Беседы с батюшкой. Может ли человек победить дьявола

13 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев.

 Тема сегодняшней встречи сложна, интересна: может ли человек победить дьявола. Когда мы говорим о победе, то наверняка можно говорить и о борьбе, о процессе. Мы знаем об этом из Священного Писания, из апостольских посланий, много размышлений у святых отцов на эту тему. Более того, мы можем вспомнить Средневековье как время особой борьбы, когда, казалось, врага искали буквально в каждом человеке, изгоняли его из людей с помощью огня и пыток. У меня возникает вопрос – насколько эта борьба остра до сих пор или мы уже можем говорить о какой-то победе над врагом?

–  Вопрос интересный и очень глубокий. Наверное, нужно начать с того, кто начал эту войну. Мы прекрасно помним слова Федора Михайловича Достоевского о том, что дьявол борется с Богом, а место борьбы – наше сердце. И, конечно, нужно вспомнить о том, кто начал эту войну, чтобы понять, стоит ли вообще воевать, ведь люди, которые воюют, понимают и врага, и на какой линии фронта они находятся: кто на передовой, кто подальше, кто в разведке. «На войне как на войне» – пели французы. Здесь бы хотелось сначала коснуться родословной этого существа (назовем его так, потому что у него нет имени). Мы не знаем имени сатаны.

–  Лжец, обманщик.

–  Да. Отец лжи, обманщик. Много таких негативных козырей к нему приклеилось. Но вспомним все-таки, что это творение Божие, и мы помним первый день творения, когда Господь сотворил небо и землю. Апологеты нам говорят, что небо – это как раз тот ангельский мир, который сотворил Бог как бы для расстановки сил. Не для того, что Богу нужно помогать; Он Всемогущ. Но ангелы – это первые существа, сотворенные Богом; со свободой, с выбором воли. И одно из первых творений Бога – как раз этот ангел (можно назвать его Денницей утренней зари: много есть поэтических образов в его адрес). Люцифер – если на латинском языке. То есть «светоносный». Это говорит о многом, о его бывшей красоте, его могуществе.

В одном из апокрифов есть такой момент: почему же он пал? Ведь он был на служении у Бога, при хорошем положении. Рассыпал звезды – как горошины... И вдруг такое сильное падение! Что же повлияло на такое  резкое изменение его отношения к Богу? Человек, собранный из пыли, грязи (из чего угодно, можно сказать), был сотворен по образу и подобию Божию. И введен во вселенную. Перед ним должны были поклониться и служить ему ангелы, помощники...

– И вот тут гордыня, зависть, нелюбовь…

– И первые нотки этого оркестра, как раз первый грех, который был совершен на небесах, – это падение ангела. Он не захотел подчиняться, потому что сказал: «Я бог!»

Он не захотел поклоняться образу Божию в человеке. И вот теперь уже начинается разворот действа, начинается война. Но самое интересное то, что ангел хоть и пал, но не был заключен в темницу, у него оставалась  свободная воля. Если мы помним Писание о праведном Иове, то он даже приходит на собрание, он тоже берет слово. Он свободен. Он даже во зле свободен. (Это удивительная любовь Божия к Своему творению.) Но он увидел  человека и решил: «Зачем поклоняться ему? Скорее всего он мне поклонится». И  в дальнейшем мы видим сцену из райского сада, когда он обманом, коварством и соблазном, разными способами, как отличный менеджер, предлагает Еве вообще-то даже не свой товар…

 …обещая, что они станут сразу богами.

– Да. То есть никаких проблем…

 никаких трудов.

– Никаких трудов. Вот вы уже боги. То есть здесь такой «менеджерский» подход очень хороший. Поэтому Ева склонилась перед этим выбором, и у нее включилась вот эта чувственность.

Вопрос телезрителя Владимира из Воронежа: «Кто-то из святых сказал: когда молишься (наверное, Иисусовой молитвой), то негативный духовный мир как бы содрогается. Но если мы читаем молитву  про себя или находясь в комнате, когда никто нас не  слышит, как тангалашка может знать, что мы думаем, о чем молимся? И еще вопрос. Где-то я читал, что у отца архимандрита Германа на отчитке тангалашки больше всего боятся Причастия, креста; и молитва задержания для них тоже страшна».

– Сатана не знает наших мыслей. Он может присоединить прилог своих мыслей к нашим, ведь мысль – это энергия. Такое присоединение происходит. Если в этот момент человек чувствует, что помысел приходит не оттуда, то, конечно, у него еще есть возможность побороться с этим помыслом. Это либо Иисусова молитва, либо раскаяние, если он с этим помыслом уже  поговорил, потому что любой разговор с сатаной не остается бесследным. Мы помним искушения Христа, помним искушения самого Адама, ведь это тоже падение. И здесь содрогается весь мир. Из чего соткан мир? Мы ведь видим только мир видимый. А духовный  соткан из мыслей. Весь мир, конечно, соткан из любви Божией! Но наши мысли – это созидание или разрушение этого мира. А содрогается мир не от нашей молитвы, а от имени Иисуса Христа, перед  Которым падают ниц и сатана, и все поднебесные силы. Они склонятся перед Ним. И об этом есть пророчество.

Поэтому произнесем имя Иисуса Христа – оно как огонь. Если чиркать кремнем, появляется огонечек, а если зажечь факел, можно уже идти с этим факелом – и это уже как непрестанная молитва. Как свеча от свечи зажигается светом, так происходит  и оживотворение этого духовного мира. Мы-то в падшем мире еще находимся, во тьме, во власти князя мира сего, но власть эта надуманная, ее как таковой нет.

Но хотелось бы вернуться к падению человека. Ведь от этого и зависит ответ на вопрос, ибо эта война началась именно в раю. Вот этим хитрым приемом сатана вносит смерть в человеческую природу, потому что Бог не может отменить Свой приговор, Свой завет, который был не маленькой прописью прописан, думаю, а там было большими буквами написано: «Не вкушай – умрешь!» Огненными буквами. Почему согрешил Адам? Вот это тайна. Но мне больше всего нравится то, что Адам, поняв грех Евы, пошел с ней до конца, до гробовой доски. Любовь победила, и, может быть, это как-то смягчило приговор.

Да, но до греха они еще не знали, что такое смерть. И потом, поняв, что такое смерть, они, наверное, вспомнили и о рае. Но ведь еще очень много у нас размышлений о том, насколько лукавый способен менять нашу жизнь. Мы часто это видим, и люди пишут об этом: вот я пришла в церковь, увидев демона. (Мы знаем, что кому-то нужно  показать и это, увещевая его страхом.) Насколько враг может управлять нашей жизнью или все-таки это невозможно?

– Духовный мир открывается человеку по Промыслу Божию. Мы заключены в человеческую природу и отделены от духовного мира по любви Божией к нам. Мы бы не выдержали, увидев духовный мир как он есть. Бес очень страшен. Описания людей, которые видели его, показывают, что это просто ужас. Преподобный Серафим Саровский писал о том, что глядеть на него – смерти подобно. Если каким-то образом в нашей жизни проявилась эта темная сила, то это Промысл Божий о том, что только так и можно нас обратить за защитой. А к кому здесь обратиться? Только: «Господи, помоги!» И защита приходит моментально.

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Когда поговоришь с некоторыми людьми, то вдруг понимаешь, что дьявол выбрал их своей мишенью. Как помочь людям избавиться от этого и может ли человек победить дьявола при помощи Бога?»

– Здесь можно так ответить. Когда вы входите в темную комнату и у вас в руках просто белое полотенце, как вы будете разгонять темноту в этой комнате? Просто размахивать полотенцем? Или все-таки включите свет? Тьма – это что? Ведь физических законов тьмы не существует. Тьмы не существует как таковой. Свет есть энергия, это волны и так далее. То есть количеством света можно измерить тьму. А если полная тьма – то это отсутствие света. Так и здесь: отсутствие света и есть присутствие дьявола в нашей жизни. Если в нас нет света, то, наверное, мы близки к падению. Ты становишься мишенью, потому что в тебе нет этого света. Но ты не на передовой, как монахи, которые сражаются с дьяволом день и ночь, молятся до кровавого пота, как Христос; тогда дьявол, конечно, наседает. Ты-то просто проводишь жизнь мирскую, у тебя развлечения, пост не пост – это второстепенно, и вдруг начинаются какие-то проблемы в твоей жизни, идет черная полоса, а ты говоришь: «Это не черная полоса, это вообще полосы не было. Я шел по бездорожью». Поэтому здесь, я думаю, мишени – мы все. Вот сердце наше – это мишень, в него постоянно стреляет дьявол. Мы думаем: «Это я так считаю». Нет, родные мои, мы выбираем помыслы. Их всего три вида – от Бога, от человека и от дьявола. И надо смотреть, какой помысел к тебе приходит, надо различать духов.

 Это, конечно, дар Божий, но мы должны к этому стремиться. Поэтому что тут посоветовать? Надо с покаянием посмотреть на свою жизнь, понять, что защита приходит не за что-то. Мы ведь рождены не для того, чтобы быть защищены от всего. Мы находимся в греховной природе Адама, если не крещены. Если мы крещены и согрешаем, тогда мы как бы умаляем печать Святого Духа, уменьшаем эту защиту в себе, поэтому происходят такие нападки.

Не могу не воспользоваться моментом, раз зашла речь о крещении. До того как человека взрослого или младенца помазывают миром, мы же до этого поворачиваемся в сторону запада и говорим: «Дунь и плюнь…» То есть мы плюем на врага рода человеческого. И мне очень понравилось, когда один священник сказал: «Неужели вы думаете, что когда плюнули врагу рода человеческого в лицо, он, как заяц, убежит? Нет, испытания будут. Обязательно будут. Но у вас печать Духа Святого. И если вы способны эту печать сохранить, если ваши греховные помышления не будут способны преодолеть голоса Бога внутри вас, то кто же будет против вас, если Бог с вами?» Я запомнил это хорошо, и каждый раз, когда поется «елицы во Христа крестистеся», это удивительный момент. Но мы же должны понимать, что не очень простое наше существование в этом мире, не как постоянное благоденствие.

– Конечно. Но перед этим плевком мы ведь отрекаемся от сатаны трижды. И это, наверное, очень важно, потому что после этого отречения мы поворачиваемся лицом на восток и говорим: «Сочетаваюся со Христом». Что здесь происходит? Мы не просто выходим на бой против Тайсона. Ему по щекам набили, теперь давай и ты мне сдачу. Мы как дети, которые знают, что с мамой будет проще…

   …надежнее.

– Или с папой: раз – и под его плащик забежали. Вот так же и мы: я отрекаюсь от сатаны, но сочетаюсь с Христом. Таким образом, понимаю, что не я вызываю его на бой,  потому что драться с дьяволом невозможно. Вопрос был в чем? Можно ли победить дьявола? А нужно ли его побеждать? Ведь как тьму победить? Мы говорим о том, что нужно включить свет. А свет что? Христос! Имя Сына Божия, которое, как свет, включается в этом темном пространстве.

– Вопрос телезрителя Евгения: «Есть такая северная притча – разговор старика с внуком, когда он рассказывает, что в каждом человеке всегда борются два волка: черный и белый, добро и зло. Внук спросил: «А кто же побеждает?» «Тот, которого ты кормишь». Отсюда вывод какой? Что человек сам по себе победить дьявола не может. Главное, чтобы он не кормил его своим поведением и жизнью. А победит только Бог. И у меня отсюда вопрос: почему сразу после грехопадения Бог, Который мог сразу уничтожить дьявола, этого не сделал?»

– Начнем с того, что Бог – любовь. Он создал мир из любви, от избытка любви, из  переполненной чаши любви, дав ангелам и человеку свободу выбора. Вот, предположим, художник пишет картину, и вдруг в ней меняется структура: те красивые облака, которые ты рисуешь светлыми, вдруг решили: «А мы не хотим быть белыми. Мы хотим быть черными». – «Хорошо!» И ты используешь эти облака в качестве полива земли, потому что они налились водой, которая может помочь земле вырастить плод. Облака думают: какие мы злые… Гром и молния, огонь, искры летят. Ну хорошо! И огонь пригодится; человек научится брать огонь. И таким образом художник использует свое творение, которое уже изменило свою структуру, для блага. И нарушить он не может эту свободу, потому что это уже не любовь. В любви – полная свобода. И если убрать сатану из жизни, то не будет инструмента для нашего покаяния. И сатана, как мы знаем, искушает человека, проверяя его. Этот дух злобы наш экзаменатор. Он экзаменует человека. Ты отрекся от него? Ты точно отрекся от него?..

Ириней Лионский писал об этом подробно. Очень много размышлял о том, насколько вообще существуют правовые отношения между человеком и Богом и человеком и врагом человека. И после этого разговор идет всегда о том, что если бы только человек смог справиться с лукавым самостоятельно, то тогда не нужно было бы ничего в этой борьбе. Но настолько Господь любит нас, что послал Сына Своего Единородного… И дальше произошло то, что произошло. Смерть побеждена. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»  И в этом случае у меня возникает вопрос. Побежден дьявол любовью Господа. Что же в этом случае нам делать? Да, телезритель Евгений хорошо сказал о том, что нельзя кормить волка. И в этом случае насколько мы сильны для того, чтобы не кормить этого волка?

– Мы продолжим с того момента, что война и до Христа продолжалась настолько сильно, что многие народы, кроме одного, избранного, стали язычниками. И когда были  рождены от Адама и Евы Каин и Авель, первая смерть вошла к людям – убийство. То есть война началась с ожесточенной силой. Дьявол применил все свои силы. Одна треть ангелов, которая ушла вместе с ним, работали и день и ночь. У них постоянные бдения. И постятся они ежедневно.

Аскеты настоящие.

– Да, аскеза. Одного только у них не хватает – покаяния, как говорили святые отцы. Они укоренились во зле. И человек стал кормить этого серого волка, который все дальше и дальше уводил его в ад, в шеол. Уже и ад возник благодаря вот этому демонскому влиянию на земле, куда все души уходили, даже праведники были в аду. Хотя там и лоно Авраамово было... Но есть сам факт, что ад-то был закрыт, двери были заперты, и человеку не было никакой возможности выйти оттуда, победить смерть. И вот любящий Отец посылает Своего возлюбленного Сына... То есть выкуп. Дьявол ждал выкупа. Кто выкупит души человеческие из преисподней? Они ведь сами выбрали этот путь. Адам и Ева выбрали путь именно этот – и другого пути у нас уже не было. И выкуп должен был быть намного больше, чем все это вместе взятое, все души человеческие, которые находились в нем и могли быть искуплены только кровью Иисуса Христа. И факт в том, что дьявол был побежден кровью Агнца, как  пишет апостол Иоанн… То есть это Причастие; именно этого и боятся злые силы больше всего. А раз боятся, значит – это и есть тот победоносный красный флаг, но красный не от крови наших предков, а от крови Агнца – Самого Иисуса Христа.

– Вопрос телезрительницы из Камышина Волгоградской области: «Моего сына мучил дьявол, а потом прошло какое-то время, и сына убили на остановке. Он был физически слабый и не мог себя защитить. Я хочу спросить батюшку: можно Господа попросить, чтобы Он наказал тех людей, которые его убили? Как в этом разобраться, кто прав, а кто виноват?»

– Вопрос очень трагический, и ответить на него невозможно сразу. Жизнь человека настолько сплетена с его прошлым, прошлым его родителей... Наши дети несут ответственность за родительские грехи до третьего, четвертого поколения, как об этом написано в Библии, но Господь изменяет наказание за покаяние. Если бы в Вашей жизни было это покаяние, то, наверное, Вы не желали бы смерти этим людям и не проклинали бы их, а помолились за своего сына. Ибо много есть неизвестных причин гибели человека, почему Господь попускает такие страшные смерти. Но иногда эти смерти приводят человека, который остается в живых, к покаянию. Тогда спасаются и убийца, и убитый. Здесь я бы посоветовал Вам все-таки сходить к священнику, к духовнику, если он у Вас есть, раскаяться в своих прегрешениях, которые, может быть, позабыты или каким-то образом на исповеди не сказаны. И тогда Вы поможете своему сыну намного больше, чем если будете думать о тех людях, которые его убили.

– Здесь наша телезрительница задела одну очень сложную тему. У нас был телефонный звонок, когда телезрительница говорила, что у нее в квартире постоянно находятся бесы; и она не знает, что с ними делать. Просто мы понимаем, что в жизни людей бывает очень много такого таинственного, что мы даже и представить себе не можем. Но при этом есть ли у нас инструменты, которые помогут нам противостоять такому и побеждать?

– Один из первых инструментов – это покаяние. Назовем его генеральной исповедью. Если она произошла, то дальнейшее – это воцерковленная жизнь человека по церковным правилам, канонам: посты, милосердие, любовь к ближнему, раскаяние в своих частных мелких грехах, рассмотрение своей жизни, своего духовного направления. «Я живу духовно или все-таки я плотской человек?» И если я плотской, я принадлежу этому низшему миру, где правит князь тьмы, где плотские удовольствия.

Мы не боремся с нашим телом, мы боремся с плотью, насыщенной этими страстями. Ведь наша человеческая природа заражена грехом. Грех как заноза. Как говорил апостол Павел: «Как мне вытащить эту занозу? Благодарение Христу, что Он дал нам возможность верою в Него, причащаясь Его Телом и Кровью, становиться сильнее». Но немощь человеческая всегда будет присутствовать в нашей природе, потому что это естественно: старение, смерть, а потом суд. Мы как бы находимся во временном положении, хотя счет уже известен, он уже 5:0, «наши» выиграли, и нам надо выбрать, за кого нам играть. То есть быть не только болельщиками, а стать участниками этой битвы.

– Не зрителями.

– Да, участниками, ибо тогда мы получим награду. Ведь только участник ее получает. Невозможно после военных действий получить какой-то значок зрителя. Есть «участник войны», а вот «зритель войны» – нет такого значка. Поэтому надо участвовать в войне.

– Можно вспомнить: «вы соль мира, и если вы потеряете свою соль, что с ней делать?» А также: «светильник не ставится под спуд, но на подсвечнике». Все время Христос говорит о том, чтобы мы трезвились, не спали, боролись и так далее. В этом случае такой вопрос. У нас Евангелие читается только в церкви, точнее – слушается нами, это как максимум. Может быть, мы еще и не понимаем на церковнославянском языке, что нам говорится. Чтение Евангелия дома самостоятельно – это возможность для того, чтобы бороться с лукавым?

– Да. У меня есть изумительное свидетельство бесноватого человека, который однажды зашел ко мне в лавочку. Видно было, что он беснуется, поплевывается, на иконы смотрит, и у него взгляд прямо ужасный. Я понял это, говорю: «Вы присядьте, я Вам сейчас водички налью, давайте Евангелие почитаем». При слове «Евангелие» он как закричит: «Не трогайте этот огонь, не трогайте, он меня жжет». То есть даже присутствие Евангелия в доме является уже огненной защитой от бесов. А какое удовольствие ангелам приносит его чтение, которые нас должны бы охранять. Они как бы и хотят поучаствовать в служении, но не могут из-за нашей лености.

А вот для чтения Евангелия на церковнославянском языке, конечно, нужны и толкования. Если мы вспомним Евангелие от Матфея, где было описано искушение Христа дьяволом, то можем увидеть удивительное проявление любви Иисуса к Своему творению. Перед сатаной стоял Сын Божий, но он Его не узнал. И Христос напоминал ему о том, что все-таки надо Богу поклоняться и одному Ему служить. Представляете, Он говорит дьяволу то, что сказал ему при творении: «Я творю тебя, чтобы ты Мне служил и Мне поклонялся». И вдруг является Сын Божий в человеческом обличье, говорит ему эти слова, и дьявол не узнает Его. Он не узнает своего Творца.

И Христос дальше говорит: «Иди за мной, сатано, и служи Мне. Вот сейчас есть возможность тебе снова вернуться в ангельский мир». Но он не понимает эту фразу. А дальше говорится о том, что все ангелы приступили и служили Христу. То есть один сатана опять отвернулся от Него. Наверное, ему был дан последний шанс. Это толкование очень серьезное. Мы говорим о том, что Евангелие нужно обязательно читать с толкованием, смотреть его на греческом языке, смотреть подтексты. Это так увлекательно! Просто удивительно читать слово Божие и вникать в саму глубину. И каждый раз какие-то моменты открываются по-новому. Поэтому это нужно делать обязательно.

– Я понимаю, что инструменты очень простые: молитва, чтение Священного Писания – и силы тьмы отступят. Мне всегда вспоминается история про лампочку, когда запустили первую ГЭС и провели электричество в дом какой-то простой крестьянки, которая была уже членом колхоза. Собрались журналисты, корреспонденты газет для того, чтобы описать этот процесс, когда лампочка Ильича вдруг загорится в этом доме. Лампочка загорелась, все отлично, а женщина с помощью этого света увидела, в чем она живет: вокруг дохлые мыши, тараканы, дом немытый и печка просто черная. И что она сделала? Она разбила лампочку. Она не вымыла дом, не рассталась со своими, что называется, грехами, а разбила лампочку. И мы часто поступаем таким же образом. То есть мы не хотим света Божьего, потому что он обличает нас. В этом случае мы и не способны ни на какую победу. В каком же случае мы способны победить?

– Только если верим в воскресение Христово. Это уже победа. Этот счет 5:0 – это Воскресение Христово, знамя уже водружено, ад раскрыт, двери взломаны, Христос Своей душой проник в ад и осветил все уголки, осталось только пойти за Ним. Другого варианта нет. Либо остаться с этими мышами и сказать: «Нет». Господь дал нам право выбора, полную свободу, Он не может заставить человека полюбить Его.

Но, поверьте мне, любовь ко Христу намного интереснее, радостнее, счастливее, потому что это единственный на свете Человек и Бог, Который тебя никогда не предаст, не обманет. Так почему же Его не любить даже за такое? Если мы не верим в то, что Он за нас умер (трудно понять, как это кто-то за меня умер, ведь я живу, должен быть какой-то минимум знаний Евангелия), то надо хотя бы знать, что есть такой Человек на земле, Он живой, Он воскрес и Он среди нас. Почему мы говорим: «Христос посреди нас?» «И есть, и будет», – отвечает народ или священники. Поэтому мы не боимся пятницы 13-го числа, как сегодня, мы не боимся черных пятниц, чисел… Потому что для нас Христос есть и будет. А дальше уже как Бог даст. Если пошлет нас на передовую, будем сражаться там. Если будем пока в тылу, значит – мы на это годимся, лишь бы быть с Ним, со Христом.

– Есть такие мелочи, которые нам кажутся совершенно безобидными. Например, гороскопы, смотрение и чтение всяческой литературы, которая никоим образом не говорит нам о добре, она все время воспитывает в нас зло. Есть мат, похоть, много других инструментов, с помощью которых у нас все и происходит…

Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит нас на крепкую веру. Обнимите Христа всеми своими чувствами, обнимите и верьте, что Он рядом с вами.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать