О святителе Димитрии Ростовском.

2 октября 2010 г.

Аудио
Скачать .mp3

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодняшнюю встречу мы с отцом Василием решили посвятить святителю Димитрию Ростовскому. Как вы знаете, завтра (а по церковному времяисчислению уже сегодня) Святая Православная Церковь чтит память митрополита Димитрия. Один из приделов храма, где отец Василий служит помощником настоятеля, освящен во имя этого святого.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в Синодальный период, а также, насколько мне известно, единственным прославленным в XVIII веке. За что Церковь причислила митрополита Димитрия к лику святых?

– Да, общеизвестный факт, что за два столетия синодального правления, вплоть до времени царствования государя Николая Александровича (Николая II) было канонизировано всего два святых – один в XVIII, другой в XIX веке. Действительно, святитель Димитрий был прославлен в XVIII веке, через тридцать восемь лет после своей кончины. Святость его была настолько очевидна (лишний раз она была подкреплена нетлением его мощей, которое случайно обнаружилось в 1752 году), что нельзя было его не канонизировать.

Известно, что личное участие в этом приняла и императрица Елизавета Петровна, которая вообще очень благосклонно относилась к малороссам, и такое почитание той живости веры, образованности, мелодичности, которые были присущи православным малороссам, лишний раз убедило ее в том, что надо содействовать канонизации. В 1752 году при ремонте Зачатьевского храма (там осела чугунная плита у могилы святителя Димитрия) во время работ обнаружилось, что гроб обветшал, его пришлось открыть, и было обнаружено явное чудо – полное нетление мощей святителя Димитрия. Притом что уложенные с ним в могилу по его собственному завещанию черновики его произведений истлели. А сам он был нетленен. Это было, конечно, удивительно. Это засвидетельствовал и тогдашний митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). Стали приходить исцеления, чудесные случаи помощи святителя Димитрия тем, кто к нему обращался.

Надо сказать, местные жители очень любили его при жизни, память о нем передавалась последующим поколениям, и теперь она подкреплялась такими замечательными чудесами, происходившими у его мощей. Поэтому в 1757 году Святейший Синод распорядился причислить его к лику святых. Так началось общероссийское почитание этого замечательного святого.

Если говорить о датах, связанных со святителем Димитрием, то надо сказать, что 2009 год стал годом трехсотлетия святителя Димитрия. Двадцать восьмого октября (по новому стилю 10 ноября) 1709 года святитель Димитрий почил, это событие и отмечалось в 2009 году. Мы знаем, что Святейший Патриарх Кирилл как раз не в день преставления (которое празднуется 10 ноября), а в день завтрашнего праздника, 4 октября, посетил Спасо-Яковлевский монастырь, З ачатьевский храм, где ныне лежит святитель Димитрий, и совершил там Божественную литургию, сказал замечательное слово. Так что прошлый год был отмечен этим.

У нас в институте тоже праздновали память святителя Димитрия, потому что наши блаженные основатели – граф Николай Петрович Шереметьев и его супруга Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева – очень почитали этого святого. Знали ли Вы об этом?

– Нет.

– Это действительно очень интересно, ведь именно они настояли на том, чтобы северный придел основанного храма Святой Троицы был посвящен святителю Димитрию. Ведь мы знаем, что граф Шереметьев женился на крепостной. Конечно, она была выдающейся актрисой, но по своему общественному положению была крепостной. Это было что-то невиданное для того времени, но граф пошел на нарушение сословных представлений, предрассудков, потому что очень любил Прасковью Ивановну и не мог поступить по-другому. В свете его не поняли, некоторые даже перестали общаться с ним, но ему это было уже как-то безразлично, потому что главной была любовь и единение в вере Христовой.

Супруги были очень верующими людьми. Прасковья Ивановна как раз принадлежала к простому народу, она родилась под Ростовом в селе Вощажниково. Хотя до сих пор это до конца не определено: три села нынешней Ярославской области спорят между собой за право называться родиной Прасковьи Жемчуговой. Но будем считать Вощажниково, хотя называются и другие села. Она родилась в середине XVIII века, и от родителей усвоила почитание их ростовского святого святителя Димитрия. Она всегда обращалась к нему, молилась, и, конечно, ее особенно убеждало в необходимости молитв к святителю Димитрию то, что у них получался один праздник – ее день ангела в честь Параскевы Пятницы и день блаженной кончины святителя Димитрия, когда он почил о Бозе, – 10 ноября, по старому стилю 28 октября. Поэтому она как-то особенно к нему всегда обращалась, очень его любила. И уже когда она познакомилась с Николаем Петровичем (который был вообще-то ее старше, по возрасту не был ей парой, но все-таки они друг друга полюбили), интересно, что он тоже чтил этого святого, но совершенно по своим причинам.

Дело в том, что его дед (первый граф Российской империи Борис Петрович Шереметьев) учился со святителем Димитрием в Киево-Могилянском коллегиуме, будущей академии (мы ее обычно называем Киево-Могилянской академией), то есть это было еще в 60-е годы XVII века, представляете? Они были однокашниками, потому что отец Бориса Петровича был в то время киевским воеводой после присоединения Малороссии к России, воссоединения с Россией. Соответственно, они какое-то время пробыли там вместе, и впоследствии сохранилась их некая духовная близость,появившаяся тогда. Они помнили друг о друге, молились друг за друга. Когда Борис Петрович получил Ростовскую вотчину, это приблизило его к святителю Димитрию, но тот уже почил. Это было в 1709 году. Борис Петрович Шереметьев получил земли от Петра Первого за участие в Полтавской баталии, случившейся в этом году, а через несколько месяцев после нее святитель Димитрий скончался. То есть, скорее всего, они не встретились. Это мы не знаем до конца. Но все равно память об их духовной дружбе хранилась всеми его потомками. И когда святитель Димитрий был прославлен, то сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев освятил несколько храмов в честь святителя Димитрия.

– Прошу прощения, тяжело прерывать Ваш интереснейший рассказ, но у нас есть звонок из Москвы.

«Добрый день, меня зовут Ирина. В предыдущей передаче мы слышали об избрании епископа Спиридона Тримифунтского народом, что он был избран на епископское служение своими согражданами. Как Вы думаете, батюшка, почему в современной Церкви миряне не имеют такой возможности? И что мы знаем о Димитрии Ростовском, какие у него были отношения со своей паствой?»

Спасибо за Ваш вопрос!

– Да, это очень хороший вопрос, и конечно, когда Церковь действовала в древности, наверное, она была более сплоченной. Люди действительно искренне приходили ко Христу, составляли единый народ Божий. Конечно, они выбирали и священников, и епископов. В последующее время, когда Церковь стала государственной, это, с одной стороны, было хорошо, потому что государство охраняло ее от гонений, от каких-то неправых мнений, от влияния еретиков, еще чего-то… Но вместе с тем государство, позиционируя себя христианским, невольно содействовало тому, что у некоторых людей вера оказывалась формальной. Чтобы показать свою верность государю, государству, некоторые люди просто формально ходили в храм. Государь ходит – и они тоже вместе с ним, чтобы показать свою лояльность.

Поэтому в Церкви стало что-то уже формализироваться, и народ Божий перестал быть таким дружным, единым в какой-то степени. Это сложный момент. Конечно, некоторые, приходя по причине своей «политической корректности», чтобы показать свою лояльность, видели, что происходит в храме, и часто приобщались к вере, действительно осознавали, что здесь Всевышний Бог обитает с людьми, здесь мы действительно Его ощущаем. Но бывали и те, кто не обращались, оставались только внешне верующими.

Поэтому, войдя в такие тесные взаимоотношения с государством, Церковь, с другой стороны, должна была поступиться какими-то своими свободами. И все равно народ не мог бы избирать так, как прежде, поэтому избрание стало совершаться по благословению священноначалия, чтобы не вышло какого-то непредвиденного случая, ведущего к нехорошим последствиям. Поэтому так это изменилось. Хотя интересно, что Малороссия, откуда родом святитель Димитрий, еще долго хранила традицию избрания епископа, потому что там народ был един, консолидировался, объединился в борьбе за православную веру против католиков. Наверное, все вы знаете эти события. Страшные события польского гнета конца XVI – первой половины XVII века, насаждение унии польской властью, гнет по отношению вообще ко всему русскому. Люди сплотились именно для защиты веры. Они очень чувствовали свое единство именно во Христе. Поэтому там могли еще оставаться эти добрые обычаи старины – избрание епископов. В XVIII веке это уже заканчивается, сходит на нет.

А святитель Димитрий, что интересно, был на самом деле избран для архиерейского служения царем Петром, потому что сам он вообще-то не собирался быть архиереем. Хотя его наставник, один из его духовных отцов, архиепископ Лазарь (Баранович) говорил ему: «Димитрию носить митру», предсказывая, что он будет архиереем. Хотя святитель Димитрий, конечно, видел себя все-таки монахом, книжником, но никак не архиереем. Царь Петр в 1701 году призвал из Малороссии книжных мужей, архимандритов, игуменов, для того чтобы они содействовали расцвету Русской Церкви, проповеди веры и в русском народе, и среди инородцев – то есть тех, кто населял Сибирь, Дальний Восток, присоединенный к России в XVII веке, и не был еще даже знаком с учением Христовым. Первым таким книжным архимандритом был как раз Димитрий (Туптало). Он приехал в Москву по настоянию Петра, которому он очень понравился (Петр, надо сказать, очень любил малороссов как раз за их книжность, за живость их веры).

Интересно, что когда они защищали свою веру против католиков, то поняли, что здесь недостаточно одних физических усилий. Нужно как-то просвещаться и умом, нужно дать отпор именно пропагандистскому, псевдомиссионерскому католическому натиску, что нужно защищать свою веру именно книжными средствами, зная Писание, святых отцов, зная, в чем суть нашей веры, суть наших отличий от католиков. Поэтому Малороссия XVII века дала множество замечательных книжников, имеющих живую веру. Не какое-то косное, затвердевшее сознание, а именно живую веру и добрые книжные познания. Петру Первому это очень нравилось. Он хотел это использовать и для государственного строительства, и для церковного. Но когда святитель Димитрий узнал, что ему предстоит поехать в далекий Тобольск, быть митрополитом всея Сибири, он очень опечалился и даже заболел. Он вообще был, может быть, слабого здоровья и занедужил.

– Прошу прощения, батюшка, снова вынужден Вас перебить, у нас звонок из Рыбинска: «Я читаю Библию и почему-то она расходится с нашей Церковью. Молитва «Отче наш»: «Да святится имя Твое». А где у нас в Церкви святится имя Бога?»

Спасибо.

– В каком смысле, как понимать «святится имя»? Есть надписи, которые представляют имя Божие, золоченые надписи… Мне кажется, они все-таки есть. Может быть, кто-то, наоборот, ставит в упрек, что они есть. «Святится» на самом деле – святится среди людей, что люди действительно воспринимают Господа, Его имя как величайшую святыню, святят свое сердце именем Божиим. Конечно, мне кажется, нам надо это так понимать, что для людей это должно быть свято, и мы об этом заботимся. Конечно, во всей полноте этого достичь, наверное, нельзя, но мы стараемся это делать и сами прежде всего стараемся святить в своей душе это святейшее имя. Мне кажется, что так.

Вообще интересно, что нам поступают звонки из Рыбинска, где когда-то проповедовал отец Димитрий (это была ведь прежде Ростовская земля, нынешняя Ярославская). Потому что святитель Димитрий, после того как занедужил, был помилован Петром, который не отправил его в Сибирь. Царь направил туда другого выпускника Киево-Могилянского коллегиума – просвещенного образованного малоросса Филофея (Лещинского). А святителя Димитрия Петр определил на Ростовскую кафедру.

Димитрий приехал в Ростов в том же 1701 году. Там ему открылась удручающая картина. Нам об этом, конечно, больно говорить, но открылась картина непросвещенности, господства суеверий, чему на самом деле немало содействовало распространение раскола. Раскол – это было не просто старообрядчество, это была приверженность некнижности, умственной темноте, тьме, необразованности, какое-то талмудическое настаивание исключительно на своих формах, особенностях.

Святитель Димитрий, конечно, воспринял это очень болезненно. Он увидел, что существует множество толков, что старообрядчество не едино; он насчитал в Ростовской епархии двадцать два толка. То есть люди теряли согласие между собой, потому что они на самом деле отошли, утратили Дух Божий, Который всех собирает, примиряет всех. Они настаивали на каких-то второстепенных вещах и только усугубляли непросвещенность, невежество. Иереи Божии, священники, никак не занимались просвещением народа; думали о том, как бы им заработать побольше денег, как бы после службы посидеть попраздновать, попировать, обсудить, прости Господи, на этих трапезах грехи своих прихожан, посмеяться над этим. Как часто он видел, что и в алтаре священники бранятся между собой, приходят, прости Господи, нетрезвые. Казалось бы, здесь такое поле для какой-то карательной деятельности! Запрещать, наказывать, горя праведным гневом…

Но святитель Димитрий был не такой человек. Он имел духовную мудрость и, конечно, любовь к людям, даже грешникам. Конечно, он увидел, что священники так часто поступают, гонясь за лишней копеечкой, рассматривая свое дело именно как средство для зарабатывания денег. Он даже стихотворно это изложил: «Пою Иисуса ради хлеба куса». Он был очень одаренный человек, был поэтом. Святитель не стал никого наказывать и запрещать. Во-первых, он перестал брать со священников большие налоги (они от них страдали), стал чаще служить с ними вместе, говорить проповеди, которые были направлены не только к народу, но и к тем, кто был за ним в алтаре. Интересно, что сразу же после приезда на кафедру святитель Димитрий создал замечательную школу для детей духовенства. Она была открыта для людей всех сословий, но для детей духовенства была обязательной. Эта школа была им устроена по образцу малороссийских училищ.

А ведь борясь за свою веру, люди Юго-Западной Руси объединялись в церковные братства, при этих братствах обязательно создавали больницы, типографии и школы, чтобы учить детей (да иногда и взрослым требовалось это учение). Учение это имело неформальный характер, очень интересно. Это запечатлелось в Киево-Могилянском коллегиуме, будущей академии. Там была соревновательность в учебе, то есть дети соревновались за право быть «императором», который сидит на почетном месте. Дети учились спорить о вере, защищая свою веру, то есть для них устраивались специальные религиозные диспуты, театральные постановки. Святитель Димитрий все это начал воплощать в Ростове, в Ростовской епархии.

В Ростовском кремле открылась такая замечательная школа. Святитель сам там преподавал, собирал детей, чтобы они делали постановки, сам писал тексты этих постановок. Нам известны два таких текста, несомненно принадлежащие ему (о других идет спор), – «Успенское действо» и «Рождественское действо», которое сейчас больше известно как «Ростовское действо». Это совершенно замечательные произведения. У них удивительно легкий язык. Кстати, еще Николай Иванович Костомаров отмечал, что при наличии церковнославянских слов, может быть, даже малороссийских оборотов речи, эти тексты читаются необычайно легко. И не только эти произведения, но и проповеди святителя Димитрия. У него был, конечно, какой-то писательский дар и вообще дар слова. Конечно, детям хочется участвовать в этих произведениях, так они замечательно сделаны. Дети и готовили костюмы, и заботились об этих постановках. Для них это было очень живо, они воспринимали веру Христову не как что-то отвлеченное, мертвое, а как непосредственно относящееся к их жизни.

Мы знаем, что для детей, которые делали особенные успехи, остроумных детей (интересно: остроумные – не те, которые какие-то смешные вещи говорят, а те, у которых ум острый), святитель Димитрий лично проводил дополнительные занятия. У себя в покоях зимой он читал им Ветхий Завет, а летом возил в архиерейский дом в селе Демьянове и занимался с ними там, собирал им яблоки в саду, катал на лодке по озеру. Конечно, для них он был родной матерью. Хотя на самом деле, хоть он был архиереем, он был духовником для всех детей. Около двухсот человек прошли через его школу, и всех их он исповедовал, представляете? Как наш нынешний владыка Пантелеимон (отец Аркадий (Шатов)) сейчас исповедует сотни людей. Это удивительно, он епископ. Также и митрополит Димитрий. И вот он весь был направлен к служению людям, простым детям. Конечно, это было замечательно. Дети воспринимали веру Христову не так, как их отцы, может быть формально или даже внешне, а чувствовали, что это есть жизнь, это настоящее. Все это благодаря нашему замечательному святому святителю Димитрию Ростовскому.

Мы знаем, что на эту школу, конечно, требовались средства, как обычно, это всегда необходимо. Димитрий добился, чтобы Синод оплачивал работу учителей. Он прежде всего нашел учителей. Какие-то учителя приехали с ним из Малороссии, какие-то книжники нашлись и здесь. О них заботился Синод. Но все равно средств не хватало. Тогда святитель Димитрий попросил, чтобы Синод дозволил ему продать архиерейские меха из ризницы. На эти деньги он смог купить учебники, какие-то необходимые пособия. Личные деньги он тоже вложил в это дело – купил глобусы, необходимые для обучения, и еще ряд учебных пособий. Он был душой этой школы. Конечно, для него было большим горем, когда школу пришлось закрыть из-за недостатка средств. Синод перестал давать деньги, ссылаясь на то, что идет Северная война со шведами, денег никаких нет. Это детище просуществовало несколько лет, до 1705 года, и было вынуждено закрыться. Но все равно память осталась.

Память в народе оставалась и благодаря проповедям святителя Димитрия. Сначала он говорил непонятно (хотя и как-то возвышенно и прекрасно), потому что было очень много малороссийских и польских слов. Знаете, на самом деле он был такой человек, который часто думал по-польски, хотя он был совершенно православным. Это очень важный момент. Просто когда он учился в Киево-Могилянском коллегиуме, нужно было изучать польский язык, поскольку это язык врагов, католиков, они на нем пишут, на нем часто проповедуют, поэтому он знал его и даже вел свой дневник по-польски. Интересно. Он так и назывался: «Диариуш» («дневник» по-польски). Поэтому там могли попадаться и польские слова. Но при этом, конечно, он мыслил совершенно православно. Народ это как-то смущало. Представляете, с кафедры звучат проповеди… И кто-то ему об этом сказал. Святитель очень быстро понял свою ошибку и стал исправляться: исключил непонятные для народа слова, стал говорить удивительно доступно. Вместе с тем не упрощая, а как-то доступно, и его слову присуща удивительная легкость.

– Прошу прощения, снова у нас звонок, из Московской области.

«Вы сказали, что епископы выбранные, что люди раньше были сплоченнее, а сейчас ситуация, наверное, сложилась потому во многом, что люди не научены, непросвещенные. Но у нас в Церкви сейчас есть и община, и оглашение, где люди могут научиться. Скажите, как бы нам Церковь, людей, мирян, научить, чтобы они могли священников выбирать, и в чем может быть тогда служение мирян в Церкви? Большое спасибо».

Спасибо.

– Мне не кажется, что задача номер один – добиться выборности епископата. Мне кажется, если это нужно, если на это есть воля Божия, если Господь увидит, что мы достойны того, чтобы быть такими же, как первые христиане или эти замечательные малороссы, которые защищали свою веру, то это и будет от Бога. Наверное, не стоит ставить это на повестку дня. А вот то, что говорит наш зритель о возрождении общин, о катехизации, – это, конечно, вопросы на злобу дня, они очень важны. Я хочу сказать, что та община, к которой я принадлежу, – это как раз община отца Аркадия (Шатова), ныне владыки Пантелеимона, – с 1990 года была именно такой общиной, которая заботилась о единстве веры и о том, чтобы привлекать больше людей не только за счет проповеди (хотя проповеди отца Аркадия, конечно, привлекли очень многих людей), но и за счет общих дел со вновь пришедшими, за счет дел милосердия прежде всего.

Это очень важно, этому нам тоже следует поучиться у малороссов XVII века и у Димитрия Ростовского, потому что он ведь имел удивительное сострадание к людям. К себе в архиерейский дом он приглашал нищих, больных (по-нынешнему «бомжей»). Представляете, он сам за ними ухаживал! Устраивал для них трапезу и подносил ястия и питие и говорил:«Я у вас учусь смирению, терпению скорбей. Вы мои наставники, дорогие мои». Конечно, это замечательно. Когда есть такое милосердие, которое исходит от главы общины, оно очень много значит. Действительно, людей это привлекает, потому что сердце ведь к этому стремится.

Поэтому наша община развивалась так, катехизация была с самого начала. Я помню, что для тех, кто приходил креститься, начиная с 1990 года и сейчас есть катехизические беседы. Обязательно – чтобы люди понимали, что они делают, что они действительно совершают самый главный шаг в своей жизни, принимают Святое Крещение. Таких бесед должна быть не одна, а несколько, много, и после крещения тоже. Наш батюшка отец Аркадий, нынешний владыка, тоже сам ведет беседы для тех, кто крещен, но, может быть, до конца еще… Да кто из нас до конца что-то понимает! Он ведет беседы по Евангелию, другие батюшки – по Ветхому Завету, чтобы лучше понимать, по истории Церкви. Очень важно, чтобы в приходе это было. В Первой градской больнице это, слава Богу, есть; я знаю, в других приходах тоже совершаются такие общие дела и беседы. Такие общины, слава Богу, есть. Когда это действительно распространится на всю Церковь, тогда все будет по-настоящему.

Сейчас очень сложно. Церковь на самом деле очень пострадала в советское время, и не только физически, а именно от нравственного удара, от морального гнета. Это было очень тяжело. Поэтому здесь нельзя так сразу все сделать. Надо трудиться и делать то, к чему нас призывает Господь.

– У нас еще один звонок, из Карелии: «Я уже давно хожу в Церковь, мне 53 года. Свои грехи я исповедовала, и дай Бог, Он меня простил. Сейчас я хожу на исповедь, и мне постоянно хочется еще раз исповедоваться в этих грехах, что Вы мне посоветуете в этом случае, как поступить?»

– Да, у некоторых людей есть желание еще раз исповедоваться в исповеданных ранее грехах. Понимаете, у каждого человека все-таки должен быть духовник, такой священник, который посвящен во все тайны жизни души, которому вы уже поисповедовались и который все знает и молится за вас, чтобы ваша душа выпрямилась, приняла благодать Христову и слова Господа Иисуса. Поэтому когда есть такой духовник, то и нет никакого смущения, что надо еще исповедоваться, потому что человек понимает, что он действительно вошел в новую жизнь, духовник помогает это понять, поддерживает и старается подвести ко Христу.

Поэтому здесь идет какое-то действительно большее очищение души, большее приближение к Богу. А когда человек не имеет такого приближения, развития духовной жизни, то ему тяжело, ему хочется опять каяться, кажется, что эти грехи не прощены. А когда человек не имеет развития? Когда у него нет духовника, нет священника, который действительно помогает в духовной жизни. Поэтому я желаю Вам найти такого духовника, а если он у Вас есть, то больше ему доверять, понимать, что когда мы в первый раз обратились ко Господу, покаялись в своих грехах, перешли от прежней жизни греховной к жизни с Богом, то Господь нам все простил. Этот переход называется вторым крещением, святые отцы так его и называют – когда человек долго не исповедовался, потом приходит к Богу и Господь действительно ему все прощает. Происходит решительный поворот к жизни новой, жизни святой. Только в этой жизни нельзя стоять на месте, надо идти вперед, к Богу, надо трудиться. Тогда все будет. Это важный момент.

Я хотел договорить о проповеди. Святитель Димитрий буквально завораживал (в хорошем смысле) своим словом, он так по делу говорил. Он призывал бороться с грехами, у него есть отдельные слова против разных смертных грехов. Это замечательные слова, хочется читать еще и еще, и главное, хочется делать то, что написано. Несомненно, это отпечаток его святости, благодатности его деятельности. Интересно, что, хотя тогда было книгопечатание, его проповеди переписывались от руки и распространялись именно между простым народом. Вот что интересно. То есть он как-то завоевал сердца простых людей, почему потом в семье Прасковьи Ивановны, нашей основательницы Шереметьевского странноприимного дома, и было почитание святителя Димитрия. У нее самой было, потому что он именно завоевал сердца простых людей.

– У нас звонок из Астраханской области: «Объясните, пожалуйста, как обрести страх Божий?»

– Хороший вопрос. С одной стороны, апостол любви Иоанн Богослов говорит: где любовь, там нет страха. С другой стороны, нам нужно иметь страх Господень, страх Божий, об этом нам говорится в других местах Священного Писания. Как нам это понимать? На самом деле, конечно, страх Божий – это страх отпасть от Бога. Здесь, конечно, нужно чувство единения с Богом, близости ко Христу, которое нам дает только Божественная литургия. Если это чувство в нас есть, то оно проявляется уже не только на литургии, но и в каких-то наших делах. И даже когда мы сами обращаемся ко Господу, мы отчасти это чувствуем – то благодатное состояние, которое было на Божественной службе.

Соответственно, если у нас есть страх потерять эту причастность к другой жизни, жизни святой, потерять общение с Богом, доверие Божие – думаю, это и есть страх Господень, страх Божий, и он обязательно должен присутствовать в нашей жизни, потому что мы часто поступаем легкомысленно. Господь нам все дает, нам хорошо и легко в храме, на Божественной службе. Но потом мы уходим и так же легко смотрим по сторонам, на какие-то нехорошие вещи, даже начинаем внимательно что-то смотреть, читать, не приведи Господь, смотреть по телевизору…

И все теряется, потому что не было страха потерять эту радость, эту благодатность жизни с Богом, благодать. Конечно, это очень страшно, мы какие-то легкомысленные люди, но надо быть посерьезней. Для этого нам надо всегда помнить о Христе, о том, что Он любит нас, берет на Себя наши беды и видит все, что в нашей жизни происходит, именно принимает это на Себя, пропускает сквозь Свое личное восприятие то, что нас окружает, что мы переживаем. Эта память обязательно должна у нас быть. Такая память будет у нас – и страх потерять Господа, живое благодатное с Ним общение. Мне кажется, так.

– У нас еще один звонок, Старый Оскол.

«Есть ли имя у Бога, какое оно? Потому что в молитве “Отче наш” есть такие слова: “Да святится имя Твое”. Спасибо!»

– В Священном Писании есть целый ряд имен Божиих, сообщаемых нам. Одно из первых и самых главных Сам Господь говорит Моисею: «Аз есмь Сущий». Это, конечно, очень важное имя, оно пишется всегда на нимбе Христа, только по-гречески: «Оон». Но есть и другие имена: Огнь Пламенеющий, это тоже имя Божие, Аминь (истинный свидетель); Аз есмь Свет… Так что такие имена есть. Прежде всего, конечно, имя Божие – это Сущий, я думаю, так правильней воспринимать.

– Господь Саваоф.

– Это ветхозаветный, Бог воинств небесных сил. Так что если будем помнить, что все от Бога, наша жизнь дана нам Богом, что мы под Богом ходим, что мы имеем причастие к существованию благодаря тому, что Бог существует, и существует непреложно, всегда, то так мы и будем святить имя Божие. Я думаю, это очень важно.

Конечно, наше время уже подходит к концу, и о святителе Димитрии хотелось бы говорить больше и больше. Я призываю всех читать его проповеди. Они изданы, сейчас вышел очень хороший электронный диск со всеми творениями святителя Димитрия и со всей литературой, которая ему посвящена. Это замечательный диск, он так и называется: «Святитель Дмитрий Ростовский», он есть во многих церковных лавках. Пожалуйста, посмотрите, там много замечательных вещей.

Кстати, святитель Димитрий – конечно, прежде всего как творец житий святых…

– Простите, давайте перейдем к его трудам после ответа на звонок. Вопрос: «Венчает ли Церковь разведенных, которые вновь вступают в брак? По Новому Завету Иисус сказал, что женившийся на разведенной прелюбодействует и пока живы муж и жена, даже если они в разводе, все равно они принадлежат друг другу».

– Нет, того,что люди принадлежат друг другу, когда они в разводе, Господь не говорил. Вы не путайте, пожалуйста. Дело в том, что Господь явил идеал: брак должен быть с одним человеком, когда двое соединяются в одно и уже нерасторжимы. Но, к сожалению, на земле так бывает не всегда. Особенно в наше лукавое время бывает, когда людей отучили от веры, многие люди нормально относятся к венчанию, просто венчаются ради красоты или обычая, чтобы соблюсти некий прародительский обряд. Но такие браки, бывает, часто распадаются. К сожалению, как это ни страшно. Если брак распался, по факту он уже не существует, поэтому человек волен вступить в новый брак. Только это, конечно, уже будет ему уроком, чтобы он вступал в брак с человеком, который действительно верен Богу, христианином, чтобы этот брак уже не распадался.

Но для тех, кто вступает в брак вторично, существует особое церковное последование «О второбрачных». Там уже нет такого красивого венчания, эта служба имеет покаянный характер, но она совершается Церковью и благословляется, поэтому второй брак возможен. В крайнем случае возможен третий, но это в самом крайнем. Все же люди призваны исполнять евангельский идеал. Как это ни страшно, именно мы, священники, призваны быть таким идеалом и не можем ни разводиться, ни второй раз вступать в брак. Поэтому мы так храним… Кто из верующих людей желает взять на себя такой обет – слава Богу, это, конечно, хорошо. Только это, разумеется, надо делать советуясь с духовником и от него принимая благословение.

Итак, святитель Димитрий прежде всего известен как творец житий святых. Это четыре тома житий, в каждом томе по три месяца, они были написаны с 1689 по 1705 год, примерно каждые пять лет выпускалось по одному тому. Это титанический труд. Святитель Димитрий собирал все доступные источники того времени, перерабатывал их и, молясь Богу, старался написать так, как это было в действительности, отбрасывая что-то наносное, неистинное,что могло быть в книгах, которые он рассматривал. Святитель рассматривал множество книг. Сохранилась его библиотека в Ростовском кремле – больше двухсот книг.

– Почти триста.

– Да, под триста. Это книги на разных языках. Он много читал по-польски, и, конечно, католические сочинения не всегда были истинными. Он пропускал их сквозь горнило трезвого сомнения. Мы знаем, что некоторые святые даже являлись ему и объясняли, как они жили. Да, бывали и такие случаи. Святитель Димитрий ведь постоянно молился. Это удивительно. То, что он был в трудах по устроению школы, – это одно. Ведь он был архиереем, занимался множеством административных дел; и при этом был церковным писателем, величайшим молитвенником.

Мы знаем, что он часами, распластываясь на полу крестообразно, молился Богу, тем святым, о которых он писал в своих житиях. Мы знаем, что в летнее время он подражал наиболее любимому им святому преподобному Феодосию Киево-Печерскому, замечательнейшему русскому святому. Он ведь уходил в лес, снимал с себя верхнюю одежду, оголял до пояса свое тело и отдавал на съедение комарам и оводам. Представляете, претерпевая такие муки, чтобы отрезвиться, может быть, от каких-то своих мысленных недуховных состояний, чтобы ближе чувствовать страдающего Господа. Это, конечно, замечательно. Святитель делал это по примеру Феодосия Киево-Печерского.

– Батюшка, у нас еще один звонок, Рязанская область.

«У моего мужа было прелюбодействие, она умерла двадцать лет назад, а он все еще посещает ее могилу».

– Вы знаете, здесь лучше всего посоветоваться с духовником, с батюшкой в храме, которому Вы доверяете, потому что обсуждать эти вещи в эфире немного нетактично, мне кажется. Здесь вопрос очень щепетильный. Главное, конечно, – никого не судить и всех прощать, как заповедовала другая замечательная святая – преподобномученица Елисавета, великая княгиня Елизавета Федоровна. Быть настоящей женщиной – это значит научиться всех прощать. Об этом немало пишет старец Паисий Святогорец, замечательный святой нашего времени,что женщина, конечно, должна все прощать. Молиться, прощать, и эта любовь действительно совершит чудо, поэтому я искренне Вам этого желаю.

Интересно, я хотел сказать, что жития святителя Димитрия, написанные им, с которыми мы обычно имеем дело, – это отредактированные жития, не совсем то, что он написал. Это важный момент. Конечно, они очень интересны, всегда читались народом, но были отредактированы в конце XIX века. А вообще есть жития, написанные непосредственно святителем Димитрием. На диске, о котором я говорил, есть как раз издание «Четьи-Минеи» чуть ли не конца XVIII века, где мы чувствуем живое слово святителя Димитрия. Эти жития читать легче, хотя кажется иногда, что они с какими-то устаревшими словами. Но это то, о чем говорил Костомаров: невзирая на какие-то анахронизмы, произведения читаются прекрасно, просто удивительно.

Интересное наблюдение есть у Достоевского. Будучи в остроге, осужденный на каторгу пожизненно, он видел, как люди простые, оступившиеся в жизни, совершившие преступления, внимают житиям святых. У них в остроге всегда обязательно читались какие-то книги, но прежде всего это были жития святых святителя Димитрия Ростовского. Как преображается лик людей, как начинают светиться глаза, когда они слушают жития святителя Димитрия! И как просят они читать еще…

– У нас осталась буквально минутка. Спасибо за очень интересный рассказ. Мой второй вопрос сегодня: какое духовное завещание оставил нам святитель Димитрий? Может быть, рекомендуете какую-то книгу, какой-то труд нашим зрителям, которую нужно обязательно прочитать.

– Я бы всем советовал почитать проповеди святителя Димитрия. Конечно, это замечательное, живое слово этого святого. И в проповедях, и в самой жизни святителя Димитрия видно его стремление подражать Христу, следовать за Ним по пути тесному, узкому, претерпевая скорби, но все-таки именно со Христом Спасителем, когда Он берет на себя наши скорби и мы ощущаем живое общение с Ним, живую радость Его победы над всеми обстоящими нас грехами, всеми силами ада и над самой смертью. Этот завет святителя Димитрия – следовать за Христом – мне кажется, самый важный в его духовном наследии.

– Отец Василий, благодарю Вас за сердечную беседу, за очень интересный рассказ!

 

Ведущий Михаил Карелин
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать