Беседы с батюшкой. Наша брань против духов злобы поднебесной

29 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь всех святых на Гатчинском городском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии священник Александр Асонов.

– Сегодня темой нашего обсуждения выбрана цитата из Священного Писания: «Наша брань против духов злобы поднебесной». Но эта цитата не столь коротка. Против чего же наша борьба?

– Сама эта цитата о многом говорит. Я не буду заниматься истолкованием всей главы из Послания святого апостола Павла, которую мы сейчас вспоминаем. Хотелось бы, конечно, учитывать и все остальные стихи этого послания, потому что там все взаимосвязано. Это письмо, эпистолярный жанр. Когда человек его пишет, то имеет некоторое вступительное слово, а потом логически подводит к главной теме. И можно сказать, что эта цитата и есть определение главного, что борьба наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, начальств, властителей тьмы мира сего и прочее. Это очень важная тематика, потому что, исходя из нее, мы видим: апостол рассуждает о том, против чего мы должны бороться. Не против материи, не против плоти и крови...

– Не против человека.

– Тут речь не идет о том, что против человека. Нет, вообще не против того, что существует вокруг нас. Не против нашего тела, не против тех или иных наших природных характеристик, которыми мы обладаем, а против того, что содержится в нас как в личностях, в нашем сердце, нашей душе. То есть апостол рассуждает о сущностном: что первично, а что вторично.

Здесь мне вспоминается очень хорошая поговорка, которую в советское время значительно переделали. Она звучит так: в здоровом теле здоровый дух. Но для тех, кто изучал историю, известно, что это высказывание принадлежит одному древнегреческому философу; изначально суть этого высказывания была диаметрально противоположной. Оно звучало совершенно иначе. Когда этот философ увидел спартанцев (людей, которые уделяли особое внимание своему физическому здоровью), он сказал примерно следующее (это та же самая фраза, но я сейчас ее перефразирую, чтобы понять смысл, который он вкладывал): здоровое тело не всегда гарант здорового духа. А точнее вообще не гарант. И наоборот. Здоровый дух не всегда гарант здорового тела. Это очень интересные моменты.

Мы очень часто их путаем и начинаем делать акцент на своем материальном состоянии, пытаемся что-то в нем изменить, забывая о том, что самое главное – это наше духовное состояние, потому что оно имеет вечный аспект, имеет отношение к вечным вопросам. А телесное так или иначе обречено на смерть. Естественно, потом будет воскресение и преображение. Но это уже будет не то самое телесное, о котором мы сейчас говорим. В любом случае для нас, христиан, очень важно помнить, что апостолы относились к духовному бдению намного серьезнее, нежели к каким-то телесным подвигам. Это очень тонкий и важный момент.

– Здесь есть такие аспекты, которые волнуют очень многих людей. Что значит «поднебесной»? Это значит, что они среди нас, здесь? Есть еще один часто обсуждаемый аспект – это присутствие духов зла в нашей жизни. И если я себя неправильно веду или неправильно ставлю свечку в храме, они быстро мною овладевают. Кто может бояться бесов в нашей жизни?

– Я думаю, нам всем стоит бояться, потому что мы все в некоторой группе риска. И здесь мы должны бодрствовать, как об этом говорили святые апостолы, призывая в своих посланиях: «Бодрствуйте, трезвитесь». Потому что то, что мы называем злом, постоянно находится где-то вокруг нас, это как раковые клетки в нашем организме. И в определенный момент может произойти сбой,  включится невидимый механизм, который приводит в действие особые духовные заболевания. Раковые клетки есть у каждого из нас, они включаются в определенный момент, когда происходит органический сбой – и начинается заболевание. То же самое может произойти у каждого из нас в нашем духовном состоянии.

– Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: «Бог представляется нам как Бог Отец, Он заботится о нас как Отец, и надо полагаться на Него как на Отца, ведущего нас по жизни. А вопрос у меня такой: как научить детей любви к Богу как к Отцу (к тому же очень многие из них оставлены своими отцами, брошены, преданы ими и у них нет перед собой примера любящего отца)?»

– Прежде всего, надо за своих детей молиться, потому что вера имеет очень индивидуальный характер. Научить человека верить невозможно. Можно многое объяснить, можно рассказать о том, каковы догматические, богословские концепции (этому учат в семинариях и духовных академиях), можно попытаться рассказать ребенку кратко об основах нашего вероисповедания, о том, что Господь любит нас, что Он любящий Отец.

Но по-настоящему пережить это человек может только тогда, когда в его жизни произойдет Божественное откровение, то есть когда человек переживет свой личный опыт общения с Богом как с Творцом и Отцом. Для того чтобы это было, мы должны молиться за наших детей, чтобы этот индивидуальный опыт в их жизни происходил. Потому что мы можем много говорить о вере, но научить вере нельзя, вера имеет личностный характер. Таков будет мой ответ: молитесь за своих детей, просите у Господа, чтобы Он открылся им, и это сбудется.

– Судя по тому, с какой уверенностью говорила телезрительница, я понимаю, что ее вера не вызывает никаких сомнений.

– Все будет хорошо.

– Вернемся к разговору о нашей борьбе. Могут ли у человека быть личные силы на противостояние этим духам?

– Я думаю, что нет. Человек может прилагать волевые усилия, эта воля дана ему Богом. Но без Божией помощи мы по-настоящему не способны преодолеть эти злые начинания. У нас недостаточно духовных сил, чтобы все это преодолевать. Поэтому Господь и говорит, что мы без Него ничего не можем делать, что мы должны полностью довериться Ему как дети, мы должны на Него положиться, мы должны следовать Его заповедям, следовать за Ним, брать свой крест и идти за Ним. Апостолы поэтому и говорят, что «нет основания, кроме положенного». В частности, апостол Павел говорит, что основание – это Иисус Христос.

И Спаситель неоднократно говорит, что мы должны взирать только на Бога и полагаться на Отца Небесного, следовать за Ним. То есть Он Сам о Себе говорит, что мы должны следовать за Ним, следовать Его примеру, идти по Его стопам, исполнять все это, и только тогда будет что-то вершиться, преодолеваться по-настоящему. А иначе у человека сил не будет. Желание может быть, и воля дана человеку не случайно, и она должна проявляться; без нашей воли ничего не будет происходить, но при помощи Божией. Это очень важно понимать, потому что если мы думаем только сами все совершить, то глубоко заблуждаемся. Рано или поздно нас постигнет глубокое и тяжелое разочарование, когда мы поймем, что не способны достигнуть подлинных высот.

Спаситель говорил такую фразу (мы с ней часто сталкиваемся, когда речь идет о том, как обращаться к духовенству): никого не называйте отцами, учителями. Этот отрывок очень часто цитируют протестанты разных мастей. Господь говорил в этот момент в том числе и о том, что мы должны полагаться только на Бога, не создавая себе кумиров. По своей сути это заповедь «не сотвори себе кумира».

Это не значит, что мы должны отречься от наших родных отцов, учителей и прочее; мы не должны сотворить себе кумира. Это очень важно. Но как часто у нас есть соблазн сотворить себе кумира! И до сих пор он существует, поэтому мы в группе риска. Нам недостаточно Христа, нам нужны пророки, старцы, благочестивые отцы и прочее. И мы уже начинаем вокруг них собираться, и за всем этим уже не видно самого главного: а где Спаситель? Где Он? Может быть, и не стоит о Нем говорить? Есть же у нас старец такой-то...

– Верим в старца, но не в Бога.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему люди все-таки грешат перед Богом?»

– Во-первых, есть первородный грех, и мы все им поражены, и он уже никуда не денется до Второго Пришествия, нашего воскресения и преображения в Господе Иисусе Христе. Мы поражены первородным грехом и вследствие этого допускаем много промахов в нашей жизни, много ошибок, которые связаны прежде всего с нашей гордыней. Вообще всё от гордыни: тщеславие, саможаление… И старцы нам нужны от нашего тщеславия. И идолопоклонство, и кумиры – все от тщеславия. И это тоже связано с попыткой бороться с плотью и кровью.

В истории православия на Руси было такое явление, как скопчество. Мы все об этом слышали. Но все ли пытались изучать, что это за явление? Мне повезло, я подрабатывал в 90-е годы в БАНе (это Библиотека академии наук), когда был студентом в Горном институте. И смог ознакомиться с некоторыми репринтными изданиями, посвященными именно проблематике скопчества. Там были выдержки из протоколов допросов, которые велись определенными отделами Священного Синода. Очень тяжело было читать эти протоколы, потому что видно, какой ужас происходил с людьми. Это очень страшно.

А суть скопчества в чем? Люди полагали, что все злое связано с материальным (с плотью и кровью) и буквально трактовали слова Спасителя, отвергая всякое апостольское наставление. Им казалось, что они лучше понимают, а до этого целые поколения христиан заблуждались. Помните, у Спасителя были такие высказывания: если тебя рука соблазняет – оторви ее, если глаз тебя соблазняет – выколи. И они начали полагать, что если действительно удалить определенные части тела, то можно достигнуть высокого духовного состояния, борясь с этими материальными аспектами, с плотью и кровью.

Несмотря на то, что в рамках отеческого учения и апостольского предания любое членовредительство – однозначно грех и беда и не имеет никакого отношения к спасительной вести Христа, тем не менее было такое явление, как скопчество. Эти люди считали, что они и есть те самые подлинные православные христиане, которые могут отсечь определенные части тела и достигнуть ангельского духовного состояния. Все заканчивалось очень плачевно.

Читая эти протоколы, я ужасался. Это уже на уровне психиатрии, и многие адепты от этого страдали. Но в чем парадокс? Соблазн был настолько велик, что в каком-то полку целая рота солдат вместе с офицером за ночь оскопила себя. Только тогда правительство обратило внимание на происходящее. До этого оно относилось к этому религиозному явлению весьма спокойно. Ну мало ли дураков или сумасшедших бродит по Российской империи? А когда это стало достигать определенных социальных слоев, пришлось уже обратить на это внимание. Их стали уголовно преследовать, а разбирательствами занимались определенные отделы Священного Синода. Все это было под эгидой катакомбного православного христианства.

Многие пытаются говорить, что хлыстовство – это нечто более позитивное и что идеи у них были хорошие. Но, мне кажется, это другой радикализм в отношении борьбы против плоти и крови. Если скопчество – одно радикальное направление, то хлыстовство – уже другое. Но смысл-то один и тот же, источник один и тот же – неправильное понимание апостольского учения, Предания. И, как следствие всего этого, неправильное понимание того, что говорил Спаситель. Ведь не просто так избраны эти двенадцать апостолов. Мы хорошо понимаем, что это не какая-то прихоть Спасителя, не случайный набор людей. Более того, когда Иуда повесился, они восполняют двенадцатого апостола Матфеем, Павел – уже тринадцатый апостол по своей сути, если все правильно посчитать.

– Даже есть такая книга «Тринадцатый апостол».

– Да, и это очень важно. Потому что апостолы – это люди, выросшие в иудаизме, в иудейской, раввинистической традиции. А в ней акцент делается изначально не на борьбу с плотью и кровью. Потому что все, что сотворено, должно быть прекрасным, это создал Яхве. А Он создал это не просто так, все было создано прекрасным и совершенным. Это вследствие того, что человек вкусил от древа познания добра и зла, грех вошел в мир, произошла погрешность в природе в общем и целом (не только в человеке, но через человека и во всем мире). Но изначально все было создано прекрасным. И если ты с позиции иудейской традиции называешь этот мир плохим и совершенно падшим и говоришь, что от него надо убегать, ты хулишь творение Всевышнего. Значит, ты к Нему относишься неправильно. Естественно, чтобы понять апостольское учение и слова Спасителя правильно, надо хорошо знать и иудейскую традицию. А многие ли из нас ее понимают?

Вопросов здесь много. Я бы сказал даже так: любая попытка каким-то образом отсечь в нашей плоти то, что нам кажется недостойным (неважно как: через вериги или еще как-то), является ошибочной, потому что начинать надо со своего внутреннего состояния. Я сейчас не говорю о том, что люди, которые удалялись от суеты мира, делали неправильно. Это совершенно другая история. Они удалялись именно от своего внутреннего состояния, а не от физического мира. То есть они продолжали жить в мире. Скажем, многие пустынники и люди, которые уходили в леса, в какие-то определенные скиты, все равно продолжали жить в земном мире, а удалялись от определенной суеты, которая нарушала их внутреннее состояние. Речь шла вообще о внутреннем состоянии прежде всего. Есть хорошее выражение: человек может выйти из тюрьмы, но тюрьма может остаться в человеке.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Не смогла найти в Библии (может, невнимательно читала), почему все-таки идет борьба за человека между дьяволом и Господом? Что мы такое? Зачем мы нужны? Воевал бы он с ангелами, почему именно на нас все сконцентрировано?»

– Я думаю, можно ответить просто. Человек по своей сути подлинный венец творения. Он реально по образу и подобию был создан как Господь. И именно поэтому происходит такая битва, такой накал страстей.

– Можно было бы так: Господь какой-нибудь «фокус» сделал – и все спасены.

– То есть можно было бы проще все решить? Нет, невозможно. Логика очень простая: если Бог нарушает Свои законы и правила, то Он перестает быть праведным. А закон гласит, что расплата за грех есть смерть. Все очень просто.

– Все мы каждый день многократно грешим. И когда молимся вечером или утром, практически все наши молитвы покаянные, за редким исключением (есть буквально несколько молитв, которые славословят Господа и Богородицу). «Покаяния двери отверзи нам», то есть мы постоянно произносим молитвы, которые проникнуты покаянным духом. Если бы мы действительно абсолютно искренне захотели увидеть свои грехи, чтобы Господь нам их открыл, это помогло бы нам в борьбе с духами зла?

– Нет, без Господа ничего не поможет. Тогда бы не было смысла в Рождестве, в бегстве в Египет, в возвращении обратно, в путешествии в Иерусалим, когда Спасителю было 14 лет, не было бы сорокадневного искушения в пустыне, начала благовестия, не было бы всех исцелений, потом предательства Иуды, бегства Петра, Воскресения, Преображения, Вознесения. То есть ничего бы этого не было, это все было бы бесполезно, если бы мы могли своими волевыми усилиями достигать спасения. Без Спасителя, без Пришествия Господа в этот мир и без Божией помощи достичь спасения человечеству невозможно.

Мы поражены первородным грехом, и мы действительно знаем, что такое добро и зло, но мы не можем разобраться в том, где подлинное добро, а где подлинное зло. Мы обречены на постоянное ощущение сумасшествия до тех пор, пока не умрем. Поэтому так называемое наказание смертью, которым Бог наделяет Адама и Еву после того, как они вкусили от древа познания добра и зла, не есть, по сути, наказание, а есть проявление милосердия Божия. Господь прерывает вечность человеческой жизни, потому что иначе человек будет вечно искать ответы на вопросы, которые перед ним возникают, и никогда не находить эти ответы.

Мы по-настоящему не знаем, что есть подлинное добро, а что зло. Все зависит от контекста меняющейся ситуации, это факт. Мы знаем заповеди Христовы. Но представьте, что нет этих заповедей, нет Христа, а есть мир до Христа. Подлинного понимания, что такое есть чистое зло и чистое добро, – нет. Мы знаем, что есть два начала: добро и зло. Но мы не над битвой, мы в битве, а это разные вещи. Мы в этом состоянии вроде как боги.

В чем было лукавство змея? Он не врал, когда сказал: «Зная, вы будете как боги». Зная, но не управляя. Знать, что есть добро и зло, и быть над добром и злом – это разные вещи, разные положения. Лукавый не обманул, но человек таким образом оказался обреченным на вечные муки поиска подлинного добра и подлинного зла, и это состояние некоторого умопомрачения могло длиться вечно.

Согласитесь, даже в психиатрии считается, что мы все в группе риска. Понятие нормы очень относительно, мы все в этом состоянии, в группе риска. В какой-то момент у каждого может произойти сбой. Почему? Человек живет, он вроде преуспевающий, у него все в жизни складывается, и вдруг у него пропадает сон, ему начинают сниться какие-то глупости, он не может жить без таблеток или начинает пить. Не потому, что он алкоголик, просто в нем что-то  надломилось, он не может найти ответ, что есть подлинное добро, а что есть подлинное зло, он не может определиться с этим в жизни, в себе не может разобраться. Он вообще не понимает, что происходит.

Кстати, Достоевский об этом много писал. Поэтому и интересно его читать. И не только его, но и многих других классиков, потому что эти люди задавались такими вопросами, и ответ практически у всех был один и тот же: без Христа разобраться вообще невозможно. Мы находимся в глобально заколдованном лесу.

Помните, у Тарковского есть фильм «Сталкер»? Я недавно его пересматривал, рассуждая на эту тему. Сталкер рассказывает о том, что такое Зона. В принципе, это некоторое сравнение с нашей жизнью, с человеческим бытием. Я иногда сравниваю это и с церковной жизнью. Для меня Церковь – это Зона. И Сталкер говорит: «Я не знаю, что здесь происходит, когда тут нет людей. Но когда появляются люди, здесь все как бы оживает и начинает жить по каким-то своим законам. То, что вчера было простым, сегодня становится сложным; те места, которые вчера можно было влегкую пройти, сегодня становятся непроходимыми. Я не понимаю, почему это происходит». Вот об этом вся история.

Один из героев ему говорит: «Понятно, хороших пропускает, а плохим отрывает бошки». Он говорит: «Нет, я не думаю, что так. Я думаю, что пропускает тех, которые по-настоящему несчастны, которым, наверное, уже обратиться некуда. Но даже самые разнесчастные погибнут в одну секунду, если не умеют себя вести». Понимаете, какая интересная штука?

– Великолепно.

– Это же как раз об этом. Как и беседа Андрея Рублева с Феофаном Греком в другом фильме Тарковского. Там тоже об этом.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Откровения Иоанна Богослова есть такое еврейское слово "Армагеддон". Оно означает место, где будет последняя битва Спасителя с силами зла. Там есть намеки, что это где-то в районе реки Евфрат. Я хотел бы узнать, есть ли более точные сведения об этом месте?»

– Я вообще не знаю, как комментировать Откровение Иоанна Богослова. И уверен, что никто толком не сможет комментировать то, что является пророчеством о будущем. Я могу только предполагать, а комментировать никак не могу. То же самое касается числа зверя «666». И все начинают эти арабские цифры писать, хотя не понимают, что когда писалась эта книга, она скорее всего была написана по-гречески. А греки использовали и используют для цифр греческий алфавит. Как у нас используют церковнославянский алфавит для того, чтобы обозначить какие-то числа. Поэтому это число выглядело иначе. Здесь то же самое.

Я могу лишь одно сказать всем тем, что рассуждает о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о Суде. Он происходит сейчас. Это и есть апокалипсис. Мы живем в эсхатологические времена. Так понимает христианская Церковь с самого первого столетия. То есть как Христос говорит: «Ныне суд миру сему, ибо свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму». Опять же – проявили свою волю, сделали свой выбор. И это связано с тем, что увлеклись борьбой с плотью и кровью, а не с духами злобы поднебесной.

А бороться с духами злобы намного сложнее, проще бороться с плотью и кровью. Потому что борьба с духами злобы предполагает некоторые мучения совести, некоторые рассуждения внутри, попытку осмыслить свою жизнь, свои поступки, работу над собой. Это труд, зачастую стоящий человеку седых волос. Это очень важно, сильно и требует больших усилий. Намного проще бороться с плотью и кровью.

Яркий пример – это книжники и фарисеи, которые возлагали на людей бремена неудобоносимые. Это те самые бремена – борьба с плотью и кровью. «Вы должны плоть свою вот так укрощать и прочее исполнять». Что говорит Спаситель по поводу всего этого? «Гробы окрашенные, красивые снаружи, вы так хорошо боретесь, а внутри гниль, смердит, противно даже». Когда мы встречаемся с этими людьми, у которых нимб над головой уже и крылья за спиной растут. Приятно ли нам с ними стоять и общаться? Меня воротит, честно говоря.

Слова Спасителя, касающиеся мытаря и фарисея, который молится к Всевышнему, до сих пор актуальны. Один работает над собой, думает, размышляет, понимает себя, свое положение в жизни, кается и благодарит Бога за то, что еще жив, несмотря на все обстоятельства. А второй слишком уверен в себе, он борется с плотью и кровью, у него все получается, он не такой, как этот мытарь. Кого услышит Всевышний?

Вся наша вера об этом. А иначе все лишено смысла. Давайте перестанем играть в эти игры. Вера – это либо жизнь, либо  набор ритуальных услуг и каких-то правил. По этим правилам и спасается человек? Тогда зачем Христос, зачем смерть на Голгофе? Как-то все очень интересно получается. Я не говорю о том, что ритуалы – это плохо. Нет, это хорошо, это все прекрасно, великолепно. В этом нет ничего плохого, но не в этом суть. Мы должны понять, что первично, а что вторично, и только тогда что-то начнет происходить в жизни, это начнет действительно приобретать подлинные жизненные формы.

А иначе все будет красиво, но смердить, как у фарисеев. Бьемся головой об стену, что-то выдумываем, придумываем, а ничего не происходит. Придумываем себе кумиров, пустынников, ищем их, создаем, убеждаем, что они действительно подлинные пророки (они иногда готовы в это поверить), ищем себе старцев, каких-то определенных форм молитвенного стояния, положения, коленопреклонения. А в этом ли суть? Если ничего в человеческом сердце не происходит, то как дальше жить? Себя-то не обманешь.

Чувствуешь, что живешь как-то неправильно. «Где Бог? Не вижу Его». Почему не вижу? Почему Он удаляется? Потому, что над собой не работаем. Не прилагаем усилий своей воли, чтобы понять, что в нас происходит, в чем наше упущение. Может быть, мы неправильно двигаемся по жизни, не в том направлении. Может быть, не с тем боремся, не с духами злобы поднебесной, а с плотью и кровью, с какими-то внешними вещами. И получается, что они уже победили.

В чем вообще наша проблема? Мы же добровольно идем на это, от нас многое зависит, никто никого не заставляет, мы делаем выбор сами, мы, как вода, начинаем принимать форму сосуда, который  себе по жизни выбираем. Каждому свое, каждый выбирает по-своему. Как в стихах у классика: «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает по себе».

Здоровое тело не гарант здорового духа, и это очень важно. Христианство вообще не про ЗОЖ (здоровый образ жизни), оно вообще не об этом. Этим можно заниматься, будучи хорошим, добрым атеистом, которому нравится хорошее телосложение. Маньяк этим может хорошо заниматься. Но наша вера не об этом, она о внутреннем состоянии, о том, что вечно, непреходяще. Это вечные вопросы, и они являются главными, первичными.

– Все время думаю о том, что вы изложили, по сути, краткий конспект книги Федора Михайловича Достоевского «Бесы». Потому что там как раз и есть борьба против плоти и крови, там есть и поиск духа. Но в результате книга называется именно так. Конечно, тут невозможно не вспомнить совершенно уникальные произведения Льюиса – «Просто христианство» и «Гнусик». Если мы действительно в трезвом православном мышлении начинаем понимать, что все время находимся в постоянном выборе (христианство – это вечный поиск ответа на эти вопросы), то тогда мой вопрос о засилии бесов в нашей жизни не имеет никакого смысла, ведь мы способны со Христом искать выход и видеть свет.

– Помощь Божию.

– Да, наша борьба действительно против властителей тьмы.

– Нам надо понимать, что мы имеем к этому отношение. Мы можем стать частью этих начальств, мы все в группе риска, и от человека очень многое зависит. Скажем так, человек – это то творение, которое может порождать зло; вот в чем вся трагедия. Оно может не существовать, но порождается благодаря человеческой воле. То есть зачастую мы генераторы этих духов злобы поднебесной.

– Мы можем быть сотворцами.

– В некоторой степени, потому что по образу и подобию человек – сотворец, и синергия присутствует, он участвует в деле своего спасения. Без этого никак, иначе все лишено смысла. Если человек автоматически может спасаться только лишь потому, что он сказал: «Я верю», это порождение злого умысла.

– Если подводить итоги нашей передачи, очень коротко ответьте на вопрос, в чем же все-таки наша борьба.

– В делах милосердия. Мы должны стремиться быть милосердными (как только мы перестаем быть милосердными,  что-то не так). Тогда наступит эра милосердия. Знаете такое произведение «Эра милосердия»?

– Да.

– Может быть, тогда она наступит, если каждый из нас будет хоть чуть-чуть стремиться быть добрым, исполняя заповедь Христову: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас, только так узнают, что вы Мои ученики». Не по борьбе с плотью и кровью, не по веригам, не по подрясникам, не по крестам, не по митрам, не по стихарям, не по архитектуре храмов, не по языкам, не по бородам – никак не узнают. Только если между нами будет пребывать любовь, выражающаяся в делах милосердия и в стремлении быть добрыми, хотя бы чуть-чуть. Это уже много.

– То есть искуситель ходит вокруг «аки лев рыкающий»...

– Мы сами себя обманываем. Он ходит вокруг, но без нашего согласия ничего не творится. Не вкусил бы человек от древа познания добра и зла, если бы не дал согласия. Нужно было его согласие, это и было вкушение. Понятно, что это был не какой-то физический фрукт, это был волевой акт.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы