Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым. Эфир от 30 марта

30 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир 30 марта 2014 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами  в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас  в гостях протоирей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 

- Миновала еще одна неделя Великого поста. Так быстро летит  время.

 

- Темп жизни такой интенсивный, что еще бы пару неделек Поста прибавить. Недели просто щелкают, не хватает вдумчивости. Завидуешь XIX веку.

 

- Читая «Лествицу» Иоанна Лествичника, думаешь о том, что совершенно невозможно взойти по этим ступеням, потому что каждая требует глубокой вдумчивости и полного погружения в духовную жизнь.

 

- «Лествица» написана великим монахом и для другой эпохи. Все-таки жизнь мирская и монашеская – это два разных пути. Драгоценна «Лествица» тем, что она дает нам возможность понять, что такое подлинная духовная жизнь, и это очень важно. Если читать ее со вниманием, с карандашом, будет много пользы для каждого человека.

 

- «Лествица» выявляет, какова эта подлинная духовная жизнь, но приходишь в ужас, что приблизиться к этому невозможно.

 

- Самому нет. Но ведь Бог рядом. Если Господь смог в одно мгновение ввести разбойника в рай, то Он может дать человеку то, что он будет серьезно просить.

 

- Вопрос: «Как возгревать в себе решимость противостоять греху? Или надо ждать пока возникнет отвращение от видения своего постоянного падения в одну и ту же лужу?»

 

- Надо не ждать, а взывать к Богу: «Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди». «Под лежачий камень вода не течет» - это народная мудрость. И евангельская мудрость: со времен Иоанна Предтечи «Царство Небесное нудится. Только употребляющий усилие восхищает его».

 

- Чем можно возгревать решимость сопротивления греху?

 

- Только усилиями, ведь дорогу осилит идущий. Как один наш олимпиец, который бежал со сломанной лыжей. Так надо двигаться к цели.

 

- Один прихожанин говорит: «Пока  каюсь, кипит решимость. Отхожу от исповеди, и она постепенно угасает».

 

- Пусть угасает, но надо действовать согласно решимости. Говорить об  этом легко, когда же это касается тебя самого, все очень непросто. Надо понимать, что ничего другого нет.

 

- Вопрос: «Перестану ли я грешить, хотя бы после Всеобщего воскресения?»

 

- Тогда уже не будет возможности грешить, она будет отнята, и если будешь страдать, то от своего желания.

 

- Вопрос: «Посмотрел передачу о праведном Иоанне Кронштадтском и удивился высказыванию о Льве Толстом как сатане. Что его настораживало, и на что он опирался в своем заключении?»

 

- На некоторых произведениях, в которых есть буквальное глумление в отношении христианских святынь. Кто может так относиться, кроме сатаны?

 

- Вопрос: «Бывает, что во время домашней молитвы иногда становлюсь совершенно бесчувственным и безучастным к ее словам, сердце черствеет и не ощущает ни теплоты, ни умиления. Кажется, все готов отдать, лишь бы Господь услышал меня».

 

- Отлично! Вот и отдай!

Молитва осуществляется Духом Святым. Если такое произошло, значит отошел Дух Святый. Это бывает по двум причинам. Либо мысленно согрешил, либо Господь хочет испытать. В том и другом случае надо явить верность Богу. Жить надо по вере, а не по чувствам и ощущениям.

 

- Всегда хочется на что-то опереться, чтобы понять, правильно ли я движусь?

 

- Опираться надо на веру: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Сегодня нам об этом напомнил евангелист Марк.

 

- Вопрос телезрителя из Сергиева Посада: Многие сейчас освящают квартиры, машины. Но ведь говорится, что без веры ритуал не имеет никакой силы, а если есть вера, то и без него все будет хорошо. Например, когда человек освящает машину, он думает, что теперь с ней ничего не случится.

 

- Вовсе не для этого освящают машины. Я свои машины освящаю, и их и царапают, и стекла разбивают, и портфели воруют. Освящаю потому, что хочу ездить в освященной машине. Разве удовлетворение такого желания недостаточно, обязательно нужна меркантильная польза? Не надо распространять причины некоторых на всех. О том, на что человек надеется и просит Бога – это его личное дело.

Хорошо, сев в машину, осенить себя крестным знамением. Я, например, благословляю дорогу. Разве это гарантия от чего-либо? Так же как большинство крестят ребенка не  для того, чтобы прыщики прошли, а потому что им этого хочется. Другое дело, что им не хватает образования, чтобы объяснить, для чего они его крестят. Вполне возможно от Бога ожидать, что он пощадит Вашу жизнь, когда Вы в автомобиле, который есть источник повышенной безопасности.

 

- Когда человек произносит имя Бога без веры, а может быть, даже с суеверными мыслями?

 

- Суе-верие – это тоже вера. Произносит он, как может, ведь он обращается к Богу. Поскольку он не знает, как это, обращается к священнику. Хотя можно освятить самому, прочитав молитву на освящение всякой вещи и окропив святой водой.

 

- Вопрос: «Знает ли Бог заранее, кто спасется?»

 

- В каждую секунду своей  жизни человек либо спасается, либо погибает. Поэтому Господь сказал: «В чем застану, в том и сужду».

 

- Ведь Господь определяет, когда забрать душу человека?

 

- Я верю и твердо знаю, что Господь забирает душу человека в лучшее время его жизни. Даже если он погиб в страсти, возможно, что в этот момент он воззвал из глубины души и покаялся. «Тайна сия велика есть…»

 

- Вопрос: «Грешно ли копить деньги на летний отдых с детьми? Есть мечта поехать с ними на море».

 

- Что же тут может быть грешного? Одно дело – копить на «черный день». Тогда он и наступит. Копить на отпуск, да еще с детьми – совсем другое. Что здесь может быть плохого?

Тогда можно дойти до того, что всю зарплату надо потратить в один день, а то получается, что ты копишь до понедельника и грешишь? Некоторые думают, что христианин -  это человек, лишенный всякого здравого смысла.

 

- Некоторые православные считают, что не думать – это смирение, и высшее его проявление  - сказать, что я ничего не понимаю.

 

- При том, что христианство именуется «умным деланием». Сказать – это одно. Многие освоили терминологию, и говорить умеют. У нас все  великие грешники, если уж не великие мудрецы, тогда великие грешники.

Христос, напротив, требует от нас максимальных усилий в движении к Царству Божию: и ума, и сердца, и знаний, и физических сил.

 

- Вопрос телезрительницы: Моему взрослому сыну 29 лет, он хочет создать семью, но у него узкий круг общения, и в нем нет подходящей девушки. Нужно ли ему предпринимать какие-то усилия или положиться целиком на Божию волю?

 

- Давайте я задам Вам  такой вопрос: если у человека на участке под березой иногда вырастает подберезовик, может ли он идти в лес, если подберезовик не вырос?

Раньше на Руси не так часто находили  девушку в своей деревне или селе, а искали по всему уезду или даже губернии.

 

- В миру много соблазнов, окрутит такая, что потом беды не оберешься…

 

- Это уже зависит от родительского воспитания. Сто лет назад родители участвовали в женитьбе детей, не только благословением, но и выбором. Потому что единственные, кто не пожелают своим детям добра, это их родители. Родители, конечно, бывают разные, но все же хочется надеяться, что желающих добра больше.

 

- Вопрос: «Я не согласен с методами работы своей начальницы. Как правильнее: проявить смирение и продолжить работу по ее принципам или уйти?»

 

- Это зависит от желания человека, степени его несогласия. Если человек рычит и лезет на стену, а по ночам проливает слезы в бессильной злобе, лучше уйти.

 

- Вопрос телезрителя: Как правильно понимать такую пословицу «У тебя есть Господь Бог, но и сам будь неплох».

 

- Очень правильная пословица. Спасение души осуществляется в результате синергии, то есть совместных усилий: благодати Божией, во-первых, а во-вторых, наших усилий. То есть без воли человека, без его движений невозможно. Эта пословица вполне соответствует Евангелию.

Другая пословица «На Бога надейся, сам не плошай». Плошает тот, кто не надеется на Бога. На Него надо возлагать всю надежду. Плошать – это надеяться на самого  себя.

«Бог Богом, а сам дураком не будь» - это третий вариант, и тоже укладывается в эти рамки. Зачем быть дураком, если христианство – это «умное делание».

 

- Как распознать лицемерие в незнакомом человеке, чтобы не обмануться?

 

- Только опытным путем, который приобретается предыдущими обманами. Сорок раз человек обманулся, а на сорок первый начинает различать.

Но лучше обмануться, чем подозревать.

 

- В наше время так много обманов, что люди просто теряются. Вот Вы часто говорите, что если звонят в дверь и говорят, что это из ЖЭКа или с почты, не надо сразу открывать.

 

- Нужно сказать: «Дайте, пожалуйста, телефон Вашего начальства. Я  сейчас позвоню и открою». Или обзвонить соседей, чтобы они вышли. Осторожность проявлять необходимо, поскольку очень много людей, которые занимаются таким «промыслом».

 

- Вопрос телезрительницы: Очень хочу венчаться, а муж не идет под венец. Как мне отвечать перед Богом? Я живу в блуде?

 

- Если у Вас зарегистрированный в государственных органах брак, то нет. Блуд – это брак не зарегистрированный. Заключить церковный брак можно только с церковным человеком. Брак, заключенный с нецерковным человеком, является кощунством. Такой вопрос надо решать за месяц до регистрации, а теперь надо терпеть до смерти.

 

- Вопрос: «Мне предложили стать крестной моей племянницы, но для этого необходимо пройти курс обучения и получить свидетельство. Скажите, есть ли действительно такое правило и такое обучение?»

 

- Если нет, то должно быть. При советской власти это было невозможно, в царское время все народонаселение обучалось в церковно-приходских школах, поэтому каждый человек это обязательно проходил. Теперь мы все это восстанавливаем, чтобы человек понимал, во что и зачем  креститься. Очень краткие и совершенно бесплатные курсы.

 

- Вы сказали, что идти под венец с неверующим человек нельзя. А когда люди, хотя и крещеные, но совершенно непросвещенные, пытаются быть крестными, не является ли это также кощунством?

 

- Является. Батюшка вправе выслушать от родителей и крестных «Символ веры», поскольку во время Таинства крещения крестные должны произнести  его трижды. Батюшка может задать вопрос по каждому члену  Символа веру. Если человек не может ответить сейчас, то он этого уже не узнает никогда. Может быть, узнав, какие обязанности у крестного, он и не захочет им быть. Правильно так.

 

- Вопрос: «Вы часто говорите о том, что современный человек потерял связь с Богом. Может ли обычный современный человек, живущий в миру, иметь столь сильную связь с Богом, чтобы чувствовать Его присутствие и общаться с Ним явно, как с обычным человеком?»

 

- Конечно, я знал многих таких людей, они разговаривали с Богом прямо при мне, видя Его. Например, матушка Агния. Такие впечатления остаются в сердце на всю жизнь. Когда я с ней познакомился, ей было уже за восемьдесят. Это были светлейшие минуты моей жизни.

 

- Как такая сердечная чистота приобретается человеком?

 

- Эта матушка, хотя была простая крестьянка, досконально знала Святое Писание. У нее было огромное молитвенное правило, тысячами читала Иисусову молитву, Богородице Дево. Она постоянно предстояло перед  Господом. Постилась строжайшим образом, как молодая, не имея никакого снисхождения к возрасту, правда, и здоровье имела отменное. Прежде чем стать монахиней, дюжину детей родила.

 

- Наблюдаешь людей, которые стараются и много молиться, и строго поститься, но такого преображения не видно.

 

- Кому что Бог даст. Бог смотрит на внутреннее человеческое, а не на внешнее.

 

- Вопрос телезрителя: Два с лишним месяца провел в Оптиной пустыни, была благодать, теперь я в миру, и она куда-то ушла. Почему так происходит?

 

- Это у кого как. Та матушка, о которой я говорил, жила в миру, и благодать от нее не уходила.

Конечно, в монастыре все способствует стяжанию благодати. Там и стены намоленные, и праздношатающихся почти нет, и собравшихся ради Христа не двое или трое, а несколько десятков.

 

- Можно сказать, что в монастырях меньше праздности, чем где бы то ни было?

 

- Не всегда. Господь сказал: Я в темнице был, и ты меня посетил. Поэтому, если хочешь встретить Христа, сходи в темницу. Как можно быть рядом со Христом, и не ощущать благодати? Все ощущают, даже бесы. Или можно посетить больного, чтобы ощутить благодать. Накормить кого-нибудь.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня серьезное заболевание, и врачи категорически против больших постов, разрешают только среду и пятница. Допустимо ли это?

 

- Конечно, допустимо. Это зависит от состояния здоровья. Проблема не в пище.

 

- Вопрос: «Первые два года после исповеди выбегала на улицу с рыданиями. Так же по прочтении Покаянного канона. А сейчас иногда подхожу даже с улыбкой. Пропало то состояние, что было в первые годы. Почему так происходит? Правильное ли это состояние?»

 

- Улыбка – это проявление, о состоянии тут ничего нельзя сказать. Правильное состояние – это состояние покаяния, а оно вовсе не обязательно проявляется в физических слезах. Покаянный плач может быть сухой, омывающий слезами сердце.

 

- Вопрос: «Не верю в суеверия, но могу ли я следовать им ради мира в семье чисто внешне»?

 

- Нет, нельзя. «Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех». И еще: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами".

Что-то придется и потерпеть, но смотря, как это подать, если кротко и смиренно. Съел колбаски, попостись потом построже денька два. Но если водку пить или полкило колбасы съесть – это другое. Лукавить не надо.

 

- Вопрос: «Годовщина мамы выпадает на Страстную пятницу, в этот день панихиды не служат. Также и на Пасхальной неделе. Как лучше сделать, чтобы отметить эту годовщину?»

 

- Есть Радоница, есть Троицкая Родительская суббота. Какая разница в конкретной дате? Надо делать, как удобно. Эта привязанность к конкретному числу, страх перенести вперед или назад - просто суеверие.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Нам пора прощаться.

 

- Всего доброго. Избавляемся от суеверий. Всем доброго здоровья.

 

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​