Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– Батюшка, уже первый звонок у нас есть, давайте послушаем.
Вопрос телезрителя с Ямала: «Сколько имен усопших можно писать в записках на литургии и сколько можно их поминать в вечерней молитве? У меня сто с лишним человек в помяннике; может, больше».
– Писать можно сколько угодно, но это очень увеличивает по времени размер нашей молитвы. Это довольно трудно. Поэтому существуют общие фразы (например: «и всех на поле брани живот свой положивших», «всех усопших сродников», «тех, за кого нужно молиться сугубо», «заповедавших нам, недостойным, молитися о них» и так далее) – для того, чтобы это вошло в какие-то берега. Прибегая к таким формулам, мы общее время молитвы сокращаем и делаем ее по композиции более приемлемой. А так можно сколько угодно молиться. Я помню одного батюшку во Владимирской области, который поминал такое количество людей, что приходил на проскомидию в 4 часа утра и до 7 утра поминал каждого, за кого просили помолиться.
– То есть ограничений нет. Это уже ограничивается только возможностью самого человека.
– Да, самим человеком – его усердием, его возможностями, в том числе физическими.
– А вот еще говорят, что за некоторых людей не надо молиться.
– Есть такие люди – это святые. Мы им служим молебны. Тоже молимся, но в другой форме – мы не молимся о спасении их душ, а молимся им о спасении наших душ.
– Но вот здесь имеют в виду людей, которые, например, избрали служение сатане. И говорят: «За них мы не молимся».
– Дело в том, что даже человек, который избрал это служение, на самом деле просто этого не понимает. Если бы он все это воочию увидел, он бы ужаснулся, поседел или облысел сразу и умер от инфаркта. А так это все бравада, игра.
– То есть такой человек все-таки нуждается в молитве?
– Конечно.
– Батюшка, целью человеческой жизни является спасение души. Я хотел бы сегодня с Вами об этом поговорить. Может быть, наши слушатели тоже поддержат эту тему. Что человека наиболее приближает к спасению, а что наиболее удаляет?
– Приближает старание человека исполнять заповеди Христовы. Поступая по этим заповедям, он приближается к тому, что Евангелие именует Царствием Божьим. А удаляет ходьба в противоположном направлении, когда человек нарушает заповеди – вольно или невольно, в разуме или неразумии, но таким образом он протестует против того нравственного закона, который установил Сам Господь.
– То есть своеволие удаляет.
– Да, конечно. Представь себе: у человека есть карта, на карте написано: «Северо-восток, Зурбаган». А он идет в противоположную сторону.
– Потому что ему так показалось ближе.
– Нет, не показалось. Он говорит: «А я считаю, что Зурбаган там». Ну, считай и иди в противоположную сторону. Очень многие люди говорят: «Это мой выбор, я так считаю». И обрекают себя на несчастье.
– Вопрос телезрительницы: «Я прожила 41 год с мужем-алкоголиком, он умер. Теперь у меня находится мой родной младший брат, который перенес операцию на сердце, у него был инсульт. Пять лет он не пил, все было нормально, теперь опять начал пить. И я не знаю, что мне с ним делать. У него есть квартира. Выгонять его? Оставлять? У меня просто нет сил ухаживать за ним. Посоветуйте, пожалуйста, как мне по-Божьи поступить».
– Я бы посоветовал Вам отвести его домой и предать воле Божьей. Как апостол Павел однажды сказал: «…предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Если он хочет спасаться, пусть спасается. Если он хочет идти против воли Бога, пусть делает это, но без Вас.
– Обычно говорят: «Но он же без меня погибнет».
– Погибнет или не погибнет – это дело каждого человека. Если бы он был четырехлетним ребенком, я бы, конечно, сказал: «Несмотря на то, что на пороге атомная война, надо мальчонку взять, он беспомощный». А тут взрослый мужчина, живет весело, есть на что пить. Тем более, говорят (я, правда, не знаю, так ли это), что алкоголь выводит из организма радионуклеины.
– Нужно иметь мужество, чтобы брата оставить на волю Божью.
– Человек уже устал, уже с одним (прости меня, Господи) болящим все терпел, исполнил свой долг, теперь второй подъехал.
– Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем не расписаны и живем уже 18 лет вместе, у нас первый ребеночек крещен – девочка Александра, а недавно родился сын, и нам отказали в его крещении, потому что мы не находимся в официальном браке. Сказали: только через ЗАГС. Правда ли, что нельзя крестить ребенка, родители которого не зарегистрированы?»
– Вообще-то это правильно, потому что вы не члены Церкви. А крещение детей совершается только у членов Церкви. Вы таинства церковные не признаете, если вы не признаете венчания (а вас никто венчать не будет нерасписанных, это естественно). У нас Церковь отделена от государства, поэтому брак разделен на две части: сначала регистрируешь брак, а потом уже венчаешься, тогда все в порядке. У невенчанных и крестить нельзя, потому что родители должны быть христианами, а не просто крещеными. Гитлер тоже был крещеный, Ленин тоже был крещеный, и что толку-то? Поэтому надо потрудиться.
(Далее диалог с телезрительницей.)
– Ну, в силу светских причин, к сожалению…
– Да какие там светские причины?
– Он военнослужащий… Не может он…
– Военнослужащим, что ли, запрещено жениться?
– Моя жизнь была такова, что ему нельзя со мной связываться, если он хочет работать там, где работает.
– Жена-то дороже работы.
– Ну, я работаю.
– Я говорю, что Вы для мужа должны быть более дорогим объектом, нежели его работа.
– Согласна с Вами.
– Вот. А если начальству на работе он дорог, они пойдут на любые уступки. Дело тут в другом: он Вас не считает за жену, а морочит Вам голову 18 лет. А Ваша ошибка в том, что Вы ему поверили – словам о том, о сем. Поэтому скажите ему: «Все, братик, давай».
– Спасибо, батюшка.
– Пожалуйста, моя дорогая.
(Окончание диалога.)
– В евангельской истории о Закхее после покаяния Закхея Господь говорит: «Днесь спасение дому сему бысть». Получается, что через покаяние одного человека спаслись и его ближние. Так?
– Так.
– Без собственного покаяния человека – возможно ли такое спасение?
– Дело в том, что в ту эпоху поведение хозяина дома, как главная ось этой общности, чрезвычайно сильно влияло. И такой поступок Закхея преобразил и их.
– То есть его пример открыл для них тоже дверь покаяния.
– Да, как пример великого императора Константина, когда он стал членом Церкви, хотя еще не был крещеным, но уже был оглашенным, и после Миланского эдикта его пример очень многих подвиг. Поэтому Церковь его и считает равноапостольным – потому что его пример стал замечательной проповедью, тысячи и тысячи людей пришли к крещению, стали этим интересоваться. Ведь роль императора была очень влиятельной, фигура которого даже обожествлялась: это не просто так выбрали на три месяца, это была очень серьезная позиция. И в патриархальном иудейском обществе было то же самое.
– Но сейчас это уже утрачено.
– Ну почему? В Японии, например, это играет очень большую роль.
– Глава семьи выбирает, и вся его семья принимает его выбор.
– Да, конечно. И во многих местах. На Кавказе отец, дед играют огромную роль до сих пор.
– В наших семьях нередко один человек приходит к Христу, к вере, а остальные – нет.
– Но у нас разрушено все до основания. А потом мы так ничего и не построили. А что построили, то рухнуло уже.
– То есть такая видимость некой иерархии получается.
– Живем как бы старыми запасами – что в амбаре осталось.
– Вопрос телезрительницы: «Ведь мы же больше делаем через силу – не осуждаю я через силу, молюсь через силу – через день-два, все через силу. А как же Господь нас спасать-то будет? Он же видит все. Мы же тогда не спасемся. Вот если я добрая от себя, тогда я добрая и уже не могу себя злой сделать, а уж если я могу осудить, то через силу не осуждаю. А там ведь ни воли не будет, ничего».
– Сейчас расскажу на одном примере. У преподобного Серафима спросили однажды: «Кто у вас в Саровском монастыре ближе к спасению?..» Он говорит: «Повар». Удивились: «Как повар? Он такой сердитый, нелюдимый, всегда резкий». А преподобный Серафим объяснил: «У него ужасный характер. И он тратит огромные силы на то, чтобы сдерживаться. И Господь вменяет ему эти усилия в подвиг».
Господь видит, что мы противные, ленивые, злые, раздражительные, подлые, сплетники, болтуны, обжоры, но изо всех сил стараемся. И Он меру нашего старания видит. Вот эта мера старания может превысить усилия многих. Поэтому Господь подождет, пока мы с терпением будем выполнять свой подвиг, и спасение придет. Он Сам сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». А если человек и так добрый, ему доброта не вменяется вообще в подвиг. Ну, добрый – а заслуга твоя какая? Никакой.
– Господь тебя таким сотворил.
– Вот если ты жадный, но жадность преодолеваешь и даешь другому взаймы ради Христа… Хотя понятно, что он никогда не отдаст. Кто занятые деньги отдает? Я что-то такое уже забыл. А был бы не жадный, тогда какая награда? Никакой.
– Батюшка, может быть, в продолжение вопрос: «Господь повелел молиться за обижающих нас. Молюсь, но молитва моя неискренняя, не от всего сердца прошу за них – обида мешает. Но угодна ли такая молитва Богу?»
– Я вхожу в метро, вижу свободное место и хочу сесть, но по привычке поворачиваю свою больную шею налево, направо, смотрю – вошла женщина с двумя сумками, и я жду, пока она сядет. Мне хочется посидеть, я немножко огорчен, что она пришла, у меня совершенно нет радостного чувства, что женщина сядет, а я буду стоять – потому что устал. То, что я уступил, – это хороший поступок? Хороший. Так же и наша молитва. Молиться неохота, а мы молимся. Человеку этому мы не желаем райских кущ, а все равно понуждаем себя молиться. Хороший это поступок? Хороший. И вот надо поступать так, как будто ты уже хороший и как будто ты уже христианин – пока не привыкнешь.
– Вопрос телезрительницы: «У меня есть сын, у сына есть крестный отец, но он двоюродный брат моего бывшего мужа, и я не общаюсь ни с ним, ни с бывшим мужем. В записках я его имя пишу, всегда его вспоминаю, здоровья желаю, молюсь за него. А вот надо ли мне налаживать с ним отношения? Или как Господь уже положит – что будет, то будет?»
– Вы знаете, может быть, я Вас разочарую, но Господь уже давно все положил. Я даже не знаю – Вы не в курсе дела, что ли?
– Хочется все-таки как-то по-божески, чтобы все-таки общались…
– А Вы читаете Священное Писание?
– Стараюсь.
– Так в Священном Писании сказано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Это к Вам относится?
– Конечно.
– А чего Вы спрашиваете тогда?
– Ну, вот не общаемся.
– Ну, вот очень плохо.
– Понимаете, как…
– Понимаю.
– Они не хотят со мной общаться…
– Если они не хотят, это другое дело. С нашей стороны должна быть готовность.
– Я всегда готова. Но как-то не получается. Разошлись, и все.
– Ну, разошлись. Съездите и скажите: «Ну чего, долго будем дуться-то?»
– Вот представляете, никак не получается.
– Представляю. Сейчас вон мальчонки в 18 лет пальбу открывают в учебных заведениях, сейчас такие времена – люди очень сердитые стали. Одни его довели до убийства, а он решил его совершить, потому что никакого другого выхода не видел. Как над ним издевались – матери не был нужен, отцу тем более. Он остался один – и как-то надо защищаться. Один против всего колледжа – забьют, а так вооруженный человек. Ему пришла в голову такая «естественная» мысль, насмотрелся кинофильмов и решил себя защитить ценой собственной жизни. Вот в какое время мы живем. Да, злоба разливается по нашему миру, мира нет, в каждой семье скандалы – дерутся из-за собственности, из-за денег, из-за каких-то обид, которые были 40 лет назад и так далее. Сумасшедшие, понимаете?
– Но мне-то с кумом делить нечего, казалось бы. И вот никак не получается. Хотя мы все – три поколения – из одной деревни, у меня мама из той же деревни, где он сейчас живет. И представляете, нет взаимоотношений с ними.
– Но если одна деревня, уж в гости-то сходить можно.
– Я в Москве, они в деревне. Сын ездит к ним.
– Вот видите, сын ездит. И Вы как-нибудь с сыном поезжайте. Попробуйте, может, они давно ждут, может, они как раз сегодня воскресным вечерком об этом говорят: «Что-то кума давно не едет. Наверно, разобиделась».
– То есть не бояться? Поехать, и все?
– Бояться нужно Бога и греха. А всего остального не надо бояться.
– Понятно. Спаси, Господи.
(Окончание диалога.)
– Действительно, люди ждут, когда другой сделает шаг навстречу, говорят: «Я не против с ним общаться, если он…»
– Так тоже бывает, вариантов много. Как в комбинаторике – сколько народу, такой и факториал.
– Бесконечно.
– Да.
– «Я очень общительный человек. Мне нравится знакомиться с людьми, общаться с ними, расширять круг знакомых. А не вредно ли это для моей души?»
– А надо посмотреть за собой – с кем знакомишься, что приобретаешь, сколько уходит на пустые разговоры, сколько – на полезные, сколько остается на молитву. «Мне нравится». А другому нравится пивко.
– Каждый выбирает по себе.
– В том-то и дело. Но человек спрашивает: «Полезно ли мне это?» Это мне надо в рюкзак залезть, чтоб он меня носил, а я бы смотрел – тогда можно сделать вывод. А так как сделаешь вывод, полезно ему или нет?
– Но есть вещи явно полезные всем и явно неполезные всем.
– Вот молитва – вроде явно полезное дело, а иногда человек так усердствует, что повреждается в уме.
– Из-за молитвы?
– Не из-за молитвы, а что-нибудь неправильно делает. Та же еда – вещь полезная, поддерживает наше бытие, а можно переесть и заболеть. Во всем нужна мера, золотая середина.
– А у каждого из людей она своя.
– Да. И гордость тоже своя. «Я считаю», и все. И человек думает, что как он считает, так оно и есть.
– Для него лично так оно и есть…
– А оказывается, это большое заблуждение, потому что дерево судят по плодам, а по плодам бывает разрушение семьи, собственной личности и прочее, большой вред.
– Вот человек задумался о пользе или вреде.
– Раз задумался, значит, что-то с его совестью неспокойно; значит, уже дымком запахло.
– Хоть и радует, но неспокойно.
– Ищет ответ где-то за тридевять земель.
– Вопрос телезрительницы: «Очень рада, что до Вас дозвонилась. Я работаю главным бухгалтером, но с последнего места работы меня уволили, потому что я была на декретной ставке – девушка вышла, я осталась без работы. Я крещеная, хожу в церковь, молюсь, причащаюсь…»
– Тоже хожу в церковь и сегодня причащался. А в бухгалтерии вообще ничего не понимаю.
– Дело в том, что я молюсь, и я сейчас осталась без работы и семь месяцев не могу устроиться. Мне предложили два места в центре занятости, но дело в том, что я сделала операцию на глазах, и мне два месяца нельзя было работать на компьютере. И теперь я снова осталась без работы. То есть мне Господь работу дал, я у Господа просила: «Боже, помоги мне с работой!» И я не смогла из-за своего зрения пойти. Теперь у меня глазки зажили, все хорошо, но сейчас опять работы нет. Какой-то грех, наверно, на мне. Почему так получается, что я никак не могу устроиться на работу? Какие-то препятствия постоянно».
– Ваш грех – это отсутствие терпения. И необязательно искать работу с компьютером, можно – с половой тряпкой, а можно – на кассе в булочной. Работы всякой полно. У нас в стране миллионы таджиков находят работу, и Вы можете найти. Просто надо идти на первую попавшуюся, а потом уже ждать место по Вашей специальности.
– Видите, я виноватой себя считаю в том, что мне предложили работу, а я не пошла, потому что испугалась ослепнуть и решила подождать, пока глаза заживут после операции.
– Надо не бояться, а надо было поговорить с врачом.
– Мне запретили.
– Если запретили, тогда Вы правильно сделали. Глаза еще пригодятся на всю жизнь. А через 50 лет Вы и забудете, что без работы сидели.
– И теперь я хожу в церковь и прошу у Господа прощения за то, что Он мне работу благословил, а я как будто бы ослушалась Его.
– Да Он уже давно Вас простил!
– То есть я должна все-таки молиться и верить, что мне Господь поможет и все будет хорошо?
– А Вы хотите, чтоб я сказал: «Нет, Вы молиться уже не должны, бросьте это дело»?
– Нет, что Вы, я очень верю в Бога.
– Ну и все, тогда чего спрашивать-то? Я Вам советую каждый день Евангелие читать.
(Окончание диалога.)
– Батюшка, как раз из послания апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». А может ли человек достигнуть совершенства и не согрешать?
– Нет, конечно. Эта бухгалтерша – девушка молодая, и у нее синдром отличницы. Она привыкла еще со времени учебы в колледже делать все на «пятерку», поэтому когда что-то разладилось, она думает как в школе: вот она что-то не так сделала, какую-то запятую пропустила – и на целую десятую долю оказался другим ответ. И она думает: «Ошибка». Думает, что и в жизни так. А все гораздо сложнее.
– Человек стремится жить по-божески, но обязательно в чем-то согрешает. Получается, виноват во всем.
– Да не только в чем-то, а вообще не понимает, в чем состоит жизнь духовная. Таких большинство. Потому что ведь идеал отношений с Отцом Небесным – это как отношения дочери и отца. А тут идет торг: «Я тебя просила, Ты мне дал; вместо того чтобы взять, я испугалась, что будет с моими глазами; с врачом поговорила, он не посоветовал; я послушалась врача». И возникла коллизия.
– И человек в недоумении: что ж теперь?
– «Что я сделал не так?» На самом деле все так, потому что человек нацелен на это: «я буду здоров, я буду на хорошей работе, буду делать что хочу и проживу спокойную и прекрасную жизнь». А куда деть слова «в мире скорбны будете»?
– Когда в жизни что-то разрушается, человек тут же думает, что он чем-то Бога сильно огорчил – и Бог от него отвернулся.
– Бывает и так, а бывает и не так. Но если каждый раз искать, «чем я согрешил», искать неверные поступки, то это неправильный путь. Надо искать направление жизни, а не отдельные точки на прямой (что-то всё математические термины вспоминаются). Функцию надо понимать целиком, как она идет.
– Но человеку свойственно искать именно вот эти отдельные точки в жизни.
– Это потому, что он грешен. Это неправильная методология.
– То есть человека волнует не столько направление его жизни, сколько отдельные эпизоды из этой жизни.
– Да. И он из них хочет составить картину мира. Но диафильм – это не картина мира.
– То есть: «если я этого не сделаю, то что-то будет хорошо или плохо»…
– И вообще само стремление, чтобы все было хорошо... А все должно быть так, чтобы угодить Богу. Критерий того, когда хорошо, – когда Господь радуется. Но это не значит, что тебе хорошо; в этот момент тебя могут к кресту прибивать.
– А откуда я буду знать, что Господь в этот момент радуется?
– Если у тебя есть вера и любовь к Отцу Небесному, оттуда и узнаешь. А если тебе нужна бумага, печать, диплом… Человек совершил хороший поступок, его поднимают на небо, жмут руку, говорят: «Молодец! Вот тебе диплом. Продолжай в том же духе». Синдром отличника, золотого медалиста.
– Все должно быть правильно – вот цель человеческой жизни.
– Дело в том, что у человека все правильно быть принципиально не может, потому что человек грешен по природе. Один гражданин, дай Бог ему доброго здоровья, однажды мне купил автомобиль «Волга». Я менял на нем радиатор восемь раз по гарантии, потому что сделан он на заводе «ГАЗ», а не «Тойота» или «Мерседес», там другого радиатора быть не может. Почему? Халтура. Металл – халтура, установка – халтура, от начала до конца все халтура. И такой сложнейший прибор не может быть сделан без брака – нужно каждый месяц что-то менять, бесплатно, время только тратишь. Так же и в человеке все не так.
– Вопрос Константина из Санкт-Петербурга: «Подскажите, пожалуйста, чем оппонировать на доводы родственницы… Хотя она является верующим человеком, обратилась к так называемому магу. Дело в том, что она стала чахнуть, заболела. Несмотря на то, что ходила в храм, причащалась и сейчас себя считает верующим человеком. Она обосновала свой поступок тем, что некоторые так называемые белые маги неофициально имеют благословение от того или иного батюшки на свою деятельность – как некая «скорая духовная помощь». Как Церковь в принципе относится к черной магии? Моей родственнице навредили, а белый маг сказал ей, кто навредил, и описал такие подробности, которые никто не мог знать».
– А номер паспорта этого черного мага сказал белый маг?
– Нет.
– Ну, значит, все – брехня. Вашу родственницу поздравьте от меня и скажите, что на шесть лет Церковь ее отлучает от Причастия; она должна покаяться. За один поход к магу человек отлучается от Церкви. Крест она уже носить не может, она уже не член Церкви, потому что отреклась от Бога.
– А как мне обосновать – почему?..
– Не надо обосновывать. Вы ей от меня скажите, что причащаться ей нельзя, нужно покаяться и больше никогда так не делать; придет к священнику на исповедь и скажет. А до этого момента и причащаться нельзя ей, потому что она предательница. Никаких белых магов, голубых, синих, оранжевых, фиолетовых не существует, это все бесовщина – бесы могут любой цвет принимать.
– То есть верующему человеку, по идее, никакая черная магия не может повредить?
– Без всякой идеи. Вредит человек себе сам, его собственные грехи. Но если человек верует в мага, значит – не верует в Бога. Тут надо выбирать. Раз верует в магию – значит, ему, конечно, будет вред.
– Просто удивительно, что помогло обращение.
– А как же? Если к самому дьяволу обратиться, он тоже на первых порах поможет, потом выпьет всю душу.
– Я понял, батюшка.
– Я рад. Вы редкий человек, обычно меня никто не понимает.
– Благодарю Вас.
– И я Вас. Спасибо за Ваш вопрос.
– Очень сложно объясняете.
– Не знаю, уж стараюсь говорить вообще как для 1-го класса.
(Окончание диалога.)
– Но в отчаянии люди обращаются к целителям.
– В отчаянии люди прыгают с 12-го этажа, чтоб не сгореть в пылающем доме. Мало ли что человек делает в отчаянии?
– А потом спрашивают: «Что же теперь со мной будет?»
– Да ничего. Расшибешься вдребезги об землю – слишком этаж высокий.
– Но когда переступал подоконник, не думал об этом.
– Может, и думал, но отчаяние есть отчаяние. Что такое «отчаяние» в переводе на современный русский язык? Человек перестал надеяться, чаяние – это надежда. Отчаяние – значит, надежды нет. И в такой ситуации человек совершает неразумные поступки.
– «Сегодня в Евангельском чтении Господь говорит: …не обо всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне. Но разве не всем людям Господь желает спастись? Почему Он молится только о Своих учениках?»
– Дело в том, что спасение возможно только для учеников. А остальным открыты ворота – каждому стать учеником, тогда эта молитва будет относиться и к нему.
– Если человек неверующий, заблуждающийся, далекий от Церкви, разве он не нуждается в нашей молитве, в Господней молитве?
– Спроси у него, он тебе скажет.
– То есть это уже Сам Господь определяет, кто из людей входит в число тех, за кого Он молится…
Вопрос: «Мы крестили внука, и мама по состоянию здоровья не попала на крещение своего сыночка, молитву матери она не брала. Ребенку сейчас полтора годика. Как будет считаться: он у нас некрещеный? Снова крестить? Или маме нужно будет брать молитву от батюшки?»
– Понимаете, молитва – это одно, крещение – другое. Поэтому если священник эту молитву не читал, он может ее почитать и зимой, и следующей весной.
– «В Евангелии от Матфея Господь говорит: …не противься злому. Поясните, пожалуйста, эту заповедь. Если я стал жертвой обмана, хамства, рейдерского захвата бизнеса, как мне поступать в этой ситуации?»
– Зло в мире слишком велико, и у каждого человека есть риск, вступая в борьбу с мировым системным с кем борется, тот на того становится похож. Есть соблазн увлечься этим и стать таким же. Поэтому тут надо делать все с пожданием, с разумом.
– То есть в этой заповеди речь идет о зле, направленном против меня лично. Ведь если на моих ближних кто-то нападает, тут уж я должен собой жертвовать.
– Конечно.
– Вопрос телезрительницы: «Я играю в лотерейные билеты – считается ли это грехом?»
– Это считается попыткой без труда вынуть рыбку из пруда. А уж грех для Вас это или нет, думайте сами.
– Телезрительница: «Второй вопрос у меня: я по жизни осталась одна… (Звонок прервался.)
– Ведущий: «Вот мне подсказывают продолжение этого вопроса: дети скончались, осталась одна – в чем ее вина, что такое произошло и как ей быть дальше?»
– Никакой вины нет. Если кто-то умирает, не значит, что в этом есть чья-то вина. Просто Господь решает, что этот человек достаточно пожил на земле и уже достиг того, чего мог достичь. И Он его забирает. Нельзя жизнь и смерть каждого человека подстраивать под другого человека: «У тебя там нет никого? Ладно, пусть этот живет еще». Интересно!
– У Господа забота о душе человека.
– И каждый человек как-то свою жизнь планирует. Допустим, родить восемь детей: двое умерли, трое уехали на Ямал, остальные здесь – и за лекарствами сходят, и доктора позовут, и у постельки посидят. Просто когда мы живем, мы вперед не смотрим, к сожалению. И могут быть всякие такие проблемы.
– То есть человек остался один, ну что ж…
– Что значит «один»? Церковь полна народу. Сегодня парень ко мне приходит и говорит: «У меня нет знакомых, чтобы крестных для моего сына найти». Я отвечаю: «Обернись вокруг, ты в храме стоишь, здесь шестьсот человек». Он говорит: «А я никого не знаю». Отвечаю: «А я виноват, что ты никого не знаешь? Живешь в собственной скорлупе, а ты выйди из скорлупы-то».
– Вообще для прихожанина это такая огромная семья вокруг!
– Да. А он вот в таком положении: вокруг полно народу, а он смотрит, головой крутит, говорит: «Никого нет». Кто из нас с ума сошел?
– Вот так бывает.
– Сейчас всякое бывает.
– «Прервав евхаристическое общение с Константинополем, не ушла ли наша Церковь в раскол? Не стали ли мы все раскольниками?»
– Для Константинополя – да. Сравнить Русскую Церковь, в которой три с половиной сотни епископов, и Стамбульскую Патриархию, которая вся уместится на площадке для бадминтона... От чего мы откололись? От Стамбула? Просто мы им показываем, что их действия неканоничны и подлы. И демонстрируем это всему православному миру.
– Вряд ли они не понимают, что действия неканоничны.
– А страсти? Знаешь, «у советских особенная гордость», а у Константинопольского Патриарха тоже особенная гордость, он считает себя папой всего Востока.
– Про то, что каждый считает, Вы сегодня много говорили.
– Ну да, все считают – на здоровье. Но терпеть такое «безобразие», которое он устроил?.. Он же сам себя поставил в глупое положение, из которого только один выход: покаяние. А как гордость позволит ему покаяться? Он старенький, сколько это продлится… А когда нового изберут, он подумает, что продолжать то, что предыдущий замутил, не имеет никакого смысла, так как тот навсегда вошел в историю как человек, нарушивший канон…
– …и поставил Церковь на грань раскола.
– Да, сейчас в головах и сердцах у всего православного мира кипит работа. И она не в пользу Стамбула. Сейчас все будет выявляться – что над человеком довлеет: собственная выгода, послушание департаменту США (потому что в посольстве сейчас ведется работа колоссальная, или, как Маяковский сказал, «работа адова») или совесть и вера. Потому что правота Русской Православной Церкви очевидна для тех, кто хочет слышать, видеть и читать.
– Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы.
– Пожалуйста. Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Спасибо за ваши нынешние вопросы – очень были интересные.
– Всего доброго, до свидания.
Ведущий Александр Березовский, протоиерей
Записал Игорь Лунёв
У книжной полки. Мы можем избавиться от бед уже сегодня!
У книжной полки. Святой праведный Федор Ушаков
У книжной полки. Один Бог знает, кто такой Габриэл
Этот день в истории. 20 февраля
День ангела. 20 февраля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!