Беседы с батюшкой. Пост для молодежи

22 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает заместитель председателя Военного отдела Санкт-Петербургской епархии иеромонах Леонид (Маньков).

– Сегодня мы поговорим о посте для молодежи. Тема очень интересная, очень важная. Так или иначе, мы сегодня затронем тему военнослужащей молодежи, потому что Вы служите именно по этому направлению и очень много общаетесь с ребятами, которым сейчас от 18 и чуть выше. Это совсем молодые люди, и они сталкиваются с теми же проблемами, с которыми сталкиваются и все люди во всем мире, на каком бы языке они ни говорили: на русском, английском или любом другом. Всех волнуют вопросы, связанные с духовной жизнью. Но военнослужащим, молодым военнослужащим, которые еще не оперились, очень сложно разобраться в возникающих у них  духовных вопросах. И при подготовке к посту у них тоже наверняка возникают вопросы, связанные с их духовной жизнью. Отец Леонид, какие проблемы, какие вопросы появляются у военнослужащих, которые, может быть, еще и не вошли в лоно Церкви?

– Что касается соблюдения поста молодыми военнослужащими, то, конечно же, им это осуществлять тяжелее, чем  людям, пребывающим в миру, в социуме. Если человек, ведя гражданский образ жизни, в принципе может позволить себе любые продукты (он выбирает их сам в магазине, может брать любые овощи, фрукты, грибы и так далее), то военнослужащим предлагается определенный рацион питания. И они уже должны руководствоваться своим внутренним духовно-нравственным состоянием. Хотя, с другой стороны, на сегодняшний день, допустим, в Военной академии связи, где мне приходится нести послушание, предлагаются некоторые блюда на выбор. То есть в тот или иной день (например, в среду,  пятницу или в дни многодневного Великого поста, который скоро будет) военнослужащий может сам, по своей воле отказаться, например, от приема мясного блюда.

Нужно ли соблюдать военнослужащему пост? Мне кажется, руководством для этого являются слова Александра Васильевича Суворова, который сам соблюдал пост и требовал этого от своих военнослужащих. В его житии написано, что Александр Васильевич Суворов в дни Великого поста пел на клиросе басом и бил многочисленное количество земных поклонов.

На сегодняшний день у военнослужащих есть возможность посещать воскресные богослужения, соблюдая определенные формы воинского устава. Что касается крупных воинских подразделений и военных вузов, то на сегодняшний день практически везде есть штатные священники, которые трудятся в военных академиях, в больших воинских частях, и у военнослужащего есть возможность подойти и взять благословение на пост, посоветоваться со своим духовным наставником, как правильно соблюдать пост.

Но мы должны помнить, что время проведения  Великого поста не должно сводиться к простой диете.  Например, распространенные грехи – сквернословие, курение, обида, осуждение ближнего. И для военнослужащего большей частью надо, чтобы Великий пост заключался в словах преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Чтобы эти дни провести в максимальном единении с другими в своем коллективе, в котором находится военнослужащий, и нести любовь ближним, окружающим. Не забывать про родителей.

Два дня назад мы слышали послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. И мы видели, как много внимания президент уделяет именно сфере отношения к людям. Действительно, есть пенсионеры, есть многодетные семьи, есть неполные семьи, и именно в этом ракурсе он предлагает работать чиновникам, обществу. И в этом прослеживается большой христианский замысел.

Так же и здесь, мне кажется: командиры, офицеры должны проявлять заботу о своих курсантах, о будущих офицерах. В армии служат люди абсолютно из разных семей, в том числе из многодетных. Допустим, я знаю, есть курсанты, которые свою небольшую зарплату отправляют домой, потому что где-то в небольшом городе на периферии живет мама, воспитывает его маленьких сестер, братьев, и он старается ей всячески помочь. Поэтому в дни Великого поста мы должны больше руководствоваться исполнением заповедей Божиих о любви и помощи ближним.

– Было бы очень хорошо, если бы в Военной академии связи, в которой Вы служите, был еще и храм, куда люди могли бы прийти на богослужение, исповедоваться. Ведь для очень многих военнослужащих это является реальной проблемой, потому что служба есть служба и редко бывает возможность всем вместе пойти на богослужение. Хотя я видел, в Морском Никольском соборе города Кронштадта, где Вы тоже служите, собираются военнослужащие, молятся и вместе поют «Отче наш», «Верую». Это, конечно, производит очень сильное впечатление. Задам вопрос не очень лицеприятный: насколько военнослужащие, приходящие на такие богослужения, искренне участвуют в богослужении? Может быть, их просто, что называется, отправляют на богослужение, чтобы они были все вместе? Или все-таки в этом есть настоящий духовный подвиг этих молодых ребят?

– Спасибо большое за этот вопрос. Что касается Военной академии связи, где я являюсь помощником начальника по работе с верующими военнослужащими, то это большой коллектив – практически  пять тысяч человек. И большинство военнослужащих там, более восьмидесяти процентов, – православного вероисповедания. Это очень большой процент. У нас уже сложилась добрая традиция (я пять лет духовно окормляю эту академию) в дни Великого поста. Например, в первую неделю – Неделю торжества православия – мы организуем транспорт и выезжаем в Кронштадт. Туда едут только те, кто хочет принять участие в церковных таинствах Исповеди и Евхаристии. С офицерами я провожу беседы, рассказываю им о посте, как его соблюдать, о том, что каждая неделя, в отличие от других многодневных постов, в Великом посте имеет свое название. Так вот, в Неделю торжества православия, Неделю крестопоклонную, в Неделю преподобной Марии Египетской и в ночь на сам праздник Светлого Христова Воскресения военнослужащие нашей академии выезжают для того, чтобы принять участие в церковных таинствах.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что Вы советуете читать молодым людям о духовной жизни из святых отцов?»

– Прежде всего каждый человек должен прочитать Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Это та Благая Весть, которую нам оставил Сам Господь наш Иисус Христос через Своих евангелистов и апостолов. В библиотеке, которая создана при воинской части, мне кажется, должен быть Катехизис митрополита Илариона (Алфеева), который на прошлых Рождественских чтениях был презентован в Кремлевском Дворце, дан каждому участнику. Это уникальный Катехизис, отвечающий на простые вопросы, которые появляются в жизни начинающего воцерковление молодого человека. Есть книги, которые, наверное, больше художественного повествования, они являются очень популярными. Это книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». «Непознанный мир веры» – замечательная книга из кратких рассказов знаменитых известных людей, их личных примеров. Мне кажется, молодой человек  подвержен тому, что у него есть какой-то кумир. И они видят, как какой-то известный актер или музыкант личным примером рассказывает о своем этапе воцерковления, о своем небольшом чуде, которое произошло в его жизни и через которое он стал посещать храм, пришел к Богу. Все мы знаем благотворительный фонд Константина Хабенского. Да много известных музыкантов, художников, актеров, которые пришли к вере в зрелом возрасте.

Ну а первая настольная книга – это все-таки Евангелие, Священное Писание Нового Завета, которое надо прочитать; и прочитать в толковании. Замечательное толкование на каждую книгу Евангелия написано митрополитом Иларионом (Алфеевым). Он говорит: «Священное Писание – это та книга, с которой я разговариваю». Наверное, действительно молодой человек должен научиться разговаривать со Священным Писанием.

– Очень хорошо, что Вы затронули эту тему, потому что, честно говоря, когда мне пришлось в свое время познавать веру, то с литературой были очень серьезные проблемы, и с толкованиями тоже. Потому что прочесть толкование Лопухина в четырех томах – это все-таки очень серьезный духовный подвиг, и человек еще совсем молодой не способен все это понять. То же самое с Катехизисом Филарета (Дроздова)... Наша молодежь сейчас живет по-другому. Какие вопросы сейчас возникают у молодых ребят к Вам, духовному пастырю? Ведь, наверное, они задают Вам вопросы очень личные, очень важные.

– Молодежь у нас разная, из разных, повторюсь, семей. Есть сельские ребята, есть городские ребята, поэтому вопросы у всех разные. Некоторые задают вопросы относительно непонятного момента из Священного Писания, особенного из Ветхого Завета, некоторые моменты там все-таки достаточно тяжелые, сложные для понимания. Вопросы возникают относительно сложной обстановки, которая случается в коллективе. Особенно когда человек только приехал из дома, из семьи и оказался в мужском воинском коллективе, где молодые люди – представители различных субкультур: одному нравится одно музыкальное направление, другому – другое, третьему интересен спорт. И надо научиться жить в этом воинском коллективе.

Есть также вторая сторона медали – большинство воспитываются матерями. В свое время протоиерей Димитрий Смирнов затрагивал эту тему: что на сегодняшний день мальчики преимущественно воспитываются женщинами, будь то дома или в школе…

– Продолжим тему вопросов, связанных с духовной жизнью нашей молодежи. В приходских храмах много людей, которые уже имеют некий жизненный опыт, и понятно, что их уже беспокоят вопросы, связанные с вечностью. Вспоминаю, когда я был молодым, мне всегда казалось, что у меня еще сто лет впереди, что все-все впереди. Казалось, все успеешь; и к Господу прийти успеешь. Но потом все-таки вдруг возникают вопросы, когда происходит что-то волнующее, важное. В отличие от приходских храмов в военном благочинии проблема как раз в другом – в том, что молодые люди общаются только между собой и не имеют еще опыта веры. Откуда они могут получить этот опыт веры? Только ли от священников? Или есть люди верующие, которые помогают Вам в Вашем служении и могут помочь и им?

– Молодежь находится в поиске себя в этой жизни, в поиске своего места в социуме. Молодые парни, которым исполнилось 18 лет (и потом, когда они уже становятся курсантами пятого курса), находятся в поисках своей спутницы, второй половины. Священник, который несет послушание в армии, конечно, должен находить общий язык с военнослужащим, как правильно его привести к вере. Это нельзя сделать насильно, это не всегда можно сделать, просто рассказав о жизни какого-либо святого или на примере воинского подвига.

У нас в академии есть очень хороший формат общения – конференция, на которую мы приглашаем, кроме священнослужителей, еще людей (например, ветерана, имеющего боевой опыт). Допустим, недавно, 15 февраля, было 30-летие вывода советских войск из Афганистана, в день двунадесятого праздника Сретения Господня. Как раз в этот день матери встречали своих сыновей, жены встречали своих мужей, дети встречали своих отцов. Замечательный и радостный праздник. На конференции были ветераны, участники боевых действий в Афганистане, и как раз я им задавал вопросы о том, как было в советское время: были ли у них крестики, молились ли они. Практически все ветераны рассказывали, что «прежде чем идти в боевую атаку, сто раз перекрестишься». Для меня очень важным был момент, чтобы курсанты, кадеты услышали это из уст ветеранов, которые сидят перед ними и имеют много боевых наград, орденов. Это люди, жившие в советский период, когда были небольшие, но тем не менее гонения на веру на территории нашего государства, но в очередной раз мы видим, что на войне атеистов не бывает. На войне присутствует страх перед военнослужащим другой армии, другой религии, но и внутри тебя есть страх Божий и понимание жизни вечной... Вот Вы сказали, что был период в молодости, когда не задумываешься о вечности. На войне задумываешься, что в любую минуту ты можешь предстать перед Престолом Всевышнего, и тогда что ты Ему скажешь? В какой «рубашке» ты перед Ним предстанешь?..

В своем обращении к военнослужащим я всегда говорю, чтобы они в мирное время тоже помнили о Боге, чтобы не жили по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Чтобы вспоминали о Боге не только в трудную минуту, когда что-то случается в семье или когда приходится ехать в командировку в республики, где происходят теракты или какие-то нападения. Тогда человек вспоминает, что есть Бог, есть храм, идет к священнику, кается, ставит свечу, молится. Я говорю им, чтобы и в мирное время они находили небольшое количество минут для молитвы. Пятнадцать минут для утренней молитвы и пятнадцать минут для вечерней молитвы – это не так уж и много. Больше времени современный человек проводит, мне кажется, в соцсетях или может часами играть в какую-то компьютерную игру. А нужно уделить время своей душе, своему спасению, очень полезно поразмышлять о смысле жизни, в чем он заключается. Вот это очень важно помнить священнику, несущему послушание в армии, говорить это военнослужащим и приобщать их к церковным таинствам, к своей вере.

– К Вам может прийти с вопросами о духовной жизни и тридцатилетний человек, и сорокалетний, и восемнадцатилетний. И человек, который вообще впервые пришел к пониманию, что есть православная вера. Насколько сложно общаться с людьми разного возраста, разного менталитета?.. А также когда они находятся в одной казарме, в одной роте… Они все время вместе, но у них все-таки возникают и личные вопросы...

– Вопросы кардинально разные. У молодого человека не может быть таких вопросов, как у взрослого, потому что у него, допустим, еще нет семьи. Это люди разных энергетик. Что касается их воцерковления, то часто бывает, что и восемнадцатилетние, и тридцатилетние, и пятидесятилетние являются представителями первого класса воскресной школы, потому что находятся на одной духовной ступени, в одинаковом поиске. Это если люди только начинают воцерковляться. А так... Конечно, очень много вопросов, касающихся семейной жизни. Очень много сейчас разводов, и мы видим эту проблему в целом по России. Я слышал цифры на епархиальном годовом собрании, сколько сейчас происходит разводов. И в среде военнослужащих, к сожалению, это тоже очень распространено, потому что у военнослужащего практически нет свободного времени, нет выходных, он с утра до вечера проводит время в выполнении своих воинских обязанностей…

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Иисус Христос говорит, чтобы мы возлюбили врагов своих, чтобы был мир на земле. Как эти слова исполнить?»

Действительно, если мы должны молиться о врагах своих, то среди военнослужащих, наверное, это вызывает массу вопросов. Ведь военнослужащие должны бороться с врагом, с совершенно конкретными людьми, которые  против России, но вместе с этим мы должны молиться о врагах своих. Каким образом это сочетается с православной верой?

– «Убийство врага на поле брани есть проявление доблести и чести»... Молиться действительно мы должны за всех людей, а не только за тех, которые являются нашими близкими, нашими знакомыми, друзьями. Но самое главное – научиться не просто молиться за врага, а научиться любить его, и это очень тяжело. Мы недавно совершали поездку в Троице-Сергиеву лавру, имели там духовное общение с наместником, архиепископом Феогностом. Вот он говорит: «Я учусь у всех людей. У хороших людей учусь хорошему, у плохих учусь тому, как не надо поступать». И здесь, наверное, не надо путать евангельские слова Иисуса Христа с воинской присягой военнослужащего и защитника Отечества и те условия, в которых он находится. Свидетельством тому является много примеров, много воинов, и мы об этом уже неоднократно говорили.

– Перед нами в студии картинка строящегося храма в Москве, который будет общим воинским храмом. Мы знаем о том, что в строительстве этого храма участвуют практически все: и военнослужащие, и люди, которые, так или иначе, сочувствуют православной вере. Это действительно очень важный, просто грандиозный проект, который связан с нашей православной верой, но тем не менее это будет воинский храм. На Ваш взгляд, насколько вообще обычные люди сочувствуют православной вере, в том числе воинской вере? Мы говорим, что у нас Церковь воинствующая, но при этом понимаем, что воинствующая не в смысле, что она стоит с оружием, с автоматом Калашникова или еще с чем-нибудь, а воинствующая потому, что  отстаивает свою веру. Насколько это сейчас для русского народа, для православной веры в нашей стране, в России, важно?

– Строительство главного храма Вооруженных Сил – это действительно уникальный проект. Это храм, который планируется построить за два года. В закладке камня, которую совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, участвовал президент, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил. Действительно, в России всегда была традиция – храмы строились всем миром. Примером тому является строительство Морского собора страны во имя святителя Николая города Кронштадта, закладку камня которого совершал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он сам жертвовал достаточно большую сумму на строительство храма, и в этом участвовали все моряки. И когда было восстановление этого собора, то военнослужащие Военно-морского флота тоже принимали в этом участие. Это правильно и справедливо, когда каждый желающий военнослужащий вносит свою лепту в строительство главного храма Вооруженных Сил, который будет размещаться в уникальном комплексе парка «Патриот» в Подмосковье.

На сегодняшний день министр обороны Сергей Шойгу большое внимание уделяет воспитанию будущих воинов. На сегодняшний день создана «Юнармия», планируется в два раза ее увеличить. Создан новый военный аппарат, назначен заместитель министра обороны по военно-политической работе. И это хорошо, что воспитание «Юнармии», молодого поколения, будет проходить при таком замечательном храмовом комплексе, который будет иметь пять приделов. Приделы будут посвящены пророку Илии, небесному покровителю воздушно-десантных войск; Александру Невскому, небесному покровителю сухопутных войск; Андрею Первозванному, небесному покровителю Военно-морского флота; великомученице Варваре, небесной покровительнице РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Этот храм объединяет в себе всю духовную мощь нашей армии.

– Наверное, среди молодых людей, которые к Вам приходят, есть еще некрещеные. Совсем недавно были общие погружения в купели. Я знаю, что в Военной академии связи тоже была прорублена такая купель, Вы вывозили людей, которые хотели принять в этом участие. Насколько я знаю, очень много молодых ребят решили принять в этом участие. А сколько людей за время Вашего служения приняли крещение?

– При прохождении моей срочной службы, а она проходила два года в войсках связи в городе Владикавказе, примеров крещения не было. И за все время прохождения моей воинской службы у меня была возможность, может быть, только три или четыре раза посетить храм.

– То есть, когда Вы служили, не было такой возможности?

– Деятельность воинской части заключалась немного в другом. Тогда не было штатного военного духовенства. И, проходя воинскую службу на Северном Кавказе, я большую часть своей службы прожил в переездах, в полевых условиях, нам приходилось жить в горах. Поэтому очень много было сложностей и зачастую просто не было возможности посещения храмов.

– Сейчас это легче.

– Сейчас намного легче. Сейчас для этого созданы все условия. Поэтому на сегодняшний день вырастает процент и церковных таинств Крещения, и посещений храма, участия военнослужащих в богослужениях и церковных таинствах. Армия, в которой служил я, и та армия, которая есть сейчас, – это кардинально различные армии.

– Вопрос телезрителя: «Хочу у батюшки спросить: как не есть сладкое в постные дни? Я очень люблю сладкое».

Каким образом вести себя в постные дни, каким образом избегать соблазнов? Это касается и молодежи, и военнослужащей молодежи, и вообще всех. Начинается Масленица, мы уже отказываемся от мяса, у нас начинаются дни подготовки к Великому посту, и нам нужно уже серьезно об этом задуматься. Хотя сладкое не является скоромной пищей...

– Великий пост, казалось бы, самый многодневный, продолжительностью семь недель. Тем не менее, мне кажется, он самый легкий, потому что мы в него постепенно входим. Допустим, в другие дни многодневных постов, как Рождественский, Петров, не меняется череда богослужений, а в Великий пост появляются такие песнопения, как «Покаяния отверзи ми двери»... Каждая Неделя имеет свое название: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Потом наступает Прощеное воскресенье.  По древней традиции монахи в древних монастырях испрашивали друг у друга прощения, затем удалялись в свои скинии для того, чтобы проводить время Великого поста, и собирались вместе в храме лишь на воскресный день, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

По этому же образу и подобию, наверное, каждый из нас должен удалиться в свою скинию, внутренний мир своей души, ограждая себя от общества, но оставаясь в обществе. Когда наступит день Прощеного воскресенья, в храме испросив друг у друга прощения, поцеловав крест, мы должны удалиться в свой духовный подвиг, оставаясь здесь, в обществе. Мы также продолжаем свою работу, свою деятельность, но должна поменяться наша внутренняя составляющая.

Например, мы не должны задерживаться на каких-то праздничных мероприятиях... Пища, как мне кажется, лишь десятая часть того, что требует от нас время Святой Четыредесятницы. Самое главное, чтобы мы не забыли примириться со своими врагами, научились не просто молиться за врагов, а любить их, чтобы смогли оказать помощь нуждающимся людям. Главное на сегодняшний день – иметь социальную заботу о тех людях, которые в этом действительно нуждаются. Бывает так, что человеку зачастую не хватает простого общения.

Был такой период, когда мы в детские дома привозили какие-то подарки, говорили какие-то небольшие речи и уезжали. Спустя какой-то период времени мы поняли, что не это главное для детей. Детям, у которых нет родителей, которые лишены отцовской и материнской любви, нужно общение. И мы стали приезжать, например, со спортсменом, который проводил вместе с ними тренировку, после этого фотографировался, общался с ними, отвечал на их вопросы. Или для девочек, которые находятся в школе-интернате или детском доме, мы привозили известного специалиста из салона красоты, она учила их делать прически, плести косички. То есть, по сути, мы восполняли то, что могли дать родители своему ребенку.

– Но ведь это можем дать и мы тоже, обычные люди.

– Я про это и говорю, что в Великий пост мы должны для этого найти время, максимально посвятить себя не самому себе, а служению, ради которого Иисус Христос пришел на землю. Мы видим, что вся Его жизнь – служение, не было момента, когда Он жалел Себя, все Свое время Он разделял с бедными. Когда фарисеи Его осудили, что Он сидит за столом, казалось бы, не с теми людьми, с которыми должен сидеть, Он сказал, что пришел не праведников спасти, а грешников наставить на путь покаяния. И очень важно в дни Великого поста, Святой Четыредесятницы, грешника направить на путь покаяния. То есть посетить тех, кто находится в узах, и вспоминать то, о чем говорил Господь в Неделю Страшного Суда: «Одесную Меня будут стоять праведники, а по левую сторону (ошуюю) грешники». Он не спросит, сколько раз в неделю мы молились, постились, что ели – сладкое, мясное или скоромное, а спросит, кому мы помогли. Очень важно помнить эту притчу о Страшном Суде на протяжении всех дней Святой Четыредесятницы.

– Да. «Не всякий говорящий “Господи, Господи” войдет в Царствие Небесное». Понятно, что при нашей подготовке к Великому посту будет еще один очень интересный момент – широкая Масленица, люди будут сжигать чучело и прочее. Но самое-то главное, чтобы мы пришли к Прощеному воскресенью с внутренним покаянием, когда скажем себе: «Согрешил я, Господи, перед Тобой». И тогда, может быть, мы войдем в пост нормально.

Наверное, именно с молодежью, с которой Вы постоянно общаетесь, должен состояться самый важный и самый нужный диалог. Вы говорили о том, чтобы посетить тех, кто находится в узах, позаботиться о тех, кто в этом нуждается. И мы должны все вместе заботиться в том числе и о той молодежи, которая сейчас находится в армии. Это и мамы, и отцы, бабушки, жены и прочие.

Отец Леонид, прошу благословить наших телезрителей.

– Спасибо большое за внимание, за вопросы. Желаю всем зрителям телеканала «Союз» подготовиться к началу Святой Четыредесятницы и в мире, любви, без камня на душе, а с любовью в сердце подойти к прохождению этих замечательных дней, которые приводят нас к Светлому Христову Воскресению, к Пасхе.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы