Беседы с батюшкой. Трезвость как смысл жизни

7 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев.

– Тема сегодняшней передачи – «Трезвость как смысл жизни». В преддверии Великого поста размышления о трезвости имеют особое значение. Впереди еще праздничные дни: 8 Марта, суббота и воскресенье. Большинство воспринимают это воскресенье не как Прощеное воскресенье, а как широкую Масленицу, когда люди в особенности начинают заготавливаться спиртным, чтобы погулять в последний день перед постом. Поэтому вопрос о трезвости в нашей жизни стоит особенно остро. Я так думаю, для большинства женщин, чей праздник завтра отмечает Россия, этот вопрос, наверное, особенно важен, потому что все-таки у нас в большинстве своем страстям подвержены мужчины. Так ли это?

– Вы действительно правы, хотя, к сожалению, надо констатировать, что женщины тоже подвержены  болезни наркомании и алкоголизма. Порой наши праздники отличаются винопитием. Но я думаю, что все-таки те люди, которые будут поститься, не имеют такого желания, они живут скорее ожиданием Прощеного воскресенья и момента начала Великого поста – первой седмицы. Это Чистый понедельник, Великий покаянный канон Андрея Критского.

А большая часть наших сограждан живет в другой парадигме, и это светская жизнь, в которой есть 8 Марта, а это праздник. Недаром мы проводим в преддверии этих событий крестный ход в нашей епархии (он прошел 2 марта). И этот крестный ход за трезвость помогает людям. В нем участвуют прежде всего трезвенники нашего города (это представители братств и обществ трезвости Санкт-Петербурга и Ленинградской области), а также неравнодушные люди, в том числе и сотрудники церковных проектов, и те люди, которые получают помощь в своих проблемах с зависимостями, и все горожане,  откликающиеся на наш призыв выйти вместе помолиться за трезвение России, за личную трезвость, за возрождение России и русского народа.

Говоря о трезвости, мне хотелось бы подчеркнуть такой момент: трезвость – это не только уклонение от употребления алкоголя или каких-то других веществ, это прежде всего жизнь с Богом. Но также если есть трезвость, а нет жизни с Богом, это тоже может быть уродливо и печально. Это очень важный момент.

И, к сожалению, нужного уровня озабоченности и действий по отношению к проблеме алкоголизма нет, в народе она не осознается. Надо стараться до людей четко доносить достаточно простую мысль: помимо того, что алкоголизм и пьянство – страсть и грех, это еще и болезнь. По определению Всемирной организации здравоохранения, это хроническое заболевание, прогрессирующее и часто оканчивающееся летальным исходом. Это тяжелое хроническое заболевание. Но как болезнь люди это не осознают.

Сколько у нас в кинематографии примеров, когда над пьяным человеком смеются… Это такая комедийная ситуация. Но ведь никто не смеется над человеком, у которого стало плохо с сердцем. Пьяный человек – это, по сути, равноценная ситуация, у человека приступ болезни, ему плохо, и он действительно находится в тяжелом состоянии опьянения. И выход из этого состояния может быть достаточно тяжелым и даже трагичным. А люди это воспринимают легко и со смехом. Надо попробовать изменить общественное мнение: что употребление алкоголя – очень опасно (не только наркотиков), человек в каком-то смысле играет со своей жизнью и может многое потерять.

– Я вспоминаю советское время, когда была доска позора, на которой вывешивали фотографии пьянчуг. Был страшный фильм, который назывался «Беда», и всегда это вызывало некий ужас. Поэтому люди прятали это все внутри семьи, внутри самого себя. Существовало такое понятие, как «скрытый алкоголик». И это была действительно реальная проблема.

Вопрос телезрителя: «В Кане Галилейской, когда на свадьбе кончилось вино, Иисус почему-то не сказал: ну и хорошо, меньше алкоголиков будет, пусть воду пьют. Почему-то Он воду превратил в вино, и проблемы никакой не было. Или тогда умели пить? Я не пойму, где эта грань для нас, современных людей, чтобы не стать алкоголиком? Но и абсолютная трезвость – тоже крайность».

– В церковной жизни есть такая практика, как обеты трезвости. Как я к такой практике отношусь? Для меня это аскетический подвиг. Что значит обет трезвости? Это значит, что человек на всю жизнь дает обещание Богу не пить. И это стоит наравне с постными и молитвенными подвигами, это такая религиозная аскеза и очень хорошее христианское действо. Понятно, что не каждый человек на это способен. Более того, если вспомнить беседу Серафима Саровского с Мотовиловым о смысле духовной жизни, то он советовал найти ту область, где особо подается благодать Божия. Может быть, не все люди расположены к тому, чтобы совершить именно такой подвиг, но мы-то говорим о том, что трезвость – это не только не пить, это прежде всего наши взаимоотношения с Богом, это поиск Бога и следование за Христом.

Есть прекрасные слова блаженного Августина, которые могут быть девизом для нашей современной жизни: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Это прекрасная грань. В действительности, если мы будем Бога любить, алкоголь для нас не станет бедой, не станет трагедией. Конечно же, дело не в алкоголе, дело в тех темных духах, которые стоят за вином. Вот в чем проблема. Есть сатана, и есть темный духовный мир, и есть развращенное сердце человека, и есть страсти в сердце, которые и губят человека. Не само химическое вещество является губительным, а духовная тьма, которая есть в нашей жизни и с которой надо, конечно же, бороться.

–  Мы работаем в одном здании, и я вижу тех людей, которые приходят к Вам. Я дам нашим зрителям короткую преамбулу, как люди к Вам попадают. В наших церквях Санкт-Петербургской епархии всегда можно получить визитку, на которой есть телефон, название Вашей организации. И если человек взял эту визитку и дошел до Вас, значит, у него уже есть какой-то посыл, какой-то призыв. Этот первый шаг, как мне кажется, наверное, тоже очень сложный. Потому что прийти к Вам – это значит признать, что находишься в беде. Так ли это?

– Да, спасибо Вам за преамбулу, я немного ее расширю, прежде чем ответить на Ваш вопрос. У нас в епархии мы запустили программу помощи зависимым «Фавор». В эту программу входят консультации. Они оказываются сначала по телефону (есть телефон доверия: 8-911-170-54-04, это телефон нашего Координационного центра программы помощи зависимым «Фавор»). Первый контакт происходит по телефону, потом приходят уже на первичную индивидуальную консультацию. И чаще всего все-таки звонят родственники, а уже на первичные консультации они приводят (или человек сам приходит) своего зависимого человека.

Что мы делаем дальше? У нас есть амбулаторная программа, прямо здесь, в епархиальном управлении. На сегодня у нас есть три потока. Первый – это группа дневной реабилитации. Что значит амбулаторная? Это значит, что люди живут дома, а к нам приходят заниматься. И занятия с группами наших страждущих длятся три месяца (сама программа рассчитана на такое время). За это время человек практически каждый день недели приходит к нам на занятия. Дневной формат – это занятия с 14 часов до 18 или19 часов; и вечерний формат – с 19 часов, он создан сугубо для работающих людей (тех, которые работают, но у них уже есть проблемы). Третий поток – это родственники и те мужчины и женщины, которые уже проходили у нас реабилитацию и получали от нас помощь. Они могут не прекращать с нами общение, находиться с нами в контакте и продолжать духовно и личностно развиваться вместе с нами. Надеюсь, и мы тоже немножко растем в этом служении, в этом труде.

Очень важно отметить, что в этой работе нам помогает в том числе фонд «Соработничество». Буквально два дня назад мы победили в грантовом конкурсе «Православная инициатива» и будем получать поддержку от фонда «Соработничество». Мы обозначили нашу программу, как «Городской причал». Это именно программа работы с родственниками и с постреабилитантами.

Как же выглядит человек, который к нам приходит? Во-первых, мы принимаем всех людей. Чаще это алкоголезависимые, но среди них есть и наркозависимые. Если наша программа кому-то не подходит, мы направляем их в другие церковные проекты нашего региона и России.

В нашей помощи мы придерживаемся того принципа, что человек имеет физическую и психологическую (душевную) составляющие, далее – социально-общественную и духовную (это религиозная часть). И, конечно, помощь зависимому и созависимому необходимо оказывать на всех этих направлениях. И когда люди к нам приходят, то мы часто видим, что у человека разрушены эти сферы. У него разрушено здоровье, разрушен его психологический мир...

– А что это означает?

– Это жизнь личности. Это близко к духовному, но иногда бывает чисто психологическим. Я бы сказал так: каждый человек употребляет (алкоголь, наркотики) по какой-то причине. То есть мы видим, что за зависимостью обязательно стоит какая-то мощная психологическая причина. Мы же видим, что не все люди употребляют. Многие  пробовали алкогольные напитки, но далеко не каждый стал алкоголиком. Здесь мы можем говорить о том, что есть часть людей, которые к этому предрасположены. И, конечно же, все идет из семьи. Часто это именно семейное.

Тут мы уже говорим о социальной истории. Например, когда ребенок родился в семье наркоманов, естественно, это будет мощно влиять на его дальнейшую жизнь. Или часто в жизни ребенка является трагедией развод родителей. Даже аборт может духовно влиять на зависимость уже взрослого человека. Бывают и такие связи. В свое время Иоанн (Крестьянкин) указал на такую связь. У него есть книга «Письма духовным чадам», где содержатся его ответы. Там есть два одинаковых ответа. Мне на это указала одна наша прихожанка (она рассказала об этой книге). На вопрос об абортах отец Иоанн (Крестьянкин) отвечал, что живые дети отомстят за убитых детей, превратив жизнь родителей в ад. Она говорит, что на ней это произошло. У нее два сына-наркомана. Слава Богу, сыновья бросили, один сын активно в Церкви, другой – не очень активно, но тоже в трезвости, уже и дети у них есть, семьи; и сама эта раба Божия тоже является верующим человеком.

– И о духовной составляющей...

– Она тоже разрушена. Но я еще отмечу социальную: разрушены связи. Часто (где-то 80%) это люди крайне одинокие. У них разрушена социальная жизнь, связи с родственниками и близкими людьми. И мы видим также, что работа, жилье, материальное состояние тоже очень влияют, часто именно в этом бы надо им помочь в процессе реабилитации. Конечно, люди разрушены духовно, и часто корень всей этой истории –  безбожие, в котором люди растут и в котором живут, это жизнь без веры, без Церкви, без Христа. Когда нет Бога в сердце и Он не является для тебя жизненным ориентиром, тогда на это место приходят другие.

– Вопрос телезрителя: «Как побороть зависимость табакокурения? И как святые боролись с алкогольной зависимостью?»

– У нас есть святые, которые противостояли страстям. Но нет таких особых святых, мне кажется, которые боролись бы именно с алкогольной зависимостью. Со страстями – да, там было не только пьянство. У нас есть святой Вонифатий, мученик святой Мурин, но там были и другие страсти, в том числе блудная страсть. На мой взгляд, небесный покровитель зависимых в том числе и Иоанн Креститель. Это аскеза, борьба с грехами и усмирение своей плоти. И, наверное, мы можем говорить о том, что в страсти пьянства и наркомании одна из составляющих – чревоугодие. А противоположная добродетель – это, конечно же, воздержание.

Впереди у нас Великий пост, это то самое оружие, которое дается нам для борьбы с этими страстями. Победить страсти сложно. На мой взгляд, когда человек побеждает страсть винопития и наркомании – это чудо и великий подвиг. Это действительно великий подвиг, потому что это очень и очень тяжело. На самом деле любую страсть победить очень тяжело. Апостол Павел говорит о том, что нам необходимо распять свою плоть со страстьми и похотьми. Борьба со страстями – как самораспятие.

Господь говорит: «Отрезать руку, выколоть глаз, если они тебя соблазняют». Это тоже о том, что страсти становятся частью нас: оставить алкоголь – это как отрезать руку. Часто алкоголь для человека становится и другом, и помощником, утешает его. Оставляя алкоголь, человек остается без этого. И наша задача (тех людей, кто помогает зависимым) – восполнить одиночество человека. Человек общался с этим богомерзким веществом, и здесь надо помочь человеку обрести другое – Бога, веру, какое-то общество, приход, верующих людей или каких-то людей, кто не был бы к нему равнодушным. Это тоже по большому счету входит в задачу помогающих. Хотя и трудно организовать некий  христианский мир, в котором человек мог бы жить.

Вообще, мне кажется, прекрасно было бы, если бы мы ставили задачу так: попробовать отвоевать у светского общества какое-то пространство вне церкви. В хорошем смысле отвоевать. Выйти церкви за ограду. У меня такая мечта. Например, был бы христианский торговый центр: там христианский кинотеатр, там показывают христианские фильмы; христианская парикмахерская, где парикмахеры – христиане; булочная, столовая, рестораны с постным меню. И в то же время мы знаем, что люди тут не обманывают. Это было бы очень интересно и хорошо – не замыкаться, не становиться каким-то гетто.

Мне кажется, порой некоторые пытаются православных загнать куда-то под полочку: мы вроде как есть, но как бы нас и нет. Было бы прекрасно, если бы была возможность воцерковления мира. Ведь эта задача была дана Адаму и Еве – возделывать сад, нашу жизнь; по сути, приводить ее к Богу. И тогда в том числе решалась бы наша задача. Мы могли бы наших воспитанников, наших братьев и сестер, которые получают у нас помощь, вводить в эту жизнь, где человек человеку брат, где есть любовь. А не наоборот: часто, к сожалению, в современной жизни люди достаточно жестко могут относиться друг к другу.

– Вопрос телезрительницы: «У меня крестник давно пьет, пришел с надломом из армии. Что с ним ни делали, все бесполезно. Куда можно в Москве и Московской области обратиться за помощью по вашему направлению?»

–  Во-первых, можно позвонить нам по телефону и задать этот вопрос, и наш координатор даст телефон Синодального отдела по благотворительности Московской Патриархии Русской Православной Церкви, где тоже занимаются этой проблемой. Естественно, Синодальный отдел находится в Москве, и у них есть полная информация по этим вопросам.

Я хотел бы всех призвать: дорогие братья и сестры, если такая беда с вами или вашими родственниками, не отчаивайтесь, здесь очень важно обращаться за помощью, важен ваш личный настрой получить помощь. Не надо отчаиваться. Слава Богу, на сегодня мы видим, что и государственные структуры оказывают помощь, есть и общественные организации, есть церковная помощь зависимым людям. Надо узнать, какая помощь есть в регионе. Очень часто она есть. Наша беда, что нет информации.

Более того, жители Санкт-Петербурга не знают, что делают государственные службы в этом направлении, не говоря уже о деятельности общественных и религиозных организаций. Например, одно из наших направлений в работе – донести информацию до человека; это целая история. Казалось бы, информационный век, огромный поток информации, но в этом потоке нужная информация теряется, тонет, и человек действительно не знает, что делать. Я еще и еще раз хочу подчеркнуть, что эта беда тяжелая, но выход есть, есть возможность идти путем выздоровления, трезвости. Слава Богу, есть программы: церковные и светские, главное – идти, не унывать, стараться.

Какие советы можно дать близким людям? Поискать эту помощь, пойти в группы для созависимых. В нашем городе собираются наши церковные группы два раза в неделю по понедельникам и средам в 19 часов; оказывается помощь родственникам. Родственники тоже уязвимые люди, они тоже пострадали, и они тоже находятся в неадекватном состоянии. С ними тоже беда, поэтому это тоже очень важный момент. Надо идти, надо стучаться в двери. Эта позиция, что все плохо и все разрушено, что больше ничего хорошего в моей жизни не будет, – совершенно неверная. Надо стараться приобрести в себе такой навык – просить о помощи, уметь о ней просить. Сейчас есть Интернет, и достаточно легко найти ту структуру в вашем регионе, где оказывают помощь зависимым людям. Практически в каждой епархии та или иная структура есть. Слава Богу, у нас сейчас такое хорошее время, есть много церковных проектов.

– В любом случае можно прийти в любой храм и попытаться там узнать эту информацию.

– Конечно, можно узнать и от священников, какая есть возможность помощи. Главное – не входить в состояние жертвы. Чтобы человек осознавал, что с этой бедой можно бороться, есть эти пути, но первый шаг, конечно, должен сделать сам человек и его родственники. Мы не можем прийти к вам домой и заставить вас жить трезво.

– Известно, что после того, как отменили сухой закон и водка стала продаваться в магазинах свободно,  в течение практически полугода никто ее не покупал, и это было для всех удивительно. Но через полгода люди вошли во вкус, и, по свидетельству современников, в 30-х годах люди валялись на улице буквально вповалку, потому что не умели пить; это вызывало сразу тяжелейшие алкогольные отравления. За рубежом человеку, который пьян и шатается, вызывают скорую помощь, его отвозят в больницу как тяжелобольного. В нашей стране сейчас я не вижу пьяных, валяющихся на улице. Может быть, просто люди стали меньше пить?

– Во-первых, у нас сейчас нет медвытрезвителей, это тоже одна из проблем, потому что пьяного человека некуда доставить. Но скорую вызывают. Месяц назад мы с матушкой вызывали скорую для человека, который лежал у парадного на скамейке пьяный. То есть они забирают таких людей, и если вы были в больницах, то видели там карцеры, это как раз камеры для пьяных людей, потому что непонятно, что с ними делать, они бывают буйные; их запирают, они приходят в себя. Стало ли меньше таких людей? Наверное, меньше.

Но мне кажется, дело еще в том, что меняется жизнь. Меньше стало бездомных (по крайней мере, в Петербурге). Здесь у нас такая история, что много псевдореабилитационных программ для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. То есть бездомных разбирают, за ними чуть ли не охотятся сейчас в городе, есть так называемый социальный центр. По сути, там люди работают. Они там живут, едят, их вывозят на работу, какую-то копеечку человеку откладывают, но большую часть организаторы берут себе.

– То есть это некий рабский труд.

– Не совсем, но эксплуатация, на мой взгляд, присутствует. Иногда это бывает соединено с каким-то христианским словом, протестантским, иногда там и православные батюшки присутствуют, иногда без этого. Раньше это называлось реабилитацией. В этом смысле эти люди убрали бездомных с наших улиц, в Петербурге их действительно нет, за ними быстро приезжают, так или иначе входят с ними в контакт и забирают. В Москве я был летом 2018 года, видел там много таких людей, они спят на скамейках прямо на Арбате, в центре Москвы. Там другая ситуация.

– Вопрос телезрителя: «Перед какой иконой молиться для обретения трезвости?»

– У нас есть удивительная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»; она явлена как чудотворная именно в этой беде. В Серпухове было это явление иконы. Некоему болящему человеку было видение, и он, после того как поклонился этой иконе, исцелился. К сожалению, сам оригинал иконы утерян, но в Серпухове в монастырях (там два монастыря: мужской и женский) есть эта икона. Конечно, это списки. И во многих храмах она уже есть. Прежде всего молятся перед этой иконой. Но в то же время мне хочется подчеркнуть: мы можем молиться перед любой иконой, даже можем молиться без иконы. Богородица одна.

И, конечно же, когда у нас любая беда, любая проблема, прежде всего надо молиться Богу, обращаться к Нему. Это первый момент. Часто бывает, освящаешь квартиру и порой замечаешь, что в квартире есть иконы, а иконы Христа нет. Есть иконы каких-то святых, Богородицы, а иконы Христа или Святой Троицы нет. Это меня удивляет, потому что видно, что у людей есть религиозность, но она не имеет христоцентричности, направленной в нужную сторону: ведь прежде всего – Господь, потом уже Богородица и святые. Конечно, после Господа надо обращаться к Богородице и к любым святым.

Например, протестанты вообще отрицают святыни как таковые. Они отрицают и святых; соответственно, чудотворные иконы называют идолами. Мы же занимаем середину, потому что есть и чрезмерное почитание. Я даже видел в свое время (слава Богу, что сейчас этого нет) ларек в Александро-Невской лавре (это было лет десять назад), где иконы были подписаны так: «для ума», «для квартиры», «для учебы»... Конечно, это уже какой-то элемент язычества. Это суеверие. Это неправильно.

А у нас золотая середина. Да, мы видим, что благодать Божия воздействует на материальный мир. И действительно, после того как Господь вочеловечился, происходит это соединение мира и Бога, и это удивительно. Мы не знаем, как это происходит, это чудо, с которым мы живем. И иконы могут быть совершенно одинаковы, но одна являет чудеса, а другая нет. Почему? Мы не знаем. Но это чудо есть, оно вместе с нами. И часть этого удивительного религиозного мира и нашей жизни – это то, что есть чудотворные иконы. И, конечно же, одна из них, перед которой мы молимся, – «Неупиваемая Чаша». Есть прекрасный акафист к этому, который и посвящен молитве за людей, страждущих от пьянства.

–  У нас в свое время было такое: чтобы муж пил меньше, начинает пить жена, чтобы ему водки меньше досталось. Но сейчас созависимый человек – это прежде всего человек, который попал в такую же беду, только психологическую. И очень часто батюшки говорят им: молитесь, молитесь за этого человека. Может ли эта молитва о зависимом человеке все заменить?

– Она может помочь, это однозначно. И, конечно же, молитва, наполненная любовью, идущая от любящего сердца, – то чудо, которое нам дает Господь. Это удивительно. Это то чудо, которое мы порой не осознаем. Но мы помним слова Христа: по вере вашей прощаются грехи больному. Это удивительные слова. По вере другого человека могут проститься мои и ваши грехи. Есть эта возможность такого благодатного заступничества одного человека за другого. Но, конечно же, молитвой все не должно ограничиваться. Мы уже говорили о том, что есть разные сферы нашей жизни. И эта беда в физической сфере жизни человека развивается и в психологической, социальной и духовной. Поэтому необходимо стараться воздействовать на все эти сферы, тогда наше действие будет правильным и принесет результат.

Нельзя ограничиваться только и духовной сферой. К сожалению, яркий факт для того, чтобы понять, как это происходит, такой: есть же и верующие пьющие люди; даже священнослужители. И мы видим, что человек духовно живет, он знает Христа, знает Церковь, живет Церковью. Мы, конечно, можем говорить однозначно, что духовная жизнь такого пьющего человека зашла в тупик; там не все просто.  Но для такого человека чудо первообретения веры невозможно, он уже верующий, он уже знает всю монастырскую или церковную жизнь. Конечно, такому человеку необходима специальная помощь, чтобы разобраться именно с болезнью. У него есть опыт и навык борьбы со страстями, но он не помогает. Значит, ему надо увидеть в том числе, что это еще и психологическая, и биологическая история. И тут есть определенные приемы, пути решения этой задачи. Это тоже необходимо знать.

Более того, я даже уверен, что для гармоничного развития человека необходимо, чтобы человек развивался в этих областях. Это очень важно… Есть разные направления в психологии. Есть направления, которые противостоят христианству. Но есть христианские направления, основанные на любви к ближнему, и есть христианские практики, которые помогают человеку.

Мне кажется, один из важнейших моментов, который открыла психология, – это работа с подсознательным и вообще видение в человеке психических процессов и того, что с ними можно работать. Можно найти какие-то проблемы и улучшить жизнь человека, сделать возможным восприятие человеком духовных истин на каком-то другом уровне. Но здесь, конечно, должна быть аккуратность, потому что в современном мире есть много сект, основанных на психологических практиках. Поэтому все должно быть в меру. И, конечно же, хорошо, когда мы получаем психологическую помощь от верующих людей, которые твердо стоят в вере и понимают психологию с точки зрения православного мировоззрения.

Еще несколько слов о созависимости. Те, кто оказывает помощь зависимым людям, увидели, что родственники находятся в тяжелейшем положении, в том числе даже до психиатрии доходит. В чем смысл зависимости именно как психологического явления, не как страсти? Есть страсть и свои способы преодоления страсти, но мы говорим о том, что есть еще психологические и биологические сферы. У зависимого человека весь его психологический мир (по сути, это мир души) сводится к одному: сужается до моноидеи употребления вещества. И все концентрируется на этом: как его достать? У созависимого человека происходит то же самое, только весь его мир сводится до моноидеи: «мой зависимый родственник».

Очень яркий такой пример. У нас в соседних кабинетах  в 19 часов группы для зависимых и для родственников. И наш сотрудник говорит: когда мама (а часто созависимые – это женщины) находится в группе для созависимых, а за стенкой находится ее родственник, она как пьяная, она невменяемая; она ничего не может воспринять, она не понимает, что происходит, она вся там. Это яркий пример психологического опьянения другим человеком. Надо эту проблему видеть.

Подчеркнем, что алкоголизм и наркомания – это семейные проблемы. Больна семья, не один человек. И часто вокруг этих людей действительно выжженное поле, там все разрушено. Большая беда. Но есть Господь, Который нам помогает в преодолении этой беды, есть все более и более профессиональные церковные проекты, которые служат Богу и людям и помогают страждущему человеку  изменить свою жизнь, обрести веру, победить страсти. И как важно, что в преддверии поста мы говорим о таких вещах.

– Спасибо большое. Конечно, мы не затронули очень многое. Мы не поговорили о реабилитационных центрах, где зависимые могут пребывать практически несколько месяцев. Это и «Сологубовка», и «Саперное». У нас есть такие центры, которые просто столпы помощи в борьбе с наркоманией и алкоголизмом. И, слава Богу, это есть, и много людей вышли оттуда настоящими трезвыми людьми.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать