Беседы с батюшкой. О значении духовника в духовной жизни

11 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (г. Москва) протоиерей Александр Ковтун.

Сегодня тема нашей передачи – «Значение духовника в духовной жизни». В чем заключается смысл духовного руководства и почему оно необходимо человеку?

– Смысл духовного руководства заключается в том, чтобы как можно безопаснее пройти путь земной жизни, духовной жизни и приобрести спасение души. Для этого необходим наставник. Все сферы нашей жизни, с какой бы мы ни соприкоснулись, так устроены, что везде необходим наставник. Конечно же, в этой сфере, самой главной, он также необходим. Человек так устроен. Это необходимость, которую нельзя обойти. Есть только исключительные случаи, когда человек спасается без духовного наставничества.

– То есть без духовного наставничества спасение невозможно?

– В шестидесятые годы, если не ошибаюсь, один парашютист, летчик-испытатель, выпрыгнул из самолета, который потерпел крушение. Дернул чеку – а парашют не раскрылся, запасной тоже не раскрылся. Он не растерялся, собрался и стал планировать корпусом. Когда приближался к земле, увидел стог сена на поле и спикировал в этот стог. Поломал руки, ноги, но остался жив. Но это, конечно, не повод для того, чтобы другим пробовать прыгать без парашюта из самолета. На то и исключения из правил, потому что таковыми являются.

– Как правильно выбрать духовного наставника?

– Преподобный Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» пишет, что прежде чем доверить себя наставнику, нужно его испытать. В чем заключается испытание? Святой пишет, что нужно, во-первых, испытать его на правую веру: чтобы наставник правильно исповедовал веру. Конечно, присмотреться к образу его жизни, потому что вера и образ жизни – то главное, что нас ведет к спасению. Когда ты присмотрелся к наставнику, в течение какого-то времени увидел образец его жизни, образ его мысли, тогда уже можно с доверием к нему отнестись. Преподобный Паисий Святогорец пишет, что в этих вопросах спешка не нужна. Нужно всегда молиться и присматриваться к тем, у кого ты исповедуешься, к кому ходишь в храм, к священникам. И только после этого можно подойти к священнику и попроситься окормляться у него... Когда образуется органическая связь, тогда уже начинается духовное окормление.

– Если, допустим, что-то нравится в священнике, а что-то не нравится, можно ли на это просто закрыть глаза, сказать: я принимаю его таким, какой он есть. Или должно быть все идеально?

– Зависит от того, что нам нравится или не нравится. Даже есть такая пословица: не по хорошу мил, а по милу хорош. К человеку нужно относиться без пристрастия. Если ищешь в духовнике реализации своих страстей (эгоизма, самолюбия, славолюбия и других) и тебе не нравится духовник, который не потакает твоим страстям, тогда нужно смириться и слушать духовника. А если есть объективная причина для того, чтобы его не слушаться, когда то, что он говорит, противоречит Евангелию, совести, – тогда нужно остановиться, попросить беседы с батюшкой, объяснить ему свои опасения. Если они будут неудовлетворительны, тогда нужно обратиться к другому священнику, которому ты доверяешь, который может разъяснить эту ситуацию.

Конечно, такое нельзя оставлять неразрешенным. На то и существует духовный отец, чтобы уметь все проговорить, все открыть, ничего не оставить недоговоренным. Там, где есть недоговоренность, там, как в норе, может поселиться змея. Пока ты ее не вытащишь из норы, она будет там сидеть и ждать момента ужалить. Поэтому очень опасно оставлять такие недоговоренности, сомнения. Если по отношению к священнику, у которого ты окормляешься, какие-то недоразумения, нужно иметь мужество все это обозначить и обговорить, полностью ему открыться.

– Если, допустим, духовник находится далеко от места, где человек живет. Душа лежит к какому-то священнику, но он находится, допустим, в монастыре. Можно ли выстроить отношения с ним, не имея постоянного общения?

– Конечно, полноценное окормление требует личного контакта. Бывают исключительные случаи, когда происходит расставание: можно по телефону позвонить, посоветоваться. Но вообще-то лечащий врач должен видеть пациента, видеть его глаза, чувствовать его, видеть его состояние. Конечно, необходимо личное общение, доступ к духовнику должен быть. Иначе как? Врач не может же дистанционно человека лечить. Иначе он может неправильно поставить диагноз, ошибиться.

– Почему не рекомендуется переходить от одного духовника к другому?

– Всякий переход свидетельствует о том, что человек не имеет постоянства или у него много сумбура в душе. Он сам с ним не может разобраться и просто пытается это решить внешним образом, меняя духовников. Конечно, бывают случаи, когда нужно духовника менять. Тот же преподобный Паисий Святогорец пишет: если духовник учит ереси или тому, что противоречит христианской совести, от него нужно уйти. Но когда у человека постоянно эта жизненная ситуация повторяется, что-то здесь не так. Неужели священник каждый раз не соответствует евангельскому идеалу, не учит тому, чему учит Евангелие? Значит, проблема в самом человеке.

Есть люди, у которых стиль жизни – все время менять место, менять внешние обстоятельства. Эти же обстоятельства их находят потом в другой обстановке, потому что они не хотят решать духовную проблему. Вот не понравился человеку приход, к нему там как-то не так отнеслись. Поменял приход. На другом приходе на него опять не так посмотрели, где-то обидели, задели самолюбие. И человек не может никак найти себе место, где он может постоянно молиться, окормляться. Он ходит по разным храмам, не может определиться с духовником. Таким образом, это как стиль жизни. Помнится, даже в семинарии говорили, что есть монахи «Шаталовой пустыни». Куда человек ни придет – везде не так. Игумен не такой, благочинный строгий, братия не так ревностно, не по-евангельски живет. И все время человек ищет какие-то причины, чтобы поменять внешнюю ситуацию. Но если ты эту ситуацию духовно правильно не решаешь, она всегда будет в жизни повторяться.

Это свидетельствует о непостоянстве, сумбуре в душе у человека и нежелании духовно решать проблемы. Он хочет все внешне поменять и думает, что сразу все решится и будет хорошо. Ничего подобного. Есть определенные законы духовной жизни.

– С чего начать решение такой проблемы?

– Вообще-то в Псалтири Давид говорит: да даст тебе Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Если у человека есть искреннее желание жить духовной жизнью, по совести, по Евангелию, Господь всегда увидит такого человека и пошлет ему того священника, который ему нужен. Для этого, конечно, нужно время, нужна внутренняя работа. Но Господь знает, когда что дать. Нужно остепениться и уметь посмотреть в себя: что ты ищешь – психолога или духовника? Многие это путают, думают, что духовник – как подружка для беседы. Что можно прийти, пожаловаться на кого-то, излить душу, рассказать гору вещей, которые абсолютно не касаются духовной жизни, и батюшка должен, как психолог, сидеть выслушивать это. Но священник – не психолог. Конечно, элементы психологии бывают в общении с людьми, но священник действует Божией благодатью. Он предстает Богу и молится. И когда путаются эти понятия, это неправильный подход к пониманию духовного окормления.

Нужно представать перед Богом искренне, искать правду Божию, и тогда священник будет тебе помощником на этом пути. Всегда нужно отличать духовное окормление от просто желания побеседовать. Есть люди, которые неправильно относятся к священнику и считают, что в любой момент священник должен их выслушивать. На самом деле если это вещи, абсолютно не касающиеся духовной жизни или касающиеся бытовых проблем, которые человек сумбуром выкладывает на священника, то это, конечно, неправильно. Поэтому нужно сначала определиться внутри себя, чего ты ищешь; предстать перед Господом, посмотреть свою совесть, искренне просить у Бога, чтобы Господь послал духовного наставника. И Господь даст по сердцу тому, кто искренне ищет.

– Вопрос телезрителя: «Какие примеры духовничества в житиях святых самые часто выделяемые, когда духовник был причислен к лику святых и чадо его тоже было святым? Или как они жили вместе, как общались, когда один из них был святым?.. Например, Сергий Радонежский. Его ученики тоже причислены к лику святых. Второй вопрос: если взять Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис, что самое важное нужно знать духовным людям и вообще каждому воцерковленному христианину?»

– Относительно примеров окормления святыми – откройте «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова), 6-й том его трудов. Вы увидите образцы окормления святыми святых. Или возьмите книгу «Благолюбие», две книги, четыре тома. Она издана на Афоне, написана монахом Павлом. Вы найдете множество примеров. Можно взять образцы из недавнего прошлого, из нашей жизни, подвижников благочестия, не прославленных Церковью. Возьмите отца Иоанна (Крестьянкина), почитайте письма его духовным чадам – как пример окормления мирян. Это классические образцы.

Сейчас вышла очень хорошая книга «Жизнеописание архимандрита Кирилла (Павлова)». Он не прославлен как святой, но был батюшка чтимый, был духовником Троице-Сергиевой лавры, духовником трех патриархов. Вы найдете множество образцов духовного окормления отцом Кириллом своих духовных чад.

Что касается чтения Священного Писания, Деяний или Апокалипсиса, выделить что-то особенное из этих книг, что необходимо для духовной жизни, невозможно, потому что Священное Писание нужно воспринимать только цельно. А какую-то часть выделить из книги и сказать, что она наиболее существенная и главная, – невозможно. Священное Писание нельзя объять нашим ограниченным разумом. Духовный разум, который к нам приходит по мере очищения, всегда будет видеть цельную картину Священного Писания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что когда читаешь труды святых отцов, видишь, какая между ними существует гармония. Один дополняет другого, и ты видишь цельную, красивую картину святости. Тем более когда читаешь Евангелие, Деяния апостолов, Апокалипсис, видишь грандиозную картину мироздания и пути спасения в этом мироздании. Поэтому помоги Господи читать книгу последовательно, с толкованием святых отцов. Я думаю, что цельное восприятие Священного Писания всегда будет нам во спасение и назидание для души.

– Может ли любовь к духовнику заслонить собой любовь к Богу?

– Да, это случается. Если человек живет невнимательной жизнью, часто происходят подмены, когда под видом окормления человек питает свои страсти. Это бывает потому, что перед духовником не оговариваются те же пристрастия по отношению к нему. Бывает, к батюшке возникает симпатия. Человеку стыдно сказать на исповеди: «Батюшка, у меня к Вам симпатия как к человеку, душевная привязанность, а не духовная». Это всегда чувствуется. Ведь совесть не обманешь. Если человек это не проговаривает на исповеди, тогда змей, в норе укрывшийся, растет. И происходит то, что человек начинает сам себя обманывать. И чем дальше, тем более стыдно это называть, и он пытается себя обманывать, что это такая необыкновенная духовная связь: я батюшку чувствую на расстоянии, чувствую каждое состояние батюшки, по голосу узнаю, как он себя чувствует, как у него со здоровьем… То есть идет акцент уже на личность священника…

Это очень опасное состояние, потому что может привести к прелести. Человек для себя создает идола. Священник становится идолом и препятствием на пути к Богу. Отсюда рождаются нездоровые явления. В свое время были чрезмерные почитатели отца Иоанна Кронштадтского – секта иоаннитов. Они гонялись за отцом Иоанном, чтобы его укусить, чтобы потекла кровь из его руки. Брали благословение, кусали и считали, что причащаются кровью Иоанна Кронштадтского. Они могли оторвать часть его одежды и носили ее как величайшую святыню… Все это происходило при жизни отца Иоанна.

Такие крайности можно наблюдать сплошь и рядом. Это от невнимания к себе, от того, что человек не хочет жить по Евангелию. Окормляясь у духовника, он забывает читать Евангелие и святых отцов. Ведь действия духовника должны быть согласны со святоотеческим наследием. Всегда нужно радоваться тому, когда в словах духовника ты находишь отражение того, что писали святые отцы, видишь эту гармонию. Ты воздаешь хвалу Богу и не делаешь из священника идола. А иначе идет просто служение своим страстям – блудной страсти, страсти тщеславия под видом окормления у священника. Получается иногда так, что человек выбирает себе духовника по своим страстям: «Батюшка меня никогда не будет за это ругать, у меня есть такая страсть, поэтому я к нему хожу, а другой мне сделает замечание». Батюшка иногда мягкий, лояльный,  хотя, может, и строже нужно было бы сказать по какой-то части своему чаду. Ну а чаду это нравится, льстит.

Можно сказать словами Господа Иисуса Христа, Которого Богомладенцем принимал Симеон Богоприимец: «Не старец Меня держит, а Аз его держу». Господь может так сказать. А многие люди, имея духовника, говорят себе: не старец меня держит, а я его держу, потому что мне батюшка полезен для моих страстей; мне с батюшкой хорошо, он мне все прощает. Конечно, священник для того, чтобы быть адвокатом кающегося, а не судьей. Тем не менее ты должен чувствовать ответственность за грех, и священник должен помогать тебе каяться в этом грехе, обнажать твое внутреннее состояние перед Богом, потому что Бог врачует, а не духовник.

Если чувствуешь в духовном окормлении именно пользу духовную, а не потакание страстям, тогда в этом есть спасение. А когда человек потакает своим страстям под видом того, что окормляется у священника, это большая беда. Происходит то, о чем мы сейчас говорили, – подмена. Человек делает себе из священника идола и сам этого не замечает. Он даже находится при духовнике неотступно, ходит буквально по пятам. Считается, что  такое духовное чадо самое верное, а на самом деле он меньше получает пользы, чем тот, кто раз в неделю или раз в месяц приходит на исповедь, но приходит по делу, чтобы покаяться, обнажить свою совесть и получить духовную пользу. Этот просто ходит, чтобы льстить себе, что он при батюшке, самое верное чадо, является его рупором. И создается культ батюшки. Целая религия вокруг батюшки может появиться. Нужно быть очень внимательным к себе, и тогда будет духовная польза.

– Вопрос телезрителя: «Сказали, если человек может, он должен испытать духовника или наставника, проверить, чем тот дышит. Только зачем ему тогда такой наставник нужен, если он уже на ранг выше его, если может его проверить? Тем более Христос в 23-й главе от Матфея сказал: пусть никто из вас не называет себя наставником, потому что Наставник один – Христос. Если он это говорил апостолам, то нас это тем более касается».

– Насчет испытания духовника пишет преподобный Иоанн Лествичник. Чтобы сделать шаг к ответственной жизни, ты должен понять, кто перед тобой находится. Ведь у нас общение не безликое, и ряса и борода еще не делают духовным наставником. ХХ век – сколько было обновленцев, сколько лжепастырей! Перед нами всегда есть выбор. Господь не ограничивает свободную волю человека. В земной жизни всякое бывает. Что значит «испытать»? Это не значит подходить и язвительно батюшку спрашивать, как он думает. Нет, это присматриваться к нему, знакомиться с ним.

То есть «испытать» в святоотеческом понимании – это изведать, узнать внутренний мир человека, соприкоснуться с ним и потом сделать правильный выбор. Когда мы женимся, мы же просто так это не делаем. Мы общаемся с человеком, узнаем его внутренний мир и потом даем обет, что будем вместе всегда. То есть  свобода человека – это драгоценнейшее, что есть у человека, что является одним из проявлений образа Божия в нем. Поэтому испытание, узнавание человека никак не противоречит Евангелию.

Также почитайте святителя Иоанна Златоустого, толкование на Евангелие от Матфея. Один Наставник – Христос. Да, священник должен учить не от себя, а от Христа. У священника Наставник – Христос. И у того, кто окормляется у священника, тоже Наставник – Христос. А священник – посредник. Когда священник исповедует кающегося, он прощает не от себя, а от имени Божьего. Он посредник и свидетель, а мы все предстоим перед Богом. И большая беда, когда мы обоготворяем человека. Мы можем каждого священника сделать папой Римским, который присвоит себе власть Христову. Поэтому нужно понимать место духовника в своей жизни. Он посредник, которому мы благодарны за его труд. Врач не лечит, лечит Господь; врач посредник, и мы благодарны врачу за его труд.

Нужно понимать Евангелие не так, как мы хотим его понимать, а как понимают те, кто опытным путем прошел путь спасения, то есть святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст, когда пишет толкование на Евангелие от Матфея, опытно прошел жизнь. И мы должны не своим рассудком пытаться понять то, что духовно, а стать духовными, и только тогда мы начнем правильно разуметь Евангелие. Помоги Господи читать святоотеческую литературу, окормляться у священника, которому Вы доверяете, которого Вы испытали, прежде чем выбрать его в духовные наставники. Испытали, узнав его как личность, как человека. Это все принесет величайшую пользу. Бог в помощь!

– Вопрос телезрительницы: «В Священном Писании написано, что о конце света знает только Отец Небесный, а Христос не знает. Но при этом Христос говорит: “Я и Отец – одно”. Почему тогда Он не знает?»

– В разных местах Священного Писания Богочеловек Иисус Христос проявляет Себя преимущественно по-человечески. Когда Иисус узнал о смерти Лазаря, Он заплакал, проявил человеческое – скорбь расставания с близким другом. Когда Господь молится в Гефсимании, Он проявляет человеческое: «Господи, да минует Меня чаша сия»...

Он также показывает, что по человечеству никто не знает, когда свершатся судьбы этого мира, когда будет конец этого мира. Но по Своему Божеству Господь Иисус Христос с Отцом один, и Он это знает. Для назидания человечества Господь иногда проявляет Божественное начало в Себе, а иногда – человеческое. Его называют в Евангелии Сын Человеческий. То есть это абсолютно Человек. Как мы, только без греха. Он полностью принимает человечество и доказывает Свое человечество страданием на кресте. Умирает как Человек. Но воскресает как Бог. Нужно понимать, что в отдельных местах Евангелия Господь проявляет Себя как Бог, а в некоторых – как Человек. Для нас это назидательно и спасительно.

– Должно ли быть всецелое послушание духовнику?

– Почитаем святоотеческую литературу, особенно древних подвижников благочестия. Возьмем «Добротолюбие». Антоний Великий, Макарий Великий, Венедикт Нурсийский… Какие у них были ученики! Было абсолютное послушание. Сказали им капусту сажать вверх корешками – сажают. Это были великие столпы, на которых нам равняться очень тяжело. Мы сейчас не живем так, как жили они. Они жили всегда при старцах  и на каждую мелочь могли спрашивать благословения старца.

Мы не имеем такой возможности в современном мире. Миряне раз в неделю приходят на службу, исповедуются священнику. В лучшем случае раз в неделю. Бывает, раз в месяц на исповедь приходят. Испрашивать благословения и иметь абсолютное послушание во всем невозможно физически. Священник не может знать все обстоятельства нашей жизни. Конечно, нужно брать благословение на серьезные вещи в нашей жизни: это перемена места работы, взаимоотношения в семье, общение с детьми, какой-то серьезный выбор... Нельзя без благословения. Или поездка предстоит, полет на самолете в Америку над океаном в течение десяти часов… Конечно, страшно! Нужно благословиться у священника, попросить его молитв. Но как купить очередную пару обуви, с подобными вопросами к духовнику подходить неуместно.

Абсолютно обо всем спрашивать священника физически невозможно. И абсолютное послушание возможно только при совместной жизни со старцем. Сейчас где-то это реализуется. Может, в пустыне или на Афоне. Но не в нашей современной жизни.

Дай Бог, чтобы мы раз в неделю приходили к духовнику, делали ревизию прошедшей недели: что делали правильно или неправильно. Чтобы сокрушались о грехах своих, испрашивали благословения на важнейшие моменты в нашей жизни, которые нам предстоят. Таков путь духовного окормления современного человека.

– Как следует относиться к советам, которые дает духовник? Можно ли их частично выполнить, проанализировать и решить, что они невыполнимы или трудновыполнимы? Как-то их фильтровать?

– Если спрашиваешь совета у священника, ты уже испытал его и доверяешь ему. Испытал – то есть сделал осознанный выбор. Ты почувствовал, что батюшка духовно выше тебя, духовно более зрелый человек по сравнению с тобой. Испрашиваешь совета – неси ответственность за свой вопрос. Некоторые спрашивают и не выполняют. Это неправильно. Но если спросил, тогда трудись. Если не можешь выполнить, подойди к духовнику и объясни, почему не можешь выполнить. Чтобы не было очередного утаивания. Там, где есть утаивание, есть опасность, что бесы найдут себе здесь место, со временем совьют гнездо. Может выйти большая беда. Когда человек постоянно что-то утаивает, накапливается множество проблем – и наступает кризис. Что такое кризис? Греческий глагол «крино» означает «судить». На суд выходят скрытые проблемы, которые ты пытался обойти, замять. Один раз стыдно было спросить, в другой не мог выполнить – и накапливаются недоговоренности. Это безответственное отношение к рекомендациям духовника. Со временем возникает большая проблема. Ничего бесследно не проходит.

Лучше все оговаривать. Не можешь выполнить – подойди к священнику. Объясни, почему не можешь. Священник не тиран. Он духовник, у него задача «трости надломленной не сокрушить, льна курящегося не угасить». Если человек не тянет, священник скажет: «Не нужны тебе непосильные трудности. Читай меньшее правило. Пост тебе не в меру.  Взял на себя чрезмерный подвиг. Неси тот, который все чада Церкви несут. Большего не бери». Все должно быть с рассуждением. Самое главное – ничего не скрывать. Как к отцу приходить и всем делиться. Если что-то скрыл, недоговорил, начинаются большие проблемы.

– Вопрос телезрительницы: «В прошлом году безвременно ушел из жизни мой духовник отец Аркадий, который меня много наставлял, помогал в понимании Священного Писания, в его толковании. В трудную минуту помогал. Сейчас я не могу найти равного духовного наставника. Хожу в храмы, но не могу. Хочу причаститься, но исповедь не получается… Как быть?»

–  Батюшка имеет с Вами духовную связь. Не значит, что его нет совсем. «У Бога все живы». Вы молитесь. Он о Вас там молится. Это духовник, к которому Вы имели доверие. Как если бы у Вас был врач, профессор, светило, который лечил Вас так, как никто не мог лечить. Но это не значит, что теперь не нужно обращаться к кандидату медицинских наук или к фельдшеру, если это необходимо. Лечиться-то нужно! Если даже не будет больше такого в жизни, но нам нужно проходить путь спасения. Батюшка на небе будет расстроен, если Вы не будете прибегать со смирением к священнослужителям, которые будут выслушивать Ваши исповеди и прилагать пластырь любви к Вашим немощам, разрешать Ваши грехи.

Грехи, которые мы носим, дают право дьяволу владеть нами. Нужно обращаться к самому простому врачу, который выслушает, поможет тебе на пути к спасению. А о батюшке молитесь. Эта духовная связь будет существовать. Бывает, что подобного священника уже и не встретить на жизненном пути. Жизнь и смерть в руках Божиих. Пришло время Вам  внимательнее и строже относиться к себе. Не расстраивайте батюшку своим нерадением в духовной жизни. Нужно идти к тому батюшке, какой есть, который выслушает грехи. Нужно, чтобы священник грехи выслушал, внимательно к Вам отнесся. Этого уже достаточно, чтобы совершилась исповедь. Такого священника Вы найти можете: у нас много хороших, внимательных батюшек. Не унывайте и не расстраивайте своего духовного наставника. Бог Вам в помощь на пути к спасению!

– Иногда люди, чтобы узнать волю Божию, едут к старцам за советом и пренебрегают советом своего духовника. Правильно ли это?

– Были случаи, когда люди ехали к старцам. Например, в Оптину пустынь. Наши последние известные старцы: отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов), отец Наум в Лавре. К ним ехали люди за разрешением очень серьезных вопросов. Есть вопросы, которые местный батюшка, духовник, не решит.

Но неправильно пренебрегать своим духовником, тем священником, у которого ты окормляешься, если едешь  к старцу. Если берешь благословение поехать на отдых, на море, как ты можешь не взять благословение обратиться к старцу, почитаемому в Церкви?

Может случиться так, что ты попадешь не к старцу, а к лжестарцу. Такое случается. Духовник может вовремя остановить, когда спросит: «А куда ты едешь, дорогая?» – «К батюшке в Курдюмовку. Есть там старец. Он на расстоянии отчитывает, по фотографии соборует. Поеду к нему исцеляться». Приходской батюшка смутится: «По фотографии соборует?» –  «Помазывает фотографию, дает елей, можно у него исцелиться. Батюшка бесов изгоняет!» Священник насторожится: «Это противоречит церковному Преданию и практике церковной жизни совершения таинств. Не советую ехать к этому духовнику. Я Вам не дам благословения на поездку». И предостережет человека от того, чтобы тот попал к лжестарцу.

Если приходской священник имеет определенный опыт духовной жизни, знает старцев, духовенство – светильников на небосклоне нашей Церкви, он с радостью благословит поехать к чтимому отцу, у которого окормляются многие достойные пастыри и получают разрешение многих недоуменных вопросов. Никогда не будет лишним обратиться к духовнику за благословением. Особенно в таких серьезных вопросах, как поездка к старцу. Если ты обратился к приходскому священнику, а он тебе не помог, он сам тебя отправит к тому, кто может помочь. Он может отправить к своему духовнику, который выше его. Всегда нужно заручиться благословением священника и после этого уже отправиться к старцу.

– Что следует делать, если внутри появляется осуждение духовника, несогласие с ним?

– Здесь рецепт простой. Нужно открыться ему, как родному отцу, победить свою трусость и малодушие. «Батюшка, на прошлой проповеди Вы сказали нелепицу. У меня такое смятение в душе! Как же это понимать?» Батюшка может подумать и сказать: «Простите меня, пожалуйста, я был не прав. Здесь проявилось мое пристрастие и человеческая немощь». Вопрос сам собой разрешится. У нас один Наставник – Иисус Христос. Мы все дети, у всех нас разная миссия, разное служение. Апостол Павел говорит, что кто-то апостолом поставлен, кто-то экзорцистом, кто-то дьяконом. Мы все можем падать, все имеем немощи. Если  обратишься к священнику со своими недоумениями в прямом разговоре, то чаще всего священник их разрешит. Разрушится стена отчуждения, которая может вырасти между чадом и духовником. Нужно уметь подойти и сказать: «У меня вопрос, который мне мешает». И называешь его открыто.

Мы ведь перед врачом не боимся обнажаться, но почему-то боимся обнажать душу перед духовником. Иначе он тебе не духовник. Духовник – это священник, который знает твои грехи, знает твою жизнь, ту часть твоей жизни, которую никто не знает. Что бояться? Нужно уметь открыться, тогда все недоумения разрешатся. Иногда говорят: «Батюшка обо мне будет плохо думать, я пойду исповедоваться к другому священнику с этим грехом. Не могу к духовнику идти, он знает меня, моего мужа, обстоятельства моей жизни». Едут исповедоваться куда-то подальше, где их не знают. Это лукавство! В такую исповедь заложено лукавство. Как ложь может быть заложена в праведное душеспасительное дело?.. Надо побеждать ложный стыд.

Почему еще важно иметь духовника, священника, у которого ты постоянно исповедуешься? Он знает обстоятельства твоей жизни, твое окружение. Если стыдно исповедоваться, тем лучше. В стыде сгорают наши грехи.

Одна актриса приехала в Крым, пришла на исповедь к священнику. Он говорит: «Почему Вы в Москве не исповедуетесь?» – «Батюшка меня хорошо знает, мою семью, а Вас я первый раз вижу. Вы меня знать не знаете. Я покаюсь и уеду». Неправильно! Тогда московский батюшка тебе не духовник, если нарушается принцип открытости, доверия. Ты плохо испытал его, если ему не доверяешь. Он что? Начнет кричать, ругать тебя, отлучать? Ничего подобного! В каком бы страшном грехе человек ни каялся, священник только радуется, что человек находит мужество открыться. Возникает сотрудничество, о котором говорит апостол Павел. Будем сотрудничать, открываться, тогда это будет залогом нашего спасения. Ложный стыд нужно отметать. Когда по разным батюшкам разносят грехи, делают неправильно!

Есть  духовник, а есть духовный отец. Наша телезрительница сказала: такого батюшки больше не будет. Возможно, этот священник (как духовный отец) родил ее в духовную жизнь, так о ней заботился, как никто больше заботиться не будет. Это харизматическое явление. Духовного отца никто не заменит. Но духовник у нее может быть и после духовного отца. Нужно уметь открываться и духовному отцу, и духовнику, как открываться лечащему врачу.

– Почему в Церкви так устроено, что дело спасения реализуется через людей, с помощью людей?

– Многие говорят: «Зачем я буду идти на исповедь, что-то говорить священнику?» Власть вязать и разрешать грехи Господь дал апостолам. В лице апостола Петра Он обращается ко всем апостолам. Бог решил нас так спасать. Он не взял нас на небо. А пришел сюда, принял плоть, стал Человеком и спасает нас через это. Поэтому человек должен спасаться через человека. Такой путь нашего спасения Господь выбирает. Мы исповедуемся не ангелам, хотя Господь мог бы так устроить, чтобы таинство Исповеди совершалось в храме в особом месте. Приходишь, а там два рога какие-нибудь на жертвеннике. Берешься за них, произносишь что-то в небо, а ангел являет: разрешен грех или не разрешен. Господь все может. Но Он сделал так, чтобы смертные, немощные люди перед смертными, немощными людьми произносили свои грехи. Что более стыдно: говорить о грехе человеку или произнести его в небо?

Был в девяностые годы фильм «Покаяние». Фильм замечательный. Но сюжет ведет к тому, что покаяние – это некая абстракция. А покаяние – это личный выбор, конкретный шаг. Это выражение, озвучивание своего греха в словах: нужно связать слова, произнести их. То, что не произнесено, не разрешено. Если человек осознает грех, но не называет его, что тогда разрешать, если это не связано, не оформлено? Нужно грех материализовать. Как? В определенную форму – произнести вслух. Когда он произнесен вслух, он материализуется. Тогда он разрешается. Если он не произнесен, ты его утаил. Он с тобой остается, и ты можешь причащаться и принимать другие таинства в осуждение.

Очень важно нам все выразить внешне. Это таинство должно произойти через конкретного служителя, которому дана эта власть. Образ нашего спасения – это Евангелие. Воплощение Бога, свидетельство воплощения Бога. Все таинства имеют материальную часть, через которую мы получаем разрешение грехов и причащение, приобщение к святости. В крещении – вода, в Евхаристии – Тело и Кровь Господни под видом хлеба и вина: все таинства имеют материальную часть. Таинство Исповеди тоже имеет материальную часть, где священник-свидетель разрешает грехи. Ему дана эта власть. В словах ты материализуешь грех. Все происходит внешне. Нет спасения без Боговоплощения. Человек без тела не спасается. Только ангел без тела спасается. Человек спасается с телом. Только так совершается наше спасение.

– Вопрос телезрительницы: «У меня есть духовник. Видимо, когда я к нему просилась в духовные чада, я его плохо проверила. У меня нет к нему доверия. Какую власть имеет духовник над чадом? Мне мой духовник запрещает посещать другие храмы, благословил меня уходить в монастырь. А у меня есть пожилой папа, за которым я ухаживаю. Духовник говорит: либо пусть папа женится, либо пусть тоже идет в монастырь. Я не могу даже купить билет на самолет. Я должна на все спрашивать благословения: где мне учиться, где работать. У меня чувство, что подавляется моя воля. В то же время я боюсь разорвать отношения с духовником».

– Когда доверяешь духовнику, есть духовная связь и понимание самого главного. Все вторичные вещи решаются. Могут быть частности, недоумения, но это частности. В основе лежит доверие и любовь. Когда в любви пребываешь, не чувствуешь себя скованным, порабощенным. Всякий совет духовника воспринимается через глубину, через любовь. Если любви нет, нет доверия в главном, тогда начинается тирания. В тирании подавляется один другим, все держится на страхе. Страх должен быть благоговейный, Божий страх. Любовь страх не отменяет. Страх Божий любовь не может вытеснить. Когда главное чувствуешь, тебя не будут удручать советы духовника.

Если же тебя стесняют и удручают, значит, в главном что-то не так. Подойдите к батюшке и проговорите то, что сейчас проговорили. Если батюшка Вас не поймет, думаю, разрешит обратиться к другому священнику, которому Вы сможете это все сказать. Недоуменный вопрос разрешится. Нужно подойти и сказать это. Он же Ваш духовник! Вы можете сказать: «Батюшка, мне кажется странным, что всякая мелочь моей жизни находится под контролем. Это невозможно. Чувствую от этого тяжесть». Чего бояться? Что Вам батюшка скажет? Решайте по обстоятельствам. Бог Вам в помощь! Главное – верность Господу хранить, жить по Евангелию…

– Может быть, еще несколько итоговых слов по сегодняшней теме о важности духовника в духовной жизни?

– Часто приходится сталкиваться с тем, как люди говорят: «Сейчас оскудение в духовниках. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом пишет. Почитайте пятый том “Приношение современному монашеству”». Правда, он об этом пишет… Но в Москве тысяча восемьсот священников по статистике. Неужели из них нет ни одного, кто достоин тебя окормлять? Не звучит ли за этими словами лукавство и желание тешить свое самолюбие и гордыню? Это очень опасный путь. Все-таки сейчас не такое оскудение, когда невозможно найти достойного пастыря. Много священников, которые стремятся жить по Евангелию, стараются честно выполнять свой пастырский долг. Если искренне ищешь, Господь пошлет такого священника. Но если хочешь тешить свою гордыню, то будешь предоставлен своей самости. Опасный путь. Может, не будет духовника, какого бы нам хотелось, как те старцы, которые уходят. Но можно найти достойного священника, который будет залогом к спасению на нашем жизненном пути, чего я всем нам желаю!

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать