Беседы с батюшкой. Выпуск от 14 марта 2019 года

14 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Михаил Проходцев.

– Тема сегодняшней передачи – «Духовная и светская жизнь». Сложно соединить ежедневное служение для дома и семьи с духовной жизнью: нужно каждый день ходить на работу, поэтому не успеваешь на всенощное бдение и на литургию. Кроме того, если на работу нужно бежать к раннему утру, наверное, очень сложно найти время для утренней молитвы, а вечером человек так устает, что сил на вечернее правило тоже нет. И тогда возникает вопрос: каким же образом соединить свою бытовую жизнь и желание прийти в церковь? Причем здесь возникает масса аспектов, которые, так или иначе, мучают людей. Каким образом соединить быт и духовную жизнь?

– Я позволю себе пожелать нашим дорогим телезрителям и всем, кто трудится на телеканале «Союз», кто его смотрит, духовного, спасительного пути через Великий пост к Светлому Христому Воскресению. Очень важный путь мы с вами начали сейчас, дай Бог нам его достойно пройти.

Что сказать по поводу совмещения духовной жизни и жизни светской? Словосочетание «человек литургический», может быть, кому-то знакомо, но многим наверняка нет. Хотя на самом деле это состояние, в котором мы все призваны пребывать и в котором изначально находились все члены Церкви Христовой с начала ее основания Господом нашим Иисусом Христом. Апостолы и те, кто приходил по вере в церковь, крестился во Иисуса Христа, пребывали постоянно в храме в общении, в преломлении хлеба, в молитвах.

Но нужно сказать, что люди первых веков и люди, которые живут сегодня, друг от друга не сильно-то отличаются. Конечно, может быть, были другие нравы, носили другую одежду, развитие технического прогресса было не такое, у людей были другие ожидания. Но они тоже трудились, тоже рожали детей, им тоже нужно было обеспечивать свои семьи. Более того, эти люди испытывали постоянные угрозы, что за веру их просто-напросто могли убить самыми разными способами (и распять, и отрубить голову, и сжечь, и отдать на растерзание львам на арене Колизея), тем не менее люди исповедовали Христа, причащались Святых Христовых Таин, трудились и молились.

Что мы видим сегодня? Конечно, наш век называется секулярным, философы называют его уже даже постсекулярным. Это уже отдельные философские вопросы. Тотальное обмирщение. Мы живем в мире абсолютно светском, когда Церковь оказывается для нас где-то на периферии, хотя раньше Евхаристия – главное таинство Церкви, центральный момент всего богослужения, кульминация всей христианской жизни – стояла действительно в центре, на вершине всего, была для человека мерилом всего. И от Евхаристии, от литургии начинался путь в мир, человек выходил из храма, или из катакомб, или из римского дома, причастившись Святых Христовых Таин, и должен был, по свидетельству Христа, быть светом миру и солью земли. Мы с вами призваны быть светом миру и солью земли. Но мы живем в светском обществе, мы работаем, мы не можем часто прийти в храм, зачастую наш визит в церковь бывает очень формальным: «Где здесь можно поставить свечку?..»  Хотя для кого-то это может быть и началом важного духовного пути.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Кто-то из святых отцов сказал: дело монахов молиться, а добрые дела оставьте мирянам. Может быть, нам, мирянам, все-таки кратко молиться, ведь утреннее и вечернее правило создано для монахов? Может, ежедневно читать правило Серафима Саровского и делать добрые дела? И еще вопрос. Апостол Петр как бы отражение обыкновенного человека. А почему ему Господь дал ключи от рая? Ведь он был горячий…Почему не Иоанну Богослову, а именно ему были отданы ключи от рая?»

– К молитве призван каждый христианин, не только монах. Это первый момент. Второй момент: привычные для нас молитвенные правила появились довольно-таки поздно, активное распространение молитвословов произошло в первой половине XIX века. До этого основными молитвенными книгами были Псалтирь и Часослов, куда включены вечерние, утренние, дневные службы. И круг богослужений, которые совершает Церковь, совершали также и миряне…Что мы сейчас совершаем в первую неделю Великого поста утром? Утреню, великопостные часы, изобразительны и вечерню. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров (она не изложена в Часослове). Это круг богослужений, который освящает наш день.

Сегодня ситуация следующая. Человек работает с утра до вечера в светском коллективе, у него семья, дети, он устает, приходит усталым домой, у него нет сил, хочется только лечь спать. Наступает Великий пост. Летом бывает отпуск, а во время Великого поста мало кто берет отпуск. И возникает вопрос: что это за время для меня? Каким образом я (человек, который не может присутствовать в храме на этих длинных и зачастую непонятных  великопостных богослужениях)  могу для себя этот пост открыть? Как я его могу пройти и каким образом он для меня может быть спасительным, если я не могу активно участвовать в литургической жизни Церкви? Конечно, Церковь призывает к этому участию, но не у всех есть такая возможность.

И важно отметить: во-первых, пост – это пауза; во-вторых, пост – это путешествие, это движение. Движение к чему? У каждого движения должна быть какая-то цель. И здесь наша цель – Христос. Все мы, пребывающие в Церкви, когда-то приняли крещение, мы крестились в Господа нашего Иисуса Христа. Но мы постоянно теряем тот завет, который заключили с Богом, мы постоянно отдаляемся от Него, мы теряем Бога, сами по своей греховности убегаем от Него. Пост – это время возвращения в отчий дом,  возвращения ко Христу. Человек был изгнан из рая, и на пороге Великого поста мы вспоминаем день Адамова изгнания. Мы стоим на пороге Великого поста, изгнанные из рая, опустошенные, не знающие, что нам делать и куда идти. Но Господь говорит нам: «Я есмь путь, истина и жизнь, следуй за Мной».

И мы начинаем свой путь через пространство Великого поста ко Святому Христову Воскресению. Наша цель  – стать чуть ближе к Богу. Возможно, кто-то достигнет каких-то результатов, если будет иметь воздержание в пище. И удивится этому, в конце концов. Возможно, кто-то откроет для себя впервые молитвенное правило и составит его для себя; возможно, кто-то впервые услышит Покаянный канон святого Андрея Критского, кто-то впервые побывает на Страстных Евангелиях. Но самое главное в это время – поставить перед собой четкую цель: я христианин, я растерял то, что мне дал Господь, я хочу быть ближе к Богу, и время поста дает мне возможность этот путь пройти, чтобы расстояние между нами стало чуть короче, чтобы Господь принял меня в Свой отчий дом, чтобы я увидел свет Его Воскресения, чтобы я обрадовался этому свету. Говорят, пост – это светлая печаль. И говорят: «А чему радоваться в пост? Надо грустить и плакать о своих грехах». Да, надо грустить и плакать о своих грехах, но мы можем обрадоваться тому, что нам дается шанс: все не безнадежно, путь открыт,  Господь ждет, и этот путь нам можно пройти с Божьей помощью.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Луки (в 12-й главе) есть такой момент, когда один человек из толпы сказал: “Учитель, скажи моему брату, пусть уделит мне часть наследства”. Христос ему ответил: “Разве Меня кто-нибудь назначил судьей или посредником между вами?” И в то же время в 5-й главе от Иоанна говорится: “Отец никогда не судит, а всю власть судить предоставил Сыну”. Почему Он этих судить отказался, а на самом деле власть судить у Него есть? Почему такое противоречие?»

– Это вопрос из области библеистики. Если ответить на него просто, не углубляясь в подробности, то нужно сказать так. Господь – Сердцеведец, Он зрит глубину каждого человека, понимает каждого человека, знает, что спасительно для каждого человека. Поэтому, когда мы читаем Евангелие, нам иной раз непонятно: а почему Господь здесь поступает именно так, а здесь эдак? Нас удивляет поведение Христа. Но оно удивляет и современников Христа, тех, кто с Ним ходил, – Его учеников. Удивляет и фарисеев, книжников, которые Его постоянно испытывают, задают Ему какие-либо вопросы.

Но Он поступает так или иначе потому, что Он – Господь и видит сердце каждого человека. Господь слышит, как фарисей в себе усомнился, как задал себе этот вопрос, и отвечает на него. Поэтому, читая Евангелие не просто как историческое повествование о жизни Христа или Книгу Деяний как повествование о первых днях жизни Церкви, которая преодолевала первые муки роста, нам нужно постигать это молитвенно, понимая, что Господь есть Бог, и молиться, чтобы Он открыл нам ту или иную притчу, то или иное место, которое мы не понимаем. Есть люди, которые годами (и я такой же человек) не могут понять какой-либо фрагмент, какой-либо отрывок или какую-либо ситуацию в Священном Писании, рассказанную евангелистом, но со временем этот момент нам открывается, становится понятен.

– Вернемся к вопросу телезрительницы по поводу Петра, ведь он трижды отрекся от Христа. Здесь, конечно, вопросов очень много. Я  вспоминаю, каким образом апостол Петр изображен у нас на иконах. Он все время изображается с красными глазами, то есть он всю жизнь плакал о своем поступке. В этом вопросе телезрительницы я увидел продолжение нашей темы поста, нашей вины и исправления этой вины...

– Апостол Петр – удивительный человек, апостол Иоанн не менее удивительный человек. Ситуация, когда они бегут ко гробу вместе: Иоанн прибегает быстрее Петра, но ждет, когда Петр все-таки войдет  первым и увидит, что Христос действительно воскрес. Иоанн создает поразительное по глубине и богословию писание – Евангелие. Петр становится первым епископом Рима, камнем, на котором Господь созидает Свою Церковь.

Вопрос телезрительницы сложный. Во-первых, Петр первым исповедал Господа как Христа, Помазанника, Бога Живого, и после этого Господь благословляет его быть этим камнем. Во-вторых, наверное, Петр еще имеет и все те качества, которыми должен обладать этот камень... Он любознателен, он всегда от Христа что-то требует: «Скажи мне, как Ты это сделал? Дай мне это понять, я тоже хочу ходить по воде». Он стремится это понять, но сомневается и начинает тонуть. Но эта пытливость ума свойственна, по сути, только Петру (из тех апостолов, которых мы знаем). И посмотрите, каким было его покаяние. Иуда пошел и повесился. Петр ведь мог сделать так же, а он горько плакал, он познал, что такое покаяние, что такое быть рядом со Христом. Господь его благословил быть камнем, Петр исповедовал Христа Богом Живым, он признается Христу в любви, и Христос испытывает его, чтобы Петр сам понял, что такое любовь между Богом и человеком, что такое любовь человека к Богу и Бога к человеку.

– Это, наверное, как раз тот путь, по которому мы сейчас идем постом. Поэтому каждый человек живет действительно сложной жизнью, ведь мы сталкиваемся еще с постоянной проблемой непонимания не только службы, но и своей роли. Телезрительница сказала о делах милосердия. Может быть, действительно это и будет наше служение, потому что на этом пути мы никогда не сможем достичь предела. Все время  будем делать дела милосердия и никогда не сможем сделать их столько, чтобы сказать: ну все, хватит уже, больше нельзя. Если вернуться к вопросу сочетания бытовой и духовной жизни, могут ли в этом деле помочь дела милосердия?

– Конечно. Но важно понять, что дела милосердия мы делаем постоянно, мы призваны делать их постоянно, а не только в постное время. Постное время – это хорошее время для того, чтобы начать делать дела милосердия, но это то, что должно быть всегда.

– Это не подвиг?

– Это скорее навык. Как навык уметь ходить; мы не задумываемся, как мы ходим. Мы встаем и идем. Можно задуматься, но это уже другой вопрос... Здесь же – понимание того, что дела милосердия для христианина должны быть обращены в навык. Но как обратить что-либо в навык? Как укоренить в себе добрую привычку, злую же привычку  выбросить? Это нам как раз и помогает понять Великий пост.

Хорошо, если мы присутствуем на великопостных богослужениях с утра, а также вечером на великом повечерии с чтением Канона Андрея Критского. Но мы можем и не быть в храме, однако у нас есть замечательный дар этого времени поста – молитва святого Ефрема Сирина, которая помогает нам понять, где у нас сорняки, а где место для каких-то добрых посадок, которые мы можем засеять, вырастить и после собрать добрые плоды.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли во время поста ходить в театр?»

– Вообще рекомендации на пост такие, что от каких-либо развлекательных мероприятий лучше в это время воздержаться. Конечно, спектакли бывают разные. Может быть что-то очень глубокое, очень важное, что может произвести в человеке какой-то переворот, может быть и нечто легкое, какая-то комедия и так далее. По моему мнению, если есть возможность воздержаться в этот период от театра, кино, похода на какие-либо другие развлекательные мероприятия, излишнего слушания музыки или излишнего кинопросмотра, то лучше сократить это. Время поста – это время покаяния, время умеренности, когда мы можем обратить внимание на какие-то свои изъяны, нестроения, которые, безусловно, есть, и сугубо молиться Богу в соборной молитве или в домашней, чтобы Господь нас исцелил, исправил и привел в Свои чертоги, в свет Воскресения.

– У меня есть продолжение этого вопроса. Всем известны такие фильмы (например, «Остров»), которые вызывают у людей много серьезных духовных размышлений. Или возьмем литературу. К сожалению, у многих потеряна эта привычка читать, но если кто-то читает, можно ли это делать в пост? Музыка тоже бывает разной. Когда я еду в общественном транспорте, то у многих через наушники слышно: звучит такое, что мозги превращаются в какую-то субстанцию. Не в осуждение будет сказано… Просто я слышу, что это за музыка, но люди слушают ее. Что именно слушать в пост? Это опять-таки светская жизнь, которая всегда вмешивается... Мы можем вспомнить время, когда закрывались театры на время поста, закрывались все мясные лавки… Раньше как-то полегче было жить в этом плане. Меньше было поводов для какого-то откровенного провоцирования на грех. Не тяжелее ли сейчас человеку в этом плане? И как делать выбор в культурном аспекте (музыка, фильмы)?

– Конечно, в эпоху мультиклипового сознания человеку тяжелее. Есть проблема, с которой мы сегодня столкнулись, которая осмысляется; с ней нужно работать и в этих условиях как-то жить. Это проблема просто невероятной раздробленности нашего сознания.

– И общества в том числе.

– Да. То есть сознание каждого человека сегодня зачастую очень сильно раздроблено и засорено, что приводит к такой вот расхлябанности, невозможности сосредоточиться на чем-либо. Взял книгу, посмотрел пять минут, положил, взял смартфон – там куча уведомлений; пока смотрел, пришло еще столько же... То есть за пять минут человек прочитал десять заголовков новостей, посмотрел какой-нибудь маленький ролик, ответил в нескольких приложениях на несколько сообщений, успел еще услышать рекламу (например, в метро), успел услышать, что говорят люди рядом, хотя не намерен был это слушать (просто пришлось в силу того, что они громко обсуждали какие-то свои личные дела или проблемы). Еще успел послушать какой-нибудь новый забористый хип-хоп в наушниках тинейджера, что тоже сидел рядом. Всё за пять минут. Вот он выходит из метро... Первая неделя поста.

– Тогда, может быть, закачать в гаджет молитвенное правило, ехать домой и слушать его или читать во время поездки в транспорте псалмы Давида? Возможно ли это? Мы знаем о том, что за время поста нужно прочесть хотя бы Евангелие, а вообще люди успевали прочитывать все Священное Писание от первой главы. Можно ли каким-то образом использовать современные средства для духовной жизни?

– Пример, который я привел, – часто встречающийся. И нам всем это известно внутренне: невозможность сосредоточиться на чем-то одном, мы не ощущаем себя цельными.

– Рассеянность в мыслях необыкновенная, как говорил Хлестаков.

– Собственно говоря, это знакомо сегодня каждому человеку. Хорошо: начался Великий пост, у нас есть смартфон, мы любим послушать музыку, нам нравится кинематограф, пусть это даже будут не блокбастеры, а какое-нибудь авторское кино, которое нам нравится, очень интересные образцы такого периодически появляются; пусть мы любим театр, читаем театральные новости, пусть мы смотрим, к примеру, какие-то православные сайты, подписаны на них в социальных сетях. И со всем этим мы входим в Великий пост...

И возникает вопрос: что со всем этим делать? Устанавливать в смартфон приложение с молитвословом, Библией или не устанавливать? Слушать музыку или не слушать? На этот вопрос каждый может ответить для себя сам, понимая, какое место имеет в его жизни музыка, кино и прочее... Но важно понять, что пост – это пауза, это духовный путь ко Христу в отчий дом, возможность стать ближе к Богу. Молитва святого Ефрема Сирина расставляет все на свои места. Дух праздности – что это? Это как раз вот эта леность и раздробленность, расхлябанность, праздность, что приводят к унынию; мы впадаем в уныние и не знаем, как с этим справиться. Мы рассредоточенные,  расхлябанные, мы делаем себя центром вселенной, празднословим.

Если молитвенное приложение или Евангелие в смартфоне позволят мне бороться с той праздностью, которая меня одолевает и мучает, и с тем унынием, в которое я впадаю, то это будет спасительно для меня. Если я  впервые в жизни открою псалом и прочитаю его,  прочту в метро хотя бы часть Псалтири за Великий пост, это замечательно, это обогатит меня духовно и настроит на видение Бога. Как и Библия.

– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Как правильно читается во время поста молитва Ефрема Сирина? Когда идешь причащаться, есть определенное правило для подготовки. Это все обязательно прочесть накануне? Или, например, если я в воскресенье решила причаститься, то могу  с пятницы или  субботы потихонечку прочесть часть молитв, каноны, а утром в день причастия – оставшиеся молитвы? Как правильно это сделать?»

– Что касается молитвы святого Ефрема Сирина, она творится весь Великий пост (кроме субботы и воскресенья). На утрене,  часах,  изобразительных, на вечерне,  литургии Преждеосвященных Даров, на великом повечерии. Но это не все. Мы можем совершать молитву Ефрема Сирина тогда, когда нам это удобно (сверх того, что нам предлагает Церковь во время общего богослужения). Это замечательная молитва, в которой как раз и раскрывается смысл поста. Она говорит нам о покаянии, обо всем  отрицательном, что пребывает в нас, что борет и мучает нас и  отдаляет  от Христа; и, наоборот, о тех благодатных добродетелях, которые мы можем стяжать с Божией помощью, чтобы стать ближе ко Христу.

Поэтому призываю вас: не скупитесь на молитву святого Ефрема Сирина, творите ее, когда у вас есть возможность. Мы говорим о том, что человек постоянно работает... Безусловно, таких примеров много и в больших, и в маленьких городах, и в деревнях, и в гигантских мегаполисах и конгломерациях. Но всегда можно найти три-пять минут (этого достаточно), чтобы совершить молитву святого Ефрема Сирина с шестнадцатью поклонами или хотя бы с тремя. Пять минут за день. Дома утром перед началом трудового дня, вечером перед сном... Зайти в храм, мимо которого мы проходим, может быть, утром или вечером, когда он открыт, найти возможность и совершить молитву святого Ефрема Сирина, не спеша произнести ее слова и понять, что каждое слово там имеет огромный вес. За время поста осознать, что такое праздность, уныние, любоначалие и празднословие. Попросить у Бога, чтобы Он дал нам хотя бы чуточку смирения, чтобы Он дал нам возможность обрести эту добродетель, дал понять, что такое любовь. Чтобы Он помог нам не только видеть свои прегрешения, но и не осуждать своего брата. Чтобы мы, проходя пространство Великого поста, не возгордились, но прошли его смиренно.

Что касается причастия, то есть покаянные каноны и  молитвы ко Святому Причащению. Покаянные каноны – это молитвы перед исповедью. Если вы собрались исповедоваться (и особенно если исповедуетесь нечасто), то обязательно перед исповедью нужно прочесть хотя бы один покаянный канон; если есть возможность прочесть все, то сделать это. А непосредственно перед причастием прочитать последование ко Святому Причащению. Если тяжело это последование совершать разово, то, может быть, можно его поделить. Например, в первой половине дня прочитать канон, а вечером молитвы (или как-то по-другому это разбить, но в любом случае это можно сделать). А покаянные каноны можно совершать в течение недели. Если вы собрались в субботу на исповедь, то в понедельник можно совершить один канон, во вторник или среду – другой, в четверг, пятницу – третий. Вот таким образом.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Бывают в пост мирские искушения (кто-нибудь хочет обмануть). Для чего Господь попускает именно такие вещи? Это проверка на то, доверяем ли мы Ему и людям? Или все-таки это показывает, что мы неразумные, если нас обманывают? Как правильно поступить? Довериться, чтобы тебя обманули, или не доверять, подозревать человека?»

– Когда мы сталкиваемся с какими-либо обманщиками, нужно быть очень внимательными, особенно если мы чувствуем, что нас собираются обмануть, обокрасть, как-то надуть. Можно либо прекратить это общение, либо закончить его каким-то образом, выслушать человека и поставить точку, сказав: «Нет, все, спасибо». Трудно сказать, посылается это нам или не посылается. Бывает, это просто случайность, что мы встретились с таким человеком.

Но в жизни каждого человека есть Божий промысл. Возможно, Господь таким образом кого-то и испытывает. Может быть, испытывает терпение человека, о котором мы просим в молитве святого Ефрема Сирина. Но к этому нужно относиться как к данности жизни, что это есть, что есть люди, которые обманывают, крадут; к сожалению, есть люди, которые убивают и творят всякие ужасные беззакония. Предположим, если такой человек оказался в поле нашего зрения, совсем необязательно позволять ему нас убить, или обокрасть, или обмануть. Особенно если мы понимаем, что это явная провокация и явно что-то нехорошее. Нужно проявить смелость, может быть, где-то осторожность и как-то постараться разрешить эту ситуацию, уйти от нее.

– У нас есть немного времени, чтобы подвести итоги. Насколько я Вас понял, во время поста у нас все-таки есть возможность, даже если мы очень заняты, найти (пусть немногое) время для того, чтобы обратиться к Господу в покаянии. Даже если мы не очень понимаем службы, у нас есть возможность узнать что-то о службе. Если мы почувствуем за время поста, что мы все-таки образ Божий, наверное, тогда мы этот пост пройдем не зря. И время для молитвы у каждого человека во время поста все равно есть при любой занятости. В помощь нам здесь молитва Ефрема Сирина, другие молитвы. И самое главное – все, что мы совершаем в своей жизни во время Великого поста, может быть нам во благо, если только мы обращаемся к Господу с молитвой.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать