Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Прощеным воскресеньем. И если мы вас чем-то огорчили или, не дай Бог, обидели, просим прощения.
– Батюшка, сегодня день, когда люди просят друг у друга прощения. Видно, как в храме подходят, друг другу кланяются: «Прости меня!» – «Бог простит!» И такое умилительное зрелище! Но какого прощения ждет от нас Господь? Подойти к человеку со словами, наверное, не так уж и сложно, но как отпустить из своего сердца ту обиду, которая там застряла, может быть, много лет назад?
– Господь дал нам алгоритм, сказав: «Молитесь за обижающих вас». Если бы мы всегда следовали Священному Писанию, наша жизнь преобразилась бы. Но наше невежество, неспособность воплотить в своей жизни заповеди Христовы и создают такую ситуацию постоянного опускания в эту греховную тину. А если то, что от нас требуется, аккуратно и с вниманием исполнять, то дело пойдет на лад.
– Заповедь о молитве за врагов известна многим. Но то ли люди не верят в нее (в то, что это возможно), то ли не так ее исполняют. Результат, судя по их словам, какой-то очень плачевный.
– Да. По Зигмунду Фрейду (у него есть книга «Психопатология обыденной жизни»), неприятное для человека обычно проваливается в его подсознание – и человек подсознательно начинает этого избегать. Но у нас же остаются и враги, и недруги. И, конечно, о любви к врагам трудно говорить, если мы стараемся о них даже не думать.
– То есть если человек нам досадил, то мы должны, наоборот, на этом человеке сосредоточить свое внимание?
– Да, потому что с этой досадой мы не сможем войти в жизнь вечную.
– Говорят: «Может, я его просто не буду ни вспоминать, ни видеть, буду обходить за три квартала».
– Подойдем к вратам Царства Небесного, а там стоит с ключами апостол Петр, который скажет: «Сынок, тебе нельзя».
– «У тебя обиды не проходят».
– «У тебя обиды, ты вообще весь такой обидчивый. У нас тут только те, которые умеют прощать».
– Но апостол говорит: «По возможности(!) будьте со всеми в мире». Значит, не всегда есть такая возможность.
– Да, мир зависит от двух сторон, но пусть с твоей стороны будет мир.
– То есть ты ко всем относись доброжелательно, с почтением, с любовью.
– Как учил преподобный Амвросий: «Всем мое почтение».
– Но есть такие люди, с которыми лучше в жизни не пересекаться.
– А Господь тоже на этот случай сказал: «Пусть будет тебе как язычник и мытарь». Что это за люди такие? В Израиле каждый знал, кто такие мытарь и язычник. Это те, которых нужно обходить за три версты.
– И если этот человек мне досадил, а я обхожу его за три версты, как мне в себе эту обиду преодолеть?
– А надо за него молиться. Я сегодня из храма выгнал одного жулика: он облапошивал моих прихожан. Я долго его вразумлял через проповедь. Он настолько бессовестный, что я его выкинул за шиворот – и все. Без всякой обиды. И сказал сторожам, чтобы больше на территорию его не пускали. Пусть идет куда хочет.
– Как отнестись к человеку, который против тебя строит козни, без обиды?
– Ну это же так естественно – козни. Люди же несовершенны.
– Особенно если ты делаешь ему добро, а он этим добром просто внаглую пользуется.
– Так как я человек, привязанный к месту, то не могу его обходить, если он приходит в храм, поэтому я предпочел взять его за шиворот и выкинуть. Он уже безропотно спросил: «Я только оденусь, можно?» Я разрешил.
– Все по-христиански.
– Я ж его не бил, и даже не хотелось, ты знаешь. Формально понимаешь, что неплохо ему наподдать. Но желания как-то не было.
– Вопрос: «Каким образом человек должен приносить плод покаяния, чтобы он был достойный?»
– Если он настоящий, он достойный. Если это имитация плода, то это лукавство.
– Человек в этом сам разобраться может? Думаю, каждый кающийся, если его спросить, честен ли он в своем покаянии, скажет: «Да!»
– Это ведь все-таки дело совести человека. И Господь будет вопрошать совесть человека.
– Вопрос: «Если человек ни разу в своей жизни не исповедовался и не причащался (если только в детстве), может ли он попасть в рай?»
– А я не знаю, что он там будет делать… Если только где-то во Вселенной заблудится и случайно попадет. А как, не ища рая, туда попасть? Это же не капкан какой-то. Рая взыскуют!
– Рай – это место, где человеку неизреченно хорошо.
– Нет, смотря кому. Птице хорошо в воздухе, а рыбе хорошо под водой. А если поменять местами? Обе задохнутся.
– Поэтому если грешнику открыть рай, то ему там хорошо не будет?
– Нет, грешники все, но есть грешники кающиеся, а есть имитирующие покаяние.
– И вот человек имитировал-имитировал…
– …Приходит, а Господь говорит: «Отойди от Меня, Я даже тебя не знаю, кто ты такой».
– «Как? Стоял перед Тобой, Господи, в храме каждую воскресную службу».
– «Это не передо Мной ты стоял, а перед собой. Собой любовался, людей осуждал. И сейчас таким судом, которым судил, будут судить тебя». И от тебя полетят пух и перья.
– Вопрос: «Можно ли в миру стяжать добродетель послушания? Если да, то как?»
– Конечно, можно. Каждый человек у кого-то в послушании. У каждого есть старший, да и сами обстоятельства жизни влияют.
– А насколько важно человеку быть у кого-то в послушании?
– Это важно для того, чтобы стяжать дух смирения.
– Если человек этот дух стяжать хочет.
– Да. Но если нет, то, конечно, ничего не выйдет.
– Господь нас смирять пытается болезнями, обстоятельствами, начальниками.
– И начальниками, и клеветой, чем угодно – всякой несправедливостью.
– То есть таким образом Господь нам это, получается, как бы навязывает?
– Нет, Он просто дает нам такие экзамены.
– Если человек смиряться не хочет, то для чего?
– Если не хочет смиряться, значит, он не хочет войти в Царство Небесное.
– Ему нужно хорошо пожить здесь.
– Какое-то время, может быть, и поживет.
– А Господь все равно его смиряет.
– По любви: другого пути нет.
– Заставляя человека вынужденно смиряться, Господь все-таки хочет каким-то образом его преобразить. «Трудно идти против рожна?» – вопросил Господь.
– Спрашивается, зачем идти-то против рожна? Только по гордости. «Не будь вельми прав».
– Как-то не хочется уж совсем себя растоптать.
– Почему сразу растоптать? Сразу иголки под ногти. Вопрос-то пустяковый: «Не будь вельми прав».
– Постоянный дух недовольства…
– Дух недовольства, собственной правоты. Такое мнимое всезнайство.
– Как говорят: «Когда очевидная несправедливость, как быть? Человек, который поставлен мне помочь, с меня деньги вымогает. Человек, который призван меня защищать, на мне наживается».
– Люди несовершенны, и каждый человек несовершенен.
– И нам надо все это потерпеть.
– А что нам делать? Нам дается жизнь, страна, принадлежность к определенному народу, определенные географические и метеорологические условия. И вот живи!
– Хочется эту жизнь как-то улучшить, изменить.
– Это естественно и очень правильно. Вообще человек призван к тому, чтобы жизнь на Земле сделать раем. Господь поселил на Земле человека для этого.
– В Эдеме.
– Чтобы этот Эдем расширился на все пространство. Я даже думаю, что сама форма Земли в виде шара (пусть это в некотором смысле эллипсоид) есть символ бесконечности. В какую сторону ни иди, конца нет. Форма для размышления очень интересная. И вот чтобы человек, куда ни пошел бы, все украсил.
– Но получается пока наоборот…
– Люди по-разному это воспринимают, в основном стараются этот рай на себя натянуть как сапоги.
– Но если поговорить о рае с каждым в отдельности, то окажется, что у каждого – свое восприятие, как там должно быть.
– Да, потому что мерилом ставят самого себя, а надо ближнего.
– Это и будет плодом покаяния.
– Если будет покаяние, будут и плоды.
– Начнем ближнего ставить во главу угла своей жизни.
– Да, каждый ближний – это дверь в анфиладе из залов, которая есть жизнь, и, пройдя эту дверь, мы приблизимся на одно поприще к вожделенному Царству Божию.
– Вопрос: «Я недавно похоронила новорожденного некрещеного внука, молюсь о нем. Мне батюшка сказал, что он чистый ангел и молиться о нем нет необходимости. А сердце подсказывает другое. Есть ли польза от моей молитвы за него?»
– От молитвы всегда есть польза, если человек не просит какого-то зла.
– То есть таким образом она все-таки что-то меняет в судьбе усопшего?
– Она меняет что-то в самом молящемся человеке. Сама молитва, любое обращение человека к Богу – это благо для человека, который молится.
– Вот почему «молитесь за обижающих вас».
– Конечно.
– Не тот изменится, за кого ты просишь, но произойдут изменения в тебе.
– Может, и он изменится. Твоя молитва соберет ему на голову горящие уголья. Ему станет «тепло», и он изменится.
– Вопрос: «Все в жизни сложно. Все чаще стали посещать мысли о суициде. Понимаю, что это не выход, но мысли очень навязчивые. Как быть?»
– Надо пойти к доктору, все подробно ему рассказать.
– Здесь человек попал не только в ловушку дьявольскую, но еще и нуждается в медицинской помощи?
– Конечно, даже обязательно. Сами эти мысли – аномальные. Смерть для человека – это аномалия. Само слово «человек» означает «вечная личность». И вдруг – смерть.
– Человек ищет смерти.
– Значит, в нем что-то сломалось; надо ему помочь.
– Вопрос: «Нахожусь в коллективе совершенно безбожном. Кругом сквернословие, сплетни, осуждение. Батюшка, подскажите, как исполнить заповедь "стяжи мирный дух", если нахожусь в бесконечном конфликте со своими коллегами?»
– А зачем конфликт? Есть тысячи способов, может, даже десятки тысяч…
– Как не вступать в конфликт?
– А зачем вступать в конфликт? Например, какой-то человек выругался. Нужно встать перед окном, поднять руки и сказать: «Господи! Вразуми Ты этого бедного человека. Помоги ему, чтобы он оставил сквернословие навсегда, хотя бы в присутствии своих сотрудников». И если каждый раз по поводу каждого испускания этих жаб человек будет так взывать, это возымеет колоссальное действие!
– Но что-то мешает человеку так поступить.
– Человекоугодие.
– Чтобы перед остальными не выглядеть…
– …инаковым.
– Это сложно.
– Да ничего сложного!
– Для большинства людей главное – это не выделяться.
– Но смотря из чего.
– Из окружения.
– Тогда нужно занять самый низкий уровень. Но зачем? Мы же стремимся к небу. Мы «граждане неба и свои Богу», сказано в Писании. Родство-то наше не княжеское, а выше – царское.
– Но человеку ближе то, что в руках, чем то, что в небе.
– Каждый человек выбирает сам ту жизнь, которой живет. История Марии Египетской показывает, что из любого падения человек может восстать на небесную высоту.
– Каждый человек надеется на изменения в своей жизни.
– Само ничего не происходит: под лежачий камень вода не течет.
– Но те труды, которые люди предпринимают, оказываются недостаточны.
– Значит, надо искать другие пути. Для этого есть целое Евангелие.
– А на большее не хватает сил. Или веры, или желания.
– Нет, только веры. Потому что какие особенные силы нужны, кроме сил души?
– Самое распространенное: нет сил терпеть то, то, то...
– Понятное дело. Можно сети аккуратно распутывать, а можно очень резко запутать их еще больше.
– И вот человек оказывается в ситуации, когда он «без сил».
– Ну что ж. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи». Как бы человек низко ни пал – всегда Господь рядом.
– Вопрос: «Схиигумен Савва говорил, что молитва за врагов – это милостыня выше всякой милостыни, подаваемой неимущим. А почему это настолько ценно в глазах Божиих – именно как милостыня?»
– Потому что это исполнение заповеди о любви к врагам. Если человек исполняет эту заповедь, это выдает его совершенство. Это говорит о его большом пройденном духовном пути.
– Вопрос: «Как стяжать мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим?»
Люди находятся в таком окружении, где все бурлит. И вот здесь – сохранить мирный дух…
– Он должен быть внутри.
– То, что должен быть, это понятно.
– Вот как живет себе некий композитор? Его музыка звучит у него внутри, и она для него гораздо важнее, чем те звуки, которые он слышит вовне.
– Но он к этому состоянию шел долгое время.
– Конечно. Чтобы уметь слушать музыку, надо учиться лет пятнадцать.
– Только слушать?
– Да. А писать – это же нужно еще иметь некое творческое начало. Это же не просто – сел и написал.
– Но у нас многие пытаются сочинять.
– Ну, дай Бог им доброго здоровья.
– Вопрос: «Почему нельзя копить деньги? Как правильно распоряжаться маленькой зарплатой? Есть вещи, которые с одной зарплаты не купишь».
– Есть. Тогда потрать две зарплаты.
– Значит, все равно нужно каким-то образом откладывать.
– А может, то, что хочешь купить, тебе и не нужно. Разные могут быть подходы...
– Вопрос: «Батюшка, на Ваш взгляд, нужно ли инвалиду детства искать себе супруга? Или лучше все же не стремиться к семейной жизни?»
– Это по склонности. Апостол Павел говорил: лучше оставаться, как я.
– А почему «как я»? Почему без семьи?
– Потому что это – «кто может вместить». Сам Господь Иисус Христос поставил безбрачие выше брака.
– Но при этом брак никак не умаляется.
– Нет. Брак – это удел большинства. А безбрачие – удел тех, кто входит в равноангельский чин.
– А те, кто прошел через путь семейного шествия по жизни, получается, уже быть равноангельными не могут?
– Конечно. Равноангельные же – монашество. Человек выбирает свое поприще и ему следует. И святости человек достигает и на этом поприще, и на том.
– То есть награда в Царстве Небесном подается не за монашество или семейный подвиг…
– За то, кем ты стал в результате избранного тобой пути.
– Насколько ты этим путем шел к Богу.
– Да.
– Потому что люди в основном ставят результат в зависимость от того, что делают.
Вопрос: «Батюшка, мой ребенок – подопечный хосписа. Дирекция хосписа и весь коллектив – либералы с неправославными взглядами на жизнь, рекламируют тяжкие грехи. Мое мнение их не интересует. Я получаю ощутимую помощь от хосписа, но в голове всегда вопрос: правильно ли я поступаю, что получаю помощь от таких людей?»
– Я знаю, что в булочной, где беру хлеб, пекарь в носу ковыряет. Правильно я делаю или мне надо искать другую пекарню?
– Часто говорят: «Мне некуда деваться».
– То, что люди часто говорят, не всегда соответствует действительности. Это просто разговор о своем мироощущении. А уж хорошо оно, плохо ли – это надо разбираться отдельно: нет ли тут осуждения, превозношения.
– Вопрос: «Долго жила со множеством страшных грехов. В результате пришли страдания и скорби. Они же и привели к Богу. Стала воцерковляться, исповедоваться и причащаться. Скажите, батюшка, имею ли я право на счастье и душевный мир после всех тех страшных согрешений, которые были в моей жизни? Или душа теперь будет вечно мучиться?»
– Что значит «счастье»? Человек счастье создает сам. Я немало знаю людей, которые претерпели страшные, невыносимые муки. Совершенно непереносимые для человека. И эти люди счастливы. Потому что они в своей жизни нашли и опору в Боге, и дело, которым могут послужить. И это дело, угодное Богу, стало для них счастьем.
– И это страдание…
– … растворилось.
– То есть человек перестал его замечать?
– Нет, оно осталось как память, как некий шрам. Но боли не приносит. Зарубцевавшийся шрам может вызывать желание как-то его почесать, но боли нет.
– Недавно прочитал про одного замечательного человека, который в конце жизни, к сожалению, стал жертвой врачебной ошибки и ушел из жизни со словами: «Не хочу жить инвалидом». Он отравился. Хотя прожил жизнь очень долгую и замечательную. Но напоследок не выдержал. Такое испытание для него было выше его сил.
– Нет, может быть, не выше его сил, а выше его воспитания, самовоспитания.
– Но человек столкнулся с такой, с его точки зрения, несправедливостью в плане врачебной ошибки…
– А ты можешь вернуться в сорокалетнего отца Александра?
– Нет уже...
– Вот и все. Будешь стареть, седеть. Дети будут расти.
– Батюшка, мне нравится любой возраст, в котором я нахожусь.
– Это тебе сейчас нравится. А когда тебе будет за девяносто, что скажешь?
– Не знаю.
– Ну вот.
– У нас есть девяностолетние прихожане…
– Да сколько угодно.
– …и я наблюдаю за ними и восхищаюсь, конечно. Такие и мужественные, и кроткие, и такие смиренные, терпеливые.
– Жизнь смиряет.
– Я понимаю, что девяностолетний рубеж для человека вообще-то не приговор.
– Все зависит от того, каково воспитание и самовоспитание. Самовоспитание – это правильно оценивать свою жизнь. Опять же – всем мое почтение. Всегда радоваться, непрестанно молиться, за все Бога благодарить.
– Кстати, по поводу «непрестанно молиться». А как этого достичь? В нашей такой не монашеской жизни.
– А не надо этого достигать. Встань и молись. Не можешь встать – сидя молись. Не можешь сесть – молись лежа. Что тут? Можешь языком шевелить – говори: «Господи, помилуй!»
– Я могу молиться час, два, три в день…
– Потом отдохни.
– …но непрестанно не могу.
– Не можешь – не надо. Пока так. А преподобный Серафим спал два часа, а остальное время молился. Потому что молитва для него была слаще сна. Вот так бывает: один человек любит поспать, а другой любит помолиться.
– Вопрос: «Отец Димитрий, очень сильно раздражают пьяные люди. Внутри все кипит. Почему такое происходит и как быть?»
– Потому что в сердце поселился бес раздражительности и свила себе гнездо смертельная страсть гнева. Человек-то думает, что это пьяницы виноваты. Нет. Другие же люди иначе реагируют. Значит, виноват ты.
– Это, наверное, самая сильная борьба – с бесом раздражения. Потому что он всегда находит лазейку – как бы человека зацепить.
– Надо против этого подвизаться. Потому что иначе как? Молишься и раздражаешься. В церковь пришел – раздражаешься. Где же мирный дух? Мирный дух не знает раздражения.
– Хочется, чтобы люди тебя поняли.
– Но это слишком шикарно. Если Самого Сына Божия не поняли. В начале Его пути даже мама Его не понимала.
– Но человеку хочется…
– Ну, хочется…
– И от неисполнимости этого желания человеку плохо.
– Смиряться надо, тогда будет хорошо. Как в одной умной книге я прочел: смиренный вообще не скорбит.
– Да, ему хорошо всегда!
Вопрос: «Не будет ли фарисейством с моей стороны вежливо отказать в тесном общении соседке-мусульманке? У нас маленькие дети одного возраста, и она очень хочет их сдружить. Я воспитываю детей в православной вере, и такое общение мне в тягость. Как не обидеть соседку?»
– Не знаю. Если бы моя соседка была, я бы придумал, как не обидеть.
– Вот у человека ситуация, в которой он уже мирный дух потерял, и из-за безысходности скорбит.
– Но у нас с каждым годом количество мусульман будет прибывать, прибывать и прибывать. Надо учиться. Это – наше будущее.
– Мы будем с этим сталкиваться все чаще и чаще.
– Ну почему обязательно «сталкиваться»? Лучше не сталкиваться, а по-добрососедски.
– Я имею в виду, с ситуацией, когда нужно проявить дружелюбность, добросердечность.
– Нужно проявить христианство, которое у тебя есть. Если оно никак не проявляется, значит, его и нет.
– Макарий Египетский смог проявить.
– Да, поэтому его именуют Великим.
– Вопрос: «Батюшка, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к созданию крестьянских хозяйств? Если большинство людей решатся на этот шаг, то поспособствует ли это увеличению многодетных семей в нашей стране? Будет ли у нас шанс не исчезнуть с Земли?»
– Не успеем. Поздно спохватились.
– То есть уже что-то менять поздновато? А почему? Все-таки еще народу у нас достаточно.
– Потому что человека вырастить – как дерево вырастить. Попробуй высади реликтовый кедровый лес. Надо сто пятьдесят лет. Как можно этот самый кедровник вырастить за пятнадцать?
– Но человек, поколение – это двадцать лет.
– Современный мужчина в двадцать лет на что способен?
– Но если его поселить на земле?
– Нет, он будет в айфоне сидеть.
– И смотреть, как все зарастает.
– Ведь труд на земле – это очень большая физическая нагрузка.
– Но люди лишены земли, поэтому они и пребывают в такой расслабленности…
– Кто не хочет, тот и лишен. А кто хочет, тот добывает себе землю.
– То есть это директивно сделать нельзя?
– Вот на Дальнем Востоке дают по гектару. И даже говорят, что можно и больше взять. Сам взял, жена взяла, старший сын взял.
– И что дальше с ней делать?
– Обрабатывать.
– Вопрос: «Нужно и можно ли жаловаться на рекламу в городском транспорте? Порой такое слышишь и видишь, что просто в ужас приходишь».
– Жалобы – вещь законная.
– Поступай по закону, а дальше уже видно будет, к чему это приведет.
– Да нет, уже привело.
– К чему?
– У людей в головах все время звучат слоганы из рекламы вместо мыслей.
– Вопрос: «Как понять, сколько Бог от меня требует молиться по тем или иным вопросам, если молиться всегда не могу, как того требует Евангелие?»
– Я не знаю, как ответить на этот вопрос. На нет и суда нет.
– Прошу, прошу – Бог молчит. То ли я мало прошу, то ли это Богу не угодно.
– Может быть и так, и так.
– И вот я на развилке. Смириться мне или продолжать?
– Не знаю. Есть такие вопросы, на которые ответа нет. Надо знать человека.
– Вопрос: «Отец Димитрий! Я – урод, который так и не стал мужчиной к своим тридцати пяти годам. Можете посоветовать, что мне нужно делать, чтобы все-таки стать настоящим мужчиной? Обещаю сделать все, слово в слово, как Вы скажете».
– Надо работать. Чтобы стать мужчиной, нужно освоить какую-нибудь профессию и стать в ней мастером.
– Без работы сейчас прожить уже невозможно. Каждый человек работает.
– Если человек – мастер… Допустим, кладет кирпич и делает это красиво и прочно – с руками оторвут. Так же и газоэлектросварщик. Так же плиточник, что плитку кладет, которая не отваливается, а служит до тех пор, пока хозяин не захочет новую, потому что от той уже устал. Всегда такой человек найдет работу.
– Но настоящий мужчина – это всегда лишь тот, кто умеет честно и качественно работать?
– Если человек не умеет работать, это не мужчина. Это слизь.
– Ну а чтобы человеку создать семью?
– Ему сначала надо уметь работать. Как ты будешь жене шубу покупать? Или она у тебя будет мерзнуть? Есть мужья, которые гонят жен на работу.
– Ну да, говорят: «Я не могу обеспечить всю нашу семью».
– Значит, ты не мужчина.
– А то, что сейчас трудновато с работой?
– Так надо эту работу создать.
– Стань специалистом – и тебя позовут.
– Да напеки пирогов… Недаром говорят: «Расходятся – как горячие пирожки».
– Вопрос: «Как приучить себя молиться?»
– Очень просто: надо молиться, и навык придет; лет через двадцать.
– Не читать. Как у нас часто люди говорят: «Я все вычитываю». Именно молиться. Потому что порой человек всю жизнь все очень честно вычитывает, а молитвы нет.
– Это он сам так говорит?
– Да.
– Надо же.
– Ну уж я не знаю, как он оценивает, что у него там…
Порой человек очень не уверен в себе…
– Уверенным в себе быть тоже плохо. Человек должен все время пытливо к себе относиться.
– А состояние: «я ничего не могу, у меня ничего не получается, у меня всегда все плохо»?
– Это уже болезнь.
– То есть этот человек уже сам себя загнал в некое состояние непроходящей унылости.
– Ну да.
– Вопрос: «В Евангелии от Иоанна написано: сказав это, дунул и говорит им: "Примите Духа Святаго".Как правильно понять это место в Евангелии? Ведь Дух Святой сошел позже».
– Ну почему? Это ведь Дух, Он имеет разные проявления. Про это даже сказано: «Дух дышит где хочет». Поэтому в Сионской горнице, когда Господь Святой Дух сошел на первую Церковь, – это одно явление. А когда Он, за три года до Пятидесятницы, сходил в виде голубя на Иордане на Сына Божия – это явление другое.
– То есть мы просто имеем свидетельство о том, что Дух Святой почивал на учениках, апостолах.
– На пророках. А Симеон Богоприимец?
– Духом Святым был приведен в церковь.
– Не только он, но и пророчица Анна, дочь Фануилова.
– Очень интересно проявление, действие Духа Святого в жизни человека. Это просто потрясающе.
– Об этом и вся Библия написана.
– И каждый человек, если возжелает это вкусить, может открыть свое сердце для Духа Святого. Батюшка, спасибо большое за ответы.
– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Простите нас, грешных. И хорошего, доброго, полезного Великого поста всем.
Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Татьяна Муравьева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!