Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

7 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, сегодня у нас престольный праздник и праздник всей Церкви.

– Да. Я еще не отошел. Замечательная служба, которая прямо переносит в небесные сферы. Народу много, радостно.

– Самое необычное величание, наверное, из всех церковных праздников – величание празднику Благовещения. Потрясающий, конечно, распев, слова прямо до глубины души проникают.

Первый вопрос: «Возможно ли человеку еще при жизни очиститься от грехов и больше в них не впадать? Как сохранить чистоту души, живя среди царства греха?»

–  Разумеется, человеку нельзя очиститься ни от греха вообще, ни от какого-нибудь одного греха, кроме самых простых. Например, перестать пить спиртное, бросить курить или употреблять скверные слова. Это – задача для детей.

– Но для многих она – камень преткновения.

– Некоторые и слабее детей, что же тут сделаешь? Человек никогда никаких не ставил себе запретов. Он, конечно, ничего не может: он полностью расслабленный, больной. Ни один человек не может полностью очиститься. Если бы мог, то Господь устроил бы школу, когда пришел, рассказал технологию, по которой можно очищаться. Но так как Господь, наблюдая за нами со времен Адама не одну тысячу лет, видел, что человек ничего не может, взялся за это Сам.

От человека требуется: первое – решимость оставить грех, второе – покаяние, а третье –взывать ко Господу. Как один человек взывал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». И так угодить Богу, чтобы Он захотел это. Вот это возможно, Господь может очистить каждого человека – добела.

– А как сохранить эту чистоту, данную Господом?

– Оставаться верным Богу.

– Пресвятая Дева Богородица явила нам тот образец чистоты…

– Это – высший образец.

– К которому мы стремимся, но никак не можем даже к нему приблизиться.

– Ну, все-таки Она – человек особенный. Родители пятьдесят лет готовились к тому, чтобы Она у них родилась, проходили жесточайшие испытания. И они этот экзамен сдали на «отлично».

– Да, частенько люди ропщут, даже когда немножко приходится потерпеть. И говорят, что вот мы в браке уже несколько лет…

– Ну да, взывают к какой-то нелепой справедливости. По справедливости – надо тебя убить, прямо на месте.  Какая уж тут справедливость? Нет, «несправедливо, неправильно со мной так поступили». А то, что у самого вся жизнь кувырком, – это вообще не замечается. Поэтому чтобы покаяться, человеку нужно очень глубоко понять, кто он есть сам перед Богом.

– Но это понимание вообще человеческий ум вместить может?

– Ну а как же? Ведь огромное количество людей это понимали и каялись. Мария Египетская разве не поняла?

– Она тоже – уникальный  человек.

– Нет, дело в том, что в истории Церкви остались такие уникальные случаи, великолепные по своей духовной красоте. Просто оставили след. А вообще-то это же миллионы людей, которые пришли к покаянию.

– Вопрос телезрительницы: «У меня 24 марта умерла мама, новопреставленная Мария; помяните, пожалуйста.  И сороковой день выпадает на второе мая, на Светлую седмицу. Как нам ее душеньку проводить?»

– Душеньку никуда не надо провожать. Ее уже препроводили без нас с вами. Нам нужно помолиться. Прийти в храм, желательно в этот день причаститься. И, причастившись, помолиться об упокоении Вашей мамочки. А на Радоницу можно даже сделать поминки для всех родственников.

– Нередко люди сопоставляют смерть человека с каким-то днем и пытаются из этого делать выводы. Вот человек умер на Пасху – наверно, это особая милость Божия, Господь все грехи ему простил.

– Просто у нас очень творческий народ, склонен к разным фантазиям. Это абсолютно ни на чем не основано и ничем не подтверждается.

– Просто так хочется.

– Девяносто девять и девять в периоде святых людей умерли не на Пасху – и ничего. Тем более Пасха год от года меняет свое местоположение. Это праздник, который по двум календарям, лунному и солнечному, высчитывается и изменяется. Но с народными суевериями сражаться бессмысленно.

– Они плодятся достаточно быстро.

– Плодятся, потому что творческий ключ в душе работает, а желания учиться нет. Ведь сейчас изданы все книги, на любой возраст. Даже если ты совсем по уму ребенок – возьми книжечку для детей и читай. Там все написано, самым простым детским языком, крупными буквами, и все узнаешь.

– Человек не согласен с тем, что так написано, – хочется, чтобы было более милосердно…

– Если хочется, тогда сядь и свою книгу напиши.

– Пишут, батюшка,  пишут.

– И всё, это очень успокаивает.

– Пишут, своих последователей собирают. И, в общем-то, достаточно успешно.

– Это неизбежно, конечно.

– Вопрос: «Как бороться против хульных мыслей? Они постоянно преследуют, появляясь в голове против воли».

– Надо просить у Бога об избавлении от этого и никого не осуждать.

– То есть опять же сам человек эти мысли отсечь так, чтобы они к нему не приходили, не может?

– Это довольно трудно. Как? Эти мысли же идут от лукавого и его последователей.

– И Бог это попускает?

– Да. Это обычно происходит от гордости. И самый простой, доступный способ борьбы с гордостью – это бороться с осуждением. Бороться молитвой и воздержанием.

– А с обидчивостью?

– Это из той же оперы. Обидчивость – от гордости. Человек считает, что он достоин какой-то лучшей участи. Он, не будучи важным  ни для соседей, ни для родственников, ни для государства, все время отстаивает свои достоинства. Его достоинства – шесть копеек. А он хочет на рубль пятьдесят. Но это опять же предмет гордыни. Вместо того чтобы смириться и довольствоваться своими шестью копейками, а лучше – двумя.

– Обычно человек говорит: «Меня обидели». Не говорит: я обиделся... То есть возлагает вину на другого.

– Но это же просто: возьми да прости.

– Вопрос телезрительницы: «В советское время были очень распространены такие лозунги: "Слава коммунизму!", "Слава КПСС!" В Грузии был один святой, он ходил в администрацию и говорил: "Неправильно, надо писать: слава Богу!" Естественно, сейчас он прославлен в лике святых, это Гавриил. А в то время он сидел в психушках, били и гоняли его. Могут ли в наше время встречаться юродивые Христа ради, какими были, например, Ксения Петербургская или Василий Московский, Феодор Новгородский?»

– Христа ради – не встречал... Чтобы быть юродивым, надо иметь высшую степень. А таких вот сейчас что-то нет. Дух гордости всех захватил.

– То есть раньше дух гордости был не так силен?

– Вроде да, раз время от времени появлялись юродивые Христа ради. А сейчас юродивые, но совсем по другой причине.

– Но если человек действительно ради Христа решит вести такую жизнь, подражая тем, кого мы прославляем?

– А если лунатики прилетят? На велосипедном моторе достигнут Земли. Давай порассуждаем… 

– То есть у человека, который решил сам по себе, что он будет подражать Ксении Петербургской, ничего не получится?

– Я думаю, нет. Потому что это не решение воли. Должны быть с Богом особые отношения. И Господь должен на это благословить.

– То есть для людей, которые такой подвиг на себя взяли, это был не их шаг?

– Это призыв Господень. И это обычно случается не спонтанно; человек к этому подходит через некоторые шаги.

– Житие Алексия, человека Божия, всех очень и умиляет, и удивляет: насколько человек возлюбил Бога, что решил оставить родительский дом и молодую жену и стать Христа ради юродивым, нищенствовать.

– Это такая иллюстрация к Евангелию.

– Кто оставит отца и мать…

– Да. Жену, детей.

– А современный человек, решив такой подвиг на себя взять, кончает в психушке.

– Да. Потому что это обычно по гордости – человек возомнил, что он может быть как Алексий, человек Божий. В духовной жизни, как и вообще в чем угодно, в любой человеческой деятельности, действует закон: от простого к сложному.

– Хочется порой перескочить пару ступенек…

– И все: растяжение связок и падение в яму.

– Вопрос: «В молитве "Отче наш" мы просим: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". О каких долгах идет речь и кто наши должники?» Значит, кто-то нам что-то должен?

– Нет, все перепутано. У нас с людьми бывают различные  отношения, бывают конфликты. И человек часто бывает на кого-то обижен. А мы должны оставить эту обиду ради примирения.

– То есть здесь речь идет именно о прощении?

– Конечно. «Оставить долги наша» – это и есть прощение.

–  Часто люди попадают в такие взаимоотношения, когда один должен другому.

– Неосторожно дал в долг слишком большую сумму.

– А тот как бы подзабыл об этом.

– Нет, он прекрасно все помнит. Но как говорит русская пословица (мне представляется очень мудрой): берешь чужие, а отдаешь свои. Поэтому к этим деньгам отношение разное.

– Вопрос: «На работе очень тяжелая обстановка, морально тяжело. Посещают мысли уйти, но без работы – тоже не вариант. Знаю, что в любом месте Господь не оставит, но как понять, что лучше: уйти или остаться и терпеть?»

– Можно испросить вразумления у Бога. Что самому гадать-то?

– Вот человек мучается…

– А что мучиться? Попросить у Бога. Сказать: «Господи, открой мне, что для меня лучше? Укажи мне путь». И следуй.

– А как услышать ответ от Бога? И понять, что это действительно Господь отвечает, а не дьявол искушает?

– Господь всегда находит способ, чтобы человеку быть вразумленным. Что все время подозревать Бога в каких-то гадостях по отношению к нам? Он нам Отец, Который не пожалел Сына Своего Единородного, отдал Его на смерть, чтобы нас спасти. А мы все подозреваем, подозреваем, подозреваем… Такое отношение к Богу не принесет добрых плодов.

– Боязнь воспринять то, что будет открыто, как ошибку – не от Бога данную, а именно дьяволом посланную. Дьявол слышит наши просьбы и пытается тоже вмешаться.

– Если мы будем молиться про себя, дьявол не услышит.

– Вопрос телезрительницы: «Если человек является постоянным прихожанином храма, нужно ли постоянно при причастии называть свое имя, если священник и так твое имя знает?»

– Я думаю, это надо решить со священником. Устроить приходское собрание, выставить этот вопрос на всеобщее обсуждение, проголосовать и придерживаться того, что решило собрание. Это сложнейший вопрос – сложнее, чем полет в космос. Называть имя или не называть – от этого все зависит: здоровье, благополучие, долголетие...

– А вдруг причастие будет не во благо человеку, который имя не назвал...

– Вот поэтому я и говорю, что надо всеобщее собрание. А лучше – всей епархии.

– Вряд ли правящий архиерей на это согласится. (Смеется.) На такое собрание.

– Ну, может, чего посоветует. Какие-нибудь медицинские учреждения...

– Вопрос: «В моей семье я один верую в Бога, хожу в храм, молюсь. Родные считают, что это блажь и скоро пройдет. Надо ли мне искать у них понимания и что-то объяснять? Или это бесполезно и надо просто за них молиться и все терпеть?»

– Да, второе более верно.

– Но как всегда хочется людей приобщить к тому, что сам познал.

– Это по гордости.

– То есть пытаться людей каким-то образом переубеждать – бесполезно?

– Это совершенно не нужно. Если их заинтересует жизнь человека, который уверовал в Бога, и начнут вопросы задавать, то можно кратко отвечать о нашем уповании. Как нам заповедано в Священном Писании.

– А если людей раздражают те изменения, которые в человеке происходят?

– И так бывает. Тогда нужно вообще молчать на эту тему. Смотреть и улыбаться.

– Что очень злит.

– Ну, злит... Но ведь ты же ничего плохого не делаешь? И всегда можно повернуться и уйти, уехать. Земля-то круглая.

– Можно найти другую точку – противоположную.

– Так уж далеко необязательно, там и горы встречаются. Можно же не лезть в гору Джомолунгму, а взять и весь Тибет обойти.

– Вопрос: «Часто люди сильно скорбят, когда хоронят ближнего. Думаю, если ближний в руках Господа, то ему лучше. Значит, люди из-за себя страдают и из-за ситуации или дьявол пользуется ситуацией, нагоняя на них скорбь?»

– А все вместе. Может, и дьявол тут свою черную работу делает. И, конечно, всегда мы скорбим и о себе. Человек нами любим, и вдруг, кроме могилы и фотографий, у нас ничего не остается.

– То есть эта скорбь скорее о том, что я потерял?

– Да.

– Некоторые так и причитают: «На кого ты меня оставил? Что же мне теперь делать?»

– Оставил, во-первых, не сам, это Господь душу от человека воспринимает. Кроме самоубийства. И поэтому так говорить нельзя, это неправильно. Но всякое расставание, даже на несколько дней, тяжело.

– Заставляет людей скучать.

– И скучать, и скорбеть.

– Вопрос: «Христос сказал Петру, что чистому надо только ноги омыть. А что в этом, какой смысл, почему?»

–  Ну вот, допустим, человек принял баню, вымыл главу, расчесал волосы, а потом вышел на улицу, и ноги покрылись пылью. Осталось тогда вернуться, ноги омыть и опять занять свое место у трапезы.

– Здесь имеется в виду только такая внешняя, телесная чистота?

– Нет, почему? Господь дает образ, через который что-то можно понять.

– А если все-таки с точки зрения нашей духовной жизни?

– Господь предочистил Своих учеников словом Своим.

– То есть это то, что Он в них вкладывал.

– Он же им все Евангелие рассказал и растолковал. И показал примеры, конечно. Он прямо из жизни их брал. Вот женщина возлила на ноги Ему драгоценное миро – Он тут же использовал это для научения. Сказал: где бы ни было проповедано Евангелие – то, что она сделала для Меня, будет об этом рассказано.

– Насколько ценно то, что человек делает для Господа.

– Да.

– Казалось бы, даже малое действие, а насколько оно Богом ценится.

– Конечно.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по Ветхому Завету. Господь спасал семью Лота, велено было не оглядываться на родной дом. Но жена оглянулась, чтобы увидеть то, что ей дорого, близко, где она была счастлива. Почему Господь ее так наказал? Я не понимаю, ведь Господь Милостив».

–  Есть очень многие вещи, которые мы не можем понять. Например, почему один человек умирает в четыре года, а другой умирает в сто десять лет. Нам это непонятно. Ей нужно было только слушать Господа, Который говорил: «Не оборачивайся». Дом, тряпки остались на веревке висеть, ботинок один остался... Сказано: «Не оборачивайся!» Просто, ясно, понятно. А она вот решила, что она – умная, а Господь не прав. Многие так поступают – и превращаются в соляной столб. Так что Вы не поступайте как жена Лотова.

– Человек оценивает повеление Божье со своей человеческой точки зрения и считает: а что тут такого? Человек не понимает. Вот некоторые говорят: что плохого в том, что я, например, постом поем мяса?

– Ничего плохого. Очень хорошо поесть мяса. А еще лучше – взял и попостился.

– А другие говорят: «Пост нарушил – все, плохо».  

– Ну, один раз нарушил, а другой раз не нарушил. А третий раз взял и продлил пост еще на месяц.

– Вопрос: «Насколько каждая заповедь, которая дана нам Богом, важна для нашего спасения?»

– Во всем – для нашего спасения. Но ко всему надо подходить с рассуждением. Это, конечно, добродетель очень редкая, реже встречается, чем добродетель любви. А любовь – это высшая христианская добродетель.

– Батюшка, а рассуждение не помешает послушанию Богу?

– Никогда.

– Если человек сейчас начнет рассуждать о том, что Бог просто повелел...

– Ну что ж, тупо нельзя. Господь повелел: если тебя правая рука соблазняет – отсеки ее. Лучше тебе войти в жизнь вечную без руки. И вдруг действительно: человек сидит в кресле, и правая рука начала его как-то соблазнять – он  взял циркулярку и отпилил ее. Вместо того, чтобы порассуждать, что Господь этим сказал. И остался без руки, и лишился заработка. А не дай Бог – гангрена, вообще через полторы недели можно на тот свет отправиться и детей оставить сиротами. Поэтому над заповедями надо рассуждать обязательно.

– Вот и рассуждают до того, что считают необязательным заповеди соблюдать. Вот эту – да, а вот эту – нет.

– Он так считает, а Писание считает по-другому. И если ты одно нарушил, значит –нарушил все.

– А может ли человек не нарушить какую-то заповедь?

– Может.

– То есть быть во всем послушным Богу.

– Ну конечно. Например, «чти отца и мать». Взять и жить в почитании отца с матерью за те труды, которые они понесли, рожая, выращивая, вскармливая человека. Давая ему учение. Вполне можно.

– То есть любой человек, живущий на Земле, может вместить в свое сердце Евангелие целиком? Или это все-таки невозможно всякому?

– Возможно, только степень глубины этого восприятия, конечно, будет разная, будет зависеть от развитости человека, его души и ума.

– Вопрос телезрительницы: «Почему человек бывает гневливый и как избавиться от гнева?»

– Ой, такой простой вопрос. Гневливый человек бывает потому, что им владеет страсть гнева. А как от этого избавиться? Нужно научиться свой гнев не выплескивать наружу. Если человека представить как сосуд, то гнев – это такая смердящая жидкость в этом сосуде. И когда человек приходит в состояние гнева, она начинает выплескиваться. Нужно учиться из этого сосуда ничего не выплескивать. И утром, и вечером можно, даже с земным поклоном, просить у Бога о том, чтобы Он избавил от страсти гнева. Пройдет лет двадцать, и человек освободится от этой страсти по милости Божией, благодатью Его. Но обязательно нужно усердие, чтобы это не выплескивать. Чтоб Господь увидел, что нам это серьезно нужно, что мы сдерживаем себя. Вот пост – это как раз замечательное время, которое можно на это потратить. Что вот я постом не только не кушаю баранинку, но и терплю, сдерживаю свою гневливость. Что гораздо лучше, чем не есть баранинку.

– Но гораздо тяжелее.

– Кому как. Некоторые так любят баранину… Так и говорят, взрослый мужчина: «Я не могу». Ну, больные люди.

– Такая его мера, что он не может.

– Я понимаю, даже сочувствую.

–  А по поводу гнева… Гнев вспыхивает мгновенно, даже не успеваешь «Господи помилуй!» сказать, как он уже выскочил.

– Сказать – не успеваешь. Поэтому, надо ничего не говоря даже, сдерживать гнев. Рот закрыть, и все. Можно подышать.

– Можно святой водички выпить, маленький глоточек.

– Можно. Но это тоже такая процедура... Конечно, святой водички один глоток обязательно поможет. Главное, пока гнев не прошел, не надо ничего делать. Даже если кашу помешиваем – нужно перестать это делать. Потому что можешь обжечься или перевернуть кастрюлю на себя, это очень опасно. Уж лучше пусть пригорит, лучше газ выключить сразу. Потому что очень опасно. И потом – едой, которая приготовлена в гневе, можно вообще отравиться.

– Вопрос: «Батюшка, скажите, пожалуйста, как овдовевшей женщине воспитать двоих сыновей настоящими мужчинами? Замуж во второй раз выходить не собираюсь, поскольку очень сильно любила умершего супруга и надеюсь на встречу с ним в вечной жизни. Но вот вопрос о воспитании мальчиков…»

– Попросить этим заняться дядю.

– Все-таки мужская какая-то помощь…

– Ну как женщина может воспитать мужчину? У нас вся страна наполнена маменькиными сынками. Женщины без мужей, и в школе учительницы без мужей, и везде. И что получается?

– То, что мальчишки не видят мужского начала.

–  Ну да. Это же надо воспитывать в них, а никто не воспитывает. Бывают, конечно, отдельные женщины… Я помню замечательную Галину Валентиновну, она в нашем пионерлагере руководила «морским» кружком. Мы ходили и на шлюпках, и вязали морские узлы. И она всякие хитрости водного спорта нам преподавала, у нее был голос такой, мужской. Колоритный человек, прямо настоящий шкипер. Она и ходила в бескозырке и тельняшке, в общем – очаровательная женщина. Это исключение, она могла (и здорово у нее получалось) сделать из ребят «юных моряков». И вот сколько уже лет прошло, а я все помню. Даже помню, как ее зовут; самые теплые чувства, с любовью... Ее все любили, хотя она была очень суровая. Дисциплина, все было... Очень интересно.

– Когда взрослый любит ребенка – ребенок это видит.

– Тут какой-то особый дар в ней раскрылся. Бывает же… Вот в русский истории тоже была такая девица, которая кавалеристом была. Кинофильм «Гусарская баллада»  как бы по мотивам этого действительно подлинного случая, когда в армии служила в мужской одежде одна девица и весьма успешно воевала.

– Продолжение вопроса: «Как вы оцениваете и относитесь к кадетским училищам с пятого класса? Лучший ли это вариант для вдовы воспитать сына?»

– У меня самого есть такой опыт. У нас был такой, можно сказать, кадетский класс, где мы по кадетской программе воспитывали мальчиков в течение пяти лет. Именно у вдов, которые потеряли своих мужей-военных (из разных силовых структур в наше мирное время). И очень хорошо получалось. Поэтому в целом, как к идее, я отношусь к этому очень положительно. Конечно, одно дело – идея, другое – ее исполнение. Нужно постоянно искать хороших исполнителей, хороших офицеров, которые могли бы управлять этими мальчиками. Тогда будет все хорошо. Ну и, конечно, с помощью Церкви прививать им и добродетели. Чтоб они не злодеями вырастали, а благородными людьми.

– Вопрос: «Я давно в разводе, у меня двое детей. Решила хранить себя для нового мужа. Недавно встретила мужчину, влюбилась и переступила через свои принципы с надеждой, что он на мне женится. Теперь батюшка меня не допускает до Причастия, говорит, чтобы отошла от таких отношений, чтобы просто дружили. А я боюсь потерять его, и страх сидит во мне, что больше никому не нужна. Я не ищу оправданий своему поступку и лишь хочу от вас услышать слова, которые дали бы мне силы, чтобы выполнить наставление батюшки – прекратить блуд. У меня на это пока нет сил, помогите».

– Но тут нечего помогать, человек не в тюрьме. Просто каждый выбирает, что ему дороже: сожитель или Христос. Все очень просто.

– Но вот поиск земного счастья, без которого человек не видит смысла своей земной жизни…

– Ну, значит, для него Церковь и то, чему она учит, – дело второстепенное. А для христианина должно быть первостепенное. Вот святой угодник Божий Георгий Победоносец совершил подвиги, отдал жизнь за Христа. Чтобы люди поняли, что Христос – самое ценное для христианина. И люди были готовы жизнь отдать. Я понимаю, что человек влюбился. Но «влюбился» – это же болезнь...

– Особенно женщинам очень трудно без такого внимания со стороны, одинокой быть.

– А без еды как трудно! А без сна?

– Вы знаете, без этого даже могут обходиться.

– Ну, сколько? Несколько дней. А потом очень кушать хочется. А без света? Вот выключим свет, сколько мы здесь просидим? Очумеешь. А без авторучки, без карандаша как трудно обходиться! А без транспорта? Вот идешь, идешь – устал, так и хочется на автобус сесть. Жизнь наша земная вообще не курорт. Но каждый человек выбирает то, что он любит, и служит тому, что он любит. Один любит деятельность банкира, а другой любит масляную живопись, один живет побогаче – а другой впроголодь. Но стоит ему умереть – картины становятся очень дорогие. Вот бы пораньше, а то многие великие художники при жизни продали по одной-две картины.

– А потом их творчество стало всемирным достоянием.

– Да, и одной картины ему бы хватило на всю жизнь. А про банкира – забыли сразу, как только он перестал входить в совет директоров.

– Вопрос: «Сын ездит в другой город к своей девушке. Как-то остался там ночевать, сказал, что соблюдает приличия. На первый раз простила, но что делать, если это повторится? Для меня это неприемлемо. Сын исповедуется, причащается. Батюшка сказал: "Только молись". Но я думаю, не будет ли это попустительством с моей стороны?»

– Нет, конечно. Заковать в цепи и не кормить до полного изнеможения, чтобы он уже и не смог ничего. Не только согрешить, а чтобы даже уехать к девушке – сил просто не будет. Вот так надо действовать. Тогда уж мама будет довольна. Сын ее после этого будет очень сильно любить, после таких действий любви родной мамочки.

– И не навредить – и не попустить.

– Ну, надо между кандалами и ногой (и руками) сделать прокладки из марлевого полотенца. Тогда не повредишь.

– Вот опять, батюшка, мы вернулись к тому же вопросу, что у нас уже возникал: «Как правильно принять решение?» Просить у Бога…

– Просить у Бога о вразумлении, потом – никогда не суетиться.

– То есть постоянно находиться в общении с Богом.

– Конечно.

– А то так получается, что как нужда – к Богу пришел, что-то попросил. А потом, как нужда прошла, опять отошел. Дела, суета, заботы.

­– Если так делать постоянно, то Господь не будет уже реагировать.

– То есть человек от Бога отходить не должен?

­–  Конечно. Но что значит «не должен»? Все люди свободны. Просто Господь смотрит, каково отношение у человека к Отцу Небесному. Если как к мальчику на побегушках – это отношение неверное, и оно не может награждаться вниманием Бога к человеку. На первых порах раз-два – может, чтобы в человеке возбудить благодарность. Но если человек остается неблагодарной свиньей, то зачем? Пусть тогда поживет один, задумается, как это – без Бога. Надо к Богу относиться благоговейно, со смирением, с покаянием. Понимая разницу, что такое ты – жалкий человечек-червячок, да еще противный…

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы