Беседы с батюшкой. Радость бытия и стяжание Духа Святого. Совместимы ли эти понятия?

9 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик петербургского храма святой равноапостольной Нины священник Михаил Проходцев.

– Сегодня у всех нас, православных христиан, радостное настроение и радостное состояние духа, о чем сегодня и будем говорить. Наша обычная, бытовая жизнь наполнена радостью. «Радость бытия» – эта фраза всем нам знакома. Эта тема составляет первую часть передачи. А вторая составляющая – стяжание Духа Святого. Возможна ли совместимость этих понятий?

Отец Михаил, в рождественские дни, когда сплошная седмица, нет поста ни по средам, ни по пятницам, мы ощущаем радость бытия. На Рождество Христово сочетаются радость бытия и радость в Духе Святом. Но когда начнутся постные дни (уже после Крещения, и совсем не за горами Великий пост), вот тогда возникнет одно из самых противоречивых состояний человека: с одной стороны, я плотской, с другой – духовный. И мы понимаем, что это два разных состояния человеческой души: я тоскую по небесам, но практически ничего не делаю для того, чтобы эти небеса приблизились ко мне. И начинается раздвоение человека. Насколько оправданно выражение «радость бытия»?

– Очень интересная тема, и особенно интересно говорить, размышлять об этом как раз сегодня, в дни радости о родившемся в мир Спасителе. Когда я совершил литургию на Рождество Христово (это было с утра), то  планировал сказать проповедь на Евангелие. Но увидел, как радуются люди. Сначала мы все вместе ждали эту радость, потом ее пережили и продолжаем переживать, и у меня нашлись только такие слова: «Дорогие братья и сестры, посмотрите, как сегодня мы с вами обрадовались дню рождения Господа нашего Иисуса Христа, как мы искренне обрадовались тому, что в мир родился Богомладенец, с каким сердцем и как весело мы с вами шли в церковь, чтобы встретить родившегося в мир Христа. И вот это состояние нам стоит запомнить, потому что это и есть то самое переживание радости бытия и (особенно если мы причастились Святых Христовых Таин) пребывания во Святом Духе. Это то самое сочетание, та самая целостность, к чему стремится христианин».

Не подумайте, что я сейчас взял и ответил на все вопросы, которые у нас еще впереди. Но пусть это будет преамбула.

Христианин  хотя бы раз ощущал эту радость пребывания в Боге и радость полноты бытия. Если бы человек, который пришел в церковь, не знал этой радости, этого ощущения встречи с Богом, то, на мой взгляд, никакие условные правила, заповеди, которые записаны в Священном Писании и даны Богом для людей, или красота, которую человек услышал за богослужением, пением, или страх – не заставили бы его остаться частью Тела Христова, частью собрания верующих, стремящихся ко Христу.

Переживание однажды этой радости, вспышки (возможно, совсем недолгой, но очень яркой) заставляет нас идти вперед, двигаться ко Христу, жить во Христе. И, падая, бесконечно далеко удаляясь от Бога, Которого мы можем полюбить всем сердцем своим, всем разумением и всей душой своею (но по той или иной причине, по самым разным причинам не делая этого), мы можем ощутить тот бесконечный разрыв, о котором сегодня говорим. То есть мы можем какие-то житейские радости ощущать и говорить: «Это радость бытия». Например, мы совершили какую-то покупку, встретились с друзьями, у нас домашний семейный праздник, кто-то вступил в брак – множество есть радостей. Но все равно на душе как-то свербит. И вот тогда стоит вспомнить о том, что мы испытали в Рождество, чтобы вернуться в эту радость.

– Вопрос телезрителя: «Господь Иисус Христос – истинный Бог и чистейший Святой Дух. Если ангелы имеют какую-то плоть, то Господь – чистейший Дух. Он принял наше человеческое тело и вознесся в теле. Для Него понятны все наши нужды, потому что Он, пребывая там в Духе, в теле приходил к апостолам, являлся через стены…»

То есть если Христос принял наше человеческое тело и воскрес в этом теле, то, соответственно, нет у нас каких-то греховных частей тела. Имеется в виду, что Своим воскресением Он освятил всё…

– Христос – истинный Бог и истинный Человек. Он принял на Себя всю человеческую природу, кроме греха. Мы тоже пребываем в теле, но мы люди немощные и склонны к тому, чтобы грешить и осквернять тело, которое призвано быть сосудом Духа Святого. Вот как раз об этом дуализме мы сегодня говорим. В чем заключается дуализм? Человек дерзновенно принимает себе в уста, по великому милосердию Божьему, Тело и Кровь Иисуса Христа. Этими же устами после Божественной литургии он может осуждать, даже проклинать, сквернословить. Да, он призван к тому, чтобы обожиться, уподобиться Богу, стать святым, но по своему свободному выбору выбирает путь греха. Так устроен каждый из нас. Мы можем либо господствовать над грехом, побеждать его, либо покоряться ему.

Таким образом, мы можем благословлять Бога своими действиями, а можем Его оскорблять. Да, Господь воскрес и дал возможность воскреснуть каждому из нас вместе с Ним. К этому воскресению мы и стремимся. И помоги нам в этом Господь, чтобы мы это усвоили и чтобы у нас были силы идти за Христом и жить не по плоти, но в духе и истине и сподобиться обожения, воскреснуть вместе со Христом.

– На ночном богослужении 7 января, когда началась литургия, я удивился одному наблюдению. Ведь люди пришли уставшие, после работы. Храм полон, тяжело стоять, воздуха мало, еще читаются часы, храм погружен в полумрак – все располагает к тому, чтобы, так сказать, покимарить. Люди стоят пока еще не очень радостные, но потом, когда зажегся свет, прозвучал возглас «Благослови, владыко», я увидел, как преобразились люди. Вот это меня потрясло: все стали не то что просыпаться, а возрождаться. Стали появляться улыбки на лицах, и потом, когда зазвучало это удивительное пение, все возрадовались.

Это удивительно! И меня поразило, как человек может перемениться за такое короткое время; за какие-то два часа жизнь человека может перемениться. Если нам так нравится испытывать это удивительное преображение в церкви, отчего же с нами происходят очень странные вещи – мы выходим из церкви, садимся в метро и становимся совершенно другими. Почему это с нами происходит?

– Потому что мы ленивы. Мы сели в метро и становимся другими людьми. Мы ленивы, и эта лень, эта духовная расхлябанность, которая свойственна человеку, является источником всех тех бедствий, в которые мы, я подчеркну, по нашей свободной воле впадаем.

Предположим, мы смотрим телевизор: бежит спортсмен, пробегает какую-то умопомрачительную дистанцию за малое количество времени – это мировой рекорд. Пишут об этом все, даже церковные СМИ говорят: «Вот это да! Вот это победа человеческого духа, победа человека над самим собой». Да, он смог себя преобразить, взять себя в руки, прыгнуть через голову дважды, трижды и сделал вообще просто что-то невозможное. Но он же не просто взял и пробежал, этому предшествовали годы тренировок, причем у него была цель. Представьте себе спортсмена без цели, особенно такого, от которого ждут каких-то больших результатов, который говорит: «Да я вообще не знаю, чего я хочу. Мне как-то, в принципе, все равно». С ним попрощаются.

Апостол Павел, автор посланий, которые мы с вами имеем возможность читать и удивляться им, дает нам установку на то, что жизнь христианина должна иметь цель, и говорит, что у него эта цель есть, и цель эта – быть со Христом.  Нам нужно каждому ответить на вопрос: а у нас эта цель есть?  «Вот, знаете, абстрактно как-то... Я чего-то хочу, я вроде как христианин…»

Вот у апостола Павла цель – быть со Христом. Он радуется. Но он не говорит: «Знаете, дорогие мои филиппийцы, я буду скоро со Христом, но мне от вас жалко уходить, поэтому я даже не знаю, что лучше: с вами еще немножко побыть или уже разрешиться и быть со Христом». Апостол Павел – человек, у которого есть цель, который знал,  куда он движется. До того, как его встретил Христос на дороге в Дамаск, он имел абсолютно понятную, четкую цель – гнать христиан, уничтожать, бросать их в темницы, чтобы они не смущали народ. А потом  уже его цель стала вести людей за Христом и идти за Ним самому. Чтобы преодолеть, победить лень и расхлябанность, нужно иметь цель и огромное желание к этой цели стремиться, каждый день делать что-то, чтобы этой цели достичь, ставить перед собой задачи и тем самым достигать цели.

– Вопрос телезрителя: «Есть такое хорошее высказывание: „Мы все стремимся на вершину горы, к самой славе, не понимая, что счастье находится у ее подножия“. Все мы стремимся в конечном итоге обрести Царствие Небесное. Но почему мы с таким остервенением цепляемся за эту грешную жизнь, за похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую

–  Жизнь – это Божий дар. Вот мы говорим: радость бытия. Кто источник бытия?  Источник бытия – Бог. Он нас приводит в мир, дает нам возможность жить. Конечно, к жизни можно относиться по-разному. Есть люди, которые ненавидят жизнь.  Вот в таком унынии, страшной ненависти к жизни они из нее уходят, самостоятельно покидают ее, тем самым страшно согрешая, навлекая на себя смертный грех. Есть люди, которые любят жизнь, воспевают ее. Почитайте, что поэты пишут. Это просто невероятные стихи и русских, и зарубежных поэтов, где жизнь звенит как натянутая струна. Есть люди, которые жизнь любят, но так или иначе мучаются.

Для нас, христиан, главное: осознать, что жизнь – это дар. Чтобы мы могли, во-первых, возрадоваться этому; во-вторых, уподобиться Творцу. Господь создал нас по Своему образу и дал нам возможность стремиться к Своему подобию. Образ Божий – это созидание, свобода. Подобие – стремиться к святости, богоуподоблению, разрешаться от греха, чтобы становиться бесстрастными, чтобы любая страсть, которая нападает на нас, бежала прочь и не трогала нас, чтобы этот зверь понял, что к нам подходить нельзя, потому что с нами Бог. Мы – народ Божий, и мы идем туда, куда ведет Нас Бог. Это замечательно.

Естественно, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – это то состояние, в которое мы впадаем самостоятельно. Господь не сотворил мир для того, чтобы мы в нем мучились. Он сотворил мир для того, чтобы мы радовались своему бытию. А мучаемся мы по своей свободной воле, потому что мы по своей свободной воле, по своему свободному разумению отпадаем от Бога. Я думаю, каждый христианин, который знает радость прощения в исповеди и тяжесть совершенного греха, может согласиться с тем, что тяжело нести это бремя. Как часто, когда нападает грех, человек долго борется с ним и в конце соглашается с ним и совершает его. А потом горечь поражения. Но из этой горечи поражения можно выйти в радость прощения и, попросив у Бога помощи, укрепления, постараться с Божьей помощью, собрав себя, завязав себя в узел, больше этот грех не совершать. Зная, как он для нас разрушителен, постараться себя самого не губить, а, наоборот, с помощью Божией излечиться, избавиться от него и пойти вслед за Христом уже без этого страшного багажа.

– Сейчас меня поразила одна мысль. Вы сказали: сладость греха. И я вдруг подумал, почему мы его называем сладким? Ведь мы знаем, что грех приводит нас к самым тяжелым духовным мучениям. Мы размышляем, сопоставляем происходящее в нашей жизни, понимаем, что грех приносит нам только разочарование, боль, обман. Почему все-таки: сладость греха?

– Мы называем Господа Иисуса – Иисусе Сладчайший. Есть Акафист Иисусу Сладчайшему, который во многих храмах творится каждое воскресенье. Да, истинная сладость – Господь. Но дьявол – лжец, клеветник, обманщик, и он делает все для того, чтобы человеку предложить нечто другое, суррогат (симулякр, как говорят философы-постмодернисты). Суррогат будет желанен, потому что будет подаваться под самыми разными обертками, оболочками, этикетками, соусами, лишь бы человек купился. Каждый, кто хоть раз покупался на грех (а мы все такие), если попробует проанализировать какую-нибудь ситуацию,  поймет, что он оказывался в результате у разбитого корыта. Все оказалось суррогатом: то счастье, которое предлагалось под видом греха, было суррогатом, та радость, которая предлагалась, была суррогатом.

Самый, может быть, яркий пример. У нас, слава Богу, много замечательных и крепких семей, люди живут в браке и радуются своему супружеству. Вдруг кому-то из супругов этот дьявол, этот клеветник предлагает мысль: посмотри сюда, посмотри туда. И мы с вами уже говорили как-то, у нас была программа о том, что такое помысел, прилог, путь ко греху и как преодолеть, победить грех с помощью Божией. И вот здесь кого-то он может увлечь, понимаете? Да, человек поймет, что, оказывается, его совершенно не туда занесло, поймет, какие страшные вещи натворил. Из греха ничего хорошего не выходит. Грех ведет к погибели, духовной смерти, к отпадению от Бога. А нам нужно идти за Христом.

Поэтому, говоря слово «сладость», мы имеем в виду суррогат. Истинная радость, истинное счастье, истинная жизнь там, где Христос, потому что Христос Сам говорит: «Я есть истина, путь и жизнь». И мы, слушая Христа, доверяя Ему, проживая свою жизнь с Ним, слава Богу, в этом убеждаемся. И вот это приводит человека в Церковь. Из Церкви уже нельзя уйти. Нет таких понятий: «пришел в Церковь», «ушел из Церкви». Быть в Церкви – значит быть христианином. Когда мы говорим: «Я пошел сегодня в церковь», – это не совсем правильно. Скорее: «пошел в храм». В Церкви мы пребываем с момента своего крещения и вечно, если только этот самый клеветник, о котором мы сегодня говорили и от которого при крещении человек отрекается, не совратит нас с того пути, на котором мы стоим. Дай нам Бог  сил идти за Господом.

– Хочу напомнить: когда во время рождественского богослужения мы поем «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», мы каждый раз вспоминаем, что это момент крещения.

Вопрос телезрителя: «Мы ждем чего-то завтра и завтра, не замечая, что все лучшее остается во вчера. Поэтому у меня такой вопрос: есть ли такие люди, которые могут совместить радость бытия и радость стяжания Духа Святого? Или это могут сделать только святые?»

– Дело в том, что мы сегодня говорим о некоторой раздвоенности, но нам нужно уже сводить все к одному знаменателю, к целостности. Наше стремление должно быть в сторону целого, целостного человека во Христе. Что такое в нашем понимании «бытие»? Это что-то такое, в чем мы пребываем. А стяжание Духа Святого – это как бы где-то в другом месте. Нам нужно все свести под одну крышу – чтобы радостью бытия стало стяжание Духа Святого. По-другому – никак. Естественно, святые достигали этого состояния, и именно из-за того, что они стремились к этому всем сердцем своим, всем разумением своим и всею душою своею. Стремясь ко Христу, они достигали того обожения, к которому нас призывает Господь. Они достигали и единства: пребывали в радости и в духе. Вот преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых русских святых, и, кстати, не только в России его почитают. Мне доводилось бывать на Кипре, и там почти в каждом храме есть икона преподобного Серафима.

Это пример человека, который  очень любил Христа, говорил о Христе, являл в себе образ Божий. Когда мы смотрим на икону преподобного Серафима, мы видим согбенного пожилого человека, который много постился, молился, но с его иконы, с его лика как бы струится, лучится радость, и в этой радости он пребывал, к этой радости он нас призывает. Казалось бы, так просто радоваться тому, что мы христиане, Христовы, что мы с Богом, что каждый день дан нам как дар, что мы можем молиться, разговаривать с Богом. «Слава Тебе, Боже!» – тоже молитва. Молитвы могут быть пространными, мы можем их встретить в молитвословах, канониках. Молитва может быть и очень краткой. Молитва может быть своими словами. Но мы должны помнить, что любая молитва – это наш разговор с Богом. Мы адресуем ее Ему, и она не останется без ответа. Он обязательно ответит. Молитва – это всегда диалог, разговор. Молитва – это не просто крик в пространство…

– Крикнул, а в ответ тишина.

– Нет, Господь обязательно отвечает. Люди, которые молятся, знают, что ответы приходят в разных формах: через других людей, обстоятельства, мысли, чтение Евангелия. Господь с нами разговаривает очень интересно и по-разному. Но то, что Он с нами разговаривает, это факт. Это ли не радость? Вот мы живем и можем разговаривать с Богом. Человек может оказаться в самых разных ситуациях. В молодости у всех много друзей, и кажется, что весь мир – твои друзья. Человек становится старше и понимает, что близких людей не так уж много. И когда человек достигает определенного возраста, может обнаружить, что он остался один, что всяк человек оказался ложью, даже он сам для себя оказался ложью, он мог обманывать себя всю жизнь; например, убеждать себя, что он таков, а оказаться другим...

Но, даже оказавшись в таком состоянии, человек может обратиться к Богу и сказать: «Посмотри, Господи, я остался совсем один посреди этого житейского моря, но я знаю, что со мной есть Ты. Проведи меня через это житейское море. И когда шторм смерти ревет кругом, прошепчи мне: “Мир тебе, это Я”. Чтобы я просто смог дальше жить». И Господь обязательно проведет через это ревущее море одиночества, через эту ледяную пустыню одиночества и выведет в тихий и радостный покой пребывания в Духе. Обязательно выведет, потому что Он обещал. А если Он обещал, Он сделает, потому что Он любит нас, потому что Он дает нам возможность поверить Ему и постоянно доказывает нам, что Он с нами, даже если мы делаем вид, что это не так. Вот все это – радость. Сначала мы можем осмыслить, что можем этому радоваться, потом обрадоваться этому, а потом увидеть, что как раз в этой радости у нас есть возможность стяжать дух мирен и пребывать в Духе, встретиться с Богом, пребывать в Его благодати, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы эта благодать не оскудевала. И радоваться тому, что это с Божией помощью от нас не отнимется.

– Вопрос телезрительницы: «Я на Вашей передаче уже задавала этот вопрос, но так и не поняла. Господь – любовь. Вот человек упал, в грязи валяется, просит, страдает, с немощами своими никак не может подняться. Так и уходит из этого мира, не поднявшись. Почему же такие попущения от любви Божией? Никак не могу понять, но меня волнует этот вопрос».

–  Первый ответ, который приходит мне в голову (и меня, конечно, могут поднять за него на смех): «Я не знаю, почему такие попущения». Священник может так отвечать на вопросы своих прихожан, и я думаю, что иной раз священник может ответить так и на вопросы телезрителей. Но дело в том, что человек падает, как я уже сегодня говорил и как говорит об этом Церковь, по своей собственной свободной воле. И человек по своей собственной свободной воле способен подняться, способен быть с Богом даже в самой глубокой яме, даже в бесконечной глубине своего падения.

Вот пример: благоразумный разбойник. Его греховная жизнь, его беззакония, то, что он творил в течение всей жизни, привели его на крест. Он прибит ко кресту и умирает на кресте от удушья. Дальше уже некуда. Все. И умирает на кресте еще один разбойник, тоже совершивший множество злодеяний.

Один по своей свободной воле говорит: «Господи, помяни меня во Царствии Твоем». И еще увещевает своего собрата, который хулит Бога. У него еще есть силы после всего того, что он пережил, хулить Бога. Его ведь тоже били, унижали перед тем, как распять, потому что смерть на кресте была позорнейшей. И у него в последний момент находятся силы, чтобы хулить Бога.

А у второго находятся силы Бога прославить, помолиться Ему и обратиться к Нему. Я могу сказать вам как священник, хотя с совсем небольшим опытом, мне доводилось исповедовать умирающих людей, и нужно сказать, что перед смертью люди могут вести себя совершенно по-разному. Есть люди, которые просто могут отвернуться и ничего не говорить. Это не будет исповедью, понятное дело. Но это будет их выбором, который вижу я и видит Бог: человек не захотел. У него не возникло в последний момент его жизни, в последние минуты жизни сказать: «Прости меня, Господи, грешного». Четыре слова. Так ли это сложно?

Но человек уходит, не сказав этих слов. А кто-то их произносит и за всю свою жизнь кается, и кается в страшных вещах. И слава Богу, что он кается в этих страшных вещах. Плохо, что он сделал их. Но как хорошо, что он отдает их на Голгофский крест и уходит без них в жизнь вечную. А Господь берет на Себя грехи мира, Господь умирает за наши грехи, сходит в ад, Господь воскресает и дает каждому возможность воскреснуть вместе с Ним.

Я не знаю, почему люди ведут себя так или иначе. Но я знаю одно: каждый может, несмотря на то, что находится в ужасном состоянии, найти в себе силы и сказать: «Прости меня, Господи, грешного». И, может быть, Господь по великому Своему милосердию помилует, простит и спасет этого человека. Но тайна сия велика есть. Вот так.

– Недавно я перечитывал книгу «Несвятые святые», которая мне очень нравится. В одном из рассказов монах говорил о том, что есть две вещи, которые за всю свою жизнь должен понять христианин. Первая, самая главная: познакомиться с собой, узнать себя таким, каков я есть на самом деле. Вот это удивительно, я очень долго об этом думал. Мы все имеем представление о себе, которое может совсем не соответствовать истине. Если я за всю свою жизнь сумею с собой познакомиться, узнать себя таким, каков я есть, то тогда, может быть, легче будет понять: благоразумный я разбойник или неблагоразумный.

Но если я узнаю, что я неблагоразумный разбойник, то пойму, что я неблагоразумный. Значит, начнется у меня путь к тому, чтобы стать другим человеком. Я понимаю, что вот в этой свободе как раз и есть наша возможность избавиться от той стадии падения, когда уже не можешь произнести слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного»; или: «Господи, помилуй». Ведь сорок раз мы произносим эту молитву, чтобы хоть одна из них дошла до нашего сердца. А сколько раз мы произносим молитвы, что называется, губами, но не в сердце? Это к разговору о нашем дуализме, раздвоении...  Все-таки хочется еще раз понять: стяжание Духа Святого и радость бытия могут быть в жизни одного человека?

– Да.

– И в этой радости у нас есть еще много откровений, которые приходят в нашу жизнь.

– Апостол Павел говорит о том, что радость бытия, стяжание Духа Святого – это действительно то, к чему мы стремимся, то, что не должно разделяться никак. Вот сегодня я бы хотел нашим телезрителям пожелать прочесть Послание апостола Павла к Филиппийцам. В нем всего четыре главы. Апостол Павел в нем говорит о радости. Слово «радость» там встречается четыре раза, а слово «радуйтесь» и производные от него 11 раз. Вот послушайте, каким должен быть христианин. Слова, обращенные апостолом Павлом к одной из общин христиан:

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Недавно было опубликовано Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, нашего первосвятителя.  Так вот, он призвал всех в этом году читать Священное Писание, потому что Священное Писание дает нам возможность понять, как нам двигаться к цели, чтобы в радости бытия стяжать Святой Дух. Дай Бог нам в этом сил, чтобы Священное Писание стало для всех в этом году маяком.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать