Беседы с батюшкой. Великий пост

9 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– Сегодня тема нашей передачи: «Течение поста продолжается». Отец Олег, как Церковь готовит нас к началу Великого поста?

– Очень интересной подготовкой являются воскресные Евангельские чтения, которые предваряют начало Великого поста. Мы читаем Евангелие о мытаре и фарисее, Евангелие о блудном сыне, Евангелие о Закхее. Что такое, например, Евангелие о мытаре и фарисее? Это Евангелие о «самом хорошем» и о «самом плохом» прихожанине. «Самый хороший» – это фарисей, который ходит в храм достаточно регулярно, постится два раза в неделю, жертвует десятую часть из всего, что имеет. Это настоящий, полновесный прихожанин.  

А мытарь скорее всего «захожанин», который не посещает храм Божий с регулярностью. Но есть принципиальное отличие мытаря и фарисея. Фарисей как бы наслаждается своими преимуществами перед мытарем. Он говорит: «Слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот мытарь». А мытарь проявляет величайшее сокрушение. Он боится войти в храм, он стоит где-то при пороге, бьет себя в грудь и только произносит одну фразу: «Боже, милостив буди ко мне, грешному».

И в Евангелии сказано, что мытарь вышел из храма более оправданным, нежели фарисей. Таким образом, мытарь – это образ самого плохого прихожанина. Это Евангелие как бы говорит: «Может быть, ты самый духовно слабый человек на приходе, но наступает время поста – дерзай, как дерзал мытарь, который бил себя в грудь и говорил: "Боже, милостив буди ко мне, грешному"».

Евангелие о Закхее, в свою очередь, – это Евангелие о самом плохом человеке в городе. Кто такой был Закхей? Во-первых, он был не просто мытарь – он был начальником мытарей. Мытари были коллаборационисты, они собирали подати в пользу римских оккупантов. Так Закхей был еще и глава этих мытарей – коллаборационист в квадрате. То есть самый плохой человек в городе. К тому же город не очень удачный – Иерихон, это проклятый город. А Закхей был проклятым в силу того служения, которое он совершал в качестве мытаря и начальника мытарей.

Но Закхей искал видеть Иисуса, ибо хотел знать, кто Он. Это Евангелие как бы нам говорит: «Может быть, Вы самый плохой человек в городе, но если Вы будете использовать время поста для того, чтобы увидеть Иисуса, очищая свое сердце (как известно, чистое сердце Бога узрит), то это уже неплохо».

И блудный сын – самое слабое звено в семье. И если кто-то в своем доме является самым никудышным членом семьи, его может вдохновить Евангелие о блудном сыне. Этот сын взял имение отца (то, что ему как бы принадлежало из этого имения) и все расточил, живя распутно. Ушел в какие-то поля Моавитские и там все расточил. Но в какой-то момент, когда он все потерял, вдруг в его сознании вспыхивает мысль: «Встану, пойду к отцу моему». И отец, увидев его издалека, побежал к нему навстречу и заключил его в объятия отчие.

Таким образом, Евангелия, которые вводят нас во дни Великого поста, как бы говорят нам: «Может быть, ты самый плохой человек в городе, как Закхей. Но ты используешь время поста, чтобы искать Иисуса, чтобы понять, кто Он. Может быть, ты – слабое звено в семье, как блудный сын, который, живя распутно, все расточил. Но, может быть, при этом у тебя будет желание в дни поста сказать самому себе: "Встану, пойду к отцу моему". Может быть, ты как мытарь – никудышный прихожанин, но ты проявляешь смирение. А время поста – это время смирения. А как мы знаем, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Таким образом, эти воскресные Евангелия как бы вводят нас во время Великого поста и обозначают вот такими темами смысл поста: исправить то, что еще можно исправить. И, на мой взгляд, это очень серьезная подготовка. Потому что мы не просто воспринимаем эти чтения как некие темы на воскресный день, а у нас целые недели – о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне. То есть мы можем все это обсуждать, чтобы дерзать. Как дерзал Закхей, как дерзал мытарь, как дерзал блудный сын. А время поста  –  действительно время духовного дерзания, когда человек видит целью поста именно перемену образа мышления.

– Отец Олег, не считаете ли Вы, что как раз никудышному, никчемному человеку, как Вы сказали, «слабому звену», легче прийти к покаянию?

– Совершенно так. Христос говорит, что первыми в Царствие Божие идут блудницы, мытари и грешники. Почему Он так говорит? Потому что такие люди не испытывают иллюзий относительно самих себя. А если кто-то считает себя благочестивым, праведным, то ему не нужно покаяние. Значит, ему не нужен и пост. Потому что цель поста – как раз покаяние.

Я недавно в храме преподобного Сергия на Ходынке проводил беседы по Евангелию от Иоанна. И мы обратили внимание на комментарии святых отцов, почему Господь попустил апостолу Петру трижды отречься от Него. Святые отцы, отцы Церкви, объясняют: если бы апостол Петр не пережил собственного падения (причем троекратного – он трижды отрекся), он бы не мог быть полноценным пастырем. Потому что он тогда вел бы себя как ангел, а ангелы слишком прямолинейные. А имея опыт собственного падения и восстания из этого падения, он мог с пониманием, снисхождением относиться и к другим людям, которые тоже падают.

Собственно, христианство начинается с того, как мы относимся к людям, которые нам неприятны. Вот это и есть тест на христианство. Христос прямо говорит: «Если ты приветствуешь только братьев своих, что особенного ты делаешь? Язычники так поступают». И во всем мире, и во всех религиях люди любят любящих и ненавидят ненавидящих. А Христос говорит: «Люби врага, благословляй проклинающего, молись за обижающего». Это и есть настоящее христианство. И если кто-то хочет время поста использовать для того, чтобы состояться в христианстве, надо начинать с этого. Вспомните сейчас каждый того человека, который Вам очень неприятен, и постарайтесь изменить к нему отношение с минуса на плюс, и тогда Вы, может быть, станете христианином.

– Отец Олег, если цель поста – покаяние, то может ли человек прийти к покаянию вне поста?

– Человек может пережить покаяние и без поста. Он может каяться в каждой ситуации, когда появляется такое желание. Но пост – это более благоприятное время для покаяния. Великий пост – это настоящая весна души. Как сейчас вот старый грязный снег подтаивает, его становится все меньше и меньше – и улицы приобретают какое-то благолепие, так и душа христианина в течение поста избавляется от всего мутного, грязного, используя время поста по назначению. То есть стремясь пережить настоящее покаяние как перемену образа мышления прежде всего. А что такое перемена образа мышления? Это когда человек идет в одном направлении, а ему говорят: «Ты не туда идешь»; он разворачивается и идет ровно в противоположном направлении. И все, что было справа, – стало слева, а все, что было слева, – стало справа. Вот когда человек переживает такие перемены от Бога в своей собственной жизни, он становится христианином.

–  Вы сказали: «Перемена образа мышления». То есть человек начинает перемену с мысли, пост начинается с изменения мысли?

– Изменение мысли, характера рассуждений. Время поста – это действительно весна души, потому что человек может за период Великого поста настолько возродиться, что как бы расцветет. Весной все расцветает, и человек духовно может тоже расцвести, когда он состоится в Боге. Мы кто-то или что-то во Христе – и никто и ничто без Христа.

– Какие и для кого существуют послабления во время поста?

– У нас не постятся беременные и кормящие женщины, до пяти-шести лет могут иметь послабление в посте маленькие дети. У нас не постятся заключенные в местах лишения свободы, военнослужащие, которые проходят действительную службу. И люди, которые болеют, у которых какие-то недуги. Даже в самых строгих апостольских правилах говорится о том, что ради недуга бывает послабление. Например, апостол Павел писал юному епископу Тимофею: «Ради недугов твоих пей не только воду, но и вино».

– А путешествующие?

– Путешествующие тоже не постятся, если нет условий поддерживать пост во время путешествия. Не постится человек и в гостях. Но тут есть одна оговорка: во время поста по гостям не ходят. У нас есть Масленица; как говорят: к теще на блины. Вот во время Масленицы и надо ходить по гостям, принимать гостей. А когда наступает пост, мы уже по гостям не ходим.

– Но если все-таки человек попал в гости?

– Если человек по тем или иным причинам попал куда-то в гости, он может поддерживать пост, если это не будет бросаться в глаза. Потому что в противном случае он противопоставит себя кому-то. А у апостола Павла сказано: «Кто не ест – для Господа не ест. Тот, кто ест, – для Господа ест». Поэтому тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. Ибо пища не приближает к Богу и не удаляет от Него, а все – в исполнении заповедей.

Но здесь надо вспомнить, почему у нас пост такой, какой  есть. Когда люди жили в раю, они пребывали именно в таком состоянии. Тогда не только люди, но и животные вкушали только растительную пищу. Это мы видим в Библии. И когда мы отказываемся от всего скоромного, мы как бы возвращаемся в рай, причем неким телесным образом. Потому что постится тело, но должна поститься и душа. А душа постится, когда человек воздерживается во время поста более интенсивно от всего греховного, праздного, чтобы отличать будничное от праздного.

– От праздного – то есть не только от греховного, вредного, но и от пустого?

– Да, от пустого времяпрепровождения. Это не значит, что в другое время этим можно заниматься. Но просто во время поста мы с большим вниманием можем противостоять духу этого мира. Как апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Не сообразуйтесь с веком сим». В том смысле, что мы (верующие) и неверующие, – это два разных мира, и мы не должны перенимать стратегии  поведения людей, которые не имеют отношения к нашей традиции, нашей вере. Путь христианина – это всегда узкая тропа, узкий путь. Немногие идут по этому пути по-настоящему, большая часть людей избрала для себя широкий, пространный путь, они по нему идут, но конец этого пути – плач и скрежет зубов в аду.

На самом деле если сравнивать верующих и неверующих, то в некотором нравственном смысле мы сильно не отличаемся друг от друга. Это связано с тем, что есть общая поврежденность человеческой природы в результате грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Но в отличие от мирских людей христианин, упав, всегда испытывает желание подняться. А люди мирские в своем падении как бы видят смысл своего существования. Им кажется, что чем дольше продлится это состояние в падении, тем для них лучше.

А христианин в свое время переживает некое отрезвление, он чувствует, к чему должен стремиться и кем является. Это не всегда совпадает. Еще древние говорили, что самый несчастный тот человек, который не соответствует собственным идеалам. И в этом смысле мы – христиане; и наш идеал – Христос. Сказано у апостола Петра, что Христос оставил нам пример, дабы мы шли по стезям Его. А Сам Христос говорит в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Я часто объясняю, что можно быть хорошим мусульманином. Мусульмане кому подражают? Человеку, Мухаммеду.  Можно быть хорошим иудеем. А иудеи кому подражают? Кротчайшему человеку на Земле – Моисею. Но это человек. А мы-то призваны подражать Богу. Поэтому хорошим христианином нельзя быть по определению. То есть наша цель экзистенциальна, она все время ускользает от нас.

Мы не можем быть как Христос, но мы к этому стремимся. Христос зовет нас куда-то еще дальше: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Мой Небесный». О чем  Он говорит? И вот в Нагорной проповеди мы видим объяснение, Христос показывает нам, что Отец Небесный посылает свет солнца на праведных и  неправедных, дождем дождит на праведных и  неправедных. И когда мы стяжаем вот такое бесстрастие во взаимоотношениях с людьми, ко всем будем относиться ровно, хорошо – это приблизит нас к Божественному бесстрастию.

Поэтому, с одной стороны, мы можем вспомнить человека, который нам неприятен, и попытаться изменить отношение к нему с минуса на плюс. Но также мы должны вспомнить человека, которого очень любим, который нам очень приятен, и ко всем людям относиться так, как мы относимся к этому человеку, симпатичному для нас во всех отношениях. Вот тогда мы станем христианами.

Помню, когда я проходил перед рукоположением в диаконы ставленническую исповедь у архимандрита Кирилла (Павлова), он в течение десяти минут расспрашивал меня, есть ли у меня лучший друг и что я понимаю под дружбой. Расспрашивал, расспрашивал, а потом вдруг говорит: «Вот если, став священником, ты не будешь так же хорошо относиться ко всем людям, любым людям, как относишься к своему другу, – не сможешь стать нормальным священником». Это для меня был серьезный урок. Поэтому я всегда вспоминаю, кто мне из людей неприятен, чтобы сделать все для перемены отношения к этому человеку с минуса на плюс. То есть начать уважать этого человека и так далее. А потом вспоминаю самого приятного для меня человека и стараюсь со всеми другими людьми выстраивать такие же отношения, как с ним. Вот такие наставления, советы нам дают духовные люди, и мы должны к этому прислушиваться.

А время поста – это время, которое может поменять именно весь год нашего существования. У нас четыре поста разбросаны в течение года, и каждый пост – это веха, которая помогает нам выживать от поста до поста.

Я знал одного человека, который никак не мог поститься. У него были какие-то серьезные проблемы психологического свойства. Но когда пост кончался, он садился на диету и очень неплохо ее соблюдал. Я ему задал вопрос: «А тебе не удивительно, что во время поста у тебя это никак не получается, а после поста ты вдруг садишься на какую-то жесткую диету и чувствуешь себя хорошо? У тебя появляются разгрузочные дни, целые недели. Я бы задумался в такой ситуации. Может быть, кто-то меня подталкивает не поститься, когда пост?»

Действительно, это духовная брань, она же – невидимая брань. И когда мы входим в течение поста, на самом деле мы объявляем войну собственным страстям, собственным грехам, порокам и преступлениям, бросаем вызов дьяволу, бесам. И мы должны приготовлять свою душу к тому, что во время поста будут какие-то искушения. Какие-то нападения бесовские на нас обычно происходят прямо перед самым постом. Есть искушения, связанные с самим течением поста. Здесь не надо считать, что это какие-то случайные совпадения, очередное весеннее обострение или что-то еще. А вполне серьезно понимать, что пост – это то, что не угодно дьяволу, но угодно Богу. Ибо сказано: Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание веры.

– Отец Олег, Вы сказали, что питание растительной пищей было заповедано людям еще в раю?

– Да.

– Почему человек не может продолжить питание растительной пищей, это блаженное состояние поста, после окончания поста?

– Считается, что люди, которые жили в древнем, допотопном мире, действительно не вкушали мясную пищу. Разрешение на вкушение мясной пищи было дано Ною. Когда люди прошли через воды потопа и вышли из ковчега на горе Арарат, Бог разрешил людям вкушать мясную пищу. Есть такое объяснение: после грехопадения люди деградировали и начали буквально преследовать и пожирать друг друга, грабеж распространился по земле. И чтобы люди перестали пожирать друг друга, после потопа Бог разрешил вкушать мясную пищу.

Но не надо думать, что мясная пища необходима для развития организма, – ничего подобного! Самые огромные животные в нашем мире – вегетарианцы. Слоны, гиппопотамы и так далее. А те, которые питаются мясом, кровью, поменьше их. Поэтому мы имеем пример биологического существования в мире без мясной, скоромной пищи. Человек может так жить.

Но не каждый это вмещает, и в Церкви существует целый ряд послаблений для людей больных. Когда был опубликован документ об Евхаристии (несколько лет назад), он широко распространялся по приходам. Там указывается, например, что если люди больны диабетом, они могут вкушать пищу даже до Святого Причастия. Диабетик утром должен делать укол, но он не может сделать укол, если не примет какую-то пищу.

Я знаю даже лаврских братьев, они за два часа до начала литургии вкушают пищу, делают необходимые уколы и потом идут на литургию. И Церковь это одобряет, потому что в противном случае человек может потерять сознание,  упасть. Тем более человек служащий, с Чашей – если он не сделает укол, не примет какую-то пищу, непонятно, чем это все закончится для общины. Поэтому Церковь всегда соизмеряет силы людей.

И обратите внимание на то, что в пост мы входим не резко, у нас одна неделя сплошная, другая неделя опять обычная, третья неделя мясопустная, мы  едим блины, масло, сметану. А потом уже начинается пост. То есть Церковь постепенно нас как бы приуготовляет к цели поста.

Когда мы говорим о посте, мы должны думать и о разговении. Потому что пост прекратится, будет разговение, а это очень серьезная проблема для многих людей, особенно для мужчин. Например, я знаю многих мужчин, которые очень хорошо постятся во время Великого поста, а разговляются так, что теряют сразу всё! Человек может не пить весь пост спиртного, некоторые воздерживаются от курения, а разговение превращается в такое падение, что все становится значительно хуже, чем до начала поста.

Поэтому пророк Исаия от лица Бога говорит (Господь говорит через Исаию): «Я ненавижу ваши праздники». Имеется в виду беззаконие празднования. Поэтому как медленно мы входим в пост – так же должны выходить из поста. И оберегать все то, что мы приобретаем за время поста, чтобы за одной пасхальной трапезой в момент разговения не потерять все. Можно и самого себя потерять. Я знал одного мужчину, у которого были серьезные проблемы с алкоголизмом, и однажды он постился. Все с радостью увидели, что он трезв весь пост. А потом он так разговелся, что вызвали скорую помощь; слава Богу, что выжил. Но он потерял сразу все, что приобрел во время поста.

– Отец Олег, могут ли супруги отказывать друг другу в близости во время Великого поста?

– Супруги православного вероисповедания должны воздерживаться от плотской близости во время поста, но в то же время они не имеют права отказывать друг другу; вот такой парадокс. И у первоверховного апостола Павла сказано, что должны воздерживаться друг от друга «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». По согласию! А если это согласие не достигается, то апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж. Равно как и муж не властен над своим телом, но жена. Дабы через это воздержание не погиб твой супруг».

Очень важно, чтобы супруги договорились в начале поста (особенно православного исповедания, когда и муж, и жена православные) о воздержании в течение всего поста от таких отношений. Но если во время поста кто-то из супругов (муж или жена) потребует общения такого характера, то Библия запрещает, в принципе, отказывать в такой ситуации, ибо через твое воздержание может погибнуть твой супруг. Жена, например, отказала мужу – он пошел куда-то на сторону. Не дай Бог подцепит СПИД или что-то еще, заразит свою жену. И чем все это кончится?

Особенно если жена верующая имеет мужа неверующего, как она ему объяснит, что надо отказываться от таких отношений во время поста? Он этого не поймет. Поэтому апостол Павел и говорит, что жена не властна над своим телом, но муж. А воздерживаться во время поста надо по согласию. И дай Бог, чтобы такое согласие достигалось. А если не достигается, то и не достигается.

– Может ли человек поститься по-другому, если здоровье не позволяет строго воздерживаться от пищи?

– Да, может. На самом деле воздержание от определенных типов пищи – это условие поста, а не самоцель. Например, человек действительно по каким-то показателям, обстоятельствам не может поститься строго, воздерживаясь от какого-то типа пищи. Тогда он принимает на себя другой тип пощения. Например, отказывается от каких-то зрелищ по телевидению и смотрит только религиозные передачи. Или новости посмотрел, а если какая-то развлекательная передача – сразу выключает телевизор.

Я знаю мужчин, у которых серьезные проблемы с табакокурением, но они на время поста стремятся отказаться хотя бы от этого в среду, пятницу и воскресенье. И мы таких мужчин видим на наших приходах. Мы видим, что это для них очень серьезное внутреннее борение, серьезное испытание, но нужно, чтобы они его прошли достойно.

Или я часто привожу такой пример. Когда я служил на Ордынке, на приходе один мальчик лет двенадцати все время жевал жвачку – в храме и когда его приглашали помочь в алтарь. У него все время была эта жвачка.  Когда мы его останавливали, он вынимал  жвачку и приклеивал ее за ухом. А как только не смотрели на него, сразу клал ее в рот и жевал.

И вот приближался пост. У этого ребенка возникли проблемы с кровью, и родители сказали, что он не сможет поститься строго по всем медицинским показателям и я ему должен что-то посоветовать. Я ему дал совет: «Можешь на время поста не жевать жвачку?» И он принял торжественно это решение. Мы все время видели его жующим хомячком, а тут он стал приходить на службу – и не жует. Ни в храме, ни в алтаре. А когда он приходил на исповедь, я за ушами у него проверял, не приклеена ли там жвачка. Нет, не приклеена. И мы радовались за этого человека, для него это был настоящий, серьезный подвиг.

Христос говорит, что Он трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. О чем это? У кого-то вера может быть очень слабая, как трость надломленная. Как лен курящийся, махни рукой – и он погаснет. Христос оберегает любой тип религиозности в человеке, и любая религиозность угодна Богу, когда Господь видит, что она направлена на Него, Творца Вселенной. И мы тоже должны дорожить всеми видами проявления подлинной религиозности. Может, религиозность слабая, но искренняя, поэтому и подлинная. И когда ребенок или старик от чего-то отказывается на время поста – это тоже некий подвиг, некое правильное решение.

Сейчас пост уже идет. И я предполагаю, что среди зрителей этой передачи окажутся те, кто поститься еще не начал. Так вот, если они начнут поститься, например, с сегодняшнего дня – им это зачтется, как будто они постились весь пост. Помните притчу Христа о работниках? Одних наняли с утра, других в двенадцать, кого-то в три часа, а кого-то уже в пять-шесть часов вечера. Но награду все получили одинаковую. Потому что Господь смотрит на намерения человека, а не на результат. Намерение всегда значит значительно больше, нежели какой-то показатель: «Вот этот всех опередил». У нас же не какое-то языческое ристалище, мы не бегуны, чтобы друг друга опережать. Поэтому мы должны поддерживать каждого человека, который хоть как-то хочет состояться во время поста.

– То есть у каждого человека своя мера поста?

– Да, без сомнения. Но если человек не постится вообще – это плохо.

– Как найти свою меру поста?

– Если человек здоров физически, ему не помешает воздержание от пищи. Самый большой пост у нас после зимы. А зимой люди в основном едят мясную пищу, организм в конце концов устает от нее, и когда мы отказываемся от скоромного (мясного прежде всего), мы больше едим пищу растительного происхождения. На Руси всегда были всякие соленья, квасили капусту, помидоры, огурцы, яблоки замачивали и так далее. И для организма это очень важно, когда человек прекращает вкушать тяжелую пищу.

Помню, когда я был подростком, сам готовил себе постную пищу. Это было в Орехово-Зуево в Московской области, у нас был свой дом, мы жили на берегу Клязьмы. И когда я готовил, все принюхивались к моей пище. А рядом готовили скоромную пищу. И все хотели попробовать, что я сготовил. Я говорю: «У вас там целая кастрюля пельменей, ешьте свои пельмени, что вы ко мне суетесь?» Потом все пришли к такому интересному выводу: моя пища сохраняется дольше.  А пища скоромная сразу прокисала. И я говорил: «Видите? Значит, ваша пища какая-то больная, она прокисает. Лучше есть то, что чистое». И в какой-то момент меня попросили на всех сготовить макароны, это было очень интересно. Мне было лет четырнадцать-пятнадцать, и я готовил.

– Отец Олег, как часто нужно молиться во время поста?

– Во-первых, во время поста мы продолжаем читать все то, что читаем не во время поста. Но во время поста мы должны брать на себя некие молитвенные обязательства. То есть человек может взять благословение читать кафизмы из Псалтири, или какие-то акафисты, или каноны.

Многие православные христиане во время Великого поста очень интенсивно читают Священное Писание. Например, блаженной памяти отец Даниил Сысоев дважды прочитывал Библию за время Великого поста. И когда его не стало, многие его друзья стали ему подражать. Я стараюсь читать Библию если не два раза, то целиком один раз именно за время Великого поста.

Очень важно, когда мы совмещаем пост с молитвой, а молитву с чтением Священного Писания. Если молитва не соединяется с чтением Священного Писания, как я часто объясняю, возможно, эта молитва – пустой монолог, который выше потолка не подымется. А если мы чтение молитв совмещаем с чтением Писания – это полновесный диалог. В молитве мы обращаемся к Богу с нашими вопрошаниями и, соединяя с молитвой чтение Писания, получаем на них ответы через слово Божие. Возникает  полновесный диалог между молящимся и Господом, Который беседует с нами через Свое Откровение.

Поэтому я рекомендую людям, которые не постились, что-то начать делать... Не надо жить так, чтобы вообще ничего не делать в такое важное, ответственное время.

– Если, допустим, работа мешает полноценно участвовать в богослужении (скажем, на Страстную седмицу много работы), следует ли брать больничный или как-то уклоняться от работы?

– Мы не можем уклоняться от работы в каждом случае, когда есть религиозные потребности. В конце концов, нас могут уволить, а устроиться на новую работу будет сложно. А человек трудится не только для себя, но и для своих родных и близких. В Библии сказано: кто о своих (особенно о домашних) не печется, тот хуже неверного и отрекся от веры.

Поэтому тут надо подумать. Если человек из-за того, что у него какое-то расписание, не может посещать храм в какие-то знаковые богослужебные моменты, то это как бы извинение для этого человека. А если он не связан никакими рабочими обязательствами, просто лежит дома на диване в то время, как мог бы поехать в храм, это плохо.

– Может быть, еще несколько слов в качестве напутствия на оставшиеся дни Великого поста…

–  Я хотел бы дать напутствие именно тем, кто еще не вошел в течение поста. Как я уже сказал, награда будет одинаковая. Но желательно для человека поститься от начала до конца поста. Если же у вас ничего такого не получилось – дерзайте. Надо взять на себя какой-то подвиг, какое-то бремя понести, чтобы в Светлую Пасху войти, употребив какие-то молитвенные усилия, связанные с постом.

Конечно, Пасха покроет все. В слове на Пасху Иоанна Златоуста сказано: «Возрадуйтесь и те, кто постился, и те, кто не постился, – все войдите в радость Воскресшего Христа». Но одно дело, когда мы приветствуем Воскресшего Христа с некими плодами наших усилий. И другое, когда кто-то приходит к Нему с пустыми руками, без всего. Конечно, Господь тебя примет и таким, какой ты есть. Но, употребляя усилия, человек может достичь особых Божиих благословений.  Как и сказано в Библии: «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

– Отец Олег, что может вдохновить человека на Великий пост?

– Пощение других людей. Посмотри – немощные бабушки в храме постятся. Посмотри на некоторых детей из религиозных семей – они тоже постятся. А потом посмотри, как во время поста буквально светлеет лицо человека, светлеет его взгляд. И напротив: во время поста человек не постится – мутный взгляд, лицо без света. Человек расцветает во время поста, это же весна души. И как мир природы меняется в это время течения Великого поста, так и мы должны переживать обновление, возрождение и преображение в чад Божиих.

 Ведущий Денис Береснев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать