Беседы с батюшкой. Каково это: быть студентом духовной академии?

6 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает диакон Сергий Муравьев, студент I курса магистратуры СПбДА, клирик Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы побеседуем о том, каково быть студентом духовной академии.

В преддверии семидесятилетия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии хотелось бы поговорить об учебе в этом заведении, поскольку Вы являетесь и студентом академии, и служите в священном сане дьякона. Вы закончили бакалавриат, сейчас в магистратуре, служите в Новодевичьем монастыре. Удается ли совмещать учебу и служение, и помогает ли Вам обучение в академии в священническом служении?

– Да, грядет большая дата для нашей академии – семьдесят лет со дня возрождения духовных школ в Санкт-Петербурге. Как Вы сказали, я совмещаю дьяконское служение и обучение на очном секторе духовной академии в магистратуре. Не скажу, что легко совмещать обучение и служение, но это вполне возможно при желании. Надо отдать должное и администрации академии, и игуменье Софии, настоятельнице Новодевичьего монастыря, что они входят в положение и понимают, что такое совмещение тяжело. Они всячески помогают в несении этого нелегкого послушания – дьяконского служения и в то же время учебы на очном секторе. Это был мой личный выбор, и я считаю, что, если есть такая возможность, конечно, необходимо учиться очно.

К сожалению, такая возможность есть не у всех, многие священники учатся на заочном секторе (и слава Богу, что они проходят обучение), но все-таки приоритетна очная форма. Естественно, и богослужебная жизнь в духовной академии, так как я продолжаю здесь нести еще и богослужебные дьяконские череды, помогает набраться опыта, усовершенствовать свои навыки, не забыть приобретенные навыки именно академического, строгого дьяконского чинопоследования богослужения. Это очень помогает. Кроме того, помогает и накопленный за время обучения на бакалавриате багаж. И приобретаемые мной сейчас знания, конечно, в той или иной степени помогают в несении дьяконского служения.

– Что дали Вам четыре года обучения на бакалавриате? Можете ли Вы как-то подытожить это время?

– Они дали мне колоссальный опыт совместной жизни с такими же ребятами, как я, которые стремятся познать Бога, узнать что-то новое о Церкви и приобщиться в максимальной степени к служению Церкви. Конечно, опыт колоссальный, потому что это определенный ритм жизни, определенная атмосфера, которой не добиться нигде. Даже в монастыре другая атмосфера, другие цели и задачи. А когда я жил в духовной академии вместе с однокурсниками, это переживание совместной жизни, опыт совместного общения помогали дополнить мое стремление. Потому что получение знаний – и сразу вспоминается легенда о золотом руне.

Мы говорим, что грызем гранит науки. Ну а что гранит? Он лежит – и грызи себе. Мне кажется, в духовной академии несколько иное. Мы не грызем гранит, мы, наоборот, пытаемся уловить, поймать золотое руно и встречаемся с различными препятствиями. Мне кажется, одно из самых главных препятствий любого студенчества – лень и безволие. В духовной академии этот дух соработничества, братства, когда в определенный момент у тебя иссякают силы (потому что жизнь в духовной академии – это определенный режим), когда кончаются психологические, физические силы, эта атмосфера стремления к руну знаний очень сильно помогают.

В дальнейшем, когда ты уже не живешь в стенах академии, эти воспоминания греют душу и позволяют выстраивать какую-то новую систему внутренней мотивации для обучения, для борьбы с этим драконом лени и безволия. Конечно же, первостепенную роль в этой борьбе, в этом стремлении занимает администрация, которая помогает студентам (как она видит эту помощь). Студентам это не всегда нравится, потому что иногда это принудительные меры – послушание, определенный режим, определенная система воспитания (не называл бы ее наказаниями). Естественно, она сначала может не нравиться, но потом, когда ты выходишь из стен, ты понимаешь, что иначе никак не устроить ее и что это правильно в той или иной степени.

– То есть духовная академия – это не просто образовательное учреждение. Она именно воспитывает человека как христианина, как личность и дает образование?

– Да, и мы даже называемся не студенты, а воспитанники. По крайней мере, студенты бакалавриата семинарии. Действительно, это процесс воспитания. Конечно, в большей мере это процесс самовоспитания, потому что здесь же не армия со строгой муштрой и уставщиной. Здесь несколько иные цели: нужно воспитать думающего человека, личность, помочь ему в становлении как христианина и будущего священно- и церковнослужителя – человека, который будет служить Церкви по прямому назначению на тех или иных постах (чтец, иподьякон, дьякон, священник, епископ). Это именно процесс воспитания. Это сложный процесс, не нужно ждать от людей каких-то сверхусилий. У всех, конечно же, есть ошибки. И администрация в чем-то может себя вести не совсем корректно… Конфликты неизбежны.

– Администрация может себя вести скорее не совсем понятно для студента.

– Да, в силу возраста и строптивости нрава и духа. Но в дальнейшем ты понимаешь, что, в принципе, все было верно, и на какие-то мелкие промахи закрываешь глаза. Нужно научиться как раз прощать, прощать себя. Сейчас очень сложно простить себя за то, что бездельничал в какие-то моменты своего обучения. И конечно же, нужно терпимо относиться ко всем вышестоящим начальствующим, молиться о них и стараться понять.

– Когда я поступил в духовную академию, для меня явилось открытием, что все постоянно пребывают в учебном процессе. Я не видел такого в светском университете, опыт обучения в котором у меня есть. Там отучились и разбежались по своим делам, не факт, что кто-то продолжит вечером заниматься своим образованием. Удивительно, что в академии есть учебные классы, есть самоподготовка (обязательная и необязательная с какого-то времени). Заходишь в класс – а там все обложены книгами, сидят за ними.

– Это как раз то, о чем я только что говорил. Именно это стремление. Ты видишь, что все копаются, стремятся к этому золотому руну. Кто-то ближе, кто-то дальше, кто-то роет эту «яму» знаний, колодец к золотому руну, и кто-то уже по колено, у кого-то не видно головы. Смотришь на себя – а ты еще и лопату в руки не взял. И конечно же, ты стремишься. Но самое интересное, что на моем курсе (не знаю, как на других) и у ребят с курса младше и курса старше, с которыми я общался, был дух помощи, соработничества. Если я просил ребят помочь, все вылазили из своих колодцев и помогали рыть мой. Объясняли в ущерб своему времени. Не было какой-то зависти. Есть единое стремление к обучению. И это, конечно, здорово, такой дух братства, который я нигде больше не встречал, такого единства.

– В учебный процесс также входят и послушание, и определенный режим дня, выстраивающий деятельность студентов в течение дня, и конечно, богослужения, которые являются неотъемлемой частью этого процесса, самой главной, наверное. Но студенту может показаться, что все это мешает ему учиться. Было ли у Вас и Ваших однокурсников такое ощущение, или все-таки понятно, что все это в помощь?

– Мне кажется, на протяжении обучения у каждого студента происходит некоторая внутренняя переориентация, переоценка ценностей, мыслей, которые заставили его прийти в тот или иной вуз. Я вычислил, что такой «слом» происходит у человека на рубеже между вторым и третьим курсом. Он понимает, что это, возможно, не его… Это происходит у всех, с кем я общаюсь из своих друзей (закончивших вуз и учащихся). Кто-то уходит, понимая, что это не его. Кто-то перерастает и перемалывает это в себе, и рождается новая мотивация, новое стремление, более сильное, более серьезное, осмысленное. Если человек преодолевает это – да.

И конечно же, молодым ребятам, полным сил и энергии, хочется куда-то эту энергию выплеснуть: поиграть в футбол, сходить в спортзал, а тут надо идти на послушание. Происходит некоторая конфронтация. Но без этого не будет и становления личности, воспитания, потому что, как сказал нам один из преподавателей, ты только там начинаешь расти, где пересиливаешь себя. То есть ты дошел до определенной планки своих возможностей и идешь на пределе. И когда сделал невозможный шаг вперед, тогда начал учиться. А всё, что прежде, – считай, что просто повторяешь пройденный этап. Только если ты перешагнул через не могу, не хочу, через невозможно, ты чему-то научился.

Тридцать процентов продуктивности вашего обучения будет зависеть от ваших личных способностей, навыков, умений. А семьдесят процентов – именно мотивация, насколько вы себя сами мотивируете, насколько можете. И в этом отношении, конечно, помогает и богослужение, и Таинство исповеди, потому что ты всегда можешь прибегнуть к помощи более старших студентов, священников, уже преодолевших этот путь, которые могут поделиться с тобой своим опытом, своими жизненными навыками, позволившими им в свое время как-то переродиться, преодолеть себя. Естественно, вы обсуждаете это со своими собратьями, однокурсниками, друзьями, которые у вас появляются в академии, и пытаетесь это преодолеть.

Это у всех происходит по-разному. Кому-то нужно пройти через очень тяжелые внутренние душевные испытания, чтобы понять, что он не может жить без этого. То есть все это очень серьезно, весьма ответственное принятие решения,  происходят конфликты, переоценка ценностей, от этого никуда не деться, это нормальный процесс. Вопрос в том, как ты подходишь к его решению – как христианин или как посторонний человек. Если ты начинаешь идти по постороннему пути, то рано или поздно просто уйдешь из академии. Такие случаи бывали. Наверное, хорошо, что человек понимал, что это не его, но все-таки нужно оставаться до конца христианином и преодолевать все внутренние проблемы.

– По поводу преодоления кризиса Вы сказали, что всегда можно обратиться к старшим товарищам. Наверняка у академии есть духовник, с которым всегда можно посоветоваться. Понятно, пока человек варится в своей проблеме, гораздо более осмысленный и правильный шаг – обратиться к старшему и сказать: у меня проблема, что делать?

– Да, в академии, естественно, есть должность (не знаю, можно ли назвать это должностью) – духовник академии. Это протоиерей Вячеслав Харинов, которому мы в свое время, и я в том числе, обращались с проблемами. Он пытался разрешить наши внутренние недуги. Но нельзя сводить роль духовника только к одному человеку. Владыка ректор архиепископ Петергофский Амвросий всегда говорил нам, что его двери открыты, что он всегда готов к диалогу,  мы всегда (и это действительно так) могли зайти в его приемную для каких-то наших проблем, нужд, если это не праздный интерес и желание попить чай, а какой-то вопрос. Владыка ректор пытается быть открытым для всех. Конечно, загруженность и высота положения не позволяют ему полностью отдаваться такого рода служению, но по мере сил и возможностей он ищет пути стать ближе к студентам и знать, чем живет студенчество.

Но не только владыка ректор, преподаватели тоже. Что меня поразило в первые годы моего обучения – доступность преподавательского состава корпорации. То есть с ними можно поговорить на перемене, договориться встретиться где-то в более неформальной обстановке, обсудить какой-то интересующий вопрос. Можно сделать это в академии. На полднике ты спокойно можешь подойти к тому или иному преподавателю, задать интересующий вопрос и быть уверенным, что получишь квалифицированный ответ. Эта доступность меня поражает, ты черпаешь из этих колодцев знаний, только нужно к этому стремиться, нужно понять, что это действительно необходимо. Даже опыт общения с людьми, прошедшими колоссальную школу и жизни, и служения Церкви (если это священнослужители и даже преподающие у нас миряне чтецы), – это колоссальный объем опыта. Конечно, прекрасно, что они влияют на тебя – их багаж знаний, воспоминаний, жизненного опыта перемалывает тебя. Главное – открыться, стать, как говорится, той землей, по которой Христос снизойдет в этот мир. Также наша задача стать этой землей, по которой катком пройдутся знаниями. Главное – только найти эту грань какого-то смирения и желания, стремления. Это здорово.

– Я разговаривал с одной девушкой, которая ходит в академический храм, и она сказала: все вы здесь должны стать хлебом, но пока вы еще пшеница. Чтобы вы стали хлебом, вас должны измолоть здесь в муку. Процесс обучения, воспитания, становления – это как раз процесс приготовления хлеба Христова. Удивительно. Этот образ древний, но в то же время очень актуальный для нас.

– Да. Ну, некоторые зернышки, конечно, вылетают из-под жернова, но это уже проблема зернышек, уже ничего не сделаешь. Да, прекрасный образ.

– Еще такой очень актуальный, в том числе для наших телезрителей, вопрос. В духовной академии есть три храма: апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Успенский храм и храм Двенадцати апостолов. Открыты ли эти храмы для всех прихожан или только для студентов духовной академии?

– Храмы открыты, но не все, и нужно знать когда. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя Санкт-Петербургской духовной академии и не только, открыт по воскресным и праздничным дням для прихожан. То есть в любой двунадесятый или особо чтимый праздник Церкви, в воскресенье прихожане могут прийти и помолиться вместе со студентами, бок о бок, приобщиться к студенческой жизни, прекрасному академическому богослужению, пению трех прекрасных хоров.

Храм Двенадцати апостолов, находящийся в историческом здании духовной академии (Набережная Обводного канала, 7), тоже открыт для посещения всех желающих по воскресным дням, для участия в богослужениях. Просто там не всегда совершаются богослужения в силу определенных обстоятельств и причин.

– На сайте духовной академии есть расписание.

– Да, и все желающие приобщиться к академической жизни и богослужению, увидеть, как куются кадры Русской Православной Церкви, и вообще получить эстетическое удовольствие от совершаемого богослужения могут зайти на сайт духовной академии. Сайт с прекрасным интерфейсом, в котором легко можно найти любую интересующую вас информацию, в том числе и о расписании общих богослужений, когда храмы Двенадцати апостолов и апостола и евангелиста Иоанна Богослова открыты. Можно прийти в этот день. Там дана подробнейшая информация о том, кто исповедует, кто совершает богослужение, каким составом, во сколько начинается служба и исповедь. Пожалуйста, приходите, участвуйте в богослужении. Всегда радостно, когда приходит много людей, и ты понимаешь, что они ждут тебя, твоих собратьев. Это мотивирует. Ты понимаешь, что не просто закрылся здесь особнячком, в аквариуме, а крупицы мира, который тебе придется просвещать, просачиваются, попадают. Это мотивирует на то, чтобы больше знать и совершенствовать свои познания в той или иной степени.

– Я тоже думаю, что очень ценно, когда человек может прийти, увидеть, услышать, почувствовать, пережить это прекрасное академическое богослужение. Ведь насколько я знаю, в Санкт-Петербургской духовной академии совершаются богослужения, так скажем, непрерывной петербургской традиции, которой уже мало осталось в самом городе Санкт-Петербурге, как говорят. Здесь есть очень важные уставные особенности, и красота богослужения, конечно, поражает человека, который первый раз на нем оказывается. Я был просто оглушен красотой академического богослужения, когда первый раз присутствовал на нем уже как только что поступивший студент. Думаю, это испытывает каждый, кто приходит в духовную академию, чтобы помолиться.

Что касается раскрытия талантов, очень важный момент: мы знаем притчу о талантах. Кто-то приумножил таланты, один человек зарыл его в землю и так лишился его. Помогает ли духовная академия человеку раскрыть свои таланты, увидеть в себе то, чего он о себе и не знал, и реализовать это – во славу Божию, во служение людям и Господу?

– Несомненно. Здесь стоит сделать оговорку. Я сделаю ее попозже. Несомненно, академия помогает и делает все возможное, чтобы раскрывать наши человеческие таланты. Но самое главное, академия все-таки прежде всего – это место, где мы получаем некую сумму теологии, богословия, сумму некоторых знаний, и именно школу мысли прежде всего. Мне кажется, первостепеннейшая задача, с которой справляется наша академия, – именно наиболее удачное раскрытие в человеке таланта к обучению.

Кроме того, каждая личность, конечно, индивидуальна. В рамках определенной системы, в которой должен быть отработан четкий алгоритм взаимоотношений между администрацией и студенчеством, между техническим обслуживанием академии и так далее, насколько возможно в этой строгой структуре дать человеку свободу, настолько академия ее и дает. Нужно понимать, что полную свободу, в которой максимально раскрывались бы человеческие таланты, конечно, дать невозможно, но в рамках послушаний, даваемых в академии, спектр весьма различен.

Есть IT-отдел, куда сразу попадают ребята, которые разбираются в электронике, в компьютерных программах. Там, конечно, своя атмосфера, свои законы и правила, но они выполняют послушание обеспечения духовной академии нормальным функционированием всех электроприборов. Это и Wi-Fi-роутеры, и интерактивные доски, и компьютеры, и прочее. Естественно, талант умения работать с современными гаджетами, девайсами только совершенствуется.

Ребята, у которых есть музыкальный слух, голос, сразу попадают в хор. Мне посчастливилось четыре года петь в мужском хоре академии, и это, конечно, колоссальный опыт, который я больше нигде не получу. Некие мои природные дарования, конечно, раскрылись в силу тех усилий, которые я прикладывал к раскрытию этого таланта. То есть академия предоставила возможность. У нас были спевки три раза в неделю по два часа (это стандартный вариант, были и изменения в зависимости от необходимости и потребности). Насколько я сам работал над собой, такие результаты и получил. Возможность была предоставлена, только работай. Можно назвать и другие послушания.

Есть послушание технического характера, когда нужно выполнять некоторые дежурства – помощь по трапезной. Кроме того, в академии в рамках социального служения реализуются различные программы преподавания в школах, помощь бездомным, людям в больницах, хосписах, посещение тюрем, регулярное проведение различных лекций. То есть все это направлено на совершенствование навыков студентов. И в принципе, при большом желании студент может приобщиться к той или иной деятельности академии. Академия предоставляет эти возможности. В рамках этой структуры максимально предоставляет возможность. А уж как ты приобщишься к этой возможности…

И еще не надо забывать о том, что все мы все-таки учимся. Совмещать служение, обучение и несение своего послушания – это тоже талант, этому тоже нужно учиться, четыре года дают какие-то результаты в процессе несения этих послушаний, в процессе готовности. И это тоже можно назвать талантом. То есть, в принципе, человек развивается. Главное – это внутреннее стремление. А это самое сложное – мотивация, сохранить в себе это зерно горения.

– Я обращал внимание на два варианта поведения людей, попадавших на самые разные послушания: в издательский отдел, где студенты занимаются информационным служением, в IT-отдел, в мультимедиа-группу, которая занимается со звуковым оборудованием, и так далее. Первый вариант – когда человек откликается на призыв (возьми, научись, приумножь, откройся), он добивается удивительных результатов и неожиданно для себя открывается в новом качестве. И это здорово. Второй вариант: есть студенты, которые, как страусы, стараются спрятать голову в песок. Его просят: помоги, а он, имея какой-то навык, не хочет. Это, конечно, нехорошо. Мне это не совсем понятно, когда человек, действительно имея талант, убегает, прячется и не хочет. Дай Бог, чтобы студенты, которые так делают, поняли евангельскую притчу правильно.

– Да, это очень важно. Мне кажется, это не только в рамках нашего студенчества.

– Конечно.

– Мы имели опыт общения со своими сверстниками и ребятами постарше, кто обучается в аспирантуре, пишет диссертации в светских вузах. Там точно такая же проблема. Я общался со своим отцом, который занимает определенную руководящую должность в одном государственном учреждении. Он говорит, что люди безынициативны, это какой-то повальный грех безынициативности. То есть люди не готовы, не могут брать ответственность и просто плывут по течению. Это очень сложно. И за собой замечаешь, что люди боятся иной раз взять на себя лишний раз ответственность. Студенты боятся, но и взрослые тоже боятся. Это глобальная проблема – не только в рамках студенчества. И плохо, что многие молодые люди не культивируют в себе этот навык, боятся или ленятся, никак не могут с этим драконом лени совладать, чтобы уцепиться за руно.

То есть нужно делать шажки своих навыков, если ты переступил через себя, сотворил над собой некое насилие, только тогда ты достигаешь результатов. Если ты научился так делать, получил навык этого пересиливания, то идешь, и тебе начинают открываться совершенно иные горизонты, абсолютно новые. И ты начинаешь вовлекаться, тебе начинает нравиться учиться, брать на себя ответственность. Естественно, нужно здесь иметь свою меру, но очень печально, что существует то, что я для себя определяю как грех аморфности, безынициативности, слабости, безволия. Прежде всего это я замечаю в себе, с этим очень сложно бороться. Но нужно честно поставить перед самим собой эту проблему и решить ее, понять, как она решается, понять, что ты болен этой болезнью.

– Согласен с Вами. Еще очень важный момент здесь, наверное: когда человек понимает, что способен на что-то, и открывает это в себе, не нужно переносить приоритет на этот свой талант. Не надо забывать, что если студент пришел в духовную академию, то пришел именно для того, чтобы со стремлением, с мотивацией послужить Церкви Божией, Господу, людям в священном сане. Всегда помнить об этом, обращая внимание на то, как человек развивается как личность, как профессионал в какой-то сфере. Не забывать о том, для чего все-таки он пришел в духовную академию. Это такое очень важное предостережение.

– Да, весьма важное, потому что все-таки все это земное – все наши таланты. Нужно помнить, кого Господь избрал Себе на служение. Рыбаков. Апостолы – рыбаки, это люди не великого ума или великих профессий. Это труженики. И нужно понимать, что ты обратишь мир не какими-то великими своими талантами или умом, а, возможно, своим смирением и жизнью по духу. И ты сможешь как-то принять опыт и жить в этом опыте смирения. Это очень важно. И ни в коем случае не сходить с тропы намеченного пути, если это твой путь. Нужно хорошенько подумать, твой ли это путь, готов ли ты на многие лишения, готов ли рыться в земле, быть в холоде, пока копаешь свой колодец, чтобы добыть золотое руно [знаний]. Готов ли ты потом это руно отдавать людям, не произойдет ли выгорания. Нужно четко каждую секунду жизни мотивировать себя и говорить, зачем, почему, этого ли хочет от меня Господь. Конечно, через богослужения, через таинства испытывать себя постоянно.

– Что касается учебного процесса, когда молодой человек приходит в духовную академию учиться, он, естественно, не всегда понимает, какая у него сфера научных интересов. Помогает ли академия очертить эту сферу для себя, понять, в чем ты можешь быть талантлив, к чему у тебя усердие и призвание – библеистика, богословие, литургика и так далее?

– Да, конечно, это насущный вопрос. На первом курсе магистратуры, когда мне приходилось выбирать свою магистерскую диссертацию, которую я буду писать в течение двух лет, а потом защищать, естественно, я обратился… Во-первых, когда я пришел в академию, то интуитивно выбрал сферу научного знания, которая меня заинтриговала, о которой я до поступления в семинарию, в принципе, не думал в том контексте, в котором она мне раскрылась в академии, – сферу библеистики. Сначала она мне даже не очень понравилась, откровенно скажу. Точнее, я не нашел в ней душевного отклика. Но я решил заняться этим делом и влюбить себя в него. В течение обучения я писал курсовые работы у одного и того же преподавателя по библеистике и постепенно начал, скажем молодежным языком, въезжать в тему и понимать научную проблематику в той или иной степени, которая мне открывалась и открывается по сей день. Естественно, все это благодаря опытному научному руководителю и руководству, преподавательской корпорации библейской кафедры и вообще учебно-методическому отделу духовной академии,  сумевшим выстроить систему, которая влюбляла бы в себя.

Определиться с кругом научных интересов гораздо проще человеку, уже получившему светское образование и навык обучения в высшей школе, в каком-либо светском вузе. Потому что у человека появляется навык научного поиска (если человеку интересно заниматься наукой). И он приходит в духовную академию уже с этим навыком и не тратит время на его получение. Он сразу цепляется за нужное, необходимое. Этому способствует, как я уже сказал, преподавательская корпорация, которая открыта к любому диалогу. И естественно, нужно очень внимательно прислушиваться к самому себе, потому что в первый год ты смотришь на все очарованными глазами, тебе все нравится… И конечно, нужно осознанно подходить к выбору своего научного интереса еще до поступления. Чтобы не тратить зря время.

– Но ведь это не всегда возможно. Часто бывает так, что молодые люди, поступив в академию, только начинают учиться всем этим моментам, часто это происходит очень болезненно. Но на самом деле тем это лучше для процесса, пусть болезненно, но зато потом у человека появляется навык. Такой предмет, как введение в специальность, очень этому способствует. Его ведет замечательный священник протоиерей Сергий Золотарев, он дает основы этого поиска, про который Вы говорили.

– Да, конечно, это как раз в рамках помощи преподавательской корпорации, то, о чем я говорил. Учебно-методический отдел поспособствовал включению. Мне кажется, может быть, этот предмет нужно было перенести на второе полугодие, а не давать его в первом. Но это уже частные вопросы. Да, это действительно помогает формировать какие-то научные интересы. Но проблема в том, что именно интересы. Там упор на получение навыка, а не интереса. Как выбрать то, что тебе нравится, – в этом вопрос.

Многие преподаватели очаровывают собой, и ты восторгаешься не предметом, а преподаванием и личностью преподавателя. И в этой степени ты несвободен. Ты очарован силой духа, мысли и умением подать. Зачастую, когда на первом курсе ты восхищаешься одним предметом, к четвертому курсу понимаешь, что знаний, данных тебе, вполне достаточно для твоего багажа мировоззрения и ты уже, в принципе, обладаешь способностью вычленить из литературы по данному предмету все необходимое для тебя, не хочешь углубляться в этот предмет. Но преподаватель был прекрасным лектором по этому предмету. А в другом предмете, который преподаватель читал весьма скучно, так что хотелось спать, вдруг открываешь бездну знаний и кладезь, научный простор.

То есть это уже более тонкая работа, и нужно просто тонко к себе прислушиваться и смотреть, стараться сразу углубиться в это. Конечно, преподаватели будут тебе помогать, в том числе и наш спецкурс «Введение в специальность», протоиерей Сергий Золотарев, который прекрасно дает спектр знаний, помогающих человеку определиться и как-то найти себя в этом потоке. Ты будто стоишь на перекрестке, по которому мчатся машины со скоростью двести километров в час, а ты должен вклиниться. А отец Сергий – «светофор», который немного останавливает этот поток и помогает найти свое место на этой магистрали.

– Да, это здорово.

Мы поговорили об учебе, о богослужении, о раскрытии талантов. Остается не так много времени, хотелось бы обсудить еще один важный момент – досуг. Как студент духовной академии может провести свой досуг в культурной столице России? Здесь ведь такие возможности!

– Возможности действительно прекрасные. Недавно мы с Вами, Михаил, посетили выставку «Византия» в музее Эрмитаж. Прекрасная выставка! Это свидетельствует о том, что академия заботится о культурном развитии своих студентов. На протяжении обучения в духовной академии на бакалавриате я не раз посещал культурные мероприятия, филармонию, различные выставки. Мы выезжали в паломнические поездки с хором и с курсом, на экскурсии по рекам и каналам в летнее время. То есть академия дает все возможности – только ходите. Было бы желание, а времени достаточно, чтобы посещать музеи Санкт-Петербурга.

Когда я учился на очном отделении и еще не был в дьяконском чине, я любил посещать музей Александра Сергеевича Пушкина, его квартиру на Мойке, 12. В свободное время. То есть если есть желание, то можно даже приходить с проектами к владыке ректору и предлагать какие-то свои темы, идеи, и он реализует в силу своих возможностей. В принципе, он открыт к такому диалогу. Это, конечно, прекрасно. То есть с культурой и развитием эстетического вкуса у нас в академии все прекрасно.

– Здорово, это очень важно.

У меня в Петербурге есть знакомые, они довольно долго здесь живут. Они ни разу не слышали органную музыку. Вспоминаю, когда я поступил на первый курс, где-то дней через двадцать нам предложили пойти в филармонию послушать орган. Я был просто поражен, не верил своим глазам: «Орган, вот это да!..» На нем играли те самые замечательные классические произведения, наследие органной музыки, которое нам оставили великие композиторы. Я не верил ни глазам, ни ушам, потому что орган – очень величественное сооружение, а органист такой маленький, но извлекает удивительные звуки из инструмента. Я был удивлен, когда люди делились, что, годами и десятилетиями проживая в Петербурге, не слышали органную музыку. Конечно, огромное спасибо духовной академии за возможности, которые она предоставляет своим студентам для культурного развития.

– Да, это как раз была экскурсия в рамках свободного посещения, как я понимаю?

– Да.

– То есть на выбор есть разные экскурсии, желающие могут записаться. А есть и обязательная программа в начале года – обязательная экскурсия всех вновь прибывших, поступивших по святыням города, которая по традиции проходит в присутствии владыки ректора. Он часто ездит на экскурсию по рекам и каналам со студентами первого курса бакалавриата. Мне кажется, это очень здорово. Это прекрасная традиция, которой стоит всячески подражать.

– Да, это замечательно.

Может быть, Вы как студент, который уже узнал, что такое духовная академия, проучился в ней некоторое время, пожелаете что-то тем, кто нас сейчас смотрит, кто собирается поступать в нашу духовную академию, всем, кто планирует связать свою жизнь со служением Богу и смотрит на это учебное заведение как свое будущее?

– У меня два пожелания. Для тех, кто окончательно и бесповоротно решил поступать в духовную академию, – дерзайте, готовьтесь и с максимальной ответственностью подходите к своему устремлению как в духовном смысле, так и в научном. То есть максимально отдавайте себя и духовному настрою, и готовьте себя к получению максимального багажа знаний. А те, кто еще думает и выбирает между духовной академией и светским вузом, поступайте в светский вуз, испытайте свое желание, и если оно окончательно и бесповоротно, если вы понимаете, что не можете жить без этого, – заканчивайте вуз, поступайте к нам, и Церковь от этого только выиграет.

– Один из писателей сказал замечательную фразу. Каким образом вы узнаете свое призвание? Вы можете бегать от него, прятаться, как пророк Иеремия от своего призвания бегал и прятался, но Господь все равно призвал его. Вы узнаете ваше призвание по тому, что оно с нарочитой неотступностью будет следовать за вами и всегда вас настигать. Поэтому это важный момент понимания. И в духовной академии тоже можно понять, ощутив по-настоящему богослужебную жизнь в полной мере. Потому что мы много служим, много молимся. Учебный процесс и так далее…

Спасибо за очень интересную, насыщенную беседу.

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать