Беседы с батюшкой с сурдопереводом. Основы Веры

17 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена священник Дмитрий Симонов, являющийся духовником общины слабослышащих. Сурдоперевод беседы осуществит Денис Заварицкий, руководитель Школы жестового языка «Образ». Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Почему сегодняшний эфир особенный?

- Среди верных чад Русской Православной Церкви есть немало людей глухих и слабослышащих. СМИ и другие медийные аспекты нашей жизни не всегда открыты для людей с такой спецификой. Мы бы хотели дать им возможность быть полноценными зрителями и участниками телеканала «Союз», проводить просветительскую работу среди наших глухих братьев и сестер.

- С этой проблематикой Вы столкнулись на приходе?

- На нашем приходе существует община глухих и слабослышащих, осенью ей будет 15 лет. В начале XIX века супруга императора Павла I Мария Федоровна открыла училище для глухих детей. При нем, как и при всех других государственных ведомствах в Российской империи, находился свой храм. Богослужения были ориентированы на глухих и слабослышащих. Так как этот храм исторически имел такую направленность, мы решили восстановить служение глухим людям и на приходе.

- Вопрос телезрительницы Татьяны: «Надо ли каждый раз идти на исповедь перед причастием на Светлой седмице, если хочешь причащаться каждый день?»

- На Светлой седмице сложно размышлять о покаянии, для этого существует время поста. Более того, обычно даже Страстная седмица – это уже не время для покаяния, а время для созерцания Божией любви, которая нам явлена на Кресте. На Страстной седмице мы оставляем покаянную дисциплину: не совершаются земные поклоны, не читаются покаянные молитвы; все в богослужениях направлено на размышления о страданиях Господа Иисуса Христа.

Светлая неделя также выделяется из общего богослужебного круга и обычного ритма духовной жизни христианина. В Огласительном слове Иоанна Златоуста мы слышим, что теперь не время проливать слезы покаяния, а время ликовать и радоваться. Но нужно учитывать традицию Русской Православной Церкви, которая предполагает регулярную исповедь перед Таинством Причастия. В недавно вышедшем документе, который утвердило Архиерейское Совещание, сказано, что такие вопросы предоставляются на усмотрение духовника. Если есть благое намерение причащаться, а делать это желательно как можно чаще, особенно в дни Светлой седмицы, ибо вся эта неделя, как один день Святой Пасхи, то нужно посоветоваться со своим приходским священником и следовать его благословению.

- Вопрос телезрителя Дмитрия (глухой, 12 лет): «Откуда появился Бог?»

- Этот вопрос возникает у многих людей: каждый из нас однажды появился. Когда мы видим весной, как вокруг оживают бабочки, муравьи, появляются листья на деревьях, как жизнь дает о себе знать, нам становится интересно, откуда появился Бог. Здесь возникает самая большая сложность в жизни человека: мы живем во времени, у нас есть «вчера» и будет «завтра», «потом» и «было». А для Бога этого нет, для Него всегда «сейчас», и Он был всегда - это самое удивительное. Нам кажется, что если нас когда-то не было, значит, так со всеми. Но Бог – это удивительное исключение! Он создал мир и время, но при этом Сам был всегда. Понять такое очень сложно, нужно просто принять это, как данность.

- Вопрос от телезрителя: «Всенощное бдение всегда предшествует Литургии, но большинство глухих не ходит на него. Плохо ли это?»

- Всенощное бдение – очень важный момент суточного богослужебного круга. В этом богослужении больше, чем в любом другом рассказывается о праздничном событии. Если это воскресный день, то о Воскресении Христовом. Так происходит в течение всего богослужебного года. Мы не можем недооценивать всенощное бдение. Оно довольно сложное по своему устроению, в нем очень много изменяемых частей. В богослужении есть изменяемые и неизменяемые части. Например, мирная ектенья, псалом, который поется в начале службы. Бывают стихиры – это гимны, песнопения, которые меняются в зависимости от праздника, почитаемого святого или воскресного дня. Каждое воскресенье поются стихиры, но они меняются 8 раз, в зависимости от того на какой глас совершаются богослужения, на какую мелодию поются те или иные песнопения. Из-за этого не только для глухих, но и для многих слышащих возникает множество проблем в понимании.

Для многих людей сложно оба выходных дня бывать на службах, потому что нужно успеть сделать какие-то дела по дому, пообщаться с близкими. Особенно это трудно, если есть близкие неверующие, не понимающие, зачем так часто ходить в храм. Также если в семье есть дети, пожилые люди, которые требуют особой заботы. В таком случае служение ближним заменяет всенощное бдение, и это исполнение заповеди любви.

Очень сложно переводить всенощное бдение, и глухим нелегко его воспринимать. Для наших прихожан мы стараемся в самые важные праздники, несколько раз в году переводить всенощные бдения. Тем, кто хочет приблизиться к пониманию богослужения, но не имеет возможности его посещать, рекомендую брать самые важные его части и прочитывать их дома: например, канон праздника или канон воскресного дня. Это очень важный момент утрени, состоящий из тропарей, стихир, в которых вся суть праздника изложена хорошо и правильно. Размышление над богослужебными текстами могло бы заменить присутствие на всенощном бдении.

- Вопрос телезрителя из Москвы: «Нет ли каких-нибудь планов, чтобы существующие программы для помощи слабослышащим были унифицированы и распространялись бы на все епархии РПЦ?»

- Существуют такие программы и намерения. Синодальный отдел Московской Патриархии по социальному служению регулярно проводит разного рода мероприятия, которые подготавливают почву, для того чтобы в разных епархиях РПЦ реализовывались программы помощи глухим. Мы надеемся, что в Петербурге получится провести семинар для священников и их помощников, желающих заниматься данным вопросом, чтобы научить их азам жестового языка и дать навыки в пастырском служении для окормления таких людей. Во многих крупных епархиях давно совершается такое богослужение: Новосибирской, Екатеринбургской, Московской, Курской и других. Мы надеемся, что все будет развиваться благополучно, просим ваших молитв.

- Расскажите о Боге Отце. Почему мы Иисуса Христа тоже называем Господом?
- Учение Церкви свидетельствует об этом на основании Священного Писания, то есть Божественного откровения. Божественное откровение – это то, что Бог Сам хочет сообщить нам о Себе. Главная часть Откровения – Библия. А также все то, что является ее продолжением: святоотеческая, литургическая традиции Церкви. Опыт Церкви в общении с Богом и переживание откровений Священного Писания называется Священным преданием. Отсюда мы черпаем знания о Боге.

Бог открыт нам, как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Здесь возникает серьезная сложность – Бог не познаваем в своей сущности. Человеку очень сложно понять Его, потому что у Него иная природа – Божественная. Мы привыкли жить в иных категориях: во времени, в пространстве, у нас есть расстояние, тело: мы состоим из материи. Бог нематериален, вне этого мира. Но при этом Бог действует в мире, Его присутствие здесь очень заметно, и Церковь о Нем свидетельствует. Но при всем этом познать Бога мы не можем, Его троичная сущность для нас является тайной. Человек старается на своем языке, используя образы, сказать нечто о Боге. Исследуя Священное Писание, созерцая и размышляя, мы можем говорить о том, что Бог Отец, Сын и Дух Святой – это один Бог в трех Лицах. Для Церкви был долгий период нескольких столетий, прежде чем она стала свидетельствовать истинное учение. Периодически появлялись ереси, ложные мнения, попытки проще объяснить бытие Божие. Но тем не менее, Церковь не искала легких путей, потому что в данном случае важнее всего истина.

Очень значимой частью Божественного откровения является спасение человека. Иисус Христос – наш Господь и Спаситель. Он Спаситель, потому что спас нас от смерти. Человек отступил от Бога – совершил грех и, таким образом, впустил зло в самого себя, стал смертен. Он стал болеть, стареть, вокруг стало много скорбей и неприятностей. Самое главное – отношения между человеком и Богом прервались, отсутствие живого общения стало тотальным. Человек больше не мог общаться с Богом так же непосредственно, как это было до грехопадения. После этого был долгий путь к живым отношениям, человечество переживало сложные аспекты своей жизни, об этих этапах мы читаем в Ветхом Завете. Наконец, когда человечество оказалось способным воспринять - Бог стал человеком. Это тоже тайна - Бог пришел в этот мир, как один из нас. В Нем не было никакого греха, но все последствия греха Он испытывал: боль, жажду, голод. Мог скорбеть, плакать, расстраиваться, как это было в случае со смертью Лазаря или скорбью об Иерусалиме, не слушающем голос Божий. В конце концов Его не принимает народ, распинает на кресте, римляне Его пригвождают, убивают позорной казнью. Но Он, как и говорил, на третий день воскрес из мертвых. Таким образом Он в Самом Себе победил власть смерти, а значит, через Него каждый человек может стать причастным вечной жизни, спасению и вернуться к живым отношениям с Богом. Познать Бога мы можем через Иисуса Христа, поэтому так важно Его признать своим Господом, единственным своим Царем и Спасителем – Тем, Кто освободил человека от власти ада и смерти, Тем, Кто ведет в жизнь вечную. Поэтому для нас так важно причащаться, то есть пребывать в общении с Господом. В Иисусе Христе две природы: Божественная и человеческая. Причащаясь Его Тела и Крови, мы соединяемся с Богом. Это для нас тайна, мы не можем этого объяснить. Момент соединения – это высокое достоинство, благоволение Бога людям, которого не сподобляются ангелы Божии.

- Расскажите, пожалуйста, о молитве «Отче наш».

- Это молитва, которую оставил Господь Иисус Христос Своим ученикам. Она была дана не как единственно возможная: «Отче наш» - фундамент, основа для всех прочих молитв. Господь научил нас тому, о чем нужно молиться прежде всего. Мы встречаем в ней много разных аспектов.

Первое, что я хотел бы выделить – это то, что молитва «Отче наш» произносится не в единственном числе. Церковь – это не нечто индивидуальное, не то, что обслуживает личную духовность отдельно взятого человека. Церковь – это семья Иисуса Христа, семья тех, кто захотел быть Его учеником и пришел к осознанию, что он сын или дочь своего Небесного Отца. Поэтому мы говорим Богу «Отче». Не Всемогущий Творец, хотя Он, бесспорно, таковым является, не Владыка вечный, хотя Господь таковым тоже является. Мы обращаемся к Нему, как дети, именуя Отцом нашим. Церковь мыслит себя, как община, семья. Для того чтобы научиться быть семьей Бога, нужно быть как дети, которые живут вместе с родителями, учатся у них. Так и мы должны научиться у своего Небесного Отца бытию, Жизни с большой буквы.

Бог нас создал, подарил возможность жить, но мы так часто уклоняемся, уходим от того, что Он нам предлагает: мы забываем, что Бог создал мир, и Он знает, какие пути правильные. Водитель, который не соблюдает, забывает правила дорожного движения, может попасть в аварию. Правила созданы не потому, что кто-то капризничал и решил придумать какие-то сложности для передвижения - они нужны для безопасности. Заповеди Божии – указания нам, как нужно двигаться, чтобы войти в вечную жизнь, по-настоящему понять, что Бог – наш Небесный Отец.

Мы учимся вместе, переживаем друг за друга, как семья. В книге Деяний апостольских написано, что первая Церковь была как община. Если посмотреть на историю Церкви, то мы увидим, что как только ослабевал общинный дух, ослабевало и благочестие, скудела богословская мысль. Для Церкви очень важно быть вместе и помогать друг другу, об этом часто пишет в своих посланиях апостол Павел. Это очень важный и подчас малозаметный элемент молитвы «Отче наш»: мы произносим эти слова несколько по инерции. Назвать Бога своим Отцом может не каждый. Даже человек, позиционирующий себя как верующий, не живет в мироощущении сыновства.

«Отец наш, сущий на Небесах» не значит, что Бог живет в облаках. Небесами именуется то же самое, что и в Книге Бытия, где говорится: «В начале Бог сотворил небо и землю». Имеется в виду, не то, что Он создал облака и прибрежный песок (об этом говорится несколько позднее), а создал нематериальный и материальный мир. И когда мы говорим, что Бог пребывает на Небесах, то подразумеваем духовный мир, отличный от нашего материального.

Далее мы обращаемся к Нему: «Да святится имя Твое». Мы свидетельствуем о том, чтобы Его имя имело значение, чтобы люди знали, что Он благ. Это происходит через самого человека, он сам – свидетельство того, что Бог благ. Если христиане живут по слову Бога, для них становится понятным, как нужно общаться с ближним и даже с врагом. Через дела христиан прославляется имя Бога. Мы молимся о том, чтобы оно было прославлено - это одна из форм выражения нашей любви к Нему.

«Да приидет Царствие Твое». Христос говорил: «Царство Мое не от мира сего», но при этом и то, что «Царствие Божие есть внутри вас». Это очень важный момент, который открывается нам в Евангелии. Царство Бога выше всех земных царств. Земные цари меняются: было много великих правителей, но государства распадались, все было преходящим. Для христиан очень важно свидетельствовать именно о Божием Царстве, именно оно для нас первостепенно. В Римской империи так ожесточенно гнали христиан потому, что они отказывались поклоняться императору, говорили, что у них нет другого Царя, кроме Иисуса Христа. Они говорили, что готовы жить в обществе, не хотят делать никому зла, а только добро, но признать божественность кесаря не могли. В Римской империи правителю давали титул «спасителя». Быть в ней полноценным жителем можно было только при условии признания императора божественным. Титул Спасителя христиане стали применять к Иисусу Христу, для них было очень важно, что у них уже есть Спаситель и другого им уже не нужно. Это спасение вечное и не связано со временем. Поэтому христиане молятся, чтобы Царствие Божие пришло в силе уже здесь. Однако мы помним, что оно приходит через нас: наши дела, мысли. Например, если человек отказался мстить, произнести злое слово, обмануть кого-то, он уже приблизил Царствие Божие.

Далее мы молимся: «Да будет воля Твоя на земли, яко на Небеси». Для христиан очень важно, чтобы те реальности, которые есть в Небесном Царстве, стали реальностью здесь. Нередко люди говорят: «Читая Евангелие, я понимаю, что я не могу так жить. Оно требует от меня слишком многого». Но в этом и есть суть христианства - Евангелие нам не дает двойных стандартов, оно единое для всех: монахов, мирян, священников, простых рабочих. Кем бы ты ни был – это не важно, важно то, что Заповеди одинаково даны всем людям. Для христиан очень важно в этот мир, в котором очень много зла, неправды, принести реальность Небесного Царства. Конечно, мир начинает огрызаться, но Господь нас об этом предупреждал. Он говорил: «Если гнали Меня, будут гнать и вас; как не приняли Меня, так и не будут принимать вас». Но христиан это не должно пугать. Мы молимся об этом и понимаем, что одна из наших главных задач – принести реальность Небесного Царства в земную жизнь, чего бы нам это ни стоило, возможно, вопреки личному благополучию и собственным желаниям. Но это не означает, что всегда будет плохо. Это значит, что для каждого из нас, так или иначе, – это цель. Важно посмотреть на мир через призму Небесного Царства. Если с земной точки зрения лучше ни с кем не делиться, а все складывать в собственные карманы, то с точки зрения Небесного Царства нужно все время делиться и отдавать другому так же, как хочешь, чтобы отдавали тебе. Это совершенно другой принцип!

Музыкальная пауза. Песня «Прекрасное далеко» с сурдопереводом.

- Мы услышали песню, которая говорит о прекрасном далеко. Но Царствие Божие – это не то, что живет в нас, а то, что ждет нас совершенно реально. Расскажите, пожалуйста, о том, что ждет нас в будущем.

- В «Символе веры» мы говорим, что ждем второго пришествия Христа, как Он сам нам обещал. Он придет, и тогда, как сказано в книге Апокалипсис, будет конец этого мира и начало нового, где земля и небо соединятся. Этот мир совсем не будет похож на то, к чему мы привыкли, он будет новый, мы будем в нем иными, будем подобны воскресшему Христу. В Евангелие есть удивительные рассказы о том, как воскресший Христос мог внезапно появляться и неожиданно исчезать, проходил сквозь двери и стены: Он стал несколько не Таким, Каким был в земной жизни до распятия и воскресения. Многие апостолы Его не узнавали. Это уготовано для каждого человека, но, к сожалению, воспринять такое смогут не все: те, кто сопротивлялись, выбрав путь зла, окажутся чужими.

Мы знаем, что в конце человеческой истории будет Страшный Суд, но правильнее его называть Последний Суд – тот момент, на котором все решится. Люди воскреснут из мертвых, и произойдет некое определение: что выбрал человек, как свое бытие. Мы не можем точно сказать, как это будет. У отцов Церкви есть размышления, духовные предположения, в которых они старались разъяснить, а не просто описать суть этого события. Хотя для многих людей было бы интереснее посмотреть какой-нибудь триллер на эту тему. Нередко снимают фильмы, связанные с концом света, применяют там слово «апокалипсис». Это по-своему показывает ошибочность человеческого восприятия. Для того, кто выбрал путь добра, стал учеником Иисуса Христа, жил реальностью Его Царства, не совершая сделок с совестью, не исключая какие-то из Его заповедей, не уходя в формализм, кто искренне воспринял Евангелие и сделал его своей жизнью – для этого человека не будет никакого ужаса и катастрофы. Второе пришествие будет радостным событием, ликованием и праздником. У святителя Григория Нисского есть размышления над Страшным Судом. Он предлагает рассмотреть его как некую картину, на которой восседает Христос, праведный Судия, и приходят люди. Его ученики, те, кто выбрали путь добра, исполняли Его заповеди и жили по Евангелию, с радостью воспринимают эту встречу. Те, кто отвернулись от Христа и сопротивлялись Ему, нарушали заповеди, двигаясь неправедным путем, сами будут разворачиваться и уходить в преисподнюю, и для них это будет большее благо, потому что им будет невыносим и нестерпим свет Христов. Человеку, долго сидящему в полумраке, больно в солнечный день выходить на улицу, даже если он встанет спиной к солнцу, ему все равно будет больно открывать глаза. Отчасти это можно сравнить с тем, о чем писал святитель. Для христиан это должно быть торжеством, потому что придет новый век, не сравнимый ни с чем, что мы знаем теперь. Мы воскреснем в новом теле. Человеку очень тяжело жить, у многих из нас есть какие-то болезни, немощи, изъяны. В будущей жизни не останется никакой болезни, не будет никаких изъянов, совершенно независимо от того, какими мы были физически в своей земной жизни. Мы будем в совершенно новом теле, но при этом останемся самими собой: наша личность сохранится.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы