Постимся постом приятным

3 декабря 2012 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Иоанн Холкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южное.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Наша сегодняшняя тема – «Постимся постом приятным». Расскажите о пользе поста для души и всего телесного естества человека.

– Опять-таки надо заглянуть в глубь истории, откуда вообще взялся пост, говорит ли Священное Писание о посте, потому что есть такое мнение, особенно среди протестантов, что пост не нужен, что его не было, что нет никаких предписаний поститься. Но если мы заглянем в Ветхий и Новый Заветы, то найдем немало подтверждений, говорящих обратное.

Во-первых, большие сорокадневные посты выдерживали и Илия, и Моисей. Мы знаем также, что и потоп длился сорок дней. Из Нового Завета мы знаем, что Сам Господь перед выходом на проповедь постился сорок дней в долине искушений. Поэтому для нас пост является богоустановленной традицией, и он, конечно же, необходим для всякого православного человека. Есть в Священном Писании, конечно, некоторые моменты, когда Господь, кажется, говорит, что пост не нужен. Когда ученики Иоанна, по-моему, подошли ко Господу и сказали: почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики не постятся? Господь ответил: могут ли поститься друзья чертога брачного, пока с ними Жених, но отнимется у них Жених, и будут поститься.

Конечно, когда Господь проповедовал в Галилее, в Иерусалиме, это было чрезвычайное служение. Господа принимали в разных местах – где-то хорошо, где-то не очень хорошо, где-то вообще гнали. В связи с этой чрезвычайностью нельзя было на апостолов накладывать ношу, которую они не подъяли бы. Невозможно было поститься постоянно, потому что человек путешествующий не зависит от своих трудов – он зависит от того, как его принимают. Конечно, апостолы тогда, в связи с чрезвычайностью этого служения, не могли полностью на себя возложить пост. Но когда Господь вознесся на небеса, апостолы опять-таки пришли к установленным законом Моисея традициям и также стали поститься, о чем говорит Книга Деяний святых апостолов. Поэтому пост для нас всех есть полезное и богоустановленное действо.

Польза от поста, конечно же, огромная. Мы знаем из Священного Писания такой момент, когда подошел отец одержимого ребенка и попросил Господа, чтобы Он исцелил его, и сказал, что апостолы не могут исцелить его бесноватого сына. Господь исцеляет его, и когда апостолы подходят к Нему с вопрошанием, почему же у них не получилось изгнать беса, то Господь ответил: сей род изгоняется постом и молитвой. Это первое. Конечно же, пост неприятен дьяволу, противнику Бога. Пост и молитва – это то, что является лекарством от искушения дьявольского. Пост необходим нам для того, чтобы созидать в себе добродетели – такие, как любовь, терпение. Если этого нет, если человек не созидает в себе эти добродетели, если он также не молится Богу, если он во время поста не творит милостыню, какие-то добрые дела, а является раздражительным человеком, который может оскорбить, проявляет какую-то озлобленность, то такой пост Богу не угоден, Ему такой пост не нужен. Об этом сказано еще в Книге пророка Исаии: если человек постится для самого себя и думает, что он делает одолжение для Бога, такой пост неправильный. Господь говорит, каким должен быть правильный пост.

Правильный пост – это когда мы творим дела милосердия. В Книге пророка Исаии сказано: пост – это тогда, когда ты кормишь голодного, одеваешь раздетого, когда творишь всякую благостыню. Пост как раз должен помогать нам творить благие дела, творить добродетели, помогать нам соединиться с Богом. Если же происходит обратное, то, конечно же, такой пост Богу не угоден.

Ну и постимся мы прежде всего для того, чтобы смирить свою плоть, избавиться от каких-то страстей, потому что тучное тело, человек сытый всегда бывает обуреваем страстями. Святые отцы, когда смиряли свою плоть через пост, через молитву, говорили: томлю томящего мя. То есть томлю свою плоть, потому что не тело должно быть начальником нашей души, но душа должна владычествовать над нашим телом. Наше сознание, наша душа, наше сердце, наша любовь к Богу должны владычествовать над нашим телом.

И конечно же, пост нужен прежде всего для того, чтобы человеку избавиться от какой-то суетности, понять, для чего человек живет. Мы живем в этом мире, у каждого из нас есть какое-то служение, какая-то работа, и мы можем в этом погрязнуть, можем за этой суетностью не разглядеть Бога в молитве, можем уже творить молитву неосмысленно, утреннее и вечернее правила у нас выходят автоматом, мы не осмысляем этого всего. А пост как раз такое время, когда мы пытаемся прийти к тому, чтобы быть наедине с Богом, переосмыслить свое существование.

В патерике есть очень интересная история, когда ученик приходит к авве и говорит: «Что мне нужно для спасения?» Авва отвечает: «Избавься от суетности». – «А как от нее избавиться?» – «Ну вот смотри, ты сейчас послушник, хочешь быть монахом?» – «Хочу». – «Станешь монахом, захочешь быть дьяконом». – «Захочу. И сейчас уже хочу, хочу быть и священником, может, даже епископом». – «Сейчас пост идет. Хочешь, чтобы Пасха пришла?» – «Хочу, чтобы и Пасха пришла быстрее!» – «Вот это и есть суетность». Когда человек живет как бы следующим днем. Пост необходим нам все-таки для того, чтобы избавиться от этой суетности, от дум о завтрашнем дне.

Мы не должны, конечно, в пост ходить так, будто смысл поста в каком-то ограничении и ожидании Рождества Христова. Пост – это прежде всего желанное для нас средство для стяжания благодати Святого Духа. Придет время, будет Рождество, тоже будем радоваться, но сейчас надо радоваться этому посту, радоваться этому нашему уединению с Богом, тому, что мы пытаемся осмыслить свою жизнь, избавиться от греха неосмысленности. Пытаемся, наоборот, прийти к тому, чтобы наша жизнь была цельной, чтобы наша жизнь протекала так, как угодно Господу.

– У нас есть звонок из Тулы: «У меня умер маленький ребенок, десяти с половиной месяцев. Первого января будет год, как он умер, в Рождественский пост. Я бы хотела узнать, как мне правильно все это провести…» (связь обрывается).

– Я приношу Вам свои соболезнования. Это, конечно, страшная трагедия, когда умирают дети… Я сам несколько раз отпевал младенцев и скажу, что это и для священника тоже очень большое испытание. В данном случае, конечно же, я думаю, как Вас утешить… У Отца нашего Небесного обителей много, и когда Господь забирает ребенка в таком возрасте, во младенчестве, то все-таки думаю, что Господь его прибирает к Себе, вводит его в Свои обители.

Как Вам поступить в данном случае? Возложите на Господа печаль свою, скажите: Господи, помоги мне успокоиться. Потому что мы по-человечески не находим себе места, когда наши близкие уходят от нас. Это страшное испытание, которое не всем по силам, но Господь каждое испытание дает человеку по его силам. Вам выпало в Вашей жизни такое испытание… Просто молитесь за своего ребеночка, поминайте его и помните о том, что наше отечество – на небесах. Конечно, мы люди, и Сам Христос плакал, когда умер Лазарь, мы помним этот момент, что Господь тоже заплакал тогда, то есть Он тоже сопереживал по-человечески этой, конечно же, страшной трагедии. Но мы должны помнить, что наше отечество – на небесах и что упование на Бога нам может помочь в этом горе. Крепости Вам Божией желаю и буду за Вас молиться, помоги Вам Господи!

– Как правильно поститься по Уставу?

– Есть разные посты в Православной Церкви. Конечно, мы должны это все озвучить. Что есть вообще Устав в Церкви? Действительно, для нас Устав как бы средство для достижения Божественной любви, Божественной благодати. Это опыт святых отцов, который вписан в годовой круг нашего богослужения. Поэтому в церковном Уставе мы находим множество постов. Есть однодневные посты – это среда и пятница; есть абсолютные посты, то есть совершенные, когда человек в эти дни не может вкушать никакой пищи (допустим, так называемые сочельники, как наши предки ждали первой звезды, пока можно будет вкусить сочиво, но об этом мы еще поговорим отдельно чуть позже). Есть посты многодневные.

Первый по значению пост – конечно, Великий пост. Сорокадневный пост и Страстная седмица – пост перед Воскресением Христовым. Это самый древний пост, он был установлен для людей, которые хотели принять крещение, для оглашенных. Впоследствии люди, которые приняли крещение, опять захотели пережить эти благостные моменты в своей жизни, когда они готовились ко крещению, поэтому вся Церковь начала поститься в Великий пост. Это древняя практика, установленная еще с апостольских времен. Потом, когда в Церковь стало входить множество народа, было большое стечение, не всех могли крестить в Великую Субботу перед Пасхой, поэтому был установлен еще один день для крещения – Рождество Христово. Перед Рождеством также был установлен сорокадневный пост.

Кроме Великого и Рождественского постов еще существует Петров пост, Успенский пост. Есть однодневные посты, приуроченные, допустим, к среде и пятнице. Среда – это память предательства Христа Спасителя, а пятница – память о Его Распятии, поэтому в эти дни, конечно, Церковь налагает на христиан пост. Он может быть строгим, может быть не таким строгим, в зависимости от того, когда этот день попадает, в зависимости от церковного Устава.

У нас Рождественский пост начался недавно, и наша тема сейчас, наверное, будет о нашем посте, будем об этом разговаривать.

– Сразу же после звонка нашего телезрителя (Краснодарский край на связи): «Я бабушка, у меня сын и невестка, а внук мой уже в старших классах. И вот такая проблема. Идет Новый год. Мы Рождество встречаем очень хорошо, а Новый год – нет. А внук говорит: бабушка, как же так, я все равно хочу встретить Новый год. Как нам решить эту проблему?»

– Действительно, у нас есть такая проблема, связанная и с нашим календарем, и с теми устоями, которые мы получили уже с советских времен. Да, мы уже привыкли к этому Новому году. Конечно, если мы воцерковились, если у нас есть, допустим, воцерковленная семья, то все равно наши дети так или иначе задействованы в каких-то мероприятиях, каких-то елках, во встрече Нового года, в общем. Как же к этому относиться? Если почитать литературу, православные газеты, периодику нашу, посмотреть православные сайты, мы можем найти очень разные мнения. Но нет единого мнения в этом вопросе у православных людей – праздновать или не праздновать Новый год. Есть более умеренные, есть более строгие учителя в этом вопросе. Но я считаю, что Церковь все-таки должна придерживаться какой-то золотой середины.

Как я праздную Новый год, допустим? У нас в храме, в котором я служу, будет служиться новогодний молебен, и все, кто желает, могут прийти на него. Мы молимся перед новым годом, благодарим Бога за все, что с нами произошло в прошедшем году, молимся о том, чтобы Господь благословил нам год грядущий. Но также в этот день по церковному Уставу мы празднуем 1 января память мученика Вонифатия. Для многих наших прихожан память этого святого очень важна. Понятно, что мы живем в Российском государстве, у многих есть проблемы с винопитием, у кого-то они личные, у кого-то ближние страдают от этого тяжкого недуга. И мы тоже не вправе ограничивать их в желании помолиться в эту ночь. Поэтому мы служим ночную литургию на мученика Вонифатия, а потом каждый может прийти домой. Или пожалуйста, могут не ходить на службу, могут прийти в гости к семье, это уже в зависимости от пожеланий самих прихожан, никто особо настаивать не будет. Если кто-то хочет праздновать, может пойти послужить молебен, но есть люди, которые хотят помолиться в эту ночь, они тоже должны помолиться.

Как праздновать, когда пост? Это, конечно, вопрос, который требует разрешения для нас, потому что немногие из нас живут в православных семьях. Есть семьи нецерковные, которые не собираются готовить постную пищу, или просто человек может попасть в такую ситуацию, когда его пригласили в гости. Как тогда быть, как выходить из этих затруднительных ситуаций? Думаю, это по благословению духовника можно сделать, как духовник благословит. Подойти к нему, объяснить ситуацию и с благословения что-то сделать. Я думаю, что не грех будет, если вы нарушите пост ради любви к своим ближним.

Но если возможно, то, конечно, можно и постную пищу приготовить так же вкусно и полезно, как скоромную. Можно обозначить для ближних, что вы поститесь. Люди сначала не поймут, будут коситься, а потом привыкнут и будут смотреть на это как на нечто само собой разумеющееся. Может быть, один раз можно пойти на компромисс, но мы все-таки призваны к тому, чтобы возрастать духовно. Действительно, может быть, для некоторых лучше постепенное возрастание, постепенное смирение своей плоти. Может быть, это тоже будет некоторой проповедью для внешних людей. Что мы все-таки постимся. Ну и люди к этому привыкают, все-таки у нас весьма толерантное общество и к православным очень хорошо относятся, мы все православные, крещены в православие.

Что касается детей – я считаю, что детей все-таки не надо лишать этого праздника. Но при этом надо во время Рождественского поста, во время рождественских каникул все-таки приобщать ребенка к Церкви. Допустим, я знаю одну семью, где елку ставят на Новый год, но не наряжают, а наряжают конкретно в Рождественский сочельник. И для детей Новый год  как бы преддверие Рождества, а Рождество – это непосредственно праздник, они встречают рождшегося Христа Младенца. Там же и подарки, и службы, и сочельник, и сочиво. Все это для ребенка должно отразиться, потому что православие, конечно же, должно впитываться с молоком матери.

Поэтому мой вам совет: не запрещайте ребенку встречать Новый год. Может быть, для него это действительно очень важно, потому что все его сверстники тоже празднуют Новый год, и он себя ощущает белой вороной, когда родители говорят, что ему нельзя праздновать Новый год. Можно на какой-то компромисс пойти. Потом уже… Господь создал человека свободным. Главное – ребенка не отвратить от православия, от церковных праздников. Пускай он потом уже сам выберет. У него не будет отвращения к церковным праздникам, потому что ему постоянно все запрещали, какая-то система запретов… Нет, наоборот, он потом раскроется и сделает для себя выбор.

– Следующий звонок из Екатеринбурга: «Скоро Новый год, будут корпоративные мероприятия, в которых приходится участвовать. Например, мне надо будет лететь в другой город, где находится головная организация, и, честно говоря, не очень хочется в пост принимать участие в такого плана гулянках и так далее. Можно, конечно, отказаться, но будешь выглядеть белой вороной. Что можете посоветовать? Конечно, нужно решать самому, но хотелось бы услышать Ваш совет».

– Спасибо за вопрос. Действительно, это серьезная проблема. Сейчас эти корпоративные вечера приравниваются даже к часам работы, можно сказать. Как же так, у нас команда, мы всё должны вместе, вместе работаем, вместе отдыхаем… Это такая организаторская политика, которая имеет место в данное время. Я думаю, что все-таки надо себя вести так же. Не стоит отказываться от этого всего, потому что можно на себя навлечь какие-то прещения со стороны начальства, какие-то разбирательства. Но при этом надо сохранять лицо православного человека. Как говорил Феофан Затворник: не прилагайте… Это он в письмах своих пишет, в духовных наставлениях своей духовной дочери: если позвали на бал, иди на бал, но не прилагай сердце к тому, что происходит там. То есть мы это можем, понимаете… Когда сатана искушал Еву в раю, он находился же тоже в раю, но при этом не блаженствовал. И наоборот: если у человека есть духовный рост, если у него есть молитва, он может присутствовать и на корпоративных вечерах, но не прилагать к этому своего сердца.

А по поводу поста я тоже уже говорил, что, в принципе, один раз можно пойти на какой-то компромисс, а потом тоже можно постепенно людей приучать к тому, что Вы поститесь. Люди сначала покосятся, а потом привыкнут к этому и будут относиться как к должному. Я считаю, это тоже путь исповедания Христова.

– Давайте теперь все-таки подробнее: что такое Рождественский пост, почему постимся перед Рождеством?

– Мы уже говорили о том, что, как и в Великую Субботу, на Рождество также было установлено крещение. Соответственно, конечно же, был установлен и сорокадневный пост для оглашенных, которые желали в Рождество Христово покреститься. Поэтому Рождественский пост также перекликается чуть-чуть именно с Великим постом по продолжительности, но по строгости его можно сравнить с Петровым постом, он не такой строгий, как Великий и Успенский посты.

Конечно, есть некоторые особенности в богослужениях. Если мы посмотрим богослужения в Великий пост, они все поглощены именно темой поста, покаяния, искупления. Если посмотрим церковный календарь, февраль, апрель, там нет празднования каких-то больших святых. Это тоже сделано нарочито, в принципе, потому что вся тема богослужения посвящается страданиям Христа Спасителя и Его последующему воскресению. В Рождественском же посту такого сильного изменения в богослужении нет. Где-то оно, конечно, наблюдается уже непосредственно в последнюю неделю перед Рождеством Христовым. Но все равно есть какие-то дни памяти святых,  которые в изобилии празднуются именно в Рождественский пост. Неделя праотец, Неделя святых отец, которая перед Рождеством Христовым бывает.

Ну и также надо отметить, наверное, постановление Устава, как надо поститься в Рождественский пост. Потому что действительно у многих возникают вопросы по этому поводу, так как появляется много календарей, которые говорят по-разному. В данном случае нам нужно узнать, как говорит об этом Типикон, как говорит наш церковный Устав.

– Давайте об этом после звонка нашего телезрителя из Белгородской области: «Я часто от людей слышу, даже от тех, которые ходят в храм, что ограничение в пище во время поста – это не главное. И приводят пример из Евангелия, что оскверняет человека не то, что в него входит, а то, что из него исходит. Насколько я знаю (я читал Евангелие), это Христос говорил не о посте, а о немытых руках. Как относиться к таким высказываниям людей – как к лукавству или самооправданию?»

– Как относиться? Вы же для себя уже узнали истину. Что такое пост? Пост – это средство для стяжания, в том числе и того, чтобы из наших уст выходило только доброе… В Евангелии можно найти множество высказываний, которые можно исковеркать и как-то неправильно понимать. И это очень буквальный подход к Священному Писанию, он ничем не обоснован. Мы православные, мы должны все-таки рассуждать, размышлять, должны смотреть на Священное Писание в совокупности, а не на отдельные моменты.

Протодьякон отец Кураев любит повторять очень интересную историю про одного батюшку, который спорил с баптистом. Баптист постоянно батюшке говорил: «Вы должны сделать то, что написано в Священном Писании», – и постоянно давал ему какие-то отрывочные мысли из Священного Писания. А батюшке это уже надоело, он говорит: «В Священном Писании написано, что ты должен взять веревку и вздернуться на суку». Этот протестант, так назовем его, спрашивает: «Где это написано в Священном Писании?» А батюшка ответил: «Дай мне Священное Писание».  И находит: «пошел Иуда и вздернулся на суку». Перелистывает несколько страниц, а там написано: «иди и ты сделай так же».

Понимаете, анекдотическая ситуация, но она хорошо показывает такой буквальный подход к Священному Писанию. Должно все-таки быть размышление. У нас есть святые отцы, которые толкуют Священное Писание, есть множество литературы, которая все-таки доказывает обратное, что Господь говорил именно о пользе поста и именно Своей жизнью. Мы знаем, что Он и молился, и постился сорок дней. Поэтому пост никто не отменял, мои дорогие, пост имеет в нашей жизни непосредственное глубокое, большое значение.

– Следующий звонок из Иркутска: «У меня диабет второй степени, я могу соблюдать пост?»

– Спасибо за вопрос. Для болящих, конечно, все-таки надо исполнять предписания врачей, поэтому по Вашей болезни нужно принимать какие-то лекарства. Если врачи говорят, что поститься нельзя, то вместо поста Вам будет вменяться Ваша болезнь. Я Вам рекомендую все-таки воздержаться, потому что, конечно, при диабете надо учитывать сахар, он то повышается, то понижается, и конечно, о посте говорить нельзя.

Но никто не мешает взять для себя обет и ограничивать себя в каких-то обычных удовольствиях, которые мы себе позволяем в нашей жизни: чтение газет, телевизор, еще что-то, что рассеивает наш разум, приносит какое-то телесное удовольствие. Можно же по-другому поститься. Пост и для этого тоже создан, чтобы мы могли ограничивать себя в том числе и от этого. Если мы будем рассеивать свой разум, если, допустим, можно сказать: я не буду курить, не буду читать газет, – это тоже будет вменяться как пост. Поэтому любое ограничение будет рассматриваться Господом как подвиг, лишь бы он был нам самим на благо, ради спасения нашей души. И Господь всякое намерение лобзает. То есть если человек такой подвиг для себя совершает, если от чего-то отказывается, что ему дорого в этом мире, то Господь приемлет эту жертву.

– Продолжаем говорить про Рождественский пост. Что же сказано в Типиконе?

– Церковный Устав нам предписывает пощение, но пощение расписано на всю неделю и на весь пост. Есть в церковном Уставе такое размышление о Рождественском посте, что все-таки в субботу и воскресенье мы вкушаем рыбу, в понедельник, среду и пятницу у нас сухоядение. Сухоядение – когда человек не ест вареной или жареной пищи, приготовленной на огне, кроме кипяченой воды, конечно. Чай – пожалуйста, пейте. Наш Устав, конечно, прежде всего монашеский, он очень строгий. Надо всегда помнить, что у нас самый строгий Устав из всех Православных Церквей, наверное. У греков есть разные уставы, это у нас только один. Допустим, у греков  в одном монастыре один устав, в другом – другой, для мирян может быть вообще какой-то третий. У нас один Устав для всех.

Но это не значит, что мы так строго говорим: цель поста именно в ограничении, в сухоядении в понедельник, среду и пятницу. Церковный Устав как раз раскрывает нам смысл этих дней. Что такое суббота и воскресенье? Суббота – это день покоя, воскресенье – воскресение Христово, понедельник – это день покаяния и первый день недели, это тоже должно человека подвигнуть к осмыслению своих грехов. Среда – это день предательства Христа Спасителя, пятница – день Его распятия. В остальные дни возможна пища с елеем, то есть когда мы можем есть вареную пищу и также употреблять в пищу масло.

Но церковный Устав также говорит нам о том, что есть такие дни, когда можно вкушать рыбу и среди недели. Допустим, завтра празднование великого двунадесятого праздника Введения Господня, Богородичного праздника. В этот день, конечно же, церковный Устав говорит о том, что мы можем вкушать рыбу.

Все это, дорогие братья и сестры, подвигает нас к осмыслению этих дней. Вся строгость нашего Устава говорит нам о том, что мы должны осмысливать это, переживать в себе. Ну и последнее, что о Рождественском посте я все-таки должен сказать, касается строгости Устава: после 1 января, со 2-го по 6-е, никаких послаблений в посту быть не может. Тогда уже нельзя, даже если суббота или воскресенье, вкушать рыбной пищи. Последняя неделя как бы заключительная перед Рождеством Христовым и чем-то напоминает нам Страстную седмицу. Такая же служба Великой Субботы, как и на сочельник, тоже перекликается служба – Великой Субботы и рождественского сочельника.

В эти дни, конечно, накладывается особый пост перед Рождеством Христовым. Что, кстати говоря, нам очень полезно как раз после Нового года. После него мы если  и можем посетить кого-то, своих родственников, друзей, то уже со второго числа (по календарю с дня Иоанна Кронштадтского и Игнатия Богоносца) мы начинаем строго поститься. Конечно, кто здоров и может понести на себе иго поста.

– У нас есть звонок (Мытищи): «Мы с женой недавно обвенчались, планируем детей. Хотели бы уточнить. Мы все время соблюдаем пост в среду и пятницу. Распространяется ли супружеский пост на Рождественский пост, если планируется рождение долгожданного младенца?»

– Спасибо за вопрос, он сугубо личного характера, но если мы заглянем в нашу православную периодику, конечно же, нельзя в пост. Мы воздерживаемся от супружеских отношений. Но этот вопрос, думаю, Вы можете все-таки решить со своим духовником, потому что какие-то послабления в таком ограничении допускаются, но это решается с Вашим духовным отцом.

– Вопрос в социальной сети задает Аркадий из Красноярска: «У нас дома есть церковный календарь, на котором обозначены праздники и постные дни. Также в нем указано, что в некоторые дни можно есть рыбу. На сайте „Православие.ру“ тоже есть календарь, но он отличается от нашего. Например, 19 декабря, в среду, в день Николая Чудотворца, на сайте написано о сухоядении, а в нашем календаре – можно есть рыбу. И так еще в нескольких днях. Это ошибка или у нас просто календарь для мирян с какими-то послаблениями, стоит ли по такому календарю поститься?»

– Это по Вашим силам, мои хорошие. Дело в том, что вообще-то день святителя Николая – это, конечно, очень большой праздник, думаю, что и не грех  есть рыбу. Но этот день совпадает со средой, поэтому по Уставу на этот день положен елей, не сухоядение, а пища с маслом. Но это по нашему строгому Уставу опять-таки. Но все-таки святитель Николай – наверное, самый большой покровитель России, и для нас это, конечно, очень большой праздник. Церковный Устав все-таки допускает позволения в посту, когда случается, допустим, престольный праздник (праздник храма, в который Вы ходите) в Рождественском посту, бывает послабление и разрешение на рыбу.

Конечно, сейчас есть разные календари. Есть очень строгие уставы, есть Соловецкий календарь, очень строгий. Есть уставы для новоначальных… Я говорю, что мы, в принципе, призваны к большему, но все должно быть по силам. Если у нас пока нет сил не вкушать рыбу, мы можем ее вкушать, но впоследствии мы должны духовно возрастать, должны постоянно упражняться в духовной борьбе. В том числе и в самоограничении. А то, что Устав, смотрите… Я не буду все-таки Вам говорить, с духовником можно решить этот вопрос. Если Вы только вошли в Церковь или уже давно в ней. Но если отец Тихон (это авторитетный человек у нас), архимандрит, благословляет, думаю, что Вы можете воспользоваться этим моментом, пожалуйста.

– Есть звонок из Саратова: «В декабре у меня день рождения. Не будет ли искушением, соблазном для других людей, если я на работе принесу в свой день рождения бутылку вина, скоромную еду, потому что люди не постятся, а я пощусь, не будет ли мне вменяться в грех, что я соблазнил других людей?»

– Спасибо за прекрасный вопрос. На него очень хорошо отвечает Макарий Египетский, который в пост кормил салом приходящих к нему путников. Если путник пришел, либо мы попали в ситуацию, что у нас на работе не постятся, – пожалуйста, конечно же, накройте им стол, а сами можете не есть скоромную пищу. Но это будет проявление Вашей любви. По-моему, Антоний Сурожский писал, что когда он был юношей, когда уже уверовал в Бога, прочитал Евангелие, он наложил на себя очень строгий пост. А он был тогда доктором. Его пригласила одна русская семья, очень бедная, но им очень хотелось как-то угостить этого доктора, будущего владыку Антония. У них была курица. Была Страстная седмица, и он ради любви к этим своим подопечным, пациентам вместе с ними разделил трапезу, съел курицу и потом в слезах прибежал к духовнику.

Это он пишет в своих воспоминаниях. Говорит: что со мной будет, я нарушил пост. Духовник его отругал и сказал: неужели ты думаешь, что у тебя и так грехов не хватает, что только эта курица сделает тебе запрет на вход в Царствие Небесное? То есть все ради любви. Конечно же, не будет грехом, пожалуйста, это даже будет добродетелью. Надо угостить людей, это тоже проявление любви. Если мы скажем: у меня пост, я не буду праздновать свой день рождения, это будет непонятно для наших близких. Самая важная ситуация та, в которой ты сейчас находишься. Ее надо разрешить для себя так, чтобы никого не озлоблять, чтобы дать людям возможность попраздновать. Тем более у нас, все-таки надо отметить, не строгий пост, мои хорошие. Рождественский пост, и мы постимся постом приятным.

– Следующий звонок из Московской области: «Смотрю каждый год: в основном люди Новый год отмечают, радуются, веселятся, про пост забывают. Не все. К Рождеству деньги кончились, унылые лица. Я считаю (может быть, я не прав), что Новый год – это испытание для христианина, насколько он христианин, насколько он мужественный. Прав я или нет?»

– Совершенно, почему же нет? Мы же всегда призваны, в любое время быть христианами. Никогда нельзя о Боге забывать. Я же говорю, что если мы идем к кому-то посидеть на Новый год, это не значит, что мы должны превращаться в людей, которые все забывают, напились вина и забыли о посте, наелись всего от пуза и утром сожалеют о том, что произошло. Нет. Всегда должна быть рассудительность. Должно быть умение как поститься, так и отмечать праздники. Это тоже великое, это духовная тоже радость, которая присутствует в человеке, как пасхальная радость или рождественская. Рождественскую радость тоже можно испортить тем же, чем портят ее люди на Новый год, то есть можно и выпить много вина, и объесться. От этого всего мы должны быть предостережены.

Самое главное в нашей жизни – это когда мы постоянно помним о Боге, постоянно пребываем в молитве. Не грех съесть мясо, не грех, допустим, выпить бокал вина на Рождество, но во всем должна быть мера. Мера украшает человека, и если человек без меры празднует церковные праздники, уподобляя их Новому году или еще чему-то, то какой смысл всего пощения тогда? Получается, что человек все растеряет. Он растерял то, ради чего все это собирал, пытался плыть против течения реки, пытался ограничивать себя во всем. А тут все человек теряет. Это страшное состояние, зачем? Этот опыт, который мы приобретаем в Рождественский пост, надо сохранить в себе.

Не надо осуждать людей, которые в Новый год много себе позволяют, потому что осуждение – само по себе грех. Если мы будем осуждать их, мы сами можем впасть в какие-то подобные грехи. Как показывает духовная практика, от этого никто, даже православные христиане, не застрахован. Но мы-то, православные христиане, должны понимать, что для нас это праздник Рождества, а Новый год – это встреча новолетия и ничего в этом страшного нет. Светские праздники для нас (мы же тоже являемся гражданами нашего государства) тоже являются какой-то важной составляющей. Мы тоже призваны быть гражданами своего государства, хорошими гражданами. Мы должны молиться за власть, в Новый год как раз обращение президента можно посмотреть, кто пожелает. Это же дань тому государству, в котором мы живем, той традиции, которая у нас уже сложилась (к сожалению или к счастью). Так уж получилось, и мы поставлены в эти условия,  эту ситуацию. И мы должны в каждой ситуации достойно сохранять лицо христианина.

– Вопрос в социальной сети от Евгения из Новосибирска: «Что делать, если родные постоянно приносят нам какие-то непонятные гостинцы? Объяснить им не можем, потому что они считают пост глупостью».

И враги человеку домашние его, сказал Господь. Конечно же, это Христос для иудеев соблазн, для еллинов безумие, для нас же, призванных иудеев и еллинов, Божия сила и Божия премудрость. Поэтому учение Христово и посты – это безумие для людей неверующих. Но в данном случае, когда Вас уже просто принуждают к этому делу, все равно нужно держать пост, нельзя поддаваться на искушения, даже если это родные люди.

– Есть звонок из Иваново: «Я болящая, на данный момент болею, инвалид… Волнуюсь…»

– Не волнуйтесь, все нормально, ну что же Вы? Я тоже волнуюсь. Ну, я уже говорил об этом. Если такой недуг, то безропотное перенесение этого недуга без озлобленности, с упованием на Бога вменится Вам вместо поста. Мы же все инвалиды тоже. Многие, так сказать, в православном храме постоянно подходят… Не секрет, что у нас много бабушек, старушек, и конечно, инвалидов много, и людей, у которых и почки отказывают (или их нет), или с желудком уже все, врачи отрезали. Просто придите к батюшке, скажите, батюшка даст послабление, благословит на него. В данном случае, если у Вас такие недуги, просто Бог Вас благословит, пейте молочко. Но я же говорю, что в данном случае также лучше воздерживаться от чего-то другого, от того, к чему Вы привыкли. Может быть, от телевизора, может, Вы для себя какой-то подвиг изберете личный, просто возьмите на него благословение у священника. Это тоже Вам вменится в пост.

– Вопрос в социальной сети задает Сергей из Москвы: «В дни поста, а также в среды и пятницы календарных дней всего года существует ли определенное правило, по которому до определенного часа не разрешается вкушать вообще постную пищу; или же постную разрешено в течение всего дня, при условии, что человек здоров и ничем не болен?»

– Хороший вопрос, спасибо большое. По-настоящему в понедельник, среду и пятницу Уставом предписано вкушать еду один раз вечером, после вечерни. Но как это сделать в условиях нашего мира… Могий вместити да вместит. А Москва – это такой город, где действительно очень тяжело, беготня, Москва изнашивает людей по-настоящему. Это город, где год за два идет. Страшно. Но если есть силы, церковный Устав нам делает планку: пожалуйста, есть такой устав, как живут монахи в монастырях. Если Вы можете это понести на себе… Но это тоже как бы опасно, лучше потихонечку, помаленечку, идти маленькими шагами к Богу, нежели мы неопытно (или первый раз постясь) будем все исполнять. Лучше уж тогда для себя учесть, что есть церковный Устав для новопросвещенных людей, только вошедших в Церковь Божию, и придерживаться его, нежели сразу же переступить несколько ступеней духовного возрастания и взять на себя подвиги, которые в конечном итоге человека сломают. Это тоже опасно, поэтому не возлагайте на себя бремена, которые сами не сможете понести.

А существуют и абсолютные посты, совершенные – это на сочельники, один день. Если мы здоровы, врачи не запрещают, то мы в состоянии. Сам Бог велел в сочельник перед Рождеством Христовым, и мы постимся целый день, полностью не вкушаем никакой пищи.  И только вечером по старой христианской традиции, которая относит нас еще во времена апостольские, мы вкушаем сочиво (вареная пшеница, или коливо, вареный рис, или вареные овощи какие-то, или  изюм, курага). Такая хорошая христианская традиция. Кстати говоря, в народе очень часто она поддерживается людьми даже нецерковными. Есть такая традиция, потому что бабушка когда-то сочиво варила, и это передается в семью, и очень хорошо. Я считаю, что это воспитывает в нас тоже христианский дух.

– Ирина из Нижнего Новгорода спрашивает, как помочь приобрести желание поститься другому человеку.

– Другого человека все-таки нельзя заставлять поститься. В данном случае, может быть, будет наш собственный пример, когда мы собственным примером будем показывать, что это хорошо, для Бога поститься. Но если человек не желает поститься, этому тоже могут быть разные причины. Может быть, человек просто не вхож в Церковь, либо сочувственно относится, но пост на себя не приемлет, а может, у него тяжелая работа, а может, просто не хочет работать над собой и смирять свое тело ради того, чтобы избавиться от некоторых своих страстей. Бывает и такое, что человека захватывают какие-то страсти и он даже не хочет от них избавляться. А пост с молитвой, конечно же, мешает всем нашим страстям в нас проявляться.

– Время нашей беседы подходит к концу, в завершение благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, поздравляю вас с грядущим праздником Введения Божией Матери во храм, Бог благословит и помилует всех нас, спаси Господи!

Ведущий Александр Сергиенко
Записала Маргарита Попова

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин. Тема беседы: «Условия Божественной любви».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​