Беседы с батюшкой. Крестовоздвижение

30 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери "Державная" в поселке Кратово Раменского района Московской области протоиерей Николай Булгаков.

– Мы говорим о праздниках сегодняшнего дня – о Крестовоздвижении и памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всех именинниц поздравляем с днем ангела!

Напомните нашим телезрителям о событиях праздника Крестовоздвижения и его смысле.

– Сегодня мы продолжаем праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Все эти дни мы особо поклоняемся Кресту, который лежит сейчас в храмах, посреди церкви. Мы поклоняемся страданиям нашего Спасителя. Именно на Кресте Господь совершил дело нашего спасения – победил смерть, даровал нам возможность вечной жизни, победил грех, победил дьявола. Поэтому мы поклоняемся Кресту. Мы просим помощи, сила крестного знамения нас ограждает, помогает нам. Как говорила одна раба Божия у нас в Жуковском, надо все начинать со лба – то есть с крестного знамения. Любое дело. Если мысли приходят  не те, или чувства не те, или нам нужно усилить молитву – когда мы благоговейно изображаем на себе крестное знамение, тогда получаем таинственную крестную силу. Сила креста – это сила Божия, сила любви. Крест – это любовь, высшая любовь. Как сказал Господь, нет большей любви, как если кто душу свою положит за други своя. Господь на кресте пострадал за всех нас, положил душу Свою, Себя отдал, чтобы мы имели возможность жизни вечной.

Крест – это ключ разумения жизни. Мы учимся у креста этой высшей любви. Истинная, настоящая любовь, которую открывает нам крест, – это любовь жертвенная. Любимый для нас дороже, чем мы сами. Мы готовы за него, как Господь, жизнь свою положить. Такая жертвенность  и есть настоящая любовь.

Мы учимся у креста смирению. Это высшее смирение. Господь, Который имел возможность противостоять Своим распинателям, отдал Себя на вольную страсть, как мы говорим. Потому это и высшая победа – над миром, над человеческой ограниченностью, над смертью, над нашей временной жизнью. Чтобы перейти от временной жизни, в которой мы живем, к вечной, нужна была эта жертва.

Все мы должны носить крест на себе. Это очень важно – носить крест постоянно. Когда мы крестимся, мы таинственно соединяемся с крестом смертью Христовой. С момента крещения мы надеваем крестик. Даже маленькие дети. Очень хорошо, если родители никогда не снимают с них креста – они и купаются с крестиками, и у врача их не снимают. И мы, взрослые, тоже. Крест нам нужен все время, нам все время нужна эта защита. В жизни постоянно идет невидимая брань. Это невидимая брань, невидимая духовная борьба, но ее результаты очень хорошо видны. Пороки, раздоры, войны, скандалы, разводы и прочие самые неприятные явления жизни – все это проявления невидимой брани, которая идет в нашей жизни. Крестная сила необходима нам в этой брани.

Помню, как наш знаменитый старец протоиерей Николай Гурьянов когда-то говорил: «Как можно чаще истово осеняйте себя крестным знамением». И не только себя – и детей надо благословлять крестным знамением, и еду крестить, и пространство вокруг себя. Все это нам очень нужно. Недаром на вершине наших храмов всегда находится крест, потому что это оружие мира, непобедимая победа.

Когда на нашу Церковь были гонения в ХХ веке, что делали гонители? Первым делом кресты ломали. Их даже не так волновало, что храм остается (они использовали их под клубы, кинотеатры, зерновые хранилища и прочее), как то, чтобы креста не было. Потому что крест – это знамение духовной победы. Конечно, нам очень важно все время почитать крест, поклоняться ему. У нас есть молитва кресту. Нужно молиться и учиться у креста. Крест нас учит очень важному.

У всех нас есть скорби. Мы постоянно с этим встречаемся. Но воспринимать эти скорби можно по-разному. Именно крест учит нас воспринимать эти скорби как наш крест. Господь сказал: «Кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой…» Это и есть понимание скорбей как креста, без которого в жизни нет победы. Крест надо воспринимать именно со смирением,  с покаянием, что мы грешные люди. Господь взял на Себя наши грехи, а у нас-то свои грехи, поэтому мы вместе с Ним несем крест. Он большую часть наших грехов берет на Себя, а мы имеем возможность участвовать в деле нашего спасения, обращаясь ко кресту.

– Вопрос телезрителя: «Где находится Крест Господень, на котором был распят Иисус Христос?»

– Праздник Воздвижения Креста нам как раз напоминает о том, что этот крест после спасительного подвига нашего Господа находился там в уничижении. Его обрели (нашли) чудесным образом. Равноапостольная царица Елена торжественно воздвигла его, когда уже было почитание христианства. Потом этот крест был разделен на множество частей. Они находятся в разных местах земли. Есть особо почитаемые кресты, в которые вставлены частицы Креста Господня. Можно сказать, он так освящает всю нашу землю.

– Что выражает христианин, когда осеняет себя крестным знамением?

– Крестное знамение имеет очень глубокое духовное значение. Во-первых, это догмат о Святой Троице. Три пальца – батюшка Николай Гурьянов, кстати, говорил: смотрите, чтобы они ровно были, это тоже имеет значение. Благоговейное отношение должно быть к кресту. Бог один, поэтому мы соединяем эти три пальца; у Него три Лица, три Ипостаси. А два пальца мы пригибаем к ладони, тем самым мы исповедуем богочеловечество Иисуса Христа. Богочеловек Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, ради нашего спасения сошел на землю. Крест Христов мы изображаем на себе и таким образом призываем крестную силу в помощь себе. Освящаются наши мысли, чувства, поэтому нужно как можно чаще креститься. Когда мы чувствуем, что происходит что-то не то, когда мы не в духе, лучше перекреститься и сказать: «Прости меня, Господи, помоги, огради силою Честного и Животворящего Креста».

– Приходят ли Вам на память случаи, когда крестное знамение помогало человеку, спасало его в необычных обстоятельствах?

– Самое пагубное явление, какое бывает в жизни, самая большая победа дьявола над человеком – это самоубийство. Почему так важно не принимать ни в малейшей степени не только мысли о самоубийстве (об этом даже речи быть не может), но даже всего, что к этому ведет? Уныние, тем более отчаяние – это все дьявольское. Это ложная мысль о том, что нет выхода. У Бога всегда есть выход, надо просто его поискать.

Во время войны были случаи, когда люди попадали в окружение – и по-человечески не было возможности выйти из этого положения. Но молились! Кто-то унывал и погибал, а кто-то в этих по-человечески безвыходных обстоятельствах молился. Господь-то сильнее наших обстоятельств. Он сильнее человека. Поэтому происходили чудеса. Люди выходили из окружения.

Когда приходят мысли, что у тебя якобы нет другого выхода, нужно эти мысли всегда от себя гнать, не верить им, просить помощи Божией. И Господь обязательно укажет выход. У Бога бесчисленное количество выходов из любого положения.

Еще ложность этой мысли в том, что ты себя убьешь – и твои страдания якобы кончатся. Нет, это неправда. На самом деле страдания продолжатся и начнутся самые страшные страдания, причем они уже будут бесконечны. Поэтому таким мыслям никогда нельзя верить.

Есть примеры того, как человеку, когда он примет эту страшную мысль, враг говорит: а ты крест сними. Почему надо носить крест всегда, ни на секунду не снимать его? Враг говорит: сними крест. Если человек поддается, тогда он может погибнуть. Есть пример. Человек носил золотой крест. Неважно, какой крест носить, главное, чтобы он был православный, освященный. Человек задумал сделать это страшное дело. Враг говорит ему: а ты крест сними. Тот отвечает: он же золотой! И не стал снимать – и остался жить.

– Вы говорили, что во время Великой Отечественной войны люди молились и спасались крестным знамением.

– Есть такие примеры. Например, когда наши воины форсировали Днепр. Люди ведь тогда крестики не носили, тогда уже были пионеры, комсомольцы. И они чувствовали, что им нужна крестная сила. Тогда они из консервных банок вырезали крестики, надевали – и победили.

Еще одна наша прихожанка Валентина Николаевна Фомичева рассказывала. Она во время войны была санитаркой. Из операционных тазами выносили крестики, ладанки, иконки. То есть люди были советского времени, но воспитание было, и родители их напутствовали иконками, ладанками, крестиками. Они воевали, имея их при себе, – и, видите, оставались живы, раз были в операционной.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что крест был обнаружен Еленой, матерью Константина, в IV веке. После этого началось всеобщее поклонение ему и ношение креста. Но первые христиане, которые почитали Христа и отдавали за Него жизнь (не то что мы сейчас), крестов не носили и крестного знамения на себя не накладывали. Что же, получается, они были недостойны? Они, между прочим, узнавали друг друга по ихтису – рыбе, рисовали этот знак. А мы крест носим – значит, мы христиане, а они не были христианами, так получается?»

– Конечно, они были христианами. Дело в том, что время идет, и мы имеем примеры святых людей, очень близкие нам, к нашему времени. Они носили крест, почитали его; знаем, как они крестились. Мы знаем, как крестился преподобный Серафим Саровский и какое значение этому придавал. Кстати, если вспоминать христиан первых веков, именно святые сегодняшнего дня (Вера, Надежда, Любовь и София), как и все мученики, пошли путем креста. Они пострадали из любви ко Христу, к Его правде. Любовь вообще связана с мученичеством, потому что приходится страдать за любимого. Они носили прекрасные имена – Вера, Надежда и Любовь. Их мудрая мать – София (София – это «премудрость») дала им эти прекрасные имена, означающие три великие христианские добродетели, которые они так глубоко восприняли.

Был замечательный человек Терентий Семенович Мальцев, почетный полевод. Он жил в Зауралье. Господь сподобил меня с ним провести два дня, когда я еще был совсем молодым журналистом. Люди ведь были еще дореволюционного воспитания. Наши крестьяне всегда сеяли, убирали, все полевые работы совершали по памяти святых. Это был их главный календарь. Они ходили в церковь и знали дни памяти. Помню, он говорил: «Сегодня 17 сентября по старому стилю. Сегодня память Веры, Надежды, Любови и Софии. Вот и нужно верить, надеяться, любить, в этом вся мудрость». Даже премудрость. Это был 1976 год, это было давно, в советское время. Но как он тогда переживал о тревожных явлениях! Молодежь отступала от нравственности. Он говорил, что безнравственность хуже неграмотности.

Это очень важный вопрос. Мы раздумываем сейчас, рассуждаем о причинах распада Советского Союза. Мы скорбим, вспоминаем то хорошее, что тогда было, и думаем о причинах этого явления. Разные называют причины. Но одна из них, очень важная (а может быть, и главная), та, что в нашем народе стала оскудевать нравственность.

В следующем году нам предстоит великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы думаем о причинах победы. Даже сами немцы, которые освидетельствовали наших девушек, бывших в плену в Германии, говорили: при такой нравственности победить наш народ было невозможно. Эта жертвенность, которая воспитана крестом, нашими святыми в нашем народе, не могла исчезнуть за какие-то четверть века. Жертвенность нашего русского солдата воспитывалась веками. Она и была причиной того, что эта победа нам была дарована Господом в ответ на жертвенный подвиг нашего народа.

– Чему учит нас праздник памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии?

– Эти имена олицетворяют замечательные добродетели. Конечно, нам в жизни нужна крепкая вера, вера истинная, православная. Эта вера открывает нам смысл жизни, учит, как нам воспринимать происходящее, как правильно выходить из затруднительных положений; дает нам надежду. Вера нам говорит о том, что Спаситель ведет нас, хранит нас, бережет, вразумляет, утешает, дает нам Свое Тело и Свою Кровь. Это высшая любовь. Вера дает нам надежду, что мы в этой жизни, если будем идти тем путем, который Он нам заповедовал (путем веры, надежды, любви, крестоношения, каждому дается свой крест), будем иметь возможность вечно быть с Господом. О чем тогда беспокоилась и радела премудрая София? О том, чтобы эти три девочки, ее дочери, в страданиях (ведь тогда были гонения) остались верными Господу.

Это надежда на будущую жизнь, на то, что они встретятся с Господом, а не просто потеряют земную жизнь, здоровье, претерпят муки. Они получат возможность вечной радости. Надежда строится на вере. Высшее же, что есть, – это любовь, потому что Господь нам дал заповедь любви: «люби Бога и ближнего». В этом весь закон и пророки, как сказано, то есть в этом смысл жизни. Без любви нет смысла, без любви ничего не строится, все распадается. Без любви нет семьи, нет настоящего государства, нет истины, потому что Господь сказал: Я – истина. А Он – это любовь, истинное понимание жизни. Истинное отношение к человеку. Что делать, когда мы все грешники, к несчастью? Мы все грешим, все друг друга в чем-то обижаем, мучаем друг друга. Что делать тогда? А любовь говорит: помогать друг другу со смирением, с заботой о другом. Особенно когда человек попадает в трудное положение, он особенно нуждается в любви. А что еще ему поможет, как не любовь, как не вера в то, что Господь помогает нам, дает нам силу, утешает нас, вразумляет? И сразу жизнь становится совсем другая, в нее входит свет Христов и надежда.

Кстати, этот полевод был человеком известным в нашей стране. Он был участником съездов колхозников-ударников, депутатом Верховного Совета Советского Союза, почетным академиком сельскохозяйственной академии. Он был самородок. Я у него был в гостях. Представляете, колхозник, а у него дома в избе пять тысяч книг. Он читал все это, подчеркивал. Очень внимательно относился к жизни. Очень важно нам знать, что всегда есть люди, которые беспокоятся о народе, о нравственности. Ведь еще древние говорили: умножение знаний не ведет к укреплению нравственности. Знаний сейчас много, а нравственное состояние, без которого нет любви, нет счастья, как достигнуть? Замечательные добродетели – вера, надежда и любовь – учат нас этому. Учат настоящей, подлинной, глубокой жизни, счастливой, радостной. Даже здесь, в этой жизни, не говоря уже о том, что все это ведет к вечной радости с Господом.

– Вопрос телезрительницы: «Крест – защита от всякого зла. Как правильно защититься крестом, чтобы не случилось никогда никакой беды?»

– Чтобы не случилось никогда никакой беды, одной какой-то молитвы или одного крестного знамения недостаточно. Мы все время встречаемся с трудностями. Они даже должны быть, потому что они нас закаляют, приводят нас к Богу. Гром не грянет – мужик не перекрестится, как народ говорил. Гром гремит – значит, нужно креститься. Но креститься нужно не тогда, когда гром уже загремел. Нужно стараться впрок собирать. Как говорил преподобный Серафим Саровский, наш великий святой, смысл христианской жизни – стяжание Святого Духа. Это наши постоянные небольшие победы. Мысль не та – а ты ее не принимаешь. Чувство не то – не принимаешь. Это борьба очень серьезная. Бывают мысли очень навязчивые, но нужно стараться от них освобождаться. Мысли приходят против веры, против Церкви. В средствах массовой информации бывает много такой критики. Да, мы люди грешные, но Церковь-то Святая, потому что Глава ее – Христос. Без Церкви нет спасения. А мы-то грешники, конечно.

Но есть очень большая разница между грешниками, которые не согласны быть грешниками, не хотят принимать эту сторону зла, и теми, которые говорят: все так живут, и я так буду. Об этом говорил преподобный Серафим Саровский. Его спрашивали: «Батюшка, все же грешники, почему одни идут в рай, а другие в ад? Какая между этими грешниками  серьезная разница?» И преподобный говорил: «Все дело в решимости не совершать грех». Не получается, попался опять в ловушку? Бесовских ловушек очень много. Преподобному Антонию это было открыто, он ужасался: весь мир опутан сетями. Как же можно шаг ступить? Ему был голос: смирение проходит эти сети, даже не коснувшись их. А смирение – это крест. Это тайна креста. Ты вроде ничего не делаешь. Ведь Господь же ничего не делал. Его распинали, а Он ничего не предпринимал. И это самая большая победа, которая была когда-либо.

Крест нам открывает эту тайну. Он вооружает нас ею. Нам очень нужно это оружие, это понимание, что не революционным путем, не громкими заявлениями и скандалами улучшается жизнь, а более действенным путем – смирения, покаяния. Почему? Крест нас этому и учит. Когда мы смиряемся, когда не гордимся, Дух-то другой совсем. Гордость – это дьявольский дух. А смирение – это Дух Божий. А когда мы одного Духа с Господом, тогда и сила Его вливается в нас, мы с ней соединяемся силой креста. Мы несем свой крест, это наше крестоношение. Оно соединяется с силой Креста Христова. А сильнее Креста Христова ничего нет.

– Люди, далекие от Церкви, иногда воспринимают смирение как слабость, пассивность, покорность обстоятельствам. В чем сила смирения?

– Да, большая ошибка – думать, что когда человек не сопротивляется (или, как сказано в Евангелии, подставляет левую щеку, когда ударили по правой), то это слабость. Нет. Нужно иметь огромную внутреннюю силу, чтобы не ответить злом на зло, не оскорбить, не ответить злым словом. Вот подвиг святого царя мученика Николая. Еще тогда, в дореволюционные времена, его воспринимали (да и до сих пор некоторые воспринимают) так, что это слабый царь, что он виноват в том, что произошло. Нет, это была огромная духовная сила. Именно в этих обстоятельствах, в революционном духе, который тогда овладевал народом (кстати, к счастью, не всем), сохранять верность Христу – это и есть мученичество. Верность Христу до конца. Не только самому идти этим путем, но с любимой супругой и любимыми детьми. Вся семья в этих обстоятельствах сохранила верность Христу и не поддалась революционному духу. Они победили. Может быть, это не так очевидно кому-то, но если взирать на их подвиг через Крест Христов, мы понимаем, что это был христоподражательный подвиг. Они пошли путем Христовым. Там даже есть моменты, которые очень напоминают Гефсиманию. Когда Господь шел на Свой подвиг, Он даже оставил нам такую заповедь: зло, которое в мире, будет еще больше. Но не зло победит зло, а только любовь. Любовь, крест, смирение побеждают зло. Зло не может победить зло, оно его только увеличивает, умножает.

– Что напоминает Гефсиманию в случае с царем Николаем?

– Апостол Петр вынул меч, а Господь сказал ему: оставь! Так и царь Николай сказал: не надо, – когда некоторые офицеры хотели за него заступиться.  Для этого нужна огромная внутренняя сила. Это кажется, что когда человек возмущается, повышает голос, руками размахивает, дерется, он вроде как побеждает. Нет. Наш великий полководец Суворов как учил солдат? Победи себя – и будешь непобедим. Вот действительно православное воспитание, причем воинское. Он учил: все начинается с молитвы. «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святый отче Николае, моли Бога о нас! Без этой молитвы ружья не заряжай, штык не обнажай, ничего не начинай». Все это христианская традиция еще со времен царя Константина, когда было знамение креста на небе и было ему открыто: «Сим победиши» (то есть «ты используешь силу креста»). Он так и сделал: на знаменах, на доспехах изобразил крест – и победил в битве.

– Вы говорили, что нравственность – это огромная сила, основа нравственности – вера. Что укрепляет веру, а что ее ослабляет?

– Мы об этом говорили: нужен молитвенный труд. Мы каждый вечер читаем молитвенное правило. Там есть такие слова: «Просвети душу мою любовью Креста Твоего». Мы обычно читаем, к несчастью, торопясь, не замечаем, какие это великие слова. Когда же мы читаем внимательно, когда молимся и сердцем, и разумом, Господь дает нам эту силу. В нас крепнут и вера, и любовь; и душа наша вооружается этими добродетелями, вооружается благодатью Божией. Преподобный Серафим говорил: когда благодать в нашем сердце, тогда нам легче, мы правильно воспринимаем происходящее. Мы правильно отвечаем на происходящее. Мы не попадаем во вражьи ловушки. А враг все время старается нас раздражить, поссорить, чтобы мы вообще забыли про Бога. Почему так важно креститься как можно чаще? Потому, что это есть обращение к Богу – безмолвное, но идущее изнутри.

– В этой же молитве есть такие слова: «Твоею страстию бесстрастною». Казалось бы, несовместимые вещи. Не могли бы Вы пояснить эти слова?

– Действительно, в духовной жизни все таинственно. Почему нам так важно Евангелие открывать чаще, почему мы в Церкви всегда слышим Евангелие? Понемножку читаются маленькие зачала. Отец архимандрит Кирилл (Павлов), Царство ему Небесное, замечательный старец Троице-Сергиевой лавры, который недавно почил, был духовником очень многих патриархов, архиереев, священников. Он говорил своему духовному чаду: читай Евангелие, хотя бы понемногу. Он сам был участником Великой Отечественной войны и в Сталинграде нашел Евангелие. Господь послал ему Евангелие. И он говорил потом: «Я шел с Евангелием и не боялся». Прошел войну. Потом прямо в гимнастерке пришел в лавру, поступил в семинарию и прошел замечательный путь воина, который и на поле брани сражался, и был воином Христовым. Мы все с вами именуемся воинами Христа Бога. Когда нас крестят, так называют, потому что от этой брани никуда не денешься. У нас есть оружие мира – Крест Христов.

– Чем отличается мудрость мира от мудрости духовной, христианской?

– Это очень важный вопрос. София как раз была премудрой, потому что думала о пользе для душ своих дочерей. Очень важно думать о пользе человеческой души. Можно думать о здоровье, благополучии, о богатстве мечтать, о карьере своих детей, чтобы они жили безбедной жизнью, чтобы развлекались. А что будет с душой? Наш народ очень просто говорит: главное, чтобы человек был хороший. Это совершенно точно. А что такое человек хороший? Это не рост, не цвет глаз, не его спортивные достижения. Это его душа. Человек хороший – это человек верующий, добрый, честный, трудолюбивый, бескорыстный, надежный, целомудренный, нравственный…

Как у нашего народа все это просто! Эти заповеди, которые передавались из поколения в поколение, любили наши святые. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто; где мудрено, там ни одного». Действительно: откроешь Евангелие; там вроде противоречия. Тайна жизни. Как Господь говорит? Только что в воскресенье читалось Евангелие (еще продолжается праздник Воздвижения Креста Господня): «Кто хочет душу свою сберечь, тот ее погубит, а кто погубит душу свою ради Меня, тот ее сбережет». И еще Господь дает  образ: когда зерно умирает, то есть его закапывают в землю, тогда оно дает плод. А если оно не умирает, плода нет. Кажется, проще некуда: вся мудрость жизни. Когда мы отдаем, мы приобретаем. Когда мы преодолеваем себя, мы живем полнокровной, настоящей жизнью.

Вот ветераны Великой Отечественной войны. Многих уже нет на этой земле. Дай Бог им Царства Небесного, потому что они исполнили евангельскую заповедь: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя. Ветераны встречались на День Победы. Они были счастливы видеть друг друга. Они были счастливы вспомнить свои военные годы, хоть это были тяжелейшие, жертвенные годы. Но именно поэтому они остались у них как высшая точка всей их судьбы. Пример очень близкий. Нам это нужно запомнить.

Трудно, конечно, идти путем креста, преодолевать «лукавый образ видимого сего жития», как мы говорим в молитвах. Побеждать себя труднее всего. Да еще дьявол мешает. Но дьявола мы не можем победить своими силами – только с Божьей помощью, поэтому нам так важен крест. Крест сильнее. Когда мы к нему обращаемся, тогда мы можем побеждать – и мысли вражьи, и злые чувства, и страсти. Тогда жизнь наша становится подлинной, обретает смысл. Смысл – это вера, надежда, любовь.

– Вопрос телезрительницы: «Что такое простота? Какие отличительные ее признаки?»

– Очень сложный вопрос. Есть такое понятие – «святая простота». Простота – это правда Божия. Господь принес на землю эту Свою правду. Она сначала кажется нам странной, непривычной, особенно когда мы только входим на порог храма, начинаем приобщаться к сокровищам православия. Но когда мы уже начинаем жить с Евангелием, жить в Церкви, в таинствах, с молитвой, то видим, как все просто на самом деле. Например, человек мучается гордыней. Это самая главная беда. Она мучает нас. Человек спать не может: как он посмел так сказать, так сделать, кто они такие? Я это не оставлю… Мучается, спать не может. А что происходит-то? Да чепуха. Скажи: «Ну и ладно; и слава Богу, так мне и надо». Перекрестись, смирись. Не сразу это бывает. Вот почему нельзя пускать на порог эти мысли. Разве можно пускать в квартиру бандита? Только пусти его, как с ним потом? Надо, чтобы эта мысль на порог не входила.

Когда мы преодолеваем это с Божьей помощью, когда смиряемся, когда идем путем любви, путем Христовым, все просто. Ну что он такое тебе сказал или сделал? Скажи: да, грешный, простите меня. И все. Вот она, простота. Смирение, любовь – это же очень простые вещи. Что же не любить человека? Даже если он грешник, что же его не пожалеть, не посочувствовать ему? Конечно, в грехе ничего особенно приятного нет, и красоты нет никакой, в грехе нет ничего хорошего – ни живого, ни хорошего, ни красивого, ни мудрого. Ничего там нет вообще, это хуже смерти, это смерть уже здесь. Так и нужно держаться дальше от греха. Как народ говорил: от греха подальше. Вот, простота-то народная: подальше. Это кажется, что ты целомудренной жизнью лишишь себя чего-то, не пойдешь в какую-то компанию, не посмотришь фильм, о котором все говорят. Будешь жить, вроде ничего не получая. Нет, так кажется. Зато у тебя чистая совесть, зато ты готовишь себя к настоящей любви в чистоте, целомудрии. У тебя будет, может быть, крепкая семья, счастливая, и детки у тебя будут, и внуки. Как хорошо! Просто же!

– Попрошу Вас подвести итог нашей теме, сказать несколько слов о Крестовоздвижении и памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

– Крест Христов выносится для поклонения три раза в году. Мы поклоняемся ему с любовью и благодарностью. Благодарность Богу – это тоже ведь очень просто, когда мы вникаем в то, что Господь для нас сделал, когда с верой воспринимаем это, то есть истинно относимся к тому, что Господь сделал. Этот праздник напоминает нам, что нам все время нужна помощь креста. Это очень важно. В затруднениях нашей повседневной жизни нужно почаще обращаться к Господу, кресту, к его силе. Тогда жить нам будет легче, веселее, радостнее. Мы будем друг к другу ближе. Известно: чем ближе к Богу, тем ближе друг к другу. Есть такие примеры у святых.

А сегодняшние святые Вера, Надежда, Любовь и София, а также все святые, которых мы вспоминаем в Церкви каждый день, – наши великие помощники в жизни. Они помогают нам нести свой личный жизненный крест и спасаться. Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать