Беседы с батюшкой. Церковь и молодежь

7 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о молодежи и епархиальном молодежном лагере отвечает клирик храма святых Жен Мироносиц священник Дмитрий Дмитриев.

– Тема сегодняшней программы – «Церковь и молодежь». Вы общаетесь с молодежью. Как молодые люди вообще ощущают себя, переступив порог храма?

– Действительно, приходится общаться со многими молодыми людьми – и по работе, (послушанию, данному мне священноначалием), и в связи с личным интересом. Можно констатировать, что многие молодые люди, которые приходят в Церковь, испытывают смешанные чувства. С одной стороны, конечно, есть интерес именно к нашей духовной традиции; мало того, есть желание погрузиться в эту традицию. С другой стороны, есть страх что-то сделать неправильно, не так, как надо.

– У кого же спросить об этом?

– Это ключевой вопрос. Получается, что молодой человек, пришедший в храм, предоставлен самому себе. Он пытается делать что-то на свой страх и риск. Зачастую вследствие незнания или поверхностного знакомства с традицией он делает все не совсем так, как надо, и получает дежурный упрек от служащих в храме, после чего испытывает чувство горечи и обиды. Находясь в таком одиночестве, он уходит; приходит снова, может быть, очень не скоро, на какое-нибудь венчание, крещение собственных детей… А затем – его уже могут только принести в храм Господень. Так что Вы задали хороший вопрос – кто может направить, у кого можно спросить. Есть несколько вариантов ответа.

Конечно, первый ответ – должны помочь сами служащие храма. Важно сориентировать молодого человека именно тем людям, которые работают в свечной лавке, трудятся на благо Церкви.

– То есть человек может спокойно подойти, спросить, без всяких страхов?

– Так должно быть в идеале. Не помню, где я это прочел, но один из очень мудрых, умных, долго находящихся в Церкви людей сказал: как театр начинается с вешалки, так храм начинается со свечницы. Ведь не всегда бывает возможно добраться до батюшки. Кроме того, очень радует, что сейчас во многих храмах появилась служба приходского консультирования. Консультант, находящийся в храме, может, видя одинокого молодого человека, подойти и сориентировать его.

– То есть перед ними стоит такая задача – определять, кто ищет помощи?

– В идеале. Конечно, все зависит от катехизатора. Если он благодаря своему чутью понимает, что человеку нужно помочь… И нужно делать это деликатно, ненавязчиво. Это чувствуется на уровне общения. Реально многие молодые люди, приходящие в храм, нуждаются в такой помощи. Ну и конечно же, если у батюшки в храме есть свободное время, возможность и, самое главное, желание, он может постараться привлечь их в храм Господень.

– В скором времени состоится визит Святейшего Патриарха в Санкт-Петербург, во время которого Патриарх возглавит богослужение в главном соборе Петропавловской крепости. Каким образом молодежь может поучаствовать в этом торжестве?

– Действительно, мы с нетерпением ждем Святейшего Патриарха и готовимся к его приезду. Святейший Патриарх очень рад, когда молодежь присутствует на богослужениях. Именно поэтому в одном из своих выступлений он говорил, что было бы очень хорошо, чтобы число лиц епархиальной молодежной добровольческой службы постоянно пополнялось. Ему приятно видеть на богослужении молодые лица. Действительно, молодые люди могут прийти 12 июля в главный собор Петропавловской крепости. Служба начинается в десять часов. Конечно, порекомендую прийти пораньше, часам к девяти, поскольку желающих увидеть Святейшего Патриарха всегда много, а храм Петропавловской крепости не может вместить большого количества желающих. Накануне желательно исповедоваться у своего духовника, на своем приходе. Конечно, исповедь будет и в самом храме, но чтобы сосредоточиться на богослужении, попытаться услышать Святейшего Патриарха, почувствовать его служение, я рекомендую прийти и исповедоваться заранее. Тем более особенно важно услышать проповедь Святейшего.

Мне вспоминается встреча Святейшего Патриарха в Ледовом дворце здесь, в Петербурге, несколько лет назад. Он выступал перед молодежью. До сих пор это выступление остается в моей памяти, потому что было сказано много важного для молодого человека, находящегося в Церкви, да и вообще для всех молодых людей. Поэтому, если есть возможность, надо постараться посетить это богослужение (хотя оно будет в рабочий день, вторник, многие работают, кто-то уедет), духовная польза будет несомненная. Конечно, настоятельно рекомендую посетить богослужение Святейшего Патриарха, поприсутствовать на его богослужении очень полезно.

– Насколько вообще молодежь участвует в повседневной жизни Церкви?

– Понимаете, в чем дело: что такое повседневная жизнь Церкви? Ежедневные богослужения…

– Может быть, какие-то мероприятия?

– Да, мероприятия. Смотрите, вот маленький опыт. Каждый приход индивидуален, но все же всегда в том или ином храме требуется какая-то помощь, особенно накануне больших праздников.

– Или требуется помощь консультантов.

– Да, можно и самому влиться в этот процесс, самому пойти учиться на наши замечательные курсы образования и катехизации, многое узнать и потом помочь при храме.

– Эти курсы платные?

– Есть разные формы. Все зависит от отделения (подготовительное и непосредственно сами курсы). Но этой информацией я не владею, поскольку я только рядовой преподаватель этих курсов; нужно уточнять у организаторов. Но польза действительно большая. В любом случае молодой человек, приходящий в Церковь, может быть в ней востребован. Есть приходы, в жизнь которых молодежь вливается очень активно. Таких приходов множество, но мне пришел на ум наш Федоровский собор, в котором есть крепкая православная община, существующая уже много лет. Я наблюдаю, что молодежь не только участвует в каких-то курсах, библейских группах, но и активно помогает на приходе. Это очень отрадно видеть. Есть и другие примеры, но факт, что молодой человек в Церкви сейчас активно востребован.

– Следующий вопрос: «В современном мире суть брака нивелируется, возникает такое понятие, как гражданский брак, что неприемлемо для православного человека. Какая форма отношений должна быть у молодых людей, которые полюбили друг друга и пока еще не готовы связать себя узами брака?» Насущный вопрос...

– Да, больной вопрос, неоднократно приходилось с ним сталкиваться, потому что сейчас мы сплошь и рядом видим это состояние гражданского брака. Но не везде, и это радует. Есть разные примеры. С теми молодыми людьми, которые хотят быть вместе, но готовы потерпеть, как-то попроще. Получается, они могут и причащаться, и вместе находиться на богослужении, ходить на исповедь по очереди к своему духовнику. Вместе могут жить полноценной литургической жизнью. А с теми молодыми людьми, которые по тем или иным причинам начинают активную брачную жизнь до брака, на самом деле все не так однозначно. Возникает сразу очень много искушений. Очень часто молодые люди быстро привыкают друг к другу и вследствие таких отношений расходятся. Конечно, здесь нужно проявить постоянство. Разумеется, я не могу благословить такой путь, но если уж возникает такая форма общения, нужно стараться как можно скорее ее разрешить, перейти к полноценной форме церковного брака. Настоятельно призываю к этому и рекомендую.

Недавно был такой случай. Девушка пришла с молодым человеком, они очень хотели повенчаться, но не было финансовой возможности (сказали, что венчание у нас дорогое). Я предложил повенчать их бесплатно. Началось другое: «нам негде жить» и так далее – в общем, надо еще и квартиру им искать. Если есть обоюдное желание быть вместе, оно должно со временем реализоваться, желательно как можно скорее, потому что если молодые люди живут в состоянии крепких физиологических отношений, то полноценные литургические формы для них, как мне кажется, нельзя рекомендовать. Большинство клириков нашей епархии не благословляет причащаться парам в такой ситуации, потому что есть правила, необходимая норма, которую я тоже настоятельно рекомендую и которая должна быть соблюдена – опять же, на пользу самим молодым людям.

К сожалению, очень часто возникают быстрые, незрелые отношения, а потом начинаются проблемы. Люди считают, что они выросли, а на самом деле находятся в состоянии глубокого подросткового возраста, расширенно подросткового. Они не готовы к семейной жизни, а самое главное – не готовы брать на себя ответственность. Особенно это касается, к сожалению, молодых людей именно мужского пола, приходится встречаться с этим сплошь и рядом.

– Перед венчанием ведь нужно сначала жениться, заключить брак перед государством, правильно?

– Конечно. Причем в Церкви раньше была такая очень полезная мера для молодых людей, как обручение. Сейчас зачастую бывает все сразу – и обручение, и венчание. Хорошо бы, конечно, чтобы молодые люди сначала обручились; все знали бы, что они обручены, молились бы за них, Церковь знала бы. Это было бы событие и для прихода, и для общины. Мы практикуем такую форму в молодежном отделе. На различных наших мероприятиях, в частности на молебнах о даровании христианского супружества, потому что это очень полезно. Обручением молодые люди свидетельствуют о том, что они уже готовы к будущему браку.

– А как не ошибиться? Ведь развестись потом тоже грех.

– Вот поэтому Церковь и призывает к тому, чтобы не было скороспелых решений! Как в гражданском браке? Кто-то понравился, возникла некая доступность со стороны женского пола, и как-то получается, что все сразу стало можно. А потом уже не стоит удивляться, что молодой человек ведет себя вызывающе, потому что многое было дозволено с самого начала. А вот если бы многое было соблюдено, прошел бы необходимый период…

– Целомудрие…

– Конечно, к этому я и веду. Это было бы на пользу всем. Разумеется, вероятность ошибки всегда существует, не случайно у нас в Петербурге есть замечательный, скажу светским языком, проект – «Супружеские встречи». Я тоже в нем участвовал – сначала просто как участник, потом как ведущий, помогал отцу Александру (Дягилеву) его проводить. Могу сказать на своем опыте: реально многие семейные пары (и молодые, и немолодые) в какой-то момент проходят через состояние кризиса. Если посмотрим на психологию взаимоотношений – бывают кризисы трех, шести лет, кризис «стоптанных тапочек» и так далее. Поэтому свои отношения нужно постоянно поддерживать.

Риск всегда велик. Только в сказках бывает, что «жили они долго и счастливо». А как жили – не сказано. Брак – это всегда борьба, прежде всего с самим собой, со своим эгоизмом. Ведь ты живешь в браке не только для себя, но и для своей второй половины, это касается и женщин, и мужчин. Легко сказать с мужской стороны: «я всю зарплату домой приношу, все делаю, вовремя появляюсь». Но прихожу домой и становлюсь мебелью, частью дивана, на супругу ноль внимания, телевизор с новостями или с чем похуже… Такое искушение бывает всегда, поэтому важно нести в себе это горение христианского супружества. А чтобы оно было, как раз важно, чтобы брак был и регистрированный (потому что только после этого возможно венчание), и венчанный. В венчании читаются очень многие важные молитвы. Не случайно ведь приносятся терновые венцы. Сейчас они выглядят красиво, как императорские короны, но это терновые венцы, добровольное мученичество.

У русского религиозного философа Алексея Степановича Хомякова в его философских письмах одному знакомому были такие замечательные слова. Собеседник пишет: «Испытываю искушение, находясь в браке. Свою жену люблю, но постоянно как-то распыляюсь на других женщин». Хомяков отвечает: «А для тебя должна быть только одна женщина – твоя жена. А для нее только один мужчина – ты. Все остальные – просто люди». Вот это важно. И действительно, если все проходит так, как надо, с самого венчания, с катехизации перед венчанием, где все рассказывается, объясняется, готовится, предлагается много форм помощи супругам в браке, хочется надеяться, что люди в гражданском браке скорее разрешат эту ситуацию в пользу полноценного церковного брака.

– Какие еще есть формы общения в Санкт-Петербурге для православной молодежи?

– Для начала нужно сказать, что сейчас в Санкт-Петербурге есть 22 православные общины, которые входят в так называемую Ассоциацию молодежных православных общин, они существуют при нашем отделе. Есть храмы, при них молодежные группы. Соответственно, молодой человек может участвовать в мероприятиях этих групп. Бывают также различные мероприятия, помогающие разрешить проблему одиночества молодого человека в Церкви.

Хотел бы зачитать анонс наших молодежных мероприятий. Не буду перечислять все, тем более что многие уже были, но самое известное из них – Сретенский молодежный крестный ход. Он проходит в феврале; молодые люди могут прийти и помолиться на этом крестном ходе вместе с епископом, батюшками, друг с другом, принять участие в этом молитвенном шествии. У нас всегда обширная программа. К сожалению, очень часто приходится наблюдать (может быть, информация не до всех доходит вследствие того, что события не освещаются в прессе), как молодые люди приходят на литургию (обычно в Федоровском соборе), молятся, потом идут в Александро-Невскую лавру, присутствуют на торжественном молебне, а потом расходятся. На самом деле у нас есть постоянные программы для молодых людей – лекции о семейных ценностях, мы приглашаем и женатых батюшек, и монахов. Была тема «Брак и монашество». Бывает такое: человек приходит в Церковь и у него есть горение быть только монахом, такое желание возникает у многих.

– Вопрос от телезрителя Стефана: «Если полюбил девушку, а у нее есть молодой человек, стоит ли бороться за нее? Есть ли вообще в христианстве понятие такой борьбы? Как быть? Одни говорят, что надо бороться, а другие – нет. Если я начну бороться, приведет ли это к тому, что я вовлеку девушку в искушение?»

– Да, очень непростой вопрос. На него можно попытаться ответить так. Начну с конца. Конечно, искушения есть всегда, потому что люди молодые, кровь горячая, возникают разные поползновения, которые не благословляются Церковью до определенного момента. Поэтому нужно стараться беречь себя от искушений.

Что касается борьбы, есть такая проблема, о которой я уже начинал сегодня говорить, но не закончил мысль. Идет эпоха инфантилизма. Как было раньше? Боролись за девушек, боролись! Совершали ради них подвиги. А сейчас мало кто борется, потому что женского населения больше, чем мужского, есть многообразие, как в той песне: «на десять девчонок по статистике девять ребят». Всегда есть какая-то возможность, и это приводит к тому, что мужчины почему-то перестают бороться за свою любовь. Опять-таки мы не знаем всей ситуации до конца. Может быть, в этой ситуации (как я пытаюсь себе ее представить) появился молодой человек… Может быть, раб Божий Стефан претендует на что-то большее, хотя он является просто другом для девушки. Такая ситуация тоже возможна.

– Как не запутаться, как понять?

– Все зависит от самой девушки. Но мне кажется, что если проявить определенную настойчивость, но не навязчивость, то почувствуется какой-то ответный импульс.

– Какая же должна быть настойчивость, чтобы не стать навязчивостью?

– Мы сейчас живем в информационном мире. Многие молодые люди находятся в соцсетях, даже сразу в нескольких. Можно как-то предложить свое общение там. Есть какие-то общие мероприятия. Часто бывают ситуации, когда все просто находятся в общей компании, кому-то нравится, кому-то нет. Но мне кажется, что здесь можно в какой-то момент сделать некий шаг, предложить встречу, попытаться встретиться вдвоем. Это уже некое заявление. После этого многое станет понятно, пусть и не сразу.

Может возникнуть и другая ситуация: девушка сама провоцирует эти встречи, может быть, ей нравится такое двоевластие. А может, она сама не знает, чего хочет и кого ей надо. Именно поэтому, если она увидит такое желание человека быть с ней вместе, может быть, это повлияет на нее. Любая девушка хочет внимания к ней.

– Какие доводы нужно ей преподнести, чтобы она одумалась, осознала, сделала выбор? Чтобы ненавязчиво вразумить?

– Мне кажется, очень многое зависит от ситуации в семье. Молодому человеку всегда нужно общаться с родителями девушки. Какая мама, такая и дочка. С мамой надо пообщаться, помочь чем-то. Она ведь любимую дочку не отдаст кому попало, это серьезный шаг. Если родители увидят серьезность намерений молодого человека, если человек начинает как-то помогать, значит, для него это небезразлично. Одно дело в кино сходить, на танцы, гулянья (кстати, народные гулянья – одна из форм общения на наших мероприятиях), а другое дело – общий быт. И когда молодой человек готов помогать, тогда многое становится понятно.

Есть очень интересный фильм «Огнеупорный». Он немного про другое, но все же… В семье кризисная ситуация, муж и жена готовы к разводу. Свято место пусто не бывает, и у жены появляется мужчина, который хотел бы с ней связать свою жизнь. У женщины есть престарелая мама, которой нужно дорогое инвалидное кресло. Дело происходит в Штатах, так что денег надо очень много. А у мужа есть мечта – он хочет плавать на лодке по просторам, на эту мечту он копит деньги, про жену совсем забыл, трудоголик, пожарник. А тут другой мужчина оказывает жене знаки внимания. И он внес 300 долларов на покупку кресла. Муж же внес 3000 долларов. Она сверила эти суммы и посмотрела, кто проявил большее участие. Конечно, муж в фильме старался еще как-то завоевывать собственную жену, у него была целая десятишаговая программа – и цветы покупал, и старался обратить на себя внимание. Если не смотрели, посмотрите.

Мне кажется, можно это делать и в жизни, помогать ей как-то. Если девушка молодая и православная, значит, она обязательно в какой-то общине; может быть, она исполняет там руководящую функцию или помогает. Значит, ей нужно помочь в этой функции, и она заметит активное участие, что молодой человек не просто ходит на общие чаепития и в кино, а помогает все организовать, что-то ищет, ездит сам покупать коврижки… Сейчас коврижки покупает, а потом в семью все будет покупать. Сейчас организует кинопросмотры – потом детям организует поездки в лагерь. Все начинается с малого, это определенная школа, которая начинается с момента таких взаимоотношений.

– Как раз есть вопрос о лагерях: «Есть ли какой-то общий информационный ресурс обо всех православных лагерях города и области?»

– Говорят: «Каждый кулик свое болото хвалит». Похвалю свой молодежный отдел. Такой информационный ресурс есть. Надо звонить к нам в молодежный отдел. Он работает с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов, выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни, дни церковных праздников. Телефон: 8 812 577 14 58. Или пишите на почту: odm-spb@bk.ru. Есть группа «ВКонтакте». Там можно спросить о различных мероприятиях. В частности, у нас будет летний лагерь с 17 по 24 июля сего года в деревне Пенино Сланцевского района Ленинградской области; пройдет второй летний епархиальный молодежный лагерь. Молодые люди смогут вместе помолиться, потрудиться, пообщаться, отдохнуть.

– Какого возраста могут быть люди?

– Возраст от 18 до 35 лет. Программа лагеря разрабатывалась руководителями Ассоциации православных молодежных общин; включает совершение утреннего, вечернего правил, богослужений, несложные труднические работы, образовательные мероприятия (вместе читаем слово Божие, святоотеческие творения). Если позволит погода, перестанут появляться штормовые предупреждения, значит, будет возможность купания в озере, время отдыха и свободного общения.

– Далеко ли это от Санкт-Петербурга?

– Сланцевский район. Можно позвонить, уточнить, прислать заявку. Там очень хорошие условия, это не палаточный лагерь, есть домики.

– Это мероприятие бесплатное?

– Насколько я понимаю, ни о каких материальных средствах речь не шла. Но есть еще такой момент, его нужно указать. Молодой человек должен быть не с улицы, а желательно от какого-нибудь храма. Желательна рекомендация от его батюшки, написанная в свободной форме (такой-то, от такого-то храма, такого-то батюшки, «настоятельно рекомендую, хотелось бы видеть среди участников лагеря мою прихожанку или прихожанина»).

– Все ли клубы работают летом? Знаю, что участники Лаврского объединения молодежи этим летом разошлись на каникулы. Есть ли еще какие-то клубы, которые сейчас работают?

– У нас есть буклетик молодежных общин Санкт-Петербургской епархии. В ассоциации сейчас 22 общины – не только Лаврское объединение молодежи. Есть и молодежное сообщество храма Богоявления на Гутуевском острове – «Агиасма», тоже отдыхает. Есть и другие клубы: замечательный молодежный миссионерский центр «Атриум», участники собираются на Роменской, 12, в храме святителя Петра; замечательный молодежный клуб Валаамского подворья; молодежный клуб «Встреча» в храме Успения на Малой Охте, причем там появился еще и клуб для молодежи до 20 лет. Потому что обычно молодежь у нас, считается, – люди от 14 до 35. А здесь по-другому. Клуб называется «Встречай будущее».

– Что они делают на встречах?

– Вообще есть и другие клубы, я назвал только некоторые, все сейчас невозможно вспомнить. А так… Чего не хватает молодому человеку? Общения. У него есть ряд вопросов, он многого не знает, есть какие-то обрывки знаний из воскресной школы, которые он успешно забыл. А сейчас бывает еще и так: не знаешь и забудешь. Он хочет пообщаться со священником в неформальной обстановке, можно попить чаю, поговорить; встретить молодых людей своего возраста. Снимается стереотип, что Церковь – это общество бабушек или только людей пожилого возраста. Молодой человек раскрепощается. Конечно, есть разные формы взаимодействия. У всех духовников по-разному. Кто-то читает слово Божие, кто-то устраивает миссионерские литургии, кто-то – кинопросмотры.

– Есть ли творческие занятия? Например, можно ли научиться играть на гитаре?

– Есть и такие. Помню, раньше я сам ходил в Федоровский собор, там был клуб любителей итальянского языка. Я активно его изучал и просто случайно нашел в Интернете эту информацию. Где-то есть курсы фотографии, где-то – журналистики, где-то и на гитаре учат играть. Есть скаутские курсы.

– То есть все свободно, захотел – пришел?

– Да, как в мультике: безвозмездно, то есть даром. Лично я благодаря своему прошлому даю бесплатные уроки по шахматам тем, кому интересно развитие логического мышления, интуиции. Каждый пытается научить чему-то своему. Опять-таки это не просто развлекательная программа, но и назидательная. Например, на Гутуевском в молодежном сообществе «Агиасма» ребята захотели вместе читать акафисты (не я это придумал). Многие говорят, что это приелось, и так столько этих акафистов, зачем это надо… А на самом деле это очень полезно! Все вместе читают, это плавное погружение в традицию, текст уже адаптированный, они сами учатся читать. Да, кто-то ошибается, бывают и смешные ошибки, но потом этот страх ошибки уходит. Когда начинаешь учить иностранный язык, сначала тоже боишься не так сказать. А потом ошибки уходят, человек привыкает, снимается первая нервозность, он постепенно укореняется в традиции.

Есть и много других форм общения. Например, я знаю, что у молодежной общины «Агапа» тоже есть традиционный летний лагерь, они сами ездят. Другие тоже есть. По являются разные формы общения, причем формы активные. Вспомнил, что была у нас такая форма, как конференция. Ее у меня в «Агиасме» предложили Кирилл и Ксения Помазкины, молодые супруги. Есть какие-то проблемы, можно обсудить их на конференции, поговорить о молитве, например. Взяли молитвослов, отсканировали, на слайды разместили с параллельным переводом, разбирались в словах молитв (например, «червия же злаго и тартара» – что это за тартар, что за червь).

– Присутствует ли при этом батюшка?

– В разных клубах по-разному. Я стараюсь по возможности присутствовать. Если даже опаздываю вследствие каких-то своих послушаний от священноначалия или задерживаюсь на службе (обычно встречи происходят в вечернее время), все равно стараюсь присутствовать. Это интересно и мне, и им. От молодых людей как-то зажигаешься, они все совершенно непредсказуемые.

– Для Вас это опыт.

– Да, причем очень полезный опыт. Хотя, конечно, очень сильно устаешь, потому что такое служение требует сильной энергоотдачи, молодые люди и подростки реально чувствуют, где настоящее, а где не совсем, где ты «отбываешь», замечают это, и надо выкладываться. Для батюшки это тоже испытание: нужно хотя бы вечер, хотя бы раз в неделю собираться (для всех молодежных общин всегда есть такая рекомендация). Молодые люди должны к этому привыкать, многие ждут этих встреч, пишут в группе «ВКонтакте», спрашивают, почему отменилась встреча. На самом деле это реальная форма общения, самореализации.

Конечно, все это хорошо, но получается, что батюшка тоже должен тратить свое личное время, отнимать от дома, семьи. Чаще дома этого не понимают. Но когда понимают, тогда получается действительно очень хорошая отдача. Например, моя супруга матушка Юлия помогает мне в молодежном служении. Сначала я сам все проводил, но женской руки все равно не хватало. Где-то недосмотрел, пропускал моменты, она четко их отслеживает. Самому некогда сидеть в социальных сетях (хотя бываю), но очень часто хочется такого, как на одной картинке «ВКонтакте» было сказано: «и они оставили сети и последовали за Ним». То есть хочется оставить социальные сети и последовать за Христом окончательно. А матушка во всем этом помогает. Пишут люди, она им отвечает – и слава Тебе, Господи, потому что если на все отвечать, то и суток не хватит.

– Вот пример для сегодняшнего нашего общения – каждый укрепляет друг друга, ищет пути.

– Да! Конечно, бывают моменты некоего недопонимания, но потом в организации все снимается. Уже и родные наши привыкли. Сначала ворчали, мол, что за посиделки… Ничего. Детки подрастут – и их будем брать.

– Последний вопрос: «Стоит ли детям из православных семей ехать в светский лагерь, если его программа интересна для ребенка и родителей?»

– Я скажу так: это возможно, почему нет? Ведь православных лагерей еще не так много. А детей много. Есть еще такая форма общения, которая постоянно для меня является знаком вопроса, – с подростками. Понятно, когда молодежь – 11-й класс, школа заканчивается, начинается институт. Поскольку у меня самого четыре образования, все это понятно. А вот как с подростками? Не везде есть подростковые клубы, не все ездят в эти лагеря. Есть, слава Тебе, Господи, скауты, но есть еще куда расти в этом деле. Поэтому если родители уверены, то можно направить детей и в светский лагерь.

Когда я был дьяконом и алтарником, работал в Доме детского творчества «Измайловский», был преподавателем по шахматам. Я поехал в детский лагерь «Заря» с отрядом. Ребята приезжали играть в шахматы. В принципе, я доволен процессом. Кто-то из них крепкие разрядники в спортивном плане, остальные просто вспоминают это как хорошее времяпрепровождение. Почему нет? Но только надо все проверять. Недавно была информация в Интернете… Я очень хочу обратиться к родителям. Не воспринимайте лагерь просто как форму отдыха от детей. Многие, к сожалению, думают так. Нет, надо все узнавать, проверять, ведь это ваши дети, ваше будущее, дорогие мои.

Хотелось бы закончить словами, связанными с известным композитором Иосифом Гайдном. Когда его отец умирал, Иосиф пришел к нему, и тот дал сыну в дорогу пятнадцать гульденов, сказав: «Сынок, люби Бога и ближнего». Желаю всем нашим слушателям возлюбить ближнего, как самого себя, и всегда стараться обращаться ко Господу в своей молитве, и главное – отдать свое сердце Господу.

 

Ведущий Андрей Морозов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать