против крови и плоти, а против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Современный человек привык к комфорту, к относительному распорядку дня, когда все на своем месте, жизнь достаточно безопасна... И когда мы читаем, как подвизался преподобный Антоний и его ученики, вообще монахи той эпохи, может показаться, что это фантастика, что это совершенно нереально. Это полное самоотвержение, вкушение хлеба один раз в неделю, и то после захода солнца, это практически ничего не пить, бороться со сном, это постоянное рукоделие и молитва. Уходили подвизаться в гробницах. В Египте было много гробниц, куда еще в древние века клали покойников египтяне, еще язычники. Подвизались в таком месте, жили в таком месте, где положены тела давно усопших людей…

– Чтобы все время помнить о смерти?

– Помнить о смерти, помнить постоянно, что мы здесь живем временно, что предстоит перейти в вечность и дать ответ перед Богом. И была сама по себе максимально неблагоприятная для служения своим страстям обстановка. Из жития преподобного Антония напомню очень важный, переломный эпизод его жизни. Враг настолько восстал на преподобного Антония, что демоны буквально чувственным образом, то есть не только умозрительно, духовно, но в телесном виде являлись к нему, устрашали его в образе диких зверей или разбойников и даже наносили ему тяжелейшие физические раны, страдания, то есть избивали его.

У него был друг, с которым он поддерживал духовную связь, один мирянин. Он раз в неделю  приносил ему немножко хлеба и воды, а его рукоделие уносил продавать; вырученные же средства раздавал нуждающимся. Придя однажды, он увидел юного монаха Антония избитым, израненным, окровавленным и даже подумал, что тот уже неживой. Он с большим трудом поднял Антония, принес в селение, думая, что уже надо готовить его к погребению. Поздно ночью преподобный Антоний пришел в себя и говорит своему другу: «Зачем ты принес меня сюда? Отнеси меня обратно, я хочу умереть на месте своих подвигов».

– Какое самоотвержение…

– Да. Человек совершенно не берет себя в расчет, говоря словами преподобного Паисия Святогорца. Друг вынужден был послушаться его, отнес  на то же самое место... Сам преподобный Антоний впоследствии рассказывал своим ученикам некоторые эпизоды своей жизни, своей духовной брани – для их назидания, их духовной пользы.

В эту ночь, как только зашло солнце, демоны в великом множестве вновь окружили его, и он с мужеством, достойным настоящего воина Христова, сказал: «Вот я здесь. Если что-то можете, сделайте со мной, я вновь пришел на место своих подвигов». Они набросились на него с великой яростью и чуть не лишили  жизни. Он из глубины сердца взмолился Богу. И вдруг великий свет, свет нетварный, осиял всю гробницу. Демоны исчезли, и умиротворение, превышающее всякое понимание даже в воображении человеческом,  водворилось в сердце юного подвижника Антония. Он обращается к Господу с такими словами: «Где был Ты, милостивый Боже, когда враги так люто истязали меня?» И слышит кротчайший голос Спасителя нашего: «Я был здесь, Антоний, и видел борьбу твою. Отныне демоны не будут иметь такой власти над тобой».

Из дальнейшего жития великого аввы мы знаем, что он затворился в пещере на двадцать лет, вкушал лишь один раз в неделю немного хлеба и воды после захода солнца. То, как он провел эти двадцать лет, осталось вне поля человеческого ведения. Никто из людей не был свидетелем этого самоотверженного подвига. Но слава о его подвижничестве, молва о том, что где-то есть подвижник, который двадцать лет не выходит, не видит лица человеческого, в молитве, богомыслии, труде проводит свою жизнь, быстро распространялась. И люди (некоторые движимые любопытством, но основная масса людей – желанием увидеть святого человека, поучиться у него, подражать его подвигам) стали к нему стекаться. После долгих просьб преподобный Антоний наконец-то отворил двери своей кельи.

Как вспоминает святитель Афанасий Великий, как раз очевидец, ученик преподобного Антония, когда после двадцати лет, проведенных в пещере, уединении, преподобный Антоний вышел, все изумились, что за двадцать лет даже облик его не изменился. Он не был чрезмерно истощен, хотя практически ничего не ел. Святитель Афанасий пишет, он не был утучнен, казалось бы, от малоподвижного образа жизни. Великая ясность ума, внутреннее благородство, и ни на мгновение даже он не превознесся, не стал тщеславиться, увидев большое стечение людей.  Думаю, вы согласитесь со мной, дорогие друзья, современный человек, когда вдруг осознает, что стал предметом всеобщего внимания, сразу тщеславится, напыщенно, важно себя ведет, с важностью что-то говорит... С глубокой простотой и смирением преподобный Антоний отвечал на вопросы людей, которые пришли к нему за назиданием, и тут же по своей молитве исцелял и одержимых злыми духами, и страждущих тяжелыми болезнями.

С этого времени преподобный Антоний стал настоящим путеводителем для множества желающих подражать его жизни. Все очаги монашеской жизни в Египте наполнились ревностными подражателями его подвига. Знатные вельможи, военачальники продавали свои имения и уходили в пустыню, чтобы жить так, как живет человек Божий.

– Наверное, современному человеку невозможно приблизиться хотя бы даже к подражанию Антонию Великому?

– Но мы, по крайней мере, стараемся, помня наставления подвижников, близких к нам по времени, в частности преподобного Паисия Святогорца, преподобного Порфирия Кавсокаливита, ныне здравствующего на Святой Горе ученика преподобного Паисия старца Гавриила. Он очень часто говорит: ты старайся делать что можешь, а Господь восполнит то, что ты не можешь. Разумеется, когда мы читаем такие удивительные жития, мы отдаем себе отчет, что это нам не по силам, мы не можем нести таких подвигов, таких постов, непрестанных молитв…

– Большое спасибо Вам за рассказ об Антонии Великом.

Вопрос телезрителя: «Можно ли доверять видео, где человек в одежде монаха, священника рассказывает о своих снах, видениях (или какой-то голос рассказывает ему о грядущих бедах и прочих ужасах)? Как к этому относиться?»

– Благодарю Вас, очень актуальный вопрос. Если раньше мы читали книги (книгу можно было почитать, перечитать, осмыслить), то сейчас погружаемся в смартфон. Естественно, в нашу эпоху много самой разной информации в Интернете. Вы правы, порой сомнительная, провокационная информация выдается под маской, что якобы она духовная. Действительно, есть на YouTube целые каналы, где люди (даже вроде бы в священном сане, кто-то в монашеской одежде, кто-то просто позирующий на фоне иконы или храма) распространяют видео религиозного содержания.

Но если посмотреть внимательно, беспристрастно, спокойно, без эмоций на содержание такого видео, то вы можете заметить некоторую закономерность. В первую очередь это чаще всего спекуляция на теме апокалипсиса – будущих или настоящий бедствий. Тут верующему человеку надо помнить, что эсхатология – часть догматического учения Православной Церкви. Это учение Святой Церкви о последних судьбах мира. Это учение надо изучать трезвомысленно, спокойно, с упованием на Бога, с верой и, самое главное, в русле святых отцов Церкви, а не руководствуясь фантазиями или плодом воспаленного воображения отдельных людей, даже если они внешне напоминают людей духовных.

Создатели этих роликов эксплуатируют не совсем душевно здоровых людей. Безусловно, это очень аморально, безнравственно. Так же, как в обществе, к глубокому сожалению, наблюдается и такое, когда эксплуатируют людей с ограниченными возможностями, заставляют их собирать деньги, а потом эти деньги отнимают. Мы все понимаем, как это безнравственно. Еще более безнравственно эксплуатировать душевно нездоровых людей.

На эти ролики посмотришь и видишь, что человек нуждается в молитве, в помощи, причем в помощи врача соответствующего профиля… Есть «интересный» канал, – «канал истины». Там в сюжетах то облака стали ниже к земле, то Благодатный огонь перестал сходить, то Черное море не сегодня-завтра взорвется, то в храмы уже ходить нельзя, потому что ночью кто-то услышал голос, что в храмы ходить больше нельзя…И третий момент, на который хочется обратить ваше внимание, – это игра на тщеславии, на страстях: провоцировать нездоровый интерес. Даже пишут: «Посмотри быстрее ролик, его удаляют из Интернета!» Дорогие друзья, их не собирается никто удалять, их для этого и размещают, чтобы люди, невнимательные к своей собственной душе и склонные к чему-то новенькому, как раз на это и попадались.

 Господь говорит в Святом Евангелии: по плодам их узнаете их. Надо смотреть по плодам, по своему внутреннему ощущению после того, как ты что-то подобное посмотришь, где люди с возбужденными лицами, горящими глазами рассказывают, что уже все, надо куда-то бежать… Уходить с работы, в храм ходить нельзя. Если главная мысль, что надо куда-то бежать от самого себя, то несложно догадаться даже богословски не совсем подкованному человеку, что здесь есть спекуляция на религиозных чувствах; на самом деле это именно истерия, настоящая душевредная провокационная информация. С ней надо быть очень осторожным.

И последний нюанс. Сами создатели такого рода видеопродукции, таких сайтов закрыты для диалога. Мои знакомые обращались к некоторым, писали свои комментарии или задавали вопросы. Комментарии удаляются, на вопросы никто не отвечает. То есть создатели этих роликов к спокойному, уважительному диалогу неспособны. Это уже о чем-то говорит.

– Почему же эти ролики, которые содержат фальсификацию, так популярны? Даже среди верующих людей.

– Я бы позволил себе немножко Вас поправить: не столько среди верующих, сколько среди людей околоцерковных, склонных к обрядоверию. Вы правы, они себя верующими называют и считают, но если с ними пообщаться, «покопаться» в душе, видно, что там скорее оккультизм, обрядоверие, подлинной духовной жизни там нет, о ней даже очень слабое представление. Среди таких людей, естественно, подобные ролики популярны, потому что они провоцируют интерес к последним временам, Апокалипсису и так далее.

Но даже верующие люди иногда проявляют к этому интерес. По какой причине? Потому что сами подобного рода ролики построены таким образом, что там все намешано... Там есть цитаты из Священного Писания, Апокалипсиса в частности, цитаты из святых отцов – как древних, так и живших уже в последние века; высказывания подвижников благочестия. Плюс сновидения, голоса, прогнозы людей не совсем душевно и духовно здравых, о которых мы сейчас говорили; и какие-то технические новшества – фотографии, видео реальных катаклизмов (землетрясения, наводнения, цунами и так далее). Все вместе это представляет неудобоваримую кашу – 50% меда, 50% дегтя…Человеку, который внимателен к своей душе, не хочет своей душе повредить, такого рода видеоролики смотреть очень небезопасно.

– Вопрос телезрителя: «Часто встречаются верующие, которые очень любят священников требовательных, жестких, окормляющих их через какое-то прямое послушание. Может, нужно все-таки скорее принимать это как совет от священника, нежели прямое указание к действию. Скажите, пожалуйста, как лучше строить духовную жизнь мирянину, окормляясь в храмах, в обычных приходах нашей Церкви?»

– Священное Писание – это слово Божие, это светоч для нашей души. Совсем недавно мы праздновали Богоявление Господне, читалось Евангелие о том, как Господь пришел на Иордан креститься от святого Иоанна Предтечи. А святой Иоанн Предтеча был, по словам Самого Спасителя, больший из всех рожденных женами. Посмотрите внимательно: святой Иоанн Предтеча, пророк и Креститель Господень – это самый яркий, недосягаемо высокий образец настоящего проповедника покаяния. Он, безусловно, строгий, очень строгий, в первую очередь к себе, потому что носил одежду из верблюжьего волоса, ел лишь акриды и дикий мед.

И когда он вышел с проповедью, когда благодать Духа Святого его вывела на проповедь, то все стекались к нему, потому что молва о нем всколыхнула всю общественность. Приходили люди самого разного рода. Пламенный и строгий проповедник покаяния обращается к людям. В Евангелии от Луки, если внимательно почитаете, вы увидите образец настоящего строгого пастыря, проповедника покаяния. И смотрите, как строгость соединена с глубочайшей рассудительностью, мудростью.

Читаем в Евангелии от Матфея, что когда стекались к нему люди, святой Иоанн Предтеча строго говорил, обращаясь к религиозным вождям: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите достойные плоды покаяния…» А в Евангелии от Луки, в третьей главе, мы читаем, как народ задает вопрос: «Что нам делать, наставник?» И он говорит: «Кто имеет две одежды, одну отдай неимущему; кто имеет пищу, поступи так же». Спрашивают его воины, то есть люди вооруженные, служащие,  живущие наверняка в расположении, в части, в казарме, что им делать. Он им дает конкретный ответ: «Никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованьем». Мытари спрашивают: «Учитель, а нам что делать?» Он говорит: «Не требуйте большего, чем повелено вам». То есть смотрите: строгость, но с рассуждением. Он же воинам не говорил, например: оставьте оружие, покидайте казармы, боритесь за мир во всем мире...

– Идите в пустыню…

– Или мытарям не сказал: перестаньте собирать подати. А посмотрите слова, сказанные царю Ироду. Иоанн ему не говорит: оставь корону, царство, стань простолюдином. Он ему говорит самое главное, и говорит бесстрашно, царю в лицо, что не должно ему иметь жену Филиппа, брата своего (Мф. 14, 3). Вот недосягаемый для нас пример настоящего проповедника покаяния, образец пастыря – строгого, но рассудительного. Он же не говорил мытарям, что они порождения ехиднины, а сказал это духовным вождям, сердце которых уже давно было готово и будущего Мессию распять. На примере святого Иоанна Предтечи мы видим, что настоящий пастырь – это человек, который обладает даром рассуждения.

Вернемся к преподобному Антонию Великому, о нем мы говорили сегодня в начале нашей беседы. К преподобному Антонию неоднократно собирались ученики, а ученики аввы Антония сами были величайшими подвижниками. Однажды у них зашла беседа о том, какая добродетель самая главная. Кто-то восхвалял непрестанную молитву, кто-то – пост, кто-то – бдение, то есть борьбу со сном, при которой никогда не дается отдохновение своему естеству, и многие другие строгие внешние и душевные, и физические подвиги. А сам преподобный Антоний подытожил, что самая главная добродетель – это рассудительность, именно дар рассуждения.

И вот у пастыря, в контексте Вашего вопроса, уважаемый телезритель, как раз и должна быть (очень желательно, чтобы была) рассудительность, чтобы он знал, что сказать каждому. Но тут есть еще один нюанс. Когда мы спрашиваем священников, мы тоже должны понимать, что мы сами хотим.

Преподобный Паисий рассказывал, а записали сестры монастыря, что люди подходят и сами не знают, что хотят. «Батюшка, жениться мне или не жениться, дайте ответ». Старец спрашивает: «А ты сам что хочешь?» – «Не знаю, батюшка; что Вы скажете». Старец: «Ну, есть заповедь Божия: да оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей (Мк. 10, 7–8); если хочешь, то создавай семью». – «А я вот как-то не уверен, смогу ли я любить одну». – «Ну, если не уверен, тогда подожди, не спеши». – «Батюшка, а я один же жить не могу, плоть бушует, мне нужно срочно жениться». – «Ну, если так срочно надо, ты подумай, помолись, найди…» – «А я все-таки не уверен, ту ли я найду; может, надо кого-то другого».

То есть человек задает вопрос – и сам не знает, чего хочет. Поэтому не только священнику желательно быть рассудительным, но и нам всем надо трудиться и просить Бога, чтобы Господь даровал рассудительность, чтобы ты понимал, что ты хочешь.

– Как быть, если нет рядом человека, с которым можно посоветоваться, нет духовного отца? С кем можно поделиться своим опытом и понять, от Бога какое-то видение или нет?

– Как определить, допустим, какие-то чрезвычайные ситуации, видения? Или сон кому-то приснился, какие-то голоса… Очень хороший критерий нам оставили святые отцы Церкви. В частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» дает разъяснение о чувственном и духовном видении духов. Святитель Игнатий – выдающийся богослов, святой отец XIX века, как бы суммировал предыдущий духовный опыт. И преподобный Антоний Великий, на которого мы сегодня ссылаемся в нашей беседе, поделился своим богатейшим духовным опытом с учениками, с монахами.

Этот критерий – внутреннее состояние. Его нужно оценить и понять самому. Вот ты что-то услышал, что-то приснилось, показалось, что-то тебе переслали, какое-то потрясающее видео на религиозную тему, которое призвано перевернуть душу... Смотришь – и определяй свое внутреннее состояние: у тебя уныние, печаль, безотчетная тоска, тревога, необъяснимые страхи? Желание куда-то бежать, бросать работу, семью? Или главная мысль – что уже все пропало… То есть уныние, страх, подавленность, малодушие, полностью теряется надежда на Бога... О Боге вообще забываешь, настолько информация перегружает, давит. Возникает вместе с чувствами безотчетной тоски, тревоги и страха чувство раздражения ко всем, к самым близким людям. Порой говорят: «Не могу понять, у меня необъяснимое раздражение к близким людям, я не знаю, что готов сделать». Человек не может понять, откуда в нем это. Все это признаки, что с тобой происходит что-то не от Духа Святого, не от Бога. Вот и первый признак. Враг свои плоды скрыть не может, и действия врага нашего спасения явственно видны именно по таким плодам.

– Вопрос телезрительницы: «Мы сейчас живем в атмосфере переизбытка информации, и у каждого в WhatsApp’е есть по нескольку групп. Нередко пересылаются сообщения о молитвенной помощи, в частности просьбы принять участие в молитве по соглашению. Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу. Второй вопрос: когда кто-то оказывается в трудной ситуации, нередко приходится слышать, что раз Бог попустил это, значит, так тому и быть; и не стоит вмешиваться, пусть человек выходит из этой ситуации сам. Что Вы на это скажете?»

–  В Святом Евангелии говорится: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И самая главная молитва по соглашению – молитва на Божественной литургии, когда мы собираемся в храме. Во время богослужения священническая молитва из Служебника (миряне могут об этом не знать, а пастыри знают однозначно) перед третьим антифоном как раз воспроизводит эти слова Святого Евангелия: «двое-трое собраны во имя Мое». Чтобы молитва была по соглашению подлинной, действительно настоящей,  должна быть общая боль, общее сострадание, какое-то сочувствие.

Например, в начале передачи мы говорили об отце Валерии. Отец Валерий Духанин – мой близкий друг, мы вместе учились. Естественно, его судьба, судьба его семьи мне близки.  Близки и многим, кто вместе с ним учился, его духовным чадам, тем, кто читал его книги. Тем людям, которые хоть раз в жизни соприкасались с этим добрым, талантливым, бескорыстным пастырем – настоящим пастырем Церкви.

Молитва по соглашению – это когда мы объединены общими болью, состраданием, сопереживанием за человека, которого знаем. Такая молитва и может быть по соглашению. Сомолитвенниками в ней могут быть и двое, и трое, и десять, сколько угодно людей, объединенных любовью и вниманием.

Если же (я предполагаю, в каком ключе Вы задаете вопрос) молитву по соглашению ставить на финансовые рельсы и делать некий проект региональный или глобальный, который называется молитвой по соглашению, то лично я, раз уж Вы меня спросили, едва ли могу понять такое. Может быть, я что-то не понимаю в духовной жизни, но я точно не могу понять, как можно объединить молитву и финансовый проект. Это все-таки вещи немного разные. Поэтому насчет финансового проекта лучше спросите того, кто лучше в этом разбирается. А молиться мы можем только тогда, когда мы человека знаем и есть взаимная любовь, сострадание. Тогда только молитва будет подлинной. Каждый вечер Вы можете читать канон или Псалтирь или класть поклоны – и Ваша душа будет переживать за конкретного человека, за его боль, Ваши мысли будут посвящены ему. А если финансовый проект, где тысячи людей, которых Вы не знаете, – будет ли это на самом деле молитва? Вот большой вопрос.

Второй заданный Вами вопрос. У кого-то возникают какие-то проблемы, порой можно слышать: вот коллегу отругали за что-то, наказали; самые разные проблемы бывают. И мы внутренне дистанцируемся, говорим: «Ну, Бог же попустил, это же не без воли Божией,  пусть он сам выкарабкивается, сам решает такие проблемы».

Мне кажется (да и не только мне, наверное, но и всем вам), что это глубоко неправославный подход к жизни. Действительно, мы знаем догматическое учение Церкви: ничего в этой жизни не происходит без воли Божией или без попущения Божия. По крайней мере, Господь все видит и знает.

Но если Господь попустил кому-то за что-то страдать, то Он попустил и тебе об этом узнать, ты рядом. Предположим, зимой кто-то споткнулся, упал, подвернул ногу, лежит, стонет. Ты проходишь рядом. Можно тешить себя мыслью: ну, раз Господь попустил, значит, пусть он лежит и стонет. Но ты оказался рядом. Господь тебе попустил быть рядом и смотрит, как ты себя проявишь, свои христианские, человеческие лучшие качества. Безусловно, тут надо помочь. Не прикрываться выражением, что раз Бог попустил, значит, так человеку и надо. Потому что есть еще один нюанс: Бог сегодня попустил ему, а завтра может попустить это тебе для пользы души. Поэтому золотое правило – мы знаем эту заповедь Спасителя: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Ты хотел бы,  когда у тебя какая-то беда, болезнь, скорбь, нужда, чтобы тебя просто оставили в покое? («До свидания, тебе Бог попустил, давай сам».) Это, конечно, совершенно не христианский подход.

– Вопрос телезрительницы: «Помогите разобраться в такой ситуации. В одной из наших епархий мы встречаемся иногда с проблемами по вопросу причащения на дому немощных людей. Как только попросим священника приехать причастить, сразу же нам вопрос: “А что, человек умирает?” Обращаемся к другому священнику и опять слышим тот же вопрос: “А что, он умирает?” Как нам поступать?»

– Да, непростая ситуация. И дело здесь не в какой-то конкретной епархии; иногда существуют не совсем правильные традиции, которые могут укорениться в том или ином месте. Скажу со всей определенностью, что в нашей Московской епархии другая традиция: у нас пастыри, священники, и сами делают встречные шаги. Если более-менее знаешь, где есть пожилые люди, которые долго не появлялись в храме в силу состояния здоровья, не исповедовались и не причащались, то вежливо, деликатно, спокойно напоминаешь родственникам: ваша мама (бабушка, отец) давно не причащалась; если желаете, мы готовы прийти соборовать, исповедовать, причастить. И порой люди откликаются с великой охотой, говорят: «Ой, да мы забыли…» Вот что значит сила хорошей традиции.

У святителя Игнатия написано о хорошем навыке, когда молодой священник после семинарии попадает в атмосферу, где он учится правильной традиции. Я предполагаю (так как точно не могу знать) – в некоторых епархиях другая традиция, сложившаяся, может быть, в советские годы. По крайней мере, в советские годы такое было в некоторых епархиях. Даже скажу вам более: не только спрашивали, умирает ли человек, а иногда и спрашивали: «Он (она) томится?» Как будто речь идет, простите, не о человеке, а о пирогах в духовке. Если человек не томится, значит, пока еще рано. К сожалению, это горькие пережитки очень непростой эпохи.

Поэтому, уважаемая собеседница, я Вас в первую очередь призываю не спешить никого осуждать – это самая главная аксиома духовной жизни.

А если Вы оказались в ситуации, что надо близкого человека причастить? Вы подходите к священнику и слышите вопрос, умирает ли человек, томится или не томится. Учитывая, что цена вопроса очень высока (пожилой человек…), спокойно говорите: «Да, батюшка, томится в ожидании, пока Вы проявите свои самые лучшие пастырские христианские качества и придете его (ее) причастить». Священник спрашивает, умирает ли? Скажите: «Мы все умрем, батюшка, рано или поздно, просто не знаем когда, но он (она) мне близкий человек и очень ждет, чтобы Вы пришли и его (ее) напутствовали Святыми Дарами». То есть спокойно, вежливо, деликатно, без дерзости, без осуждения. Но я Вам советую, а Ваше право принять или не принять мой совет: если такая традиция существует, надо ее понемногу исправлять, перенаправить в более нормальное христианское нравственное русло.

– Как все-таки человеку правильно реагировать, если он слышит, видит необычные голоса, сны, видения и не может определить, от Бога они или нет?

– Если что-то подобное  произошло с Вами или  Вашими близкими, самое первое правило – тут же бежать на исповедь. Возьмите книжечку «В помощь кающемуся» (хорошее издание есть у Троице-Сергиевой лавры) или любую другую. Если Вы давно не были на исповеди, большая вероятность, что непонятные явления происходят именно поэтому. Когда ходишь на исповедь часто, тебе уже не до видений, не до откровений, не до голосов, не до попыток кого-то осуждать и куда-то бежать из Церкви. Еще раз обращаю внимание – когда часто исповедуешься.  Если что-то подобное произошло – это первый сигнал: Вам надо идти на исповедь.

Заранее можно исповедь себе облегчить, записав свои грехи на листочке. Встаньте в конце очереди – не вперед. Не надо говорить: «У меня было видение, пустите меня вперед, у меня было великое открытие!» Встаньте в конце очереди, подойдите последним и смиренно начните исповедь: «Батюшка, хочу покаяться, у меня очень большое искушение по причине моей оторванности от христианской жизни, моего долгого отсутствия на исповеди, по причине того, что не молюсь или молюсь невнимательно, что Священное Писание регулярно не читаю, святых отцов не читаю, не умею ни терпеть, ни смиряться, ближних немощи понести не могу. И у меня произошло искушение – приснилось, слышал голос, что в храм ходить не надо, надо в лес бежать или в пещеру, в овраг, на болото».

Кратко расскажите содержание этого видения с целью, чтобы батюшка Вам дал какое-то врачебное средство для исцеления души. Священник может посоветовать, например, почитать Псалтирь или канон покаянный; или хотя бы по двенадцать земных поклонов делать каждый вечер. И в первую очередь не обращайте внимания на свои видения. Священник примерно так и ответит. Воспользуйтесь его советами.

В заключение я зачитаю для наших дорогих телезрителей из «Слова о смерти» святителя Игнатия выдержку из наставлений преподобного Григория Синаита новоначальным монахам. Новоначальный монах – это по аналогии современный духовно неопытный христианин, мирянин. Что надо делать, если с тобой что-то произошло.

Самовластие человека удобно преклоняется к общению с сопротивными (с падшими духами), особенно самовластие не имеющих духовного знания, как находящихся под постоянным влиянием злых духов. Бесы близки к новоначальным и самочинным  (новоначальные – начинающие христиане, неопытные, а самочинные – кто слишком много о себе мнит), окружают их, распростирая сети помыслов, рвы падений и мечтаний пагубу… Не должно удивляться, если кто прельстился или даже сошел с ума, принял или принимает прелесть, или видит что противное истине, или говорит неподобающее от неопытности и неразумия. Неудивительно, если кто новоначальный обманут обольщением даже после многих трудов (то есть трудов над своей душой, и даже падали многие), ибо это случалось со многими древними и нынешними подвижниками...

И вот совет, который дает преподобный Григорий Синаит любому человеку, христианину: Ты никак не прими, если увидишь что чувственно или умом, вне или внутри себя, будет ли то образ Христа или ангела, или какого святого, или возмечтается и изобразится воображением в уме твоем свет: ибо и самому уму свойственна по естеству мечтательность, и он удобно составляет образы, какие желает, что обычно  не внимающим  себе строго, и чем они наносят вред самим себе. То есть никогда это не принимать, что бы ни увидел и ни услышал. Не принимать, считать себя недостойным этого.

Большое спасибо за беседу.

– Господь да благословит вас всех. Благодарю всех, кто задавал вопросы, кто терпеливо слушал; низкий поклон слушателям богословских курсов в Сергиевом Посаде, которые упражняются в познании богословских дисциплин. И еще раз всех вас призываю, дорогие братья и сестры: помолитесь о здравии отца Валерия Духанина, чтобы Господь смилостивился и продлил ему жизнь на благо Святой Церкви и на радость всем нам.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать