Беседы с батюшкой. Молитва - дыхание души

3 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Сегодня тема нашей передачи: «Молитва – дыхание души». Отец Мелхиседек, почему молитва так важна в нашей повседневной жизни?

– Когда задают вопросы в нашей дорогой студии на телеканале «Союз», всегда забываю пригласить в наш Покровский храм (он будет сегодня с нами на заставке передачи), где вы можете увидеть византийскую мозаику, увидеть две с половиной тысячи метров этого великолепного храма. Приглашаю всех в гости и на экскурсию, желаю, чтобы была такая возможность – посетить наш замечательный Покровский храм, что в Ясеневе.

Когда мы сегодня анонсировали нашу передачу, то так ее и назвали: «Молитва – дыхание души». Какая важность кислорода в жизни человека? Без кислорода жить невозможно. Мне вспоминается наставление святителя Филарета (Вахромеева), митрополита Минского. Он сейчас на покое, но когда  был ректором Московской духовной академии (это в Троице-Сергиевой лавре), студентам говорил: «Любите богослужения! Ходите к преподобному Сергию. И пока вы студенты, пока вы в храме, пока вы в Лавре, дышите воздухом вечности». Вот это потрясающая мысль святителя: молитва – это воздух вечности!

Кто-то о молитве сказал: «Что такое молитва? Молитва – собеседование с Богом. Молитва – возношение ума к Богу». У каждого из нас есть телефон, по которому мы выходим на связь друг с другом, с родными и близкими людьми. А на связь с Богом мы выходим только посредством молитвы, потому что молитва – собеседование с Богом.

В одном храме я увидел замечательное объявление: перечеркнут телефон-мобильник – и надпись: «Связь только с Богом». Оригинальное напоминание о том, чтобы отключили мобильники. В храм пришли для чего? Для беседы с Богом, поэтому все новости, все разговоры, все встречи после храма, после службы. Если пришли заранее, до богослужения – поздоровайтесь, пообщайтесь, спросите, как дела, как здоровье… Чтобы узнать, чем помочь, быть полезным. Но когда началось богослужение, все посвящено только Богу, душе и Церкви.

Интересно говорил преподобный Серафим Саровский: «Сейчас вся брань дьявола с христианами идет за две добродетели – целомудрие и молитву, потому что знает лукавый: как только не будет в жизни христианина этих двух добродетелей, не будет в жизни христианина вообще ничего». Что тогда говорить про наш век, когда все загружены, кругом информационная атака по отношению к нам: новости, передачи, события, эксцессы, какие-то проблемы, реклама – до бесконечности, на каждом шагу.

Кто-то сказал, что информацию, которую современный человек получает в течение года,  человек, живущий в XVIII или XIX веке, не получал за всю жизнь. Количество информации  несопоставимо,  поэтому всегда очень важно ее фильтровать и счищать, а память от загрязнений вычищает, конечно, молитва.

А какая цель молитвы в нашей повседневной жизни? Когда мы общаемся с человеком, это беседа. Когда хотим выйти на связь с родными и близкими, мы с ними беседуем. Молитва – это общение с Богом, с Источником жизни, радости, мудрости, всепрощения. Ну какая цель? Цель – общение. И цель – услышать и быть услышанными, стать лучше. Для чего Церковь, молитва? Не только для того, чтобы нам было лучше, а, самое главное, чтобы лучше были мы.

Кто-то из мудрых людей сказал, что в храм мы приходим не для того, чтобы Богу напомнить о том, что Он «забыл» (одно, другое, третье – прошения), а услышать то, что Он хочет от нас. Вот это самое главное! Какая Его воля, какими должны стать мы. Когда станем другими мы, тогда у нас и жизнь переменится. Один из греческих философов сказал: «Куда бы ты ни пошел – везде найдешь то, что принес с собой». Для хороших все хорошо, а для плохих – все плохо, поэтому надо сначала переменить свой ум, и тогда переменится  жизнь. А переменить ум помогает нам, конечно же, молитва.

– Вопрос телезрительницы Марины: «Если кто-то меня сильно обидел, я его прощаю. А если человек прощения не просит и вроде не считает себя виноватым передо мной, должна ли я его прощать? И второй вопрос. Батюшка, я читала книгу о матушке Сепфоре; ее чадо – Мелхиседек. Это про Вас? Вы можете что-то сказать о матушке Сепфоре?»

– Спасибо за вопрос. Да, я имел счастье общаться с этой великой подвижницей нашего времени, схимонахиней Сепфорой. Если хотите познакомиться поближе, это может быть предметом нашей следующей передачи.

Относительно прощения обид. Что делать, когда нас обидели и мы считаем, что были правы, а человек, который нас обидел, исправляться в этом не хочет? Старец Амвросий Оптинский как-то говорил: «Сядь пониже, а то угоришь». Когда парятся в бане, все стараются забраться на верхнюю полку. Чтобы было больше пользы. А он говорит, что тут тоже можно переборщить. Когда мы считаем себя слишком правыми, то толку в этом никакого нет. Ну хорошо, ты не просишь прощения, он не просит. И так это все затягивается, и спрашивается: а тебе это надо? Нет. Но надо тогда сделать вид, что ничего не произошло. И жить дальше.

Недаром в церкви, когда мы бываем за богослужением, часто слышим: «Миром Господу помолимся». Миром! То есть в мирном состоянии сердца. «Мир всем!» Богослужение заканчивается словами: «С миром изыдем». Нет ничего дороже мира в нашей повседневной жизни. Старец Амвросий Оптинский так говорил относительно примирения: «Не хочешь, а хохочешь». И еще: «Тот, кто уступает, тот приобретает. Пожалей и не осудишь».

Поэтому давайте тихо, спокойно просить мира себе, родным и близким, наступать на свою гордыню. Нет ничего дороже мира, поэтому будем к нему стремиться. А думать: пусть они у нас попросят прощения, – это загнать ситуацию в угол. Поэтому  если даже сами были правы, то сделайте вид, что эту ссору не заметили. Так будет лучше, чем дожидаться, пока нас попросят. Никто нас просить ни о чем не будет, дожидаться почти бесполезно. Желаю Вам мира, здравия и хорошего настроения.

– Отец Мелхиседек, молитва – это дыхание для души, воздух, которым мы дышим и без которого не можем. Какие должны быть условия для того, чтобы молитва была плодотворной?

– У отцов есть такая мысль: «Душа молитвы – внимание». То есть там, где нет души, нет ничего. Нет души в теле – тогда это не тело, а труп. Нет души в каком-то деле, которое ты делаешь, когда все делается бездушно, – тогда и само дело непонятно.  Даже простое дело – приготовить еду – надо делать с душой, то есть старательно, наилучшим образом. Старец Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что мы, православные христиане, должны быть отличниками. Ты должен быть отличным портным, отличным водителем, отличным поваром, отличным экономистом, отличным компьютерщиком, отличным оператором. Отличным!  

Сделать так можно только тогда, когда к порученному тебе делу относишься внимательнейшим образом. Условие для успешной молитвы – это прежде всего внимание: душа молитвы. Отцы говорят, что все должно быть покрыто покаянием и смирением: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Иногда бывает так… Однажды ко мне подошла женщина и говорит: «Батюшка, подскажите, что делать. Я начала читать вечерние молитвы и обнаружила, что прочитала утренние. Надо было мне их повторять утром или нет?» Представляете?

– Насколько внимание рассеялось.

– Бывают и такие уникальные случаи. Если ты сам себя не слышишь, как будет тебя слышать Бог? Есть относительно внимательности советы преподобного Иоанна Лествичника. Дорогие братья и сестры, у нас осталась одна неделя до поста. Думаю, из книг святых отцов, которые будут полезны для души и помогут нам правильно, с духовной пользой провести пост, это, конечно, книга Иоанна Лествичника «Лествица». Мы будем вспоминать в середине поста этого величайшего аскета, подвижника веры и благочестия, который оставил нам этот великий труд – азбуку духовной жизни.

 Наш Покровский храм уникален тем, что такого иконостаса нет ни в одном храме мира: в одноярусном иконостасе есть иконы величайших святых Вселенской Церкви. Это авва Дорофей и Иоанн Лествичник, святитель Феофан, Затворник Вышенский,  святитель Игнатий, епископ Ставропольский и Кавказский... Такого сочетания святых (еще раз с уверенностью повторяю) нет ни в одном храме мира. Это те святые, которые подарили нам азбуку духовной жизни, поэтому начать знакомиться с их трудами обязательно надо.

Иоанн Лествичник нам всем говорит о молитве: «Бей мысленных супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого». (То есть сильнее молитвы Иисусовой.)  Еще говорит: смотри, когда ты читаешь молитвы, заключай ум в слова молитвы; если твой ум начнет уклоняться,  обратно возвращай его и заключай в слова молитвы, и в скором времени найдешь успех. То есть, по словам святителя Феофана, мы должны соображать, что мы читаем; читаемое уразумевать, а сердце должно откликаться на уразумеваемое. Если ты говоришь: «Помилуй!» – говори это с чувством покаяния. Если говоришь: «Благодарю», – с чувством благодарности. Говоришь: «Слава тебе, Господи!» – значит, говоришь со славословием, заключая в слова не только мысли, но еще и чувства. И молитва будет плодотворной тогда, когда она будет с рассуждением, в чувстве и в духе смирения, покаяния, любви и преданности Богу.

– Вопрос телезрительницы Аллы из Полтавы: «Читаю молитвы утренние и вечерние наизусть, а мысли где-то… Слушая сейчас Вас, я получила уже ответ. Спаси Вас Господи! И мирного неба над головой!»

– Сейчас на телевидении существуют рекламные паузы. А у нас – эмоциональная пауза. Приятно услышать, что на вопросы даются ответы. Кстати, это тоже был некоторый вопрос: человек читает наизусть. Дело в том, что отцы рекомендовали те молитвы, которые тебе близки и которые ты можешь выучить. Их лучше читать наизусть. Мы сейчас с тобой как беседуем? Ты мне задаешь вопрос – я тебе отвечаю без книжки, потому что это наша беседа. А если бы я сейчас в прямом эфире открыл книжку и начал читать, в этом была бы некая искусственность, не было бы разговора от души к душе, от сердца к сердцу. Поэтому книжка книжкой, а молитва наизусть и своими словами, от себя, – это, конечно, великое дело. Поэтому учите кратенькие молитвы, начиная с начальных.

Один человек поделился своим духовным опытом: «Когда я пришел к православию, меня настолько поразила любовь Божья и видение моих грехов, что моей любимой молитвой стал 50-й псалом. Я его читал по нескольку раз в день до тех пор, пока он просто сам собой не вошел в мою память. Я его выучил наизусть и не мог с ним расстаться. Это было всегдашним состоянием моей души: "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"». Что-то настолько сильно касается души, что это становится нашей собственной молитвой, открытой нам Духом Святым. Особенно это относится к Божественной Псалтири Давида, потому что Давид эти все слова читал на небе, а уже потом изложил своим человеческим языком. Богодухновенная, созвучная любой жизненной ситуации Псалтирь Давида – незаменимый сборник псалмов, и они близки душе каждого человека.

– Отец Мелхиседек, несколько вопросов от наших телезрителей о молитве: «Претерпевает ли изменения келейное правило во время Великого поста? Каковы Ваши рекомендации для совершения молитвенного правила Великим постом? И  можно ли заменить правило кратким молитвословием в случае тяжелой и продолжительной болезни?»

– Начнем с конца. Сейчас вот один близкий человек лежит в больнице святителя Алексия с радикулитом – никакая молитва на ум, наверное, не приходит, кроме краткой. Иногда боль выбивает человека из колеи, невозможно сосредоточиться. Поэтому отцы советуют: когда нельзя сосредоточиться, пусть молитва будет краткой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А можно еще короче: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Потом еще короче: «Господи, помилуй!» Варсонофий Великий говорит, что для болящего человека все правило заключается в одном: не роптать на Бога в болезни, и это благодарное состояние  заменит все молитвы.

Меняется ли молитвенное правило в течение Великого поста? Наш покойный наместник, архимандрит Венедикт (Царствие ему Небесное), говорил: «Гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, а не по миллиметру раскручиваться». Если в колесе машины из-за движения гайка ослабляется и если за этим не следить, можно в конце концов потерять колесо и разбиться. Поэтому опытные водители периодически гайку на колесе подкручивают, следят за техникой. Так и мы должны следить за своей душой.

Великим постом (вообще постами) правило должно немножко увеличиваться. Те, кто читал только начальные молитвы, правило Серафима Саровского или другое краткое правило, начните полностью читать утренние и вечерние молитвы. Кто утренние и вечерние молитвы читал – попытайтесь прибавить хотя бы одну «славу», то есть треть кафизмы. Если кто-то уже так делал, попытайтесь читать целиком одну кафизму, это двадцатая часть Псалтири. Если кому-то близки каноны (Покаянный, Матери Божией, Ангелу-хранителю) – читайте один канон в день. Кто-то любит акафисты – пожалуйста, читайте Акафист Спасителю, Божией Матери и т.д.

Кстати, на «Союзе» часто спрашивают (и вообще часто этот вопрос задают во время поста): можно ли Великим постом читать акафисты? Можно читать все что угодно! Любую молитву, которая вам по сердцу, которой вы хотите помолиться, – абсолютно никаких ограничений в этом нет. Говорят, что акафист – это же молитва радостная. А кто нам мешает во время поста радоваться? Поэтому читайте и акафисты, и каноны, и Псалтирь. Но не просто читайте, надо чтение молитвослова превратить именно в молитву. Обычное чтение – это еще не молитва.

Есть такое выражение: вычитал правило. Ну хорошо, вычитать-то вычитал, а помолился при этом или нет? То есть в какой степени это пятнадцатиминутное или получасовое правило содержало в себе действительно нерассеянную молитву? Наша молитва достигает небес, только если мы произносим ее слова с полным пониманием, с чувством, с покаянием, с любовью и в духе истины. Мало прочитать – надо стараться, чтобы это на самом деле была беседа с Господом. Нерассеянная, покаянная, с любовью и благодарностью.

– Еще вопрос от нашего зрителя: «Я уже пять лет хожу в церковь, регулярно исповедуюсь и причащаюсь, стараюсь вычитывать утреннее и вечернее правило, но у меня большие нагрузки на работе. Работаю в школе учителем. Усталость, нервное напряжение приводят к тому, что я оставляю молитву, впадаю в уныние и потом долго не могу снова вернуться к регулярному чтению правила. Подскажите, как быть».

– Во-первых, надо запомнить слова епископа Игнатия (Брянчанинова): «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». То есть это великое дело, когда есть постоянство. Поэтому Вам, дорогой учитель, советую: начните с малого, короткого правила, но пусть оно будет постоянно исполняемо. А потом постепенно его увеличивайте. Наша душа не может без молитвы, как телефон без подзарядки. Связи с Богом не будет никакой. Поэтому надо сначала осознать важность молитвы, а потом себя к этому понуждать. Скатываться с горы легко – подниматься в гору гораздо тяжелее. И потому лукавый делает все так, чтобы у нас ни одной минуты не осталось для молитвы. Почему? Потому что лукавый знает: если у человека есть молитва, есть связь с Богом, то душа его жива. Молитва – дыхание души. Не надо превращаться в бездыханный труп, поэтому понуждайте себя.

Еще я хотел бы посоветовать: чрезвычайно важен режим. У всех у нас одна проблема – усталость, перегруженность. Не остается сил и времени, особенно вечером. А кто вам сказал, что вечер – это главное для души и для молитвы? Самое главное время – утро.  Поэтому нам всем надо кардинально поменять режим нашей повседневной жизни: надо приучить себя пораньше ложиться и пораньше вставать. Подарить себе время для вечности, время, в которое мы бы подышали воздухом вечности. Сейчас многие болеют бронхитом, который потом переходит в воспаление легких, и есть такое приспособление, которое называется ингалятор. Пять-десять минут – и человек получает облегчение.

Где найти это время? Когда человек болен, он ведь находит время для лечения?! Где найти время для молитвы? Просыпаемся, и тут же начинается круговерть: подготовка к работе, приготовление завтрака... Ну, где взять это время? Ты сам можешь подарить его себе! К примеру, ты каждое утро встаешь в семь часов утра, чтобы начать свой трудовой день. Начни вставать на полчаса раньше, в половине седьмого. Посвяти эти полчаса утренней молитве. И добавь к ней любые другие краткие молитвы – какие хочешь, но полчаса посвяти собственной душе. Что для этого надо сделать? Для этого надо всего лишь лечь спать на полчаса пораньше. Поэтому поменяйте свой режим, ложитесь как можно раньше, чтобы вставать до работы. А у нас не так: спим до последнего... «Еще десять минут, еще пять минут». Потом всё просыпаем, вскакиваем как угорелые, и начинается круговерть – без Бога, без души и без памяти.

Кстати, тот же Иоанн Лествичник, великий учитель Церкви, говорил, что подвижничество начинается вот с чего: чтобы тут же вставать, когда проснемся. Это чрезвычайно важно: тут же вставать. Исаак Сирин говорит: если человек после того, как проснулся, опять ложится спать, на него наваливается дьявол. Проснувшись, опять ложиться – неоправданно. Ты же  проснулся – так вставай. Эти пять-десять минут не дадут тебе ничего. Мало того – все на свете проспишь. И литургию воскресную проспишь, и на работу опоздаешь. Такое поведение – свидетельство некой духовной и физической распущенности.

Нам надо постараться мобилизовать себя и Великим постом вставать строго по будильнику. Дарить себе этот маленький отрезок времени, который будет посвящен молитве до начала рабочего дня. Самое ценное время – это, конечно, утро. Недаром литургия – утром, все монашеские и духовные правила – всегда утром. Потому что в это время у нас чистый, светлый ум, еще не засоренный впечатлениями дня, рекламой, новостями, событиями, впечатлениями. А вечером это чрезвычайно сложно. Поэтому меняйте свой режим.

Однажды к старцу Амвросию подошел один купец и спрашивает: «Батюшка, а как начать духовную жизнь?» И тогда преподобный Амвросий говорит: «У Вас лично духовная жизнь должна начаться так: пусть ночь будет ночью, а день будет днем. А то Вы  в двенадцать часов дня просыпаетесь, в два часа завтракаете, в семь часов обедаете, а потом отправляетесь в английский клуб. И там – до трех-четырех часов ночи. Сделайте так, чтобы ночь была ночью, а день был днем». Так и мы: в одиннадцать люди ложатся, в двенадцать, в час. Это – глубокая ночь. А потом утром никак не могут встать. И тогда ни на что времени уже не хватает.

Мало того – утро еще и самое энергичное, самое плодотворное время даже для домашних дел. Я знаю многих домохозяек, которые приучили себя рано ложиться. Рано встают, успевают посвятить какое-то время молитве, Богу, своей душе, а потом делают домашние дела: готовят обед на сегодня, стирают, гладят. Именно утром все это делается быстро, энергично, «с чувством, с толком, с расстановкой». Почему? А потому, что есть силы. А потом уже – начало рабочего дня. Поэтому всем советую: раньше ложитесь спать и раньше вставайте.

– По собственному опыту знаю, что намного легче засыпать рано и вставать рано, если не принимаешь пищу поздно. Приучим себя к тому, чтобы не есть хотя бы после шести. Тогда намного легче засыпаешь вечером и встаешь утром.

– Согласен. Когда я служил в армии (1982–1984 годы) и было необходимо нести караульную службу, там как раз наоборот – не надо было спать. Что помогало не спать? В полночь мы пили чай – находили какую-нибудь баранку, пряник. Или просто чай с куском хлеба, который сэкономили от обеда или ужина. Это помогало какое-то время не спать. А на голодный желудок, наоборот, клонило в сон. Некоторые наедятся на ночь, оттого и бессонница. Лучше потом с аппетитом позавтракать, и будут силы на целый день. А еще старцы говорили: «Сытое брюхо к молитве глухо».

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «У меня на работе произошел конфликт с коллегой. Она тоже регулярно посещает храм. Я совсем недавно попросила у нее прощения. Потом, придя на работу, подошла к ней поговорить, обсудить, что получилось, и опять попросила прощения. Но вот прошло два месяца, а она со мной даже не здоровается. Хотя наши кабинеты рядом. Скоро будет Прощеное воскресенье – стоит ли мне подходить к ней и снова просить прощения? Как лучше сделать, чтобы это пошло на пользу и ей, и мне?»

– То, что могли, Вы уже сделали. Апостол Павел говорит: «Если возможно, будьте в мире со всеми людьми». Если возможно! Ну, постарались это сделать, постарались попросить прощения – этим Вы уже засвидетельствовали свою готовность к миру. Значит, у человека какие-то неразрешимые духовные проблемы, собирает уголья, так сказать, на свою голову. Поэтому, Татьяна, молитесь, чтобы Господь послал ей из-ве-ще-ни-е. Вы знаете, что у нас существует так называемый «духовный блютуз»? То, что мы думаем о людях, им каким-то образом передается. Если плохо думаешь о человеке – рано или поздно какое-то извещение он получает. Думаешь о человеке нормально – это тоже ему передается.

Может быть, эта просьба о прощении была не до конца искренней. Человек имеет духовное благородство, и я надеюсь, что у Вас это благородство есть. Даже считая, что она была не права, мириться все равно надо; из-за духовного благородства Вы на этот поступок пошли. Но где-то в глубине души, видимо, все-таки считали: «Она не права, но все равно ради мира я прощения попрошу. Пусть она как-то переменится, будет легче и мне, и ей». Какая-то малая часть осуждения и недоброжелательства, наверно, в душе осталась. И вот эта малая часть, как недолеченный кариес, влияет на ваши взаимоотношения. Поэтому Арсений Великий однажды и сказал: «Если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя».

 Поэтому эту неделю посвятите молитве о себе и о ней. Чтобы в Прощеное воскресенье или чуть-чуть позже, когда начнется рабочая неделя, если увидите ее готовность понять Ваши слова, выразить еще раз свое прощение, примирение. Если почувствуете, что там все бесполезно, холодная стена, – ну, хотя бы Господу сказать: «Господи, я готова». Может быть, она пока еще не созрела для этой ситуации. Примите это как жизненный крест, а Господь – с Вами, когда Вы готовы пойти на примирение. Не всегда все зависит только от нас, в этом принимает участие еще одна воля. Поэтому Бог Вам в помощь и мирного сердца. И давайте эту неделю посвятим молитве – и о себе, и о том человеке, с которым у Вас пока что такие натянутые и недружеские отношения.

– Следующий вопрос от наших телезрителей: «Господь нам дал замечательную молитву "Отче наш". У меня вопрос: когда мы читаем другие молитвы, не бываем ли мы как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны?»

– Сегодня уже целых сорок минут мы говорим и говорим. Можно было сейчас в эфире сказать: "Дорогие братья и сестры, спасайся кто может. Непрестанно молитесь, молитва – дыхание души". Вот и всё. И просто включить вместо нас магнитофон: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Поставить заставку и пойти пить чай. Или домой поехать... Но смысл какой? Нам этих слов недостаточно. И вообще нам нужно общение. Поэтому Господь сказал: вы хотя бы как-то начните. И дал эту краткую молитву. Но это не значит, что можно остановиться только на этой молитве.

Интересная мысль,  теплая и замечательная, старца Паисия Афонского: «Бог наш очень любит, когда Его дети беседуют друг с другом. Но еще больше Он любит, когда Его дети беседуют с Ним». Поэтому любить Бога, как сказал Силуан Афонский, никакие дела не мешают. Все это отговорки: нет времени, усталость, переработали, «нет сил»... Когда есть любовь – тогда у людей есть общение. Когда любви нет, тогда общения нет. Любить Бога никакие дела не мешают. Поэтому впереди должна идти мысль о Боге, о Его любви к нам, Его вездеприсутствии. И тогда уже у человека память о Боге будет всегда.

Кто-то из отцов сказал: «Молитва – всеобъемлющая добродетель». И старец Амвросий Оптинский говорил: человек бывает плох потому, что забывает, что над ним – Бог. Когда есть памятование о Боге – это самое главное. И за этим памятованием уже подключается возношение ума к Богу: «Господи, благодарю!»; «Господи, вразуми!»; «Господи, не остави!»; «Господи, подскажи!»; «Господи, прости!»; «Господи, помилуй!»; «Господи, утешь, успокой!» Все это – в разных случаях, в разные моменты жизни, когда нужна та или иная помощь. А иногда: «Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе!» За жизнь, здоровье, за родных, близких, за воздух, за голову, ум, уши, руки, ноги надо Бога день и ночь благодарить.

Одному святому в духовном видении было открыто: храм (купола не было), два ангела. И один непрестанно летает на небо – туда-сюда, туда-сюда. Десять раз уже слетал, а другой – только один раз. И он с ними заговорил: «А что вы делаете?» Тот, который часто летает, говорит: «Я ношу Богу на небо прошения: "Господи, помоги! Господи, помоги! Господи, помоги! Господи, помилуй!"». А второй говорит: «А я ношу на небо Богу благодарственные молитвы: "Господи, слава Тебе!"; "Господи, благодарю!"» Нам надо давать работу не только одному ангелу, который носит наши прошения, но и тому, кто носит наши благодарности.

Исидор Пелусиот, великий святой нашей Вселенской Церкви, однажды сказал: «Благодарность – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями». Благодарное сердце, благодарных людей Господь очень любит. И мы любим благодарных людей. Надо себя приучить к тому, чтобы людей благодарить за всякую мелочь. Тогда, научившись благодарить людей, родных и близких, мы поймем, что и Бога надо за нашу жизнь тоже благодарить. Чтобы наша молитва, наша беседа с Богом, была составлена не только из одних прошений, но, конечно, и из благодарностей.

– Вопрос: «Отчего может быть так, что Бог не отвечает на молитвенные прошения? Более десяти лет в больших и важных нуждах я не получила ни ответа, ни помощи. Это не может не пугать. Что со мной не так? Господь не слышит молитвы грешников, но как же тогда причащаться? Или мне просимое не полезно? Тогда я – очень странное существо, которому все вредно: и работа, и семья, и творчество. Я так понимаю, что Господь Своим молчанием что-то говорит, а до меня это не доходит. У Вас большой пастырский опыт – подскажите. Потому что и молитва без надежды сохнет, и вся ситуация не может не озадачивать. Поймите, я могу обойтись и без просимого, но без диалога, без обратной связи с Богом – нет».

– Благодарю за вопрос, его надо было поставить в начале передачи. Потому что вопрос очень серьезный. Потом надо будет на связь выйти уже в условиях храма. Это пришло на мою почту, мы постараемся разыскать адресата и уже поговорить об этом наедине.

Вспоминается ответ епископа Игнатия на подобный вопрос: «Я долго молюсь и не вижу успеха и пользы от молитвы». И тогда он говорит: «Вы знаете, пребывание в молитве уже есть успех и польза». Из этого вопроса чувствуется, что человек просил о работе – и работы нет. Просил о каком-то творчестве – а творчество дальше не продвигается. Просил о семье, а семья тоже не складывается. Поэтому всякую молитву, с которой мы обращаемся к Господу, надо заканчивать, по примеру нашего Господа, так: «Господи, но не моя воля, но Твоя да будет».

А еще, может быть, нам посылалась возможность – работы, семьи, какого-то внешнего продвижения, а мы могли не заметить тех конкретных ситуаций, которые посылал Господь. Они же маленькие. Они же как молния – блеснула и показала путь. Это же намек!  Поэтому давайте учиться Бога благодарить за то, что есть сейчас. И потом говорить: «Не моя воля, но Твоя да будет». И еще старец Амвросий Оптинский говорил: «Боже, поможи, да и ты, мужик, не лежи».

Самое главное, нам надо понять: вся христианская жизнь нам дана не для того, чтобы было внешне хорошо нам, а чтобы мы стали другими. У Бога мысли о нас гораздо глубже. И если внешние обстоятельства нас закаляют, делают нас мужественнее, терпеливее, то это – самое главное. А не то, чтобы сложилась благополучно наша внешняя жизнь. У некоторых она благополучна, у некоторых – нет. Но чаще всего она у многих не складывается, потому что всегда человеку будет чего-то не хватать, всегда человека будет что-то не устраивать.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Люди с поверхностным взглядом думают, что ноги носят голову. Нет. Духовные люди заметили, что голова носит ноги». Как человек думает, так он и делает, так и поступает. И счастье в жизни зависит не от того, что человек имеет или не имеет. Счастье человека зависит от того, что он по этому поводу думает. Самое главное – это правильный настрой ума. Потому что гораздо важнее не иметь, а уметь. И поэтому надо всегда благодарить Господа, чтобы мы умели довольствоваться необходимым, радоваться жизни. Умели радоваться тому, что мы – дети Божии, что нам дано счастье святой православной веры, а это в жизни уже много.

Если человек задал этот вопрос, значит, человек уже на своих двоих. Хочет семью, хочет работу, хочет творчества – значит, уже есть какие-то определенные внешние силы и энергия. Это в нашей жизни уже много. И человек десять лет молится – я считаю, что это и подвиг, и милость Божия. Думаю, что когда-нибудь на Вас все с неба свалится, за все те десятилетия, которые Вы не получали что-то видимо. Господь в одночасье все даст – то, что будет полезно для Вашей души и для Вашей жизни.

– Отец Мелхиседек, время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Можно еще несколько заключительных слов о молитве как о дыхании души?

– Надо нам всем находить время для души, для Бога, для собеседования с Ним. Переменить режим, чтобы день стал днем, а ночь ночью. И самое главное – не лишать свои души духовного кислорода, дышать воздухом вечности. И любить и храм, и домашнюю молитву. Помнить слова старца Силуана Афонского: «Бога любить никакие дела не мешают». И когда Бог на первом месте, тогда все остальное будет на своем. Я вам от всей души, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители, желаю, чтобы Бог у вас был на первом месте, а все остальное тогда будет на своем.

Еще раз всех приглашаю в наш Покровский храм, что возле метро «Ясенево». Увидеть новый Иерусалим. В нижнем храме Архангела Михаила – копии величайших христианских святынь. Ну и, конечно, хорошо помолиться в этом храме, который похож на храм XIII века, периода Византии.

Ведущий Денис Береснев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать