Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

12 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

– Сегодня наш православный женский день, когда Церковь вспоминает жен- мироносиц, пришедших рано поутру ко гробу, чтобы помазать благовониями тело погребенного Учителя. И хотелось начать с такого вопроса: как в человеке начинается духовная жизнь? Ведь не сами собой они пришли ко гробу в столь ранний час, а Дух Святой их привел?

– Апостол Павел сказал: «Если вы духовны, то по духу и поступать должны». Духовная жизнь начинается с духовных поступков. Потому что у каждого человека перед каждым поступком возникают мотивации, их много. Например, при устройстве на работу – какая самая распространенная мотивация? Заработать немножко денег, чтобы хватило до следующей зарплаты. Пока человек не найдет другую работу, он так и будет на своей сегодняшней работе влачить существование…

Бывает другая мотивация. Я знал одного человека, который был автомобильным гонщиком-виртуозом. Он нашел себе учителя и сказал: «Я буду вам мыть машину, буду во всем служить вам. А вы меня учите». Вот такая мотивация: захотел научиться. Его учитель вскоре погиб, а он продолжил его дело и достиг необычайного мастерства. Даже, по-моему, в дальнейшем сам подготовил двух чемпионов России.

Так и у каждого человека: любой поступок имеет мотив. Этот мотив может сводиться, например, к капризам. Ребеночек говорит: «Хочу гулять». Или: «Не хочу гулять». И всю энергию души тратит на то, чтобы отвоевать себе возможность такого поступка. А что лежит в основе? Каприз. Он не может ничего объяснить, для него существует только «хочу» или «не хочу». А когда человек следует указаниям Святого Духа, то отбрасывает все остальные мотивы, которые могут им руководить, и только хочет совершить то, что ему очень тихо говорит Святой Дух.

Он сразу на это откликается, что бы ни делал. Допустим, переносился во мгновение ока на другой континент (Дух Святой может это сделать). Или, например, вдруг встает и идет посетить знакомого в тюрьму, как заповедал Господь. Только Дух Святой может внушить такую мысль. И жизнь человека начинает складываться уже из духовных поступков. Он начинает вести себя не как обычный человек, которому нужны деньги, исполнение капризов, какие-то удовольствия. Он только ищет, как бы сотворить волю Божию, продолжить дело Христа на земле. И Господь время от времени дает такому человеку  и воскресить умершего, и исцелить болящего. Он просто продолжает дело Христа на земле, Господь как бы ему это поручает. Но это только тем людям, которые не присваивают это себе, не считают своей заслугой. Тогда они и становятся проводниками Духа Святого, Который живет в них.

– Батюшка, но почему в одном человеке возникает желание духовной жизни, он слышит голос Божий, а другой нет?

– Почему для одного классическая музыка – это счастье и радость, а для другого скучнейший из шумов? Одни люди не знают, как можно слушать эту мерзость, которая называется современной эстрадой, а другие там и ручки вверх поднимают, и что-то подпевают и подплясывают, и улыбаются. Одни едят фаст-фуд, а другие говорят: «Этого даже свиньи не едят». Все дети «заточены» на то, чтобы пить фанту, пепси-колу, они этого хотят! Они хотят есть чипсы. Они хотят всякую гадость.

– Но некоторые все-таки удерживаются от нее.

– Нет, они никак не могут удержаться. Потому что все сделано так, чтобы это им было вкусненько. Над этим работают химики – серьезные люди на больших зарплатах, они ищут комбинации этого вкусненького. Родители должны места, где это продается, обходить с детьми за четыре версты, чтобы им даже на глаза не попалось. Я помню, пораженные учителя спросили у одной девочки: «Почему ты на перемене ешь морковку?» – «А потому, что пирожные, которыми вы нас кормите, вредные. А морковка полезная». Что тут скажешь? Это единственная девочка – не из класса, а из школы. А все остальные едят гадость, и родители эту гадость в них впихивают. Они жиреют, делаются больными. А уж насколько потом они будут безнадежно жирные – это зависит от реакции самого организма. А некоторые даже ничего, все могут перемалывать. Едят и не толстеют. Вот такая реакция организма.

Но, к сожалению, многие люди совершенно безумны. Они способны только слушать соседей и не способны ни в книгу заглянуть, ни до конца какую-то передачу прослушать. Говорят: «Это какая-то муть». Им нужно все примитивное. «Аптека» (показывает рукой надпись на вывеске) – это они еще понимают. А если три слова написаны – это уже очень сложно для них. Так же и дети. Когда что-то возникает из четырех слов, это уже людей раздражает. Музыка, над которой можно размышлять, не воспринимается. Только все тупое, как барабанный бой. Что с этим делать? Ничего. Чтобы человека воспитать хотя бы в каком-то секторе культуры – на это нужны десятилетия.

– Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Почему так про православных евреев? Есть ли у Вас знакомые православные евреи?»

– Сколько угодно. У меня были знакомые евреи и среди протоиереев, митрополитов и архимандритов. А что тут такого особенного? Во Христе нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Что ж тут такого?

– Батюшка, я тогда вернусь к моему вопросу о духовной жизни. Дух Святой приходит к каждому человеку, живущему на земле?

– Нет. Некоторые условия для Духа Святого непереносимы.

– То есть тот образ жизни, который человек избрал…

– Не только образ жизни. Главное – проявление духовности самого человека. Например, гордость. К человеку, обладаемому духом гордости, Дух Святой не может приблизиться.

– А как сам человек может изгнать духа гордости?

– Никак. Дух гордости может человеку опротиветь, и тогда он будет его теснить. И вот если этот процесс начнется, то дух смирения будет вытеснять дух гордости. И когда маленькая толика пространства души человека освободится – на такое расстояние и сможет приблизиться человек к Духу Святому.

– То есть человек должен действию греха воспротивиться?

– Да. Можно сказать, насилию греха над человеком.

– Вопрос телезрительницы: «Я слышала от одного священника, он говорил: вы не получаете просимое от Бога, потому что не того просите. Что он имел в виду? Недостойное прошение? Или "не того просите" – не Бога, а дьявола?»

– Вообще-то надо спрашивать у того священника, что он имел в виду. Откуда я знаю? Это будет гадание на кофейной гуще. Поэтому если вам интересно, вы его найдите и спросите, это будет правильно. Обсуждать речь другого, когда я этого не слышал, контекста не знаю и не знаю, что он имел в виду, – подумайте, разумно ли это?

– Господь говорит: «Все, что ни попросите в молитве с верою, дастся вам от Отца Небесного». А какие условия должны быть, чтобы это произошло?

– Вера должна быть не менее горчичного зерна. Тогда если скажешь горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», – гора не преминет это сделать. Если вера чуть поменьше, то это уже не работает.

– То есть здесь вопрос именно в вере человека?

– Да, конечно. А вообще все, что происходит по воле Божией и по просьбе человека,  дается только по вере. Некоторые говорят, что у кого-то «сильная молитва». Никаких сильных молитв не существует, это абсурд. Такое выражение можно использовать лишь как метафору. Именно когда имел место некий великий результат. В частности, гора бросилась в море – у, какая молитва сильная! Да нет никакой сильной молитвы. Сила только в Боге. Но эта сила совершается в немощи человеческой. Когда человек ощущает реально собственное бессилие – он всю надежду, упование возлагает на Бога, и Бог совершает просимое.

– По его смирению, по его вере, по его просьбе.

– По вере. Просьба – это тоже чепуха. Потому что человек может и не формулировать просьбу так явно, а просто мысль мелькнет… Мне рассказывал мой прихожанин, как один батюшка крестил слепого мальчика и у него мелькнула мысль: «Князь Владимир прозрел же во время крещения? Неужто Господь не может дать зрение этому мальчику?» И во время крещения мальчик прозрел. По-моему, месяца не прошло еще с тех пор. Просьбы-то не было, он не просил у Бога! Просто подумал, что для Бога же это возможно… Ну конечно, возможно!

– Но при этом Господь говорит: «Просите, и дастся вам».

– Конечно. Потому что в прошении участвует воля. Когда у человека сформулирована просьба – он уже привнес сюда свою волю. А в упомянутом случае воля была выражена мимолетно, но все равно она была услышана Богом.

– Вопрос телезрительницы: «Отец Дмитрий, назовите, пожалуйста, смертные грехи; почему они называются смертными?»

– Это условное название. Эта классификация возникла в Западной Церкви. Сейчас попробую, я обычно один или два забываю, но для Вас постараюсь вспомнить: гордость, зависть, сребролюбие, чревоугодие, блуд, уныние… И что еще?

– Тщеславие.

– Нет, тщеславие – это производная гордости, дочка. Что же еще может быть? В общем, шесть назвал. Просто для меня это не является чем-то очень важным. Святые отцы говорили, что булыжник, если повесить его на шею, человека утопит. И мешок с мелким песком такого же размера – тоже утопит. Множество мелких грехов и один крупный – они в этом смысле равноценны. А потом, по классификации Димитрия Ростовского, который тоже западное образование получил, есть четыре вида грехов, которые хуже смертных. А смертные грехи во многих справочниках присутствуют. Я думаю, даже в Интернете вы их можете найти.

– Если грех приводит к смерти, то что может быть хуже? Ведь речь идет о духовной смерти!

– Хуже смерти? Да, конечно. Хотя это, может, для тебя так. А некоторым другим все нормально кажется…

– То, что люди ценят…

– Им лишь бы бендикс в автомобиле работал. А что-то более серьезное их совершенно не интересует. Просто хотят жить – и чтобы ничего не болело. И зарплаты хватало, чтобы, не думая, можно было тратить на вещи не очень дорогие. Для большинства это главное.

– А какой ценой, каким путем все это достигается?

– Ну, там разные компромиссы существуют. Человек готов идти на всякие компромиссы, но христианство предполагает совершенно другую жизнь. Большинству людей она совершенно неведома и неинтересна.

– Но когда человек вкушает плодов от этой духовной жизни, духовной радости, для него жизнь других людей становится непонятной, и он пытается изо всех сил их приобщить к тому, чем сам живет…

– По-разному бывает. Одни люди действительно хотят к этой жизни приобщить как можно больше людей; например, свою семью. А бывает, что это не получается. Родственники считают, что человек сошел с ума. Приводят в пример какую-нибудь прабабушку, которая якобы была очень набожная, а в церковь не ходила. Ну и так далее, без конца. Христианство – это для избранных. Причем избрание происходит с двух сторон: и Господь избирает человека, и человек избирает Бога – в друзья, в отцы, в наставники. Потому что он любит Бога.

Это как, например, Дмитрий Шостакович писал прекрасную музыку, потому что он очень ее любил. Это был язык, на котором он говорил и с Богом, и с людьми. Многим эта музыка много чего давала, но большинству – ничего. Ну просто как китайская грамота…

– Бог каждому человеку желает спасения, а также чтобы человек пришел к познанию истины.

– Он Сам Истина, и Христос – это Истина. Он желает, чтобы мы через Него пришли к Отцу Небесному.

– Каждый живущий на земле.

– Абсолютно каждый. Как? По любви. Бог любит каждого человека. Каждое насекомое, каждую рыбешку, каждую водоросль, каждый камешек. Это все Его создания, и они совершенны. Композиторы (раз уж сегодня о них зашла речь) некоторые свои произведения любят, другие не любят, а некоторые даже уничтожают (настолько их не любят, видят их изъяны). А люди даже в несовершенном произведении гения видят гармонию. У Бога же все совершенны. Бывают картины хорошие, бывают плохие; бывают совсем дрянь. Люди же это далеко не все и не всегда понимают. Часто им нравится всякое барахло. Почему? Потому что изложено на их птичьем языке. Им это нравится. Они не понимают, живопись это или не живопись. Есть художники, которые не понимают ничего в живописи, и архитекторы, которые не понимают, что такое архитектура. Не понимают ее как род искусства.

– То есть это недоступно данному человеку?

– Да.

– Он замахнулся на нечто, что выше его понимания?

– Он мог бы поучиться лет десять, изучить историю архитектуры и развить в себе вкус до какого-то предела, пусть и не до гениальности. И тогда у него получилось бы что-то неплохое, грамотно сделанное. Но большинству нравится всякая дребедень, лишь бы было что-то новенькое. Существует такая большая проблема. Но у Бога, что бы Он ни сделал: астероид, черную дыру, новую метагалактику, – все прекрасно, все совершенно. И человека завораживает красота Его творения.

Я просто умираю от этой гениальности таблицы Менделеева, понимая, как буквально из нескольких кирпичиков (чуть больше сотни элементов) Господь создал прекрасный мир. Бог хочет именно к этой Божественной красоте приобщить маленького человечка, этого бескрылого насекомого. Он хочет открыть ему этот мир…

Бывает, человек родится без мозга (есть такое уродство, генетическое заболевание). У такого человека нет никаких коммуникаций и восприятия. Он не может научиться говорить. Череп есть, а мозга нет. Но Бог-то может дать и мозг. Господь хочет помочь, но у человека есть свобода… Сначала должна быть любовь к Богу, а потом все остальное.

– Господь прикасается к сердцу человека, и у кого-то оно открывается…

– Да, хотя бы приоткрывается, появляется какая-то маленькая щелочка, чтобы туда упал луч Божией любви.

– Многие люди свидетельствуют о том, какие Господь творит в их жизни чудеса…

– Если бы люди были внимательны, себе бы внимали, то они бы убедились, что чудеса происходят каждый день и помногу. Можно жить как в раю среди чудес Божиих. Только нужно поменьше о них говорить с другими людьми.

– Господь прикасается к жизни человека, к самому человеку; человек удивляется, восхищается, а к Богу не обращается.

– И так бывает. Поэтому человек все время (дается семьдесят-восемьдесят лет, в особых случаях девяносто и больше) сам строит жизнь. Существует пословица: «Человек – сам кузнец своего счастья». Что сковал, то и получил.

– Большинству людей достаточно того, что они имеют.

– Да, например, они празднуют день рождения комсомола. Уже комсомола давно нет, а они празднуют. Как вот Константинополя давно нет, а Патриархат есть. Совершенно нелепая цирковая программа.

– Как понимать слова из Евангелия: И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41)? Какое поприще имеется в виду?

– Любое. Это сродни другим словам Господа: «Голоден был, и накормили Меня». Оказали человеку снисхождение. Он куда-то идет и хочет, чтобы кто-то его сопроводил. Человек жертвует своим временем на какую-то совершенную глупость – идти туда, куда не хочет. Бывают разные на то мотивы – чтобы другого поддержать, чтобы тот не боялся идти по дороге, проводить его до дома.

– Господь призывает человека потрудиться?

– Не ради этого человека, а ради Господа. Обращается к тебе человек, но то, что ты сделал одному из малых сих, то сделал Самому Христу. Представь себе: ты едешь на автомобиле, и на «зебре» стоит наш Господь Иисус Христос. И говорит: «Саш, слушай, Я не знаю Москву, ты не мог бы Меня проводить? Тут где-то был магазин “Дикси”». «Господи, знаю!» – и ты выскакиваешь, паркуешь машину на тротуаре, рискуя, что тебя оштрафуют, и идешь в магазин… «Вот, Спаситель, магазин “Дикси”». Берешь у Него благословение, возвращаешься бегом к машине и уезжаешь.

– Когда Господа увидишь, наверное, не откажешь, но если это будет человек…

– Это надо еще узнать. Все-таки тут разные обстоятельства бывают. Ты же Его воскресшим не видел. Он же может надеть какой-нибудь макинтош сиреневый, волосы прибрать – молодой парень тридцати с небольшим лет. А это будет Сам Христос. И говорить будет не на арамейском языке, а на чистом русском. Для Него это проблема, что ли?

– Даже ученики не узнали своего воскресшего Учителя.

– Я про это и говорю. Сделал одному из малых сих, чтобы сделать человеку милость. Цена ей четырнадцать копеек, этой милости. Тут не в цене дело, а в участии твоего сердца к постороннему человеку, которому зачем-то нужен этот дурацкий магазин.

– Как часто люди, пользуясь добротой другого, полностью его себе подчиняют.

– Да, такое часто бывает, но мы же не об этом говорим.

– Вопрос телезрительницы: «Встретила мужчину, который любит детей, хочет своих, трудоустроен, стремится к созданию семьи. Является ли это признаком готовности к семье, того, что он будет хорошим мужем и отцом, или это все мои романтические мечты? Опыта нет, вот и думаю, где подвох…»

– Может, он большой артист. Все это легко изображает, видя, что дама настроена положительно. У женщины не надо все выспрашивать. Она сама все говорит, информацию о себе дает. Дальше из этой информации он выбирает то, что ему нужно, и преподносит как свое, о себе, другим тоном. Она говорит: «Ой, и он такой же, как я».

– Вот она и пишет: «Где подвох?»

– Подвох внутри страсти. То есть у нее очень сильное желание, и она подгоняет желаемый ответ. Уже видит в нем того, кого хочет видеть. Здесь необходимо очень важное качество для христианина – трезвость.

– Отец Дмитрий, надо ли каяться в греховных действиях, которые совершил под болезненным влиянием сознания, или Бог таковые за грехи не вменяет?

– Вообще не надо никогда каяться.

– Почему?

– Когда встает вопрос, что надо каяться, то покаяния в этом уже нет. Покаяние – это проявление жизни души. Говорят, например, что надо любить детей. А ты попробуй полюби-ка этих противных капризных ничтожеств. Или надо любить Родину. Но либо у тебя есть любовь к Родине, либо нет. Что значит надо? Хорошо, когда люди, родившиеся в определенном месте, любят свою родину. Но большинство людей вообще не знают, что такое любовь, кроме как любовь к себе. Так и говорят: «Где мне хорошо, там и Родина». И живут не там, где Родина, а там, где им хорошо.

– Батюшка, мы сегодня начали как раз с того, что духовная жизнь начинается с духовных поступков.

– Конечно, жизнь состоит из поступков, из чего же еще она может состоять?

– Человек совершает поступок, и в нем начинается духовная жизнь. Вот так же и здесь, может быть, покаяние начнется…

– Начнется. Но это не значит, что «надо» каяться. «Так, тебе надо в этом каяться и в этом…» Ну а как каяться-то? Человек тужится, тужится – а покаяния и нет. Это все равно что «надо полюбить». Вот тебе, Адам, Ева; ты ее должен полюбить. А если она для меня слишком тощая? «Надо»… Это таинственные  вещи. Даже лучше сказать – та́инственные.

– Но детей воспитывают именно тем, что им внушают, что надо...

– Внушением детей никогда не воспитаешь.

– Воспитывать на собственном примере?

– Исключительно. Твоя жизнь разворачивается перед ними, выражается в твоих словах, в походке, в одежде, в выражении лица, в тех книгах, которые ты читаешь, в том, о чем ты беседуешь с матерью своих детей. А они это слушают и мотают на то место, где должен быть ус.

– Давид был кроткий и смиренный папа. Авессалом – гордый и надменный сын. Вот кротость и смирение отца не смогли повлиять на сына, не были усвоены им…

– А бывает так, что не усваивается. Тут нужны дополнительные условия, в отдельных случаях и то, что вы назвали внушением.

– То есть все-таки процесс воспитания не сводится к личному примеру?

– Это главное. А все остальное как в школе. Ведь для чего нужен учитель? Он разъясняет. Но если человек не хочет учиться, любые объяснения бесполезны.

– Из класса всего несколько человек воспринимают тот материал, который им преподают.

– Некоторых можно стимулировать, допустим, отметками. Некоторых стимулируют так: «Ну что ж ты такой “болванеско”?» Разные существуют приемы, их не так много – штук двадцать, можно попытаться подобрать: что подходит к сердцу, какой золотой ключик?

– Батюшка, вернемся к покаянию. Люди о покаянии говорят, это слово им знакомо.

– Люди много о чем говорят, но смысла сказанного часто не понимают.

– Но если в человеке есть стремление к покаянию, оно покаяние рождает?

– Если он понимает, что это такое. У большинства людей два глагола – «исповедоваться» и «каяться» – слились в одно слово. А слова-то разные. И смыслы разные. Тут нужно разъяснение, но его человек по своему недомыслию не понимает или по старости забывает. Ему объяснил в понедельник, а во вторник он опять может не понимать.

– Вопрос: «Батюшка, поясните, что значит "положить душу за други своя?" Во время войны – это понятно, а в мирное время?»

– Ну как? Человек, родивший детей, всю свою душу полагает на взращивание из них настоящих христиан. И это гораздо важнее, чем умереть за кого-то. Потому что это каждодневное умирание. Древние святые говорили, что умирать каждый день тяжелее, чем один раз умереть.

– То есть самоотвержение ради…

– …ради детей. Человек полностью оставляет какие-то свои стремления, задачи, мечты и рассматривает свою жизнь только с точки зрения духовной пользы своих детей. Надо добавить – еще и без занудства, иначе все испортишь. Потому что очень многие родители идут таким путем, и уже к одиннадцати годам дети все духовное с порога отвергают.

– То, что детям храм не в радость, – это видно по их лицам.

– Да. И по тому, как они стоят.

– Вопрос: «Наш алтарник, которому мы хотели помочь и наняли сделать ремонт дома, обманом выпросил деньги вперед и сделал так плохо, что пришлось все переделывать, нанимать других. Я не требую компенсаций, не хочу с ним судиться. Но когда меня спрашивают о том, как он сделал, говорю как есть. Некоторые прихожане говорят: надо прощать, любить, не осуждать. В чем должна заключаться моя христианская любовь к этому человеку в такой ситуации?»

–  А кто я, чтобы судить чужого раба? Это ваш проект и копайтесь сами. Я настолько уже сед, что в такие глупости давно не ввязываюсь.

– Вопрос: «Мой муж содержит нашу семью, я сижу с маленькими детьми и не работаю. Он считает, что за это я должна уважать и любить его. Но я не могу его уважать за безнравственное поведение по отношению ко мне и детям. Много раз пыталась ему это объяснить, но бесполезно. Батюшка, как мне поступить с моим супругом?»

– Я не знаю, в чем заключается его безнравственность. Тут вариантов много, вплоть до развода.

– Трудно по нескольким предложениям оценить ситуацию.

– Да и не нужно. Это же тоже подгон под ответ. Мне поставлена задача, чтобы я попал в ловушку. Иван Андреевич Крылов написал басню: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю». Человек, когда задает какой-то вопрос, почему-то думает, что собеседник – полный дурак: ни одной книжки, ни даже басни Крылова не читал и вот сейчас мне выдаст то, что я хочу: «Да! Безнравственный! Уважать не надо!» И так далее. А если с ним поговорить, то там, может, все и не так окажется.

– С той стороны будет другая картинка, это точно.

– Будет отличаться.

– Но хочется авторитетного мнения…

– Интересно, а чем мое мнение авторитетно? Если меня считают за дурака. Это я такой авторитет?

– Батюшка, не будем больше на эту тему распространяться.

– А мне нравится.

– Да? (Смеется.) Нас уже просят заканчивать.

– Всех поздравляю с праздником наших дорогих жен-мироносиц!

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы