Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

– У нас есть вопросы, которые приходят к нам из разных источников. Первый вопрос: «Никогда не встречал худых священнослужителей. Почему так происходит?»

– Во-первых, исходная позиция, конечно, ошибочна. И по нашей епархии, и по Московской полно людей и среднего телосложения, и существенно более худого, чем норма. Но следует добавить одну простую вещь: в наше время (в XXI веке) полнота – это не признак благополучия, а признак нездоровья, нездорового образа жизни, тяжелейших нагрузок, нервных перегрузок, нерегулярного и нездорового питания и так далее. Друзья мои, учтите этот простой фактор.

– Все про меня, батюшка.

– Будете Вы священником или нет (и кем бы Вы ни были) – позаботьтесь о своем здоровье. Больше двигайтесь физически. Физические нагрузки, тренажеры – это необходимо. Помните, если вы видите полного священника – помолитесь, пожалейте его, у него далеко не все благополучно в его суете повседневной жизни.

– Тем более ненормированный график.

– Никакого графика нет. Я монах, мне все это дается немного легче по целому ряду причин. Я вижу своих коллег, сотрудников-сомолитвенников, каково приходится им.

– Следующий вопрос: «Как бороться с пьянством сестры (ей 56 лет)?» Или нужно спокойно на это смотреть, потому что это ее выбор и исправить что-то невозможно?»

– Не совсем так. Конечно, это ее выбор, но спокойно смотреть на беду и горе ближнего нельзя. Вы прекрасно это понимаете. А вот что в пределах разумного нужно для этого делать, как ей помочь (это правильная формулировка) – тут есть целый ряд возможностей. Конечно, они в большой мере будут индивидуальными. Нужно понять, что заставляет ее пьянствовать, какие причины, какие условия. Вы верно заметили, что без доброй воли больного (а пьянство – это болезнь) ничего сделать невозможно. Но если есть хоть какой-то росток этой воли, то ее надо поддерживать.

Человек должен осознать, что пьянствует или бросает пить он сам, но окружающий мир, ближние, духовенство, Церковь и Сам Господь – это его поддержка, помощь. Если я сломаю ногу или руку, меня повезут в больницу и будут лечить врачи, здесь я пассивен, я ничего не делаю для того, чтобы у меня срослась нога, чтобы я выздоровел от аппендицита или чего-то еще; соблюдаю режим и порядок, лежу себе, и все. Со мной такое было, кость срослась – все слава Богу.

Здесь не так. Здесь я сам субъект своего исцеления. Но всегда опираюсь на окружающий мир, на духовенство. Существуют трезвеннические группы, очень эффективные, действующие по обычному правилу: моя воля слаба, я опираюсь на волю Господа, следую ей. И вот что и как мне поможет следовать не своей больной воле, а ясной и святой воле Господа? И это, в общем-то, получается при условии, что человек сам к этому стремится.

– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, почему священники не носят обручальные кольца?»

– Печальный вопрос. Почему я не ношу обручальное кольцо? Потому, что я монах, со мной все понятно. Почему мои собратья, женатые священники, не носят обручальных колец? Такой неудачный, не лучший, неблагоприятный обычай существует в Русской Православной Церкви. Вряд ли кто-то из православных священников скажет: «А я вот буду носить». Так не ведут себя в Православной Церкви. Мы ждем, пока священноначалие оценит этот вопрос, решит его и призовет своих женатых клириков носить обручальные кольца. Другого ответа у меня нет.

– Вопрос телезрителя: «Если у человека во время чтения молитв не возникает никаких ощущений, внимание постоянно находится в рассеянном состоянии, это вредно для него или нет?»

– Распространенный вопрос. К такому состоянию надо относиться спокойно как к неизбежности, но стараться ей противодействовать. Совсем без отвлечения не может молиться никто, только, наверное, один Господь Иисус Христос. Человек всегда остается в чем-то несовершенным, и наше сознание всегда имеет какое-то рассеяние. Об этом свидетельствует каждый из нас, и многие святые люди,  подвижники, очень грамотные и опытные люди, тоже об этом пишут и говорят. Но из этого не нужно делать трагедии, беды, не нужно видеть здесь какую-то критическую опасность, просто-напросто надо помнить об этом, стараться сосредоточиться; может быть, убрать какие-то отвлекающие факторы.

Если, например, у вас за окном кто-то празднует свадьбу, закройте это окно, можно и шторой занавесить…Почему наша молитва часто происходит в темноте, вечером зажигаются лампады? Это очень полезно – погасить внешний свет, оставить горящую лампадку, смотреть на икону, перед которой она горит. Это такие вспомогательные, поддерживающие факторы, которые содействуют вниманию и концентрации нашей молитвы на существе дела. Пожалуй, на этом можно и остановиться.

– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, что означает фраза: пожалеешь розги – испортишь ребенка. И как Церковь относится к такому воспитанию?»

– Это перевод с английского. Относиться к этому можно только в переносном и метафорическом смысле. Никто детей розгами не наказывает, не истязает; во всяком случае, в Православной Церкви. Но если посмотреть на эту фразу внешне, можно обнаружить  равнодушие или формальный подход к делу воспитания. Иными словами, каждый из родителей несет родительский подвиг, и этот подвиг непростой, он требует внимания к детской душе, к ходу развития ребенка. Надо помнить, что одинаковых детей нет, как замечательно сказал польский педагог и врач Януш Корчак в книжке, которую можно всем порекомендовать: «Как любить ребенка». Вы ее можете легко найти в сети, это небольшая книга, по сути – его дневник.

Почему нет одинаковых детей? Такое парадоксальное высказывание. Потому что есть люди разного возраста, разного уровня развития, разных интересов, способностей, темперамента, характера и так далее. И, помня об этом, каждому ребенку надо давать что-то свое. Кому-то дисциплинарные меры, может быть, и жесткие, кому-то гораздо больше мягкости, сочувствия, сострадания, чтобы вести этих маленьких людей к наилучшему развитию их интеллекта, души, чувств, всего комплекса сил души к становлению их христианского образа мыслей и образа жизни. Вот так можно сказать. Пожалуй, это и будет правильный ответ.

– А как все-таки правильно наказывать детей? Я помню, что меня пороли ремнем.

– И результат? Нормально?

– Пока да. Есть разные ситуации, конечно, я понимаю. Кто-то считает, что физическое наказание для ребенка полезно, кто-то считает, что нет. Как правильно?

– Что такое наказание? Наказание – это научение. Физическая мера воздействия – битье – в целом не может быть полезной. Но это иногда бывает необходимым. Приведу некоторые простые ситуации. Маленький ребенок примерно трех лет еще слабо связывает причину и следствие (интеллект у него еще не развит), но имеет очень активный интерес к окружающему миру. Такие дети, как говорят, нас испытывают, они нас провоцируют по-своему, по-детски. И вот, например, мама говорит ему: не суй палец в электрическую розетку, а он обязательно будет их туда совать... Сами понимаете, что может случиться с маленьким ребенком, если он 220 вольт получит. Поэтому в этом случае его можно научить так, чтобы он немножко поплакал и уже больше к этой розетке не притрагивался. Таких случаев не так много, но они есть.

– Вопрос телезрительницы из Зеленограда: «Мы почитаем иконы в Церкви – это понятно, а вот сейчас ставят памятники святым. Церковь, наверное, положительно к этому относится. А как батюшка к этому относится?»

– Так же, как Церковь. А Церковь относится так, как относится народ. Мы в этом не видим никакой новой тенденции в христианском благочестии. Людям нравится иметь эту иконографическую фигуру в виде скульптуры. Почему бы и нет? Что в этом  особенного?

– То есть неважно, икона это или статуя?

– Почитание этих графических скульптурных образов совершенно естественно укладывается в православный образ мыслей. Мы не поклоняемся иконам или статуям, они служат средствами к нашему поклонению самому Первообразу – Господу. Для ясности приведу такой известнейший пример, который, к сожалению, не всем людям понятен. Во время богослужения идет дьякон или священник с кадилом. Что такое каждение? Это  поклонение Богу, причем каждение было еще до христианства. Мы читаем о нем и в ветхозаветной истории… Почему дьякон кадит перед иконами? Потому, что иконы суть изображения святых людей или Самого Спасителя, они сами по себе образы Бога. А затем он поворачивается к вам, прихожанам, и совершает каждение перед вами. Буквально симметрично: то перед иконами, то перед людьми. Потому что человек – это образ Божий; не вам он кадит, а Господу, а человек представляет собой образ и подобие Божье.

Помните это, друзья. И тогда взгляд на скульптуры будет другой. Одному они больше нравятся, другому меньше, кто-то недоволен, говорит, что скульптура не такая – ну, как смогли, так и поставили. И иконы не всем одинаково нравятся. И иконы бывают такие, что говорят: это неудачная икона. Но если она неудачная, это не значит, что она перестает быть иконой. То же самое и в отношении скульптур.

– Следующий вопрос: «Ждем с женой ребенка. Жена считает необходимым отдать дань традиции и крестить ребенка. Я против, потому что это стало данью моде, люди не думают о Боге, а лишь играют в крестных родителей. И, самое главное, ждут застолья».

– Этот мужчина правильно оценивает недостатки, но он странным образом проецирует чужие грехи на свою семью. Ну мало ли что? Скажем, пришел я в магазин купить еды и знаю, что многие имеют полноту, лишний вес; думаю: «Нет, я вообще есть ничего не буду, потому что это вредно, люди же объедаются. А я вот ничего не буду есть». Это же абсурд. Как можно вообще так мыслить? Крещение – это не дань традиции, это приобщение, введение ребенка в Православную Церковь по той простой причине, что этот ребенок – часть православной семьи. И если семья православная, а ребенок остается вне ее, это жестоко по отношению к ребенку.

Другое дело, что бывает наоборот, когда семья не исповедует православие, то есть чужда Церкви, а ребенка несут крестить именно как дань традиции. Это не годится. Для этого у нас Церковь установила порядок предкрещального оглашения, катехизации, священник ведет работу с этими родителями. Если священник в ходе этих огласительных действий обнаруживает, что люди в Бога не верят, от Церкви далеки и не желают к ней приближаться, он скажет: «Простите, ничем помочь не могу». И правильно сделает. Но будем надеяться, что это не тот случай.

– Следующий вопрос: «Развелась с мужем несколько лет назад, но продолжаем жить вместе как муж и жена. Сочетаться браком не можем по имущественным вопросам. Понимаю, что грешим, но изменить сейчас ничего не могу. Как исповедоваться, как назвать такой грех и можно ли причащаться?»

– Хоть горшком назовись, только в печку не лезь – очень хороший ответ в таких случаях. Совершенно неважно, как назвать. А вот что сделать? Женщина имеет внебрачную половую связь.

– Даже если это был когда-то ее законный муж?

– Был да сплыл, было и быльем поросло. Что такое развод? Это похороны умершего брака, его больше нет, он мертв, люди его хоронят, оформляют развод. Больше они не муж и жена. Если они после этого вступают в половую связь, последствия соответствующие. Конечно, этой женщине надо идти на исповедь, раскрыть всю ситуацию перед опытным священником и понять, как нужно восстановить свой брак. Его можно восстановить. Я сам венчал людей, которые были разведены. Потом Господь дал им покаяние, и они снова зарегистрировали брак и совершили венчание. Но то, что происходит, – этого быть не должно.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, как мне стать священником, если я женщина? Верю и надеюсь на Ваш ответ».

Вопрос о женском священстве. Почему оно невозможно в нашей Церкви?

– Отец Дмитрий Смирнов, которого мы все очень любим и уважаем, в ответ на такой вопрос говорил: «А вы скажите мне, как мне родить ребенка, если я мужчина?» Примерно так и здесь. Не надо ставить перед собой такого рода задачи, которые с самого начала несостоятельны. И священство – это не профессия, это некое отражение неба на земле. Бывают и совершенно земные занятия, которые ограничиваются одной половиной человечества. Кое-что делают только женщины. Например, акушерка в больнице. Никто мужчину не пустит в родовую палату. Врач-акушер может быть, а ухаживать за родами...

– Почему же? Пускают. Это называется партнерские роды.

– Да, пускают мужа, но не работников больницы. Так и мужские профессии есть. Я подчеркиваю: священство не профессия, но оно включает в себя профессиональный элемент, который ограничивается мужским полом. Вы легко найдете объяснение этому, я сейчас вдаваться в подробности не буду, но одну только фразу скажу, и Вы поймете. Почему люди целуют священнику руку? Не поручи, а именно руку. Люди, далекие от Церкви, бывают недовольны. Потому что эта рука работает как молоток в руке столяра, как инструмент в руке Бога. Этой рукой Господь совершает святое таинство Евхаристии. Таким образом люди приветствуют не священника, а Того Самого высшего Судью, Творца и Спасителя, Который через священника совершает Свои таинства на земле. И этот священник должен иметь тот же самый пол, который принял Сын Божий, став Человеком.

– Следующий вопрос: «Я полюбил женщину, она темнокожая христианка, но родители против этого брака; говорят, что негоже сочетаться двум разным людям. Как их убедить, что у нас любовь и не надо нам мешать?»

– Не надо убеждать родителей. Я так понимаю, пишет совершеннолетний человек. Надо как следует утвердиться в том, что вы вступаете в брак, вступить в благословенный брак и самим фактом вашего полноценного благословенного супружества убедить Ваших родителей, что вы муж и жена.

Не надо вступать в дискуссии с пожилыми людьми. Вам не надо, младшему поколению. Но если Вы найдете каких-то старших друзей, того же самого священника, любую авторитетную фигуру в глазах Ваших родителей, вот их можно попросить что-нибудь родителям немного растолковать. А если самим молодым людям пытаться что-то втолковать старшим – это психологически не очень действует; скорее всего они не будут вас слушать.

– Тут, видимо, смущает, что этот человек другого цвета кожи.

– Мы прекрасно знаем, что здесь никакой разницы нет, а не вполне разумные родители находят какие-то поводы. То у нее цвет не тот, или толщина не та, или худоба не та, или образование не то, или денег мало, или слишком много – они найдут причины. Священники видят и замечательные примеры сотрудничества старшего и младшего поколений, и отрицательные примеры, когда начинаются какие-то терки и отношения портятся. Друзья мои, прямо вам говорю: вы решили вступить в брак – вступайте; скажите: «Мы отдаем себя друг другу. А вы, дорогие родители, увидите, какие мы будем счастливые и прекрасные супруги». И докажите это делом.

– Дай Бог, чтоб так и сталось. Есть примеры смешанных браков, ничего в этом плохого нет…

 Кстати, Вы же жили в США. Как там?

– Смешанные браки? Есть, конечно. Их не так много, но они есть.

– Как мы знаем, там особые отношения между людьми, потому что у нас в России это диковинка на самом деле.

– И у нас не диковинка. У нас город Иваново, и там есть один человек. Правда, он, к сожалению, не православный, он приехал из Африки, исповедует какую-то евангелическую конфессию, стал евангелическим пастором, женился на русской женщине, у него дети. Он приятный человек, приходил к нам в рамках наших межконфессиональных контактов, шутил весело.

Один раз он отпустил такую шутку – мне понравилось. Мы были у него, праздник, и он говорит: «У меня есть претензия к православным». А я сразу немного напрягся. – «Почему православные пытаются всегда перевести нас в православие?» Я говорю: «Знаете, мы тут ни при чем, это Божья воля, это Господь решает». Он долго смеялся, но осторожнее стал к нам относиться, потому что понимает, что Божья воля, наверное, в том, чтобы люди были православными.

– Не поспоришь.

Вопрос телезрительницы из Пушкино: «Я жила с мужем 23 года, мы венчаны, но три года мы с ним уже не живем, он ушел к другой. И я хочу знать: мой венчанный брак считается браком? Я замуж не собираюсь».

– Вы в ЗАГСе разведены?

– Телезрительница: «Да, а церковно?»

– Вопрос разумный. Брак один, но он скрепляется двумя инстанциями: сначала гражданская регистрация, потом – церковный брак. Если этот брак погиб, если муж его убил, изменив своей жене и найдя себе другую половую связь, увы – брака нет, его хоронят гражданским разводом. После этого жена, оставленная мужем, уже в браке не состоит. Если телезрительница решит, что ей хочется снова вступить в брак, Церковь это допускает. Вот тогда она обратится к правящему архиерею с ходатайством, с просьбой о разрешении повторного брака. А если нет, то она просто разведена и в браке уже не состоит.

– Следующий вопрос философский, но он имеет место: «Что такое душа и что такое дух? И чем они отличаются?»

– Вопрос непростой; одновременно и философский – и связан со Священным Писанием. Дело в том, что по тексту Нового Завета можно сделать два разных вывода. Имеются две составляющие части личности: материальная и нематериальная (тело и душа). Или три: апостол Павел кое-где упоминает отдельно душу и дух. Но никакого догматического вывода мы тут сделать не можем. С некоторыми взглядами мы соглашаемся в том, что есть две части (дихотомия) человеческой личности, а по некоторым другим взглядам – это трихотомия.

Различие терминологическое, словесное: что относить к духу, если это какая-то особая третья часть, а что относить, может быть, к каким-то другим частям или компонентам души, которые к духу не относятся? Разные могут быть мнения. Понятно, что слова «духовный», «дух» – это ассоциации с Духом Святым, нечто, связывающее человека с Богом в той или иной форме. Но, как мы знаем, личность целиком связана с Богом, ничто в человеке не противоположно Богу (кроме греха). А все, что свободно от греха, направляется к Господу, потому что Господь Иисус Христос – Спаситель тела. Это тоже не надо забывать. У нас нет противоположности между душой и телом. Душа спасается, а тело никому не нужно – это неправда. Это ошибочное суждение. В этой связи трехчастность или двухчастность человеческой души не оказывает прямого воздействия на наше христианское миросозерцание, мировоззрение.

– Следующий вопрос: «Я преподаватель психологии, православный человек. Недавно услышал, что психология – это лженаука и не стоит заниматься ею православному человеку. Что делать? Сменить профессию?»

– Бедный человек. Он же психолог, все-таки грамотный человек, разумный и говорит: «Недавно услышал...» Иной раз услышишь такие своеобразные слова, что не знаешь, куда от них деваться. Ну нельзя ни психологу, ни кому-либо вестись на то, что недавно услышал; надо познакомиться с факультетом психологии в Свято-Тихоновском институте, да и не в нем одном. Психология и ее применение в православии или, наоборот, воздействие православного богословия, православной антропологии, православной аскетики на психологию – исключительно важные, существенные процессы.

Есть препятствия на этом пути. В любом деле есть препятствия, в любом деле есть недостатки, в любом деле есть люди, которые оказываются ниже требований, что к ним предъявляются. Но, как в басне Крылова, в семье не без урода, только не надо по уродам судить о семье. Посмотрите в Интернете тему «Православие и психология» и увидите массу полезнейших и очень существенных примеров того, что сегодня делается.

– Следующий вопрос: «Можно ли молиться шепотом (читая утренние и вечерние молитвы, правило ко Причастию и так далее)?»

– Если я священник, совершаю богослужение в храме, если я регент хора, псаломщик или дьякон, значит – веду молитву так, как принято в церкви. Если же это молитва моя личная, то я ее совершаю так, как лучше для меня, насколько это приносит больше пользы в создавшихся условиях. Помните очень важное правило: не я для молитвы, а молитва для меня. Святитель Феофан Затворник говорит даже еще ярче: не будьте рабом своего молитвенного правила, пусть правило будет вашим рабом, пусть оно вам служит, пусть оно вам приносит пользу.

Представим себе, что жена и дети спят, а муж говорит: «Нет, надо молиться громко, в голос, как дьякон». Это же смешно. Тем более мы прекрасно знаем из опыта святых отцов, что во многих случаях молитва совершается просто в уме. Так что я бы сказал нашему вопрошателю, что сомнения о его личной молитве он должен рассеивать со своим приходским священником, рассказывать ему, что у него происходит, просить конкретного совета по конкретным обстоятельствам.

– Вопрос телезрителя: «Согласны ли Вы с таким утверждением, что человечеству духовность заменяет культ денег? Сама личность не так важна, главное – получение выгоды».

– У меня нет никакого получения выгоды; думаю, что и у Вас этого нет. А у кого  есть? Мало ли какие люди у нас есть… В Москве живет, наверное, больше десяти миллионов человек, а в России – сто сорок, а по всей планете Земля – восемь миллиардов; у каждого свои интересы, каждый выбирает себе мотивацию по своему усмотрению. Если кто-то ставит целью своей жизни получение выгоды, я такому человеку могу посоветовать одно: сходите на ближайшее кладбище, посмотрите, каков итог получения выгоды. Ну, большие памятники ставят. Иной раз пройдешь по кладбищу, там такие монументы... А может, эти монументы поставили люди, которые просто любили этого человека, – мы не знаем. Может, этот человек был бедный, а вот умер – и воздвигли ему памятник очень большой. Такое тоже возможно; думаю, тут особо распространяться не о чем.

– Может быть, просто современная ситуация такова, что люди друг к другу так относятся?

– Не все. Есть, конечно, и такие, люди все разные, надо это помнить. Под одну гребенку стричь никогда никого не удастся. У Спасителя было двенадцать учеников. Один из них кто? Иуда. Вот пример по части денег. Это был ученик Спасителя, это был апостол. И всегда были разные люди с разными грехами, разными греховными, ошибочными, тлетворными, вредоносными интересами и намерениями. Да, мы сейчас видим это. Больше ли стало таких – я не знаю, трудно сказать, это вопрос не столь актуальный. Но что это вылезает на поверхность – да. Но какое это имеет отношение к нам? Никакого.

– Следующий вопрос: «Заниженная самооценка человека и смирение: как это сочетается, как понимается? Смирение никак не связано с самооценкой или у смиренного человека низкая самооценка?»

– Вопрос серьезный. Это один из глубоких вопросов, на которые с ходу не ответишь. Самооценка идет у нас из психологии, смирение – из православного образа мыслей, православной аскетики, если точнее выразиться. Конечно, они друг с другом связаны. Смирение – это безусловное достоинство личности. Это не то чтобы какая-то здравая мера смирения. Нельзя сказать: надо быть смиренным, но до определенной грани, а дальше уже не надо быть смиренным. Такого мы никогда не скажем, потому что смирение само по себе – это действительно достоинство, действительно благодатный дар. 

А что касается самооценки как психологического фактора, как трезвого взгляда не столько на свою личность, сколько на свое место в обществе, на свои функции, на свои контакты с окружающими людьми, то я встречал таких людей, которым скажешь: «Будьте любезны, помогите с этим простым делом», а они: «Нет, я не могу: кто я такой (или такая)?» Женщины часто говорят: «Я такая неуклюжая, я слабая...» Мы прекрасно понимаем, что она просто кокетничает. Но это кокетство входит в пакет низкой самооценки и тем самым приносит человеку вред. Это не смирение.

Смирение – это разумное понимание своих духовных задач, тех даров, которые даны человеку Богом для того, чтобы этот человек достиг Неба. Прежде всего на что опирается оценка этих даров? На слова Спасителя: «Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей волею твоею, всей крепостью твоею и ближнего своего, как самого себя». Вот это отношение к ближнему, эта любовь к нему, способность его любить, то есть трудиться ради блага других (во многих случаях пренебрегая собственным благом), и служит основой смирения. Начиная от каких-то высоких подвигов (военных, гражданских или родительских) и кончая абсолютно повседневными делами, без всяких ссылок на самооценку.

Пришли люди в ресторан и говорят: «Давайте закажем свинину». А другой говорит: «Мне бы хотелось баранину». А ему отвечают: «Нет, давайте всем свинину». И смиренный человек скажет: «Давайте, не буду ни с кем спорить; съем свинину, если есть такая возможность».

– А если постный день, а тебе говорят: ешь свинину?

– Хорошее замечание. По обстановке надо смотреть, в какой-то ситуации надо сказать: «Нет, простите, я не буду». А в какой-то ситуации сделать вид, что ты не понял их ошибки, не заметил. Мы видим эти примеры даже из житий святых. Святитель Филарет Московский пришел к кому-то в гости, а хозяева не соображали, что время постное, и подают ему скоромное угощение. Была очень неудобная ситуация, но святитель Филарет спокойно взял и немного поел, с тем чтобы не акцентировать внимание окружающих лиц на той явной ошибке, которую совершили хозяева.

– Обижать нельзя.

– А в другой ситуации, когда, например, с некоторым элементом сарказма или неприязненного отношения говорят: «Давай ешь, мы знаем, что ты христианин, но все равно будешь сейчас с нами есть», следует сказать: «Не буду есть скоромную пищу». Все зависит от того, какова цель и каков итог ваших действий. Смирение позволяет человеку выбрать правильный образ действий. А человек с низкой самооценкой в той ситуации, когда надо себя правильно поставить перед лицом Господа и перед лицом общества, вероятно, не сможет этому противостоять, не сможет противостоять и другим грехам, в которые окружающие могут его вталкивать. Скажет: «Я никто, я ничего не могу, я неспособен, я слабый, никудышный», – и пошел по греховным дорожкам (уж не буду их здесь перечислять).

– Вопрос телезрительницы: «Мне 76 лет, инвалид по общему заболеванию, и я всегда перед постом спрашивала раньше батюшек, можно ли мне послабление в пост. Они всегда говорили, что это по состоянию здоровья. А сейчас уже и не стала спрашивать. Правильно ли я делаю? Думаю, надоедать им все время не стоит, тоже ведь отвлекаются».

– Вы совершенно правы. Пост для всех, но как этот пост выполнять, что есть, каким будет ваше питание – зависит уже от человека, как и где он живет, каково его состояние здоровья. Восьмое правило Тимофея Александрийского (это IV век) гласит, что человек больной постится по мере болезни. Логика очень простая: пост – это самоограничение. Мне вот хочется мороженого на молоке и на сливках, а день постный, значит, я не буду это есть, хотя мне и хочется. А больной человек, питание которого зависит от указания врача, питается так не потому, что он этого хочет, а потому, что от него этого требует врач для сохранения того здоровья, которое дал ему Бог, или для исцеления.

Поэтому Вам или другим людям в состоянии болезни надо спросить своего лечащего врача; какое питание он предпишет, так и питаться. Если врач скажет: «Можете есть рыбу или мясо», тогда, конечно, в постное время выбирайте рыбу. А если он Вам скажет: «Вы должны пить стакан кефира ежедневно», значит, пьете кефир. Вот такие возможности.

– Следующий вопрос: «Будет ли грехом зайти не в православный храм, чтобы узнать, как он устроен?»

– Ни в коем случае не будет грехом, а наоборот. Мы все заходим в разные места. Мы недавно в нашей Иваново-Вознесенской епархии посещали мечеть по приглашению наших мусульманских сограждан, они посещали наш православный храм по нашему приглашению. И это очень важное дело.

– А какой-нибудь раскольнический храм?

– Тут мы начинаем вступать в область особых ситуаций. Я приведу вам высказывание нашего знаменитого государственного деятеля Константина Победоносцева. Его спросили, почему в Российской империи к инославным конфессиям и иноверцам есть большое уважение, а к раскольникам уважения нет; наоборот, есть давление, чтобы их искоренить. Победоносцев ответил очень хорошо: «В любом государстве имеет хождение различная валюта: свои государственные средства или деньги других государств согласно принятым правилам...»

– И фальшивые.

– А кроме этого, совершенно верно, есть фальшивые деньги, которые не могут иметь хождения. Так и здесь. В чем разница между фальшивыми деньгами и настоящими?  Когда мы смотрим на валюту иного государства, мы прекрасно понимаем, что это валюта иного государства, когда же смотрим на фальшивую пятисотенную бумажку, то это обман. Так вот, если нас пытаются обмануть, если нам говорят, что это тоже православный храм, просто там у нас немного не так, вот тут скажите: «Извините, вы ошиблись адресом».

– Следующий вопрос: «Обманули на деньги. Есть человек, который может помочь. Смириться или воспользоваться помощью?»

– Вопрос еще в том, как он будет помогать.

– Видимо, можно вернуть деньги.

– Если эта помощь законная – прекрасно, почему нет? Если не совсем законная, пойдете в тюрьму вместе с ним.

– То есть тут надо действовать по Уголовному кодексу.

– Действовать по обстановке. Может быть, реально посоветоваться с юристом. Я не знаю, какие деньги, кто кого обманул, как будут помогать, что к чему, но, по-моему, это тема для толкового юриста.

– Следующий вопрос: «Что делать, если чувствуешь себя духовным инвалидом? Ни пост не идет, ни молитва – ничего».

– А почему пост должен идти? Ну, молитва – я понимаю, а как может пост идти или не идти?

– Ну, не постишься.

– Видите, в чем дело, почему у нас так много разговоров в пост о еде? Потому, что это очень просто. Я пришел в столовую, тут у меня рыба, тут мясо. Кто меня может заставить взять мясное блюдо, если можно взять рыбное? Никто. Вот я пришел в магазин. Тут стоит квас, тут стоит кефир. Кто меня может заставить купить кефир вместо кваса? Никто. Если человек стоит и думает: «Что-то у меня не идет, возьму-ка я кефир», – извините, сам и будет отвечать.

А вопрос вообще серьезный. Начинайте с малого. Часто бывает так: человек начал поститься, день постился, второй, молился, ходил в храм, а потом что-то случилось, где-то выпил, совершил какой-то неправильный поступок – и махнул на себя рукой (вот вам самооценка): «Да все равно у меня ничего не получается, не буду даже и пробовать».

– «Этот пост – ладно, следующий попощусь…»

– Вот, пожалуй, где зацепка. Прекрасная святоотеческая формулировка: упасть – дело человеческое, лежать в грязи – дело сатанинское. Если ты упал, то вставай и иди. Да, пускай ты упал, расшибся, ты вывалялся в грязи – не беда, вымоешься – и двигайся дальше. А вот потребность оставаться в грязи – это уже Ваш личный грех, которому оправдания мы не видим.

– Следующий вопрос: «Разъясните, пожалуйста, значение слов: ударили по одной щеке, подставь другую?»

– Очень хорошее значение. Оно имеет прямое отношение к Вашим личным контактам с Вашими близкими людьми. Вы женатый, а я монах, мне как-то не приходится такие вещи применять в жизни, а Вам приходится. Вот жена Вас возьмет и чем-то обидит, а Вы возьмете и поцелуете ее в ответ.

– Тяжело...

– На самом деле для женатого человека это  должно быть не тяжело, а радостно, потому что Вы тем самым приводите Христа в свой дом. Тот, кто в ответ на обиду сам отвечает обидой, выгоняет Христа из своего дома. А тот, кто поступает по заповеди Нагорной проповеди (как сказал Спаситель в 5-й и 6-й главах Евангелия от Матфея), как раз и приводит, приглашает Христа в свой дом.

– Так и надо поступать.

– Следующий вопрос: «Можно ли причащаться, если я поссорилась с мамой, извинилась, а она теперь все, что я ни сделаю, встречает недовольством? Даже до того, что сказала: не в той сковородке поставила еду».

– Тут есть какой-то сильный прокол, промах. Женщина ставит в зависимость свое участие в Святых Христовых Таинах от поведения матери. Это явная нелепица. Она должна на исповеди изложить, рассказать свою вину перед лицом Господа, принести покаяние. Будем надеяться, что священник должен прочитать разрешительную молитву, простить ей этот грех. Если он даст ей епитимью, скажет: «Такая-сякая, придется Вам пропускать причастие какое-то время», тогда, значит, это его решение. А если священник скажет: «Ну что ж, Вы покаялись, больше так себя не ведите и приступайте к Святым Дарам», значит  – она приступает к Святым Дарам.

А как мама странно себя ведет... Почему она держит на нее зло? Это уже не вопрос нашей слушательницы. Она должна вести себя так, чтобы по возможности у мамы восстановить доброе к себе отношение. У пожилых людей бывают, к сожалению, заскоки. Они у всех бывают. Если человек исповедует православную веру, он свои заскоки проводит через покаяние Спасителю и освобождается от них.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать