Беседы с батюшкой. О поминовениях Великим постом и Крестопоклонной неделе

7 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого храма г. Арамиль священник Игорь Константинов.

– Восьмого марта отмечается Международный женский день, у всей страны выходной. И среди православных людей есть такое разделение. С одной стороны, это традиция какого-то теплого семейного праздника, о котором уже, в принципе, нет исторической памяти, но при этом существует память о самом праздновании и празднике. А другая категория людей считает, что наш православный женский день – это все-таки день Жен Мироносиц, и относится достаточно категорично к Восьмому марта, для них это обычный день календаря. Как Вы считаете, какое отношение, может быть, более правильное? Как вообще относиться к таким светским торжествам, которые могут кого-то смущать, тем более что продолжается Великий пост?

– Да, в том-то и дело, что сейчас идет Великий пост, и очень сложно говорить о каких-то праздниках (имею в виду праздник для тела, потому что праздник для души у нас сейчас Великий пост, который называется в молитвословиях Церкви «весной духовной»). И мы с вами на подготовительных евангельских чтениях читали заповеди Господа нашего Иисуса Христа о том, что когда мы постимся, то налагаем на себя соответствующий веселый, радостный вид, мы не посыпаем голову пеплом, не плачем и не имеем скорбного вида. Это с одной стороны. Все-таки пост – это радость для духа.

С другой стороны, есть мир, в котором мы живем, и он требует от нас какой-то реакции на те или иные обстоятельства жизни. Потому что легко тем, кто живет в монастыре и может пройти мимо этого праздника. Например, мой сын, будучи в садике, готовился к этому празднику, учил стихотворение, хотел поздравить свою маму с этим днем, подарить ей розочку. Для него это было очень трепетно, он нарядился очень элегантно. Мам пригласили в детский садик, и дети рассказывали им стихотворения и дарили подарки. И он был очень счастлив, что смог особо поздравить свою маму.

Я вспоминаю свое детство. Для меня Восьмое марта было действительно днем, когда я мог выразить свою любовь маме. Поэтому, мне кажется, все-таки надо выдерживать некую золотую середину и относиться к этому без какого-то радикализма, потому что ничего аморального в этом дне нет. Нагружать своих детей историей этого праздника не стоит, потому что многие же к этому апеллируют: дескать, у этого дня очень плохая история и так далее. Во-первых, все эти истории достаточно натянуты, а во-вторых, зачем разрушать некую идиллию у своих детей? У нас и так слишком сложный мир сегодня, слишком много поводов для разделения. А православный христианин все-таки обязан жить в мире и как-то стремиться созидать этот мир внутри своей семьи, внутри рабочего коллектива.

Поэтому данное празднование – это не повод для того, чтобы как-то ломать копья. Лучше бы нам задуматься над тем, как приучить своих ближайших родственников к тому факту, что наступает Великий пост, в который я не могу посещать какие-то юбилеи, участвовать в каких-то увеселительных мероприятиях. Того, кого мы можем приучить к этому, нам нужно приучить. И лучше над этим поработать. А то я как священник сталкиваюсь с тем, что с наступлением Великого поста идут люди и говорят: «Батюшка, в третьем колене родственники позвали на юбилей, на свадьбу... Что мне делать? Не отказывать ли?» А потом идут и говорят: «Батюшка, вроде сели за стол, а нам положили котлеты, пришлось скушать. Простите». И начинаешь спрашивать: «А Вы могли попросить?.. Это же Ваши ближайшие родственники, ведь они же могли уважить Вас, зная, что у Вас Великий пост?» Получается, то, что требует нашего внимания, как-то уходит. А то, что, может, и не требует нашего внимания (например, Восьмое марта), – нас занимает. И мы начинаем ломать копья, начинаем разрушать праздник детям, своим женам. Сначала пообещали: «Я тебя поздравлю на день Жен Мироносиц». Наступил этот день, сказали: «А вроде Международный женский день – Восьмое марта». Бывает и такое.

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Отвечают ли дети за грехи родителей в целом? И если, например, родители некрещеные и невоцерковленные и ничего не хотят об этом слышать?»

– Нужно понимать, что грехи бывают разные. Есть грехи абсолютно субъективные, которые сам человек совершает ввиду разных обстоятельств. Например, его душа заражена теми или иными страстями. И его борьба с этими страстями или ее отсутствие приводит к тому, что возникают те или иные согрешения. То есть нужно относиться к греху не как к чему-то самодостаточному. Грех – это тот росток, который дает дерево страсти. Мы знаем, что человеческая природа повреждена грехом, мутирована, больна. И в каждом человеке эта болезнь греха, так или иначе, проявляется.

Что касается того, отвечают ли дети за грехи родителей... Это ведь цитата из Библии, что дети страдают за грехи родителей, но тут нужно понимать, за какие грехи. Ведь тот или иной грех повреждает душу человека, а родитель вкладывает в своего ребенка какие-то принципы, что-то строит в душе ребенка. И очень часто бывает так, что родитель в ребенке воспитывает некий греховный навык. Такое тоже бывает. В этом смысле можно сказать, что ребенок несет какой-то греховный опыт своего родителя. Поэтому чтобы этого избежать, можно и нужно читать соответствующую литературу и прибегать к советам православных педагогов, как воспитать ребенка, чтобы в нем были заложены евангельские основы, чтобы он в своей жизни мог применить благой навык доброделания.

– Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Как достойно провести Страстную седмицу?»

– Лучше Страстную седмицу провести в храме за богослужением. Но наш мир таков, что приходится работать. Раньше во время Страстной седмицы отменялась работа, активная мирская деятельность, закрывались банки, магазины. В некоторых городах, странах сейчас тоже можно это встретить. Если есть возможность каждый день приходить в храм, молитвенно переживать все, что происходит, все, что мы вспоминаем в богослужениях этих святых дней, то лучше провести эти дни в храме. Если же у Вас работа, то, конечно, нужно ходить на работу, но стараться при этом воздерживаться от многословия, пустословия, сосредоточиться на внутренней молитве. При любой возможности стараться не посидеть за чашечкой кофе с коллегой, а как-нибудь уединиться, чтобы прочитать кафизму или главу из Евангелия. Конечно, нужно смотреть в глубину своего сердца и наблюдать за собой, пытаться увидеть какие-то грехи, которые еще не разглядел, почитать духовные книги, насладиться духовной пищей. На самом деле очень сложно открыть какую-нибудь духовную книгу. Но если ты откроешь ее, заставишь себя читать, в особенности в эти дни, то потом не сможешь оторваться.

– Многие духовники и проповедники рекомендуют Великим постом читать Евангелие, книги Ветхого, Нового Завета, творения святых отцов. Бывают такие примеры, когда чуть ли не весь приход читает какую-то определенную книгу, а потом обсуждают ее в течение Великого поста и делятся своими размышлениями. Поделитесь тем списком литературы, который лично Вы порекомендовали бы для своих прихожан, для наших зрителей. Может быть, что-то запало именно Вам в душу, что Вы сами читаете этим Великим постом.

– Если честно, я очень люблю читать 17-ю кафизму, причем каждый день перечитывать ее (как в церковнославянском изводе, так и в русском), читать толкования на этот псалом и вообще читать Псалтирь. Потому что та поэзия, в которой раскрывается драма человеческой жизни и красота отношений кающегося человека и Бога, очень сконцентрирована именно в Псалтири. И на самом деле воодушевляет чтение этой книги, в особенности 118-й псалом. Вся драма человеческой жизни в одном псалме. Очень рекомендую. Прочитайте в переводе, потому что мы очень часто думаем, что 17-я кафизма читается только на заупокойных богослужениях и что это связано как-то с ритуалами погребения, смерти человека. На самом деле это псалом жизни, его очень полезно читать.

А что можно почитать из святых отцов? Толкования на Библию, на Евангелие. Есть же такое правило: прочитывать Библию за весь пост. Но ее читать очень сложно (эти перечисления имен, каких-то, казалось бы, косвенных событий), если не читаешь толкования. И в каждом стихе Библии толкователи, экзегеты раскрывают глубокий смысл. Чтобы начать понимать Библию, нужны толкования: «Толкования на Шестоднев» Василия Великого, «Толкования на Библию» Феофилакта Болгарского. Очень интересно и познавательно; и главное, для духовной пользы.

Тем людям, кто в этот Великий пост решился как-то начать духовную жизнь, советую почитать пятый том святителя Игнатия (Брянчанинова), который называется «Приношение современному монашеству». На самом деле эта книга не только для монахов, но и для всех православных христиан. В ней очень концентрированно содержится весь опыт церковной православной христианской жизни.

– Вопрос телезрителя: «Почему Бог изначально, когда творил человека, не сотворил Еву так же, как и Адама? Почему Он отложил это на потом, когда Адаму стало плохо? Тогда Он сотворил ему помощницу. Значит, Он изначально женщине отводил второстепенную роль, а может, даже и в планах у Него ее не было? И в Евангелии есть примеры: Христос накормил столько-то тысяч человек (не считая женщин и детей). Женщин даже не считали, то есть им отводилась второстепенная роль. Только не приводите в пример Пречистую Деву, это не правило, а исключение».

– Очень хороший вопрос накануне Международного женского дня. Автор Книги Бытие (причем некоторые толкователи, исследователи вообще выделяют некоторые главы, которые принадлежат перу одного человека, неизвестного нам автора, а некоторые главы принадлежат перу другого человека) все-таки писал ее в том числе для назидания и педагогики. Бог сначала сотворил мужчину – Адама, потом увидел, что тяжело человеку одному, сотворил ему помощницу – в этом есть очень большая педагогика и нравственный урок, который несет нам именно Книга Бытие. Урок в том, что человеку нельзя быть замкнутым на самом себе, человек никогда не сможет быть в процессе какого-то делания, если он замкнут на самом себе; у него не получится, человек не раскроется, если он находится в таком эгоистичном состоянии. Поэтому Бог предлагает человеку Адаму соработничество в сотворенном Богом мире. Потому что мы знаем, что Господь привлек Адама к тому, что тот давал имена животным, всякой твари, которую создал Господь, в том числе он дал имя Ева и своей помощнице. Господь приглашает человека к сотрудничеству, но не в одиночестве, не в замкнутости на самом себе, а сотворив ему такого собеседника, помощника.

Наверное, это очень показательно и поучительно, потому что очень часто мы поглощены только собой и не видим, что вокруг нас есть еще кто-то. Такое одиночество зачастую ведет к саморазрушению. И как только у нас появляется еще кто-то, на которого мы обращаем внимание, кого любим, ради которого готовы чем-то пожертвовать, это помогает нам созидать и свою жизнь. Поэтому не мог Адам быть один. Но чтобы Адам это понимал, Господь ему это показал, в том числе через то, что сначала сотворил его одного, а потом даровал ему помощницу. И Адам был благодарен Богу за это.

Почему евангелисты избирают эту фразу: накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей? Эта фраза на самом деле была традиционна для того времени. Всегда исчисляли и в книгах, и в каких-то рукописных источниках «боевую единицу». Мужчина всегда в то время считался «боевой единицей», потому что любой мужчина мог взять оружие в случае чего для защиты других. Женщин, детей и стариков не считали, потому что они не составляли какой-то силы. И вот такая традиция была отражена в том числе и в Евангелии: авторы не считали женщин и детей, потому что тогда не было принято это делать. Считали только мужчин, переписывали только мужчин.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «У нас с мужем есть небольшой магазин стройматериалов, мы завезли товар, хотим открыться на Крестопоклонной неделе. Угодно ли это Богу, чтобы мы в пост открыли магазин, чтобы зарабатывать себе на жизнь?»

– Сложно отвечать на такие вопросы дистанционно, все-таки хочется как-то знать человека, который задает такой вопрос. Мне кажется, Вам стоит с этим вопросом подойти к своему местному священнику и обсудить с ним все эти нюансы. Я могу только сказать о том, что Бог ведь добр и не хотел бы, чтобы Вы умерли с голоду от того, что не можете открыть торговлю. Но, с другой стороны, есть традиция и совет старых батюшек, которые говорят, что лучше не начинать никаких больших дел Великим постом. Такой совет тоже есть, поэтому Вам надо прийти к Вашему местному батюшке, к которому Вы ходите исповедоваться. Потому что можно, конечно, все эти формальности соблюсти из-за ложного страха Божия, когда мы на исповедь-то раз в год сходим да причастимся, дай Бог, на Пасху, но при этом боимся Бога прогневить съеденной котлетой или еще какими-то нюансами. Бог от нас не этого ждет, не соблюдения этого формализма.

На подготовительной неделе читается евангельский отрывок: апостолы идут по полю, срывают колосья, и фарисеи предъявляют Христу обвинение, что Его ученики  делают это в субботу. И Христос объясняет, что не человек для субботы, а суббота для человека. Все эти церковные уставы, традиции, праздники, посты нужны для человека, а не человек должен быть принесен в жертву ради того, чтобы соблюсти какие-то внешние правила. Все это в конечном итоге нужно для того, чтобы человек видел свои грехи, чтобы у него появилась необходимость ходить на исповедь к священнику и понимание того, что без этого его душа умрет. Чтобы у него появилась необходимость причащаться Святых Христовых Таин. Великий пост в том числе служит этому. Я не знаю, как часто Вы ходите на исповедь, причащаетесь, но я бы посоветовал Вам пойти к батюшке исповедоваться, попросить у него благословения на Ваше, несомненно, доброе дело и послушать то, что он скажет.

– Возникает вопрос: вот такие хозяйственные дела – это вообще компетенция батюшки или нет? Все-таки священники – это люди, которые больше заботятся о духовной составляющей, а не о каких-то материальных вещах. «Батюшка, благословите купить машину или квартиру...» Это ведь немного не по адресу.

– Видите, стремление людей пригласить к участию в своей жизни священника похвально, в этом ничего плохого нет. Мы же всё хотим делать с благословения Церкви. Другое дело, насколько батюшка опытен и как он участвует в этом. Можно сказать: «Благословляю вас на добрые дела, лишь бы это принесло добро в вашу жизнь». А можно начать вникать в какие-то нюансы. Я думаю, что опытные священники, конечно, разбираются в этом. Когда я стал священником, ко мне подошел один хороший протодьякон и сказал: «Помни, батюшка, одно: священник должен жалеть людей». Я это помню.

– В социальной сети «ВКонтакте» наша зрительница Татьяна (Украина) спрашивает: «Прошлый Великий пост я прожила в монастыре, а вернувшись в мир, буквально за три месяца потеряла обретенное за это время внутреннее спокойствие и внимание. Батюшка, как можно снова вырвать себя из мира, чтобы сконцентрироваться на главном – на Господе? И какие усилия стараться прилагать, кроме сохранения чувств и молитвы, чтобы не прельщаться уловками лукавого?»

– Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, говорит о том, что надобно построить монастырскую стену вокруг своего сердца, что намного важнее, чем прятаться за какие-то рукотворные стены от этого мира. Святитель Григорий Палама, который донес до нас учение о нетварном свете, об энергиях Божиих, о созерцании Божьего света внутри себя, не был каким-то пещерным аскетом, который спрятался где-то в пустыне и занимался богосозерцанием. Это был святитель города, и очень долгое время он вообще был придворным вельможей. При всем том он смог иметь этот опыт созерцания Божьего света внутри себя и сформулировал этот опыт в молитву, которую мы сейчас называем Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И, занимаясь сейчас Иисусовой молитвой, монахи и некоторые миряне сохраняют мир в душе. Чтобы иметь стену вокруг своего сердца, нужна скромность во всем: в одежде, словах, движениях, в претензиях на эту жизнь. Если будет скромность во всем, то появится и мир, в том числе внутри сердца. Человек сможет справиться и с вызовами внешнего мира – все это можно победить обычной скромностью.

– Завтра еще день памяти святой блаженной Матроны Московской, двадцатилетие с момента обретения мощей которой мы в этот день отмечаем. В Вашем храме есть икона святой блаженной Матроны Московской? И какое отношение к этой подвижнице у Вас, ваших прихожан?

– Я знаю, что благодаря усилиям нашего владыки митрополита Кирилла в эти дни великая святыня – икона с мощами блаженной Матроны Московской – пребывает в Храме-памятнике на Крови во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской. Конечно же, я приглашаю всех жителей города Екатеринбурга и окрестных городов, селений посетить храм в эти дни и помолиться святой блаженной Матроне Московской.

Мне из жития Матроны Московской кажется очень поучительным эта борьба ее мамы с самой собой, когда мама хотела оставить рожденную слепую девочку в приюте, но не сделала этого, потому что увидела во сне, как ей на грудь опустился слепой голубь невиданной красоты. Проснувшись, она поняла, что совершила бы великий грех. Удивительно и то, что когда девочка Матрона начала исцелять людей, к ней стали приходить и приносить продукты, деньги и жертвовать все это родителям. Получилось, что дитя-инвалид, которая, казалось, могла стать обузой для родителей, наоборот, стала кормилицей.

Почему я хотел бы сегодня вспомнить именно эту историю из жизни Матроны Московской? Потому что не нам, людям, решать, кого и сколько нам рожать. Это дар Божий, Господь нам дает детей. Каких и сколько – это не нашего ума дело. И нам, священникам, очень часто приходится сталкиваться с двумя абсолютно кардинальными вещами. Первая сторона – это когда приходят люди, в том числе называющие себя православными (когда-то они исповедовались, причащались, потом потерялись на какое-то время, на год, на два), и выясняется, что женщина сделала аборт, потому что порассуждала и поняла, что не прокормит этого ребенка, как-то испугалась. А с другой стороны, огромное количество людей приходят и говорят: мы не можем родить ребенка, мы решились на ЭКО. Одним говоришь, что они пошли против воли Божией, убив своего ребенка, загубив дар Божий: «Тебе Бог даровал, а ты это отверг». А с другой стороны, также людям объясняешь: «Вы идете против воли Божией, вам Господь дал такой крест, такое испытание, которое могло бы обернуться и великой радостью. Вы в конце концов вымолили бы дитя и смогли родить, но вы пошли против Бога, нарушая послушание Матери Церкви, которая говорит, что ЭКО – это грех. Вы идете осознанно на греховное преступление».

Этот отрывок из жития святой блаженной Матроны Московской говорит о том, что нельзя идти против Бога, нужно все, что Господь дает, принимать с радостью. И это испытание, которое происходит в нашей жизни, если мы с радостью его примем, обернется, возможно, великим счастьем. Потому что нужно же понимать, что Бог печется о нас, Он наш Пастырь добрый, и Он никогда не сделает ничего, что бы нам повредило. Даже те испытания, которые посылаются нам в этой жизни, в конечном итоге ведут к радости, к счастью, если мы принимаем их со смирением. Вспомним слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И люди, которые в любом случае идут на ЭКО, не всегда могут родить. В конечном итоге приходит разбитый человек и говорит: «У нас уже было три  ЭКО, мы не можем ничего сделать».

– Да, как говорится, все в руках Божиих.

Вопрос телезрителя из Тюмени: «В данный момент читаю толкование Лопухина на Бытие, и в преддверии женского весеннего праздника хотелось бы задать следующий вопрос по поводу прочитанного. В толковании написано о том, что, собственно, имя Ева жене было дано после изгнания из рая, в бытность в раю Ева называлась «человеком», в переводе с еврейского это значит «Адам». Так получается, батюшка? Прошу пояснить. И также скажите о смирении жены перед мужем и мужа перед женой».

– Отношения мужа и жены строятся в первую очередь на любви. И тому есть основания и в Священном Писании, и в Послании апостола Павла, который сравнивает отношения мужа и жены с отношениями Христа и Его Церкви. Конечно, образом смирения мужа перед женой и жены перед мужем является то, что Христос ради всех верующих в Него пострадал и пошел до смерти на Крест добровольно. То есть Он так возлюбил людей, что пошел до конца на страдания и смерть. Это с одной стороны. А с другой стороны, есть та преданность, которую Церковь выразила Христу, несмотря на то, что ученики разбежались, испугались, а апостол Петр трижды отрекся от Христа. Мы все равно видим, что ученики собрались в одно место и ждали. И хотя они не до конца были уверены в том, что Христос в третий день воскреснет (кто-то из них это забыл, кто-то пропустил мимо ушей), но они все равно соблюли верность Господу в том, что не разбежались, «прилипли» друг к другу, все равно собрались в одно место и чего-то ждали. Вот эта верность учеников Господу, с одной стороны, а с другой стороны, эта жертва Господа ради людей есть величайший образ для подражания в отношениях супругов. Никакого эгоизма, никакого перетягивания одеяла на себя нет, есть жертвенная любовь.

Я как священник (не как богослов или исследователь Священного Писания, не как толкователь) отвечу на Ваш вопрос по поводу имени Евы так. Для нашего спасения, для моего личного спасения, для моих отношений с Богом насколько важно, как звали Еву в раю? Если Вам это интересно, возьмите на себя труд и докопайтесь все-таки до истоков, найдите это в книгах, в том числе почитайте Василия Великого, Феофилакта Болгарского – и найдете. Но насколько это нужно с практической точки зрения для того, чтобы строить духовную жизнь и отношения с Богом? Это не очень важно, как звали Еву в раю.

– У нас продолжается Великий пост, хотел бы попросить Вас определить то, что для нас в эти дни особенно важно, чему посвятить свое внимание в оставшееся время поста.

– Все-таки к посту нужно относиться как к радостному событию. Если мы правильно постимся (не только в плане обеденного стола, но в плане духовных переживаний), то значит, у нас есть это ощущение радости. Если же кто-то утомился, то Святая Церковь предлагает нам Крестопоклонную неделю. Не зря она в середине святой Четыредесятницы, когда в храм выносится Животворящий Крест. Напомню те слова, которые Святая Церковь выбрала в отношении Креста Христова. Это светилен на праздник Крестовоздвижения: «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва». Эти слова очень воодушевляют и дают невероятнейшую радость. Я бы хотел пожелать всем нашим телезрителям не забывать о том, что у нас есть великая сила – Крест Христов, и этой силой мы должны побеждать все козни дьявольские, уныние, печаль, тоску, какую-то немощь. Крест Христов в этом нам поможет: обрести духовную радость от того, что наша такая маленькая жизнь (в сравнении со всей Вселенной) очень важна для Бога. Конкретно моя жизнь, конкретно Ваша, жизнь всякого нашего телезрителя настолько важна Богу, что Он конкретно ради меня, ради Вас, ради всех наших телезрителей взошел на Крест и позволил Себя распять и принести эту великую жертву.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​