Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Николай Карасев, настоятель храма Живоначальной Троицы в старых Черемушках. Передача из Москвы. Эфир 7 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, благочинный Андреевского церковного округа г. Москвы протоиерей Николай Карасев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Бог вас благословит, помилует и укрепит на всякие добрые дела.

 

- Сегодня 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи, этому событию посвящена наша сегодняшняя передача.

Известно, что Иоанн Креститель появился на свет, когда родители его были в престарелом возрасте, и само рождение его можно считать чудом. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

- Прежде всего, хочу поздравить всех с праздником Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и отметить, что этот праздник особо отмечается, как на Руси, так и в сознании каждого христианина. Этот праздник связан с Крещением Господа Иисуса Христа, Богоявлением - великой тайной явления Святой Троицы.

Всякая тайна, открываемая Богом с участием человека, требовала от него особой длительной подготовки. Бог испытывал человека: сможет ли он выдержать поручаемое ему. Так и здесь. Родители Иоанна Крестителя святые Захария и Елизавета были испытаны Богом на предмет своей верности и стойкости Богу: у них не было детей по испытанию Божию, и они выдержали его. И когда, казалось, была потеряна надежда, не была потеряна вера в Бога.

Когда Захария, который был священником, совершал богослужение и зашел в святая святых покадить жертвенник, ему явился Ангел Господень. Замечательны те слова, что сказал Ангел Захарии: Радуйся, пришло время родить сына, которому ты наречешь имя Иоанн, и он будет тебе радостью и весельем, и многие возрадуются о его рождестве, поскольку он будет велик пред Господом. Он не будет пить вина и секира и от чрева матери будет исполнен Духа Святого. С одной стороны, он проявит человеческое усилие - будет аскетом, с другой стороны - благодать Божия будет содействовать ему в этом духовном подвиге. Ангел говорит также, что придет пред ним дух и силы Илии, для того чтобы возвратить сердца отцов чадам их и правильный образ мысли тем, кто являются непокорными. Для того чтобы подготовить правый путь Господень и подготовить людей к пришествию Христову.

Эти слова Ангела были исполнены в действительности святым Иоанном Предтечей. Когда же Елизавете пришло время родить, Захария воспел благодарственную песнь Богу и произнес такие знаменательные слова:  «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его. ». Возвестишь людям, что спасением их является прощение грехов их. Захария сказал это, как пророк, потому что спасение для Израиля понималось как спасение от внешних бед, а он говорит о спасении как прощении грехов. Здесь речь идет уже о новозаветном, христианском понимании спасения.

 

- Сохранилось ли предание о том, как рос Иоанн Предтеча?

 

- Предание сохранилось. Как было предсказано Ангелом, он был силен пред Господом, не пил секира и вина. В Священном Писании сказано, что он ничего не вкушал, кроме акрид и меда диких пчел. Акриды - то ли растения, то ли саранча, есть разные толкования этого слова. Он жил в пустыне и одевался в кожаные одежды. Терпел и лишения, и искушения, поэтому в таком аскетическом образе жизни он победил плоть свою, победил искушения, стал образцом подвижничества для всех других. Благодать Божия вспомоществует именно таким людям, которые стараются, прилагают усилия, чтобы они совершали великие подвиги во спасение и себя, и других.

 

- Значит, Иоанн Креститель начал совершать подвиг с юности?

 

- Да, как предсказал Ангел: Духа Святаго исполнишься от утробы матери твоей. Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Спасителя, и когда он был младенцем, царь Ирод узнал от волхвов о рождении Христа и отдал приказ об уничтожении младенцев в округе Вифлеема. Так как родители Иоанна Предтечи жили в Хевроне, его мать, услышав о гонениях на младенцев, взяла его и убежала с ним в пустыню. По преданию, мать его умерла в пустыне, он остался один, и Ангел Господень питал его. Поэтому он с младенчества воспитывался в суровом образе жизни, в духе пророка Илии.

 

- В каком возрасте Иоанн Предтеча начал свое служение?

 

- Мы судим об этом по тому, когда на проповедь вышел Христос, а Он вышел в тридцатилетнем возрасте, который у иудеев считался возрастом возмужания и совершенства, когда человек имеет право идти проповедовать и учить. В этом возрасте, видимо, Иоанн также выходит на проповедь, призывая людей к покаянию, говоря, что приблизилось Царство Небесное. Он призывает каяться в своих грехах, изменить образ жизни и проповедует о скором приходе Мессии, который грядет спасти род человеческий.

 

- В чем суть служения Иоанна Предтечи?

 

- Прежде всего, это пророческое служение. Он пришел предсказать, что пришло время, Господь стоит при дверях и будет крестить Духом Святым. С другой стороны, он уже является свидетелем божественного откровения роду человеческому. Когда он крестил Спасителя, произошло откровение - явление Божественной Троицы. Он сам видел и слышал это. Он говорит: Кто послал меня крестить, Тот сказал мне: на Кого увидишь Духа Святого сходящего, Тот есть Спаситель. Иоанн видел Духа Святого, сходящего на Христа, и слышал голос Отца, который сказал:  Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих.

Иоанн Креститель явился первым свидетелем божественного откровения и явления Святой Троицы.

 

- Иоанн Предтеча является ветхозаветным пророком?

 

- Он завершил круг ветхозаветных пророков и уже проникает в тайну Откровения Нового Завета. С одной стороны, он пророк, с другой тайнозритель, и, наконец, он мученик.

Все пророки проповедовали о том, что придет Христос, и откроется Тайна Божия - тайна спасения рода человеческого. Иоанн Предтеча свидетельствует о начале откровения Божия роду человеческому о его спасении. Это первое свидетельство было на реке Иордан, когда он крестил людей.

 

- В чем заключалась эта тайна, чего не знали люди Ветхого Завета, и что для них открылось?

 

- Во-первых, для них было сокрыто познание Бога, как Единого по существу и Троичного в Лицах. Также они не понимали и многих практических вещей. Ученики часто обращаются ко Христу с просьбой пояснить им смысл той или иной притчи. В них Господь давал ответы на практические вопросы: как любить друг друга, как исполнять заповеди Божии. Открывалась тайна домостроительства спасения Божия. Это спасение было непонятно: как человеческая природа, грешная и непокорная, может быть возведена до обожения, богоуподобления. Сам человек был неспособен понять это, это можно было понять только через божественное откровение.

 

- Можно сказать, что люди Ветхого Завета жили в относительном неведении?

 

- Они не понимали как многих духовно-нравственных вещей, так и тех, что направлены на спасение рода человеческого. Для них это было сокрыто. Как говорит святитель Григорий Палама, в Ветхом Завете многие пророки предвидели то, что будет в Новом Завете: откровение о Святой Троице, боговоплощение Спасителя, искупление, воскресение, но до конца не понимали. Народ израильский, действительно, находился во тьме и сени смертной, потому Предтеча и пришел предвозвестить им о том, что придет Спаситель, который откроет духовные очи, принесет им Свет, чтобы они уразумели многие божественные тайны.

 

- Значит, свет несет в основном Новый Завет. Почему же тогда и Ветхий Завет является частью Священного Писания?

 

- Ветхий Завет предвозвестил пришествие Нового, дал его отблеск, образ, символ. Когда человек не может проникнуть в тайны Божественные, но может хоть немного понять их при помощи образа и символа. Человек не может напрямую понять существо Божие и действие силы Божией в мире. Они недоступны ему, если он не имеет подвига воздержания, чистоты сердца.

Например, мы совершаем крестное знамение, будучи христианами. Но не все понимают, что означает этот образ. Крестным знамением мы уже исповедуем свою веру. В советское время многие, может быть, не понимали до конца, чем является крестное знамение, но перекрестившись, уже причисляли себя к воинству Христову.

 

- Но ведь первые христиане не знали крестного знамения, его не использовал и Сам Христос.

 

- Уже апостол Павел говорит: для одних крест Христов - безумие, для других - юродство, для меня - сила Божия. Духовные понятия о силе знамения Христова как жертве Христовой было с самого начала. Можно сказать, что почитание Христа начинается с момента, когда Иоанн Богослов и Матерь Божия проливали свои слезы у подножия распинаемого Христа.

Впоследствии изображение знамения Христова встречается в катакомбах. На себе христиане изображали знамение по-разному. Понятие же крестного знамения, как символа победы над дьяволом, как жертвенника, на котором Христос принес себя в жертву за  наши грехи, существовало с самого начала.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Я что-то слышал о влиянии на Иоанна Богослова ессев. Есть упоминание о них в Ветхом Завете, но вскользь. Поясните, пожалуйста, кто такие ессеи?

 

- Во времена перехода от Ветхого Завета к Новому, или во времена Христа, существовали различные течения, они были различными: были, как мы бы сказали теперь, течения философские, были течения ревнителей. Можно много говорить об их происхождении. Течение ессеев было аскетическим, одно из течений Ветхого Завета, где народ осознавал греховность, то, что он страдает за собственные грехи и грехи своих отцов. Многие даже старались обособиться, создать некую общину, в которой могли бы соблюдаться древние правила, как угодить Богу. Ессеи имели своего рода прообраз современного монашества.

Однако свидетельств о том, что у них была некая связь с Иоанном Предтечей, у нас нет: ни христианских, ни античных, ни исторических.

 

- Не слышали ли Вы о «евангелии от ессев»?

 

- Сейчас много апокрифических евангелий. Слышал, но не читал, поэтому не могу рассказать содержание. Понятно, что оно описывает жизнь Христа с позиции людей, которые не совсем веровали во Христа. Существуют также апокрифические евангелия от Фомы, от Иуды, которые относятся к гностическим течениям. Гностики - течение, где старались умом понять, что есть тайна Божия. С одной стороны, они принимали Христа, но с другой хотели с философской точки зрения проникнуть в тайну Божественного Откровения, в результате во многом ошибались и не принесли никакой пользы ни души, ни телу.

 

- Почему не все евангелия входят в канонический текст?

 

- Свод канонических Писаний постепенно устанавливался Святой Церковью, Священным Преданием. Критериями истинности являются согласие святых отцов, согласование со Священным Писанием и Священным Преданием.

Жизнь Церкви строилась таким образом, что в апостольский период в хождении были лишь апостольские послания. Но такие апостолы, как Марк и Матфей, по просьбе христиан стали писать воспоминания, как свидетели.

Сегодняшнее евангельское зачало также начинается словами евангелиста Луки о том, что он, хотя и не был свидетелем, но подробно исследовал все деяния, которые происходили при Христе. Он расспросил тех, кто говорил со Христом, исследовал и тщательно записал. Когда апостол Лука написал Евангелие, его читали многие апостолы, которые жили при Христе, они свидетельствовали о том, что это действительно Святое Евангелие: те слова, которые говорил Христос.

Затем стали писать многие, кто не были свидетелями Христа, но по своей гордости и надменности хотели занять какое-то господствующее положение в Церкви. Однако их евангелия не были приняты соборным разумом Церкви, но их приняли гностики, может быть, какие-то еретики, а теперь превозносятся как некая историческая ценность. Духовной ценности они не представляют.

 

- Вопрос телезрителя из Самарской области: Скажите, пожалуйста, что еще известно о жизни Иоанна Предтечи до его выхода на проповедь?

 

- Священное Писание и Предание говорят о том, что Иоанн Креститель воспитывался в пустыне до выхода на проповедь. Предание говорит о том, что Ангел приносил ему пищу. Из Житий святых мы знаем, что когда он был совсем маленьким, его мать поселилась в пещере, где выросла финиковая пальма, приносившая обильные плоды, и когда приходило время вкушения пищи, она наклоняла свои ветви, а затем вновь распрямлялась. Также здесь был источник воды.

Когда он вырос, то ходил в кожаных одеждах, терпя  зной пустыни, другие лишения, но благодать Божия не оставляла его. Жил он как величайший подвижник. Можно сказать, что впоследствии образу его жизни старались подражать многие монастыри и многие монахи. До сих пор он является образцом для подражания любого подвижника.

 

- В Священном Писании рассказывается, как в момент, когда его мать встретилась с Богородицей, он почувствовал это и взыгрался в утробе, почему же, когда пришел Христос, он сомневался и послал к Нему своих учеников с вопросом: Ты ли это или Кого другого ждать?

 

- По общепринятому христианскому учению Иоанн Креститель не сомневался, сомневались ученики, потому он и послал их, чтобы они сами опытно увидели, что Иисус есть Христос, Сын Божий. И он говорит: Его слава будет расти, моя же умаливаться. И когда ученики пришли ко Христу, Он сказал им об Иоанне, что тот является величайшим пророком на земле, и нет большего среди рожденных женами, чем Иоанн  Предтеча, но самый меньший в Царствии Небесном является большим его. Пророческое служение было высочайшим, но для новозаветных праведников открывался вход в Царствие Небесное. Ветхозаветные пророки лишь предвозвещали, что придет Тот, кто покажет путь в Царство Небесное, но сами в него не входили и не могли указать человеку путь в него.

Наша цель - жизнь вечная, и жизнь вечная, безусловно, выше, чем сама благочестивая, подвижническая жизнь на земле. Те, кто несут подвиг аскетический, подвиг послушания, все это ради того, чтобы обрести жизнь вечную. Иоанн Предтеча тоже сподобился жизни вечной, ведь он был мучеником. В Древней Церкви мученичество было критерием того, что человек действительно наследует жизнь вечную. Мученичество было идеалом духовного совершенства.

Иоанн Предтеча был величайший рожденный женами и наследовал жизнь вечную, где занимает далеко не последнее место. Иконография изображает Иоанна Предтечу, поклоняющимся вместе с Матерью Божией Христу, сидящему на троне.

 

- Вопрос телезрителя: Скажите, пожалуйста, существуют ли конкретные указания о том, что Иоанн Предтеча был монахом до своего выхода на проповедь и чем он занимался?

 

- В Ветхом Завете был обет назорейства, когда на какое-то время любители благочестия принимали на себя такой обет: не стричь волосы, не пить спиртных напитков, не прикасаться к женщинам и вести уединенный образ жизни.

Сведений о том, что Иоанн Креститель принял на себя обеты назорейства, нет, но он вел жизнь, как назорей, и даже выше назорейства. Ангел Господень предсказал, что он не будет пить вина и секира и от чрева матери исполнится Духа Святого, что указывает, что он уже был выше назореев. Иоанн превзошел все обеты назореев.

 

- Если только с появлением Креста открылись ворота в Царство Небесное, то спаслись ли ветхозаветные праведники?

 

- После того, как Господь совершил подвиг на кресте, Он сошел во ад и вывел из ада в рай тех ветхозаветных праведников, которые веровали в пришествие Христа.

По преданию, Иоанн Креститель после своей мученической кончины сошел во ад, где так же проповедовал о том, что придет Христос и избавит их. Те, которые уверовали во Христа в аду, были также выведены в Царство Небесное, жизнь вечную.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о мученической смерти Иоанна Предтечи.

 

- Иоанн Предтеча по своему духу, предчувствию был проникнут уже новозаветным сознанием, быв уже носителем Святого Духа. Поэтому он обличал царя Ирода, у которого было три сына, и один из них еще при жизни своего брата Филиппа забрал у него жену и женился на ней. По ветхозаветному закону он имел право жениться на жене своего брата, если он умер. Но Иоанн Креститель обличает его уже по новозаветным меркам. Это было предзнаменованием того, что грядет Новый Завет, новая сила Духа. Кроме того, он забрал жену своего брата силой.

Иоанн Креститель не побоялся обличать его, несмотря на то, что тот был царь и, кроме того, уважал Иоанна. Царь терпел обличения, а Иродиада не терпела и хитростью заставила Ирода умертвить его.

По ее настоянию он поместил Иоанна Крестителя в темницу, но убить его не решался. Иродиада же обманным путем заставила царя усечь главу Иоанна Предтечи. Таким образом, он мученически скончался за правду, за веру, за то, что проповедовал начало новой духовной жизни.

 

- Вопрос телезрительницы: Я читала у Ефрема Сирина о том, что Иоанн Креститель меньший в Царствии Небесном, чем святые апостолы.

 

- Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: нет большего между рожденными женами, чем Иоанн Креститель, но меньший в Царствии Небесном больше его есть. Смысл в том, что жизнь вечная выше земной жизни. Каким бы великим пророком ни был человек на земле, он является меньшим по сравнению с тем, кто наследовал жизнь вечную. Но Иоанн Креститель наследовал жизнь вечную. По силе и по духу Иоанн Креститель вместе с апостолами предстоит ныне перед Богом.

 

- Иоанн Креститель крестил людей в водах Иордана. Чем его крещение отличается от того крещения, которым крестил Сам Спаситель?

 

- Слова, которые произносил в своей проповеди Иоанн Креститель: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Первое, что должен сделать человек - раскаяться в своих согрешениях. Ангел Господень говорит Захарии о будущем сыне, что он возвестит о прощении людей, которое заключается в прощении грехов. Первый шаг, который человек делает на пути ко спасению - кается в своих грехах.

Но мало лишь одного покаяния, требуется отпущение грехов и благодать Святого Духа. Человек изменял образ жизни, каялся в грехах своих и становился на путь правды, а вот силу не грешить и благодать Святого Духа дал уже Христос.

В крещении человек получает не только отпущение грехов, но и благодать Святого Духа. Самый главный смысл христианского крещения в том, что человеку открывается путь в Царство Небесное, в жизнь вечную. Дается благодать Святого Духа, которая ведет человека к обожению, богоуподоблению.

 

- Вопрос телезрительницы из Владимира: На мою подругу "напали" пятидесятники, и она решила принять крещение у них. Какими могут быть последствия для ее души?

 

- Пятидесятники - новая секта, окончательно оформившаяся лишь после Второй мировой войны. Это одна из баптистских сект, которая отвергает все Предание Церкви, все те средства спасения, благодаря которым человек может в действительности избавляться от грехов, идти путем спасения.

Когда человек оставляет Церковь Божию и идет в Церковь, это называется предательством Церкви, хула на Духа Святого, а этот грех не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Человек, находящийся в секте, лишается христианского отпевания.

Многих грехов мы боимся и остерегаемся, но именно хулы на Духа Святого человек должен бояться как огня. Когда человек становится сектантом, он уже исполняет не свою волю, а волю дьявола. Как бы мы сказали, это уже бесовская одержимость, и она уже дает человеку выйти оттуда. Доказать неправоту можно очень быстро. Один из главных аргументов - это преемственность. Никто из них не может довести свой род хотя бы до XIX века, однако христианство имеет и письменные источники, и Предание о том, что наша преемственность идет от Христа и до наших дней. Но доказать это сектанту невозможно, поскольку его сознание и дух уже устроены таким образом, что он не воспринимает спасительное для него слово Божие. Такому человеку очень трудно спастись.

Поэтому лучше даже не вступать с сектантами в споры на обыденном уровне, поскольку они не способны воспринимать даже нормальное человеческое слово, не то что слово, ведущее человека к спасению.

 

- Вопрос телезрительницы: Мне пятьдесят лет, и совсем недавно я узнала от матери, что крестили меня не в Церкви, а бабушка на дому.

 

- Все зависит от Вашей веры. Если Вы верующий, церковный человек, желающий спасения, для Вас открыт путь к спасению, как и для каждого человека.

Если Вас крестила бабушка, она не могла совершить над Вами Таинство миропомазания. Я бы порекомендовал Вам прийти к священнику и рассказать о Ваших сомнениях. Вас могут крестить с формулой "аще крещен, аще не крещен". Это в случае, если Вы сомневаетесь в том, были ли вообще крещены. Если уверены, что бабушка Вас крестила, то достаточно будет лишь совершить Таинство миропомазания.

 

- Давайте ответим на несколько вопросов с нашего форума. Мой день рождения совпадает с постом, но не все родственники знают о том, что я держу пост, и не все сами соблюдают его. Они могут приехать внезапно с подарками и поздравлениями, как мне быть?

 

- В праздновании дня рождения греха нет. Церковные правила относительно ограничений празднования касаются лишь Великого поста. Говорится, что всякие праздники, случающиеся на будних днях, переносятся, особенно это касается первой седмицы и Страстной. Даже если Великим постом к Вам придут родственники и поздравят Вас, в этом нет ничего страшного. Сказать в том, что Вы соблюдаете, нет никого стыда в том, чтобы сказать об этом. Если это не Великий пост, то можно предложить рыбную пищу, которой сейчас такое разнообразие, что она вполне может заменить мясную. Если вопрос о посте будет сопровождаться вопросом о Вашей вере, то Вы, как христианка, должны исповедовать свою веру.

 

- Вопрос телезрителя из Свердловской области: Вы сказали, что мать Иоанна Крестителя спасала его в пустыне от избиения младенцев Иродом, в Евангелии говорится, что святое семейство также бежало от этого с младенцем Христом в Египет. При том, что между рождением Иоанна и Спасителя разница около полугода, идет ли речь об одном и том же событии или о разных?

 

- Это одно и то же событие. Христос родился на полгода позже Иоанна, они были двоюродными братьями, поскольку Матерь Божия и Елизавета были родными сестрами.

Когда волхвы через какое-то время пришли к Ироду по пути на поклонение Спасителю, трудно сказать, на какой день Ирод начал искать младенцев, среди которых мог бы оказаться Христос. Он приказал избить младенцев от одного года до двух лет.

Мать Елизавета, услышав об этом, взяла сына Иоанна и убежала с ним в пустыню. Иосифа предупредил Ангел Господень, когда Ирод только помыслил об этом и повелел взять Марию и Младенца и бежать в Египет.

 

- Вопрос с форума: Как постятся священники на приходах: по монастырскому уставу или как миряне? Как, например, приходской священник может выдержать монастырский устав Великого поста, если он ведет очень активную деятельность. Этот вопрос задаю не в укор или осуждение, а просто потому, что хочу найти ответ.

 

- В основном, священник постятся так, как они были научены в семинарии, где постились. Если взять за образец Московскую духовную семинарию, то там пост соблюдается следующим образом.

Великим постом рыба может вкушаться в субботу и воскресение. В основном, священники соблюдают пост так, как это предписано Типиконом, то есть вкушение пищи с растительным маслом, за исключением, может быть, первой и Страстной седмицы, что уже зависит от их благоустроения. Рыбу вкушать только на Благовещение и Вербное воскресение.

Остальные посты, кроме Успенского, рыбу разрешается вкушать, кроме среды и пятницы. Так же постятся и все благочестивые христиане.

В том, что касается монастырского устава, то в каждом монастыре свои особенности. Каждый настоятель монастыря устанавливал для своей братии такой устав принятия пищи, который был необходим для них. Здесь никогда не было единого устава.

Для нас, современных православных христиан, в качестве образца может быть принято то вкушение пищи, что существует сейчас в Московских духовных школах.

Что касается сил, необходимых для осуществления своей деятельности, они напрямую не зависят от вкушения пищи. Чрезмерным принятием скоромной пищи мы скорее ослабляем свой организм, чем умеренное принятие постной пищи. Это зависит от организма человека. Сухоядение, без растительного масла или сыроядение могут в каких-то случаях вызывать упадок сил. Но если человек питается растительной пищей, заправленной растительным маслом, у него, обычно, не бывает никакого упадка сил.

 

- Вопрос телезрительницы из Ямало-Ненецкого округа: Сын, которому 13 лет, дружит с мальчиком, чьи родители баптисты. Как к этому относиться?

 

- Препятствий для дружбы со стороны Церкви здесь нет. Другое дело, если мальчик будет агитировать Вашего сына стать баптистом, тогда можно ограничить общение.

В целом же, нет ограничений на общение христианина  с представителями других вероисповеданий или неверующими. Даже апостол Павел говорит: я не могу заставить вас не общаться с грешниками, иначе надо было бы выйти из мира. Впоследствии люди, которые не хотели соприкасаться с грехом, уходили в пустыню. Но речь шла не о том, что они не хотели общаться с людьми, но о том, чтобы не было никакого соблазна.

Надо поговорить с сыном, в него вложить веру, и, может быть, он каким-то образом повернет того мальчика к храму. Если их дружба заключается в том, что у них общие интересы, не касающиеся темы веры, нет никакого препятствия. Но если вдруг обнаружится, что тот мальчик ведет агитацию, и Ваш сын начнет задавать Вам какие-то странные вопросы, тогда можно ограничить общение.

 

- Наша передача подходит к концу. В завершении прошу Вас ответить на вопрос, почему Иоанна Крестителя также называют Предтечей?

 

- Предтеча - тот, кто идет перед: предсказывает, готовит путь, людей к пришествию Христову. Он говорит людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, за мной идет Тот, Кому я недостоин отрещи ремень сапог его. Он будет крестить вас Духом Святым, я же покаянием, готовлю к этому.

Предтеча - это предвестник, тот, кто идет впереди с трубой и возвещает, что идет царь, готовьтесь встречать его.

 

- Благодарю Вас за беседу. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Бог всех вас благословит, помилует и поможет в совершении всех ваших добрых дел.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы