Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

26 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– У нас продолжается Пасха: сорок дней после Воскресения Господня Церковь празднует этот великий праздник. И замечательно, что он действительно охватывает столько дней нашей жизни. Но прошла пасхальная неделя, и некоторые люди говорят: «Жалко. А почему пасхальные богослужения так быстро закончились?» Как Вы думаете: если бы на все сорок дней продлить их?

– Зачем думать о каких-то странных вещах? Когда мы были маленькие, у нас была одна игра. Мама называла ее: «А если бы...» «А вот если бы я был космонавт, я бы полетел на Луну, а если бы у меня был мотоцикл, я бы ехал по берегу и в воду прямо прыгнул». И так далее, можно без конца говорить.

– Дети любят такое.

– Наверное, не мы одни, но вот это «если бы» я на всю жизнь запомнил, потому что мама своим звонким голосом очень сильно смеялась, и сейчас я как бы вижу ее, как она смеется над такими благоглупостями. Наше богослужение создавали не пирожники, не сапожники, не пожарники, не полицейские, не космонавты, а величайшие святые и величайшие умы на протяжении тысячелетия. Это все уже отшлифовано, отполировано, продумано, испробовано. Так что лучше нам погружаться в эту стихию и стараться ее освоить. Пользы будет гораздо больше, чем рассуждать, повторяя в голове чужие мечтания. По-моему, это, как сейчас говорят, неконструктивно.

– Вопрос телезрителя: «У меня пожелание: пусть никогда не умирает наша страна, пусть всегда наша страна процветает, пусть всегда наша Русь будет с Богом. Пожелание батюшке Димитрию, чтобы он всегда процветал, никогда не болел, если это возможно, всегда был рядом с Богом. Желаю процветания Вашей семье. Вопрос у меня такого характера: в чем смысл жизни в глобальном понимании этого слова и в узком?»

– Насчет того, чтобы не болеть, – так не бывает, все живые существа на нашей планете болеют, это неизбежно и полезно. Святые отцы говорили так: здоровье – это Божий дар, а болезнь – дар бесценный, поэтому она очень нужная. По поводу процветания нашей страны – нет, она вместе со всем миром катится в преисподнюю, поэтому тут как-то не очень заметно таких глобальных тенденций, чтобы что-то изменилось. Вместо чудесного русского наречия продолжается матерщина, пьянство, наркомания, бессовестное отношение к старшим, преступность.

Сейчас кто первый откликнулся на это глобальное моровое поветрие? Мошенники. Начинают наживаться, потому что встречаются с наивными людьми и их беспощадно обманывают, грабят. И чтобы после этого страна процветала? А если прибавить к этому, что женщины, которые забеременели в этот сложный период, бросились искать, где бы им сделать аборт побыстрее и подешевле?.. То есть они стремятся к самоубийству страны. И после этого процветать? Чему? Абортариям, что ли? Пивным ларькам? Чему процветать?

Правда, меня одна молодая трехлетняя дама давеча очень порадовала. Но это одна за несколько лет. Когда у нее мама спросила: «Кем ты хочешь быть?», она говорит: «Хочу быть мамой». Но из этого маленького зернышка закрома пшеницы не набьешь. Но все-таки я рад, что хотя бы живет на свете это трехлетнее зернышко. А так, конечно, Бог говорит одно, а люди хотят другого. И какое после этого процветание? Только процветание безбожия и последующая деградация до тех пор, пока эту землю не отнимут.

Я это воспринимаю без всякого уныния, это вещь закономерная, у каждого греха есть последствия, а уж последствия убийства – это всегда печать на человеке стоит, причем на всю жизнь. Кого ограбил – всегда можно вернуть деньги, в три раза больше, а если убил – ничего не сделаешь. А если невинного, а если это твоя дочка? Ничего не сделаешь, хоть на голове ходи оставшуюся жизнь, ты убийца собственной дочки.

Я рад Вашей молодости, Вашему оптимизму. Я тоже оптимистичный человек, но даже то испытание, которое мы со всем миром проходим, считаю попущением Божиим, чтоб люди задумались, как живут, что делают, где наш Бог. Мне кажется, это очень важно. Поэтому нам нужно больше думать не о процветании, а о покаянии, и это будет полезно для нашей души. Я считаю, что должен Вам это сказать.

– Действительно, если посмотреть на все негативы нашей жизни, то оказывается, что все мы идем в преисподнюю. А все-таки есть же у нас и какие-то хорошие подвижки? Люди храмы заполняют, многие молятся, многие каются, многие от своего атеизма отошли и стали верующими людьми, многие пересмотрели свою жизнь.

– Бесспорно. Но этот пересмотр жизни не полный: люди, воцерковляясь, остаются одной ногой здесь, другой там. Даже на исповеди их интересует прежде всего только благополучие собственной семьи, и то на время, пока мы живы. А о том, что представляет собой жизнь после смерти, как вообще Богу послужить в этой жизни, они не думают. Люди даже не могут ответить себе на вопрос: зачем я крещу детей? Не могут ответить на вопрос: «А что ты хочешь? А что для тебя счастье?» Ну, или какой-нибудь простой вопрос: «Чему уподобим Царствие Небесное?» Пусть ответят. Выясняется, что Евангелие человек не знает.

Или давеча я с одним медицинским работником беседовал, так у нее наполовину язычество в голове, а другой половиной мозга (у нас же два полушария) она считает, что глубоко верующая и вообще православный человек; и службу любит (я уж не стал у нее спрашивать, что она в ней понимает). Она как перед стеной стоит, но нравится. А как это может не нравиться? И обычно такие люди говорят: я люблю, когда в церкви никого нет. То есть для них нынешняя атмосфера самая благоприятная: никого нет, я один, мечтаю о чем-то своем.

Сегодня ехали мимо нашего Сити, там написано: «Все будет хорошо». Мечтают о том, чтобы все было хорошо. Это всё я могу перечислить: главное – здоровье, а второе – деньги (немного, но так, чтоб хватало). И чтоб все было. Ну разве это христианство? Это как раз язычество: в бубен поколотил, травку какую-нибудь поджег, и духи (рогатые, с копытами) успокоились, перестали бить хвостами и вообще легли у наших ног, мурлычут. А мы еще в бубен стукнем. А где христианство?

– Когда все хорошо, тогда и слава Богу.

– И сердце жиреет, оскудевает вера, даже вот такая, очень несамостоятельная. Поэтому я рад храмам, потому что шанс появляется. Сегодня двое пришли, говорят: «Ничего не прочитал, не подготовился, а можно причаститься?» То есть человек вообще даже немного потрудиться не в состоянии. «Ну раз уж оказался здесь, давайте заодно». Но так нельзя. Все-таки это в Писании написано, это не я, окаянный, придумал… Есть и некоторые тенденции благоприятные. Каждый храм в городе – это и украшение, и красота, и богослужения в нем. Сколько труда, сколько икон написано! Вырезанный иконостас, певчих собрали, они поют Богу славу. Это замечательно? Замечательно. Но это слишком неглубоко, а глубоко – это молитва, покаяние и неосужденное причащение Святых Христовых Таин. Это главное, чему нас Пасха учит.

Пасха – это же очень трагичный переход нашего Спасителя от земной жизни к небесной. Вершина его земного триумфа – Вход Господень в Иерусалим – через два дня чем кончается? Предательством и истязанием, ужасающей смертью…

Пасха, конечно, праздник радостный. Но радуются больше куличам и всему этому красивому обряду, а надо, чтобы человек радовался о Господе. В нас должны быть те же самые чувствования, что и во Христе Иисусе, Господе нашем. Мы должны в своих чувствах резонировать со Спасителем. А мы всё норовим свою ниспадающую кожу приласкать... Этого, к сожалению, недостаточно.

– Вопрос телезрительницы: «Христос воскрес в новом теле, но тем не менее на Нем остались раны. Когда Он перестанет быть носителем ран?»

– Нам это неведомо, а может быть, уже произошло, потому что в этом нет такой нужды. Немного Вас вынужден поправить: Он не в новом теле воскрес, а в преображенном. И такого же преображения Господь ожидает от нашей души. Тогда и мы совоскреснем с Ним и увидим, есть раны на Его теле или уже нет.

– Вопрос: «Не могу пока понять, как любить Бога. Я, наверное, его боюсь: боюсь попасть в ад, боюсь не понять Его воли, боюсь грешить. Как разобраться, боюсь я Бога или люблю Его?»

– Начало любви – это всегда страх Божий. Под страхом Божиим мы понимаем боязнь чем-то оскорбить любимого Отца Небесного, сделать что-то не так. Человек говорит: я боюсь греха. Но это очень правильный путь, безопасный, так и надо дальше действовать. А чтобы любовь к Богу в себе развить, надо развить любовь к тому, что является источником благодати Божией. Первое – любовь к Священному Писанию. Христос заповедал: исследуйте Писание, оно свидетельствует обо Мне. Второе – надо обязательно полюбить заповеди Божии. Потому что это ступени, по которым человек идет в Царство Небесное.

– «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет».

– Третье – нужно полюбить молитву, потому что это общение с Богом. И четвертое – нужно полюбить таинства Церкви. Во-первых, покаяние, потому что оно освобождает нас от греха и является вторым крещением для нас. Это и причастие Святых Христовых Таин, когда мы и телесно, и душевно, и духовно соединяемся со Христом Спасителем. Больше такого единения нигде нет: ни на небе, ни на земле. Апостол говорит: «Едите ли, пьете ли – все делайте во славу Божию». Поэтому надо каждый шаг нашей жизни, каждый вздох посвящать Богу.

– Следующий вопрос: «Считается ли православный человек лицемером, если сам совершает грех, но в то же время запрещает другим людям его совершать?»

– А как один может что-то запретить другому? Это только под замок посадить. В правоприменительной системе попадаются такие лицемеры, мы их даже в сериалах встречаем, их там выводят на чистую воду. Как они называются? «Перевертыши» или что-то в этом роде. Когда он начинает убедительно говорить: «Ты действуешь против закона», а сам гребет лопатой совершенно из других закромов. Это, конечно, лицемерие.

– Люди друг друга порой попрекают именно в нарушении заповедей.

– А люди не должны друг друга попрекать, это есть осуждение, тем более вслух. Это прямое нарушение заповеди Божией. По этому поводу апостол Павел говорил: «А ты кто, осуждающий чужого раба?» Человек дерзает кого-то осуждать. Это, конечно, фарисейское лицемерие, отвратительное качество души, с которым никак не войдешь в Небесное Царство.

– Как одна женщина жаловалась: «У меня муж в храм не ходит, но любит мне повторять: ты же христианка и по заповеди должна меня слушаться».

– Можно ответить: «Больше нужно слушать Бога, нежели человека». Даже если это твой супруг. Смотря к чему он призывает. Что значит «должна»? Это же не формальный подход. Еще б сказал: «Ты юридически (или по закону) должна». А у нас Россия вообще замечательная страна, и поговорки такие: «Закон – что дышло, как повернул – так и вышло». Изумительно просто.

– Да, люди давно подметили. (Смеется.)

– Много веков назад. Я вообще нашими поговорками просто наслаждаюсь.

– Следующий вопрос: «Моя старшая сестра воцерковлена уже много лет, верующий человек, однако любит приврать. Часто в разговоре обманывает людей. Мне неприятно слышать, как она врет, общение бывает в тягость, но каждый раз молчу. Сказать ей об этом? Но моего ли ума это дело? Обижу. Сестра старше меня, и мне неловко делать ей замечания, но в то же время испытываю очень большую тяжесть на душе от этого».

– Чтоб не испытывать тяжесть, нужно сказать: «Ой, извини, пожалуйста, мне надо идти». И каждый раз так делать, как соврет. И постепенно, через 250 раз, она поймет закономерность; может быть, начнет допытываться… И тогда можно согласиться ответить, но не сразу, не в первый раз.

– «Что это с тобой такое? Ты все время от меня бегаешь».

– И под конец, когда уже ее любопытство превысит желание врать, ответить: «Я бы сказала, но боюсь, что ты обидишься, а я тебя люблю и не хочу с тобой отношения прерывать».

– Вопрос: «Объясните, пожалуйста, как вести себя с людьми, которые изливают недовольство, раздражение, постоянно жалуются на других?»

– «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Не надо общаться с такими людьми, только с преподобными преподобен будешь.

– А если это коллектив на работе?

– Надо менять работу. Мне один покойный батюшка рассказывал. Когда у него делали обыск, гражданин из соответствующей организации понимал (он не глупый человек), что они творят неправду, и сказал: «Батюшка, извините, уж такая работа». И Господь тому батюшке на ум послал такую мысль для ответа: «Вы знаете, работу же мы выбираем». Вот и все. Миллионы молодых и сильных парней из Азии находят у нас работу, а мы боимся лишиться этого коллектива.

– Вопрос: «Если никого нельзя осуждать, как реагировать на то, что тебя пытаются вовлечь в грех? Чем осуждение отличается от попытки доказать свою правоту?»

– Доказывать свою правоту – это безнадежная глупость. Почитайте Евангелие, посмотрите, как Христос доказывал Свою правоту. Выучите наизусть.

– Господь сказал: Научитесь от Меня. Это для многих недостижимо.

– Старайтесь хотя бы в ситуациях, абсолютно тождественных той, в которой мы оказались...

– Возмущает откровенная ложь, которую говорят человеку.

– Человека, может быть, все возмущает, но реакция на это бывает гораздо хуже, чем сама ложь.

– Попытка восстановить справедливость…

– Это совершенно глупая попытка. Любая революционная деятельность отвратительна.

– А молчание не является ли согласием с ложью?

– Может и являться. Но ведь можно просто встать, повернуться и уйти. Или, допустим, если ты по должности обязан вмешиваться в какие-то ситуации (например, ты прокурор, не дай Бог), то тебе необходимо вмешиваться. Это другое дело.

– Не все прокуроры.

– И не все мойщики окон. И даже не Деды Морозы.

– Вопрос телезрительницы: «К Матроне стоят в очереди, у Пантелеимона просят исцеления… Есть даже ювелирные изделия, связанные со святыми. Например, башмачок Спиридона (его покупают для улучшения финансового положения). Я понимаю, что святые – достойные люди, но они творили чудеса и помогали только верой в Господа Бога. Стоит ли приобретать эти (как я считаю) амулеты или нужно просто обращаться к Богу? Я уверена, что Он не дедушка, который сидит на облаке, впереди видит, а сзади не видит. Он же везде. И понимает, что нам нужно. Моя сестра купила серебряный или золотой башмачок Спиридона, чтобы у нее все было хорошо. Я думаю (может быть, и ошибаюсь), что приобретение таких ювелирных изделий – это идолопоклонство. Понимаю, Спиридон – великий, но, мне кажется, все от Бога».

– Я полностью с Вами согласен. Просто у многих людей сознание соответствует вере: оно бывает детским. Когда в руке сапожок, человек осязательно ощущает свою молитву. В этом нет ничего плохого, но Вы абсолютно правильно рассуждаете.

Если мы молимся святителю Спиридону Тримифунтскому (а он великий чудотворец!), то он не может сотворить никакого чуда. Его может сотворить только Бог, если святитель Спиридон помолится за нас. Мы говорим для краткости и условно: «Святитель Спиридон помог». Не он помог, а Отец Небесный. Поэтому Вы совершенно правы. Я рад, что Вы молодая – и такая умненькая.

– Вопрос: «Объясните, пожалуйста, как стать добрее и спокойнее, перестать нервничать? Ведь в суете современного мира очень сложно не нервничать».

– Надо пить седативный чай. Пойти в аптеку или аптечный пункт, попросить: «Дайте мне седативный сбор». Очень помогает. На ночь – полстакана; и в момент, когда Вы очень нервничаете, выпивать вторую половину стакана. И сразу заваривать новую порцию. К этому присовокупить крестное знамение и земной поклон.

– Как быть добрее?

– Например, как научиться стрелять из пистолета? Надо купить пистолет-дробовик, который выпускает по одной дробинке, мишени – и тренироваться. Взять пять-шесть уроков у мастера, потом тренироваться годик-два. Постепенно пульки будут укладываться ближе к «десятке».

Так же и здесь. Каждый день, прошедший без доброго дела, надо считать пустым днем. Обязательно что-то делать. Например, заходишь на кухню – грязная посуда. Взял – за всех вымыл. Кто-то лег на кровать в сапогах – постирал простынку, постелил новую.

На подножке трамвая кто-то наступил каблуком на плюсну твоей правой стопы. Больно!  Улыбнулся: «Извините, не могли бы Вы убрать ножку с моей стопы?» Не облаял: «Куда прешь?» – а потерпел. Вот опять доброе дело. И так далее.

Пропусти спешащего, уступи нуждающемуся. Осталось последнее пальто, хотят из-под носа увести, купить – пусть тот себе купит, а ты в старом походишь.

И так каждый день! Потом войдешь во вкус. Оказывается, когда ты предоставил возможность другому человеку купить пальто – получил больше радости. Уж лучше в стареньком походить, зато на душе хорошо. Потом можно уже и не пить седативный чай: выздоровел, голубчик, стал добрее.

– Многие люди заметили, что благотворить приятнее, чем приобретать.

– Конечно! Десятки тысяч волонтеров ходят по лесам, ищут какого-то мальчишку, вместо того чтобы говорить: «Сам виноват!» Ну что там «виноват»? Четыре года! За какой-то бабочкой побежал – и потерялся. Ищут сутки, двое, находят голодного... Слава Богу! Такая радость, как будто своего нашли, ждали много лет, пока он родится. Это же счастье! Люди в поисках этого счастья: душа просит. Потому что каждая душа по природе христианская. Этого можно достичь, только упражняясь в добре.

– Вопрос: «Допустима ли в православии разница в возрасте более 25 лет при заключении брака?»

– Что значит «допустима»? Об этом нигде никакой речи не идет. Я знал одного священника (святого!). У него жена была, по-моему, на 17 лет старше. И сынок был. Совершенно потрясающий, талантливый человек. Не буду говорить, каким талантом он обладал. Но просто необыкновенный! Он был моим прихожанином. Всегда его помню.

– Вы сказали: святой человек. Наверное, действительно, если человек стремится к Богу, то для него нет препятствий: ни возраста, ни болезни, ни скудости жизни – вообще никаких.

– Конечно.

– Не хватает этого понимания.

– Любовь – это не понимание. Это кульминация жизни души. Понимание – это рациональное.

Некоторые молодые дамы (симпатичные или думающие о себе, что они таковы) ищут себе жениха рационально. Но ведь надо ж все равно любить. Человек потом разберется, что не его любят, а его статус. А некоторым вообще просто нравится его автомобиль или дом. Потому что все удовольствие от мужа – я еду на автомобиле, а девки (мои подружки) на меня смотрят. Вот и все удовольствие – нажимать на чью-то зависть. Это же очень скудно! Очень небогатая гамма чувств.

– А если у человека именно это вызывает жизненную радость, он живет ради этого?

– Это очень скудная жизнь. Любовь – это совсем другое.

– Люди не очень-то стремятся к разнообразию жизни, особенно при наличии в доме Интернета: многие даже не замечают, что какие-то ограничительные меры ввели. Как сидели дома – так и сидят.

– Почему-то когда люди сидят в Интернете, они не знают элементарных вещей. Они настолько неотесанные!

– Круг интересов сузился.

– Да. Информации-то много, но человек подбирает именно ту, которая его тешит: кому тряпки, кому помадки, кому еще чего.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, Иуда сам решил предать Иисуса Христа? Или Иисус, не зная, кто из апостолов предаст Его, назначил Иуду в предатели?»

– Из текста все понятно, мой хороший, поэтому не надо сочинять. Даже написано, почему, какой у него был мотив. Вы изучите текст – все будет ясно. С карандашиком прямо прочтите, запишите. Абсолютно все ясно. «Иисус чего-то не знал!» А Нафанаила под смоковницей Он видел – Он его не знал? А разве Иисус не знал, что удельный вес тела человека больше, чем удельный вес воды: если ходить по воде, то утонешь? А Он взял – и пошел!

– Господь пытался помочь Иуде.

– Конечно. Ученик же все-таки.

– Пытался натолкнуть его на мысль: «Что ты делаешь?»

– Да.

– Напрямую не сказал, но четко указал.

– Конечно.

– Жадность!

– Мне как педагогу важно, чтобы он сам доказал эту лемму. Что я ему буду ответ из конца учебника подсказывать?

– Вопрос: «Бесы кричали: знаю… кто Ты! Если они знали, то почему же сатана искушал Иисуса в пустыне, желая узнать, кто Он?»

– Знать-то знали, а уверенности не было, потому что не было веры. Если бы они знали в полноте, кто Он!

– Не знали по своей…

– …искаженной грехом природе. Сколько раз я замечал: если человек гордый, он становится очень тупым. Не побоюсь сказать – дурак дураком! Вроде интеллектуальные способности на высоте (и начитанность, и все), а дурак! Как это так бывает?

– По гордости.

– Вот. Человек семи пядей во лбу, прочел половину всех напечатанных книг, некоторые на разных языках… Дурак дураком! Гордость как бы ластиком это все стирает, ретуширует. Даже обидно, что таланты, которые могли быть использованы на благо человечества, рассеиваются в резиночной пыли. Будто стирают следы мягкого карандаша с ватмана.

– Вопрос: «Как избыток блудной страсти способствует росту сребролюбия? Как они могут быть связаны между собой?»

– Это связано с желанием понравиться объекту вожделения. Давно замечено, что женщины разоряют, если их много, они разные.

– То есть действие блудной страсти подталкивает человека к сребролюбию. Все привыкли, что сребролюбие – это «собирать себе».

– У сребролюбия две стороны: одна – стяжание, а другая – мотовство. Это одна и та же медаль, но у нее две стороны. Как, допустим, обжорство и гортанобесие. И то и то – чревоугодие, но совершенно разные его проявления.

– Вопрос: «Отец Димитрий, есть такие слова Господа: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Как правильно их понимать?»

– Это образное выражение, которое означает, что грех убийства всегда бывает отмщен Богом и на земле.

– Даже если тебе удалось сделать это незаметно для остальных людей?

– Это все равно неизбежно. По классификации святителя Димитрия Ростовского есть четыре вида грехов, за которые люди наказываются в этом веке. Кто хочет – пусть найдет в его трудах, я специально не буду говорить об этом. Эти грехи хуже смертных.

– Вопрос: «Молитва, пост, милостыня, выполнение заповедей, почитание старших... Что конкретно еще можно сделать девушке, чтобы выйти замуж? Может, паломничество, уединение… Может, взять на себя какие-то обязательства? Ведь если не замужем, значит, это Бог не дает. Как Его умилостивить?»

– Молитвой. Мужа теперь нужно вымаливать! Прямо ехать в женский монастырь – и молиться.

– Но она пишет, что молитва вроде как есть.

– Не «вроде». Она должна быть от всего ума, сердца, всей душой и всем телом. И Богу надо говорить, зачем хочешь замуж. Уж замуж невтерпеж? Сейчас жениха найти все равно что найти клад золотых монет ХVII века. Это очень трудно!

Невесту – пожалуйста! Сегодня у нас одна пара венчалась. Невеста просто прекрасна! Я говорю: «Где ж ты такую хорошую взял-то?» С невестами гораздо проще. А с женихами… О-о-о! Тяжеловато!

– Девушки, достигшие определенного возраста, начинают смотреть вокруг.

– Естественно. Они так созданы Отцом Небесным – для семьи. Но народный строй, в котором мы живем, против семьи. Развод – слишком простая процедура. Родители, школа, тем более друзья – это все только отрицательный опыт для семьи. Наша народная жизнь враждебна семейной.

– То есть человек не готовится быть семьянином.

– Абсолютно! Никем и нигде!

– Потом случается трагедия.

– Брошенные дети, которых выращивает мама. И выращивает маменькиного сынка. Ну и каким этот сынок будет потом женихом? Он всего боится, особенно маму. Боится даже слово ей сказать. «А что она подумает?» – и так далее. А мама говорит: «Ну что это? Ты кого себе нашел?» Мама смотрит на свою невестку как на конкурентку, которая мешает задушить в объятиях любимейшее чадо. «Мой Вовочка», «мой Васенька»…

– Когда он один, то конечно.

– Так у большинства один! Два – это редкость! И два – это практически один. Что-то такое начинается только с пяти. Четыре – и то маловато: нужны какие-то дополнительные усилия.

– Спасибо, батюшка, за ответы, за передачу.

– Христос воскресе, дорогие наши слушатели и зрители!

Ведущий Александр Березовский, протоиерей

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев. Тема беседы: «Православный христианин и государство. Вместе или врозь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​