Беседы с батюшкой. Смысл Рождественского поста

17 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Сегодня тема передачи – «Смысл Рождественского поста». Стоит обозначить разницу между Рождественским и Великим постом. В чем особенность именно Рождественского поста?

– Действительно, каждый пост уникален, как уникален каждый церковный праздник. Некоторым людям кажется, что пост – это всегда время грустное, скучное, время тягостного труда. Поэтому люди даже не задумываются о том, что пост может дарить радость. И не только радость. У каждого поста свои оттенки этой радости. Рождественский пост, в отличие от поста Великого, наполнен церковными праздниками. Если посмотреть церковный календарь, то почти каждую неделю Церковь совершает празднества в честь икон Божией Матери, в честь чтимых святых. Весь пост наполнен праздниками. Это отражается и на рационе поста – благословляется вкушение рыбы. Это отражается и на состоянии молящихся и постящихся людей. Все-таки мы все находимся в ожидании Рождества Христова, в ожидании встретить эту великую тайну благочестия, воплощения Сына Божия. Богослужения, которые совершаются в дни Рождественского поста, наполнены этой радостью ожидания Рождества Христова. Последние дни, которые обычно совпадают у нас с празднованием гражданского Нового года, особенно строгие. Тогда уже мы постимся без рыбы, более строго, сосредоточенно, непосредственно молитвенно подготавливая себя к празднику Рождества Христова.

Хотелось бы вспомнить такой момент. Недавно в разговоре с одним человеком я услышал такой вопрос. Он говорит: я всегда считал, что пост – это возможность тренировать свою выносливость, быть более закаленным, устойчивым, волевым. Разве это не так? Я ему возразил; сказал, что, конечно, совсем не так. Кто постился, прекрасно понимает, что выносливости в пост не прибавляется; скорее наоборот. Многие из нас, когда начинают впервые поститься, жалуются на то, что в пост все становится тяжело. И не просто тяжело, а и настроение как-то портится, и раздражение больше становится; все время какое-то состояние нехорошей возбужденности. Мы часто срываемся на своих близких, и все это происходит в дни поста, когда, казалось бы, наоборот, мы должны сиять святостью, благочестием и всех любить.

– Видимо, обостряются чувства – как добрые, так и злые.

– Удивительно, что пост является средством, чтобы человек мог познать самого себя,  увидеть свои страсти, которые внутри. Если мы живем благополучно, хорошо кушаем, много отдыхаем, делаем все в свое удовольствие и ничто нас не напрягает, то мы порой не видим самих себя в таком состоянии. Мы самодовольны. Нам кажется, что у нас все прекрасно, мы хорошие, добрые люди, грехов никаких не совершаем, в нашей жизни все идеально. Еще чуть-чуть не хватает до полной святости. Так часто думает человек, который никогда не постился. Начиная поститься, мы вдруг обнаруживаем в себе множество разных страстей. Смысл поста как раз в этом – увидеть свои скрытые страсти, познать свои духовные немощи.

Человек познает свои немощи, а что же дальше ему делать? Как от этого избавляться? Следующий шаг – это покаяние. Раз ты видишь в себе страсти, ты начинаешь чувствовать необходимость покаяния, необходимость что-то с этим делать, просить у Бога помощи: Господи, помоги, я погибаю. А покаяние рождает еще одно качество в человеке – приводит к тому, что он понимает: ему необходима молитва, необходимы церковные таинства, необходимо обращение к Богу, а не надежда на самого себя. То есть человек приобретает смирение. А смирение – это почти уже любовь. А любовь милосердствует, не завидует, не гордится, всех жалеет. Так рождается в человеке милосердие. Собственно, начинаясь с познания  немощей, пост приводит человека к тому, что раскрывается сердце для любви к ближнему. Тогда уже человек приобретает великое сокровище, ведь результат поста – стяжать любовь, хотя бы в какой-то степени приблизиться к этой великой добродетели. Так постепенно человек идет этим узким путем к стяжанию любви, благодати Божией.

Несомненно, многим людям трудно поститься. Многие и болеют, кто-то не в состоянии воздерживаться от определенных продуктов, у кого-то диета. Часто задают такой вопрос в начале поста: что нам можно есть, а что нельзя? Все вопросы, к сожалению, сводятся только к этому.

– К гастрономическому.

– Это большая наша ошибка, когда мы думаем только о еде во время поста. Собственно, пост установлен не для того, чтобы нам соблюсти определенную диету. Пост установлен для того, чтобы нам научиться быть милосердными, научиться любить Бога, любить ближних. Каким путем это можно сделать? Конечно, невозможно сказать, что с сегодняшнего дня я буду добрым, хорошим, буду всем помогать. Не получается. Каждый человек видит себя, что ему что-то всегда мешает. Он хочет сделать добро…

– …начинает тщеславиться…

– …и получается еще больше зла. Церковь очень мудро нас постепенно ведет к стяжанию добродетели милосердия. Если мы вспомним Святое Евангелие, вспомним чтение, которое  читаем в Неделю о Страшном Суде, там повествуется о том, как Господь одних людей ставит по правую сторону, других по левую. И говорит: придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царствие. И те, кто по правую сторону, спрашивают: а что мы сделали, чтобы наследовать Царство, чем мы заслужили это? И Господь говорит: вы посетили больного, заключенного, страждущего, поэтому вы достойны Царства Небесного.

– Накормили голодного…

– Да, проявили милосердие. А тем, кто по левую сторону, скажет: отойдите от Меня, потому что вы не посетили страждущего, больного, голодного не накормили, были немилосердны. По этому признаку Господь и судит людей. По тому, какие дела милосердия были совершены ими. Никаких вопросов о воздержании в пище, о количестве молитв не будет.

– О волевых качествах…

– Вопрос только о милосердии. Это главный критерий состоятельности жизни человека. Как он живет, как он прожил – достойно или недостойно, было ли в его жизни милосердие к ближнему или была любовь только к самому себе? Пост как раз призывает нас к милосердию, особенно Рождественский пост. В Рождественский пост издавна было принято проводить особые благотворительные ярмарки, праздники для сирот, для больных; навещать заключенных, убогих, страждущих. Ведь в чем смысл воздержания в пище? Когда мы воздерживаемся в пище, мы можем то, что у нас остается, что сэкономили (мы едим меньше, меньше тратим на еду), потратить для помощи своему ближнему. Мы воздерживаемся от лишних, ненужных дел. Мы, например, не предпринимаем больших дел, которые могут нас отвлечь от молитвы, но оставшееся время мы же не можем проводить в праздности. Это время мы как раз можем посвятить служению ближнему.

Все это и является призывом к тому, чтобы мы не просто проводили пост для себя, не просто заботились, как бы нам не оскоромиться, не нарушить пост в еде, как бы прочитать все положенные молитвы, вовремя исповедоваться и причащаться... Это еще не полноценный пост. Это пост, который еще не принес своего плода в сердце человека. А чтобы пройти пост достойно, чтобы он принес радость, чтобы мы в день Рождества Христова действительно ликовали, радовались, что с нами Бог, мы должны проводить пост в делах милосердия. Многие люди говорят, что не знают, как это делать. Как можно посетить сейчас заключенного? Наверное, это сложно. Как можно накормить голодного? Многие скажут: есть социальные приюты, там и покормят. Как можно больного навестить? Скажут: сейчас больницы вообще строгие, туда даже к родственникам-то не пройдешь, а как тем более навещать кого-то, что-то приносить больным и их утешать? На самом деле не совсем так. Это некое заблуждение, поверхностный взгляд.

Во-первых, вспомним, что уходящий год – это год волонтера. В нашей стране сейчас очень приветствуется волонтерское движение. Кто такой волонтер? Это тот, кто бескорыстно помогает ближнему. И не только в целом в масштабах всей страны об этом говорится, не только какие-то чемпионаты мира или олимпиады проводятся с участием волонтеров. Я недавно был на большом мероприятии, Ассамблее «Здоровье Москвы», куда съехалось несколько тысяч участников. Это представители московской медицины – врачи, главные врачи больниц, медсестры, ученые-медики, которые занимаются разными разработками. На этом мероприятии выступал Сергей Семенович Собянин, который награждал выдающихся врачей. Кстати, одна мысль повторялась многими докладчиками: несмотря на то, что медицина в Москве хорошо развивается за счет высокотехнологичного оборудования, новых инструментов, повышения квалификации врачей, которые действительно делают очень хорошие операции, на мировом уровне, существует один большой недостаток – недостаточный уход за пациентами. Об этом говорят сами врачи. Многие главные врачи больниц заинтересованы в том, чтобы были люди, которые, конечно, подготовлены к этому, хотя бы немного (не для того, чтобы делать какие-то медицинские процедуры с пациентами, а чтобы просто с ними общаться, их утешать, оказывать им поддержку).

– Для этого нужно какое-то специальное образование?

– Специального образования не нужно. Сейчас в Москве при Комиссии по больничному служению, которая является частью Синодального отдела по церковной благотворительности, организованы краткосрочные трехмесячные курсы для всех желающих помогать священникам в больнице. Все наши московские больницы так или иначе взаимодействуют с какими-то храмами. Наверное, почти нет больниц, где нет храмов, где нет священников, которые приходят навещать больных. Но один священник на огромную больницу что может сделать? Ему нужны помощники. Нужны люди, которые могут прийти, поговорить с человеком, объяснить ему основы христианской веры, объяснить, как молиться, помочь подготовиться к таинствам. Да просто утешить. Эти волонтеры, помощники необходимы священнику. Большая часть работы делается именно ими. Для того чтобы быть таким волонтером, не нужно какого-то особого образования. Достаточно закончить трехмесячные курсы, где очень интересно и врачи, и священники, ученые рассказывают о навыках общения с людьми, об особенностях больничного служения, о каких-то вопросах психологии. Все это в течение короткого срока позволяет человеку подготовиться, чтобы правильно вести себя в больнице – чтобы, с одной стороны, не нарушать больничный порядок, с другой – чтобы никак не травмировать больного морально каким-то ненужным словом, а уметь его утешить, поддержать. Это очень важно сейчас в современной медицине.

– Это служение связано, как я понимаю, с миссионерством?

– Фактически здесь объединено все. Здесь и миссионерство. Люди встречаются разные: есть люди, которые вообще никогда ничего не слышали о вере, есть люди другой веры. Одна слушательница этих курсов рассказала интересную историю. Она ходила по больнице. В палате был человек мусульманской веры. Он ей сказал: расскажите мне что-нибудь о Христе. Она рассказала ему Символ веры, своими словами, как могла. После этого она увидела на глазах его слезы… Так человек другой веры был тронут ее словами, ее служением. Поэтому это важно для всех – людей всех национальностей, всех религий. Все люди откликаются на добро. Совершенно необязательно говорить о том, что наша вера самая правильная, давайте все креститесь, причащайтесь. Даже не об этом речь. Речь о том, чтобы просто явить человеку сострадание и любовь, сочувствие.

– Самое главное – проповедь.

– Да. Такое служение милосердия является одной из целей поста. Для чего мы постимся? Чтобы быть милосердными. Во многих храмах идет социальная работа с заключенными, когда люди пишут письма из мест заключений; даже в наш храм приходит несколько писем каждый месяц. На них надо уметь ответить, надо уметь человека утешить в письме. Может быть, небольшую материальную помощь ему послать, посылочку. Это тоже большая работа, которая требует сил и времени. Есть храмы, которые окормляют детские интернаты. Там живут брошенные дети, у которых нет родителей. Представляете, как они радуются, когда к ним приходит человек! Они кричат: «Мама, мама!» И не хотят расставаться, потому что видят в каждом взрослом своего родителя. Для них это большая радость и утешение... Видов служения очень много. Хотелось бы, чтобы мы именно в дни поста об этом вспоминали, потому что это и есть та деятельная любовь, которую ждет от нас Господь.

Мы в начале передачи говорили о том, что пост помогает нам увидеть свои немощи, грехи и прийти к покаянию. Ну хорошо, мы покаялись, пришли на исповедь, а что дальше? Мы должны принести плоды покаяния. Плоды покаяния как раз заключаются в добрых делах милосердия, которые мы можем сделать, иначе пост оказывается бесполезным. Если мы, после того как соблюдали диету, попостились, все выполнили, а добрее не стали, пост получается для нас бессмысленным. Поэтому каждый год мы одно и то же спрашиваем: можно нам молочное есть или нельзя? Мы не думаем о самом главном. Мы не думаем: приобрели ли мы любовь в эти дни поста, сделали ли доброе дело, утешили ли кого-то, помогли ли кому-то? Нет, мы об этом даже не думаем; мы спрашиваем, можно ли нам есть молоко...

– Формализм получается.

– Да. И, к сожалению, мы оказываемся без радости во время праздника Рождества Христова. Многие из нас с этим сталкивались: ждешь праздника, а когда приходит сам праздник, большой радости не ощущаешь, не ощущаешь ликования, которое испытывали ангелы, прославлявшие родившегося Христа. Не ощущаешь легкости, света в душе – наверное, как раз потому, что мало дел милосердия. Я призываю всех телезрителей об этом задуматься: как каждый из нас мог бы себя реализовать в этих делах милосердия. Сейчас, слава Богу, много возможностей для этого, вся информация открыта, можно зайти на сайт любого храма и увидеть, какой социальной работой он занимается. И присоединиться к этой социальной работе. Конечно, самому человеку трудно взять и с улицы прийти в больницу или письмо заключенным написать. А вот прийти в свой приходской храм можно… Приходской храм – это не только место молитвы. Это маленький центр, куда люди собираются, чтобы реализовать себя, свои лучшие качества, чтобы научиться делать добро. Это такие миссионерские центры, центры социального служения, из которых должна источаться любовь. Чем больше людей в таких центрах, тем лучше.

К сожалению, не хватает сейчас, на мой взгляд, участия прихожан в жизни приходов. Сейчас вся социальная нагрузка, все служение, к сожалению, лежит или на священниках, или на штатных сотрудниках храмов. А это очень мало, этого недостаточно. Просто не в состоянии небольшой штат храма – тридцать человек и несколько священников – вести всю социальную работу в своем районе. Если хотя бы в дни постов мы объединялись бы и нас становилось бы больше, таких делателей милосердия, то мы могли бы очень многое сделать. И периоды постов были бы для нас особо праздничными, радостными, потому что мы действительно занимались настоящим делом. А наши житейские дела в эти дни могут быть немножко отложены на потом. Потом успеем сделать.

– Расскажите подробнее о курсах волонтеров, о помощниках больничных священников.

– Я уже сказал, что в Москве в этом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла организована Комиссия по больничному служению. Раньше такого не было в нашей церковной жизни, а сейчас, слава Богу, появилось. Теперь смысл в том, чтобы все больничное служение в Москве координировать под общим началом, под патронажем больничной комиссии, которую возглавляет епископ Пантелеимон. Он много лет, около тридцати, занимается больничным служением. Наверняка многие из вас знают этого владыку, который организовал Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Выпускники этого училища уже много трудятся в московских больницах и главными врачами, и сестрами. Эта Комиссия по больничному служению призвана к тому, чтобы координировать работу храмов по окормлению больниц. Кроме того, при этой комиссии с конца сентября–начала октября работают курсы для помощников больничных священников.

Информацию об этих курсах можно подробнее узнать на сайте Милосердие.ру. Там есть раздел «Больничное служение», а также расписание, как работают эти курсы, какие лекции читаются, темы лекций, условия приема на эти курсы. Курсы продолжаются три месяца. На первый набор подали заявления больше двухсот человек. Естественно, был экзамен, отбор, около ста человек было отобрано, они сейчас занимаются раз в неделю в больнице святителя Алексея, митрополита Московского. Около ста человек, огромная аудитория, там и мужчины, и женщины – люди, которые горят стремлением помочь ближним. Им читают лекции – священники, врачи, медсестры, психологи – о разных аспектах больничного служения. Там есть и вопросы медицинской этики, и вопросы, как общаться с тяжелыми больными, и вопросы богослужебного характера, догматические вопросы истории Церкви. Множество разных аспектов, которые могут быть затронуты в этом служении, в этом деле. В конце курсов, в конце декабря, предполагается экзамен для слушателей, и по результатам этого экзамена им будет выдан сертификат, что они эти курсы прослушали и могут быть помощниками больничного священника. Возможно, их будут распределять по храмам или по больницам.

Хотелось бы еще добавить, что многие главные врачи тоже заинтересованы в том, чтобы у них были такие помощники. Единственное, они должны быть обучены, подготовлены, но и сами больницы тоже в этом вопросе идут навстречу. Поэтому, думаю, у этих курсов большое будущее. И у этого движения. Многие знают, что во многих больницах есть больничные храмы. Есть молельные комнаты. Слава Богу, в Москве почти во всех больницах это есть. Но не все знают, к сожалению, что эти храмы часто пустуют. Представьте, такая ситуация. ЦИТО – институт, который занимается травами. Там есть больничный храм. Но на литургию приходит всего лишь два-три человека, хотя это огромная больница. Люди просто физически не могут прийти. Так вот, для того чтобы церковная молитва была ближе к пациентам, чтобы они могли участвовать в молитве, в таинствах, сами священники должны больше ходить по отделениям. Я сам стараюсь иногда так делать, когда у меня есть время, – просто обходить больничные отделения, просто разговаривать с людьми, общаться. Огромный отклик, интерес к этому общению среди больных.

Есть еще одна форма служения – когда служатся водосвятные молебны прямо в отделениях больниц. По благословению владыки Пантелеимона мы с сентября у себя в Боткинской больнице служим такие молебны; по разрешению администрации, главного врача, по согласованию мы выбираем удобное время, когда никому не мешаем: обычно вечером, после ужина, когда закончились процедуры, когда все свободны, когда можно уже и помолиться. Мы собираемся в холле (для этого особых помещений не надо), приглашаем всех больных, кто может добраться до холла, и служим водосвятный молебен. Потом общаемся. Кто желает – исповедуем. То есть происходит очень праздничное, торжественное событие, мы вместе помолились, пообщались, люди задали вопросы, кто-то покаялся в грехах, исповедовался. После этого всегда ощущение праздника. Этот праздник устроить очень легко. Для этого просто надо, чтобы священник договорился с администрацией, чтобы у него были помощники – сестры; еще желательно, чтобы они умели петь, тогда еще более празднично будет. Пришли и такой праздник устроили людям.

Вот это реальное служение милосердия, которое не так сложно организовать, которое приносит огромные плоды. Например, у нас после молебнов очень много людей, которые говорят: мы хотим причаститься, хотим собороваться, начинают задавать вопросы. Потом говорят: мы обязательно придем в храм. То есть это миссионерство. Это и утешение, и милосердие, и миссионерство, которое так необходимо.

– Наверное, еще люди быстрее выздоравливают благодаря такой работе?

– Безусловно. Я думаю, что все врачи, которые много лет работают в больнице, понимают, что от них зависит не так много. Даже на той конференции, о которой я вам рассказывал, приводилась такая статистика: 20 процентов зависит от усилия врача, процентов 30 – от ухода за больным, остальное зависит от его внутреннего настроя. Этот внутренний настрой можно сформировать. Помочь человеку быть в позитивном настроении, не унывать, не расслабляться, не падать духом – это как раз зависит от данного служения (чтобы просто прийти, навестить человека, поговорить с ним, утешить его). Огромный потенциал в этом служении. Тогда и нареканий на нашу медицину будет меньше. Многие ведь недовольны больницами: вот у нас все плохо. А почему плохо? Врачи хорошие, оборудование хорошее, экспресс-анализы, всякие современные методики... У нас сейчас медицина действительно на хорошем уровне. А плохо, что нет важного звена – общения с больным человеком.

Хочется вспомнить служение Елизаветы Федоровны. Ведь она организовала свою Марфо-Мариинскую обитель не для того, чтобы там использовать высокие технологии медицины, хотя там были хорошие врачи. Но прежде всего это уход и милосердие. Она обходила каждого больного, с ним разговаривала; она с тяжелыми больными проводила ночи, чтобы их морально, духовно поддержать своей молитвой. В медицине это очень важно.

– Если у человека, допустим, нет времени проходить курсы даже краткосрочные, есть ли какая-то возможность прямо сейчас, в течение этого поста, сделать подобное дело милосердия, не дожидаясь окончания курсов?

– Я Вам могу раскрыть секрет: у нас при храме «Отрада и Утешение» существует группа сестер милосердия, которые никаких курсов вообще не проходили. Просто люди пришли по желанию сердца и помогают. И очень большая от них польза и отдача, особенно тогда, когда человек не ищет своего и не говорит: а что мне за это будет, а какие будут от этого привилегии, какие ордена мне повесят, как наградят?.. Это просто желание сердца помочь ближнему. Если есть такое желание, никаких помех никогда не будет. Я думаю, что в любом храме так.

– Даже если у человека нет возможности, скажем, регулярно помогать, но просто освободилось время – пришел, помог…

– Все люди, которые нам помогают в храме, работающие. Они приходят обычно раз в неделю в вечернее время после работы, между собой распределяются, в каждый день недели кто-то ходит в больницу, кто-то здесь помогает. Это совсем несложно – найти два часа, чтобы просто зайти в больницу вместе со священником навестить больных. Это совсем не так сложно, как кажется. Гораздо больше времени мы проводим у телевизора или в пустых разговорах, в ненужных делах. И это не только наш долг, наша обязанность – служение милосердия. Это еще и для нас большая радость и утешение. Хочется вспомнить слова преподобного аввы Дорофея, который сам был начальником монастырской больницы. Он говорил: не столько мы помогаем больным, сколько больные благотворят нам. Это благотворение от больных заключается в том, что мы испытываем радость, когда посещаем больного. Эта радость как раз оправдывает все наши труды, трудности, тягости. Бывает так, что когда долго не ходишь в больницу, ощущение какой-то подавленности, тяжести на душе. Когда занят какими-то мелочными делами, заботами, страхами, но стоит сходить в больницу и там отслужить молебен или просто с людьми пообщаться, выходишь успокоенный, радостный, что наконец-то сделал самое главное дело своей жизни. А все остальное не так важно.

– Парадоксально: кажется, больница – место, где люди болеют. Казалось бы, оно должно провоцировать человека на уныние, а получается наоборот: больничное служение приносит радость, утешение.

– Больница может быть местом радости тогда, когда там есть милосердие. Если нет милосердия в больнице, тогда она может превратиться в тюрьму. А если там есть люди, которые от всего сердца служат ближнему, то больница превращается в святое место, в святую обитель и является источником безусловной радости. И не только радости чисто человеческой – пообщаться и утешить, а радости общения с Богом.

– Наверное, это касается всей нашей жизни. Может быть, необязательно человеку начинать сразу служить в больнице и помогать заключенным. Может быть, в своей повседневной жизни просто помочь своим родственникам, близким. В конце концов, просто прийти в свой приходской храм и помочь – это уже будет большим делом.

– Безусловно. Это, конечно, самое первое, что мы можем сделать, – оглянуться вокруг себя, увидеть тех, кто рядом с нами. Это наши родственники, родители, наши близкие, которых мы давно не навещали, с которыми давно не общались, которых надо навестить в Рождественский пост. Не для того, чтобы устраивать застолье, а чтобы помочь человеку, поддержать его, особенно старенького, больного. В больницах находится только маленькая часть людей страдающих, основная часть находится по домам, где их вообще никто не видит и не знает. У каждого человека есть свой приходской храм, который нуждается в помощи, в милосердии. Ведь храм – это не какая-то самодостаточная организация. Храм живет за счет прихожан. Во всех отношениях – и в материальном, и в духовном. Если в храм не будут ходить прихожане, то храма фактически не будет.

Как раз особенно хорошо в дни поста прийти, предложить свою помощь в уборке храма, территории. Сейчас зима – убрать снег, почистить дорожки, что-то еще помочь, помочь в подготовке к Рождеству, в воскресной школе. Есть множество способов применить свои силы для деятельного служения в милосердии и помощи – и ближним, и храму Божьему. Когда человек это находит для себя, тогда он и понимает, что является христианином: когда является членом церковной общины, членом прихода. Не просто номинально: я в этот храм хожу, это мой храм. Твой храм тогда, когда ты вложил свое сердце и свой труд в благоустройство этого храма. Тогда у нас не будет уныния, тогда мы будем радоваться и говорить: как хорошо, что мы христиане.

– Тогда мы сможем с особой радостью встретить Рождество и почувствовать этот праздник полноценно.

– Тогда мы поймем, что действительно с нами Бог. Если мы говорим такие великие слова: с нами Бог, – это какой же должен быть свет в душе человека, какая же должна быть радость! Только после дел милосердия, после поста, который связан с трудами помощи ближним, можно ощутить этот свет, радость Рождества Христова.

– В начале передачи мы говорили об особенностях Рождественского поста. Еще одной особенностью является то, что последние дни поста приходятся на выходные, праздничные дни. Люди светские в эти дни стараются отдохнуть, повеселиться. Это может провоцировать верующего человека ослабить пост и недостаточно хорошо подготовиться к Рождеству. Как использовать праздничные дни перед Рождеством на пользу, чтобы они стали не расслабляющим фактором, а, наоборот, помогли человеку лучше подготовиться к Рождеству?

– Последние дни поста самые сложные. Господь нас как бы проверяет, насколько мы готовы идти до конца за Ним, насколько мы Его любим, насколько готовы перешагнуть все соблазны, искушения, чтобы довести пост до конца и не нарушить его. Во многих храмах в Новый год служат ночные литургии. Я думаю, что это прекрасная возможность провести светский Новый год в молитве – и не только для того, чтобы не нарушать пост и не быть за праздничным столом, но как раз для того, чтобы ощутить особенную радость: все наедаются, развлекаются, а мы бодрствуем, молимся нашему Господу, находимся в трезвении, не расслабляемся. Это особенно радостно человеку. Он как воин, который все время на посту, все время в боевой готовности, чтобы отражать духовные нападения на себя, бороться со страстями. Ночная литургия – это очень хорошая возможность провести новогодние праздники.

Последние дни поста – это обычно особо напряженные дни подготовки к Рождеству. В эти дни как раз много свободного времени, у всех выходные, можно прийти в храм, помочь в обустройстве храма, в подготовке храма к празднику. Устроить вертеп, украсить его, нарядить рождественскую елку, помочь привезти ели в храм, их расставить, украсить храм елями. То есть новогодние праздники, большие каникулы позволяют найти время для того, чтобы больше быть в храме. Некоторые люди в эти дни всеобщего затишья в стране едут по святым местам. К Рождеству они себя готовят сугубой молитвой, едут в монастырь. Несколько дней, остающиеся до праздника, они особенно строго постятся, стараются не развлекаться, чтобы в чистоте, в молитве встретить Рождество Христово. Поэтому возможностей много. Надо просто хотеть быть с Господом, быть христианином, хотеть не потерять состояние чистоты, духовной радости, трезвения. Тогда есть множество разных возможностей, чтобы эти дни провести с пользой.

– Если в эти дни, последние дни поста, друзья, родственники зовут в гости, человек, который хочет строже, лучше подготовиться к Рождеству, должен отказаться или принять это приглашение?

– Конечно, нужна мудрость, чтобы не устраивать из-за этого конфликты и скандалы с родственниками. Никто же нас не будет насильно заставлять кушать скоромную еду. Если мы просто придем, сядем за столом, посидим немножко, пообщаемся, поздравим родных с праздником, с Новым годом, поблагодарим их, подарим им душевное тепло – этого достаточно. Мы же не должны съесть то, что нам положили в тарелку. Это, в общем-то, не мешает. Если мы сами не имеем цели быстрее поесть что-то, а имеем целью общение с близкими, чтобы подарить им радость, то это никак не помешает нам  посидеть за столом.

Другое дело, что мы сами себе часто даем какое-то послабление, оправдываемся: Новый год, а мы хуже других, что ли? И, к сожалению, сходим с дистанции в самый важный момент, когда, казалось бы, победа близко.

– Думаю, можно еще несколько слов сказать о цели поста, о смысле, повторить какие-то вещи для их лучшего запоминания и понимания.

– Цель поста – стяжать добродетель, самую главную добродетель любви, милосердия. К этому и ведет нас пост. Сначала мы воздерживаемся в еде. Воздержание в еде позволяет нам увидеть свои немощи; видение своих грехов и немощей позволяет нам принести Богу покаяние, сокрушение сердца и побуждает нас к тому, чтобы это покаяние было деятельным, чтобы оно проявлялось в делах любви и милосердия. Постепенно постом Церковь нас вводит узким путем в Царство Божие, потому что Царство Божие, как говорится в Евангелии, внутри нас есть. Царство Божие – это царство любви. К этому нас ведут и Великий пост, и Рождественский пост. И любой пост ведет нас к стяжанию любви. В этом наша цель, наше главное упование, наше утешение – идя путем поста, мы сможем ощутить, как нас любит Господь. И как прекрасно, что мы тоже можем отвечать на эту любовь своей любовью.

Господи, благослови и помилуй, помоги нам довести свой пост до конца достойно.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать