Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

6 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня Церковь празднует память великого, святого человека – Иннокентия Московского, просветителя Сибири, миссионера с большой буквы, сумевшего обратить к Христу тысячи людей, находящихся во тьме неведения, язычества. Насколько сегодня реально и действенно миссионерство? Люди в большинстве своем уже выбрали и свою веру, и свой жизненный путь, и свои интересы, и свои цели. Как их повернуть от собственных целей к Христу?

– Просветительская миссия – вечна. Церковь не может вдруг остановить этот процесс. Можно условно разделить поколения и почувствовать, что каждое поколение нуждается в такой же миссионерской деятельности Церкви, как это было и сто, и двести, и триста, и триста пятьдесят лет назад. Таково важнейшее свойство Церкви, которое исходит из слов Спасителя: научите все народы. Не только свой народ, а все народы. Святитель Иннокентий учил языки северных коренных малочисленных народов, на их языки переводил Святое Евангелие, целые части богослужения, открывал для них мир духовной жизни. Что интересно, он встречал среди жителей Севера и Дальнего Востока таких людей, которые были знакомы с духовным миром. Как он смог это выяснить – не буду подробно рассказывать; можете прочесть в книгах. Они его даже экзаменовали: «Правильно говоришь». Их просвещали какие-то небожители, по виду люди.  Не всех, а особо избранных – они своим авторитетом поддерживали деятельность святителя Иннокентия. Святой предполагал, что это ангелы им помогали…

– С чем больше всего сталкивается миссионерство в современном мире? С каким противлением, на Ваш взгляд? С нежеланием людей слышать о Христе или с убежденностью в ином?

– Святые отцы давно заметили, что все люди делятся на три категории: есть плотские, есть душевные и духовные. Плотяность, душевность сопротивляются духовному. Большинство людей на планете считают классическую музыку скучнейшим из шумов – они ее не понимают. Вот три аккорда – это нормально, побольше шума. Поэтому выступления сопровождаются огнем, светомузыкой, ритмом, который бьет по центральной нервной системе. Самой музыки там нет, есть некий шум с определенным ритмом. Есть музыка японская, которая использует только деревянные инструменты, но в этом есть музыка, звучащие интервалы. А здесь мода, голый стандарт. Изредка какой-нибудь артист вырывается своей оригинальностью из общей массы и начинает чем-то отличаться, а так – ровной бороной обработанное поле. Человек не развит ни музыкально, ни поэтически, поэтому живет в этой огромной нише и потребляет этот продукт.

– Нужно достучаться до сердца этого человека и предложить ему высшее.

– Сразу высшее он не сможет проглотить; как маленький ребенок – только грудь матери сосет, его нельзя свиными поджарками кормить, у него и зубов нет. Поэтому тут нужна мера, постепенность. Христос употребил гениальный образ: «Я сделал вас ловцами человеков». Здесь как рыбу ловить: очень тихо, осторожно, чтобы не сорвалась, как-то даже по-дружески, иначе ничего не выйдет. Обязательно все это обильно сдабривать любовью, расположить сердце человека своим отношением.

– Вопрос телезрителя: «У меня был первый брак, мы долго не имели детей и не были с Богом. Потом Господь привел нас к Себе, мы обвенчались, родилось двое детей. Мы жили недалеко от монастыря, муж там работал, я была в декретном отпуске, каждый день ходила в храм, причащалась, была с ребенком. Мы развелись 12 лет назад. Причина: он начал пить, в конце концов – повесился, но мать моя успела его снять, и он остался жив. Но я не смогла смотреть, у меня в памяти до сих пор – вокруг шеи синяк от удавки. Я изменила, ушла и развелась. Двенадцать лет  мучаюсь…» (Связь оборвалась.)

Вопрос был в том, можно ли второй раз выйти замуж.

– Сейчас Церковь идет навстречу любому человеку. Вопрос этот очень простой, не только священник, но даже алтарник и уборщица в храме скажут, что можно.

– Достаточно частое явление.

– К сожалению, даже слишком  частое. Гораздо труднее вообще выйти замуж. А если есть какой-то выбор – слава Богу. Сам Господь сказал: Не хорошо быть человеку одному.

– Но: «потеряв жену, не ищи жены».

– Это слишком большая высота. Как сказал апостол Павел, который сам был восхищен до высшего неба: что позволено Юпитеру, то нельзя посоветовать быку.

– При неудаче в первом браке человек надеется, что второй будет лучше.

– Тут нет неудачи. Видимо, женщина эмоциональная, совершает поступки, о которых жалеет.

– Любой последующий брак будет не легче предыдущего.

– Брак – это трудное дело. Жить на земле трудно.

– Жизнь неизбежно заканчивается смертью.

– И смертью, и болезнями, и много всего случается. Одно воспитание детей занимает много сил. А уж отношения с родичами, с ожиданиями от этой жизни чего-то... Современная цивилизация внушает нам мечтать. Ну, размечтался, а дальше что? Ничего из этих мечтаний не воплотил в жизнь.

– Вопрос: «Может ли человек, живущий мечтой, воображением, стать хорошим мужем и отцом? Если мечтательность – это плохо, то как искоренить это в себе?»

– Мечтательность – это не столько плохо, сколько глупо, потому что мы не знаем, как закончится сегодняшний вечер. Из предыдущего опыта мы знаем, где у нас диван стоит, и с большой уверенностью, что дома предложат ужин. Мечтать можно, но вот сильно размечтаешься, приходишь – ужина нет, а самому готовить неохота. Вот тебе и мечты. И так далее.

– Женщина встретила человека во всех отношениях хорошего, доброго, верующего, неиспорченного, но мечтателя. Вот она и задумывается, сможет ли он быть хорошим мужем…

– Об этом ни один пророк не скажет. Потому что человек меняется от всего: от полнолуния, погоды, ссоры с начальником, потери кошелька с деньгами. Он очень зависим.

– Частенько говорят: «Как человек изменился! Была одна, когда выходила замуж, прошло лет десять – совсем другой человек».

– За десять лет очень сильно меняется человек. Вспоминаю свою молодую жизнь – даже не хочется туда заглядывать, какая-то глупость непроходимая. А с годами более-менее остепенился, сейчас очень доволен и счастлив. Но мечтать?.. Делать что-то надо. Для одних предел мечтаний – лежать и ничего не делать. На пляже – не могу лежать, пять минут – и надо какое-то дело. Либо читать, либо плавать, а так, как люди лежат, невозможно. У всех разный характер, темперамент, поэтому главное в браке – это любовь. Некоторые так любят, что даже пьяниц терпят. Тяжелейшее психическое заболевание – а человек терпит.

– Это удивительный подвиг, который люди берут на себя.

– … Я знаю одну пару, где жена пьет, а муж смиренно терпит.

– Вопрос телезрителя: «У нас в России везде – налево и направо – желают друг другу удачи, а «удача» – это имя самого страшного беса, которому в древности женщины своего ребенка отдавали на удачу – жрец убивал их, в огонь бросал. Можно ли говорить не “удача”, а “благополучие”? Развенчайте слово “удача”».

– Сейчас развенчаю. В этом виноват Голливуд. Есть такое американское пожелание человеку: «гуд лак» – переносится на русский язык: «удачи». Сто лет назад никто никому удачи не желал, кроме как конкретно: на охоте и рыбалке. А так, даже идя куда-то, где какие-то военные действия, удачи не желали, а говорили: «Да сохранит тебя Господь». Меня поразил один случай. Я летел на самолете, подходит стюардесса и говорит: «Вы футбокс получили?» «Коробка для завтрака» – нельзя сказать? Обязательно модненько. Кто знает два десятка английских слов – обязательно стараются их ввернуть. Это – из этой же серии, как джинсы.

– Принято считать, что одному святому молятся в болезни, другому – о женитьбе и так далее. Почему такое разделение? Получается, что сама личность святого как-то влияет на получаемую по его молитве помощь?

– Это происходит потому, что в жизни святого был похожий случай, и мы надеемся, что если в тот раз (в его земном бытии) у него получилось – Господь услышал, то и в нашем случае он поможет. А на самом деле святые не могут творить никаких чудес, между ними нет никакого разделения, всех объединяет только одно – в них жил Дух Святой. Чудеса творит Сам Бог. А любой святой и святая могут, если мы будем просить, походатайствовать за нас перед Отцом Небесным, Иисусом Христом, Духом Святым, Матерью Божией. Матерь Божия тоже помолится за нас, а Сын Ее услышит, как услышал в Кане Галилейской во время первого чуда, которое Он совершил на земле. Как только Господь вступил в полосу чудес – это был первый шаг на Голгофу, о чем Он, конечно, знал.

– Вопрос телезрителя: «Чем отличается Неусыпаемая Псалтирь от алтарной молитвы, которую на пожертвование можно заказывать в храме на полгода, год? Второй вопрос: хожу в храм, молюсь довольно долго о ниспослании мне Господом второй половинки, но закрались в душу сомнения: возможно ли такое, что Господь не благословляет наш род, потому что мой папа страдает алкоголизмом? Родители разошлись, почитаю его как отца. Но, возможно, Бог не благословляет наш род, не посылает мне половинку, и я не могу познать радость материнства. Хочется, конечно, семью, ребеночка. Мне 35 лет».

– Нельзя точно установить связь между вашим пьющим отцом и тем, что Вы до сих пор не вышли замуж. Это зависит от других вещей. Например, в нашей стране и бывшей христианской Европе институт сватовства давно исчез. Раньше, когда девица продвигалась к возрасту 15 лет, родители были исполнены заботой, за кого ее отдать замуж. Это было гораздо проще, потому что в Европе и России вся территория делилась на приходы, по тому храму, куда ходили. Все знали соседние деревни, потому что в деревнях церквей не было, только в селах. Но такая общность – деревни, села – насчитывала тысячи человек. И подбирали невесту жениху, а жениха невесте. Устраивали смотрины, знакомства, договаривались о приданом и потом, когда приходили в возраст (это все длилось не 15 минут, а довольно большой срок), – играли свадьбу. Все было хорошо. Участвовали соседние деревни, родственники, близкие друзья, знакомые, соратники. А сейчас этого ничего нет.

Человек остался брошен. Цивилизацию, которую мы построили на месте христианской Европы (куда мы органично входим), можно назвать антихристианской, антисемейной и антидетской. Все пропитано кровью убитых младенцев – само сознание этих людей, которые крестят по обычаю детей, сами не зная зачем. Последствия: не за кого замуж выйти, не на ком жениться, не знают, где взять невесту, – очень все сложно. Мать и отец ничем не могут помочь, как правило; за редчайшим исключением. В этом наша беда – национальная, духовная и европейская. Только милость Божия, простирающаяся до края вселенной, дает возможность отдельным женщинам рожать детей.

Какие при браке самые главные слова? Аборт, развод, пьянство, драки, неплатеж алиментов. Я узнал, что один мой бывший прихожанин пятый раз женится. Такого и помыслить нельзя было сто лет тому назад. А сейчас люди совершенно потеряли религиозный подход к браку. Поэтому такое с нами творится как с народом – это не только нас касается, но и французов, бельгийцев, германцев, итальянцев. В некоторых странах развестись довольно трудно (раз я итальянцев упомянул), но люди не знают ни смысла брака, ни его цели, кроме общего нашего инстинкта млекопитающих. Поэтому большинство людей к Богу имеют отношение даже не косвенное, а еще более далекое.

Нет ничего удивительного, что Господь не видит в нас перспективы. Сто лет назад русская семья имела восемь детей – средняя. А частенько было и больше – от пятнадцати до двадцати. А сейчас самая распространенная семья – один ребенок. А воспитание полноценное начинается с пятого. У нас не совпадают задачи насчет нас с Отцом нашим Небесным, Строителем вселенной, и нами самими. Мы выпали, и ничего знать не знаем и не хотим. Вот это наша беда. А не то, что папа пьет; тоже беда, но это его частная проблема – вполне может и преодолеть. В этом Вы ошибаетесь. А то, что почитаете его таким, какой есть, это правильно.

– «Все возможно верующему», сказано. Молитесь, может быть, и Вам Господь пошлет мужа.

– При условии, что верующий – христианской веры. У нас в стране все верующие, но если начнешь спрашивать, что у тебя за вера, – ужаснешься. Ничего христианского в этой вере нет. Есть какие-то странные, понравившиеся человеку идеи, которые понуждают его говорить о себе как о глубоко верующем. Но эту веру он так далеко закопал, что ее разглядеть невозможно, и понять, в кого он верит, где источник его веры, нельзя.

Взять хотя бы наших отечественных родноверов – это полный и глупый вымысел, причем современный… Это не то что собрались мужики и придумали – нет; кто-то придумал и сыпет им на мозг вместе с перцем, а они едят. Кошмар.

– Нравится, раз едят.

– Идет девочка пятнадцати лет и курит – ей нравится, но это ведь болезнь мозга. Мало ли что человеку может нравиться.

– Сейчас нравится то, что сто лет назад люди даже помыслить не могли.

– И такое есть. Нравится – совсем не критерий. Она говорит: он запил. С какого горя? Потом от какого ума решил в петлю залезть? Неужели допился до белой горячки, что развилось в нем заболевание – тоска замучила черная, безнадежная – душа уже в аду? Этот человек родился территориально на Святой Руси. Ты по улицам ходишь, храмы видишь – зайди посмотри, купи книжечку, почитай. Нельзя же только всю жизнь: «Зенит» – «Спартак», потом выпили – закусили, потом баня – рыбалка, потом опять «Зенит» – «Спартак». И это что – жизнь, что ли? От «Зенита» до «Спартака»?

– Вопрос телезрителя: «Господь сказал разбойнику: сегодня же будешь со Мной в раю. Откуда же Бог знал об умершем? Он висел на кресте, еще не умер, не прошел мытарства, но Он разбойнику отвечал: сегодня будешь в Царстве Моем вместе со Мной».

(Далее диалог с телезрителем)

– Как Вы думаете – Федор Михайлович Достоевский знал, чем кончится его роман «Преступление и наказание»?

– Ну, конечно, наказанием.

– А как Вы думаете: Лев Николаевич Толстой знал, чем кончится его роман «Анна Каренина»?

– Ну да!

– Потому что он – автор этого романа. Говорить про Бога, Который является Автором вселенной, человека, что Он что-то не знал, – это чудно. Если Бог – редактор, которому принесли Книгу Бытия и Он ее первый раз читает, тогда да. Но Он создал все. Начиная от простейших вирусов и заканчивая огромными галактиками – это все Его творение.

– Можно еще один вопрос: почему в Церкви вино является в виде радости, а пьяницы не попадают в Царство Небесное?

– Потому что пьют водку, а водка – это не вино; это яд (C₂H₅OH – в разведении 40 процентов). Водка – отвратительная вещь, хотя люди крякают, нахваливают, но это очень опасно для всех частей нашего организма.

(Окончание диалога с телезрителем)

– Вином тоже упиваются.

– Можно и хлебом объесться насмерть – заворот кишок будет, особенно если свежий, так что лучше сушить сухари.

– Еще апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином». И в его времена была такая беда.

– Конечно, это известно.

– То, что Господь создает для радости человека, человек обращает себе в беду. Вопрос: «Мой знакомый говорит, что Бог исходит отовсюду и истина всюду. Поэтому он является прихожанином многих церквей. Как относиться к такой форме религиозности?»

– Относиться надо так: не перенимать эту форму религиозности.

– Мало ли какие у людей бывают странности и особенности...

– Если даже по телевизору иногда звучит: «Не вздумайте подражать тому, что сейчас увидите на экране, не пробуйте, это очень неблагоразумно». Мы все в Москве страдаем от мотоциклистов. Надеюсь, что те, кто увидит несущихся людей, закованных в безнадежные для спасения латы, – не будут этому подражать. Спаси и сохрани. Уберегайте ваших детей от этого.

– Вопрос: «Я слишком верю в милосердие Божие, и это становится для меня своего рода разрешением на грех. Верю, что Бог простит, потому что я слишком слабый человек и не могу не грешить. С другой стороны – впадаю в отчаяние, когда пытаюсь не грешить и не получается. Хочется плюнуть на свои дурацкие попытки и не впадать, например, в гнев. Где спасительная середина?»

– Спасительная середина и вообще спасение – у Бога, поэтому Он и именуется Спаситель. «Иисус» в переводе на наш язык – «Спаситель». Спасти от греха может только Он Сам, если Его об этом упросить. Потому что «род сей изгоняется молитвой и постом». Когда человек все силы души потратит на то, чтобы удержаться от греха, снабдит свои упражнения в аскетике молитвой к Богу, тогда произойдет синергия: две силы воли  сливаются – Божественная и человеческая. И грех теряет силу над человеком. Если человек считает: раз Бог милостив, то можно грешить, – тогда святые древние отцы называли это хулой на Духа Святого. Да будет это известно нашему вопрошающему человеку.

– Вопрос телезрителя: «Муж мой, с которым я прожила 30 лет (у нас двое детей и трое внуков), сам ушел из жизни. Он крепко выпивал. Говорят, что из-за этого будут страдать дети и внуки. Ведь в этом никто не виноват – он сам выбрал такой путь в жизни».

(Далее диалог с телезрительницей)

– Конечно, сам. Но Вы мне рассказываете, а я страдаю. Я Вам не внук, не племянник, не брат и не кум. А Вы рассказали, и я страдаю. Вы хотите, чтобы Ваши дети и внуки были безжалостными людьми?

– Нет, его никто не обижал, даже плохого слова никто не говорил.

– Значит, Вы не хотите. А раз не хотите – они, понятно, будут сострадать своему предку. Отчего люди пьют, в отдельных случаях можно узнать, но наиболее, по-моему, подходит такая версия: люди пьют с тоски. А с чего тоска? Человек может летать в космос, писать книги по воспитанию детей, построить прекраснейший дом, отреставрировать церковь. Для многих людей жизнь не имеет никакого прекрасного смысла. Он Бога не знает, а без Бога – как жить? Как сироте без папы и мамы. Куда его ни помести – ему тяжело, он хочет маму. Мамы нет, она в тюрьме, а папа давно спился и повесился, но ему очень тяжело. Тяжесть навалится, а куда идти – не знает, хотя церковь рядом. Надо обратиться к Богу, чтобы Он помог. Сказать: «Господи, я хоть не знаю, есть Ты или нет, но Ты меня спаси, мне тяжело». Господь тут же пошлет спасение – в этот же день или вечер. Любой человек на улице: хочешь узнать Бога – иди в храм и обратись к Богу, Господь откроет Себя. Но люди этого не знают, и грех захватывает все существо. Дьявол внушает, что сейчас ты удавишься – и кончатся твои мучения, а это не так. Мучение только начинается. Невежество, глупость и тоска, помноженные на безбожие, приводят к таким тяжелым результатам, которые отражаются на всей семье.

– Возникает страх некоего проклятия на потомков такого человека.

– Люди ничего не знают, а им еще внушают всякие глупости. Страх не перед грехом, Богом, а перед какими-то проклятиями. Что такое проклятие? Господь сказал: «Благословляйте проклинающих вас». Человек тебе: «Будь ты проклят». А ты в ответ: «Дай Бог тебе здоровья! Дай Бог в МГУ поступить всем твоим внукам, дай Бог, чтобы они все стали министрами, ездили на казенной машине столько, сколько хотят (свою не надо покупать). И дай им даром хорошие дома, хороших жен, здоровья до ста двадцати лет, и пусть они будут счастливы».

Вот как надо отвечать тому, кто тебя проклял. Но они этого не знают и знать не хотят. Поэтому звонят на телевидение, а надо в храм ходить. Там всему научат, книги дадут. Некоторым, правда, уже поздно – трудно читать. Кроме вывески «Хлеб», «Прачечная», «Полиция», ничего не может прочесть. Спроси: «Ты какую-нибудь газету читаешь?» Нет. Не может человек читать, ему тяжело морально, у него на это не хватает мозгов. А что в школе одиннадцать лет учился или десять – ничего не помнит.

– Вопрос: «Моя свекровь была крещена в Русской Православной Церкви. А с тех пор как на Украине произошел раскол, она регулярно посещала церковь Киевского Патриархата, признавала только Денисенко. Сейчас ей 88 лет, страдает сильной деменцией. Нужно ли нам пригласить священника, чтобы он соборовал и причастил ее, и можно ли после ее смерти отпеть ее в канонической Церкви?»

– Вопрос, конечно, сложный. Потому что действовать против воли человека, пользуясь ее немощью, вроде не по-христиански. Насколько она в этом хорошо разобралась?

– Пока была в здравом уме – сделала для себя выбор.

– Вроде да. А если бы она не впала в такую болезнь, может, и пришла бы. Сейчас мы празднуем соединение с Французским Экзархатом. Уже и Зарубежье давно пришло, и вот наконец-то епископ Иоанн пошел и позвал за собой все приходы – большинство (не две трети), пошли за ним в соединение с Русской Православной Церковью. Мы об этом мечтали – прекрасные люди там, залюбуешься. И вот теперь мы все вместе. А сколько времени прошло...

Менялось сознание, отношение, люди изучали этот предмет, ездили в Россию, смотрели, какие мы, что это за русские. Они родились во Франции, хотя по-русски прекрасно говорят (с кем мне приходилось общаться). Самое светлое впечатление сложилось о них, а какое воспитание! Никакое кино, поставленное по Толстому, не выдерживает – потому что видишь, что это наши советские люди, только загримированные. А здесь – настоящие, очень трогательно. Надо вместе, всей семьей, помолиться – и как Господь вразумит, так и делать. Я затрудняюсь сказать. Я подумаю, с мудрыми людьми (такие еще есть)  посоветуюсь, чтобы знать на будущее, что отвечать.

– Бывают такие удивительные обращения, когда человек находится в состоянии невменяемости или почти комы, и Господь ему вдруг дает просветление разума, возвращает его к жизни, для покаяния.

– И для спасения. Как милостив Господь.

– Увидел Господь в нем желание – дал, пусть несколько минут – и человека это совершенно переворачивает...

– Я в своей пастырской практике с такими чудесами встречался.

– Надеюсь, что и в этом случае, если семья помолится, Господь поможет.

                                                           Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров. Тема беседы: «Празднословие и дар слова».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы