Беседы с батюшкой. Об исповедании истинном и ложном

2 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (г. Москва) протоиерей Александр Ковтун.

– Сегодня тема нашей передачи: об истинном и ложном исповедании веры. Отец Александр, что такое истинное и ложное исповедание веры?

– Как раз для раскрытия сегодняшней темы хотел бы привести сегодняшнее чтение за Божественной литургией Деяний апостольских, где говорится о ложном исповедании веры. Апостолы Павел и Сила шли в молитвенное собрание. По пути к ним подошла женщина, которая прислуживала у своих господ и была одержима нечистым духом. Она волхвовала, предсказывала и таким образом приносила много денег своим хозяевам. И вот она несколько дней шествовала за апостолами и говорила, что эти люди –

истинные служители Бога Всевышнего и учат истинному пути. Апостол Павел запретил ей говорить эти правдивые слова (внешне она говорила все правильно), и дух нечистый из этой женщины вышел, а она лишилась так называемого дара волхвования, чародейства.  Хозяева не смогли на ней зарабатывать и в итоге обозлились на апостолов, что те лишили их дохода; они были посажены в темницу по навету ее хозяев.

Мы сегодня видим в апостольском чтении, как дух нечистый говорит правду. То есть женщина  исповедует апостолов апостолами, служителями Бога Всевышнего. И, казалось бы, что здесь плохого? В том, что она говорит правду – и все люди это слышат: «О, как она говорит. Значит, эти люди и правда служители Бога, их нужно слушать». Но демон говорит правду не для того, чтобы люди имели назидание и спасение, а для погибели. Поэтому апостол Павел ей запрещает эти слова говорить. Мы сегодня видим в апостольском чтении пример ложного исповедания веры. Это яркий пример, и вообще можно сказать, что не один – многие святые отцы говорят: нельзя слушать то, что сообщают демоны. Некоторые люди говорят: я был в таком-то монастыре, на отчитке, бесноватая кричала, и демон через нее предсказал, что через три года случится бедствие там-то и там-то. Люди слушают и придают значение этим словам.

Бесов слушать опасно. Они иногда говорят правду, иногда ложь. Но основная задача их – вести людей не по пути ко спасению, а ввести их в погибель, заблуждение. Поэтому слушать их ни в коем случае нельзя, даже когда они говорят правду. На самом деле они могут и правда что-то предсказывать, но в основном плохое. Потому что демон знает, что он хочет плохого сделать на будущее, и он может через своих служителей об этом прорицать. И люди говорят: «Смотрите, он предсказывает. И правда – все это сбывается». Заметьте, что предсказывает только плохое. То есть бесы хорошее предсказать не могут, они предсказывают только то, как они могут в дальнейшем напакостить. И через своих служителей они реализуют эти мысли, а люди, духовно неопытные, им доверяют.

Очень опасно вообще слушать, что говорят люди одержимые. Некоторые говорят: «У нас в храме бесы кричали, они возмущались, что у нас в храме это не так, то не так». Нельзя придавать этому значение. И мы видим, что ложное исповедание звучит из уст и тех людей, которые одержимы бесами. Но мы все в какой-то степени одержимы бесами. Поясню: человек, который предается какой-нибудь страсти и живет в ней, дает власть демону над собой. Если он с этой страстью не борется, тогда не замечает и власти демона над собой. И он даже может потом делать хорошие дела, стараться жить церковной жизнью, но через эту страсть демон будет действовать. Человек может даже проповедовать, очень хорошо говорить, цитаты приводить. Но если за этим стоит страсть, тогда эти слова могут послужить не во спасение слушателям.

– И даже правда может служить не во спасение. А как на ложный путь может увести человека правда?

– Демон использует правду, чтобы потом сделать какую-то неправду. Демон не говорит, что он плохой, он всегда будет говорить, что он хороший, и говорит хорошие слова. Он это делает для того, чтобы людей ввести к себе в доверие. Как часто бывает… Недавно  был случай, одна женщина обратилась к бабушке. Я в храме эту женщину спрашиваю: «Зачем же Вы пошли?» – «Бабушка лечит молитвой, у нее дома иконы, она читает "Отче наш", "Верую". Когда я пришла, она "Богородицу" прочитала; лежит Евангелие». Но она при этом читала какие-то молитвы свои, в церкви их не читают. То есть она использует иконы и церковные молитвы для того, чтобы прикрыть свои заговоры. Она говорит: «Я читаю молитвы». И люди идут к ней с доверием, волеизъявление свое определяют. И бес в силу этого волеизъявления имеет власть над человеком. То есть ты добровольно ее слушаешь и позволяешь производить над собой манипуляции, и демон имеет на тебя воздействие. И такие люди прикрываются всегда словами правды, Евангелием. Помните, в Священном Писании? Когда Господь на Горе Искушения стоял, дьявол цитировал псалмы. То есть он Псалтирь знает наизусть. Как-то святитель Иоанн Шанхайский сказал, что ложь – это не только то, что явно против истины, ложь – это еще и то, что не в силе и не в духе истины. То есть явно, формально все может быть хорошо, но дух может быть не Божий.

Как-то вспоминается беседа с одним атеистом, убежденным большевиком. Он говорил, что заповеди искреннего, настоящего, убежденного коммуниста ничем не отличаются от заповедей Христовых. Но это отличается самым главным – духом. Потому что в основе этих заповедей лежит дух разрушения. Можно посмотреть, сколько несправедливости лежит в основе, сколько было разрушено, уничтожено. То есть формально, внешне все красиво, там тоже – быть честным, трудолюбивым, Родину любить, жертвовать собой.

Посмотришь – человек самоотверженный, но какой дух за этим стоит? Что человеком движет? Ведь у человека в его деятельности может главным двигателем быть тщеславие. И человек ради тщеславия может столько добра делать… Вот человек до того, как прийти в монастырь, столько добра делал, был такой жертвенный, а в монастырь пришел – не может сделать минимум из того, что делал раньше. Потому что здесь никто его не хвалит и не видит.

– То есть это добро было, как говорится, на крыльях тщеславия.

– И нужно еще смотреть, в каком духе это делается. Люди духовно опытные, конечно, понимают, чувствуют, какой дух стоит за этим. Часто человек красиво говорит – а за этим стоит дух тщеславия, гордыни, самолюбования. Или он занимается добродетелью и трубит во все стороны: «Я сделал столько добра… И туда пожертвовал, и туда». А в Евангелии как сказано? Чтобы левая рука не знала, что делает правая. Поэтому это не православный подход, все-таки православные люди понимают, что просто добрыми делами мы не спасаемся. Иначе бы тогда зачем Христу было приходить? И язычники делают добрые дела.

Всякие наши добрые дела все равно пронизаны грехом. И мы обретаем в себе нового человека, борясь со страстями. Тогда наше исповедание, всякое наше доброделание становится правильным и богоугодным.

Ведь не случайно люди шли, допустим, к Оптинским старцам. Они не были какими-то особенными богословами чисто с формальной точки зрения. Они были духоносными отцами, боролись со страстями, и дух Божий в них жил. И вот этим духом они исповедовали истинного Бога. И люди это чувствовали, шли к ним. Эти старцы не говорили какими-то витиеватыми фразами, они говорили очень просто. Или как к Макарию Великому пришел ученик и молчит. «Что ж ты молчишь?» – «Авва, мне довольно с тобой рядом просто посидеть». Он чувствовал эту атмосферу, которая вокруг царила. И когда человек является носителем духа Божия, он тем самым правильно исповедует Бога. То есть Дух Святой сам научает человека, как правильно Его славить и исповедовать. Но человек внешне и формально может все делать, исполнять, но дух в нем может быть не Божий.

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Подмосковья: «Я – простой человек и хочу сказать о нас, простых людях. Мы веруем, все правила, Евангелие читаем, добрые дела делаем как можем. Когда и возгордимся, а когда напротив. И я прошу Бога: "Господи, не дай мне возгордиться, когда доброе дело сделала. Укрепи мою веру и научи меня правильно веровать". Так почему же Господь попускает лукавому надо мной издеваться, смеяться надо мной?»

– Значит, есть то, что Вы еще и не осознаете. Нужно еще видеть свою страсть. Ведь мы себя до конца не знаем – мы видим только верхние слои наших грехов, порой самые грубые грехи. А какие-то страсти, которые на более тонком уровне нас разъедают, мы не замечаем. Почему подвижники уходят в монастырь, почему люди уходили в пустыню? Потому что в миру, в суете это все увидеть очень тяжело. Когда ты находишься на гребне волны всех страстей, когда постоянно общаешься – ты не можешь уединиться и увидеть себя таким, какой ты есть. Поэтому нам и необходимо время от времени уединяться для молитвы, хотя бы раз в неделю ходить в храм Божий. Чтобы постоять, посмотреть умом в сердце и увидеть хоть отчасти, какие мы есть на самом деле. И если что-то происходит не так, мы тогда со смирением говорим: значит, я что-то не увидел в себе, поэтому Господь мне для смирения попускает вот такому быть.

 Когда человек очень гордый, ему порой Господь попускает очень тяжелые падения. Такие грехи совершить, как убийство, блуд, чтобы он увидел мерзость своего состояния. Иначе он живет и доволен собой. И когда Господь попускает вот такому случиться – конечно, Он не хочет, чтобы кто-то кого-то убивал. Но Господь попускает такому быть, потому что все происходит по Его Промыслу, для того, чтобы человек увидел себя и ужаснулся. И вздрогнул, и понял, кто он есть на самом деле. Если что-то происходит – это все не просто так. И Господь даже такое зло, как убийство, может обратить во благо.

Почитайте патерики, как святые, которые были великими подвижниками, впадали в тяжелые грехи (блуд, убийство) и потом до конца жизни их оплакивали. И понимали, что они подвизались; и стимулом к их подвигу была гордыня. Господь попускал им впадать в эти грехи. И до конца жизни они их оплакивали и становились святыми. Почитайте патерик, там много таких примеров. Людям очень гордым, которые не хотят слушать тех, кто выше их (родителей, духовных наставников), Господь попускает впадать в такие тяжелые падения, чтобы они ужаснулись себе и поняли, кто они есть на самом деле. Но лучше, конечно, этого не допускать, а проводить профилактику и слушать тех, кто над тобой. И как Господь промыслительно ставит нам учителей над нами для этого! Если ты им не внимаешь, тогда уже только Сам Господь будет тебя воспитывать. Господь каждого ведет, но есть такая закономерность, что очень гордым людям Господь попускает очень большие падения для их же блага.

– Отец Александр, что такое истинный Дух и что такое истинное исповедание веры?

– На это нам отвечает апостол Иоанн Богослов в Первом послании. Он говорит, что Дух, который исповедует Христа Бога, во плоти пришедшего, это Дух истинный. А дух, который не принимает Бога Христа, во плоти пришедшего, –  дух антихристов. Но здесь, конечно, не имеется в виду формальное принятие: вот я принимаю, что Христос –Богочеловек (устно проговорил, и все). Здесь опять же апостол Иоанн Богослов говорит (в этой же главе): дети дьявола видны по тому, что они не делают правды. А что такое делание правды? Правда – это Христос. И в мысли, и в деле, и во взаимоотношениях с людьми – стремиться к Богу, делать все по Божьей правде. Если человек имеет такой вектор жизни, тогда в нем будет дух истины по апостолу. То есть он принимает Христа, во плоти пришедшего; делая Его правду, все время возделывает свое сердце.

Антиподом этому являются люди, которые ищут лжи. В Псалтири часто говорится о людях, ищущих лжи. Сегодня, кстати, в Евангелии есть пример, когда люди ищут лжи. Господь исцелил слепорожденного. Книжники и фарисеи, видя это, тут же собрали богословскую комиссию и решают, как им быть, чтобы все это опровергнуть. Сначала они убеждают слепорожденного, что это не так, но поняли: он свидетельствует, что это так. Потом они клевещут на Того, Кто его исцелил. Потом зовут родителей на эту комиссию – они ищут ложь. То есть они пытаются опровергнуть очевидный факт и родителей зовут, чтобы они это опровергли. И потом, когда у них ничего не получается, они его изгоняют из синагоги. Все этого боялись, в то время это было страшнейшее наказание.

То есть мы видим людей, которые вопреки очевидности ищут ложь. Они попирают свою совесть, делают все, чтобы оправдать себя. То есть человек не ищет и не делает правды Божией, он ищет лжи. И он занят этим, он использует для этого Священное Писание, из контекста вырывает цитаты, из святых отцов – только то, чтобы оправдать свое богопротивное состояние. И это искание лжи на религиозном уровне – самое страшное, что может быть. Отсюда и образовалась прослойка людей, которых Христос обличает: книжников и фарисеев. Потому что они занимались именно этим – они не просто как те грешники, которые впадали в грехи, каялись и плакали: блудницы, мытари. Нет – они осознанно попирали совесть! И в этом была их большая беда. Таких Христос называл: «Вы – порождение ехидны, вы – дети дьявола». Христос им открыто это говорит, потому что они выбрали вектором жизни попрание совести, попрание правды Божией.

Делать правду нужно всегда в жизни – во всех сферах. Делаешь что-то, тщеславие появилось – каешься. Мысль еретическая появилась – исправляешь ее, ищешь истину. То есть во всех сферах жизни делаешь правду. А у нас понимание узкое: делать правду – это значит делать добрые дела. Но на самом деле делать правду – это всей своей жизнью стремиться ко Христу: и мыслью, и делом – во всем. Своим внутренним состоянием и ощущениями. И где есть отход от правды Божией, ты сразу это видишь, для этого существует покаяние, которое нас очищает и делает способными опять идти по этому пути делания правды. Чтобы сдержать этот дух, нужно делать правду. А делаем мы ее в церкви, потому что в церкви – все средства, чтобы это делать.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос говорит такие слова: "Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным". И в то же время  говорится, что все дела должны делаться так: правая рука не должна знать, что делает левая. Получатся, исповедовать Христа открыто, а дела делать втайне?»

– Здесь имеется в виду признание Бога как такового… Ты же не говоришь, что постишься? А пришел, допустим, на работу, там светские люди, а ты пост соблюдаешь. И тебя спрашивают: «А ты постишься?» Если ты говоришь «нет» – отрекаешься от Церкви. То есть стесняешься своей веры. Но не рекламируешь это – ты просто не ешь мяса, молочного, и все это видят. Если не спросят, не говори. Но если тебя спросили, ты должен сказать: да, я сын Церкви. А если ты это отрицаешь из малодушия, то отрекаешься от Церкви и Христа.

Здесь имеется в виду вот такой момент, когда нужно исповедовать устно, произнести эти слова. Вот конкретный вопрос: «Ты в Бога веришь?» Если говоришь: «Нет, не верю», – ты отрекся от Христа. Мы делаем добрые дела, живем православно – не говори, не рекламируй. Но тебя спросили: «А ты делаешь эти дела во славу Божию?» Тогда скажи: «Да, во славу Божию». Христиане не рекламируют себя, но когда нас вопрошают – мы, как апостол Петр говорит, о нашем уповании людям должны давать ответ. Поэтому здесь никаких противоречий не может быть.

– Отец Александр, когда Вы говорили о ложном исповедании, рассказывали о бабушке, которая читала заговоры вместе с молитвами. Если подобные заговоры приносят людям пользу, исцеляют их, разрешают какие-то жизненные ситуации – как к этому относиться?

– Опять же здесь вопрос делания правды. Что человек в жизни ищет. Некоторые люди говорят: «Главное – здоровье». Когда эти слова слышишь, конечно, человек, живущий православно, понимает, что в жизни главное – не здоровье. Хотя дай Бог всем здоровья, я хочу сам быть здоровым, но это не главное. Были святые, которые много болели: Пимен Многоболезненный, Амвросий Оптинский. И что, у них главного в жизни не было? Бог каждому дает то, что нужно. И когда ищешь Царствия Божия, все остальное тебе прилагается.

А есть люди, которые потребительски относятся к Церкви, вообще к вере. Им от веры нужен эффект – здоровье любой ценой, даже ценой того, чтобы обратиться к злым духам, то есть изменить Богу. Когда человек так к этому относится – он не делает правды. И как следствие, вступает в контакт с духами тьмы, и они могут воздействовать на физиологию человека. Бес имеет доступ к мыслительной сфере человека (помыслы может прилагать, вбрасывать). Он может воздействовать на сферу чувств, на ощущения. Из жития Киприана и Иустинии мы видим, как бес возгревал блудную страсть через движение крови у Иустинии. То есть вдруг она ощущала движение крови, дыхание становилось частое, помыслы об этом юноше возникали. Вот такой прилог – воздействие на физиологию.  

Допустим, человек болен алкоголизмом. И решил пойти кодироваться к гипнотизеру. А гипноз – это когда ты отдаешь себя воле того человека, который владеет этими методиками. Нельзя пользоваться гипнозом, потому что это своего рода колдовство. Был такой случай: муж пил всегда, сколько жена помнит. И вот он закодировался гипнозом – пить прекратил. То есть эффект налицо. Проходит какое-то время, и жена говорит, что он стал злой, как собака – каждый день дерется, кричит, невозможно слово сказать. Что происходит? Демоны между собой могут договориться. И бес алкоголизма, пьянства поменялся местами с бесом гнева. А люди видят эффект и начинают доверять этой знахарке или этому гипнотизеру. Те, кому важен эффект, а не делание правды (в мысли, в догматике, исповедании веры),  для кого это непринципиально, понять не могут, какая здесь разница. Главное, чтобы было здоровье.

Но не будет правды Божией – не будет и здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух» –  это лозунг атеистов. Один батюшка говорил: «В здоровом теле бывает здоровый бес». Поэтому хорошо иметь здоровье, но если оно во славу Божию и необходимо тебе на спасение. Нужно лечиться, нужно заботиться о здоровье, чтобы служить Богу, служить людям. Но если Бог попускает что-то для душевной пользы, ты это должен со смирением принять и понимать, что главное – спасение души. А не любой ценой (ценой предательства правды Божией) входить в контакт с духами тьмы ради здоровья. Это  беспринципность, когда человек продает душу ради здоровья.

И такое встречается: «В церковь хожу, молюсь, соборовался, причастился. А как болел, так и болею». Значит, ты в душу не смотришь, не видишь главного в жизни. Конечно, не дай Бог кому-то болеть. Это такой крест, такие страдания. Но если Господь попускает, то мы должны  нести то, что нам Бог дает. У каждого – свой крест. И понимать, что главное в этой жизни – делание правды Божией, чтобы нам соединиться с Богом. Все остальное (кому что на пользу дается) – это уже вещи вторичные, которые помогают главному деланию.

– Как распознать ложное исповедание веры и оградить себя от него?

– Нужно жить в послушании Церкви. Ведь кто такие святые? Это те, кто воплотил Евангелие в жизни. То есть они опытным путем прошли путь к спасению. И мы можем смотреть на их жизнь, на их мысли, на их писания и назидаться для того, чтобы нам не заниматься самочинием и не впасть в какое-то богопротивное состояние. Вот возникли у меня такие-то ощущения, что Паисий Святогорец по этому поводу говорит? Почему такие ощущения опасны? Появились у меня какие-то необыкновенные способности – как к ним относиться?

Григорий Нисский говорит, что нужно быть осторожным к снам, видениям, всяким подобным ощущениям. «Все, буду слушать святого отца, а не пользоваться своим разумом». Поэтому нужно, конечно, жить в послушании у Церкви, святых отцов, стараться найти священника благочестивой, добродетельной жизни, который был бы тебе добрым другом на пути к спасению. И тогда, имея послушание Церкви, послушание духовнику, за твое смирение Господь тебя безбедно проведет по житейскому морю, чтобы ты не потерпел крушение. Потому что, как мы говорили ранее, гордым людям, которые не хотят слушать ни наставников, ни Церковь, Господь попускает тяжелые падения. Поэтому нужно стараться жить в Церкви и Церковью. Тогда есть надежда на то, что мы это житейское море пройдем безбедно.

– Вопрос телезрительницы: «Господь ученикам говорит: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, то даже гору можете передвинуть». Мне интересно, веру в кого? Я верю в Господа, что Ему все по силам. А Он ученикам это говорит. Что это за вера?»

– Это вера в Бога, принятие правды Божией. Но вера – не умозрительная вещь: «Я верю, что есть Всевышний. Все эти пункты признаю, Символ веры признаю». Вера – это же вся жизнь человека, человек должен жить ею. Это не умозрительная вещь: что, признав что-то на рациональном уровне, ты можешь уже двигать горами. У нас такой веры нет, мы немощные. Апостолам Господь говорит в Евангелии: «Идите мертвых воскрешайте, больных исцеляйте». Мы слабые, немощные, мы находимся, как пишет святитель Игнатий, уже на закате пира христианского, где подбираем крохи. И дай Бог нам питаться хотя бы этими крошками, чтобы остаться живыми.

А пир христианский был в изобилии, когда была харизма, великая благодать, были в церкви экзорцисты, которые изгоняли бесов. Конечно, и сейчас иногда встречаются духоносные отцы (но чем дальше, тем реже), которые имеют такой дар. Но раньше это было повсеместно – чуть ли не в каждой христианской общине был экзорцист. Представляете, какое было изобилие благодати? Но сейчас люди стали очень гордые, и мы в Церкви все немощные, больные.  Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), поэтому и нет таких даров, мы не можем их понести – у нас будет расти гордыня. И будем пользоваться хотя бы тем, что есть, – подбирать крошки, которые остались от христианского пира наших предшественников.

– Вы сказали, что когда человек видит необыкновенные способности, он должен относиться к ним осторожно. Не могли бы Вы об этом рассказать подробнее?

– Мы до конца себя не знаем. Поэтому вообще нужно быть осторожным ко всяким  чувственным вещам, которые в тебе происходят. Святые отцы учат о трезвении. Это не то трезвение, которое имеется в виду в современном лексиконе (то есть не пить). Это духовное трезвение, бодрствование и постоянное видение своих помыслов, движений на уровне ощущений – сердечных ощущений. И понимание, какие из них к Богу приближают, а какие удаляют. Особенно после того, когда крах социализма произошел, этот духовный вакуум люди заполнили всяким духовным суррогатом, стали практиковать различные оккультные системы.

Помните? НЛО повсеместно летали. Ведь это была явная бесовщина после духовного вакуума. И когда люди не имеют опыта духовной жизни, они все это воспринимают за чистую монету. Всякие ощущения и движения – и человек радуется: ой, я вот могу сейчас взять и на расстоянии диван подвинуть. А на самом деле что тобою движет? Что все будут удивляться и говорить, какой ты великий? Значит, тобой движет тщеславие. И человек, который видит, что у него есть только повод для тщеславия, будет бояться таких даров. Святые имели дары исцелений. Но святые имели эти дары в силу святости жизни.

Но когда человек не живет святой жизнью, а у него эти дары появляются – это очень опасно. Потому что «всякий дар совершен свыше есть» в силу святости жизни человека. И нужно смотреть за собой, какой у тебя мотив. Ведь почему многие становятся знахарями, колдунами? Им хочется власти в этой жизни – владеть душами и ситуациями, воздействовать на людей. То есть это какая-то большая власть на мистическом уровне. И людей это подкупает,  они начинают заниматься этими практиками. Или какая-нибудь девушка хочет во что бы то ни стало, чтобы этот парень стал ее мужем. И она ценой предательства того, что она крещена, попирая обеты крещения, идет к колдунье, которая привораживает молодого человека. А потом: «А почему бы мне самой не купить пособия по черной магии и не приворожить еще какого-то парня, который больше понравился?» То есть что движет человеком? Желание властвовать над другим. Желание власти в этой жизни, денег, достижений, когда человек продает душу ради этого, – конечно, это ужасно. Это богоборчество.

– Если человек видит сны, которые сбываются, как к ним относиться?

– У святителя Григория Нисского есть небольшой труд о снах. Он пишет, что нужно очень осторожно к этому относиться. Были сны у пророков. У Иосифа Праведного были сны, когда он стал в Египте с помощью этих снов соправителем. Но это исключительные случаи. Были святые, которым через сон что-то Господь являл. Но опять же нужно помнить: кто я такой, чтобы мне через сон что-то сказал Бог? Кажется, Григорий Синаит говорит, что очень опасно принять какое-то видение, оно может быть не от Бога. И, приняв его, ты примешь беса.  Никита, затворник Киево-Печерский, когда поклонился бесу в образе Христа, стал бесноватым. Он был рад, что ему Христос явился: «Вот какой я подвижник, какой святой…» Поклонился – и бесы в него вселились и мучили его. Весь монастырь его потом отмаливал. Так вот, Григорий Синаит пишет, что если ангел Божий тебе явился, а ты из осторожности, чтобы не впасть в прелесть (ложное состояние), отвергнешь его – Господь на тебя не обидится. Ты будешь предохранен от падения, которое может случиться. То есть, видя твое смирение, Господь даже тебя похвалит.

Поэтому не надо бояться отвергать всякие дары. Нужно переживать о том, что ты можешь впасть в прелестное состояние, возомнив себя великим. Это относится ко всякому дару, который к нам может приходить. Ведь дьявол имеет доступ к физиологической сфере человека, может какие-то ощущения вызывать и может давать какие-то способности. И чаще это бывает от демонов, чем от Бога, потому что только в силу святой жизни святые имели вот эти дары. А кто мы такие, чтобы такие дары иметь сейчас? Как мы уже говорили, сейчас мы крохи подбираем с христианского пира. Какие экзорцисты? Какие дары? Дай нам, Господи, гордыню свою увидеть, плач иметь о своих грехах, а не то что какие-то дары иметь. Поэтому будем стараться сохранять духовное трезвение, чтобы нам уберечься от снов, видений, которые могут нас ввести в погибель.

–  Вопрос телезрителя: «Если человек является членом Церкви в раю, в Горнем Иерусалиме, то в этой жизни земной за него уже можно подавать записки в царствии земном, храмовом, в молитвенном доме?»

– Немножко непонятный вопрос… Но обычно Церковь являет святых угодников Божиих через знаки. Ведь есть много святых, которых Церковь не прославила. Это малая доля святых, которых мы знаем. Прославляет Церковь тех людей, о которых нам полезно знать, что они святые. А часто бывает, что нам и неполезно много знать. У нас есть непомерное любопытство, и мы расширяем диапазон своих знаний, в том числе и таких, которые нам уже будут не на пользу. То есть то, что нам нужно для нашего спасения, Господь нам открывает, и мы знаем этих святых. А уже догадываться, святой человек или не святой, мы не имеем такого дерзновения, чтобы делать выводы. Конечно, есть люди, о которых мы можем уповать, что они у Бога. Но окончательно сделать вывод – это дерзко. Взять и самочинно прославить кого-то. Нельзя делать так, когда люди самовольно уже просто берут и пишут акафисты и молитвы.

У нас есть способ общения с усопшими, которые живут в Торжествующей Церкви, через служение панихиды, через молитву о них. И если они у Бога праведны, то когда  о них служишь панихиду – это одно и то же, что служение молебнов святому. Ты входишь с ними в духовную связь, в контакт. Точно так же, если служишь панихиду за того, кто был богоборцем и никогда не хотел Бога знать, всю жизнь боролся с Богом, – вступаешь в контакт с теми сущностями, которые за ним стоят. Почему опасно молиться за самоубийц? Некоторые люди к этому спокойно относятся: «Вот я за самоубийцу молюсь». Ну, молишься, а потом всякие приключения у тебя случаются. Потому что с теми демонами, с которыми он был в контакте, ты тоже вступаешь в контакт через молитву.

Почему нельзя молиться с еретиками? Это общение – духовный блуд. Как изменять жене – значит соединяться с другими женщинами. Когда человек молится с еретиками, он вступает в контакт с этими людьми на духовном уровне. И когда мы служим панихиду о подвижнике благочестия (и он в раю, но не прославлен) – ощущаем благодать. Вот почему люди едут на могилку к отцу Валентину Амфитеатрову панихиды служить – потому что они ощущают действие благодати. Когда блаженная Матрона не была прославлена, люди общались с подвижницей благочестия через служение панихид на ее могилке. Вспоминаю, как в Одесском монастыре служили панихиды на могиле преподобного Кукши Одесского. И как люди, одержимые духами, на этой могиле исцелялись до канонизации. Когда собирали материал для канонизации, это уже было свидетельством. То есть никто не позволял себе служить ему акафисты до канонизации – служили панихиды.

И вот когда человек смиряется, Господь ему дает благодать, а гордым Господь противится. Существуют законы духовной жизни, которые мы не знаем. Если ты их нарушаешь,  можешь себе навредить. Думаешь, что обойдешь каноны Церкви и сделаешь добро человеку, но каноны – это не то, что кто-то там злой написал, чтобы тебя приструнить. Нет, это часто написано для нашего спасения, нашей духовной безопасности, нашей пользы. И когда этим пренебрегаешь ради мнимого добра – здесь тоже делание правды или неправды: ты считаешь, что у тебя есть своя правда, что она выше правды церковной. Значит, что тобою движет? Ты считаешь себя не сыном Церкви, а ее судьей? Если уже можешь так ее попирать. Поэтому когда люди вот так практикуют в духовной жизни, они часто повреждаются духовно: входят в прелесть, становятся дерзкими, нервными, не имеют мира в душе. Мучаются и не могут понять, откуда эти их душевные страдания, состояние вот такой неприкаянности.

Поэтому, конечно, нужно иметь благоразумие, духовное рассуждение, чтобы правильно почитать прославленных святых и иметь общение с подвижниками благочестия, которые, мы надеемся, у Бога. Но делать это не дерзко, а дерзновенно. Есть понятия «дерзкий» и «дерзновенный», «смиренный» и «смирённый». Дерзкий всегда будет смирённый, а дерзновенный всегда будет смиренный, святые отцы это говорили. Поэтому надо помнить, что дерзость, самочиние к добру не приводят. И духовная жизнь очень глубока, чтобы нам взять и так просто своим умом что-то решать. Нужно жить в Церкви, учиться быть у нее в послушании, делать правду – и тогда мы будем стяжать дух истинного почитания святых.

– Отец Александр, всякий ли христианин имеет право открыто проповедовать Христа и к чему может привести жизнь по страстям, совмещенная с проповедью Христа?

– Конечно, по словам апостола Петра, мы должны всегда о нашем уповании дать ответ. Но у каждого – свой дар. У кого-то дар слова, кто-то служит другими дарами. Апостол говорит, что в Церкви у каждого – свой дар: одних Бог поставил апостолами, других учителями, разные служения существуют. То есть проповедовать можно по-разному. И поэтому к этому служению нужно иметь призвание. Святитель Николай Японский поехал с миссией в Японию – и мы видим результат его проповеди. То есть это призвание. И когда у человека есть призвание и харизма (такая благодать), то, конечно, это избранники Божии. Множество есть  подвижников, святых, которые были такими миссионерами.

Но мы можем стать горе-миссионерами, если будем действовать по страстям. Если мы начнем «воцерковлять страсти», то будем говорить не от Бога, а от себя. И тогда мы формально, под видом проповеди о Боге, будем говорить от своих страстей. Мы все в той или иной степени можем быть одержимы бесами, в зависимости от тяжести наших грехов. Если человек живет в тяжелых грехах, то он дает демону власть над собой. Он может даже говорить слова формально правильные, но дух будет действовать не Божий.

Поэтому, конечно, это духовное делание. И каждый призван на то дело, на которое Господь его поставил. А формализовать нашу проповедническую деятельность, я думаю, невозможно.

– С чего нужно начать истинную проповедническую деятельность?

– С делания правды. То есть выбрать вектор жизни по Богу и во всех ипостасях своего существа делать правду Божию. А куда тебя Господь поставит и призовет – это уже Он даст знак, Он нас не оставит. Главное, не предвосхитить Божий замысел о себе, опять же по страсти тщеславия. Допустим, человек хочет делать карьеру, любой ценой хочет занять какую-то должность. Ну и что из этого выйдет? Если ты со смирением ко всему относишься, Господь тебя поставит светильником – и ты будешь светить, нести свет и тепло людям.

Как мы можем исповедовать Бога? Будем жить духовной жизнью, быть послушными Матери-Церкви, внимать себе и через духовное делание, через делание правды будем находить себя. И Господь будет Сам вести по пути ко спасению – нас самих и тех людей, которые вокруг нас, если Он на это благословит нас. Чего всем нам желаю.

Ведущий Денис Береснев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы