Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь святых благоверных князей страстотерпцев микрорайона Юхновград города Юхнов, клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в Мосальске, преподаватель, руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой.

– Сегодня будем отвечать на вопросы, которые нам присылают наши телезрители (их накопилось очень много). Первый вопрос: «Как объяснить детям многообразие религий? Если Бог один, почему религии разные?»

– Мы объясняем это очень просто (у меня самого трое детей). Есть религия (православная христианская), когда люди верят в истинного Бога. Сам Бог, став Человеком, рассказал о том, как правильно жить, как спасаться, как жить так, чтобы достичь Царства Божьего, вечной славы после смерти (да и при жизни). А есть огромное количество религий, которые выдуманы людьми еще до того, как Бог стал Человеком, еще до того, как Бог Сам рассказал, в чем состоит смысл загробной жизни.

Сейчас о них уже многие забыли (древнегреческие, римские религии, какие-то вавилонские, ассирийские), они так и называются – мифология, их даже в школах изучают в рамках мировой литературы или истории человечества. Собственно, сама человеческая история говорит, что невозможно верить тем религиям, которые выдуманы людьми, их человечность прямо сквозит, ведь все иные боги на самом деле просто проекция человеческих чувств...

В то же самое время древние греки, римляне не верили ни во что из того, что считалось основой их религиозного мировоззрения. Мы читаем труды этих древних историков, философов и видим их атеизм. Кого судили за атеизм? Сократа. Он выпил яд цикуты, потому что пренебрегал древними богами. Хотя никто в них не верил (собственно, и те, кто его приговорил к смерти), но так было положено. То есть если ты уже гражданин великой Греции, то будь добр, не нарушай традиции. Почему же множество религий? Потому, что огромное количество людей заблуждались, и они, вместо того чтобы досконально изучить основы своей веры, разобраться, истинная она или ложная, просто верили на слово.

– Следующий вопрос: «В одной из бесед на вопрос: "Чем больше делаешь добра, тем больше получаешь зла?" было отвечено, что мы вправе выбирать свое окружение и друзей. А как тогда быть с родственниками?»

– Родственников не выбирают. И так грустно говорит Писание, что «враги человеку домашние его». Сказано немного в другом контексте и в преддверии грядущих гонений на христианство. Мы знаем, как отцы своих детей отдавали на страшные мучения, жития святых мы читали.

Но если немного смягчить градус и посмотреть на наши сегодняшние обстоятельства и семьи, мы увидим, что мы не церемонимся как раз с мужем, женой, с детьми – в общем, с близкими людьми. Если мы ведем себя в обществе более-менее сдержанно, стараемся не ответить злом на зло, особенно если это начальник или учитель (в общем, человек, от которого мы зависим), то дома не церемонимся и говорим человеку что угодно, выливаем на него тонны негативной информации, злости, агрессии. Особенно если ты уже злой пришел домой, на ком ты отыгрываешься, если тебя начальник обидел? На бедной жене, на детях.

Чего здесь нет? Здесь нет борьбы с собой, со страстями и даже элементарного уважения. Поэтому делай добро и, как говорят в народе, бросай его в воду. Если ты ждешь ответной реакции, по сути, ты продаешь, а не делаешь добро просто ради добра.

Знаете, когда мы даем милостыню, иногда говорим такую фразу: «Христа ради». Можно все делать Христа ради в таком смысле: я не хочу этого делать, но я читал в Писании, что Господь заповедовал быть милостивым, сдержанным, щедрым, не сребролюбивым. И я через «не хочу» даю ради Христа, не потому, что я добр, не ради себя, не ради того, что мне дается легко, но понуждая себя достигать это Царство Божие. И в результате постоянного навыка потихонечку приобретаю и щедрость, и внимательность, и уважительное отношение к окружающим.

Дома надо вести себя так, то есть сдерживать себя через «не хочу», быть христианином через «не могу». И потихонечку ты действительно станешь хорошим сыном, хорошим отцом, и не будет того, о чем здесь говорили.

– Следующий вопрос: «Можно ли прокалывать уши? Наш батюшка ругает своих прихожанок; я серьги сняла, но остались сомнения. Грех ли это?»

– Я не люблю комментировать благословения других священнослужителей, потому что в чужой монастырь со своим уставом не суются. Поэтому там, где я служу, нет традиции ругать девушек за то, что они прокололи себе уши, потому что не в этом суть христианства. Я служу в провинции, у нас с этим проще, и маленьким девочкам чуть ли не с шести лет ушки прокалывают. Не в этом суть христианства. Мы своим девчонкам уши не прокалываем, у меня даже матушка ходит без сережек, но ей это просто не нравится.

Это не религиозный вопрос, а вопрос эстетики, культуры воспитания. Если священник считает, что это религиозный вопрос, у себя на приходе не спорьте. Батюшка не хочет, чтобы Вы их носили, возмущается, раздражается – всё, на приходе не носите. Но это не значит, что Вы не можете их носить в повседневной жизни.

Хотя я лично против прокола любых частей тела (ноздрей, губ, ушей, бровей). Зачем себя уродовать? Это и больно, и неприятно, да и не так уж красиво на самом деле, как кажется тем, кто уши прокалывает. Когда-то были популярны клипсы, они гораздо удобнее.

– Следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста: Иисус – это имя, а что означает "Христос"? Это высокое сознание и величие? Как правильно это истолковать?»

– «Христос» – это греческое слово и переводится как «помазанник», по-еврейски – «Мессия», «Мошиах». Весь Ветхий Завет, начиная от первых глав Книги Бытия, говорит о том, что придет Мессия – Тот, Кто искупит человечество от рабства дьявола, Кто освободит человечество, станет Царем всея земли.

Со временем, когда прошли тысячелетия, Господь избрал израильский народ, чтобы через него воплотиться. В этом народе должен был появиться человек. Мы уже знаем, Кто это, а они еще не знали, как Бог станет Царем Израильским, и со временем перестали ждать Его как духовного вождя, а стали ждать человеческого вождя, то есть Мессию ждали как будущего Царя-завоевателя. Собственно, Христос-помазанник – это мессианское достоинство Того, Кого ждали иудеи. В конечном итоге они разочаровались в том, что Он их чаяния не оправдал, и распяли Его.

– Другого хотели.

– Да, хотели другого, и они его получат, но мы называем его антихристом. Тот, кого они хотели, в конечном итоге появится на земле. Так что Христос – это не фамилия, это Его качество, образ Его служения. То есть Он Мессия – Помазанник на Царство. Мы знаем, что волхвы принесли три вида даров, и один из этих даров как Царю, как Мессии, как Тому, Кто пришел, спас нас, и мы теперь пользуемся плодами объективного спасения.

– Следующий вопрос: «Для чего батюшкам борода? Почему-то все батюшки с бородой. Так принято?»

– Очень удобно скрывать второй и даже третий подбородок. (Смеется.) А если серьезно, это наша древняя русская традиция. Кому же на Руси хорошо жилось без бороды? Никому. Даже когда Петр I запретил носить бороды, люди соглашались платить безумные налоги, лишь бы иметь право носить бороды. Это же наше исконно русское. Поэтому мы можем в других церквях увидеть священников без бороды, при этом они канонические священники Поместных Церквей. Так что я не скажу, что это обязательный атрибут православного священнослужителя, но у нас на Руси так повелось.

– Следующий вопрос: «Меня пригласили на день рождения в воскресенье, в которое я хочу причаститься. Понимаю, что от чего-то в этот день я должна отказаться. Если честно, идти к этому человеку мне не хочется, о своей духовной жизни с ним как-то не приходится разговаривать. Как правильно поступить?»

– Единственное, что Вам запрещено в этот день, – это пьяной танцевать на столе, упиваться до полусмерти и лежать под столом. Поздравить, подарить подарок, выпить полбокала или бокал шампанского, разделить трапезу можно. Если Вы знаете, что дальше будет тяжелее и больнее для души, уйдите чуть пораньше. А оправдывать нежелание прийти на день рождения тем, что причастилась в этот день, наверное, не стоит. Лгать тоже не надо. Придите, отметьте, перекусите. Может быть, Вы думаете, что в день причастия нельзя есть мясные продукты или вообще как-то нужно поститься, – нет, это заблуждение. Надо вести себя просто, скромно, аккуратно, не упиваться вином.

– Это не только в день причастия.

– По-хорошему, да. Но Вы же знаете, как мы живем. Мы в понедельник живем так, как будто не причащались вообще никогда. То есть в воскресенье мы еще худо-бедно помним, что несем в себе Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а в понедельник уже всё, рабочий день: осуждение, клевета, празднословие, пьянство – что угодно.

Не зря один из известных священников рекомендует читать благодарственные молитвы после причащения и в понедельник, и во вторник, и в среду, чтобы помнить, что ты до сих пор еще несешь в себе Тело Господне. То есть это не таинство выходного дня, это таинство, в котором ты можешь до конца своих дней жить.

Просто ты иногда теряешь благодать, едва выйдя за порог храма. Все-таки ждите искушения в воскресный день после причащения. То есть всегда бесы тебя будут бороть привычными искушениями. Это, как правило, осуждение, празднословие, гнев, раздражение и все такое типичное для нас, к сожалению; повседневное. Так что берегитесь.

– Следующий вопрос: «Можно ли жить с женщиной, если не было таинства Венчания?»

– Если вы оформили свой союз в ЗАГСе, то совет вам да любовь. А вообще жить гражданским браком (как говорят в миру), или блудным сожительством (как говорят в Церкви), конечно же, нельзя.

– Обязательно нужен штамп в паспорте?

– А ты меру своей ответственности не будешь осознавать без этого штампа.

– Я знаю примеры семейных пар, где уже четверо детей. Они живут без штампа – и никаких обязательств. Дети берут фамилию отца, никаких проблем.

– До первых нескольких миллионов, до красивой секретарши, до постаревшей жены. В таких браках женщина с четырьмя детьми уже чувствует себя замужем. Мужчина все равно считает себя свободным. Не получается у него взлететь на финансовый олимп, сменить жену на ту, что моложе, и поэтому союз еще как-то условно держится.

Да, я понимаю, что среди зарегистрированных браков около 60% разводов, но среди таких блудных сожительств?.. Во-первых, все равно это грех против Духа Святого, Который в тебе живет с момента крещения. Пусть даже четверо детей.

Но если тебя повенчали без оформления необходимых документов в ЗАГСе, это уже другая ситуация, это все равно действенный брак, священник взял на себя такую ответственность.

– Кстати, нельзя венчаться без штампа, сначала нужно паспорт со штампом предоставить. Правильно я говорю?

– Безоговорочно. Но в некоторых ситуациях можно. Бывают юридические проблемы, и священник берет на себя ответственность и венчает.

– Какие юридические проблемы?

– Допустим, почему-то нет паспорта. Ко мне приходили в такой ситуации, когда паспорт потерян. Или после освобождения из тюрьмы человек со справкой, какое-то время нужно на оформление документов. Или человек из другой страны. Я в этом не специалист, но знаю, что такие ситуации есть. Поэтому если этих людей священник знает давно и долго и ручается за них, он может их повенчать. Ведь для Церкви несопоставимо важнее венчание, чем брак, зарегистрированный в органах государственной власти.

Но мы боимся, что для мужчины (иногда и для женщины) это венчание не что иное, как красивый обряд, традиционный для русского человека. Для такого человека что на Гавайи съездить (надеть на себя какой-нибудь венок из орхидей и у какого-нибудь местного псевдосвященника взять благословение на брак), что в Православной Церкви обвенчаться – это одинаково ничего не значащее для него в сакральном контексте событие. Священник-то понимает, что сейчас совершился твой брак по-настоящему.

Не зря в «Основах социальной концепции» написано, что мы с уважением относимся к браку, зарегистрированному в ЗАГСе, но не понимаем: если ты христианин, почему ты не хочешь получить Божию благодать на несение креста супружеской жизни?

– Многие даже верующие говорят: «Мы расписались, но у нас что-то там не то, мы не будем венчаться пока». Это правильно?

– Это дуля в кармане.

– Получается, мы признаем брак в ЗАГСе, но отделяем его от венчания, и выходит какое-то заблуждение. То есть люди понимают, что венчание – это что-то особенное, а на самом деле получается, что и без венчания тоже можно жить.

– Мы немного в этом виноваты, но и советская власть тоже, которая отобрала у Церкви права юридического лица. Раньше все было очень просто: Церковь давала тебе свидетельство о венчании, и одновременно этот документ являлся государственным документом.

– И метрические книги. Если хочешь узнать о своих предках, то смотри в приходских книгах.

– Сейчас человек думает: раз для Церкви это не имеет никакого значения, то зачем вообще я тогда буду оформлять свой брак? А если священник считает, что венчание превыше всего, то тогда зачем эта печать? Вы там сами, мол, определитесь. Поэтому да, есть такая антиномия в умах желающих повенчаться. Но на сегодняшний день установилась такая практика, пусть она будет. По-другому, наверное, на современном этапе невозможно.

– Почему?

– А когда у Церкви появятся государственные права? Никогда. Поэтому всегда для большинства людей это будет неким мистическим идеалом.

– Да, это сложно. Иногда говорят: «У нас сегодня дата венчания», для них это что-то особенное. К сожалению, есть эти разделенные моменты.

– Очень грустно, что люди относятся даже к законному браку с меньшим пиететом, чем к венчанному. А ведь на самом деле некоторый знак равенства есть, просто тебе тяжелее без венчания живется. Бог тебе поможет, если ты будешь обращаться, но все-таки попроси эту Божию благодать в таинстве.

– Когда люди расходятся после венчания, это же целый процесс; нужно брать открепительную грамоту (или как это правильно называется)? Это же каноническая комиссия разбирает.

– Обычно берут разрешение на повторное венчание. У нас нет такого понятия, как расторжение венчанного брака. Не происходит никакой церемонии, никакую бумагу не выписывают. То есть благодать Божия, данная тебе в момент венчания, просто ушла, потому что нет объекта действия. Допустим, человека соборовали перед смертью, он умер, где эта благодать действует? Нигде уже не действует с направленной целью. Если брак уже умер, семья распалась, то как благодать будет действовать? Никак. Но если ты снова хочешь создать семью, то правящий архиерей может благословить тебе повторное венчание, разобравшись в ситуации, пострадавшая ты сторона или виновная. Виновная сторона еще покаяние должна пройти.

– А как это? То есть реально вызываются люди как на суд?

– Да, и, может, еще несколько лет придется подождать, все зависит от епархии.

– Они же все равно могут при этом расписаться и жить вторым браком?

– Ну и слава Богу, если распишутся. Ведь на самом-то деле приходят уже, как правило, готовые семьи. Получается так, что Церковь опять разводит руками и говорит: «Мы бы, конечно, вас пожурили, а тебе, негодяю, вообще не разрешили бы никогда жениться. Жену бросил с двумя (или тремя) детьми, на секретарше женился, какое тебе венчание? Живи один до скончания века. Не смог крест понести, другого тебе не дадим».

Глядишь, и разводов было бы меньше. А так человек понимает, что даже Церковь к этому лояльно относится; и будет лояльно относиться, потому что нас всегда ставят уже перед фактом состоявшегося развода или брака. А если девушка венчается впервые? И теперь вообще замуж вышла. Хотя бы уже ради девушки повенчаем снова.

Церковь сейчас вообще больше идет по пути снисхождения и икономии, чем по пути так называемой акривии (строгости применения всех возможных канонических правил). Сейчас вообще людям тяжело живется. Если еще там, где должны услышать слова утешения, любви и понимания, будем это душить, совсем будет худо людям. Так что чуть-чуть журят, в том числе и архиереи, но потом благосклонно разрешают венчание.

Хотя что человек сочетал, то Бог да не разлучает, сказал Спаситель. Как бы ни было тяжело, если нет разрешенных Церковью поводов для развода, живите вместе. В прошлом году Священный Синод опубликовал полный перечень поводов к разводу. Это, конечно же, измена, рукоприкладство, наркомания, перемена веры, подстрекание к аборту и еще два десятка вариантов. Если этого не было, живите вместе. Если муж начал пить не до брака, а в браке, то на тебе тоже есть вина на самом деле.

Я отвечу уже на следующий вопрос, который постоянно задают: как быть с пьющим человеком? Всегда лечиться должны двое. И уже безоговорочно, что в доме вообще не должно быть алкоголя. И супруга должна идти с ним же, то есть проходить курсы для родственников пьющих людей. Это целый большой процесс.

Я знаю, что в городах это еще более-менее возможно, а если живешь в глухом селе, где пьют все, а до епархиального центра надо доехать больше ста километров и у тебя на это просто нет средств, то там, конечно, тяжелее. Тут действительно только полагаться на молитву и на здравый смысл супруга.

– Следующий вопрос: «Родители выпивают, и иногда дело доходит до скандала. Подскажите, пожалуйста, что делать в таких случаях?»

– Надо съездить в епархиальный центр помощи зависимым,  там дадут специальную литературу. На самом деле есть это все и в Интернете. Когда общаешься с конкретным человеком, который будет вести тебя и твою семью, так, конечно, лучше. Все-таки личность воспитывает личность, один может подтянуть другого человека и уже смотреть, где поднажать, где ослабить. Поэтому найдите такой центр, они есть во всех епархиях, которые работают всегда в тесной спайке со светскими организациями.

Мы лечим душу, но тело тоже надо лечить. Ведь человек – это триединый организм, единство духа, души и тела. Нельзя вылечить только тело, а душу оставить неизлеченной, или дух, который в данном случае подчиняется и телу, и душе, вместо того чтобы властвовать над ними. Поэтому и священник должен работать, и Господь преподает благодать в таинствах этим людям, и, конечно же, работают специалисты: наркологи, токсикологи и т.п.

Может, в каких-то далеких монастырях есть традиция исцелять трудом. Проще всего с алкоголем. С наркоманией и игроманией тяжелее. Да и чревоугодие на самом деле – это та же самая мания (просто вред человек приносит только тебе), она не антисоциальна в каком-то смысле.

Любой грех является зависимостью. Попробуй не материться, не осуждать, не завидовать...

– Следующий вопрос: «Я человек неверующий, но у меня вопрос: почему Бог не переубедил сатану или почему не уничтожил его, а изгнал на нашу землю?»

– Во-первых, это некоторая тайна, обусловленная свободой того же сатаны.

– Мы что-то не знаем или не понимаем?

– Мы больше догадываемся, в том числе читая труды святых отцов. Есть мнение, что дьявол (на тот момент один из высших ангелов) как раз за землей присматривал. То есть земля – это как раз его удел. Увидев, что Бог создал существо выше его по потенциалу, позавидовал и остался здесь в таком виде.

Но человек в состоянии преодолеть все искушения, побороть самого дьявола, ведь Бог дает ему силу властвовать над людьми только до поры до времени. Более того, 2019 лет назад Бог Сам сошел на землю для того, чтобы власть дьявола над людьми перестала быть абсолютной. То есть теперь только тот попадает в его цепкие лапы, кто соглашается жить по законам дьявола; кратко говоря, превращая в ад жизнь других людей.

Кроме отца лжи, он еще исконно называется человеконенавистником. Ходит по земле «аки лев, ища, кого поглотити». То есть каждый человек, который добровольно, сознательно несет зло окружающим людям, по сути, ему уподобляется. Кто его заставлял? Никто. И Бог возникшее в результате этого зло направляет к благим последствиям. То есть какой-то Промысл Божий в мире все равно присутствует.

И мы видим, что если бы возможно было просто щелкнуть пальцами и уничтожить все то зло, которое принес нам дьявол, то так было бы сделано. Но Бог стал Человеком, претерпел все земные тяготы, которые претерпевает любой человек (был бит, заушен, распят), то есть принял на Себя все необходимости нашей жизни, которые вошли в наше бытие после грехопадения. Если бы можно было как-то по-другому, то не было бы ни воплощения, ни воскрешения. То есть все упирается даже в свободу самого дьявола.

– Многие говорят, что вообще не очень полезно об этом рассуждать. Говорят, не лезьте туда, это не нужно для вашего спасения, есть другие моменты, на них больше обращайте внимание.

– С молодежью так нельзя говорить однозначно. Вообще с любым думающим человеком нельзя так говорить, потому что для него в таком случае религия превращается в набор мифологических фактов. Значит, если есть вопрос, на который нет ответов, что-то вы тут недодумали, в других религиях все четко прописано, все ясно и понятно. Скорее всего у них есть истина, а может, вообще нигде истины и нет. И дальше остаешься атеистом.

Поэтому по-хорошему каждый христианин должен периодически почитывать догматическое богословие, святых отцов и понимать, что в некоторых вопросах мы можем находиться в области каких-то догадок, на некоторые вопросы ответы есть (нам кажется, что их нет), а некоторые просто непонятны для нашего ума.

Когда мы уже вторгаемся в область таинственного, в область духовных сфер, то как материальными словами и с таким же понятийным аппаратом описать то, что невидимо? Как ты глухому расскажешь о музыке? Как слепому расскажешь о красоте полотен в Эрмитаже? Никак. Соответственно, мы тоже, даже богословствуя, стараемся слепому рассказать о красоте видимого мира.

Поэтому в богословии не зря есть такие два термина: апофатическое и катафатическое богословие. То есть, с одной стороны, мы знаем что-то о Боге, что Он нам открыл (апофатика – это положительные знания о Боге), а с другой стороны, мы что-то не знаем о Нем, но можем с помощью отрицания сказать: Бог не есть зло, Бог не есть ложь.

Допустим, что-то на эту тему сказано? Не сказано. Что мы можем подумать, о чем поразмыслить, как это может быть в контексте всего сказанного в Евангелии? Наверное, так быть не может. Почему? Потому, что так сказано тут и тут, это противоречит Духу Христову.

Не зря святоотеческая письменность основана даже немного на философии. Не помню, кто из древних отцов говорил, что философия – служанка богословия. А ведь что такое философия? Это любовь к мысли, к слову. В чем нас постоянно упрекают протестанты? «Вы не по Библии живете, мыслите не по Библии».

– Да, мы же святых отцов упоминаем, толкователей и так далее. Кстати, протестанты – это очень интересная тема. Ведь вопросов очень много. То есть кто-то ушел в протестантство, а кто-то говорит: «Бабушка тут меня прогнала, свечку не там поставил, там за требу денег заломили, еще что-то». Увы, есть такое. А вот у них как хорошо, весело, радостно, беседуют, что-то постоянно рассказывают. Почему так? Что можно сказать этим людям? Видимо, они понимают подсознательно, где истина, и спрашивают нас. У меня был как-то похожий вопрос. Почему у нас такая ситуация происходит?

– У нас вообще каждый возраст требует особенного отношения к нему, и у людей каждого возраста разные религиозные переживания. Допустим, человек приходит в церковь к 50-60 годам, у него огромный багаж жизненных проблем, ему уже есть в чем каяться. То есть он уже приходит в храм и только просит: «Господи, помилуй, исцели»; как мышка сидит, понимает, сколько ему Господь простил, и все равно пребывает в этом покаянном настрое.

И приходит подросток, у которого еще вся жизнь впереди. Ему даже просить прощения как-то несвойственно. Он пришел славить, хвалить, просто благодарить, что Бог так жизнь ему замечательно устроил, за солнышко, за хлебушек, за родителей. Ведь не только бабушки в храм ходят, а и дети, и подростки. А ему дается другое представление о вере, и это навязывается как единственно верное. А ведь подростка и вообще молодого человека надо загрузить служением.

Нам кажется, что нам надо все упростить: и язык, и лавочки поставить, чтобы молодежь к нам пришла, им ведь непонятно. Католическая Церковь уже пошла этим путем и столкнулась как раз с оттоком молодежи, которая, лишившись служения Богу непосредственно в храме Божием, видя упрощение всего на свете, потеряла эту пассионарность, то есть жертвенность, жизнь как служение. Поэтому хорошо, когда на приходах есть возможность привлечь молодежь для служения.

И, конечно, грубость – это, к сожалению, беда наших приходов. Особенно если она встречается у служителей храма: у свечницы, продавцов, уборщиц, которые, не будучи научены священнослужителем, везде лезут, делают замечания. Это наша беда. На многих приходах это искоренили, а где-то еще есть. Это можно исцелить непосредственно у себя на приходе. В церковных масштабах об этом говорится уже десятки лет.

– То есть надо начинать с себя. Пришел человек – надо его обласкать, если он первый раз. Потому что может быть такая травма на всю жизнь, что человек потом не вернется никогда.

– Мы стараемся святыни сберечь, а если посмотреть евангельский принцип отношения к святыне, то она погружается в грязь,  хаос. Красивые зерна, которыми можно накормить человека, если собрать их воедино, почему-то кидают в землю. Царство Божие сравнивается с этим зерном, его погружают в грязь, в землю, в закваску, в какую-то непонятную кашу. То есть евангельский принцип – святыня должна быть зарыта туда, где изобилует безобразие, как об этом говорится в Писании, чтобы процвести, дать плод сторицей.

А мы помним, что нельзя метать бисер перед свиньями, чтобы они тебя не попрали. Но надо все с рассуждением рассматривать, потому что можно зерно кинуть на дорогу, а можно в землю. Ну а мы стараемся максимально оградить Писание, на некоторых иконах даже Богородица или святые держат Писание в полотенчиках: как же взять нечистыми руками священный текст Библии? Даже в иконопись это вошло в некоторых регионах. То есть мы стараемся, чтобы это не попрали.

– Относимся благоговейно.

– Это красиво, здорово, неплохо, но в результате мы закрываемся от внешнего мира и к любым (в рамках благочестия), но каким-то новым методикам проповеди слова Божия относимся с некоторым недоверием. «Где-то там литургию служили по-русски? – Какая катастрофа. А завтра введут изменения в Символ веры». Хотя, допустим, и благословение есть от епархиального архиерея на служение на русском. Или во время службы начинают останавливаться и рассказывать, что там было и что будет, что значит «паки и паки», другие тексты...

В общем-то, мы склонны ограждать святыню от профанов, от той же молодежи в конечном итоге. Молодежных литургий у нас раз-два и обчелся. В некоторых епархиях вообще их никогда не бывает, потому что будут удивляться, скажут: «Что это такое? Что здесь происходит?» Вообще у нас миссионерского дара в пределах всей Церкви как-то немного, к сожалению. Мы можем хорошо сохранить что-то, а вот отдать это сокровище миру нам тяжело. Все миссионеры с этим рано или поздно сталкиваются.

– Очень интересный вопрос: «Поясните, пожалуйста, какое значение имеют церковные свечи? Насколько необходимо зажигать свечу при домашней молитве?»

– Можно лампадку купить, повесить – и будет гореть. Необязательно свечу. Свеча – это символ благодати Духа Святого. То есть обязательно на престоле должны стоять две свечи. Огонь еще со времен написания Евангелия Иоанном Богословом становится одним из центральных символов христианства, он символизирует и Духа Святого, и нашу любовь, и горение нашей любви к Богу, и деятельное богомыслие. Если думаешь, что сама по себе свеча заменит твою личную молитву, то, конечно, ошибаешься.

Если понимаешь сакральный и символичный смысл этого огня, то, допустим, поставил свечу перед иконой и думаешь: «Господи, как воск тает от огня, помоги мне так же подчиняться Твоей воле, быть таким же плавким, уметь слышать ее».

– Воск можно помять, растопить, зажечь, и он растает.

– Да, как глина в руках горшечника. Или, допустим, можно просить Господа так: как свечечка прямая, пусть и мои пути тоже будут прямыми. Где-то там светится огонек, я к нему иду, и пусть моя дорога к Тебе тоже будет такой же прямой и ровной.

В Греции есть даже традиция целовать свечку перед тем, как поставить. То есть как бы это мой дар любви. Так что если вы свечку в храме не купили, это не значит, что не можете молиться перед иконой того или иного святого, перед которой стоит подсвечник. Можно молиться, поверьте, без свечей в храме. А дома – как хотите. Но если есть дети, они очень любят со свечечками молиться.

– Но при этом нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

– Безоговорочно.

– Все-таки это же не Благодатный огонь.

– Да, это только Благодатный огонь первые минуты не обжигает.

– Следующий вопрос: «Крестный совершенно не выполняет своих обязанностей (крестнику вот-вот уже 14 лет); более того, он стал неверующим. Можно ли поменять крестного?»

– Крестный стал неверующим? Сплошь и рядом такая беда. В современной жизни институт восприемничества – это совершенная профанация на самом деле. Редко-редко кто-то из крестных знает Символ веры наизусть или близко к тексту.

Как здесь быть? Ситуация очень распространенная. Раз он объявляет себя атеистом, но при этом все равно крещеный, на самом деле Вы можете за него молиться, подавать записки. Он же не сказал, что отрекается совершенно от крещения, не встал на путь хуления Церкви. Молиться за него можно. И дома молитесь, пусть Господь его вразумит. Мать блаженного Августина сорок лет молилась, чтобы тот, ведя разгульную жизнь, все-таки стал добрым христианином, настоящим. Так что это обоюдная ответственность: и восприемников за своих крестных, и родителей крещаемых детей за своих кумовьев. Ну а то, что не сложилось таких духовных отношений, – что поделаешь, уж как есть...

Очень часто спрашивают: а можно теперь нам перекреститься? То есть видно, что человек не понимает, в чем смысл крещения, зато думает, что если крестный живет беспорядочной жизнью, то теперь ребенку будет плохо. На самом деле нет никакой взаимосвязи. Естественно, для ребенка крестный стал плохим примером, но попробуй выбрать сейчас кого-нибудь достойного, это очень сложно. Так что перекрещивать не надо, у нас едина вера, едина Церковь, едино крещение. И не думайте, что грех крестного как-то повлияет на жизнь восприемников. Скорее всего родительские грехи повлияют, потому что дети воспримут вашу жизнь, а то, что, как вам кажется, делается за глазами детей, будет очень хорошо им видно.

– Давайте как-то подытожим нашу встречу.

– Друзья мои, будьте друг к другу внимательнее, любезнее, снисходительнее. Как говорит апостол Павел, любите друг друга с нежностью, относитесь к другим терпеливо. Хотите что-то грубое сказать, подумайте, что рядом с вами сейчас стоит Христос. Как Он отнесся бы к этому? Хотите сказать что-то за спиной человека, вспоминайте: могу ли я это сказать ему в лицо? Если не можете, то промолчите. Просеивайте все, что вы хотите о ком-то сказать, через сито правды, истины, добра и необходимости. Это тоже важно. Для того чтобы иметь силы все это совершить, как можно чаще причащайтесь Святых Христовых Таин. Раз в две-три недели, а еще лучше за каждой Божественной литургией – это норма православного христианина. И пусть Божия благодать, милость и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и благодать Святого Духа пребывают со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы