Беседы с батюшкой. Икона Спас Нерукотворный

29 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Тема нашей сегодняшней беседы: икона и жизнь. И, конечно, мы будем говорить об иконе «Спас Нерукотворный», которую сегодня чтим. Когда мы говорим об иконопочитании, то возникает действительно много вопросов. В нашем трезвом отношении к православию мы должны себе отдавать отчет в том, что есть  люди, которые заменяют веру в Господа нашего Иисуса Христа неким поклонением только одной иконе. И об этом, наверное, мы тоже сегодня поговорим.

Икона и жизнь. Имеется в виду жизнь православного человека или жизнь человека, может быть, еще не пришедшего к вере, который никогда не понимал, что такое икона? Давайте в этом разберемся. Итак, что такое икона?

– И как она связана с жизнью? И это жизнь христианина или жизнь вообще человека? Или в идеале человеческая жизнь и должна быть жизнью христианина, а жизнь христианина должна проходить по евангельскому закону? Получается, икона зримо являет нам все Евангелие, все богословие Церкви. В церковной жизни все очень органично и гармонично, кроме нас, грешных людей. Но Господь и пришел именно к грешным.

Мы встречаемся с вами в день попразднства Успения Пречистой Божией Матери. И день Успения, последний двунадесятый церковный праздник нашего календаря, стал днем победы жизни над смертью, потому что смерть не могла удержать Ту, Которая стала Матерью самой жизни. А жизнь родилась от Девы Марии, потому что именно от Нее воспринял Свою человеческую природу Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. И раз Бог стал Человеком, Он может быть изобразимым.

Таким образом, икона являет нам тайну Боговоплощения в Господе Иисусе Христе. Две природы: Божественная (невидимая), человеческая (видимая), но в том-то и дело, что икона являет не природу, а лицо, единую Личность Христа Спасителя, в Котором всегда неразлучно, неразрывно Бог и Человек. Как все гармонично: день Успения связан с Рождеством, Рождество связано с иконопочитанием. И сегодня, на второй день после Успения, Церковь еще особо прославляет Нерукотворный Образ Христа Спасителя – тот облик Спасителя, который появился еще при Его земной жизни.

– Тогда мы сейчас поговорим и об иконе «Спас Нерукотворный», которая именно под этим названием нам и известна. Хотя названий у этой иконы много, и получается так, что она называется истинной иконой, потому что она нерукотворная (мы об этом читаем в истории). Какова вообще история появления этого образа – убруса?

– Эта история очень красивая и известная. Когда-то эдесский царь Авгарь заболел проказой и услышал, что где-то совсем рядом учит и исцеляет Человек по имени Иисус. И Авгарь послал к Нему своего слугу – нарисовать Его портрет. Когда Господь услышал об этой просьбе, то, конечно же, сразу откликнулся. Но как? Он умыл Свое лицо: взял полотно (по-славянски «убрус») и отер Свой лик. И на полотне (на убрусе) осталось Его изображение. Царь получил исцеление, а этот образ до сих пор нами почитается и является одним из иконографических типов Господа Иисуса Христа.

Самое интересное, что сегодня еще прославляется икона Порт-Артурской Божией Матери. На этой иконе, которая связана с историей России, с русско-японской войной, с Петербургом (потому что именно отсюда уходили эскадры броненосцев), Пречистая Дева Мария держит плат – убрус с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Я о том, как действительно гармонично устроена наша церковная жизнь.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Меня интересует вопрос о намоленности иконы. Я молюсь перед любой иконой, но вот говорят: та икона намоленная, давайте пойдем к ней. Или можно молиться перед любой иконой? И еще: освящение иконы в храме – что это за процесс? Что освящается?»

– Действительно, есть иконы чудотворные, то есть Церковью засвидетельствовано совершение чудес по молитвам перед этой иконой. Но кто податель исцеления, кто совершитель чудес? Тот, кого икона изображает. Действительно, духовная жизнь не укладывается в какие-то схемы. Нельзя сделать уравнение, которое описывало бы действие благодати Святого Духа в нашей жизни. Поэтому некоторые иконы называются по-особому намоленными.

Это можно сравнить с тропинкой. Есть узенькая тропинка, а есть хорошо утоптанная дорожка. Так и с намоленностью иконы. Перед этой иконой действительно многие люди молились, и труд духовный чувствуется. Нам, может быть, действительно легче возносить перед этой иконой молитвы. Но к любой иконе относишься с почтением, будь это икона совсем старинная, совсем новая или просто фотография иконы. Потому что честь, воздаваемая образу, по определению VII Вселенского Собора, восходит к первообразу.

Что касается освящения икон, Церковь молитвенно просит, чтобы Господь Бог, Пречистая Божия Матерь и те святые, которые изображены на иконах, действительно нам помогали, действительно нас благословляли, чтобы через икону мы обращались и поклонялись Всевышнему Творцу.

– Если мы вернемся к иконе «Спас Нерукотворный», то удивительно то, что именно эта икона не является сотворенной человеком.

– Но списки, которые мы имеем, – это, естественно, творчество людей. Но это знак того, что Сам Христос Бог благословил быть в мире, в Церкви Своему образу, Своим иконам.

– В связи с этим следующий вопрос. Мы часто видим (например, в новгородских и в некоторых храмах Петербурга): изображается Господь Вседержитель, Бог Сын и голубь как Дух Святой. К чему восходят эти иконы? Ведь мы говорим о том, что нельзя изображать...

– Есть постановление Собора Русской Церкви, которое прямо запрещает изображать Бога Отца (кроме Сына и Духа Святого в виде голубя), ибо Его никто не видел, по слову преподобного Иоанна Дамаскина. Бога никто не видел никогда, утверждает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он явил». То есть явил нам Бога Сын Божий, Бог, ставший Человеком.

А откуда такая традиция? Посмотрите, мы читаем в Ветхом Завете: Бог ходит в раю, Бог слышит человека, который к Нему обращается. Что это такое? Бог есть Дух, но человеческими категориями в Библии описываются действия Бога. Вполне понятно. Мы, люди, мыслим конкретными образами через нашу человеческую природу. Поэтому психологически очень понятно, что в какой-то момент появилась традиция изображать Духа Святого в виде голубя, но голубь не является на самом деле личным символом Святого Духа.

В день Крещения Спасителя действительно Дух Святой в виде голубя сходил на Его главу. Но это некоторое, понятное психологически, нарушение и православной догматики, и (поскольку икона догматически обусловлена вероучением), православной иконописи. Будем относиться к этому так: понимать, что исторически так сложилось.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Икона "Спас Нерукотворный" сейчас в единственном экземпляре или имеется ее копия?»

– Это название целого иконографического типа. Есть некий канон, как изображается Спас Нерукотворный, как изображается икона «Спас Великий Архиерей» или «Господь Вседержитель», и в соответствии с этим каноном иконописцы создают новые и новые иконы. То есть икон много, но все они восходят к одному-единственному образу – прообразу, первоначальной иконе.

– Сейчас мы видим на заставке икону, которая изображает лик Христа именно на плате – убрусе. Но здесь Христос в сиянии, а есть иконы, где только лик, больше ничего. Вопрос такой: насколько возможно такое творческое осмысление этого человеком?

– Оно возможно и необходимо, потому что икона – это не реалистическая живопись, тем более не фотография. Икона – это богословское, визуальное осмысление либо евангельского события, либо события из Священной истории. То есть икона – это богословие в красках.

– У нас есть музей, который сейчас называется просто Музей религии (уже без слова «атеизм»), и там есть огромное количество икон. Например, икона (я ее с удивлением рассматривал), на которой показано, какие святые от какой болезни излечивают. Там маленькие образы, а икона большая, вмещает несколько десятков святых, и подписано: этот излечивает от этой болезни, этот – от той. Икона была написана в начале XX века (может быть, в 1903 или 1905 году). Насколько это было оправданно? И почему для людей часто бывает необходимо применение своей веры к своим совершенно конкретным нуждам и конкретным святым, которые отвечают за то или иное?

– Я думаю, что святые, находясь у Божьего Престола, обладают полнотой и могут помогать по нуждам и обстоятельствам, в соответствии с Божиим планом спасения. Например, пишет человек богословский трактат – почему не помолиться великим богословам: Григорию Богослову, Иоанну Златоусту, Василию Великому? Если человек доктор, он знает, что есть святитель Лука, хирург, и, конечно, доктор вполне может попросить у святого помощи в своей работе. Если человек едет в Африку с миссионерской целью, почему не помолиться святым равноапостольным просветителям славян?

Мне кажется, это оправданно, потому что был у человека при земной жизни некий духовный дар, которым он служил людям. А поскольку человек перешел в некую полноту, то этот дар у него еще и приумножился. Почему бы и нет? Просто во всем должна быть мера. В конце концов мы что ищем? Понятно, можно и нужно просить и об исцелении, и о помощи в житейских ситуациях. Это естественно. Но в первую очередь мы ищем веры, надежды и любви.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «У человека, допустим, на работе или в дороге, не всегда есть перед собой икона помолиться. Можно как-то, молясь про себя, дотронуться до крестика, который мы носим? Я, например, люблю на работе выйти на улицу и, глядя в небо, помолиться. Небо – это тоже как икона, творение Божие».

– Конечно, весь мир – это Божие творение. Когда смотрим на небо, то восхищаемся могуществом Творца, Который сотворил мир, галактику, звезды, и все это ради нас, людей, и нашего ради спасения. Весь мир сотворен для человека. И, конечно, как замечательно, что мы, православные христиане, носим на груди крест как символ нашего спасения. Крест на груди мы, конечно же, целуем перед тем, как заснуть с молитвой. Крест – это напоминание, кому мы принадлежим и какой дорогой ценой искуплены, как говорит апостол Петр, «от сей суетной жизни для Царства Божьего; не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Иисуса Христа как чистого и непорочного Агнца».

– Даже самому иногда хочется вот так выйти...

– Но у нас в городе нет звездного неба, а туман, слякоть.

– Да, звездного неба нет, но в любом случае есть слова: «Непрестанно молитесь, все время радуйтесь, за все благодарите».  Ведь Иисусову молитву мы тоже произносим в любом месте.

– Для молитвы подходит всякое время и всякое место. То есть молитва необязательно должна совершаться перед иконой, просто икона зримо нам являет Того, к Кому мы обращены.

– В доме каждого верующего православного христианина наверняка есть иконы.

– Да, вообще как-то неуютно, когда ты куда-то попадаешь, а иконы нет. Должна быть икона.

– Часто бывает так, что кто-нибудь подарил тебе икону Митрофана Воронежского или того же святителя Луки. Я встречал такое мнение, что если у тебя есть такие иконы, то обязательно необходимо в молитвенное правило включать и молитвы этим святым, а еще лучше акафисты. И в этом случае у нас возникает такая проблема (люди ведь очень заняты): что в этом случае делать, как нам молиться?

– Есть такая молитва: «Все святые, молите Бога о нас». Молитва и время – это, конечно, болезненный вопрос. И каждый должен понимать, что молиться – это не тяжкий труд, а в первую очередь награда. Бог назвал нас Своими детьми и даровал нам возможность, обращаясь к Нему, называть его Небесным Отцом. То есть что может быть выше для человека, чем молитва?

Но поскольку мы люди духовно ленивые, духовно очень плоские, нам приходится понуждать себя на молитву. Царство Божие усилием берется. И, как говорят святые отцы, любое дело, которое человек делает ежедневно, в конце концов приобретает характер привычки. Но с молитвой этого, к сожалению, не происходит. Поэтому молитва – это то, чему мы учимся каждый день, только надо помнить, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и учиться молиться, потому что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. Но на этом пути бывают и удачи, и неудачи. Мне кажется, самое главное, что молитва должна быть живым обращением человека к Живому Богу. А будет ли это акафист, краткая Иисусова молитва, правило или служба часов, все равно – Господь смотрит на сердце.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть много икон разным святым, и иногда смотришь – возле иконы Николая Угодника стоит столько свечей, что ставить некуда, возле образа Христа – две-три. Так мы кому в конечном итоге поклоняемся: святым или Христу? И чем это отличается от языческого многобожия?»

– Правильно, когда свечи стоят и у иконы Спасителя (Он наш Бог, Он Глава Церкви), и у святителя Николая. Как мы прославляем святых, почему их прославляем? Святые – это те, в ком Духом Святым отобразился Христос Спаситель. То есть, поклоняясь святым, мы поклоняемся Единому Богу. Потому что святость – это не какая-то высокая нравственная позиция человека, святость – это дар Божией любви, это атрибут Бога. А Бог с нами делится всем, в том числе и святостью. Но для этого нужен труд и подвиг.

Конечно, прославляя святых, мы поклоняемся Богу; прославляя Богородицу, прославляем Бога, Который избрал Ее для того, чтобы от Нее родиться Человеком. Другое дело, что человек может не очень ориентироваться в церковном учении, человек может заблуждаться. Так для того мы и учимся всю жизнь, для того и существует телеканал, на котором мы сегодня присутствуем.

– Помните, как в одном известном фильме персонаж говорил: «Человеку нужен человек».

– Как хорошо, что есть люди, которые добились того, о чем сказано в Евангелии: «Будьте совершенны, ибо совершенен Отец ваш». Есть люди, которые это смогли исполнить. А мы, глядя на них, во-первых, понимаем свою малость, а во-вторых, понимаем, что мы нуждаемся в Божией благодати, что сами по себе мы не можем нашу жизнь изменить. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И это опять побуждает и вынуждает нас обращаться за помощью к Христу Спасителю и Его святым. Как замечательно, что у нас есть святые, что мы не одни, что мы вместе со святыми составляем Единую Соборную Апостольскую Церковь. Самые обычные люди сограждане святым, по слову апостола Павла.

– Каждый раз за литургией мы произносим Символ веры. И каждый раз, когда я его произношу, меня удивляет степень такого глубинного погружения умом и сердцем в то, что иногда укладывается в целые тома по размышлению.

– Символ веры – совершенно гениальный текст. Все учение Церкви кратко, торжественно провозглашено. Как удивительно, да? Символ веры не молитва, но входит в молитвословы, входит в самую главную службу – Божественную литургию. Почему? Потому, что есть теория и практика, и одно неотделимо от другого. Чтобы правильно прославлять Бога, надо иметь правильное о Нем представление.

– Каждый раз, когда мы обращаемся к Богородице с просьбой, мы обращаемся к Ней не только как к Пресвятой Деве, но еще и как к человеку, потому что Она была человеком. Почему мы просим у Богородицы помощи в том, с чем, как нам кажется, мы не можем обратиться к Господу? Почему мы разделяем наши молитвы и просьбы? Почему стараемся их каким-то образом дифференцировать?

– Наверное, потому, что мы чувствуем любовь Богородицы и Ее снисхождение к нам, людям. А Спаситель какой ценой нас спас? Своей крестной смертью. И, наверное, неуместно просить в молитве белый «Мерседес», а уместно просить что-то важное, главное, необходимое. А о чем-то бытовом хорошо просить святых.

– И в этом нет ничего страшного?

– Мне кажется, это психологически оправданно.

– Вопрос телезрителя из Красносельского района: «В чем смысл иконостаса?»

– Смысл иконостаса в том, что мы вошли в храм и увидели Церковь небесную, Церковь торжествующую, ту Церковь, которая всегда явлена на Божественной литургии. Потому что на Божественной литургии с нами сослужат ангелы и вспоминаются все святые. Иконостас имеет свое устройство, свою логику. В центре Спаситель, к Нему обращены в молитве Дева Мария, Иоанн Предтеча. Этот иконографический тип называется «деисис» – «моление».

Также на иконостасе изображены главнейшие двенадцать праздников нашей Церкви, события Священной истории, святители, пророки Ветхого Завета, апостолы. То есть иконостас являет Церковь. Вот стоим мы – люди, грешники, а вот Спаситель – Глава Церкви, Первосвященник, а вот Пречистая Божия Матерь, вот Иоанн Предтеча, а вот все святые. И действительно, придя в храм, мы пришли в мир всех святых. Иконостас, таким образом, говорит о нашем призвании – быть согражданами всех святых, пребывать со Христом, Пречистой Божией Матерью, Иоанном Предтечей.

– Если показать любому православному человеку иконостас, то он всегда поймет, кому посвящен храм.

– Да, обязательно есть еще храмовый образ.

– С правой стороны. И на дьяконских вратах обязательно архангел или дьякон.

– Все очень осмысленно и продумано.

– Но у нас еще есть храмы, где нет иконостаса.

– В древности иконостаса и не было, сначала была алтарная преграда. Были колонны, на которых их устанавливали. Потом, с развитием живописи, иконостас превратился действительно в некую стену.

– Да, иконописная преграда, так еще иногда говорим.

– Которая символически отделяет Святая Святых от нашего мира. Через царские врата к нам является в Святых Дарах Сам Христос Спаситель, таким образом соединяя мир горний и наш дольний.

– Мы продолжим наш разговор об иконе и жизни.

– Икона показывает нам, какой наша жизнь должна быть. Икона говорит нам, что были исторические события. Например, Воздвижение Животворящего Креста – это историческое событие, которое произошло уже после самой евангельской истории, но она к нам имеет отношение, потому что мы спасены Крестом, потому что крест мы носим на груди, потому что крестом осеняем себя при молитве. Икона говорит нам: то, что было когда-то, – это и наша история. Икона говорит о том, что мы можем быть включены не просто в наше время, в которое живем, а включены в Божественный замысел. А Божественный замысел о каждом человеке – это спасение. И вот икона говорит, для чего мы на самом деле живем. Как сказал Василий Великий, человек должен стать богом по благодати.

– И недаром мы говорим очень просто – Спас. И это не только имя, но и надежда на спасение. И мы обретаем внутри себя тот образ, который, может быть, когда-то станет и подобием.

– Как говорит апостол Иоанн Богослов, мир лежит во грехе. А мир-то еще и Божий. В этот мир пришел Христос Спаситель, в этот мир сошел Дух Святой, в этом мире Христова Церковь существует, и икона нам показывает, что есть не только мир греха и мир зла, а есть мир Церкви.

– Вопрос телезрительницы из Гатчины: «Дела добродетели испрашиваются у Бога. Как правильно это сделать?»

Но ведь мы всё испрашиваем у Господа.

– Смотрите, хочет человек сделать что-то доброе для ближнего, и, наверное, он говорит: «Господи, благослови меня, помоги мне». Это самое простое. Ведь можно и нужно молиться своими словами. В конце концов все молитвы святых отцов должны нас научить, о чем достойно просить Бога, как достойно Его славословить. Поэтому, думаю, можно просто просить у Бога благословения на добрые дела. Это доброе дело – быть сегодня ведущим передачи?

–  Я надеюсь.

– Но Вы же помолились перед тем, как начать?

– Обязательно.

– Вот это и есть испрашивание благословения на доброе дело.

– Еще мне очень нравится, когда мы говорим такую замечательную фразу: Господь целует добрые намерения.

– Человек хочет исправить свою жизнь, и, конечно, от Бога идет благословение. В притче о блудном сыне, когда он еще только возвращался, отец (который символизирует Отца Небесного), увидев его, побежал навстречу. Это очень глубокий символ того, что когда грешник идет к Богу, Сам Бог принимает его в объятия, Сам Бог устремлен ему навстречу со Своим милосердием, благодатью и прощением.

– Мне еще очень нравится, что когда мы хотим сделать что-то хорошее, у нас есть молебен о благом намерении. Это удивительно. Сам молебен возник не очень давно, но мне очень нравится, что у нас в Церкви он появился.

– Должны появляться новые молитвы, потому что появляются новые технологии, новые искушения; соответственно, должны появляться новые молитвословия.

– В скором времени начнется новый учебный год.

– Учебный год начинается в сентябре, как и год церковный. Первоначально христиане назывались учениками Христа. Соответственно, если мы в Церкви, мы ученики, и обучение наше непрерывно. То есть мы не можем сказать, что вот теперь мы достигли некоего определенного духовного уровня, всё – Евангелие можно не читать, святых отцов можно не изучать, все у нас есть. Конечно, нет, потому что духовная жизнь – это плыть на лодке против течения. И если мы на минутку остановились, нас просто отнесет назад. Поэтому, конечно, будем помнить о своем призвании учиться.

– Удивительно, что церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

– А начинается Ее рождеством, потому что, как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, в именовании Девы Марии Богородицей скрыт весь смысл Божественного домостроительства, Божественного попечения о мире и человеке. То есть от Девы Марии Христос рождается – это начало нашего спасения, на Деве Марии уже явлены плоды воплощения Сына Божия, потому что Успение стало совоскресением Девы Марии Ее Сыну и нашему Богу.

– В монашестве называют праздник Успения второй Пасхой. И это удивительно.

– Праздник полноты, праздник победы света над тьмой, праздник победы жизни над смертью. Помните, еще апостол Павел говорил ученикам: «Имею желание разрешиться от сей временной жизни и быть со Христом». И если этого для себя желал апостол Павел, хотя и говорил ученикам: «Жалко мне вас, без меня останетесь», то тем более окончания Своей земной жизни желала Пречистая Матерь Божия, потому что вся Ее жизнь была жизнью для Бога, жизнью в Боге. И удивительно: обычно уход человека – это разлука, трагедия, а здесь уход человека из мира стал, наоборот, нашей возможностью иметь Деву Марию молитвенницей о нас.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «При входе на территорию храма на восточной стене снаружи можно заметить икону. Расскажите, что это за икона и как она называется».

– Мне кажется, что Вы наш прихожанин.

– Телезритель: «Вы угадали».

– Это икона Божией Матери, я не помню конкретное название, но обязательно выясню. На литургии обязательно все расскажу.

– Кстати, я об этом хотел спросить. Часто бывает так, что в большинстве своем дети не посещают молебен на начало учебного года. И в этом случае можно ли рекомендовать нашим родителям, когда ребенок отправляется в школу, помолиться, может быть, вместе с ребенком или о ребенке?

– Долг родителей воспитывать своих детей, о них заботиться и молиться. Поэтому, конечно, на молебен перед началом учебного года ждем всех: и школьников, и студентов, а также их родителей, бабушек, дедушек, прадедушек, прабабушек.

– Я понимаю, что в каждом храме этот молебен будет.

– Учеба – это очень важная часть жизни молодого человека. Это не только овладение теми или иными знаниями, а еще и процесс вхождения в социум, научение каким-то социальным навыкам. Школа несет еще и воспитательную нагрузку помимо учебной.

–  У нас в школах теперь есть и уроки основ православной культуры.

– Это один из модулей комплексного предмета.

– Насколько сейчас это меняется? Поначалу все было очень неумело.

– Ну почему же неумело? Есть учебники. Любой культурный человек с любым мировоззрением, даже с любой религией, будучи жителем нашего великого города, жителем нашей страны, должен знать, что лежит в основе культуры, в основе всей истории. А в основе лежит на самом деле Церковь. Потому что русская классическая культура невозможна без евангельского базиса. Вся история России связана с Церковью. Поэтому знать на уровне фактов можно и необходимо именно православную культуру.

– А наши воскресные школы?

– Воскресные школы предназначены в первую очередь для детей прихожан. А основы православной культуры – это не столько вероучительный, сколько культурологический предмет. Как можно вообще пойти в Русский музей, если не знаешь Евангелие на уровне сюжетов? Не поймешь, о чем речь.

– Это точно. Потому что у нас иногда возникает ощущение, что мы живем в мире, в котором никогда не было христианской культуры...

– Вся европейская и русская культура основана на Евангелии.

– Недавно владыка Варсонофий посещал храмы Русского музея, и удивительно, что оба храма во имя Архангела Михаила. Храм в Русском музее доступен только для сотрудников. Их там более полутора тысяч, но я не знаю, сколько людей ходит на Божественную литургию, которая время от времени там служится. Но владыка сказал о том, что правильно, когда люди имеют возможность узнать о православной культуре, о православном храме. И, может быть, через это слышание от экскурсоводов хотя бы что-то будет меняться.

У меня вопрос опять об иконах. У нас очень много икон в музеях, и понятно, что каждый раз, когда какой-нибудь храм просит вернуть храмовую икону, это вызывает просто резкое противление общества.

– Для начала поблагодарим музейных работников, которые в богоборческие годы спасли эти иконы. Можно ли молиться перед иконой в Русском музее или в Третьяковской галерее? И можно, и нужно. Есть иконы, которые по своей значимости действительно должны быть под постоянным наблюдением специалистов-реставраторов. Это совершенно нормально. Когда я бываю в Москве, каждый раз пытаюсь попасть в Третьяковскую галерею, чтобы несколько минут постоять перед известным образом Андрея Рублева – образом Пресвятой Троицы.

– У нас в Русском музее есть «Троица», которую написал иконописец Симон Ушаков. Образ совершенно удивительной красоты. Мне очень понравился Ваш ответ, что можно прийти в Русский музей и абсолютно спокойно там помолиться.

– Мир освящается и через икону. И пусть икон будет больше, в том числе и в музеях. 

– И это хорошо. Внутри нас все равно будет желание увидеть образ и поклониться ему. И самое главное, чтобы это желание было радостным. Наша молитва всегда должна быть радостной.

– Потому что нам есть чему радоваться и за что благодарить Бога: за дар Его любви, Его воплощение, за те замечательные иконы, которые Господь благословил нас иметь и в храмах, и во всем мире. Попросим Господа Бога, чтобы мы действительно в своей жизни учились жить правильно, непрестанно молиться, всегда радоваться и за все благодарить.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы