Беседы с батюшкой. Встреча с Богом как ветер радости (Божественные бифуркации)

29 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

– Наша сегодняшняя тема звучит так: «Встреча с Богом как ветер радости». Батюшка, встреча с Богом – это, наверное, самое главное, что должно произойти в жизни человека. Но часто для людей сохраняется, может быть, даже тягостное воспоминание от этой первой встречи, какое-то самоуничижение, осознание своего ничтожества; печаль, может быть, и даже уныние от своей греховности. Как Вы расцениваете такой опыт?

– Именно эта тема, по которой очень много вопросов задается, идет в цикле передач «Ветер радости». Ветер радости – это Господь. «Ветер» по-гречески – это дух радости, дух любви, наполняющий землю, наполняющий всю Вселенную, наполняющий душу человека. Встреча с Богом – это всегда наполнение души ветром радости. Если душа ветром радости не наполняется, то, возможно, это встреча не с Тем, о Ком мы сегодня говорим. Дело в том, что, несомненно, при встрече с Богом мы почувствуем свою полную немощь, но радость будет настолько многократно превосходящей, что это уже не будет иметь никакого значения.

Несомненно, встреча с Богом изменяет всю нашу жизнь; несомненно, она запоминается на всю жизнь, но на практике нередко происходит так, что чем больше люди погружаются в религию, тем больше входят в уныние, депрессию. И изучая свои грехи, они понимают, что спастись практически невозможно. Потому что даже когда они приходят в церковь на покаяние, то нередко происходит то, о чем все знают: каюсь, но не изменяюсь. Грехи не уходят, они приумножаются. Человек считает себя немощным, считает, что он не войдет в Царствие Небесное в вечности, а жить в Царстве Божием в этой жизни, как у Христа за пазухой, полагает себя недостойным, потому что видит в себе очень много грехов.

И следующий этап духовного повреждения (потому что это именно духовное повреждение) – это не встреча с Богом, это встреча с тьмой внешней, с порталом ада, который открывается в душе человека. Следующий этап духовного повреждения, когда люди начинают находить причинно-следственную связь своих личных грехов с цепью происходящих негативных событий. «Пришла беда – отворяй ворота, поделом мне за мои грехи». И постоянно добавляют: «Бог меня наказал, Бог меня покарал, я это заслужил, я человек недостойный, я человек грешный». В реальности вот такие встречи у православных людей происходят постоянно, регулярно в их жизни, в том числе и в церковной.

Как это можно вообще связать с ветром радости? При чем здесь Господь? Да, конечно, есть разное понимание Бога в разных народах, в разных верованиях, вероисповеданиях. У язычников было свое, у египтян свое, у ветхозаветных евреев свое. Бог там карающий, жестокий, суровый. Но вот именно Господь Иисус Христос показал единственное правильное описание Бога. То есть Бог Сын, Господь Иисус Христос, рассказывает о Боге Отце. Я имею в виду новозаветную притчу о блудном сыне. Любящий отец – это образ Бога. Причем образ Бога, открытый нам Самим Богом, устами Самого Бога. Единственное место в Евангелии, где устами Христа открывается перед нами Бог как любящий Отец.

И вот если исходить из того, что это наиболее достоверное дошедшее до нас представление, описание и осмысление Бога, то в евангельской притче о блудном сыне Бог предстает любящим Отцом. Там абсолютная свобода блудного сына. Когда блудный сын хочет уйти от отца, любящий отец не отговаривает его, отдает ему наследство, таланты и ни одного слова упрека не говорит; он просто любит его и ждет. И чем дальше блудный сын уходит от любящего отца, тем больше любит отец блудного сына.

Чем дальше люди уходят от Бога, тем больше Бог любит людей. И эта Божественная любовь ни в какой степени не влияет на волю сына, на волю дочери. Но это есть высшее проявление Божественной любви. Это дает человеку надежду и возможность вернуться к любящему Отцу, упасть на колени и сказать: «Прогневал я небо и Тебя и не достоин называться сыном (или дочерью), но прими меня хоть наемником в Свой дом». И подымет нас с колен Господь. И когда мы сделаем один шаг, Он побежит нам навстречу.

Именно этим отличается новозаветное понимание Бога от ветхозаветного понимания, когда в Ветхом Завете, в притче о блудном сыне, отец выгоняет сына со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Вот два понимания Бога: ветхозаветное – как карающего Судьи; и новозаветное – как любящего Отца.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Луки Христос рассказывает притчу о богаче и Лазаре. Там есть такие слова: И, кроме того, нас с вами разделяет столь глубокая пропасть, что никто, даже если бы захотел, ни отсюда к вам, ни оттуда к нам проникнуть не может. Получается, если человек при жизни своей не покаялся как положено, то никакие записки и молитвы ему уже не помогут?»

– На самом деле сегодняшний вопрос, с моей точки зрения, прямо по нашей теме. В чем же здесь, собственно говоря, проблема? Да, так сказано, что Лазарь находится на лоне Авраама, а богач находится в адской бездне и между ними непреодолимая пропасть. Это описание ветхозаветного рая и ветхозаветного ада. Лоно Авраамово не есть Царствие Небесное, двери закрыты, заперты; и ад абсолютно затворен. И вот именно высшее проявление любви Бога к людям: Он разрушает эту непреодолимую пропасть. Непреодолимая пропасть – это пропасть Ветхого Завета. Да, в то время это было непреодолимо.

Но когда Господь принял смерть на Кресте из любви к людям, за весь мир, сошел во ад, воскрес и разрушил державу смерти, Он разрушил вот эту непреодолимую пропасть. Поэтому до Первого Пришествия Христа было так. После Первого Пришествия Христа стало по-другому. И мы знаем, по древнему православному преданию, в день Архистратига Михаила милостью Божией Архистратиг Михаил опускает крыло в геенну огненную: она погасает, и грешники цепляются за его крылья. И именно во время этой службы, которая нередко служится ночью, читается вот эта молитва Архистратига Михаила на Божественной литургии: «Спаси, Господи, всех сродников моих, в адской бездне пребывающих, от колена Адамова».

То есть в вопросе, заданном телезрителем, – ветхозаветное понимание Бога. А мы говорим о том, что встреча с Богом – это всегда ветер радости. В новозаветном понимании Господь – любящий Отец. И наши молитвы за усопших предков, наше их поминовение, наши записки имеют колоссальнейшее для них значение. И еще большее значение имеет Божественная литургия, на которой можно вымолить всех усопших предков. То есть если в определенные дни Архистратиг выводит грешников из ада по Божьему благословению и под покровом Пресвятой Богородицы, то на каждой Божественной литургии Сам Господь их оттуда выводит.

Божественная литургия для древних новозаветных христиан имела особый смысл – поминовение усопших. Именно этому придавалось колоссальнейшее значение. Поэтому действительно ветер радости проникает в адскую бездну и угасает ее огонь, и души грешников восходят в рай. Именно в рай. Об этом говорится прямо в молитве Архистратигу Михаилу в дни его поминовения: 19 сентября и 21 ноября. В эти два дня происходит это дивное чудо по Божьему благословению.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «У меня семь лет назад произошла призывающая благодать, я пребывал в ней около трех лет. Потом наступила богооставленность (где-то на год), и потом уже я начал подвизаться. У меня были очень яркие проявления встречи с Богом, удивительные по своей яркости, по любви, по теплоте, по каким-то откровениям. И когда я вспоминаю о них и как бы делюсь своими воспоминаниями, той радостью, то многие люди, в том числе и священники, говорят, что это прелесть бесовская, что об этом лучше не рассказывать: было и было, забудь про это. Но я не могу эту встречу с Богом, которую вспоминаю, вот так воспринимать. То есть встреча с Богом для меня была очень радостной, я о ней до сих пор помню и хотел бы вновь вернуться к этой любви. Как мне к этим словам относиться?»

–  Я думаю, на такой вопрос может ответить только сам человек. Стяжание благодати Святого Духа является нашей главной целью. И когда человек встречается с Богом, то никаких сомнений в этом быть не может. Это внутренний покой, это радость, это свет, это любовь ко всему миру, это такое состояние, которое меняет всю жизнь человека.

Может ли это быть проявлением какого-то искушения? Дело в том, что, конечно, могут быть разные искушения, в том числе и вот эти духовные состояния, о которых человек сказал. Вы знаете, я бы про состояние прелести поостерегся вот так просто говорить. Был такой схиигумен Савва в Псково-Печерском монастыре, он говорил так: «Сказать другому человеку "ты в прелести" – это хула на Святого Духа». И как это вообще можно определить? Ведь только Господь знает это состояние.  Я думаю, если возникают какие-то сомнения, когда об этом говорят даже очень авторитетные люди, нужно оставаться именно наедине с собой. Причащайтесь регулярно и просите Бога, чтобы Он Вам открыл, что это было: духовное отрицательное состояние, или заболевание (например, психическое, которое может также отчасти проявляться в подобном виде), или все-таки Ваша встреча с Богом.

Конечно, тот спад, который был после этого, больше всего говорит о некоем психосоматическом состоянии, некоей циклотимии, циклических сменах настроения: подъем, потом спад за счет сильного истощения. Но была ли встреча с Богом – только Вы можете сами это почувствовать. И когда причащаетесь, пробуйте сопоставлять, та ли радость появляется, которая была? Просите Бога открыть это перед Чашей, и Он Вам  покажет.

Но я бы дал такой совет: когда человеку плохо, никогда не надо оставаться наедине с этим, надо этим обязательно делиться, чтобы это плохое ушло. А когда происходят встречи и благодать, то лучше помалкивать об этом и хранить это все-таки внутри, более закрыто. Потому что когда Вы будете это рассказывать людям, которые не имеют подобного духовного опыта, это может вызвать у них смущение, искушения, неправильную оценку. Я не берусь оценивать такое состояние, но Господь точно знает, была эта встреча или нет. Если Вам было хорошо в этот период – Вы двигались в правильном направлении. Однако если после этого стало плохо – что-то произошло не так.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Жизнь прожить – не поле перейти; она полна скорбей, переживаний, утрат. Но хочу спросить: нас ждет двадцать мытарств, через которые мы должны пройти, и как все-таки к ним подготовиться, чтобы дать отчет на суде и пройти эти мытарства? Судя по книге, которая написана про Феодору, это крайне сложно. Второй вопрос: подскажите, пожалуйста, насколько важно и нужно обязательно на каждой службе поминать усопших? Насколько нам это нужно? Или все-таки это лучше им, если мы поминаем своих родственников или каких-то друзей, которые уже ушли в загробный мир?»

– Я начну с усопших, вопрос очень важный. Еще раз говорю: огромно значение литургии в поминании усопших. Это надо в первую очередь им, но не в меньшей степени и нам. Потому что если наши усопшие предки будут в раю, то и нам от этого будет хорошо. И когда они будут во тьме внешней, в бездне находиться, в геенне огненной, мы так или иначе косвенно будем чувствовать это тоже. Поэтому это надо и им, и нам.

Иногда усопшие люди приходят во сне, и человек даже не знает, что делать. Обязательно сразу же подать на поминовение и как можно больше о них молиться. Лучше их поминать вообще всегда, это очень важно. Даже можно в домашней молитве их поминать тоже регулярно. То есть это очень важно, это устанавливает особый духовный мост. Это крайне важно для них и для нас. Потому что если они находятся в геенне огненной, они не могут за себя помолиться; мы единственные, кто может им в этом помочь. Потому что мы живем во времена Первого Пришествия Христа, любящего Отца. И именно в этот период мы можем им оказать огромную помощь, а в ветхозаветное время эту помощь люди не могли оказать. В этом огромная разница, и надо использовать по максимуму эту возможность.

Что касается того, что трудно спастись… Понимаете, в чем дело? Слово «трудно» неправильно выбрано; думаю, невозможно вообще. Но невозможное для людей возможно для Бога. Никакие наши дела, никакие наши подвиги, никакая наша благочестивая жизнь не приведут нас к спасению. Но к спасению приведет то, о чем сказал Господь: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам».

То есть главная задача должна быть: навигатор души наводим на Царствие Небесное. И как тот разбойник, распятый на кресте, в смертный час говорим: «Господи, помяни меня во Царствии Своем». То есть мы спасаемся в этом мире, уподобляясь благоразумному разбойнику. Тогда наверняка спасемся. Если же не уподобимся таковому, а скажем: «Навряд ли мы вообще спасемся», – Господь не сможет нас спасти, потому что насильно нельзя взять человека в Царствие Небесное.

Но если мы правильно наведем навигатор души на Царствие Небесное, то в этом мире  окажемся в Царстве Божием и будем жить как у Христа за пазухой. Вот именно в этом мире мы окажемся уже во внутреннем благодатном свете – и у нас будет отчасти восстановлено видение райского сада. Это то, о чем нам постоянно говорили святые, о чем постоянно говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся».

И еще очень важный вопрос. Конечно, нужно спасать в первую очередь себя, потому что у нас нередко так бывает, что наши современные православные христиане во многом не ощущают Бога как новозаветного любящего Отца, а больше ощущают как ветхозаветного праведного Судию. Он будет праведным Судией при Втором Пришествии, но мы пока живем при Первом Пришествии. И они, находясь сами в мрачном расположении духа, в состоянии полной греховности, немощности и невозможности спасения, пытаются ко Христу кого-то приводить; например, своих родственников. А дети, глядя на таких родителей, говорят: «А мы не хотим быть такими, как вы, мы не хотим жить так, как вы живете, мы не знаем, какому Богу вы поклоняетесь, но что-то нам не нравится в вас самих».

Почему же мы не светимся особым духовным светом? Именно спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся. Чтобы, глядя на нас, люди говорили: «Хотел бы я быть православным христианином. Ну да, конечно, они встретились с Богом, они живут в мире чудес, у них все получается, Бог во всем им помогает, потому что они православные христиане». Это когда мы действительно поклоняемся Богу – любящему Отцу, когда ветер радости наполняет наши души.

Но нередко бывает так, что мы уходим от Бога, уходим в противоположную сторону от Царства Небесного, направляем навигатор души, сами того не зная, в сторону адской бездны. Нам становится все хуже и хуже, мы утопаем в болоте греха, блуждаем в заколдованных лесах, попадаем в темные пещеры и говорим: «Поделом нам, по грехам, Бог попустил. Конечно, Он нам это все попустил, мы это заслужили, так нам и надо, мы великие грешники». А может быть, этот крест мы сами себе создали, потому что мы живем по судьбе? Посеешь поступок – пожнешь привычку; плохие поступки дают плохие привычки, плохие привычки дают плохой характер, а плохой характер дает судьбу.

На самом деле современный крест многих людей, когда говорят «жизнь прожить – не поле перейти», – нередко результат полного своеволия и полного непонимания Бога и ухода в другую сторону. Как совместить это с жизнью у Христа за пазухой? А кто мешает жить как у Христа за пазухой? Для этого надо совершить, я бы сказал, духовный подвиг. Однажды осознав, что ты находишься в болоте, сказать: «Господи, забери Ты свободу моей воли и штурвал моей судьбы в Свои руки, я больше не хочу жить по своей воле, я хочу жить, Господи, по Твоему Промыслу».

И вот тогда окажется, что будет восстанавливаться видение райского сада – и закроется темный портал души. Часть той самой широкой души русского человека, где вмещается и Бог, и сатана, по слову Федора Михайловича Достоевского, сузится до одного Бога. Надо закрыть темный портал, отдать штурвал своей судьбы в Божьи руки, просить: «Господи, дай мне радость жить по Твоему Промыслу». Это не значит, что исчезнут все искушения и трудности. Нет. Человека будут сжимать, он, может быть, даже внешне будет чувствовать себя не очень просто: как та подводная лодка, которая погружается на большие глубины – и от давления воды трещит ее корпус. Но в душе у него будет тишина и покой. Ибо сказано: …иго Мое благо, и бремя Мое легко.  И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Если мы, труждающиеся и обремененные, движемся к Богу, но не успокаиваемся, то куда мы движемся? Может быть, мы движемся в сторону адской бездны, к адскому порталу? В этом, наверное, вся проблема. И происходит это только лишь по одной причине: Господь ведь именно в Новом Завете восстанавливает духовную сущность христианства. Он так и сказал, что Новый Завет – это Тело и Кровь Его, непрестанное причастие: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя Нового Завета». Именно потому, что мы не выполняем главную духовную заповедь Бога, не причащаемся регулярно, мы попадаем вот в эти болота и дебри.

– К нам поступил вопрос через группу «ВКонтакте» (может быть, он житейский, сугубо практический): как справиться с ревностью? Батюшка, как Вы считаете? Вопрос от лица женщины.

– Я бы так сказал: не только с ревностью, но и с другими духовными немощами человеку справиться абсолютно невозможно. Потому что любая попытка преодолеть некое зло – это включение в духовную борьбу. А встреча с Богом подразумевает отдание своей воли в Божьи руки. Это сатана с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Бог не борется с сатаной. Если Господь явится во всей силе Своей Божественной любви, весь мир зла просто сгорит в этой любви, от него ничего не останется. То есть невольно, борясь с чем-то, мы фиксируемся на этой проблеме, и от этого проблема усиливается, она становится только больше.

Абсолютно невозможно справиться с ревностью, потому что это состояние, которое очень мучает человека; состояние, которое, возможно, ему даже передалось генетически, по наследству. Такое тоже может быть в данном случае. Здесь только обращение к Богу за помощью, чтобы Он помог это преодолеть.

Но можно ли сказать, что ревность к какому-то человеку есть высшее проявление недоверия к Богу? Ведь если мы доверяем Богу, то мы понимаем: если мы какому-то человеку доверяем, то мы ему доверяем. Если он захочет нас обмануть, он нас все равно обманет, мы никогда этого не узнаем. Но подозрение в обмане, которого нет, практически лишает нас возможности встречи с Богом. Потому что тем самым мы проявляем Ему недоверие. Мы говорим: «Господи, я Тебе доверяю, но все-таки я его проконтролирую, потому что он, наверное, меня обманывает». То есть практически, если нет доверия к Богу, то нет и верности Его заповедям. То есть в таком состоянии, как ревность, вот этот корабль, который движется курсом на Царство Небесное, садится на подводный риф и получает страшнейшую течь. Только Господь может снять его с этого рифа и заделать  пробоину.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Только что батюшка говорил про притчу о блудном сыне. Как же прийти к Отцу, чтобы Он меня принял как блудную дочь? И почувствовать, что Он тебя принял… Мне так хочется, чтобы Он меня принял, я даже хуже этого блудного сына. Я только надеюсь, что Он меня примет. Правильно ли я делаю, что очень-очень надеюсь? И еще в Евангелии Петр спросил: "Господи, а кто же тогда спасется?" И Господь Иисус Христос говорит: "Невозможное человекам возможно Богу". Как это понять?»

– Отчасти уже этот ответ был в сегодняшней передаче: невозможное человеку возможно Богу. Я говорил о том, что никакими нашими добрыми делами спастись абсолютно невозможно, что бы мы ни делали. Надо говорить именно как разбойник: помяни меня, Господи, во Царствии Своем. Я хочу сказать, что для спасения необходимо иметь некое дерзновение и понимание того, что спасаемся мы по любви Божией. Но мы должны этого искать прежде всего, выполнить то, о чем сказал Господь: ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам.

Как прийти к Богу? К Богу мы приходим, когда идем к Причастной Чаше, на таинство Святого Причастия. У нас многие действительно благочестивые православные люди любят обязательно совершать паломничества по святым местам и выстаивают длинные очереди к святым мощам. Это все очень хорошо, благочестиво и правильно, но когда к Чаше с Телом и Кровью Христа, к Богу не стоят такие очереди, то в этом есть что-то неправильное. У нас нет приоритета ценностей, у нас нет этого понимания.

А у многих людей есть такое понимание: «Ну как же встретиться с Богом, как же можно причаститься? Надо сначала стать святым, надо сначала стать безгрешным, а потом прийти ко Христу». Но помните, что Причастие – это исцеление грешников, а не награда праведников. И вот перед Причастной Чашей, когда Вы придете, Вы так и говорите: «Господи, прости меня! Прости, как блудного сына, прости, прости, прости. Прогневал небо и Тебя, не достоин я называться сыном (не достойна называться дочерью), но хотя бы наемником возьми». И увидите, как обнимет Вас Господь; Вы почувствуете это прощение, почувствуете ту тишину, ту благодать, тот мир, ту любовь, которые возникнут в Вашей душе. Приходите с сокрушенным сердцем, благодарностью и радостью. Да, мы грешные, но Господь-то любящий, и Его любовь многократно перекрывает все наши грехи.

А лукавый говорит: «Ты такой грешник! Тебе там нечего делать, не приближайся к Чаше, ты что? Стань сначала святым». Как если бы некий тяжелобольной пришел в лечебницу (лечебница – это церковь), а в приемном отделении больницы ему бы сказали: «Слушай, у тебя такое состояние здоровья! Ты вообще сначала приведи себя в порядок, вылечись, а потом приходи в нашу больницу, ты же здесь можешь умереть. Ты что? Нет, мы таких не принимаем, в нашей больнице лечатся только здоровые люди». Вот так у нас получается. Если бы такое произошло в медицинской практике, наверно, эти врачи, которые так приняли больного, были бы серьезно наказаны, вплоть до запрещения работать. Поэтому помните: чем больше грехов, тем надо более приближаться к Богу и просить Его помочь любить Его. Потому что чем больше мы болеем, тем больше Он нас любит, как любые любящие родители любят больше больных детей. Я думаю, это очень важно.

И вот мытарства Феодоры… все думают о грехах. Вы думайте о благодати, Господь все управит. Положитесь на Него, не ломайте над этим голову. Умрем – узнаем, как все будет. Но говорите: «Господи, я очень хочу, очень хочу в Царство Небесное». Как разбойник: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем». Как Вы думаете, был ли этот разбойник на мытарствах? Я отвечу: конечно, нет. Бог же ему сказал: нынче же будешь со Мною в раю. Скажут: но он же был рядом с Богом! А Причастие? Причастная Чаша – это не то же самое? Ядый Мою Плоть, пияй Мою Кровь во Мне прибывает, и Аз в нем. То есть Бог еще и внутри нас пребывает. Для разбойника Он был внешним, рядом с ним, а здесь – внутри нас. Вы представляете, насколько таинство Причастия является мощным и действенным средством!

Феодора, вероятно, имела такое духовное видение от людей, которые действительно не причащались по каким-то причинам. Думаю, мы будем больше на разбойника ориентироваться. Мне как-то это внутреннее и проще; во-первых, потому, что все мы так или иначе духовные разбойники, вольно или невольно. И все мы грешные люди, но мы в радости пребываем, потому что Господь у нас любящий Отец. Это же ветер радости, и мы надеемся на чудо.

Знаете, в квантовой физике есть закон бифуркации. Все законы природы работают до точки бифуркации, а когда наука доходит до этой точки – все летит вверх тормашками. Считалась незыблемой константой скорость света. В прошлом году китайцы провели особый эксперимент, в котором в сто миллионов раз преодолевается скорость света. Они встретились с бифуркаций. Когда мы встречаемся с Богом, мы попадаем в совершенно другие духовные состояния, и все грехи, все бесы, все темные порталы рушатся. Божественная любовь, Божественный свет все растворяет, все поглощает в одном случае: если мы будем прежде искать Царствия Небесного и правды его. Все же остальное приложится нам.

– Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Батюшка объяснял, что радостью не надо делиться; и не надо пребывать в одиночестве, когда череда несчастий. Я хотела бы задать ему вопрос. Я сейчас нахожусь в таком состоянии, что называю себя “узником одиночества”. У меня покойная мама говорила: что нашел – молчи, потерял – молчи. А вот делиться тем, что волнует, или какими-то своими переживаниями надо. Я живу одна, у меня два года назад была стрессовая ситуация; я до сих пор в ней нахожусь, не могу никак с этим справиться. Случилось несчастье, у нас дети погибли в округе, десять человек, в том автобусе была моя внучка, которую я растила до 5 лет. Мы ее вымолили, она жива, но сейчас она инвалид; ей 12 лет.

Я просто хочу о верующих сказать. Те, кто меня знает уже не один десяток лет,  какое-то равнодушие проявляют. И вот сейчас у меня такая ситуация с детьми: можно сказать, блудная дочь и блудный сын. Они с меня по миллиону требуют за свои доли в квартире. Наши верующие знают об этом, потому что я человек прямолинейный и открытый; я не могу все это переживать, тем более что у меня были две операции на сердце, стоит кардиостимулятор. Я как в замкнутом пространстве, никто не звонит, даже не интересуется, жива я или нет. О детях я вообще уже ничего не говорю, Бог им судья. Моя задача только молиться. И дал бы мне Господь пожить немножечко для того, чтобы, может быть, хоть как-то их продвинуть к Богу.

А знакомые верующие, которые меня знают много лет, – все как будто залегли на дно. Меня вот это возмущает. Я звоню сама одной, другой: «В чем дело? Я не могу понять. Если я в чем-то не права, скажите мне, люди, об этом напрямую, в лицо, чтобы я не переживала, подумала и, может быть, исправилась». Никто из тех женщин, которые глубоко верующие и ездят по святым местам (знаем друг друга уже лет тридцать), ничего мне не сказал; наверное, боятся…»

– Я это воспринимаю как крик души, как исповедь. Скажу следующее: мы в нашем храме будем за Вас обязательно молиться. И мы верим в то, что все у Вас поменяется. Но Ваша ошибка в том, что Вы, в общем-то, невольно обиделись на Бога. Не прямо, косвенно, а через вот этих людей. Все-таки надо приходить ко Христу на таинство Святого Причастия, принимать Тело и Кровь Христа и просить Бога, чтобы ветер радости наполнил Вашу душу. Он обязательно к Вам придет.

Да, тяжелые испытания, но очень важно, конечно, все-таки не отойти от этого. Все трудности могут приблизить к Богу, а могут удалить от Бога. Вы немножко удалились. И дело не в людях. Вы говорите: я человек одинокий. Но не может быть православный человек одиноким. У него есть с одной стороны ангел-хранитель, а с другой стороны – демон-искуситель. Какая ни есть, а компания, всегда на троих можно сообразить. А поэтому будем за Вас молиться, чтобы ветер радости Господь наполнил Вашу душу.

– Вы уже говорили о точках бифуркации. Хотелось бы еще задать Вам вопрос о симметрии. Я знаю, что Вы разрабатываете эту богословскую тему.

– Дело в том, что все современные научные открытия, в том числе квантовой физики, показывают, что основной закон Вселенной – это симметрия Божественной любви. Вся Вселенная абсолютно симметрична. Что это значит? Вот ученые находят частицу, значит, обязательно есть античастица. Ее долго ищут, потом находят. И во Вселенной абсолютно полная гармония. Именно закон симметрии помогает ученым совершать величайшие открытия.

Я Вам рассказал о том, что китайцы получили скорость, в сто миллионов раз превышающую скорость света. И физики сейчас находятся в довольно-таки шоковом состоянии в связи с этим. Считалось, что нет скорости выше скорости света.

Они взяли одну частицу на орбите вокруг Земли, а другую античастицу на Земле. И при изменении частицы  изменялась античастица. Скорость, большая в сто миллионов раз, – это бесконечность на самом деле. Ученые посчитали, что количество атомов в нашей Вселенной – десять в 80-й степени. А число десять в сотой степени обозначает бесконечность. Эта цифра (десять в сотой степени) называется google (google – это бесконечность). И с точки зрения современной квантовой физики сейчас экспериментально открыли десять измерений, причем шесть измерений свернуты в четырех. Это самые последние астрофизические открытия квантовой физики в 2016–2017 годах. И, конечно, с точки зрения симметрии темная сила всегда работает под симметрию.

Я говорил о том, что некоторые люди используют ветхозаветное понимание Бога. Вот это – асимметрия. Симметрия – это любовь, асимметрия – это болезнь. Ад не симметричен Богу, зло не симметрично добру, сатана не симметричен Богу, он находится за пределами симметричной Вселенной Божественной любви, во тьме внешней, где плач и скрежет зубов. И зло постоянно пытается предстать в виде некоей симметрии. Нет, это асимметрия, это как ржавчина на металле, как червяк в яблоке, как болезнь в человеке, это духовные заболевания.

И помнить надо следующее: все зло в этом мире проходит через людей. Как сказал святитель Иоанн Златоуст в своей молитве: «Избави меня, Господи, от человек некоторых и бесов и всякой иной непотребной вещи». «Человек некоторый» выше бесов; человек открывает портал своей души в мир зла, и через этот портал бесы насыщают наш мир. Но человек открывает и портал в рай. Надо закрыть темный портал и стать абсолютным генератором Божественной любви.

– Спаси Господи! Еще хотелось бы задать Вам вопрос об уже наступившем Рождественском посте. Как Вы считаете, как наполнить его радостью?

– Я думаю, что по возможности, конечно, задача любого поста – как можно меньше «вкушать» своих ближних. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Старайтесь максимально причащаться – насколько возможно. Но раз в неделю как минимум. Если возможно, то чаще. Вот это – самая главная задача. И вы почувствуете, что пост – это самое радостное, самое светлое время, когда ветер радости Господь наполняет души людей. И помните: все зло временно. У зла есть время появления и время исчезновения. В конечном счете оно обязательно исчезнет. Когда явится Господь в Своей симметрии Божественной любви, вся асимметрия зла исчезнет. И в этом отношении духи злобы поднебесной пребывают в постоянном неврозе, они обкладывают человека ловушками. И вот наступает бифуркация – встреча с Богом, встреча с непредсказуемым. И все планы темной силы обрушиваются.

Поэтому, главное, помните: нам никто не страшен, когда с нами Господь. И самое главное в этом посту – постарайтесь, чтобы каждый из нас стал генератором Божественной любви, чтобы, глядя на нас, все люди говорили: конечно, это православные люди, им помогает Сам Господь.

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы