Беседы с батюшкой. Подготовка к Рождеству

28 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Выборгского округа, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерей Александр Будников.

– Тема сегодняшней передачи: «Подготовка к Рождеству». Я понимаю, что все-таки мы будем говорить не о том, какие салаты и какие блюда приготовить, но как подготовиться к Рождеству, когда осталось так немного времени до этого светлого праздника, когда в нашу жизнь входит Спаситель. Тема Рождества всегда актуальна, потому что, мне кажется, Рождество Христово должно происходить в нас каждый день. И если этого не происходит – может, это наша какая-то черствость или еще что-то. Как подготовиться к этому празднику? Какие дела, какие поступки сейчас могут приблизить и подготовить нашу душу к Рождеству?

– Во-первых, нашей Святой Церковью мудро устроено: великий праздник Рождества Христова предваряется сорокадневным постом, как и праздник Светлого Христова Воскресения. Пост является периодом духовного возрастания, духовного бодрствования. А у нас иногда, к сожалению, пост воспринимается как период, когда устанавливается табу на тот или иной род пищи. Главное же – духовная составляющая, духовное возрождение; это время, когда мы должны быть более внимательны к своему внутреннему настроению, духовному состоянию, видеть свои немощи, грехи, приносить покаянную молитву, прилагать усилия, чтобы исправить тот или иной свой недостаток.

Каждому из нас приходится вести  борьбу со своими страстями, самолюбием, гордыней и массой других всевозможных недостатков. И пост является периодом, который нас должен в этом мобилизовать или, по крайней мере, напомнить о том, что главное в нашей жизни – прежде всего духовная жизнь, стремление победить все плохое (хотя бы частично) в самом себе. А через это покаянное очищение стать ближе к Богу, приблизиться к Нему, ощутить Его в своем сердце. Это и будет рождением Христа в наших сердцах, в наших душах.

Намного труднее в пост ни разу не прийти в раздражение, в гнев, никого не осудить, чем, допустим, наложить запрет на ту или иную пищу. Пост не будет являться постом, если не будет духовной составляющей: усиленной молитвы, воздержания и борьбы со страстями, постоянного самоконтроля, особенно контроля над своим языком, воздержания от пустой болтовни. Нужно не вступать по возможности ни с кем ни в какие конфликты, никого не осуждать, не делать никому зла и по мере сил созидать добро. Хотя добро мы всегда должны делать, но в пост особенно нужно уделять больше внимания тому, что мы можем сделать доброго в нашей жизни, когда кругом столько зла, столько страданий, несчастий.

Стоит только выйти на улицу или пообщаться с людьми как бы вне своей собственной жизни – и мы увидим столько всего злого, столько несчастий, страданий! Зайдите в любую больницу, пройдите по коридору, по палатам. Иногда некоторые приходят и жалуются, какие у них невзгоды в жизни, неприятности, несчастья. Я говорю: «Друзья мои, вы счастливые люди, пройдите по больнице, сравните – и вы увидите…» У меня была одна такая женщина, которая все время жаловалась на зятя: он такой-сякой, вечно конфликты по всяким пустякам. А потом так случилось, что она попала в больницу на две недели с сердечным приступом и после этого совершенно изменилась. Она мне сама рассказывала, что когда увидела массу больных, страдающих людей, то поняла, что ее отношения с зятем – полные пустяки. Она с ним примирилась, и теперь у них в семье нет конфликтов. Так что надо оглянуться вокруг себя и, увидев эту массу горя, несчастий, откликаться на это, помогать: где-то материально, где-то каким-то участием, где-то добрым словом – по обстоятельствам, Господь подскажет. И, повторяю еще раз, нужно строго наблюдать за самим собой.

Более того, во время любого поста больше времени нужно уделять молитве. Мы иногда ленимся (или нам некогда), но надо находить время и для утренних, и для вечерних молитв. И хотя бы несколько раз в день всегда можно совершать молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это можно и в транспорте, и в магазине, и на работе; какое-то краткое мгновение времени немножечко приостановиться в круговерти нашей суеты и найти время успокоиться и обратиться к Богу. Поверьте, это совет святых отцов, опытных духовных людей, на себе это испытавших, и мы ощутим и радость, и успокоение, и поддержку.

Больше уделять времени чтению слова Божия. Большинство очень плохо знают  Священное Писание. В советское время невозможно было приобрести ни Библию, ни Священное Писание, ни какие-то другие святоотеческие книги, просто духовно назидательные книги. Даже календарь невозможно было найти. Сейчас все есть – и слава Богу. И телеканал «Союз», и «Спас», и радио «Град Петров». И даже по обычному городскому радио или телевидению, когда наступает какой-то праздник, всегда дается краткая, но полная и правильная информация. Слава Богу, все есть, только мы иногда ленивые, суетливые. Один из наших главных врагов – это суета. Мы так много суетимся, порой даже сами себе не отдавая в этом отчета. Настолько суета нас поглощает! Более того, делает нас слабыми, немощными и даже больными.

Наконец, в любом посту нужно воздержание по возможности от всякого ненужного развлечения, от всего того, что нас уводит куда-то в сторону. Естественно, мы живем в реальной жизни,  кто-то где-то трудится, есть семейные обязанности, кто-то где-то учится, но по возможности нужно какое-то самоограничение. Главное – не та или иная еда, а духовное сосредоточение, борьба со своими грехами, страстями и чувство покаяния, сознание своей греховности, покаянная молитва и вообще молитва к Богу.

Рождественский пост уже завершается, остается чуть больше недели, скоро мы вступим в великую радость рождественских дней. Но есть тут у нас один камень преткновения. Буквально четыре дня остается до наступления гражданского новолетия. Во всем мире (в том числе и в нашей стране) будет шум, грохот, фейерверки, музыка, всякого рода гулянья и тому подобное, то есть стремление весело встретить Новый год. Все будут желать друг другу счастья, здоровья – все это хорошо, прекрасно. Но еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал христиан, чтобы они не участвовали, как он тогда говорил, в сатанинском бешенстве, в этих сатанинских играх.

Как быть? Когда семья полностью христианская, здесь проблем меньше. Мы обычно идем в храм накануне, иногда в самый день 1 января (где как), есть специальный чин на наступление нового года (или новогодний молебен). Кстати, он очень содержательный. Мы, как бы всматриваясь в уже закончившийся год, вспоминаем, что было доброго, хорошего, что было печального, какие трудности. Наконец, вспоминаем, как проходила наша духовно-нравственная жизнь в уходящем году. И есть специальные молитвословия и прошения на ектениях, когда мы испрашиваем прощения в наших грехах, которые совершили в уходящее лето.

Потом мы испрашиваем благословения Божия на наступающее новое лето, чтобы нам, самое главное, пребывать в вере, благочестии. Мы просим Бога благословить наступающее новое лето, чтобы нам прожить его в христианской вере, благочестии, чтобы Господь избавлял нас от тех или иных бед и несчастий. Молитвенно освящаем наступление вообще любого времени. Когда начинается день, мы тоже, совершая утренние молитвы, освящаем его. Так и новолетие: очень содержательный и красивый чин молебна на новый год.

И вот как тут дальше быть? Ведь еще сохраняется пост. А со 2 января начинаются особые дни предпразднства Рождества Христова. То есть эти пять дней должен быть наиболее строгий пост по церковному Уставу и в отношении пищи, и в отношении образа жизни. В свое время, когда я служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры (при митрополите Никодиме), начиная с вечера 2 января ежедневно были специальные богослужения, они очень напоминали первую неделю Великого поста. То есть это довольно продолжительные уставные богослужения. И когда мы собирались (и прихожане, и все духовенство вместе с владыкой), мы духовно и молитвенно все эти пять дней проводили в храме.

Может быть, кому-то каждый день трудно бывать в храме, но, по крайней мере, дома можно больше времени уделить молитве, чтению слова Божия, духовно-назидательной литературы. И стараться проводить время в тишине. Естественно, надо поменьше включать развлекательные программы, которыми будут наполнены и наше радио, и телевидение. Все программы будут направлены на развлечение. Если мы будем только этому предаваться и этим услаждаться, конечно, тут уже не будет должного духовного приготовления к этому великому и радостному празднику, к его достойной встрече.

А как быть, когда семья не совсем христианская? Какая-то часть – люди светские, они не признают этих постов, для них Новый год – один из самых главных праздников.

– Для большинства.

– Вы правы. Как быть в смешанных семьях? Понятно, когда христианская семья, здесь можно создать особые условия, особый режим для правильного времяпрепровождения и духовной подготовки к празднику Рождества Христова, а вот там как быть? Естественно, мы не можем людей переубедить, чтобы они ничего не праздновали или постились, как мы, так же строго относясь к этим дням и к самому наступающему новолетию. Чтобы не было конфликтов, внутрисемейных разладов, можно принять очень скромное участие за какой-то новогодней праздничной трапезой, как-то поздравить друг друга, пожелать друг другу всего доброго, а потом постараться немножечко отойти в сторонку, чтобы не вовлекаться в эту стихию, которая будет во все эти дни нас сопровождать, отвлекать от главного.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 84 года, я уже не вижу, плохо слышу, включаю телевизор, но не все могу ухватить. Молитвы, которые я с детства учила,  хорошо знаю: "Живый в помощи", "Отче наш", "Помилуй мя, Боже", "Да воскреснет Бог". А те, которые читала, сейчас уже стала путать. Как мне быть? Иисусову молитву, конечно, читаю почти весь день».

– Есть правило преподобного Серафима Саровского. Правда, оно рассчитано на тех людей, которые очень заняты, особенно когда утром торопятся, спешат на работу, на транспорт (или вечером уже очень устали, когда пришли с работы, и сил не хватает). Таким людям преподобный Серафим предлагал три раза (только со вниманием, благоговением, не торопясь) читать «Отче наш», три раза «Богородице Дево, радуйся» и один раз Символ веры. Этого будет достаточно. Но, насколько я понял, Вы еще какие-то молитвы помните. Совершайте это правило Серафима Саровского и все те молитвы, которые помните. С Вас будет достаточно. Главное – с благоговением, вниманием и не спеша. И молитву Иисусову.

– Вы сказали о необходимости особо молиться... А у нас в течение дня очень много всяческих искушений.

– Да на каждом шагу.

– Иисусова молитва в этом плане очень помогает.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я уже пожилая женщина. Сейчас пост, время покаяния и молитвы. Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедоваться? Допустим, я воздержалась от всего, что было мне по силам, и потом иду исповедоваться. Надо просто называть грех? Или почему он сделан? Я считаю, если говорить, почему сделан, то вроде как оправдываешься. Согрешил – значит, согрешил. И еще. Когда я каюсь в каких-то тяжких грехах, которые камнем висят на шее (это грехи молодости), тяжесть не уходит. Как быть? Не исповедовать их перед батюшкой, а просто каждый день каяться в них? Я не знаю, как правильно; помогите».

– Вы совершаете утреннее или вечернее молитвенное правило. Или даже в течение дня. И в молитвословах есть покаянные каноны ко Господу Иисусу Христу и Богоматери. Читайте их с внутренним смиренным чувством сознания своей греховной немощи, которая присуща всем нам. Вы посещаете какой-то свой приходской храм. Там исповедь совершается, может быть, вечером – везде по-разному заведено. Не надо повторять те грехи, в которых Вы уже когда-то исповедовались (если Вы их не делали повторно). От них Вам уже дано разрешение через священника.

Исповедь – это таинство, в котором человек, искренне раскаиваясь в тех или иных грехах, через священника, которому он исповедуется, получает разрешение, освобождение от этих грехов. Хотя, конечно, память о них остается, особенно если это были какие-то тяжкие грехи. Это все равно что нанести глубокую физическую рану: она затягивается, но долго-долго еще болит, пока полностью не заживет. И даже после того, как та или иная рана заживет, остаются шрамы, какие-то следы. Так происходит и в нашей душе. Но о том, что Вы когда-то исповедовали и уже к этому не возвращались, не повторяли это, на исповеди говорить не надо.

Когда Вы приходите на исповедь (правильно Вы сказали), не надо никаких оправданий. Просто Вы знаете, что тяготит Вашу совесть, Вашу душу, и называете свой грех, который Вас тяготит в данный момент. Никаких оправданий, никаких рассуждений на этот счет не должно быть. Раскаивайтесь в глубоком смирении, что грешны в том-то и том-то: «Господи, прости меня, грешную! Дай мне сил и помоги мне, чтобы в дальнейшем мне к этому не возвращаться и исправиться». Вот так поступайте.

– Не могу не спросить про таинство Соборования. Постом у нас в каждом храме оно происходит. Для чего это необходимо? Сейчас ведь не только больные люди приходят на соборование, но все, кто считает это необходимым. Почему сейчас к этому таинству прибегает так много людей?

– Вы знаете, в советское время это таинство разрешалось совершать только по вызову к тому или иному больному на дом. Как правило, это были или тяжелобольные, или умирающие. Я прослужил в советское время семнадцать с лишним лет священником. Еще моими предшественниками – опытными священниками, еще с дореволюционным стажем служения – была заведена традиция, когда верующие группами по десять-двадцать человек (даже были случаи в моей личной практике – по 50 человек) собирались у кого-то в отдельной квартире. Они друг друга знали, это были своего рода маленькие общины в каждом храме.

Несмотря на то, что храмов было мало и казалось, что общинной жизни нет, в любом соборе всегда был костяк: сто-двести человек (может, пятьдесят). Это был постоянный костяк, здоровое ядро в любом храме или соборе того времени. Они друг друга знали, друг за друга молились, помогали друг другу и так далее. И вот была традиция (обычно это в Великом посту практиковалось), когда они вот так собирались. Естественно, тайно, потому что это было категорически запрещено советской властью. Если бы уполномоченный (теперь уже покойный) Григорий Семенович Жаринов узнал о том, что я где-то на квартирах соборую группами по десять-двадцать или более человек, он бы тут же лишил меня регистрации и права служения.

А когда в 1988 году мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, все эти запреты были сняты. И тогда в соборах и в наших приходских, поначалу немногочисленных храмах стали совершенно свободно практиковать таинство Елеосвящения. В 1988 году был документальный фильм «Храм» (может быть, его кто-то помнит и видел); там есть эпизоды из разных храмов Русской Православной Церкви, где уже совершалось массовое соборование, в том числе отцом Николаем (Гурьяновым) на острове Залит. Это первое.

Второе. Что значит здоровые или больные?  При нынешней  жизни,  нынешней экологии (чем мы дышим, что едим, что пьем) здоровых людей нет. Более того, наверное, все заметили определенную закономерность, когда пожилые люди сейчас здоровее молодого поколения. Сейчас так помолодели многие болезни, как говорят современные медики, что даже страшно становится. Здоровых людей нет.

Но не только физические немощи имеются в виду, а еще и духовные, и психические, и какие угодно. Целый перечень болезней можно составить. Поэтому абсолютно здоровых людей нет. Может быть, космонавты, летчики, да и то это относительно. Поэтому это таинство очень вдохновляет людей. Я на личной практике в этом убедился. Я знаю, что есть другое мнение, что вроде как это не нужно, только над больными его совершают. Но это католический взгляд, когда речь идет о святом помазании на исход души.

В Требнике, в чинопоследовании таинства Соборования, о смерти нет даже упоминаний и намеков. Там две основные мысли: мы просим Бога о прощении наших грехов и исцелении душевных и телесных немощей. Мы в основном в Великом посту совершаем это таинство, когда больше всего людей прибегают к нему во всех храмах, иногда и в другие посты, а иногда даже могут попросить о нем и вне постов. Но в большинстве случаев современная практика такая, что его совершают в пост. И я на своем опыте убедился, что люди всегда уходят с поднятым духовным настроением. Но ни в коем случае мы не говорим о том, что там прощаются какие-то грехи. Это не покаяние. Иногда есть такое мнение, точка зрения, что если человек живет духовной жизнью, кается на исповеди, причащается, но, может, по своей ограниченной памяти что-то когда-то забыл, какой-то грех, то в этом случае при соборовании как бы прощаются его забытые грехи. Но это не догма, а только мнение.

Самое главное,  люди получают вдохновение, бодрость, даже облегчение в каких-то своих не только душевных, но и физических немощах и болезнях. Так что почему бы это таинство не совершать? Есть практика в Великом посту или в какие-то другие посты – ради Бога. Это совершалось и раньше, но было подпольно, не разрешалось властями. Я думаю, не случайно не разрешалось, потому что советская власть прекрасно понимала, что это таинство собирало большие или малые группы (а если это в храмах, то это десятки и сотни людей); это объединяло людей, соединяло их в некую общину, чего власти боялись и не хотели.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У нас идет летоисчисление от Рождества Христова. Почему же в настоящее время получается так, что год, который исчисляется от Рождества Христова, начался, а Рождества еще как бы и не было? Хотя известно, что в определении года Рождества Христова тоже есть большая ошибка, которая исчисляется даже не днями, а годами. И почему нельзя сделать так, чтобы именно с Рождества Христова начался год?»

– Здесь прежде всего разница в календарях. Современный Новый год исчисляется по григорианскому календарю, или по новому стилю. А в Русской Православной Церкви (также в Сербской и Грузинской)  Рождество Христово празднуется по юлианскому календарю, по старому стилю. И разница в календарях – 13 дней. До революции, когда и гражданский календарь был таким же, как церковный, у нас и получалось, что сначала было Рождество Христово, а новолетие уже приходилось на период святок. А сейчас вот такая коллизия получается. Что ж делать? Мы не можем отменить гражданский календарь, ведь и пенсию, и зарплату выплачивают по тому календарю, по которому живет наша страна. Если мы люди благочестивые, то Новый год будем встречать не в плясках, веселье и всяких беснованиях, а прежде всего в молитве. Для этого в наших храмах устраивается накануне молебен на наступление нового года. А потом оставшиеся до Рождества Христова дни мы должны проводить в усиленной молитве, более строгом посте, то есть уже окончательно себя очистить, подготовить к встрече с уже родившимся Христом, чтобы ощутить Его в своем сердце.

– Наш телезритель спрашивает, можно ли дарить на Рождество Священное Писание?

– Конечно. И не только Священное Писание, а любую духовную книгу (скажем, творения святых отцов или какую-то другую духовную назидательную книгу). Сейчас их издается очень много. Ведь  даже в советское время в наших книжных магазинах был такой плакат: «Книга – лучший подарок».

– Я еще помню время, когда Священное Писание невозможно было достать никаким образом. Купить его можно было только за границей и тайно провезти. Больше никак. И помню, еще был «Словарь атеиста», из которого, как мне рассказывал отец Александр Григорьев, семинаристы вырывали страницы с текстом Священного Писания, чтобы хоть какие-то крохи Священного Писания были в их распоряжении.

– Тоже парадоксально: когда я был молодым человеком, учащимся семинарии, мы ходили в Музей истории религии и атеизма (в то время он размещался в Казанском соборе, ныне кафедральном) и там тоже получали необходимую информацию о жизни Западной Церкви, нашей Церкви. Потому что не всегда всё мы могли знать. И не всегда поступала полная информация. Парадоксально, но таким образом узнавали что-то необходимое.

– Если мы говорим о том времени, когда Церковь была в открытом гонении, каким образом тогда встречалось Рождество? Ведь нельзя же было устраивать какие-то массовые мероприятия? Сейчас даже метро работает на Рождество всю ночь, то есть  совершенно благодатное время для веры. А что было тогда?

– А ничего не было. Обыкновенный рабочий день, если праздник не совпадал с субботой или воскресеньем. Естественно, никаких реклам, гирлянд, объявлений по радио или телевидению, в газетах. Тем не менее верующие люди о Рождестве знали. Если был рабочий день, то как-то умудрялись отпроситься или взять за свой счет отпуск, чтобы побывать в храмах. Естественно, всегда в храмах были ранние литургии, даже работающие так делали: придут на раннюю литургию, помолятся, а потом едут на работу. А что касается празднования, то это был чисто семейный праздник. Или собирались близкие друзья, знакомые,  как-то объединялись за праздничной трапезой, общались. Только так. А чтобы общегосударственное празднование – такого не было. А то еще могли быть какие-нибудь пропагандистские, атеистические мероприятия, какие-нибудь лекции или по радио, или по телевидению, или в школах. Я даже помню (правда, не на Рождество), когда я учился в начальной школе,  у нас классная руководительница спрашивала: «Ребята, поднимите руки, у кого дома красят яички».

– Вопрос телезрительницы из Луганской области: «Иисус Христос говорил о том, чтобы любить врагов и молиться за обижающих. Это понятно. Это, в общем-то, закон медицины, потому что от переживаний у человека повышается давление, появляются сердечные болезни и нервные расстройства. Но как научиться все-таки молиться за обижающих нас?»

– Надо понуждать себя молиться за таких людей. Полюбить такого человека, который нам не симпатизирует, на данном этапе нашей духовной жизни пока невозможно. Но нужно не желать им зла, не мстить им, желать только добра и молиться за них: «Господи, прости их, помоги им осознать, что они не правы, чтобы они в дальнейшем не делали зла не только мне, но и никому другому». Вот так к ним относиться и просить у Бога, чтобы Господь и наше сердце смягчил. Со временем притупится это чувство, и нам станет легче.

Вы правильно сказали, ссылаясь на медицину: когда нам удается в этом отношении преодолеть себя, как-то эту обиду несколько заглушить, нам самим становится легче. Это как нарыв лопнет – и сразу легче становится. Так и здесь. А когда мы будем таить обиду, какую-то злобу на того или иного человека (а демоническая сила еще будет разогревать в нас это чувство мщения, злобы, ненависти), мы будем как самоеды. Эти негативные чувства будут влиять на наше здоровье (и давление повысится, и сердечный приступ может быть, и печенка заболит, и все что угодно). Так что нужно понуждать себя на первых порах, заставлять себя молиться за них. И главное – не отвечать злом на зло и желать им только добра.

– Вопрос телезрительницы: «Что значит бороться со своим ветхим человеком? Я ознакомилась с теориями ведущих психоаналитиков, и они доказывают (каждый по-своему), что бессознательное влияет на наше сознание. И мы как бы почти обречены на неудачу в борьбе с бессознательным; у нас мозг на 80% – мозг млекопитающих, то есть в основном нами руководят инстинкты. И в то же время я знаю, что мы должны бороться с каждой ненужной мыслью, намерением. Нет ли тут связи с ветхим человеком? Что-то мне говорит, что, наверное, это как-то связано со страстями».

– С момента грехопадения наших прародителей, по словам святителя Василия, мы все подвержены первородному повреждению. Каждый из нас ощущает в себе некую раздвоенность. С одной стороны, как говорит апостол Павел: «Доброе, что хочу, не делаю, а злое, что не хочу делать, делаю; и делает это живущий во мне грех». Вот такая поврежденность. И часто бывает так, что умом мы хотим что-то хорошее сделать или что-то преодолеть, а не получается: отсутствует крепкая воля, мешает слабоволие, иногда внешние обстоятельства. Та или иная страсть настолько нами овладевает! Мы сознаем, что это плохо, что это нас убивает, а вот силы воли противостоять ей нет.

Как тут быть, как поступать? Прежде всего надо осознать, что ты духовно болен. Это поврежденность природы: склонность ко греху, злу, господство той или иной страсти. То есть сознание своей греховности, как говорил преподобный Петр Дамаскин, – это уже начало духовной жизни. Когда мы это поняли, осознали, что больны,  надо обращаться к врачу. А у нас один Врач – Господь Иисус Христос. И Святая Церковь, Главой которой является Иисус Христос, – как лечебница, как больница, в ней сосредоточены все необходимые духовные средства. В больнице нам назначают курс лечения, какие-то лекарства, и в течение какого-то времени человек чувствует, что он начинает выздоравливать. Может быть, это трудно и долго, но все-таки когда лечение назначено правильно, происходит процесс выздоровления.

Так и в духовной жизни. В Церкви все есть для нашего исцеления: все таинства, все священнодействия, весь суточный, годовой уклад церковной жизни направлен именно к возрождению, воссозданию падшего человека. По словам преподобного Иоанна Лествичника, цель нашей христианской жизни – это восстановление в нас поврежденного образа Божия (или, как говорил преподобный Серафим Саровский, приобретение благодати Святого Духа Божия). Это длительный процесс, порой он может длиться всю нашу жизнь, до самой смерти. Но останавливаться нельзя. И не дай Бог, если мы еще впадем в самодовольство, когда чего-то достигнем, какого-то уровня нашего духовного совершенства, и успокоимся. Когда мы плывем на лодке против течения, необходимо грести веслами и налегать на них, то есть употреблять усилия. В противном случае лодку течением будет относить назад. Так и в духовной жизни: если мы остановимся, где-то успокоимся или, наоборот, впадем в некое уныние, что ничего не можем сделать, нас будет нести только назад, будет все хуже и хуже.  

Необходимо все силы прилагать в борьбе с самим собой, с этой поврежденностью, которая в каждом из нас есть. А это возможно через покаяние, через постоянную молитву, а через молитву – соединение со Христом. И, конечно, самое великое таинство – это таинство Святого Причащения. И когда человек хотя бы стремится как-то вести духовную жизнь, он ощутит и помощь благодати Божией, которая будет его освящать, поддерживать, укреплять. И постепенно будет происходить оздоровление.

– Постепенно мы этого ветхого человека будем изгонять из себя.

– Да. То есть опять будет происходить воссоздание или восстановление поврежденного образа Божия в нас. Только так, другого пути нет.

– Продолжим тему подготовки к Рождеству. Мы знаем, что в России каким-то особым образом справляется Рождество, совсем не так, как на Западе. У нас есть замечательные колядки, какое-то свое представление о Рождестве Христовом и о том, как его встречать. Скажите, что такое святки – не только в церковной жизни?

– В России за период 70-летия советской власти религия и религиозные традиции искоренялись, и в этом безбожная власть преуспела. Многие традиции постепенно, от поколения к поколению, забывались. Я помню свое детство в деревне (это 50-е – начало 60-х годов): там еще было старое поколение людей, которые до революции учились в церковноприходских школах, воспитывались в тех традициях и помнили их. Храмов уже не было, много чего не знали, не было ни постов, ни богослужений. Тем не менее что-то помнили и иногда колядовали, что-то пели, какие-то частушки...

В этом отношении, как мне кажется, больше всего сохранились  традиции на Украине. Посмотрите, в основном поют именно украинские колядки, иногда польские. Русские есть, но они как-то забыты, их почти не услышишь. И только теперь, в эти десятилетия, когда постепенно, с большим трудом происходит процесс духовного возрождения в нашем Отечестве, многие забытые традиции постепенно начинают восстанавливаться. Но в большинстве случаев это только в приходских общинах, где есть воскресные школы, где организовывают с детьми какие-то  праздничные гулянья, пение колядок, спектакли рождественского содержания. Но это только началось. К сожалению, полного воссоздания этого пока еще нет.

– Но все-таки мы уже встречаем это на улицах.

Вопрос телезрительницы из Дзержинска: «Каково значение Херувимской песни?»

– Сначала дьякон совершает каждение святого престола в алтаре, потом иконостаса, а потом уже совершается каждение певчих и молящихся людей. «Иже Херувимы тайно образующе...» То есть наступает вторая (или главная) часть Божественной литургии – литургия верных после ектеньи об оглашенных. Конечно, это традиция. Сейчас это уже не соблюдается, никто из храма не выходит, да многие и не понимают, что это такое. Но так уже составлен чин нашей Божественной литургии: первая часть – литургия оглашенных. После чтения апостольских и евангельских отрывков совершается ектенья, когда мы молимся о здравии, потом поминаем усопших; и далее – ектенья об оглашенных.

И вот после возгласа «Яко да под державою Твоею всегда храними, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» поется Херувимская песнь. В конце пения Херувимской мы выносим с жертвенника через северные двери заготовленный агнец из просфоры и Чашу с вином, переносим через святые врата и полагаем на святом престоле. Есть такое толкование, что символически это означает шествие Господа Иисуса Христа на Голгофу. И мы в это время как бы должны уподобляться ангельским силам, которые невидимо с нами служат, молитвенно славят Бога, и об этом напоминание: «Всякое ныне житейское отложим попечение». То есть в это время мы должны все отбросить: всякие земные заботы, тревоги, желания и тому подобное. Умом и душой уподобиться ангелам и славословить Бога, взывать к Нему, соединяться с Ним. Вот что означает это символически и как это должно быть при нашем с вами молитвенном участии в совершении Божественной литургии.

– Как удивительно, что наш разговор о подготовке к Рождеству Христову все равно приходит к таинству Евхаристии.

– Надо всегда помнить, что литургию совершает не только епископ или священник в данный момент, а вся Церковь. Даже по нашим православным правилам или канонам священник один не может ее совершить, хоть один человек должен быть еще (хоть пономарь или кто-то из присутствующих), только в этом случае может быть совершена литургия.

– «Там, где двое или трое...»

– Да. А один священник не имеет права.

– Благословите наших телезрителей.

– Бог всех благословит. Позвольте поздравить вас с наступающим гражданским новолетием и, самое главное, с наступающим праздником Рождества Христова: чтобы нам более духовно сейчас сосредоточиться, через молитву и покаяние очиститься от всякой скверны и ощутить в своем сердце рождение Богомладенца Господа Иисуса Христа. С наступающими праздниками!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает пресс-секретарь Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления г. Ярославля священник Александр Сатомский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы