Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

3 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

– Первое сентября. Можно сказать, учеба началась не только у детей, но и у родителей. Скоро и церковный новый год, кстати.

– Он менее заметно проходит.

– Но для церковных людей это тоже имеет значение.

– Начинаем Минею снова: двенадцатый том кладем, первый вынимаем.

– Как в этот интересный и трудный период школьной жизни человеку сохранить себя? Потому что на время школы приходятся и детство, и отрочество, и переходный период.

– Сохранить себя – не очень-то хорошая установка.

– Есть такая пословица: береги честь смолоду.

– Но честь – это моя связь с внешним миром, Богом и людьми. Мои межличностные взаимоотношения. А если человек начинает с себя, он скажет: «Зачем мне учиться? Надо мне это? Я не буду ничему учиться». И маленькие дети иногда говорят: «А зачем вообще это нужно?» В советское время говорили: «Будешь строителем коммунизма». А мама говорила: «Учись, дурак, иначе будешь такой же несчастный, как мы с отцом, всю жизнь станешь пахать. Будешь учиться – будешь ученым».

– Будешь пахать, но по-другому.

– Они обычно так не говорят. Нормальные люди в нормальной, свободной стране понимают, что учение – это часть образования, а образование – это становление личности. Святейший Патриарх как-то очень хорошо заметил: «Человек до тех пор не будет старым, пока у него есть желание учиться». Он учится – значит, он еще на коне, а когда уже нет желания учиться, когда человек бросает учебу, рассуждает, что учиться ему уже не нужно, тогда ему уже пора туда, наверх. Мы все следуем этому очень разумному определению Святейшего.

– Век живи – век учись.

– И дураком помрешь. Мы этого не боимся, мы понимаем, что мы глупы. У меня было одно интересное воспоминание. Есть такой многогранный человек, профессор Андрей Борисович Зубов. Я очень люблю его лекции по истории религиозных идей (вы их можете найти в Интернете; также они есть в книгах). По дороге от семинарии до епархии я всегда слушаю их в аудиозаписи. Помню, иду слушаю (он человек примерно моего возраста) и думаю, какой же я глупый по сравнению с ним, какой он грамотный, образованный, сколько знает того, что мне бы надо знать. И с этой разумной и трезвой мыслью я продолжаю его слушать, и в это же время он, Андрей Борисович, начинает рассказывать про какого-то профессора, который его когда-то учил, и говорит ту же самую фразу, что мне пришла в голову. Он говорит: «Какой же я все-таки малообразованный по сравнению с ним». И мне это так понравилось! Бесконечна дорога человеческого совершенства...

– Вопрос телезрителя: «Как и кому помогает икона Божией Матери "Отрада и Утешение"?»

– Начнем с того, что такое икона. Икона – это доска и краски. А в наше время бывает и просто кусок картона, напечатанный нашим замечательным производственным объединением «Софрино» или где-нибудь еще. Как икона может помогать, будучи доской и красками или кусочком картона с типографской краской на нем? На эту тему надо немного задуматься.

Кто знаком с историей Церкви, сразу вспомнит, что происходило в Восточной Римской империи (в Византии) в VIII–IX веках, когда эта мысль, что икона – это просто доска и краски и помогать она ничем никому не может (только может занимать какое-то место), вошла в сознание разных культурных, интеллигентных людей. И они решили, что вообще от икон надо избавляться. Получился ужасный период церковной жизни (примерно в течение 150 лет) под названием «иконоборчество», со своими очень серьезными конфликтами (и человеческими, и организационными, и связанными с властью, и  богословские).

Это не были просто бандиты, которые грабили церкви в советское время, нет, это были культурные, интеллигентные люди, в том числе и в высшей церковной иерархии, которые были убеждены, что надо вообще освободиться от икон как таковых, потому что мысль о том, что икона будет помогать, нарушает строй церковной жизни. Потребовались огромнейшие усилия Церкви, ее великих людей, великих столпов православия (таких, как преподобный Иоанн Дамаскин), чтобы это прояснить и чтобы этот период иконоборчества закончился, чтобы мы (начиная с IX века) отмечали наш праздник – Торжество православия (первое воскресенье Великого поста), восстановление почитания икон.  Восстановление, потому что было очень серьезное время, когда говорили: «Ну что – ходят какие-то люди странные и говорят, что икона может помогать кому-то. Икона – это же идол. Мы христиане, а не идолопоклонники. Таких идолов надо устранить». Это очень серьезный разговор, друзья мои.

Вам надо немного прояснить свое понимание, что такое икона. Помимо того, что это доска и краски. Чему она помогает (нашей христианской вере, нашей христианской жизни, нашему восприятию невидимой духовной реальности) и почему так нам важна.  Почему на Руси, в Русской Церкви (в общем-то, и во всей Православной Церкви) особое почитание икон Пресвятой Богородицы, почему их так много. И когда кто-то начинает говорить: «Вот эта Богородица помогает при плохой торговле, а вот эта – при плохой учебе, а эта лучше всего от перепоя или с похмелья», не надо слушать. И не надо особо на таких топать ногами. Мы только что говорили: учитесь, друзья, чтобы эта малограмотность не сбивала вас с толку.

– А как же чудотворные иконы, чтимые образы? Эта мироточит, а эта не мироточит – почему так?

– Фраза «чудотворная икона» – это один из случаев так называемой метонимии: переноса смысла, переноса значения. Чудотворный только Бог, Он совершает чудеса, но эти чудеса происходят в нашей материальной жизни, в нашей истории (если говорить о чудесах общественного порядка), нашей личной жизни. И проявляются эти чудеса в связи с какими-то материальными предметами.

В связи с большим размахом этой иконописной традиции, с огромным количеством различных почитаемых икон Пресвятой Богородицы в русской истории мы находим немалое количество чудесных и знаменательных явлений. Начиная от каких-то чудесных исцелений. Ведь что такое человеческое здоровье? Оно очень важно в материальной жизни. И вдруг безнадежно больной ребенок или молодой человек (слепой, хромой или психически больной) в присутствии какой-то иконы после молитвы перед ней обретает исцеление. Да, икону назовут чудотворной, но так называют по-русски, и не надо цепляться к словам. Чудотворная икона – это значит икона, в связи с которой люди запомнили какое-то чудесное, замечательное, важное для них явление.

Вся русская нация вспоминает Казанскую икону Пресвятой Богородицы, в связи с которой произошло действительно чудо национально-глобального масштаба, чудо восстановления русской нации. Кто немного изучал историю, не может не изумиться тому, что в начале XVII века русская нация должна была исчезнуть, как исчезли национальности в Латинской Америке в результате захвата ее конкистадорами. Сегодня мы видим, что инки и другие цивилизации Южной Америки исчезли, их там нет. Латинская Америка захвачена испанцами и португальцами, они установили там свой порядок.

Россия (Московия) была практически в той же самой фазе под натиском трех мощных европейских сил: польско-литовского государства Речи Посполитой, Турции с юга и Швеции с севера. Еще чуть-чуть – и все привело бы к тому, что Московии не стало. Вдруг в 1612 году что-то произошло, и в XVII веке Московия пошла на взлет. Это действительно чудо. И Казанская икона Пресвятой Богородицы сопровождала войска князя Пожарского при его штурме Москвы, где были поляки. А поляки там были не просто как какие-то хулиганы, они там были по приглашению московских бояр. Поэтому считали, что их корона будет властвовать. Нет, не получилось.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия есть такие слова: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул ему в лице дыхание жизни и стал человек душою живою". Получается, что душа живая – это и материальное тело (прах, из которого создан человек), и дыхание жизни Бога. А бессмертная душа – тогда другая субстанция? Она-то может и без тела обходиться».

– Нет, не совсем правильно, хотя и очень сложный вопрос, относится к богословию и к трактовке Священного Писания Ветхого Завета. Мы говорим сегодня с полным основанием (на основе всего наследия Православной Церкви), что личность человека – это единство души и тела. Разделить душу и тело может смерть, но тем не менее смерть – это не естественное состояние человека. Вопрос о том, естественна ли в животном мире смерть (начиная от собаки и кошки и кончая комарами), остается неясным, догматически его не решают. Но для человека, мы можем с уверенностью сказать, смерть ненормальна, неестественна.

Смерть – это результат грехопадения, искажения человеческой природы в сторону гибели, тленности, смертности. И Воплощение Сына Божия в качестве Иисуса из Назарета, подвиги Его земной жизни, Его страданий, распятие, прохождение через смерть и Воскресение открывают дорогу каждому человеку к победе над смертью, к избавлению от этого неестественного состояния, к воссоединению души, которая разъединена с телом в результате смерти.

Бог есть Спаситель тела, Христос есть Спаситель тела, как указывает нам апостол Павел. Об этом надо помнить. И попытка пренебречь материальным составом человека и вообще всей материальной жизнью – это ересь, то есть ошибочное учение, начало которому мы можем найти непосредственно в книгах Нового Завета, в Первом послании апостола Иоанна (и в Послании Петра об этом сказано, и в Откровении Иоанна Богослова есть упоминание). Эти еретические учения развивались, вели свое наступление, атаку на Церковь в течение второго, третьего, отчасти четвертого столетия в виде так называемого гностицизма (а далее манихейства) и Церковью были полностью отвергнуты и побеждены (в сфере христианского богословия). Но поскольку мы живем в свободной стране и каждый может выдумывать и фантазировать все что угодно, не надо усваивать таким название христиан. Это не христианское понимание человека и жизни.

– Задают вопрос: «Если не касаться телеканала "Союз" и других похожих православных каналов, как правильно воспринимать информацию и на что стоит обратить внимание? Или лучше вообще телевизор выкинуть?»

– Не надо ничего выкидывать. Но есть одно маленькое «но». Вот сейчас я что-то рассказываю,  Вы что-то рассказываете, другие священники… И я слышал такую фразу: на канале "Спас" сказали то-то. Всё, это как будто таблица умножения на обратной стороне школьной тетрадки.

– Получается, какая ответственность перед православными СМИ...

– Ответственность есть, но все равно надо знать, что всякий человек ложь и что ошибиться может каждый. Мало того, ошибается каждый. Нет человека, который бы не ошибался. И, наверное, нет человека, который бы не ошибался в эфире.

– Конечно, мне даже замечание делали в прямом эфире.

– Итак, все мы ошибаемся. И даже то, что вы смотрите на каналах «Спас» или «Союз», требует уточнения, проверки, а иногда и коррекции. И вот это крайне существенное замечание.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Почему Господу Иисусу Христу нужно было креститься от пророка Иоанна Предтечи?»

– Ответ достаточно простой. Иоанн Креститель был Предтеча. Что значит «Предтеча»? Тот, кто впереди. Понятно, что Спаситель вышел к нему, чтобы он показал, впереди Кого тот идет. Это одна сторона. Другая сторона – сам факт Крещения, принятие этого омовения водами Иордана без того, чтобы омываться от каких-то грехов, как прочие люди, но для того, чтобы показать Себя соучастником человеческого рода, ничем не отличающимся от людей (кроме отсутствия греха). Греха нет у Христа Спасителя, а все остальное есть. И Он проходит через те же самые жизненные фазы, через то же самое поклонение, почитание Бога Отца, через социальные процессы и явления, как и каждый из Его современников. 

Я вам советую посмотреть на замечательную картину Иванова «Явление Христа народу» (в Москве она есть в Третьяковской галерее, в Интернете ее тоже увидите); там в живописном образе эта идея доносится: что это один из нас – Бог, ставший Человеком. Без этого нет христианства.

– Еще один вопрос: «Если человек создан по образу и подобию Божию, то вероятнее всего человек может стать богом. Это правильное суждение? Как это растолковать?»

– Еще Афанасий Великий произнес такую фразу: я животное, но получил задание стать богом. Или по-другому: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Но у нас в русском языке и других европейских языках мы отделяем Бога, Который пишется с заглавной буквы (Бог как Божество), и бога, который пишется со строчной буквы.

 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, – говорит псалмопевец в книге Псалтирь. («Вы уже боги», – говорит он.) Но обращается он не к богам, естественно, а к судьям, то есть к высшему эшелону израильского сообщества. Иными словами, обожение, приобщение в той или иной форме божественной природе или божественным функциям присуще человеку. Интуитивно люди чувствуют, что их дом – не земля, а небо.

У Тертуллиана есть замечательная фраза, что душа человека по природе христианка. Человек это чувствует. И все религиозные движения в той или иной форме служат этому восхождению человека к небу. Но достичь неба, как мы заявляем на основании христианского учения, нам позволил подвиг Воплощения, крестной смерти и Воскресения Спасителя. Следуя за Ним, мы становимся похожи на Него, мы приобщаемся Его Плоти и Крови в таинстве Евхаристии и тем самым обретаем некие качества Божества. Какие именно? Это скрыто, таинственно и очень индивидуально, потому у нас и есть святые в нашей Церкви, потому мы их и почитаем. Это те, кто в этом преуспел больше других. Но каждому из нас эта дорога открыта. «Святость ваша есть воля Отца вашего Небесного» – эта фраза есть в Новом Завете.

– Часто люди стараются исповедоваться непосредственно перед причастием, чтобы было меньше грехов. Как быть с этим суждением?

– Здесь немного формализм уже начинает заедать.

– Чтобы подойти более чистым – разве это плохо?

– Человеку начинает казаться, что сейчас он будет совсем чистенький и уже будет достоин Причастия. Мы причащаемся не по достоинству, а по любви, которую к нам питает Господь. Нет достойных Причастия людей. Почитайте молитвы перед причастием. В «Последовании ко Святому Причащению» сказано черным по белому: «Несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея». И во всех других молитвах то же самое.

Учение Русской Православной Церкви о достоинстве и правах человека говорит, что наше достоинство реализуется через наше смирение, через наше осознание своего недостоинства, своих слабостей, своих грехов. Да, то, что мы помним, ощущаем и осознаем, мы приносим перед Господом в таинстве Покаяния.

В Русской Церкви есть замечательный, разумный и плодотворный обычай соединять эти два таинства: совершать покаяние (исповедь), после чего причащаться Святых Даров. С какой временной задержкой это происходит – это на ваше усмотрение и усмотрение священства. Как правило, люди приходят на вечернее богослужение (всенощное бдение, если это в субботу вечером), во время богослужения (если есть второй священник). Или после него совершается таинство Исповеди, утром уже литургия, когда нежелательно отвлекать священника от богослужения и самим не отвлекаться от литургии. Вот что очень важно.

Бывает так в больших храмах, что один священник совершает литургию, а другие стоят где-то в уголках и принимают исповедь у тех, кто не удосужился исповедоваться накануне. В результате эти люди, которые стоят в очереди, о чем-то рассуждают, листают какие-то свои многотомные заметки с грехами, не участвуют в литургии. Ногами они, может, и пришли, но своим сознанием, молитвой они в литургии не участвуют. Это плохо.

У людей, конечно, разный график работы. Бывает иногда, кто-то пришел в церковь и говорит: «Батюшка, а я причащусь, если благословите, не завтра, а послезавтра. Можно?» И священник, если знает этого человека, скажет: «Да, можно».

– Есть же документ, принятый Церковью.

– Совершенно верно, «Об участии верных в Евхаристии»; там сказано примерно то же самое. В особые периоды церковной жизни, на время рождественского, богоявленского или пасхального праздника, есть этот промежуток между исповедью и причастием или даже причастиями. Если люди несколько раз причащаются, то может и больше времени пройти. А если, не дай Бог, что-то случится, какой-то факт, тогда снова исповедуйтесь (но не просто на всякий случай подбегу к священнику и что-нибудь ему пробормочу).

– Вопрос телезрительницы: «Мне 62 года, сорок лет я в венчанном браке. Пятнадцать лет у нас брак с мужем фактически как духовный, супружеской близости нет, восемь лет я уже служу в нашем храме (у нас небольшой город) за свечным ящиком. И у меня есть желание принять монашество; правда, не знаю, к кому обратиться. Нужно ли разрешение мужа, чтобы мне оставаться в миру и быть, может быть, тайной монахиней?»

– Не очень радостный, честно говоря, Ваш звонок. Потому что если вы муж и жена, о вашей супружеской близости не надо никому рассказывать (кроме, может быть, священника на исповеди). И почему Вы должны рассуждать о монашестве, если Вы жена? Монашество в данном случае будет разрушением Вашего брака. Зачем об этом рассуждать? Мне могут ответить: «Мало ли какие там личные обстоятельства? Мало ли что там происходит между мужем и женой? Мало ли какие у них взаимные чувства, переживания? Мы этого не знаем». Это все не для разговора в эфире, не для разговора на людях. Подойдите к Вашему священнику на исповедь, поговорите с ним об этом, послушайте, что он скажет, послушайте его пастырского совета. Но это разговор строго интимный, ни в коем случае ни с кем никогда (ни в эфире, ни в Интернете) не поднимайте этих дискуссий. Это просто бестактно.

– Но если есть желание стать монахиней, а она в законном венчанном браке, нужно ли согласие мужа?

– Если он ее бьет, пьянствует... Я говорю о реальных ситуациях, с которыми мне приходится сталкиваться на исповеди либо в частной корреспонденции, которую я веду в огромном объеме. Да, много таких случаев, когда брак умирает, когда он числится формально, а по существу его нет по разным причинам: психические болезни, нравственное уродство, побои, пьянство, когда муж уже не совсем достоин называться мужем, а несчастная женщина, которая называет себя женой, по существу ему уже не жена.

Развод – это не разъединение мужа и жены, а похороны умершего брака, этого брака уже нет. А узнать об этом могут только сами супруги (или один из них) с помощью священника в условиях тайной исповеди. И когда брака уже нет, тогда начинаются такого рода идеи, движения. У меня есть некоторые знакомые люди, о которых я знаю, что они были в браке, а сейчас они уже в монашестве. Да я и сам такой. Я был разведен давным-давно, тридцать лет назад.

Другая ситуация, менее острая, но тоже своеобразная, когда и муж, и жена без каких-то злоупотреблений и безобразий расходятся друг с другом. И не то что они мило сидят и решают: ты пойдешь в один монастырь, а я в другой – и этим дело закончим. Такой картины нет, мы ее не наблюдаем. Мало ли что происходит с этими супругами: либо это может быть просто злоупотребление, какое-то злодейство со стороны одного супруга, либо какое-то мирное расхождение супругов. И тогда это тоже может привести к монашеству с обеих сторон.

– Вопрос телезрительницы: «Если я правильно понимаю, мы молимся о таких основополагающих вопросах: о работе, о здоровье (своем и близких) Господу и Богородице. А святым мы можем молиться только о том, чтобы они молились за нас, предстояли за нас перед Богом».

– Неправильно. Ваша мысль ошибочна и может кое-кого сбить с толку. Кто-то посмотрит, потом скажет: «О, на канале "Союз" сказали, как надо молиться Богу и Богородице». Ни в коем случае никогда мы не можем ставить знака подобия между Богом и человеком, а Пресвятая Богородица – это человек. Почему возникло наше уважение и почитание Пресвятой Богородицы? Потому, что Она дала земное бытие, человеческую природу Богу.

Войдите в любой храм или дом какого-нибудь православного человека и посмотрите, каких икон там больше всего, и вы увидите, что больше всего икон Пресвятой Богородицы. И человек, враждебно настроенный к православию или просто малообразованный, скажет: «Вот видите, у них не Бог, у них здесь богиня, Она у них божество». Но это грубейшее заблуждение, к которому наши римо-католические партнеры по религиозному диалогу еще сравнительно недавно применяли очень строгие меры (не будем о них говорить, мы не будем им подражать). Это страшнейшая ересь. А состоит она в том, что не может быть никакого равенства между Богочеловеком и человеком.

Следующий шаг в этом рассуждении состоит в воспоминании о том, что мы веруем в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь (после того как исповедуем веру в Святую Троицу). Так вот, Церковь объединяет в себе Бога и людей. И Пресвятая Богородица – это Та, Которая дала человеческое наполнение Церкви. Почему Ее называют «наша Мать»? Это не просто какое-то уважительное, почтительное обращение, это действительно указание на то, что Пресвятая Богородица по человечеству служит Матерью, основоположницей земной Церкви.

В то время как Господь Бог служит Главой Церкви, Основателем Церкви как Бог, как Человек, Она, родившая Его, – Ему Мать. Поэтому в Символе веры мы не упоминаем Пресвятую Богородицу; естественно, и никого из святых. Но когда мы произносим: «Во Единую Соборную Апостольскую Церковь», мы помним, что в начале Церкви стоит Она. Поэтому и икон Ее больше всех, больше, чем икон Богочеловека. Богочеловек имеет в Себе Божественное начало, мы находимся с Ним не в столь естественных материально-близких отношениях, как с Пресвятой Богородицей. Она, будучи полностью человеком (таким, как мы), естественно, нам близка.

Вы скажете: «Вот портрет моей родной матери, моего родного отца, брата, сына» (это люди одного состояния с нами, одной природы). Вот так и Она с нами одной природы. Если Спаситель Иисус Христос – одно Лицо в двух природах, то Богородица в одной и той же человеческой природе. Это определяет нашу близость к Ней. Отделять Пресвятую Богородицу от других святых ошибочно. Другие святые люди идут вслед за Ней, за Христом, наша молитва обращена к любому из них, но церковное начало идет от Пресвятой Богородицы, Ей отдана такая честь.

Еще можно вот что добавить. Не надо отождествлять молитву с каким-то выпрашиванием. Да, мы просим. У нас есть наши родные и близкие люди, мы что-нибудь у них просим, но мы этого не стесняемся ни капельки. Но если кто-нибудь скажет: «А что тебе дает отец или мать?», мы скажем: «Извините, любезный, Вы ничего не понимаете в человеческой жизни, в человеческой дружбе и любви». Они действительно нам что-то дают, но не в этом дело. Это наши родные, близкие люди. Ровно то же самое относится к святым, к Пресвятой Богородице и к Самому Господу, молитва Которому состоит из прославления, исповедания веры, покаяния и в том числе прошения.

– Что делать, если обижают твоих близких родственников какими-то наговорами? И нужно ли здесь мстить? Либо надо простить?

– Простить всегда желательно, мстить нежелательно.

– Когда обижают родителей, как здесь быть?

– Что такое месть? Если мы возьмем наше уголовное право... Вот у нас сейчас годовщина трагедии в Беслане, страшное дело со смертью и расправой над этими злодеями, которые напали на наших детей. Но если мы скажем: «Им отомстили», я скажу: «Нет».

– Там был бой.

– Совершенно верно. Их уничтожили, они получили то, что должны были получить. Но это не месть, это печальная необходимость. Месть представляет собой зло за зло, но Спаситель говорит: «Не отвечайте злом на зло, а побеждайте зло добром». И в военных действиях, в действиях наших правоохранителей, силовых структур мы четко прослеживаем победу добра над злом. Да, уничтожение злодея, который пошел на такое преступление, – это добро. Да, уничтожение какого-то врага на поле брани – это тоже добро.

А уголовное наказание преступника – это уже совершенно другое дело, через законный суд с обвинением и защитой, обвинительным приговором и соответствующим уголовным наказанием. Но это тоже добро, это не месть, это доброе дело, которое общество в лице судебной власти реализует по отношению к тем или иным событиям, тем или иным людям. Но это не месть.

Месть – это ветхозаветный принцип: око за око, зуб за зуб. Мне кто-нибудь выбьет зуб, я пойду ему тоже выбью. Почему это было сказано в ветхозаветные времена? Чтобы за один зуб не выбивали два зуба, чтобы за одно око не выбивали два, чтобы за одно убийство не раскручивалось это дело в виде кровной мести. Вот в чем дело. Поэтому слово «месть» надо отбросить. Слово «прощение» гораздо сложнее. Месть – это социальный факт. Прощение – это факт моей души, моего чувства чаще всего.

Я могу поделиться одним интересным воспоминанием. Не буду его сильно раскручивать, потому что оно личное. У меня был в жизни трудный период, когда мне говорили: «Ты должен простить». И я говорил тогда: «Да, я простил. Я понимаю, я христианин, надо прощать – и я прощаю». И очень спокойно жил.

Прошло лет 20-25, я уже священник, совершаю Божественную литургию, стою перед престолом, молюсь (я научился немножко молиться во время совершения Божественной литургии), и у меня возникает мысль, что я начинаю прощать. Только начинаю. Я думал, что я уже давно простил, а оказывается, что я только начинаю это. Благодарю Господа. Так что не думайте, что простить вот так: «Я Вам должен сто рублей». – «Я Вас прощаю, оставьте себе эти сто рублей». Всё, ура, выпьем еще по рюмочке. Нет, это совсем не то.

– Вопрос телезрительницы: «Часто по каналу "Союз" я слышу из уст влиятельного духовенства, что Господь одна Любовь, Он не гневается, не наказывает, что это сам себя наказываешь. Я уже не говорю о Ветхом Завете, но в Послании к Евреям апостола Павла четко говорится, без всякого иносказания: ибо Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает».

– Правильно. А слово «наказание» что означает? Что значит «наказание» в церковнославянском контексте? Смысл единственный и простой: наказание – это научение. А что касается «бьет сына», это метафора. Понятное дело, в те времена научение сопровождалось некоторыми физическими воздействиями. Кто-то рассказывал, что детей пороли по субботам специально, причем независимо от того, виноваты они в чем-то или нет. Просто так их пороли, чтобы они держали тонус. Нет, мы не применяем таких мер к воспитанию детей.

Что касается гнева Божия, Вы можете прямо, без всяких иносказаний, говорить: «Бог гневается на вас, прогневался» (особенно в ветхозаветных историях). Богословие сразу поясняет: это антропоморфизм. Что такое антропоморфизм? Человеческая форма, человеческие образы, которыми передаются некоторые взаимоотношения человека и Бога. Очень хорошо говорит Антоний Великий: сказать, что Бог уходит от человека, скрывается от него, все равно что сказать, что солнце скрылось от того, кто закрыл глаза или ослеп. Солнце светит, но я могу его видеть и не видеть.

Бог гневается – значит, я что-то делаю и получаю результат. Если кто-то разбежится и ударится головой о бетонную стену, что произойдет? Большая шишка. Это Бог разгневался? Нет. Бог каким был, таким и остался. Стена как была, так и осталась, но если вы бьетесь об нее головой – получите результат.

– Так что не нужно преувеличивать какие-то свои возможности.

– Насчет стены – не надо, это делается другими средствами.

– Я попрошу Вас подытожить нашу программу и обратиться к нашим телезрителям.

– В связи с 1 сентября скажу: учитесь, учитесь. Православное просвещение нам необходимо на сегодняшний день. Оно всегда было нужно, люди тяжело работали, не имели грамотности, не имели возможности получать это просвещение и образование. Сегодня есть все возможности. Пожалуйста, пользуйтесь ими.

– А сейчас Вы сами учитесь? Какие-то курсы, может быть… Как это происходит?

– Я, безусловно, учусь, потому что я преподаю. Каждый новый семестр или год я что-то новое преподаю в семинарии. Я, конечно, учусь. Если бы я не стал учиться, меня бы прогнали и сказали: «Ты никому не нужен как преподаватель».

– То есть постоянно нужно совершенствоваться.

– Конечно.

– Я, например, иногда замечаю за собой, что уже невозможно учиться. Как себя замотивировать?

– Тут вопрос здравой меры. Одно дело получать  какое-нибудь третье, четвертое или пятое высшее образование, а другое дело – взять книжечку, послушать лекции, сделать какие-то выписки. Кто преподает, тот составляет учебно-методическое пособие или что-то в этом роде.

– В общем, на самом деле в наше время очень много возможностей по-разному получить образование.

– Образование, просвещение, информацию. Учеба – это не то, что получил студенческий билет, ходишь на лекции; это не всегда возможно.

– Не всегда хождение на лекции может приносить результат.

– Если поступил учиться, то будешь на них ходить. Но есть дистанционные возможности, энциклопедии, справочники, книги. Читайте книги – элементарнейшая вещь. Учебное пособие «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденко – всем советую.

– Да, все доступно, причем и покупать не нужно, есть в Интернете.

– Читайте, получите очень много полезнейших сведений. Вот вам и будет православное просвещение.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать